Научная статья на тему 'Госкомпании и их место в современной экономике России'

Госкомпании и их место в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАКЕТЫ АКЦИЙ / РЕЕСТР ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ АКЦИОНЕРА ОТ ИМЕНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ВЫРУЧКА / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвина Елена Юрьевна

Одной из важнейших функций государства является регулирование развития и устойчивости национальной экономики. При этом косвенно влияние государства в отдельных секторах экономики проявляется путем его участия в капитале различных компаний. Повышение качества управления в госсекторе представляет собой одно из главных направлений, нашедших свое отражение в проекте Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. В настоящее время Российская Федерация выступает участником более 2,5 тысяч акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций. Построение такой системы для принятия эффективных управленческих решений должно быть основано именно на знании объекта управления. В статье сделан первый шаг к формированию полного и детального понимания, пакетами акций каких именно компаний владеет государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литвина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госкомпании и их место в современной экономике России»

управления любыми общественно значимыми процессами на основе взаимного мониторинга и контроля со стороны всех участников общественной жизни. Эффективно построенный механизм управления потоками обратной связи, незамедлительное реагирование на запросы граждан, поступающие через Интернет со стороны любого уровня государственной иерархии, вплоть до первых лиц страны, становится в настоящее время единственно возможным путем к политическому успеху, ведь «управление, а тем более эффективное управление общественными процессами, невозможно без знания самого общества» [1, с.1].

Литература

1. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Clark J. & Aufderheide P. (2009). Public Media 2.0: Dynamic, engaged publics. American University School of Communication Center for Social Media, 2-26 [Электр. ресурс]: http://www.jstor.org.

4. McCombs, M. E., & Shaw, D. L. (1972). The agenda-setting function of mass media. American Association for Public Opinion Research, 36(2) [Электр. ресурс]: http://www.jstor.org.

5. Meraz S. (2011). The fight for 'how to think': Traditional media, social networks, and issue interpretation. Journalism Sage Publications 12. [Электр. ресурс]: http://jou.sagepub.com.

Е.Ю. Литвина

ГОСКОМПАНИИ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация. Одной из важнейших функций государства является регулирование развития и устойчивости национальной экономики. При этом косвенно влияние государства в отдельных секторах экономики проявляется путем его участия в капитале различных компаний.

Повышение качества управления в госсекторе представляет собой одно из главных направлений, нашедших свое отражение в проекте Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. В настоящее время Российская Федерация выступает участником более 2,5 тысяч акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций. Построение такой системы для принятия эффективных управленческих решений должно быть основано именно на знании объекта управления. В статье сделан первый шаг к формированию полного и детального понимания, пакетами акций каких именно компаний владеет государство.

Ключевые слова. Государственные пакеты акций, реестр федерального имущества, осуществление прав акционера от имени Российской Федерации, специальный перечень, отрасль экономики, выручка, чистая прибыль, рентабельность по чистой прибыли.

Одной из важнейших функций государства является регулирование развития и устойчивости национальной экономики. При этом косвенно влияние государства в отдельных секторах экономики проявляется путем его участия в капитале различных компаний. Согласно данным ЕБРР, доля госсектора в российском ВВП в конце 2011 г.

© Литвина Е.Ю., 2013

составляла около 35%. За 2004-2007 гг. доля государства в капитализации фондового рынка выросла с 24 до 40%, а в 2009 году, возможно, достигла 50%, говорится в докладе «Управление госсобственностью и приватизация», опубликованном на сайте «Стратегия-2020» [4].

Повышение качества управления в госсекторе представляет собой одно из главных направлений, нашедших свое отражение в проекте Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности.

Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Разбивка АО по статусам, отражающим их финансово-экономическую

самостоятельность

Статус АО Количество АО

Ведущие стабильную ФХД 1798

Внесено/завершается внесение в УК ВИС 356

Банкротство (конкурсное производство) 197

Не ведет ФХД 77

Ликвидация 64

Приватизировано 55

Банкротство (наблюдение) 18

Выпуск акций не зарегистрирован 15

Банкротство (внешнее управление) 11

Реорганизация 2

Ликвидировано 1

Передано в собственность субъекта РФ 1

Общий итог 2595

Российская Федерация - специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ) либо посредством передачи акций в доверительное управление.

Далее проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (таблица 2).

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять - значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами

акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства.

Таблица 2

Анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от

имени Российской Федерации

Субъект осуществления прав акционера-РФ Количество АО

Росимущество 2260

Минобороны России 277

ГК «Ростехнологии» 30

ГК «Росатом» 18

Доверительное управление 5

Минкомсвязь России 1

Минэкономразвития России 1

ЦБ РФ 1

Минтранс России 1

Правительство РФ 1

Общий итог 2595

Кроме этого, как видно из таблицы 1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

- в отношении которых проводятся процедуры банкротства - конкурсное производство и внешнее управление (208 АО) [3, ст.94, 126];

- находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);

- пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

В соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ предложения акционера в повестку общего собрания акционеров принимаются только в том случае, если акционер владеет более 2% от уставного капитала АО [1, п.1, ст.53]. Таким образом, логичным представляется перейти к анализу АО в разрезе размеров пакетов акций, принадлежащих государству.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% - 479 обществ (25%) с блокирующим пакетом - 175 обществ (9%) и с контрольным - 76 обществ (4%) (данная разбивка показана на рис. 1).

Итак, Российская Федерация владеет пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций

общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:

- внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

- реорганизации АО;

- ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

- изменении уставного капитала АО;

- совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность [2, п.3, ст.38].

479

1100%

от 50% до 100% от 25% до 50% | от 2% до 25% менее 2%

Рис. 1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций

Далее автор настоящей статьи проводит анализ госкомпаний без учета АО с долей госучастия менее 2%.

Кроме этого, в дальнейшем исследовании нецелесообразно представлять сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера - Российской Федерации в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых ФОИВ.

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (таблица 3).

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО, находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее - специальный перечень) -крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые

управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. В специальный перечень, к примеру, входят такие крупные компании, как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «Аэрофлот», Банк ВТБ (ОАО), АК «АЛРОСА» (ОАО), ОАО «ФСК ЕЭС» и др.

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в таблице 3.

Таблица 3

Закрепление АО за ФОИВ

ФОИВ Количество АО Доля АО за каждым ФОИВ от общего итога, %

Министерство сельского хозяйства Российской

Федерации 258 18%

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 245 17%

Министерство энергетики Российской Федерации 155 11%

Федеральное дорожное агентство 141 10%

Министерство регионального развития Российской Федерации 106 8%

Федеральное агентство по печати и массовым

коммуникациям 89 6%

Министерство обороны Российской Федерации 67 5%

Федеральное агентство воздушного транспорта 30 2%

Министерство образования и науки Российской Федерации 29 2%

Федеральное агентство по недропользованию 29 2%

Федеральное агентство морского и речного

транспорта 28 2%

Федеральное космическое агентство 26 2%

Министерство культуры Российской Федерации 24 2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство финансов Российской Федерации 22 2%

Федеральное агентство по рыболовству 19 1,4%

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 17 1,2%

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12 0,9%

Росимущество 11 0,8%

Федеральное агентство железнодорожного

транспорта 11 0,8%

Иные ФОИВ (за каждым из ФОИВ «закреплено» менее 10 АО) 88 6%

Общий итог 1407 100%

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта, лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего

количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в таблице 4.

Таблица 4

Распределение АО по территориальному признаку

Количество АО соответствующего

Наименование региона размера государственного пакета акций Общий

РФ 100% от 50% от 25% от 2% до итог

до 100% до 50% 25%

г. Москва 183 28 46 38 295

Московская область 46 12 18 15 91

Краснодарский край 63 3 5 8 79

Санкт-Петербург 48 4 12 9 73

Свердловская область 37 1 8 7 53

Новосибирская область 24 1 6 6 37

Ростовская область 28 1 3 2 34

Красноярский край 22 1 4 2 29

Тульская область 21 1 1 2 25

Саратовская область 21 1 1 2 25

Хабаровский край 13 1 4 5 23

Челябинская область 18 1 1 3 23

Ярославская область 12 1 2 4 19

Самарская область 14 1 4 - 19

Воронежская область 18 1 - - 19

Приморский край 13 1 3 2 19

Смоленская область 17 1 - - 18

Ивановская область 18 - - 18

Тверская область 16 1 1 18

Пермский край 13 1 3 1 18

Кемеровская область 14 1 1 1 17

Ставропольский край 13 1 2 16

Нижегородская область 10 1 3 2 16

Архангельская область 9 1 2 3 15

Алтайский край 12 1 1 1 15

Иные субъекты РФ (в

каждом из субъектов расположено менее 15 АО) 306 8 44 35 393

Общий итог 1009 73 175 149 1406

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора данной статьи, является представление о том, в каких отраслях экономики функционирую госкомпании (рис. 2). Из всех стабильно функционирующих АО, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относятся к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от

общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, месте с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Г орнод о быв ающая пр омышп енно сть Страх ование

Промышленность строительных материалов Медицинская промьшт енно сть (производство медикаментов и.

Г е од езиче екая и карт огр а фиче скал деятельность, гидр омет е ор оп огня

Металлургия

Л е сная, д ер еь о о бр а б атыв ающая и цеплкш озно- бумжная пр омышп енно сть 1Т, коммуникации, информационно - вычислительное обслуживание Финансово-кредитная сфера, консалтинг, управление Культура, искусство, архитектура, кинематография Легкая, пищевая, мебельная промышленность Г е оп огня и р азв едка недр, ге од езиче екая и гидр омет е ор оп огиче екая.

Т орговпя, мат ериально-т ех ниче ско е сна бжение и с бьн Химическая и нефтехимическая пр омышп енно сть Н аука и научно е о б служив ание,НИОКР ВПК

Транспорт (воздушный, водный, автомобипьный,ж/д), грузоперевозки

Д ор ожно е х озяйств о В се виды машиностроения и металлообработка

П опигр а фиче екая д еят ельно сть и пр ед о ст авл ение услуг в эт ой о Бл а сти

Прочие отрасли Предоставлениеуслуг ТЭК

С троит ель сть о (дорожное, жилищное, промышленное) иремонг

С ельское х озяйство

О 20 40 ¡50 80 100 120 140 160 180 200

Рис. 2. Отраслевой анализ АО

На основе данных исследования о доле госкомпаний в совокупной выручке соответствующего сектора экономики, представленного «Российской газетой», можно отметить, что наиболее сильные позиции государства оказались в транспорте, где указанный показатель достигает 73%. Вместе с этим в производстве судов, летательных и космических аппаратов данный показатель достигает 57%, в секторе добычи газа -около 48%, в электроэнергетике - 35%, в добыче нефти - 23%, в производстве автомобилей, машин и оборудования - 17% и 15% соответственно, в телекоммуникациях - 14%, в строительстве - 9%, в добыче руд, металлов и металлургии - около 3%.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября - по 31 декабря следующего года. Таким образом, для того чтобы перейти к описанию результатов финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по итогам 2011 г., необходимо из рассматриваемого перечня исключить АО, созданные после 1 октября 2011 г. и имеющие право не представлять годовую отчетность за указанный период.

Суммарная выручка, полученная госкомпаниями по итогам 2011 г. составила 9 747 млрд. руб., что составляет 10% от общей выручки организаций, действующих на

территории Российской Федерации [расчет произведен на основе сведений, публикуемых Росстатом, 5]. Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в таблице 5.

Таблица 5

Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Объем выручки, полученной по итогам 2011 г. Количество АО соответствующего государственного пакета акций Общий итог Доля АО, вкл. в спецпереч ень от общего количеств а АО, %

100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25%

более 1 млрд. руб. 43 17 33 24 117 45%

от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. 20 10 7 37 5%

от 100 млн. руб. до 500 млн. руб. 141 6 31 16 194 5%

от 10 млн. руб. до 100 млн. руб. 271 19 26 17 333 0,3%

от 1 млн. руб.до 10 млн. руб. 147 4 8 7 166 -

менее 1 млн. руб. 340 28 67 78 513 -

Общий итог 962 73 175 149 1360 5%

Можно отметить, что всего 8% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 41% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку, менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.).

Кроме этого, большинство крупнейших АО (по итогам 2011 г. получена выручка более 100 млн. руб.) осуществляют свою деятельность в сфере военно-промышленных разработок и производств, в транспортной отрасли и строительстве.

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в таблице 6. Суммарная чистая прибыль, полученная АО по итогам 2011 г. составила 1554 млрд., что составляет 18% от общей несальдированной чистой прибыли организаций, действующих на территории Российской Федерации [расчет произведен на основе сведений, публикуемых Росстатом, 5].

Как видно из таблицы 6, 80% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом 13% госкомпаний получили

значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.), 80% из них включены в специальный перечень. Большинством АО (43% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

Таблица 6

Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Количество АО Доля АО, вкл.

соответствующего в

Объем чистой государственного пакета спецперечень

прибыли, акций Общий от общего

полученной по итогам 2011 г. 100% от 50% до 100% от 25% до 50% от 2% до 25% итог количества АО, %

более 500 млн. руб. 19 7 9 7 43 63%

от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. 74 6 31 22 133 17%

от 1 млн. руб. до 10 млн. руб. 126 5 25 16 172 1,7%

от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. 35 2 5 4 46 2%

от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 100 5 3 3 111 -

менее 100 тыс. руб. 396 28 74 79 577 -

убыток 212 20 28 18 278 4,3%

Общий итог 962 73 175 149 1360 5%

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 10% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (34%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 16% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в таблице 7.

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение АО в зависимости от показателя рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Количество АО соответствующего размера рентабельности по чистой прибыли Общий итог

Отрасль Высокорент абельные Рентабель ные Малорента бельные Убыточ

(более 25%) (15%-25%) (менее 5%) ные

I II III IV V VI

Сельское хозяйство 14 27 99 52 192

Строительство (дорожное, жилищное, 4 11 78 30 123

промышленное) и

ремонт

ТЭК 6 6 66 26 104

Предоставление услуг 2 3 81 12 98

Прочие отрасли 5 8 57 25 95

Полиграфическая

деятельность и предоставление услуг в этой области 3 7 62 19 91

Все виды

машиностроения и металлообработка 3 5 56 22 86

Транспорт (воздушный, водный, 5 7 35 32 79

автомобильный,ж/д),

грузоперевозки

Дорожное хозяйство - 2 51 25 78

ВПК 4 13 38 16 71

Наука и научное обслуживание, НИОКР 1 5 37 18 61

Химическая и

нефтехимическая 1 7 27 15 50

промышленность

Иные отрасли (количество АО,

осуществляющих 15 18 142 57 232

свою деятельность в

которых менее 50)

Общий итог 63 119 829 349 1011

Усредненные показатели деятельности госкомпаний представлены в таблице 8 (из анализа исключены убыточные АО).

Таблица 8

Усредненные показатели финансово-экономической деятельности госкомпаний по

итогам 4 квартала 2011 г.

Размер государственного пакета акций Средняя выручка, тыс. руб. Средняя чистая прибыль, тыс. руб. Средняя рентабельность, % Средний объем обязательств, тыс. руб.

100% 4 184 936 220 032 0,04 3 408 838

от 50% до 100% 115 450 985 17 298 565 4,7 89 517 239

от 25% до 50% 47 045 891 10 846 967 0,1 31 695 239

от 2% до 25% 7 890 157 895 654 0,2 11 887 177

Общий итог 15 491 500 2 539 595 0,3 11 891 441

Как видно из таблицы 8, наиболее высокие средние значения показателей деятельности АО характерны для компаний, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций.

Проведенный анализ показывает, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что определяется комплексом факторов, важнейшими из которых являются стратегические, оборонные, географические, экономические, исторические. Данный факт требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

1. ФЗ №208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 // [Электр. ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/.

2. ФЗ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 // [Электр. ресурс]: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html.

3. ФЗ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 // [Электр. ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/.

4. Романов А. Президент велел госкомпаниям не расти, 2011 // [Электр. ресурс]: http://www.km.ru/v-rossii/2011/12/12/ekonomika-i-finansy/prezident-velel-goskompaniyam-ne-rasti.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru.

Е.В. Лукьянчикова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В политологической науке особняком стоит проблема вычленения политических институтов из состава политической жизни общества. Можно ли считать избирательную систему политической системой, а выборы - политическим институтом? Структурный анализ любой политической системы позволяет выделить в ней четыре основных элемента (подсистемы): институциональную,

© Лукьянчикова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.