Оригинальная статья / Original article УДК 72.03
DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2019-1 -214-231
Городской интерьер. Общая характеристика методов и подходов
© Е.В. Хохрин, С.А. Смольков
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Резюме: Работа посвящена рассмотрению проблем сохранения исторического облика города и решению задач формирования современной городской среды. Методология исследования городского интерьера строится на анализе специфики деятельности и функционирования носителя стиля. В её основе лежат различные формы представлений о внутренней организации и структуре внешних связей, понимание и конструирование механизмов развития собственных типов деятельности. Изложены основные этапы формирования процедур создания городского стиля, который развивается в нескольких планах: организационно-деятельностном и предметно-тематическом, что обеспечивается межструктурными коммуникациями в процессе кооперации с предметной средой, образом жизни людей и их культурой. Проектная норма видна лишь при взгляде вверх от процесса, направленного на аксиоматическое, ценностное единство среды, образа жизни и культуры, она не видна при взгляде вниз относительно проектного процесса, где даны лишь части проектируемой среды и различные проектные процедуры, организуемые в рассматриваемой методике. Решение перечисленных задач позволяет объективизировать выбор вариантов, что особенно необходимо в процессе проектирования городской среды. Разработанные нами методы оценки качества городской среды позволяют проводить описанные операции над различными типами размерных величин композиции, от формирования спектра параметров до их сопоставительной оценки, и получить в результате показатели соответствия структуры исследуемой композиции заданному размерному эталону. Результаты исследования количественно подтвердили существующие теоретические положения, показав тем самым пригодность и эффективность разработанного метода исследования.
Ключевые слова: архитектурно-художественная концепция, композиционное единство, регламент размещения рекламно-информационных конструкций, типология, дизайн городской среды, художественный образ города
Информация о статье: Дата поступления 28 декабря 2018 г.; дата принятия к печати 24 января 2019 г.; дата онлайн-размещения 29 марта 2019 г.
Для цитирования: Хохрин Е.В., Смольков С.А. Городской интерьер. Общая характеристика методов и подходов. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость.2019;9(1):214-231. DOI: 10.21285/2227-2917-2019-1-214-231.
Urban interior. General characteristics of methods and approaches
Eugeniy V. Khokhrin, Se^i A. Smolkov
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract: The study is devoted to the consideration of the problems of preserving the historical appearance of the city and solving the problems of forming a modern urban environment. The research methodology of the urban interior is based on an analysis of the specifics of the activities and functioning of the style carrier. This approach is based on various ideas about the internal organisation and structure of external relations, as well as understanding and constructing mechanisms for the development of different types of activity. The main stages of the formation of procedures for creating an urban style are outlined. The style develops in several plans: organisational-activity and subject-thematic, which is ensured by inter-structural communications in the process of cooperation with the subject environment, the lifestyle of people and their culture. The project norm is visible only when looking upward from a process aimed at an axiological value-unity of the environment, lifestyle and culture. In terms of the design process, thisfactor is not visible when looking downwards, when only parts of the designed environment and various design procedures, organised according to the method under consideration, are given. The solution of these problems facilitates an objective approach to the choice of options, which is necessary during the process of designing an urban environment.
Том 9 № 1 2019
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _pp. 214-231
ISSN 2227-2917
The methods developed for assessing the quality of the urban environment allow described operations on various types of dimensional values of the composition to be carried out, from the formation of a spectrum of parameters to their comparative evaluation, as well as to obtain indicators of the compliance of the structure of the composition under study with a given dimensional standard. The results of the study quantitatively confirmed the existing theoretical principles. This shows the suitability and effectiveness of the developed research method.
Keywords: architectural and artistic concept, compositional unity, regulations for the placement of advertising and informational structures, typology, urban environment design, artistic image of the city
Information about the article: Received December 28, 2018; accepted for publication January 24, 2019; available online March 29, 2019.
For citation: Khokhrin E.V., Smolkov S.A. Urban interior. General characteristics of methods and approaches. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Realestate.2019;9(1):214-231. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-2917-2019-1214-231.
Введение
Для того чтобы определить стилистическую целостность объекта проектирования такого как городской интерьер прежде всего под «целостностью архитектурно-пространственной среды» мы будем понимать такие обобщённые характеристики объектов, обладающих сложной внутренней структурой, которые выражают интег-рированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противо-
поставленность окружению, связанную с внутренней активностью. Это характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития. Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а лишь в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой [4], что отражено в рис.1.
Рис. 1. Связь объекта с целостностью архитектурно-пространственной среды Fig. 1. Connection of the object with the integrity of the architectural and spatial environment
Том 9 № 1 2019
с. 214-231 Vol. 9 No. 1 2019 pp. 214-231
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Методы
Наиболее значительное в античной философии учение о целостности развил Аристотель, толковавший целостность как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о целостности, характерной для человеческой деятельности, и на природу, Аристотель трактовал её как конечную цель и смысл бытия. Вот из этого мы и будем исходить в своих рассуждениях.
Само по себе понятие «стиля городской среды» предполагает наличие отношений с другими «несредовыми» стилистическими явлениями в общем контексте культурно-исторического развития типологии внутренних пространств города. Динамически меняющаяся городская культура нуждается в особом творческом пространстве мыслительной деятельности дизайнера, в которой «работа воображения может разворачиваться с необходимой для проектирования осмысленностью и действительностью»1. Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей «предметная среда -образ жизни» и «предметная среда -культура», потребовалось расширить представление о творческом «пространстве проектного мышления» (рис.1).
Концепция стиля городского интерьера строится прежде всего на структурном анализе специфики деятельности и функционирования носителя стиля. В ее основе лежат различные формы представлений о внутренней организации и структуре внешних связей, понимание и конструирование механизмов развития собственных типов деятельности и саморазвитии. Другими словами, стилистические особенности объекта проектирования и
деятельности, им организованной, определяются в первую очередь, как он (субъект стиля) формирует себя в отношении со средой и каким образом среда реагирует на его (субъекта стиля) агрессию.
В этом случае рассмотрения типология понятия «стиля» в контексте предложенного понимания концепту-альности проектного мотива, вводится в оборот два типологически развитых концепта:
а) морфологический - собственно материализация проектных идеологий в сознании проектировщика, и
б) синтаксический - связанный с возможными пространственно-формальными выражениями внутри одного смыслового поля, при этом ориентированный на разные типы деятельности (целевую, традиционалистскую, аффективную, ценностную, ми-фопоэтическую и т. д.).
Введение этих типологий позволяет говорить о внутренней среде города как о многообразии (или пространстве) творческих концепций, стилистическая разнонаправленность которых обеспечивает уравновешенность и завершенность культурной ткани городского объекта, иначе бы она просто зрительно расслаивалась и саморазрушалась. Стилевая составляющая формирует нормативные отношения в процессе формирования образа городской жизни и культуры. В иерархическом отношении любой стиль определяется как высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования или воссоздания среды и над инфраструктурой дизайна, т.е. всеми функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектирования городской среды.
1Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна : автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата искусствоведения М.: ВНИИТЭ, 1988. / Genisaretsky O.I. Problems of research and development of design culture of design: author. dis. for the degree of candidate of art M.: VNIITE, 1988.
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 nie (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231
2 16 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231_
Рис. 2. Схема организации научных знаний, в т. ч. и в сфере архитектурно-дизайнерского
проектирования
Fig. 2. Scheme of the organization of scientific knowledge, that is in the field of architectural and
design project
тематическом, что обеспечивается
Если рассматривать проектный процесс создания городского стиля, то он развивается как бы в нескольких взаимоисключающих на первый взгляд измерениях: организационно-
деятельностном и предметно-
межструктурными коммуникациями и он же находится в отношении соразви-тия с предметной средой, образом жизни людей и их культурой, означаясь и ценностно ориентируясь на них2.
2
Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: 34 лекции 1971-1979 гг.: в 3 кн. Кн. 1: Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 гг., 2005. 464 с. / Schedrovitskii G.P. Sign and activity: 34 lections 1971-1979: in 3 books. Book 1: Structure of sign: messages, meanings, knowledge: 14 lections 1971, 2005. 464 p.
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917
I
1
Политика
.eil
»Урбанист jf
Традиционист I Градостроитель Мифолог I / а^ СтРатег
/
Проекты
Стратегии
Программы
\
\ Городская жизнь и интересы групп /
Рис. 3. Основные позиции в процедуре становления политики градоустройства Fig. 3. Main positions in the procedure for the establishment of a city planning policy
Город - метод
Город - программа
Город - проект
Город - модель^
Город - план.
ан*
Город - вещьХ
Город - имя - —7f
Миф
со
СЦ со
со о. ю
о
со со о.
CD 2
со
m
<с
Рис. 4. Модель структуры формирования политики градоустройства Fig. 4. Model of the structure of urban policy formation
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 218 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231
2 18 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231
Проектная норма видна лишь при взгляде вверх от процесса, направленного на аксиоматическое, ценностное единство среды, образа жизни и культуры, она не видна при взгляде вниз от проектного процесса, где даны лишь части проектируемой среды и различные проектные процедуры, организуемые в рассматриваемой мето-дике3.Процесс формирования «городского стиля» в контексте функционирования культуры поселения вообще и проектной культуры как способа мышления и деятельности проектировщика, в частности, мы определяем как нормативно-опосредствованный механизм регулирования «содержательности» и «оформленности» внутрисредовой жизни.
При этом разнообразие комбинаторных сочетаний стилевых направлений в рамках пространственно-композиционной «единицы» обеспечивает устойчивость и целостность «имиджевых» характеристик градостроительного фрагмента за счет его внутренней структурной простроенно-сти и связанности с граничными предметно-пространственными структурами.
Выделяя понятие «городской стиль» в особого рода объект проектного мышления дизайнера, - мы говорим прежде всего о специфически организованном метаобъекте проектной деятельности, который, в свою очередь, является культурной нормой для целого ряда связанных атрибутов городского интерьера, задающих «целостность среды» на разных уровнях
рассмотрения [4].
Стиль и архитектурная идеология
Стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля и архитектурной идеологии. Последнее является куда более широким, чем понятие стиля. В ХХ в. в архитектуре постоянно (но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными идеологиями: историзмом и модернизмом. Каждая из них базируется на своей системе ценностей, практически не пересекающимися между собой. Однако архитектура на таком пересечении ценностей все же возникает, это вне-стилевая архитектура, и именуется она эклектикой.
Идеология - это основы, аксиомы и догмы, в соответствии с которыми работают архитекторы. Поскольку собственно архитектура представляет из себя синтез искусств и технологий, то и архитектурная идеология базируется на эстетике, формируемой на основе технических и художественных приемов. (Естественно, есть еще и социальная составляющая, но ее, говоря "о стиле", т. е. об эстетике, мы рассматривать не будем) [2].
До середины XIX в. архитектура последовательно развивалась на основе последовательной модернизации технологических и художественных приемов Древнего мира. Стоечно-балочная система и формальные приемы, придававшие ей эстетически благопристойный вид, эволюционировали, но при этом не изменялись основополагающие, базовые параметры.
3Щедровицкий Г.П. Системомыследеятельностный подход и основные проблемы науки и человека в ХХ веке. Публичные лекции в Экспериментальном творческом центре при театре-студии «На досках», 1989 // Московский методологический кружок: развитие идей и подходов. Из архива Г.П.Щедровицкого. Т. 8 (1). М., 2004 [также фрагменты под заголовком «Философия у нас есть» в Г.П. Щедровицкий. Философия. Наука. Методология. М., 1997; также Г.П. Щедровицкий. «На досках»: Публичные лекции по философии. М., 2004]. / Schedrovitskii G.P. Systems activity approach and main problems of science and mankind in ХХ century. Public lections in experimental art centre in theatre-studio «On the boards», 1989 // Moscow Methodological Centre: development of ideas and approaches. From the archive of G.P. Schedrovitskii. V. 8 (1). М., 2004 [also fragments under the name "We have a philosophy" in G.P. Schedrovitskii. Philosophy. The science. Methodology. M., 1997; also G.P. Schedrovitskii "On the Boards": Public lectures in philosophy. M., 2004]
Том 9 № 1 2019
с. 214-231 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 9 No. 1 2019 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
pp. 214-231_
ISSN 2227-2917
Так, соотношение высоты окна к ширине, высоты колонн к их толщине и шагу ограничивались не столько прописанными канонами, сколько технологическими ограничениями. Можно также заметить, что прописные каноны (как, например, строительные уставы) тоже зачастую были созданы в первую очередь для контроля за соблюдением строительных технологий в условиях
отсутствия достаточного числа инженеров-конструкторов на периферии. Эстетические каноны также постоянно изменялись; незримая взаимосвязь, существующая между архитектурой и иными искусствами, постоянно адаптировала строительство к художественным потребностям общества. Эту архитектурную идеологию называют идеологией историзма.
Составляющие I I материально-энергетическая
информационная
ш
эстетические потребности
Рис. 5. Структура составляющих потребностей человека Fig. 5. Structure of the constituent human needs
Промышленная революция XIX в. — это не только «паровоз, пароход, ткацкий станок». Появление такого материала как железобетон, а вслед за ним железобетонного и металлокарка-
са принципиально изменили строительные возможности. Однако художественного осмысления новых технологий не происходило вплоть до 1910-х гг. Здания, выполненные по
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 220 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231 220 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231
каркасной технологии, оформляли по канонам архитектурной архаики. Рождение идеологии модернизма - результат синтеза строительных технологий эпохи промышленной революции XIX в. и эстетики авангардного искусства. Прорыв в сфере изобразительных искусств, появление нефигуративной живописи, позволили иначе переосмыслить и архитектурную форму. Необходимо заметить, что люди, которых принято считать первыми архитекторами-модернистами - Ле Корбюзье и Татлин - на самом деле изначально архитекторами не были, они были художниками, рискнувшими работать с архитектурной формой и сумевшими осуществить прорыв в новую архитектурную идеологию.
И если конец XIX и начало XX вв. были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., модерн, югенд-штиль, ар-нуво, неорусский стиль, псевдоготика), то далее мы видим историю XX в., историю борьбы модернизма и историзма.
Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, сталинский соцреализм, неоклассика, постмодернизм - стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма.
Стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля и архитектурной идеологии. Последнее является куда более широким, чем понятие стиля. В XX в. в архитектуре постоянно (но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными идеологиями: историзмом и модернизмом. Каждая из идеологий базируется на своей системе ценностей, которые практически не пересекаются между собой.
Однако архитектура на таком пересечении ценностей все же возни-
кает, это внестилевая архитектура, и именуется она эклектикой.
Результаты обсуждения
Семантика проекта городского интерьера. Является ли средство передачи сообщений (архитектурные планы и проекции вообще) неким языком? Поскольку архитектура и дизайн расцениваются как язык, входящий в более широкую совокупность, которая носит название «пространственного языка» и которая обеспечивает пространственное управление социальными действиями в рамках пространственной среды города, архитектурное выражение составляет часть «естественного мира» городского дизайна, воздействующего на наши чувства. Содержание архитектуры составляет определенную проблему, которая до поры не будет рассматриваться. Возможно, архитектурный план и архитектурное сооружение представляют собой два инварианта одного и того же языка. Архитектурный план - описательный метаязык архитектуры и включенного в нее дизайна среды, в то время как концепция составляет его семантическое ядро (рис. 6).
В исследованиях по проблемам выделения единиц архитектурного языка и элементов содержания, выделяются три основные функции:
• Репрезентативно-справочная функция, связанная с порядком передачи сообщения;
• экспрессивная функция, форма социальной кодификации (например, южный акцент или региональный стиль);
• аппелятивная функция индивидуального порядка (например, интонация или стиль определенного архитектора).
Проблема сводится к расшифровке неизвестной записи, которая, в соответствии с нашими представлениями, характеризует определенный язык.
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917
Рис. 6. Структура описания семантического ядра концепции Fig. 6. Structure of description of the semantic core of the concept
Дешифровка осуществляется в процессе исследования выражения (кодированного сообщения, записи), в результате последующего анализа содержания, в результате расширения совокупности смыслов за счет метако-довых записей на известном языке (в данном случае на естественном языке).
С другой стороны, известны случаи ксенолоссии,4 которые позволяют предполагать метафизическое представление архитектурного языка.
Решить эту проблему - значит понять, как именно кодируются в пространственных символах информация о структуре проектируемого объекта, как и насколько эта информация может быть однозначно расшифрована в процессе пространственного восприятия.
Архитектурный план является двумерной моделью архитектурно-дизайнерской формы, отражающий отдельные её качества реального объекта и мысли архитектора-дизайнера. Пространственная форма как реализация проектного замысла - совокуп-
ность всех виртуальных моделей. Архитектурный план совмещает в себе две функции - как средство социального общения, средство высказывания и понимания, - функции общения и мышления в рамках среды символических образов, задаваемых авторским дизайном (рис. 7).
Границы объекта проектирования и дизайна определяются сплошными линиями, отделяющими зону рассмотрения от остальных участков чертежа.
Рассматриваемая совокупность представляет собой значимое множество, разлагаемое на знаки. Знак есть единица выражения, имеющая определенный смысл и содержание, представляющие собой единицу проектного мышления [5].
Все единицы, воспроизводимые неоднократно, комбинируются с другими единицами, в соответствии с синтаксическими правилами, которые будут установлены ниже. Метод анализа смысловой стороны архитектурного проекта - это метод изучения пространственного значения единиц объ-
Ксенолоссия - способность человека понимать чужой язык, не изучая его должным образом / Xenolossia is the ability of a person to understand a foreign language without learning it in a proper way
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 9 № 1 2019
с. 214-231 Vol. 9 No. 1 2019 pp. 214-231
5
екта проектирования5.
Проект, как правило, описывается в терминах определенного художественным смыслом графического языка. Язык проектирования может состоять из некоторых композиционных элементов, типа специфического стиля
элементов городского интерьера. Специфические декоративные детали, характерные единичные формы являются «нормативными» в архитектурной практике и составляют элементы словаря дизайнера [7].
Структура
«семантического поля»
Рис. 7. Структура семантического поля объекта проектирования Fig. 7. The structure of the semantic field of the design object
Однако словарь определен для специфического языка, эти элементы не размещаются в произвольном режиме.
Правила, которые управляют, и то, как они собраны, составляют грамматику языка. Словарь и грамматика определяют специфический архитектурный стиль. Идея «шифровки» архитектурных языков существует много лет, с Витрувия, и основы интеллекту-
альных систем проектирования могли быть заложены ещё в «каталоге» образцов Ренессанса, который попытался упростить процедуру художественного оформления до механического выбора шаблонов и соблюдения правил пропорции и симметрии, установленной владельцами объекта проектирования.
Язык - только одно проявление более общего объекта, такого знания.
Щедровицкий. Знак и деятельность: 34 лекции 1971-1979 гг. : в 3 кн. Кн. 1 : Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 гг., 2005. 464 с. / Schedrovitskii. Sign and activity: 34 lectures 1971-1979: 3 books. Book 1: The structure of the sign: meanings, values, knowledge: 14 lectures 1971, 2005.
Том 9 № 1 2019
с. 214-231 Vol. 9 No. 1 2019 pp. 214-231
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
ISSN 2227-2917
(print) 223 ISSN 2500-154X 223 (online)_
Правила грамматики управляют отношениями элементов словаря и синтаксическими классами элементов словаря (предложение, фраза существительного, фраза глагола, и т. д.) таким образом, что единичная идея, «предложение», может быть преобразована в любое грамматически правильное предложение. Эта объединение объектов и идей в форме трансформацион-
ных правил грамматики представляет определённый тип «знания».
Большое количество коротких грамматически правильных предложений могут быть сгенерированы в языке. Не все они имеют очевидное значение, но многие из их фактически сообщают что-нибудь, заслуживающее внимания. Тот же самый подход применяется и к проекту.
Метод анализа и использование его для описания элементов системы
Рис. 8. Схема организации исследования в дизайне Fig. 8. Scheme of the organization of research in design
Если грамматика должна использоваться, чтобы генерировать проекты, то необходимо рассмотреть процедуры формирования этого процесса и формы представления продуктов его реализации6.
Для описания рассматриваемых элементов были использованы различные «языки» геометрии - тополо-
гия, проективная и метрическая геометрии, которые отличаются множеством преобразований, их инвариантными элементами. С другой стороны, они обладают также неодинаковыми возможностями в описании «минимального» элемента. Одни используются для исчерпывающей характеристики рассматриваемого объекта, а другие - для
Методологический подход как средство объединения знаний из разных научных предметов // Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук. Тезисы докладов и выступлений. Ч. I-II. М.: Обнинск, 1987. / Methodological approach as a means of combining knowledge from different scientific subjects // Methodological aspects of the interaction of social, natural and technical sciences. Theses of reports and speeches. Part I - II. M: Obnins, 1987.
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2600-164X (online)
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 9 № 1 2019
с. 214-231 Vol. 9 No. 1 2019 pp. 214-231
деблокировки процедуры и для продолжения её выполнения. Эти геометрии отражают различные уровни описания элемента.
Принцип относительной идентичности
На каждом из уровней для используемых геометрий составляется соответствующее определение критериев относительной идентичности: все объекты (элементы), которые на данном уровне обладают одними и теми же качествами и связаны аналогичным образом, расцениваются как идентичные (с точки зрения указанных качеств) и относятся к одному классу. Так на топологическом уровне квадрат и круг будут рассматриваться как идентичные фигуры, поскольку они оба разделяют плоскость на два участка. Организация элементов в классы представляется как древовидная таксономия, поскольку она осуществляется путём последовательных сегментаций, соответствующих последовательному введению различных геометрий. Семантика имеет отношение к связи между отдельными смыслами внутри некоторого вида иерархии. Предложим, что это просто список элементов словаря, связанных набором идей на более высоком уровне, которые составляют собственно смысл или идею предложения. Архитектурная критика вообще включает исследование семантического содержания специфического артефакта. Попытка редактирования некоторых идей высокого уровня, на котором сформирован объект, есть синтаксическое выражение, потому что семантическая интерпретация может быть достаточно разнообразна как тема архитектурной критики и обеспечивает контекст для бесконечных спекуляций.
Как достигать высокого уровня понимания целесообразности соотношения профессиональной концепции и её утилитарной реализации? Понимание этого включает знание относительно того, что необходимо для за-
конченного артефакта, чтобы вести процесс проектирования определённым способом: знание как объект должен использоваться, как это должно быть выполнено и что - ожидания пользователей объекта и т. д, также как знания относительно того, как лучше всего достигнуть этих целей. В совокупности эти представления и формы их организации в различного типа целостности составляют основу проекта - модель идеального объекта проектирования. Модель организации и содержания проекта содержит не только грамматику, синтаксис и морфологию проектируемого объекта, но также и механизмы собственного развития и управления проектной деятельностью по формированию городского интерьера. Следовательно, необходимо рассмотреть процедуру моделирования в городском дизайне более подробно.
Имеются много различных способов, которыми модель может быть представлена в проектных системах. Для более объективного представления объекта модель должна быть описана различными способами. Грамматика вписываться в формальный механизм представления модели, известный как «технологические системы», которые имеют отношение к преобразованию некоторого описания мира посредством правил (которые и составляют грамматику). Правило имеет часть предусловия и последовательную часть, и может вообще быть выражено неофициально так: «ЕСЛИ» этот список фактов (предусловия) очевиден в текущем (актуальном) описании мира, «ТО» заменяют их на эти факты (следствия). Мир, который эти правила трансформирует, следовательно, проходит через различные состояния, начинающиеся с исходным состоянием и переходом к конечному состоянию, которое является конечным проектом. Процедура выбора правил управляется своеобразным типом механизма управления.
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917
Многие из рассматриваемых систем управления и организации процесса проектирования и дизайна городской среды могут быть сформированы как технологические системы. Они включают игровые комплексы, роботы, системы для разработки пространственных моделей и их модификаций и т. д. Фактически параметры систем и различных методов управления ими основываются на анализе и представлении вариативной формы процесса проектирования и дизайна городской среды [10].При этом в проекте городского интерьера проблема планирования может транслироваться как выбор и упорядочение правил грамматики проекта для достижения некоторой цели и фактического использования этих правил, чтобы генерировать проект. Знание, которое разрешает и планирует в качестве альтернативы, может быть представлено как тип знания управления, которое направляет процесс производства проектов из понимания правил грамматики городской среды. В этой модели, следовательно, управление обеспечивает связь между грамматикой и семантикой в решении основной проблемы проекта дизайна городского интерьера [8].
Таким образом, мы можем констатировать, что в процесс организации проекта вовлечены и определяются:
• реальные элементы архитектурно-строительного комплекса, существующие вне зависимости от сознания и воли проектировщика;
• процессы и технологии, обеспечивающие конструирование и компоновку строительных элементов в определённой проектом последовательности;
• комплекс специфических требований, описывающий особенности функционирования и развития проектируемого объекта, его потребительские качества;
• собственные идеальные модели и концепции о форме и способе жизнедеятельности объекта;
• набор профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающий трансляцию концептуальной модели объекта в реальную ситуацию его функционирования;
• исторические и культурные прототипы, такие как стиль и художественные традиции организации формы и пространства, его региональные особенности;
• социокультурная ситуация, которая также определяет критерии оценки качества конечного продукта проектной деятельности и целесообразность его реализации (проблема отношений архитектуры и власти).
Исходя из этого, семантика реализации проекта представляется как цель. В условиях проектирования городского интерьера цели представлены как атрибуты, которые мы желаем видеть в конечном состоянии объекта проектирования. Цель может представляться как некоторый набор элементов словаря, которые должны присутствовать в конечном артефакте, типа улицы, двора, городского квартала и т. д. [3]. Цель может быть выражена как требование наличия специфических связей между элементами, например, что двор - внутри квартала, улица - граница между кварталами или связь между ними и пр. Часто цели проекта представляются как ограничения (нормы и правила). Нормативы могут также быть выражены в «размытых» условиях, как требования того, что объект должен быть или маленьким, или компактным, или большим, и т. д. Цели могут быть выражены как требования высокого уровня, такие, как трансляция потребительских качеств в смыслы функционирования системы, например, в процессе проектирования должны быть выполнены требования нормативных документов и регламентов, объект проектирования должен
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 226 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231 226 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231
соответствовать совокупности граничных условий. Цели относительно формы и пространственного качества принадлежать к этому же типу проектного самоопределения. Вообще говоря, цели не могут быть выражены в терминологии элементов проектного словаря, на который работает проектная грамматика, но должны быть выведены некоторым способом из набора комплексов смысловых связей внутри проектируемого объекта и собственно его проектного процесса. Из-за общего характера находящейся в противоречии проблематики процесса постановки целей, в моделировании часто используется в качестве теста возможность определения способа и места размещения элемента в структуре системы. Это непосредственно не показывает сложность решаемых проблем в определении целей проекта, но позволяет показать общую утилитарность различных методов проектирования и достижения множественных целей.
Выводы
Общая характеристика методов и подходов. Для создания методов описания, анализа и оценки архитектурных композиций объектов жилой архитектуры по критериям энергетического баланса и частотного резонанса архитектурной формы как важной составляющей части эстетического качества с учетом требований комплексного проектирования решались следующие задачи:
• исследование факторов, влияющих на характер функционально-планировочного и композиционно-пространственного развития исторической застройки;
• анализ теоретических концепций динамически развития жилых единиц для оценки существующих способов выявления содержания и формы представления пространственных трансформаций топологической структуры города;
• определение требований к описанию динамики композиционно-пространственной организации городской среды;
• выявление содержательных и формальных оснований метода описания и анализа динамики композиционно-пространственной организации городской среды;
• разработка метода описания, анализа и оценки энергетического баланса и частотного резонанса архитектурной формы и дизайна городской среды;
• апробация предложенного метода на примере городских интерьеров поселений Восточно-Сибирского региона.
Одну из главных задач мы видели в том, чтобы определить, насколько перспективны основные формальные направления современных логико-семантических исследований архитектурного языка с точки зрения решения фундаментальных проблем его логико-философского анализа [9].
Решение поставленных задач должно позволить в процессе исследования и проектирования проводить быстрый и точный количественный анализ композиционного строя и дизайна архитектурных объектов, что позволяет облегчить и уточнить трудоемкие исследования пропорциональных закономерностей объектов городской среды, а также выбрать из совокупности конкурирующих вариантов окончательные решения с лучшими композиционными характеристиками, что, в конечном счете, должно способствовать повышению эстетического качества проектируемых объектов.
История развития методов гармонизации и количественной оценки эстетического качества архитектурных композиций и дизайна городской среды показала важную роль пропорциони-рования и пространственной геометрии объекта проектирования и дизайна в совокупности факторов, влияющих на
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917
его эстетическое качество. Наряду с исследованиями законов геометрии формы и ее пропорционирования, был разработан ряд методов оценки художественного качества различных составных частей проекта, основанных на различных теоретических положениях его дизайна. К таким методам можно отнести квалиметрические, семиотические, психофизиологические и теоретико-информационные вопросы количественной оценки эстетического качества и пр [6].
Существующие методы анализа пропорциональных закономерностей можно разделить на 3 группы:
- восстановление методов построения архитектурной формы зодчими прошлого;
- разработка формально-геометрических приемов построения формы, в определённой степени гарантирующих повышение ее качества;
- количественный анализ и отображение пропорционального строя конкретного архитектурного сооружения.
Последняя задача, результаты решения которой служат основой для первых двух, в традиционной реализации является весьма трудоемкой, а сами традиционные методы ее решения не гарантируют объективного, всеобъемлющего результата и не дают возможности количественно оценить степень гармоничности исследуемого объекта. Для решения задачи количественного анализа гармонии художественного образа проектируемого объекта необходимо иметь квалиметриче-скую модель объекта исследования, а именно определить гармоничный строй композиции в виде совокупности ее пропорциональных отношений и геометрических закономерностей. Так как пропорциональное отношение образуется путем арифметического соотнесения двух размерных элементов, представим оцениваемую композицию моделью, содержащей количествен-
ные характеристики ее размерной структуры. Внешним эталоном может быть выбран пропорциональный ряд, соответствующий региональным пропорциональным традициям городской среды. Для его количественного определения, помимо изучения работ ряда исследователей, был проведен количественный анализ пропорционального строя памятников архитектуры. На основе этого был сделан вывод о наличии пропорциональных закономерностей в формообразовании этих памятников, а также получены конкретные значения доминирующих в них пропорциональных отношений для выведения рекомендаций по формированию пространственной структуры и критериев оценки сформированных вариантов. С внедрением разработанных методов анализа пропорциональности можно предложить подход к определению гармоничности архитектурной композиции. Две составные части гармоничности - упорядоченность и сложность - были определены количественно на основании пропорциональных закономерностей, а также была определена их взаимосвязь в конечной зависимости. Разработанный нами метод оценки пропорциональности позволяет, проведя все описанные операции для совокупности размерных величин композиции, начиная с формирования спектра до сопоставительной оценки, получить показатели соответствия размерной структуры композиции заданному эталону. Введены новые количественные понятия - энергетический баланс и частотный резонанс архитектурной формы, качественно соответствующие сущности этого явления. На основе этих понятий разработана такая форма представления архитектурно-пространственной композиции как резонансный строй, являющаяся расширением существующего понятия пропорционального ряда. Результаты исследования количественно подтвердили существующие
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 228 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231 228 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231
теоретические положения, показав тем самым пригодность и эффективность разработанного метода исследования такого рода.
В общем случае формирование композиции предлагается проводить в такой последовательности:
- анализ гармонии окружающей архитектурной среды, определение характеризующего ее пропорционального эталона;
- формирование ряда конкурирующих вариантов с учетом выведенных рекомендаций и оценка их по критериям качества визуального восприятия: пропорциональный анализ полученных решений и определение характеризующих их пространственно-композиционных параметров в качестве эталонов для последующей оценки вариантов следующего уровня;
- формирование вариантов композиций и оценка конкурирующих вариантов, отбор по ее результатам лучших с учетом весомости эталонов.
Решение перечисленных выше задач позволяет объективизировать выбор вариантов, что особенно ценно в процессе проектирования пространственной композиции городской среды. Это вызвано наличием целого ряда ограничений, налагаемых на структуру
городских интерьеров. Эти ограничения совокупностью условий, определенных спецификой строительного производства и нормами проектирования. Исходя из требований к гармоничному единству всех частей композиции, предложена технология поуров-невого проектирования городской среды с отбором вариантов каждого уровня по результатам качественной оценки. Эталоны для оценки каждого уровня назначаются на основании анализа композиционных ограничений и требований пропорционального единства и художественно-образной гармонии с уже запроектированными уровнями членений и заранее заданными пространственно-композиционными параметрами [1]. Гармоничность композиции всегда определяет как внутренние, так и внешние факторы, отраженные в процессе количественной оценки соответствующей совокупностью эталонов. Однако весомость этих факторов колеблется в зависимости от конкретных условий. В результате внедрения предложенной авторами методики в процессе экспериментального проектирования были получены решения, позволившие гармонично вписать ряд новых зданий в застройку Иркутска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ашихмин А.В., Смольков С.А., Хохрин Е.В. Сохранение архитектурного облика города при размещении рекламно-информационных объектов (на примере исторического центра г. Иркутска): монография. Иваново: Научный мир, 2018, 188 с.
2. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Формирование городского стиля Иркутска: Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 2018. 90 с.
3. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Дизайн городской среды на примере Иркутска. Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 2018, 124 с.
4. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Городской интерьер. Жилые и общественные пространства. Иркутск: Изд-во Иркутского нацио-
нального исследовательского технического университета, 2018, 102 с.
5. Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы // Ежегодник М., 1986; М., 1987. Щедровицкий Г.П.Избранные труды. М., 1995; Г.П. Щедровицкий. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.
6. Г.П.Щедровицкий. Типология ситуаций проведения изысканий. 1986 // Программирование научных исследований и разработок. Из архива Г.П.Щедровицкого. М., 1999. Т.1.
7. Потапова А.В., Энгель Б. Перспективы развития исторического центра Иркутска с учетом немецкого опыта Дрездена. 2012;1 (2):169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012- 1-169-178.
8. Энгель Б., Потапова А.В. Наследие в опасности - исторический центр г. Иркутска // Известия
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917
вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013;1 (4):196-205. (In Russ.). DOI: 10.21285/2227-2917-2013- 1-196-205. 9. Schedrovitsky G.P. Configuration as a method of construction of complex knowledge // Systematics.
Vol. 8. 1971. № 4 (на русском языке работа не публиковалась).
10. Stschedrowitzky G.P. Die Structur des Zeichens: Sinn und Bedeutung // Ideen des exakten Wissens. Wissenschaft und Technik in der Sowjetunion. 1972. № 12.
REFERENCES
1. Ashikhmin A.V., Smolkov S.A., Khokhrin E.V. Sokhranenie arkhitekturnogo oblika goroda pri raz-meshchenii reklamno-informatsionnykh ob"ektov (na primere istoricheskogo tsentra g. Irkutska): Mono-grafiya [Preservation of the architectural appearance of the city at the placement of objects (on the example of the historical-th center of Irkutsk)]. Ivanovo: Scientific world Publ, 2018, 188 p.
2. Khokhrin E.V., Smolkov S.A., Khokhryakov A.A. Formirovanie gorodskogo stilya Irkutska [Formation of Irkutsk urban style: studies. Benefit]. Irkutsk: of the Irkutsk national research technical University Publ., 2018, 90 p.
3. Khokhrin E. V., Smolkov S. A., Khokhryakov A. A. Dizain gorodskoi sredy na primere Irkutska [Urban environment Design on the example of Irkutsk: studies. Benefit]. Irkutsk: of the Irkutsk national research technical University Publ., 2018, 124 p.
4. Khokhrin E. V., Smolkov S. A., Khokhryakov A. A. Gorodskoi integer. Zhilye i obshchestvennye pros-transtva[City interior. Residential and public spaces: studies. Benefit]. Irkutsk: of the Irkutsk national research technical University Publ., 2018, 102 p.
5. Schedrovitsky G.P. Skhema mysledeyatel'nosti -sistemno-strukturnoe stroenie, smysl i soderzhanie. Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie prob-lemy. Ezhegodnik 1986. M, 1987 [The scheme of mental activity, system - structural structure, meaning and content. System research. Methodological problem. Yearbook, 1986; Moscow, 1987; Schedrovitsky G.P. Izbrannye Trudy [Selected
work]. Moscow, 1995; Schedrovitsky G.P. Myshle-nie. Ponimanie. Refleksiya [Thinking. Understanding. Reflection]. Moscow, 2005.
6. Schedrovitsky G.P.Tipologiya situatsii prove-deniya izyskanii. 1986. Programmirovanie nauch-nykh issledovanii i razrabotok. Iz arkhiva G.P.Shchedrovitskogo[Typology of the situations of the survey. 1986. Programming of research and development. From the archives of G.P. Shchedrovitsky]. Moscow , 1999, vol. 1.
7. Potapova A.V., Engel B. Perspektivy razvitiya istoricheskogo tsentra Irkutska s uchetom nemet-skogo opyta Drezdena [Prospects of development of the historical center of Irkutsk taking into account the German experience of Dresden], 2012;1 (2):169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012-1-169-178.
8.Engel B., Potapova A.V. Nasledie v opasnosti -istoricheskii tsentr g. Irkutska [Heritage in danger-the historical center of Irkutsk]. Izvestiya vuzov. Investit-sii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investment. Construction. Realty], 2013;1 (4):196-205. DOI: 10.21285/2227-2917-2013- 1196-205.
9. Schedrovitsky G.P. Configuration as a method of construction of complex knowledge // Systematics. Vol. 8. 1971. № 4 (the work was not published in Russian).
10. Stschedrowitzky G.P. Die Structur des Zeichens: Sinn und Bedeutung // Ideen des exakten Wissens. Wissenschaft und Technik in der Sowjetunion. 1972. No. 12.
Сведения об авторах Хохрин Евгений Викторович,
член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, доцент кафедры архитектурного проектирования, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Смольков Сергей Александрович, член Союза архитекторов России, доцент кафедры архитектурного проектирования, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Information about the authors Eugeniy V. Khokhrin,
Member of the Union of Architects of Russia, member of the Union of designers of Russia, Associate Professor of the Department of Architectural Design,
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected] Sergei A. Smolkov,
Member of the Union of architects of Russia, Associate Professor of the Department of Architectural Design,
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ISSN 2227-2917 Том 9 № 1 2019 230 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 214-231 230 ISSN 2600-164X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 9 No. 1 2019 _(online)_pp. 214-231
Критерии авторства
Хохрин Е.В., Смольков С.А. имеют равные авторские права. Смольков С.А.. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution
Eugeniy V. Khokhrin, Sergei A. Smolkov have equal author's rights. Sergei A. Smolkov bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
Том 9 № 1 2019 ISSN 2227-2917