Научная статья на тему 'ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ'

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
158
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сергей Чистый

Город без барьеров – город, в котором удобно каждому жителю независимо от его возраста, способностей или статуса в жизни, – это утопия или стратегическая цель? Философия универсального дизайна: достижим ли вечный баланс разумного и возможного? Как эффективнее адаптировать города: от общего к частному или от частного к общему?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Сергей ЧИСТЫМ,

кандидат экономических наук, председатель благотворительного совета фонда «Город для всех», член рабочей группы Barrier-free city for all ассоциации «Еврогорода» Евросоюза

Город без барьеров - город, в котором удобно каждому жителю независимо от его возраста, способностей или статуса в жизни, - это утопия или стратегическая цель? Философия универсального дизайна: достижим ли вечный баланс разумного и возможного? Как эффективнее адаптировать города: от общего к частному или от частного к общему?

Сначала XXI века международное сообщество отмечает значительную концентрацию инвестиций в инфраструктуру городов. Появились целые научные школы, которые рассматривают экономику не стран, а именно городских агломераций. Разрабатываются рецепты того, как увеличивать объем и создавать дорожные карты для инвестиций в города. Одновременно отмечается, что количественное наращивание инвестиций в городскую инфраструктуру рано или поздно сталкивается с проблемой качества таких вложений прежде всего с точки зрения учета гуманитарного и социального факторов.

С развитием мегаполисов городская среда усложняется. За счет этажности, расстояний, трафика, экологии, затруднения доступа к необходимым услугам, в том числе по соображениям стоимости, и прочее, и прочее, объективно создаются барьеры для маломобильных жителей, большая часть которых -пожилые и дети.

о

Универсальная городская среда и универсальным дизаин

Поэтому не случайно ктрадиционным парадигмам градостроительства конца XX века, таким как учет социального фактора, экологичность, энергосбережение, сохранение исторической среды, XXI век добавил создание доступной среды для маломобильных граждан и все то, что в мировом сообществе получило название универсального дизайна, или «дизайна для всех». Инвестиции без учета этих аспектов воспринимаются населением как акт враждебного, недружественного поглощения привычной жизненной обстановки агрессивной внешней средой, разрушающей основы его традиционного уклада.

Идея доступной среды впервые была изложена в 1963 году в книге Селвина Голдсмита «Проектирование для инвалидов». Некоторые его идеи, например занижение бордюра на тротуаре на переходе через транспортный проезд, стали в дальнейшем общепринятыми требованиями к организации архитектурной среды на открытых общественных пространствах.

В то же время базовые определения и принципы проектирования на основе универсального дизайна (УД) и разумного приспособления (РП) были сформулированы и обобщены для области производства товаров и услуг группой американских ученых и архитекторов под руководством Рональда Мейса. В почти неизменной формулировке они вошли в нормативные документы вплоть до Конвенции ООН «О правах инвалидов».

В конвенции скорректировано и понятие инвалидности. Принята так называемая социальная модель: инвалидами признаются люди с устойчивыми нарушениями, которым различные барьеры могут помешать полно и эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими. В нашей стране принята медицинская модель инвалидности. То есть инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма (ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 1).

В первой трактовке неравенство и дискриминация преодолеваются как раз через формирование безбарьерной (универсальной) городской среды и услуг для маломобильных групп населения (МГН). Во второй трактовке - это нерешаемая проблема. В условиях роста средней продолжительности жизни и развития городских агломераций число инвалидов и количество барьеров объективно увеличиваются.

В мире существуют два условных направления универсального дизайна. Первое - технократическое, которому свойственны жесткость и определенность технологических решений и неотвратимость наказания за отклонение от них. Второе получило название «дизайн для всех». Акцент в нем делается не на технических приемах, а на постановке задач, которые должны быть достигнуты.

»

Технократические методы обеспечения доступности в городах со сложившейся исторической застройкой взрывают такую городскую среду, вызывают недовольство населения. Поэтому методы нормативного регулирования во втором случае построены на инвариантности и альтернативности применения технических норм для достижения необходимого качества доступности среды. Однако эта «мягкость» компенсируется развитой системой морального и материального поощрения.

Стандарт обеспечения доступности среды для МГН

Необходимость поиска компромиссов при решении вопросов формирования безбарьерных городов диктуется не только требованиями охраны исторического, культурного и архитектурного наследия. На качество решений влияют также экологические, природно-климатические, экономические, финансовые условия конкретного города, соображения национальной и региональной идентичности и другие факторы. Все вместе это формирует то, что в терминах законодательства о техническом регулировании называется региональным стандартом качества. В данном случае этот стандарт важен для обеспечения доступности среды для МГН. Нужно сочетать разумную повторяемость пространства, соразмерность его человеческому восприятию и своеобразие в средствах художественных решений.

К сожалению, современная безбарьерность хорошо прорабатывается лишь на уровне отдельных элементов (как адаптировать ступеньку). Сложнее адаптировать здания, поскольку в законодательстве и нормативной документации отсутствует понятие качества адаптации, качества доступности здания. Это нашло свое отражение в нормативной документации в терминах «частичной», или «условной», доступности. (Приказ Минтруда России от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения»). Условно говоря, любое здание, в которое может зайти инвалид по слуху, можно считать частично доступным. Это настолько размыло понятие доступности среды, что можно считать задачу априори выполненной.

Однако в нашей стране никакой закон или нормативный документ не обязывают создавать безбарьерную среду на уровне улицы, района или города. По этой причине образовался законодательный вакуум, при котором вопрос создания доступной среды в данной области централизованно никак не регулируется.

Чтобы решить эту проблему, необходимо определить, какой уровень качества безбарьерной среды и доступности услуг город хочет иметь на своей территории. Понятие качества в данном случае включает в себя такие критерии, как комплексность, непрерывность, обеспечение доступной дислокации системы обслуживания инвалидов, типы и качество использованного оборудования, материалов и др. Более того, эти показатели могут различаться в зависимости от функциональности городских районов (туристический центр, жилые районы, промышленные зоны, природные парки и др.).

Говоря о вкладе данной проблематики в процесс здорового городского планирования, в УД необходимо выделить прежде всего аспект безопасности как базовое требование для населения всех групп мобильности. Для того чтобы безопасность и другие критерии и принципы создания безбарьерных городов

Создание безбарьерной среды не обеспечено обязательным законодательным регулированием на федеральном уровне,и работы не ведутся

о*®

В настоящее время идет разработка этих уровней

38Д-ФЭ от 30.12.2009 г. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

Рис. 7. Законодательное регулирование и уровни универсального дизайна

были реализованы эффективно, без значительных дополнительных затрат, требуется вписать их в процесс градостроительного проектирования и обеспечить уже сейчас поэтапное создание доступной городской среды нужного качества.

Нормативное регулирование стандарта

Для этого надо задействовать сквозным образом почти все элементы градостроительного процесса, включать решения по обеспечению доступности городской среды практически во все документы градостроительного регулирования. Главное, что должно рассматриваться, - это вопросы балансировки экономических возможностей и социальной достаточности реализации мероприятий по формированию безбарьерной городской среды.

Например, в генеральном плане развития города необходимо не только отражать функциональные зоны, но и указывать границы территорий, где уже создана безбарьерная городская среда и будут сформированы такие территории в перспективе, с учетом местных требований к качеству формируемого пространства, а также включать в него план создания безбарьерного транспортного каркаса города. Указывать направления транспортных и пешеходных маршрутов, формирующих общегородской и межрайонный безбарьерные каркасы, в том числе в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Последнее включает в себя создание в том числе безбарьерной наземной инфраструктуры городского общественного транспорта.

В нормативах градостроительного проектирования необходимо указывать все частотные характеристики формирования мест целевого посещения инвалидов и других маломобильных граждан исходя из их реальной численности и прогноза потребности в услугах. В этом документе должны содержаться ответы на вопросы: сколько таких объектов должно быть для удовлетворения

потребностей в услугах для МГН, где они должны размещаться, какого качества должна быть доступность городской среды и таких объектов? Именно здесь заложена половина резервов для кратного повышения эффективности данных программ.

Также в этом документе должен быть определен вопрос о том, в какой мере ассистивная помощь компенсирует недоступность или некачественную доступность городской среды. Последнее актуально, поскольку также требует инвестиций в соответствующую инфраструктуру, оборудование, подготовку персонала и оплату текущих расходов.

В нормативах градостроительного проектирования должны содержаться местные нормы, заполняющие федеральный вакуум регулирования, уточнения федеральных нормативов с учетом местных особенностей, принятая система пассивной навигации, дизайн-код открытых пространств с учетом требований доступности, используемые материалы, как правило местного происхождения и производства, и другие особенности данного города, дифференцированные по отдельным территориям города (туристические, рекреационные, исторические, жилые, транспортные коридоры и пр.), описывающие качество безбарьерной городской среды.

К сожалению, на практике такой важный документ градостроительного планирования в части формирования безбарьерной городской среды практически не работает. Максимум того, что делается, - еще раз переписываются соответствующие своды правил. Часто материалы по разным городам различаются только титульным листом.

Важным элементом продвижения здорового городского планирования в области развития городской среды являются правила благоустройства. В целях создания УД в них должны содержаться типовые решения многократного повторного применения (например, при устройстве пешеходных переходов и тро-

физическая доступность

• безопасность

• создание безбарьерной среды для всех категорий МГН

• комфортное размещение и качество адаптации наиболее важных объектов городской и социальной инфраструктуры с учетом требований территориального городского планирования

• политика поэтапной адаптации городского пространства, предусматривающая формирование кластеров (кварталов, районов, улиц и др.), полностью приспособленных для всех категорий МГН

комфортность

информационная доступность

Компоненты

• комплексность

• непрерывность

• разумная дислокация системы обслуживания инвалидов

• типы и качество используемых материалов и оборудования

• единообразие и стандартизация используемых элементов и фрагментов адаптации городской среды

и их эстетического решения

терри"

1 • ПОЛИТ!

1 прост| |я 1 класт!

1 ПОЛНО!

V.

Рис. 2. Качество безбарьерной градостроительной среды

туаров нужно использовать ограниченное количество типов покрытий, а также устанавливать одинаковые остановочные пункты и платформы и пр.). Задача адаптации данного элемента - обеспечить единообразие и стандартизацию используемых элементов и фрагментов адаптации городской среды и их эстетического решения. Это важнейший элемент интуитивного дизайна для инвалидов по зрению и с ментальными нарушениями. Для этой категории маломобильных граждан важно постоянно находиться в понятном и читаемом пространстве. Неизвестность вызывает панику и толкает на действия, которые могут привести к вреду для их жизни и здоровья.

Правила землепользования и застройки - следующий очень важный документ градостроительного планирования в части обеспечения доступности среды. В них устанавливаются границы земельных участков и предельные параметры их застройки. В этих границах необходимо учитывать резервы на устройство элементов адаптации зданий и территорий для маломобильных групп населения. Размеры этих резервов зависят от прогнозного количества маломобильных граждан, пользующихся территорией.

В проектах планировки территории должен отражаться безбарьерный пешеходный и транспортный каркас данной территории. Речь идет прежде всего о создании доступных для всех маломобильных граждан вну-триквартальных безбарьерных коридоров, являющихся частью безбарьерного транспортного каркаса города, и их стыковке с местами потенциального проживания инвалидов, их целевого посещения и остановками транспорта. Как и в случае использования частотных характеристик, обеспечивающих доступность услуг для маломобильных граждан, разработка безбарьерных маршрутов предусматривает выборку из имеющихся путей движения, обеспечивающих возможность достижения необходимых объектов или зон в пределах шаговой доступности с учетом СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» или менее, если это указано в местных нормативах градостроительного проектирования. Это также создает значительную экономию финансовых ресурсов и повышает бюджетную эффективность инвестиций в решение задачи обеспечения доступности городских территорий.

В 2008 году по заданию Правительства Москвы проводились расчеты полной сметной стоимости комплексной адаптации района Крылатское. В расчет брали все объекты, от квартир инвалидов до линейных объектов. По оценкам, стоимость адаптации 1 га территории высотной городской застройки составляла около 1 млн долларов. Если спроецировать на всю Москву, то это будет около трех-четырех годовых бюджетов. Задача явно неподъемная, даже для столицы. Половину этой суммы составляют расходы на приспособление открытых городских пространств. Дальнейшее моделирование показало,

ВИЗИТНОМ КАРТОЧКОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

ГОРОДА

ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН ЯВЛЯЮТСЯ

ЕГО ОТКРЫТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА,

КОТОРЫЕ И СОЗДАЮТ

ЭФФЕКТ КОМПЛЕКСНОСТИ,

ЦЕЛОСТНОСТИ

И ЗАВЕРШЕННОСТИ

что использование вышеописанных инструментов позволяет уменьшить количество мероприятий и объектов при одновременном увеличении удельных инвестиций и повышении качества адаптации среды. Бюджетные расходы при этом снижаются примерно на порядок!

Долгие годы при реализации программы «Доступная среда» и ее аналогов в регионах и отраслях задача адаптации городских территорий не ставилась вообще. В фокусе были туристические центры городов, общественно значимые здания, главные улицы - все то, что называется витриной города. Квартиры инвалидов, где они проводят до 90% своего времени, подъезды, дворы вызывали мало интереса. При этом каждый регион, город и даже департамент в городе сам себе ставил задачи и сам проверял их выполнение. Между строк имелось в виду, что постепенно, год за годом количество таких объектов будет возрастать и рано или поздно весь город станет доступным. Но этого не происходит. Даже лучшие города не показывают примера перехода количественных изменений в качественные. Почему? Потому что страдает качество уже сделанного, причем это качество никак не определено на нормативном уровне. Все больше ресурсов расходуется на поддержание реализованного, и все меньше их остается на расширение этого поля. И стало ясно, что визитной карточкой приспособления города для маломобильных граждан являются его открытые общественные пространства, которые и создают эффект комплексности, целостности и завершенности.

Изменения в политике адаптации городских территорий и зданий

Пандемия коронавируса во многом изменила парадигму в области стратегии адаптации городов. Поскольку инвалиды и в целом маломобильные граждане формируют основную группу риска, многие города постарались максимально ограничить и без того ограниченную мобильность данной части населения. Это привело к нескольким важным последствиям в части политики адаптации городских территорий и зданий.

1. Произошла децентрализация города. В период ограничения передвижения центром притяжения маломобильных граждан стали малые и средние пространства вокруг места жительства. Резко выросла роль таких локаций, и в то же время выяснилось, что уровень доступности объектов минимален. Средства в эту область вкладываются по остаточному принципу.

2. Выросла роль локальных безбарьерных пешеходных маршрутов и кольцевых маршрутов общественного транспорта. Последние позволяют посетить социально значимые объекты и вернуться в исходную точку. Идея доставки маломобильных граждан в глобальные общественные пространства, где нет барьеров и имеются возможности для свободного досуга, уходит в прошлое.

3. Стоимость адаптации небольших городских пространств в расчете на квадратный метр выше. Поэтому средств требуется больше. Распорядителями таких пространств являются муниципалитеты, и финансирование программ по адаптации территорий требует перераспределения бюджета или соответствующих субсидий. Крупным подрядчикам, заточенным на масштабные городские проекты, программы с небольшим объемом работ неинтересны. И это вызывает дополнительное сопротивление такой децентрализации.

4. Со сменой акцента на активность использования городских пространств маломобильными гражданами возрастает конкуренция за каждый квадрат-

Рис. 3. В Италии до сих пор действует «налог на ступени». Им облагаются хозяева домов, лестницы которых выходят на улицу. Это градостроительное решение стимулирует строить здания с плоскими входами на уровне тротуара

ный метр локальных зон и путей движения. Соперниками становятся и инвалиды, и дети, и мамы с колясками, и велосипедисты, и самокатчики, и спортсмены, и автомобилисты, и другие участники движения по одним и тем же зонам. В этой связи во многих городах Европы наблюдается взрывной рост зон смешанного движения. Они делятся по скорости передвижения с соблюдением определенных правил сосуществования. Например, если инвалид на электроколяске хочет ехать со скоростью 25 км/ч, то, пожалуйста, на дорогу вместе с велосипедами и автомобилями, передвигающимися в диапазоне установленной скорости.

5. Снижается роль общественного транспорта для инвалидов. В Москве во время эпидемии был заблокирован сервис бесплатного пользования общественным транспортом. Выросло количество заявок на социальное такси, хотя ранее этот вид социальной помощи был как бы вишенкой на торте. Хотелось бы надеяться, что средства, сэкономленные на запрете льготного проекта, пойдут на расширение услуг социального такси. В 2019 году перед пандемией парк социального такси (программу реализует Мосгортранс) был увеличен вдвое - до 80 машин - с перспективой удвоить это количество к 2023 году.1 Однако для около 100 тыс. маломобильных инвалидов и почти 150 тыс. москвичей, находящихся на надомном обслуживании, этого явно недостаточно.

6. Изменились покупательские привычки маломобильных граждан. Стремительно вошли в жизнь службы доставки продуктов. И - внимание! -в экспериментальном режиме в качестве доставщиков товаров стали использоваться роботы. Акцентирую на этом внимание, так как в безбарьерной среде роботы заинтересованы в такой же мере, как и маломобильные граждане. А в лице фирм - разработчиков такой услуги сообщество инвалидов получило мощнейшего лоббиста в части создания безбарьерных маршрутов.

1 URL: https://tass.ru/moskva/7329387 (access data: 15.01.2022).

Развитие аналогичной услуги в настоящее время финансируется также Европейским инвестиционным банком и Европейским фондом стратегических инвестиций для стран Евросоюза.2

7. Увеличились количество и объем услуг, оказываемых инвалидам по месту проживания. Например, такой сервис, как «санаторий на дому», - услуга не новая, но в современных условиях стала новой эффективной формой оказания социальной помощи населению.

8. Новый тренд - массовый переезд маломобильных граждан из больших городов в пригороды. Этот процесс стимулирует местный спрос на товары и услуги, развивает малый бизнес, расширяет налоговую базу смежных регионов и в целом благоприятно влияет на их экономическое положение. Однако такое «переселение народов» предъявляет требования куровню доступности среды в малых городах и поселках и является еще одним вектором для смещения инвестиций на развитие безбарьерного пространства из крупных городов в пользу периферии.

Безбарьерность и рост эффективности развития города

Является ли создание безбарьерного городского пространства помехой для роста эффективности развития города, лишним административным ограничением для бизнес-процессов, особенно в строительной отрасли, становятся ли новое строительство и благоустройство дороже? Это зависит от горизонта планирования. Как экономист, могу утверждать: если мы отодвигаем горизонт планирования, многие меры становятся окупаемыми.

При этом надо помнить, что предпринимаемые меры не должны мешать движению других людей. Например, для помощи слепым можно весь город замостить тактильной плиткой. Но это создает проблемы для женщин в обуви на каблуках. Плитка также станет настоящим барьером для инвалидов-коля-сочников, а зимой наклонные поверхности превратятся исключительно в приспособление для получения травм.

Но есть немецкий опыт - система СРЭ-навигации для слепых, которая ведет человека в городе пошагово с точностью позиционирования до 10 см и решает туже задачу - организацию навигации инвалидов по зрению. Да, это дорого. Но при горизонте мышления и планирования на десятилетие система почти в три раза выгоднее, чем замена тактильной плитки каждые два-три года (средний срок службы покрытия).

Опыт Европы показывает, что создание универсальной среды, изначально удобной для всех, обходится гораздо дешевле, чем адаптация построенных ранее зданий городских пространств под каждую категорию жителей.

Так все-таки город без барьеров - это утопия или стратегическая цель? Почему с такими усилиями продавливается политика создания безбарьерных зданий, не говоря уже о городах? Почему наше государство, еще более социальное после принятия поправок в Конституцию 2020 года, по факту оказывается гораздо менее социально ориентированным в части градостроительства и учета парадигмы универсальной среды? Почему все это идет сложно, часто взрывая обыденное сознание рядового архитектора, строителя, госзаказчика, мэра?

2 11Р1_: https://kiosksoft.ru/news/2022/01/31/starship-poluchil-kredit-na-razvitie-robotov-kurerov-ot-е5-36928 (ассе55 (Ма: 15.01.2022).

С одной стороны, есть такой закон природы: более благоустроенный город имеет более строгое градостроительное регулирование. Это инструмент принуждения. С другой стороны, для того чтобы развитие безбарьерной среды было эндогенно, вызывалось внутренними потребностями города, за этим процессом должны стоять какие-то экономические или политические мотивы и цели, какая-то сплоченная группа лиц, коллективный интерес. Безбарьер-ность в градостроительстве - это развитие с учетом мнения меньшинства.

В этой связи интересен опыт некоторых стран Европы по созданию механизмов экономического стимулирования безбарьерного строительства. Эти меры постепенно вытесняют директивность и обязательность в пользу косвенных мер регулирования. Наращивается количество примеров, показывающих зависимость успеха бизнеса от уровня доступности его услуг для МГН. Особенно это заметно в отраслях, непосредственно обслуживающих население. Множатся примеры эффективного социального сотрудничества общественных организаций инвалидов, бизнеса и органов городской власти в вопросах профилактики проблем безбарьерности среды и недоступности услуг. Особенно в части независимой оценки качества таких мероприятий.

Творческая составляющая УД остается вызовом для профессионального сообщества. Убежден: в формулировке «универсальный дизайн» акцент должен быть сделан на втором слове. А именно - на дизайне, комфортном для всех участников городского сообщества, в каждой конкретной ситуации. Когда «все» - это не гомогенная масса, но многосоставная и сложно организованная совокупность социальных групп и индивидов. Очень рассчитываю, что появится новое поколение архитекторов, способных мыслить образами универсального дизайна, творить особую эстетику этого направления.

ПРЕОДОЛЕНИЕ барьеров

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДИЗАИН ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ £

БОЛЬШЕ УХОДА. БОЛЬШЕ ЗАВИСИМОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

МИКРОУРОВЕНЬ Индивидуальное обращение

у 1

_ м

ДИЗАИН ДЛЯ ВСЕХ

Универсальный дизайн

БОЛЬШЕ НЕЗАВИСИМОСТИ. БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВА

I

МАКРОУРОВЕНЬ Нормальное обращение

Рис. 4. Профессор Губерт Фроен определил индивидуальный дизайн как средство формирования архитектуры свободы и достоинства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.