Научная статья на тему 'Городская печать в процессе социальных трансформаций'

Городская печать в процессе социальных трансформаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ / МЕСТНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ГОРОД / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ / NSTITUTE OF PRINTING / LOCAL PERIODIC PRESS / MASS MEDIA / CITY / TRANSFORMATION OF SOCIETY / EFFICIENCY OF LOCAL PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аверина Ю. В.

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы функционирования печатных изданий в крупном промышленном городе областного подчинения. Эмпирический материал, представленный в статье, свидетельствует: местная печать является одним из важных каналов удовлетворения информационных потребностей личности. Она не уступает по значимости другим средствами массовой коммуникации телевидению, радиовещанию, Интернету. Однако есть проблемы профессионального и социально-политического характера, которые ей следует решить в целях оптимизации общественно-политической и творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The city press in the process of social transformations

The article is dedicated to the problems of print media functioning in the big industrial city of regional subordination. The empirical data represented in the article prove the local press to be one of the important canals to satisfy the persons information needs. It does not yield to other mass communication means such as television, radio, Internet in importance. But there are some professional, social and political problems, which it should solve to optimize political and creative activity .

Текст научной работы на тему «Городская печать в процессе социальных трансформаций»

УДК 301.085 (-21)

ГОРОДСКАЯ ПЕЧАТЬ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Ю.В. Аверина

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы функционирования печатных изданий в крупном промышленном городе областного подчинения. Эмпирический материал, представленный в статье, свидетельствует: местная печать является одним из важных каналов удовлетворения информационных потребностей личности. Она не уступает по значимости другим средствами массовой коммуникации - телевидению, радиовещанию, Интернету. Однако есть проблемы профессионального и социально-политического характера, которые ей следует решить в целях оптимизации общественно-политической и творческой деятельности.

Ключевые слова: институт печати, местная периодическая печать, средства массовой коммуникации, город, трансформация общества, эффективность местной печати.

Averina U. V. The city press in the process of social transformations

The article is dedicated to the problems of print media functioning in the big industrial city of regional subordination. The empirical data represented in the article prove the local press to be one of the important canals to satisfy the person’s information needs. It does not yield to other mass communication means such as television, radio, Internet in importance. But there are some professional, social and political problems, which it should solve to optimize political and creative activity.

Key words: nstitute of printing, local periodic press, mass media, city, transformation of society, efficiency of local press.

Современное общество отличается повышенным динамизмом социокультурных изменений. Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности способствовали новому этапу развития института средств массовой информации. Среди новых тенденций - развитие местной, региональной прессы, обусловленное политическими, экономическими, социокультурными, идеологическими процессами.

Усиление идеологических позиций прессы на местном уровне можно объяснить рядом причин. Прежде всего, экономическая и политическая самостоятельность регионов положительно повлияла на позиции периферийной печати. Изменилась покупательская способность населения, вынужденного делать выбор в пользу одного-двух изданий и, как правило, либо республиканского, либо городского, либо районного уровней. Региональная пресса в пореформенный период стала для властных элит краев, областей, республик наиболее действенным информационным каналом влияния на местную аудиторию. Из наблюдений ученых следует, что среди всей массы возникших за последние десятилетия изданий доля региональных, городских и районных количественно превышает долю общероссийских газет.

Из этого следует, что «точками роста» становятся инфраструктуры массово-информационных региональных подсистем с соответствующими специфическими характеристиками, максимально обусловленными локальными условиями функционирования. Вместе с тем общемировая тенденция, и в том числе российская, такова, что все меньшее количество людей читают печатные издания. Как показали исследования, проведенные в мае 2006 года Аналитическим центром Юрия Левады, почти треть - 30% населения страны не считает нужным регулярно читать прессу. Между тем в 1990 году число «отказников» составляло всего 4% населения, а в 2002 - 13,5%. Ситуацию не меняют ни обилие предложений (на 25 млн. регулярных читателей газет -30 млн. экземпляров только подписного тиража), ни ценовая политика (издатели делают розничную цену минимальной, покрывая убытки за счет рекламы или спонсорских денег).

Наблюдаемая тенденция такова: формирующаяся рыночная конъюнктура в каждом отдельно взятом субъекте федерации в значительной степени формируется решениями государственноэкономической элиты региона, для которой завоевание духовной культуры доступнее всего посредством СМИ. На средствах массовой информации в целом и местной прессе в частности лежит большая ответственность за организацию политического диалога между властью и населением. Необходимы новейшие подходы к коммуникативным стратегиям, способным стать средством выражения интересов населения. Именно поэтому функциональное значение информационных взаимодействий, инициируемых прессой, сопряженных с тенденциями региональной политики, заслуживает особого внимания.

Периодика крупного промышленного города отражает сложившуюся ситуацию и фактически подчиняется местным авторитетам, политическим и экономическим лидерам, которые формируют как её политический курс, так и систему ценностей, пропагандируемых местному населению. Возникает ситуация некоей автономии, а по сути дела - анархии, асистемности в ценностном аспекте, которая наносит значительный урон формированию гражданственности и патриотизма читателей газет как крупной социальной общности в рамках города.

С целью выявления особенностей функционирования местной печати в условиях крупного промышленного города в марте 2008 г. нами было проведено репрезентативное конкретное социологическое исследование методами наблюдения, контент-анализа и анкетного опроса в городском

округе г. Тольятти (Самарская область). Остановимся на результатах, полученных в ходе письменного опроса населения данного города.

В качестве генеральной совокупности было определено всё население, которое состоит из трех административных районов - Автозаводского, Центрального и Комсомольского. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, в Тольятти проживает 702879 чел., из них мужчин -330163 (46,9%), женщин - 372716 (53,1%). Для формирования выборочной совокупности

использовался многоступенчатый отбор с применением квотной случайной выборки.

Таким образом, в выборочную совокупность (п=500) вошли жители всех крупных поселений Тольятти. В самом густонаселённом районе города - Автозаводском, где сосредоточены основные промышленные предприятия, торговые комплексы, развлекательные центры и современные многоэтажные жилые сооружения, было роздано 249 анкет (55,7% от общего числа). В Центральном районе, где расположены основные административные службы, образовательные учреждения, культурные центры города и малоэтажные дома старой застройки, было опрошено 120 человек (26,8%). В Комсомольском районе, который возник на территории города первым и где наличествуют «зелёная зона» с учреждениями отдыха и развлечений, малоэтажные здания застройки середины прошлого века, анкеты заполнили 78 человек (17,4%).

Социальный состав респондентов представлен следующим образом. Из 259 мужских и 187 женских единиц опроса присутствуют следующие возрастные подгруппы: до 20 лет - 8%, 21-29 лет -21,9%, 30-39 лет - 21%, 40-49 лет - 19,6%, 50-51 лет - 4,7%, 51-55 лет - 4,5%, 56-60 лет - 6%, свыше 60 лет - 14,3%. Образовательный критерий был представлен следующим образом: со среднеспециальным образованием опрошены 51,8%, с высшим техническим - 17,5%, с высшим гуманитарным - 11,7%, с неполным высшим - 11,7%, с высшим естественнонаучным - 5,2%, имеют два (и более) высших образования - 2,2% респондентов.

Целью исследования стало выявление специфических особенностей местной печати как одного из основных средств формирования общественного мнения.

Начнём анализ с объективной оценки состояния печатных изданий. Тольятти — крупнейший промышленный центр Среднего Поволжья с населением более 700 тысяч человек (22% населения Самарской области), где функционирует около 3000 различных предприятий, организаций и учреждений, среди которых 29 - предприятия автомобильной промышленности.

Исходя из сказанного, можно предположить, что наибольшим спросом в городе должна пользоваться как информация о товарных рынках автомобильной и химической промышленности, строительстве жилья и иных объектов инфраструктуры, так и о состоянии духовной, социокультурной сферы, в которой работники многочисленных предприятия находятся на протяжении всего времени, свободного от работы. Тольятти - студенческий город, город, в котором происходит множество культурных и спортивных событий, внимание к которым было бы закономерным. Кроме того, в последние десятилетия ситуация в городе заметно криминализировалась. Преступная деятельность затрагивает сферу торговли наркотиками, землёй, автомобилями и запасными частями к ним. Заказные убийства политических деятелей и субъектов городского управления и самоуправления стали практически нормой для местного населения.

В этих условиях любопытным является то обстоятельство, что читатели получают совсем не те сведения о функционировании своего муниципального образования, которые должны были бы получать. Газеты издаются словно в виртуальном, а не в реальном городе - там, где широким фронтом развёрнута политическая жизнь и происходит продажа большого объёма товарной продукции. Это, во-первых. Во-вторых, закономерно то, что респонденты не испытывают большой симпатии к такой периодике. Лишь 35,8% опрошенных подтвердили факт подписки на местные газеты либо их чтения без подписки. Остальные респонденты не видят необходимости обращаться к городским изданиям. Многозначительный факт!

Причины подобной ситуации разнообразны. Начнём с того, что современное состояние российской прессы несёт на себе отпечаток кризисной ситуации, сложившейся в середине 90-х годов ХХ века и связанной со сменой модели прессы, получением СМИ свободы от цензуры, установленной правящей коммунистической партией. Далеко не всем эта свобода пошла на пользу. Сложилась ситуация, когда российская пресса оказалась независимой не столько в смысле юридическом, сколько в социальном, если иметь в виду её отношения с читателями. Нынешние печатные издания почти не поддерживают «обратной связи» с ними, не изучают оценку читателями их деятельности, не стремятся удовлетворить читательские информационные потребности, предлагая лишь своё видение печатных полос и сюжетов, излагаемых в публикациях журналистов. Заметим, что в дореформенное время до трети газетной площади занимали выступления самих читателей газет, которые выступали в роли внештатных корреспондентов печатных изданий. Теперь такая практика почти полностью отсутствует.

В этих условиях становится понятным, почему в городе Тольятти издается 22 периодических издания, читает которые меньшинство. Доминирование общественно-политических изданий массового

характера, издателями которых являются либо местная администрация, либо частные (коммерческие) структуры, приводит к тому, что газетная площадь принадлежит преимущественно политике и рекламе. Истинные интересы читателей (дом, семья, дети, работа, здоровье, образование, культура, досуг, туризм и т.д.) находятся далеко не в центре внимания издателей, цель которых -получение постоянного источника дохода, а более того - прибылей и сверхприбылей от издательской деятельности.

Обратимся к возрастной характеристике читателей. По результатам опроса выяснилось, что издаваемые в городе газеты наименее привлекательны для людей среднего возраста и молодого поколения. Основной вес читателей смещается в сторону старших возрастных групп. Средний возраст читателя оказался равен 53 годам - времени отхода от активной общественной деятельности.

Причины здесь таковы. В виду постоянного роста цен на книги и невозможности использования людьми старших возрастных групп современных средств получения информации (Интернет) печатные издания становятся оптимальным средством удовлетворения информационных потребностей. Кроме того, читатели старшего возраста обладают большим количеством времени для чтения и составляют больший процент коллективного адресата информации.

Молодое поколение, находящееся в состоянии непрерывного обучения, погружения в избранную профессию, напрямую связано со всеми видами речевой деятельности, поскольку получение информации и ее передача - важнейшие задачи образовательной и трудовой деятельности. Исходя из результатов нашего исследования следует, что только 13,9% опрошенных в возрасте до 20 лет выписывают и читают газеты. Аналогичные данные получены и от учащейся и работающей молодежи в возрасте от 21 до 29 лет (15,3%). Иными словами, молодёжь не интересуется информацией, поступающей через местные печатные СМИ. Альтернативой чтению для молодых людей стали медиатексты в электронном формате - телевизионном, компьютерном, мобильном. Произошла смена модели традиционного чтения. Это поколение Google и SMS. На задаваемый молодежи вопрос о том, что ты делал вчера, превалирующее большинство отмечает просмотр телепередач. В меньшинстве остаются те, кто отметили чтение книг или периодики.

Образовательный уровень представлен следующими категориями.

В целом наибольшая часть (51,2%) от общего количества опрошенных читателей и подписчиков газет имеет среднее специальное образование. Процент читателей с высшим профессиональным образованием выглядит следующим образом: высшее техническое - 18,7%, гуманитарное - 15,4%.

Наименьший интерес к местной печати проявляют подписчики с неполным высшим уровнем образования (5,7%) и высшим естественнонаучным (6,5%). Интересно, что люди, имеющие несколько образований, не испытывают потребности в чтении местных газет вообще. Так, только 2,4% из данной категории указали, что являются подписчиками местной печати. Последнее обстоятельство подчёркивает факт наибольших социальных ожиданий аудитории высокообразованных читателей, которые, судя по опросу, не могут быть удовлетворены местной периодической печатью.

Складывается определённой профиль читателя местной городской газеты. Это аудитория немолодых людей, узких профессионалов, «технарей», которые более всего заинтересованы в свежей информации из первых рук об основных событиях городской жизни. Подобная информированность нужна для того, чтобы сохранялась возможность оперативного решения возникающих индивидуальных и семейных проблем.

Уровень образования коррелирует с определенными навыками осмысления, анализа и восприятия информации. Как правило, люди с высшим образованием читают быстрее и внимательнее, чем со средним или средним специальным. Тем не менее, исследование не подтвердило гипотезу о том, что чем выше интеллектуальный уровень респондентов, тем в большей степени они обращаются к чтению газет. Напротив, было установлено, что по мере роста уровня образования падает интерес к местной прессе.

В процессе осмысления передаваемой посредством местной периодики информации читатели городских газет дифференцируются по своим предпочтениям. Поскольку простор для выбора ограничен имеющимися профилями изданий, тольяттинцы читают то, что им предлагается. На первом месте в рейтинге предпочтений местных жителей оказались газеты общественно - политической направленности. Общий процент их поклонников составил 75,6%. Среди них газеты, издающиеся в Тольятти: «Площадь свободы» (23,3%), «Тольяттинское обозрение» (23%), «Вольный город» (7,9%), «Комсомольская правда в Самаре» (7,3%), «Действительно! в Тольятти» (3,9%), «Панорама Тольятти» (3%), «Городские ведомости» (1,8%), «Волжская коммуна» (1,2%), «Газета Тольятти» (0,6%). Газеты, выходящие в Самаре, весьма непопулярны в Тольятти, и их рейтинги низки: «Самарские известия» (0,6%), «Самарская газета» (0,6%); областной бесплатный журнал «Самара и губерния» (0,6%).

На втором месте находятся информационно-рекламные издания: «Презент» - 29,9%, «Курьер» -7,9%, «Миллион плюс» - 7,6%, «Тольятти вечерок» - 1,5%, «Социальная газета» - 0,6% и «Телегазета» -

0,6%.

Развлекательные издания оказались на третьем месте: «Молния» -14,2%, «ТелеСемь - Антенна Тольятти» - 5,1%, ежемесячный развлекательный журнал «Рекомендовано» - 2,1%, телегид - «Афиша»

- 1,5%.

Четвёртое место оказалось у изданий информационно-аналитического профиля: «Хронограф» -5,1% и «Волжский Автостроитель» - производственное бесплатное издание (6%).

Пятое место в структуре предпочтений опрошенных разделяют деловые и информационноразвлекательные издания: «Московский Комсомолец» - 7,3%, «Коммерсант» - 2,4%, «Самарское обозрение» - 0,6%.

На шестой позиции находятся узкоспециализированные издания: «ЗОЖ» - 0,6%; «Советский спорт» - 0,6%, «Семь верст» (для аудитории автолюбителей) - 0,6%; «Спичка» (для молодежной аудитории) - 0,3%, «Студенческий вестник» - 0,3%.

Последнее место в рейтинге получило самое многотиражное, распространяемое на всей территории России рекламное издание «Из рук в руки» (0,6%).

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что читатели местной периодики предпочитают такое качество местной прессы, как интегративность. Наибольшее число опрошенных выделило издания, в которых более полно отражается социальная жизнь города - не только политическая, но и культурная. Вместе с тем информационность как важнейшее качество печатных изданий наряду с рекламной направленностью таковых является желаемой характеристикой современной местной печати. Совместить «приятное с полезным» хотели бы представители читательской аудитории из различных социальных групп.

Интересны ответы читателей на вопрос о недостатках местной печати. На основе полученных данных можно сконструировать тип издания, которое не может быть примером оптимального средства массовой информации сегодняшнего дня. Более половины респондентов (68%) утверждают, что портит впечатление о газете обилие рекламы (см. табл. 6). В общественном мнении перенасыщение рекламой связывается с недостаточной информационной плотностью газетной площади. Большая часть опрошенных (42,3%) указали на узкий круг обсуждаемых местной печатью тем.

Сегодня с увеличением частоты обращений к электронным версиям газет в сети важным условием для читательской аудитории становится внешний вид бумажных изданий, их удобочитаемость. Почти треть (28,9%) опрошенных сетуют на плохое качество бумаги.

Социальное звучание информации как критерий качества публикаций следует за вышеназванными недостатками местной печати. Так, 19,5 % опрошенных указывают на отсутствие социально-значимой информации. Данный факт созвучен жалобам на узость тематики и перенасыщенность рекламной информацией. В это же время почти столько опрошенных (19,0 %) указывают на отсутствие разнообразия журналистских жанров. Здесь уже упрёк в адрес пишущих тексты людей. Отсутствие журналистского мастерства, опыта преподнесения материала, анализа собственной профессиональной деятельности газетчиками и издателями газет - проблема не общества, а журналистских коллективов, возможно, их союзов, недостаточно влияющих на профессиональный рост пишущих. Подтверждает сказанное тот факт, что 18,1% опрошенных читателей профессионализм самих авторов газет определяют как невысокий.

Цвет, формы подачи материалов волнуют немалое число опрошенных - в двадцать первом веке потребитель информации справедливо настроен на её высокое качество. И это понятно, ведь хороший дизайн обеспечивает разумную и приятную подачу новостей и другой информации. Дизайн — это процесс, а не продукт, и он должен быть незаметным. Так, 18,3% респондентов обращает внимание на цветовое оформление страниц. А традиционные формы подачи материалов являются недостатком для 14,1% опрошенных читателей местной печати.

Газета - по сути своей эффективное средство межличностного и коллективного общения людей, позволяющее обратиться за советом, получить рекомендацию, обсудить с согражданами свою идею, принять участие в полемике и т.п. По итогам опроса, 12,5% читателей считают, что в местных печатных газетах отсутствует обратная связь с читателями. Газета была и остаётся для читателя трибуной, консультантом, справочным бюро и главное - источником информации, необходимой для решения жизненно важных вопросов. Получить ответ на свой вопрос - естественное желание адресата информации, однако современные СМИ не торопятся удовлетворить его.

В структуре недостатков местной прессы позиции технические - формат страниц, их объём и т.д.

- не самые актуальные. Читатели толерантны к подобным «мелочам». Так, лишь 8,9% указали скромный тираж читаемого издания, а малый формат отметили только 7,4% опрошенных, редкую периодичность выделили 5,4% читателей. Статистически незначимое число респондентов (2,0 %) отметили такой недостаток, как отсутствие распространения газет по подписке.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что основными особенностями функционирования городской печати в современных условиях являются: 1) её направленность на политические и

экономические интересы узкого социального слоя - издательских групп, владеющих акциями печатных изданий; 2) отсутствие интереса редакционных коллективов к собственной читательской аудитории; 3) ответное невнимание читателей к издателям и редакциям газет; 4) неумение журналистов установить социальные связи с читателями и использовать их для решения как индивидуальных, так групповых и социальных проблем городской жизни; 5) отставание местной печати от актуальных запросов своих читателей не только по содержанию, но и по форме подачи материалов; 6) снижение творческого и политического потенциала местной периодики в условиях разрастания социальноэкономического и социально-политического кризиса в г.о. Тольятти в начале нового, 21 века; 7) снижение социальных ресурсов местной периодики в конкурентной борьбе с другими средствами массовой коммуникации, чья популярность в наши дни неоспорима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.