Научная статья на тему 'ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ (на примере Республики Калмыкия)'

ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ (на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудитория местных СМИ / средства массовой информации / читательская аудитория. / audience of regional mass media / mass media / reading audience.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чемидова Л. С.

Встатьеописаны теоретико-методологическиеподходыкизучениюмассовойкоммуникации, а также приведены некоторые результаты социологического опроса читателей республиканских печатных изданий, проведенного отделом социологических исследований ИКИАТ в апреле 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STUDYING REGIONAL PRINT MEDIA (on example of Kalmyc Republic)

This article is devoted theoretical and methodological approaches to the study of mass communication are described, as well as some results of a sociological survey conducted by the IKIAT Departmant of Sociological Rearch in April 2018.

Текст научной работы на тему «ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ (на примере Республики Калмыкия)»

показатель во много раз. В итоге показатель достижения «сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут» пока не достигнут в полном объеме.

Обобщенный анализ результатов нового этапа исследования по проблемам предоставления повышения качества государственных или муниципальных услуг, удовлетворенности граждан республики получаемыми услугами показал, что определенные проблемы сохраняются и остаются задачами различных органах власти, учреждений, организаций.

1. Оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия: социолог. опрос [проводился в 2017 г. в г. Элиста, выборка 500 респондентов] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, А. Б. Хашаева, Л. Н. Сангаева // Архив отдела социологических исследований.

2. [Электронный ресурс]. URL: http://www. base.garant.ru>70170942/ (дата обращения: 10.06.2018).

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10008 ЧЕМИДОВА Л.С.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ (на примере Республики Калмыкия)

Аннотация: В статье описаны теоретико-методологические подходы к изучению массовой коммуникации, а также приведены некоторые результаты социологического опроса читателей республиканских печатных изданий, проведенного отделом социологических исследований ИКИАТ в апреле 2018 года.

Ключевые слова: аудитория местных СМИ, средства массовой информации, читательская аудитория.

Изучение влияния средств массовой информации на общественное сознание является объектом исследования многих научно-теоретических направлений. Потребность в изучении аудитории СМИ в первом десятилетии XX века диктовалась социально-политической необходимостью. Масштабные социально-политические потрясения и перевороты в жизни общества, а также прогресс в естествознании в конце XIX - начале XX века резко изменили и роль СМИ, и суть самих массовых коммуникационных процессов.

Прогресс в естествознании повлек за собой ряд значительных изобретений, которые стали отправной точкой для формирования именно средств массовой информации и формирования именно массовых аудиторий прессы. Это такие, прежде всего, технические изобретения, как: электрический телефон (1877), электрический локомотив Сименса (1878), электрическая железная дорога (1880), электрический трамвай (1881), бензиновые двигатели (1885), беспроволочный телеграф (1892), аэроплан (1894) [1].

В целом изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.

Начало исследований массовой коммуникации в теории социологии и обоснование проблемных вопросов связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Как подчеркивал в своей статье «К социологии прессы» Макс Вебер, проблема изучения прессы заключается в выявлении ее отношения с действующими политическими партиями, к миру бизнеса, к многочисленным группам и интересам, которые влияют на общественность и испытывают обратное влияние. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

В дальнейшем социологические исследования аудитории печатных изданий стали активно развиваться с 1939 по 1950 гг. преимущественно в рамках американской социологической школы. Исследования проводились на основе методологии, разработанной Джорджем Гэллапом.

В рамках экспериментально-прикладного подхода изучения СМИ эмпирические методы социологии стали использоваться благодаря усилиям Дж. Гэллапа, который возвел социологический инструментарий в ранг объекта научного изучения. В 1935 г. Джордж Гэллап совместно с Гарольдом Андерсеном основали в Принстоне Американский институт общественного мнения. 20 ноября 1935 г. этот институт выпустил первое сообщение по итогам анализа мнений населения.

В основе методики Гэллапа лежала многошаговая стратификационная случайная выборка. При этом он считал, что равные шансы быть опрошенными могут быть представлены всем только в том случае, если опрос осуществляется по месту жительства. Гэллаповская схема отбора респондентов выглядит так: на основе случайных процедур строится выборка из 1500 взрослых, отобранных из 320 населенных пунктов; в каждом из них интервьюеру вручается карта с начальной точкой его движения и требуется точное следование по определенному ему маршруту.

Наряду с этой процедурой Гэллап предложил методику телефонной выборки. Для ее комплектования был создан постоянно обновляемый архив всех домашних телефонов США, из которого произвольно отбирается тысяча номеров. По ним звонят интервьюеры, и если после многократного повтора им не удается дозвониться по отобранному номеру, то принимается решение о его замене. На последнем шаге комплектования выборки используется метод, гарантирующий любому взрослому члену семьи равные шансы участия в опросе [2].

Таким образом, начав проведение регулярных опросов аудитории СМИ и наладив систему распространения получаемых результатов через СМИ, Гэллап фактически впервые в мире обратил внимание больших групп населения, журналистов, политиков на существование проблемы качества и объективности необходимой обществу массовой информации.

Начавшаяся со второй половины XX века информационная революция потребовала от общества качественного улучшения методики и расширение диапазона социологического изучения массовой аудитории печатных изданий в условиях их жесткой конкуренции с электронными СМИ.

В это время в западной социологии возник новый подход к изучению аудитории печатных СМИ, включающих 5 направлений: «читательский профиль»; «тематическая селекция»; «изучение негативной установки на чтение прессы»; «анализ психологической мотивации читательского выбора»; «сравнительный анализ журналисткою и читательского восприятия прессы» [3]. Освещение этих аспектов при изучении аудитории печатных СМИ по сей день остается актуальным.

Аудитория телевидения впервые была изучена немецким социологом и политологом Э. Ноэль-Нойман [4]. Сторонница прецизионной журналистики Элизабет Ноэль-Нойман утверждала, что средства массовой информации должны стремиться самостоятельно проводить социологические исследования аудитории, а не только рассчитывать на данные фундаментальных социологических исследований.

В отличие от западных стран, в Советском Союзе исследования зрительской и читательской аудитории не проводились до начала 60-х годов ХХ века. Социологические опросы аудитории Центрального телевидения начались в 1962 г.; Ленинградского телевидения - в 1964 г.; радиостанции «Маяк» - в 1964 г.; читательской аудитории «Литературной газеты» и «Известия» - в 1967 г.

В современном мире средствам массовой информации отводится особое место в обеспечении обратной связи во взаимодействии государственных органов власти и общества, что в свою очередь является одним из главных признаков и критериев степени демократичности государства. Средства массовой информации все больше рассматриваются как четвертая ветвь власти, а не как инструмент в механизме политики страны. Так Н. Больц говорит о роли массмедиа в современном мире: «.. .вследствие того, что наши знания о реальности опосредованы СМИ, стало бессмысленным отличать отображение от отображенного явления. что есть тот или иной политик или событие - это вообще можно понять лишь в их медиальной (через СМИ) инсценировке. Все то, что реально происходит, становится общественным событием только через свое медиальное отображение» [5]. Вместе с тем, некоторые ученые, основывающиеся на концепции П. Бурдье, считают, что и общественного мнения, как среднестатистического мнения всего населения страны, не существует. «Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира [6].

Таким образом, в условиях, когда в современном обществе СМИ отводится большое и важное место в формировании и манипулировании общественным сознанием, встает необходимость исследования изучения доверия тому или иному каналу СМИ, формирования репутации. Уровень доверия к прессе влияет и на эффективность ее воздействия как на государственные органы власти, так и на региональные власти. Исходя из этого, сегодня существует потребность получения обратной связи от населения и изучение аудитории региональных СМИ.

В Калмыкии в 2018 году была предпринята попытка изучения читательской и зрительской аудитории местных СМИ. В данной статье представлены результаты исследования только читательской аудитории региональных печатных изданий. В опросе общественного мнения приняли участие 550 респондентов, отобранных согласно квотной пропорциональной выборке. В данном исследовании использовался анкетный уличный опрос, позволяющий в достаточно быстрые сроки охватить необходимый массив выборки, обработать

результаты опроса и получить объективную информацию. Социологический опрос проводился в столице и во всех районах республики. Полученные эмпирические данные сверены и статистически обработаны в программе SPSS Statistics 20.

Выборка рассчитывалась исходя из пропорционального представительства респондентов по полу и возрасту. Причем половозрастные пропорции составлялись как в целом по массиву, так и отдельно по районам республики. Структура выборки закладывалась следующая: 39,1 % жители столицы республики; 39,1 % население райцентров и 21,8% сельские жители.

Социально-демографическая структура выборки следующая: 63,8% семейных респондентов, 21,6% холостых, 6,9% разведенных и 7,2% овдовевших. Причем больше, чем у половины опрошенных семья состоит из двух взрослых человек. У половины опрошенных (45,4%) есть несовершеннолетние дети. В половине случаев это 2 или 1 ребенок.

Больше половины опрошенных (54,4%) имеют высшее или незаконченное высшее образование, треть (33%) - среднее специальное, 12,1% - среднее образование, 0,6% -неполное среднее.

Одной из важных характеристик массива, влияющих на переменную данного исследования, является уровень дохода респондентов. По результатам исследования больше чем в половине случаев (57,1%) среднемесячный уровень дохода семей, отобранных в опрос, составляет от 10 до 30 тысяч рублей. При этом от 10 до 20 тысяч рублей в месяц на семью имеют 34,6% опрошенных, от 20 до 30 рублей в месяц -22,5%. Доход от 30 тысяч до 50 тысяч рублей в месяц у 17, 3%. Доход семьи свыше 50 тысяч рублей в месяц отметили 6,8% опрошенных. Каждый шестой опрошенный имеет доход менее 10 тысяч рублей в месяц на семью. Низкий уровень дохода может быть связан с тем, что четверть опрошенных (26,5%) на момент опроса не имели постоянного места работы. Эти показатели могут влиять как на покупательскую способность в целом, так и на желание приобретать печатные издания.

Остальная часть работающего населения занята в следующих типах учреждений или организаций: четверть (23,4%) работали в государственных учреждениях, четверть в частных (25,0%), 17,7% в бюджетных республиканских и 6,3% в иных, среди которых чаще указывались муниципальные организации.

Как показали результаты исследования, интерес к чтению печатных периодических изданий возникает у большинства опрошенных: 64,9% респондентов читают печатные периодические издания. Остальные (35,1% соответственно) признались, что не читают газеты или журналы. Однако среди причин нежелания читать печатную продукцию преобладает (44,1% от числа нечитающих печатные издания) такой ответ, как использование других источников (см. таблица 2). То есть, по крайней мере, половина тех, кто признался, что не читает печатные издания, выбирают другой формат, скорее всего электронный.

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Читаете ли Вы печатные издания?».

В целом по массиву по полу и возрасту

Ответ В целом Ваш пол Ваш возраст

мужской женский 18-29 лет 30-49 50-59 60 и старше

да 64,9 60,1% 68,9% 41,2% 66,2% 75,8% 76,5%

нет 35,1 39,9% 31,1% 58,8% 33,8% 24,2% 23,5%

Всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Согласно результатам исследования среди тех, кто читает периодические печатные издания, преобладают женщины (таблица 1). Негативное отношение к чтению печатных изданий среди мужчин отмечается больше, чем у женщин, причем чаще это люди молодого возраста от 18 до 29 лет.

Основная причина отказа молодежи от чтения печатных изданий - использование других источников информации (68,1%). Эта же причина является основной и у остальных возрастных когорт, кроме старшего поколения (от 60 лет и старше). У пожилых людей основная причина отказа от чтения - плохое зрение или другие условия, мешающие чтению (таблица 2). Во вторую очередь, пожилым людям приходится отказываться от чтения из-за нехватки средств на приобретение газет, журналов. Эту причину отметили четверть опрошенных людей старше 60 лет.

Вторая по популярности причина у представителей всех возрастных групп - нехватка времени на чтение. Особенно актуальна эта причина для людей среднего возраста (от 30 до 49 лет). Также чаще других (15,4%) представители среднего возраста на вопрос: «Почему Вы не читаете печатные издания?» - объясняли свою позицию просто нелюбовью к чтению.

Недовольство содержанием или направленностью издаваемых публикаций как причина отказа от чтения в большей степени выражено у людей предпенсионного возраста. Каждый шестой опрошенный из числа людей возрастом от 50 до 59 лет назвал эту причину (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Если Вы не читаете периодические печатные издания, скажите почему?». В целом по массиву и по возрасту респондентов

№ Причины В целом Возраст респондентов

18-29 лет 30-49 50-59 60 и старше

1 Не хватает средств на приобретение газеты, журнала 10,4% 8,7% 9,2% 17,2% 25,0%

2 Не хватает времени на чтение 20,3% 24,6% 26,2% 20,7% 20,8%

3 Не люблю читать 7,2% 4,3% 15,4% 3,4% 8,3%

4 Плохое зрение или другие условия, мешающие чтению 7,7% 0,0% 4,6% 20,7% 33,3%

5 Пользуюсь другими источниками информации 44,1% 68,1% 56,9% 48,3% 12,5%

6 Не нравятся содержание или направленность издаваемых публикаций 8,6% 8,7% 9,2% 17,2% 8,3%

7 Другое 1,8% 2,9% 1,5% 3,4% 0,0%

Всего 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Как показали данные исследования, не читают печатные периодические издания, прежде всего, молодые мужчины, нежелающие использовать именно печатный формат изданий. Изучение причин возникновения негативных установок на чтение печатной продукции может влиять на увеличение объема читательской аудитории как печатных СМИ в целом, так и отдельных изданий.

Также при исследовании читательской аудитории местных СМИ основное внимание должно уделяться анализу читательского профиля аудитории, их предпочтений и потребностей. В нашем регионе жители предпочитают читать, прежде всего, республиканские и районные издания, однако спрос на российские газеты и журналы также довольно высок (см. рисунок 1).

80,00%

58,20%

68,10%

70,00% '

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Российские Республиканские Районные

Рис. 1. Периоди ческие печатные издания, которые предпочитают приобретать

жители республики

Анализ данных опроса в зависимости от пола респондентов показал, что республиканские и районные издания больше склонны приобретать женщины. А вот российские печатные издания - напротив, мужчины (таблица 3). Если спрос на республиканские газеты одинаково высок во всех возрастных группах, то районные издания больше выписывают пожилые люди. Российские газеты чаще всего предпочитают 50-летние читатели.

Таблица 3.

Предпочтения читателей в зависимости от пола и возраста

Печатные издания Пол Возраст

мужской женский 18-29 30-49 50-59 60 и старше

Российские 45,6% 44,9% 39,6% 43,9% 49,5% 45,6%

Республиканские 67,1% 68,8% 64,6% 68,9% 68,4% 68,4%

Районные 53,7% 61,5% 45,8% 60,6% 56,8% 63,3%

Более половины (53,5%) тех, кто читает местные журналы и газеты, выбирают такой способ приобретения как подписка. Треть (35,5%) предпочитают покупать периодические издания в ларьках «Роспечати» и у частных распространителей. Примерно десятая часть (9,8%) читают исключительно бесплатные издания. Стремление жителей республики выписывать печатную продукцию оправдано и выгодно для обеих сторон взаимодействия. С одной стороны, читатель имеет возможность приобретать

продукцию по сниженной цене, а иногда по льготной бесплатной подписке; с другой - издатель имеет возможность планировать свои издержки на производство на определенный период вперед. Так, среди тех, кто выписывает периодику, чуть менее половины (48,3%) выписывают по полугодиям, каждый четвертый -на 3 месяца, каждый пятый - на год. Те, кто покупает, чаще всего делают это всего раз в месяц.

Участникам опроса был предложен список газет, которые они должны были оценить. Нам интересно было выяснить причины приобретения того или иного издания, что именно больше всего нравится в данном издании. Как показали результаты исследования, основная мотивация читателей к приобретению - это интерес к происходящему в республике (60, 6% опрошенных), к происходящему в районе (53,3%).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Интересует происходящее в республике Интересует происходящее в нашэм районе Интересует происходящее в нашэй стране и в мире Обязывают выписывать на работе Давний читатель этого издания Это единственное местное издание Печатаются материалы на калмыцком языке В издании можно узнать о спортивных событий Интересны истории известных и успешных людей Узнаю новости культуры /театр, музыка, кино и т.д./ В издании можно узнать политические новости Устраивает стоимость печатного издания В издании есть кроссв орды В издании есть программы телепередач В издании есть необходимая рекламная информация Информация о здоровье и медицине Чтобы отвлечься от ежедневных хлопот Публикуются конкурсы с призами Других изданий нет Другая причина

Рис. 2. Причины приобретения печатных изданий

Обязывают выписывать на работе почти каждого седьмого опрошенного. Такое же количество опрошенных выписывают периодику из-за того, что являются давними читателями издания. Почти каждый пятый интересуется происходящим в стране. Остальные причины (см. рисунок 2), касаются наполнения выписываемых газет и журналов.

0% 10% 20% 30% 40% 50%

реитинг

Из Интернета, соц.сетей

Читаю местные печатные издания

^ Смотрю местное телевидение

^ От родственников, друзей, коллег Т

о

|— Слушаю местное радио

О

Другое

Рис. 3. Источники получения информации о местных новостях, событиях и происшествиях

- -1-1-1-1......

У////////////Ж 60,6% %

ЙШШ У///////ШШ Ш////////Щ, ШШШШ Ш///ШШ 'ШШШ шш/шА "шш/А 7 УШ/ША 7 П 3,8% ■ 3,5% Ш 2,4% а 1,7% а 1,7% а 1,0% 0,3% 0,3% М4,9 шшж Ш/а 14,: 14,: 12,5 11,8% 8,7% 3,4% ,7% 3% 'о 0 % 8,5% % % % 0

Подводя итоги, можно сказать, что объем читательской аудитории печатных СМИ в Калмыкии довольно значительный. Об этом говорит и тот факт, что печатные региональные издания среди средств массовой информации как источников местных новостей сохраняют второе место (27,2%). Их опережает только такой источник информации как Интернет (29,4%), использование которого является основной причиной отказа от печатных изданий, особенно у молодежи.

1. Социология журналистики / под ред. Е. П. Прохорова. М.: Изд-во Моск. ун-та,1981. С. 53-105.

2. Аудитория как объект социологических исследований: курс лекций Белорус. гос. акад. искусств [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5007621/ (дата обращения 11.05.2018 г.).

3. Смирнова, М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах: учеб.-метод. пособ. для студентов фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1984. 82 с.

4. Ноэль, Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978. 382 с.

5. Пугачев, В. П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. N° 4. С. 3-30.

6. Солодухин, Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. М.: Энигма. 1995. С. 15-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10009 НЕМГИРОВА С.Н., МАНЦАЕВА А.А.

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА

Аннотация: В статье на основе эмпирических данных раскрыты потенциальные возможности современного казачества. Сделан вывод о том, что эффективное социокультурное развитие казачества, успешное конструирование их этносоциальной идентичности возможно в ходе выработки таких механизмов взаимодействия казачества и власти, которые бы способствовали возрождению казачества как одного из элементов гражданского общества.

Ключевые слова: казачество, Республика Калмыкия, традиции, патриотическое воспитание.

В последнее время российское казачество испытывает к себе все большее внимание со стороны органов государственной власти. Принят целый ряд федеральных законов, концепций, постановлений, создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, развернувший активную деятельность. С момента принятия Федерального закона Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» [1] велась активная работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок несения российским казачеством государственной и иной службы, вносились поправки и изменения в данный закон. Тем самым принятие важнейших законодательных актов, регулирующих деятельность казачьих обществ, с одной стороны, и стихийный подъем казачьего самосознания «на местах», с другой, в совокупности дали реальный стимул для возрождения казачества в России.

Еще в 2012 г. Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года [2]. Стратегия со всей очевидностью подчеркивает главную цель - развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы казаков при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры. При этом предполагается учет исторических и иных традиций российского казачества.

Кроме очевидных успехов, связанных с деятельностью казачьих обществ, выявилось и немало проблем. Для их решения и общей оптимизации государственной политики в отношении казачества существенным является знание об общественных настроениях, взглядах и мнениях как в казачьей среде, так и среди населения.

На территории Республики Калмыкия дислоцировано восемь казачьих обществ, являющихся структурными подразделениями войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и две казачьи общественные организации. Республиканским правительством утверждены Концепция развития казачества в Республике Калмыкия до 2020 года [3] и План мероприятий по реализации в Республике Калмыкия в 2017-2018 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.