Научная статья на тему 'Городские жители о местной печати: оценки и предпочтения (по итогам социологического исследования)'

Городские жители о местной печати: оценки и предпочтения (по итогам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
488
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ФУНКЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ / ТИПОЛОГИЯ ИЗДАНИЙ / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЧИТАТЕЛЕЙ / A MODERN SOCIETY / PRINTING MASS-MEDIA / PERIODICALS FUNCTIONS / TYPOLOGY OF EDITIONS / STRUCTURE OF INFORMATION PREFERENCES OF READERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аверина Юлия Владимировна

Проанализировано современное состояние местной периодической печати в условиях крупного промышленного города, рассмотрены структура местных печатных СМИ и исполняемые ими функции; исследованы степень доверия к ним читательской аудитории и характер воздействия местной прессы на подписчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY DWELLERS ABOUT A LOCAL PRESS: ESTIMATIONS AND PREFERENCES (FOLLOWING THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

In article is analyzed the current state of local periodicals in the conditions of a large industrial city, is considered the structure of local printing mass-media and functions executed by them; is investigated trust degree in a reader's audience and character of influence of the local press on subscribers.

Текст научной работы на тему «Городские жители о местной печати: оценки и предпочтения (по итогам социологического исследования)»

социология

УДК 316.77 (075)

Ю.В. АВЕРИНА

ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ О МЕСТНОЙ ПЕЧАТИ: ОЦЕНКИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ (по итогам социологического исследования)

Ключевые слова: современное общество, печатные СМИ, функции периодической печати, типология изданий, структура информационных предпочтений читателей.

Проанализировано современное состояние местной периодической печати в условиях крупного промышленного города, рассмотрены структура местных печатных СМИ и исполняемые ими функции; исследованы степень доверия к ним читательской аудитории и характер воздействия местной прессы на подписчиков.

Yu.V. AVERINA

CITY DWELLERS ABOUT A LOCAL PRESS: ESTIMATIONS AND PREFERENCES (FOLLOWING THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Key words: a modern society, printing mass-media, periodicals functions, typology of editions, structure of information preferences of readers.

In article is analyzed the current state of local periodicals in the conditions of a large industrial city, is considered the structure of local printing mass-media and functions executed by them; is investigated trust degree in a reader's audience and character of influence of the local press on subscribers.

В XXI в. важнейшим ресурсом развития общества, инструментом власти, общественного развития по-прежнему являются средства массовой информации, из которых печатные СМИ выступают как один из узнаваемых населением каналов её распространения. Причём если журналы читает «избранная» публика, то газеты - это действительно массовые издания. Они и сравнительно недорогие, и менее объёмные по количеству передаваемой информации. Именно на них и следует остановить внимание.

Для того чтобы дать объективную оценку состояния печатных изданий, необходимо проанализировать внешнюю сторону социума, сопоставив с интерпретацией отображение этой реальности в газетах. В данном случае речь идет о крупнейшем в Поволжье промышленном центре Тольятти с населением более 700 тыс. человек, где функционируют около 3000 различных предприятий, организаций и учреждений, среди которых 29 - предприятия автомобильной промышленности.

Исходя из сказанного, можно предположить, что наибольшим спросом в городе должна пользоваться как информация о товарных рынках автомобильной и химической промышленности, строительстве жилья и иных объектов инфраструктуры, так и о состоянии духовной, социокультурной сферы, в которой работники многочисленных предприятий находятся на протяжении всего времени, свободного от работы.

В целях подтверждения данных теоретических позиций обратимся к эмпирическим данным, полученным в ходе социологического исследования, проведенного в марте 2008 г. в городском округе г. Тольятти (п=500) методом анкетного опроса. Целью исследования стало выявление специфики местной печати, тенденций ее развития.

Несмотря на высокую скорость развития информационных и коммуникационных сетей, в городском социуме печатные СМИ сталкиваются с барьерами в виде низких доходов населения, невысокой квалификации и слабой социальной активности редакторов и журналистов местных СМИ. Складывается ситуация, когда местные общественно-политические издания «выпадают» из

глобального информационного пространства, что провоцирует информационный разрыв между крупными городскими центрами и периферией.

В ходе исследования нами были поставлены задачи, среди которых - выявление структуры местных печатных СМИ, пользующихся особой популярностью у читателей; оценка состояния газет; исследование степени доверия местной периодике со стороны местного населения.

Результаты нашего исследования показали неожиданные результаты - низкую степень значимости местной периодики для жителей города. В целом проведённые российскими учёными исследования указывают на повсеместное снижение интереса к чтению не только газет, но и иной печатной продукции. В данном случае лишь треть участников опроса подтвердили, что выписывают местные газеты и читают их (35,8%).

Всего в городе издается 22 периодических издания, среди которых доминируют общественно-политические издания массового характера. Типологически большая часть газет имеет ярко выраженный универсальный характер, ориентируемый на всю аудиторию. Газета занимает так называемую вертикальную информационную нишу определенного сегмента рынка периодических изданий. Так, еженедельное информационно-рекламное издание «Презент» читают около трети респондентов (29,9%). Деловая пресса, ориентированная на специальную аудиторию, - профессиональную, чиновничью, также велика по объёму. Так, большая часть опрошенной нами аудитории читает «Площадь свободы» и «Тольяттинское обозрение» (23%).

Наименьшее значение в рейтинге предпочтений занимает телегид «Молния» 14,2%, принадлежащая крупнейшему рекламному холдингу «Абсолют». Газета пишет о жизни города и о горожанах, которые своей деятельностью влияют на среду, способствуют позитивным изменениям.

Для того чтобы выявить характер влияния местной прессы на читательскую аудиторию, остановимся на тех функциях, которые призвана выполнять периодическая печать. С нашей точки зрения, можно выделить пять групп социальных функций, исполняемых периодической печатью. В их число входят такие функции, как информационная, коммуникативная, интерактивная, функция формирования общественного мнения, социального контроля, рекламная, рекреационная, релаксационная. Остановимся на двух из названных групп -информационной и рекламной.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Ещё одно проявление данной функции - оперативное информирование жителей обо всех наиболее важных событиях городской жизни, обзор текущих событий и проведение анализа. Под влиянием меняющихся условий функционирования общества тематика данных изданий претерпела значительную трансформацию. Теперь в них освещаются не только политические и экономические события, но и новости официальной (управленческой), социальной (экономической), культурной сферы, борьбы с криминализацией общества и т.д. Все, что происходит в городе, вызывает интерес его жителей и, соответственно, получает освещение в городской прессе.

Результаты исследования говорят о том, что наибольшая часть местных читателей (49,2% от числа ответивших) считает себя информированной о происходящих событиях. Что же касается собственно читательских предпочтений, полученные нами данные свидетельствуют: в структуре информационных потребностей основными темами, интересующими читателей, оказались культурная жизнь города (46,7%), функционирование ЖКХ (33,3%), состояние дел в сфере производства (33,3%) и сферах экономики и политики городского округа (31%).

Следовательно, для каждого читателя местной прессы статьи, рассматривающие вопросы собственного благополучия, интересы и предпочтения ближайшего социального окружения индивида (рода, семьи, производственного коллектива), представляются не только наиболее значимыми, актуальными, но и интересными, полезными сточки зрения здравого смысла.

Тем самым оказывается, что темы, касающиеся развития города в целом, а также перспектив развития региона, менее всего заботят читателей местной прессы. Так, взаимоотношениями с соседними регионами, строительством жилищных объектов и объектов соцкультбыта интересуются только 8,9% опрошенных.

Характерно, что, по нашим данным, почти треть информантов стремится к здоровому образу жизни. Так, для 29% имеет значение информация о состоянии здравоохранения. Почти столько же респондентов волнуют проблемы развития спорта, физкультуры, туризма (22,2%). Еще одна немаловажная проблема вызывает недоумение. Так, проблемы семьи характеризуются низким интересом у местных читателей (11,1%). По оценкам респондентов, наука и состояние городской архитектуры стоят на одном уровне (11,2%).

Этнические отношения в городском округе, как оказалось, волнуют 6,7% опрошенных, что удивительно для городского округа Тольятти, в котором проживает несколько этнических групп, в том числе - армяне, азербайджанцы, туркмены, присутствуют граждане, проживающие на территории округа нелегально. Незначительна доля ответивших на вопрос о деятельности религиозных организаций, как и доля лиц, интересующаяся совершенствованием сети местной печати (по 4,4%). И вновь возникает вопрос о причинах данного явления. Самарская область в целом и г.о. Тольятти в частности являются мощными религиозными центрами, где распространены православие, ислам и буддизм.

Парадоксально, но в ситуации, когда рынок образования является одной из наиболее активно обсуждаемых тем в российском общественном мнении, тематика образования оказалась значимой лишь для 26,7% респондентов. При этом отметим, что в г.о. Тольятти имеется ряд крупных государственных и негосударственных вузов, которые привлекают фактически всю молодёжь, заканчивающую средние общеобразовательные школы. Параллельно опрошенные отмечают то, что наболело - низкий уровень развития сети дошкольных воспитательных учреждений в городе. При этом вопрос настолько болезненный, что число ответов, связанных с ним, оказалось на удивление малым -только 8,9%. Очевидно, что местная печать не стремится затрагивать острые социальные темы, ограничиваясь более «спокойными» политическими и социально-экономическими проблемами.

Говоря об информационной функции СМИ, отметим известный факт: развитие современного общества характеризуется активным воздействием науч-но-технического прогресса на жизнь общества. Известно, что в XXI в. темпы смены технологических укладов во всех сферах жизнедеятельности существенно увеличились. Данный процесс существенно сказался на образе жизни большей части населения.

Важнейшими показателями изменения образа жизни являются развитие и использование новых информационно-коммуникативных и мобильных техно-

логий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных услуг и продуктов. По результатам исследования, для 17,8% участников опроса важна информация о коммуникационных сетях.

Рекреационная функция. Современный этап развития российской прессы, характеризующийся рыночными отношениями, привел к увеличению конкуренции. Для обеспечения конкурентоспособности издания в условиях формирующегося рынка определяющим становится экономический фактор, проявляющийся в выборе методов привлечения финансовых средств и социального статуса. В конкурентной борьбе побеждают сильнейшие - те издания, которые превосходят соперников своими качествами, предлагая покупателям информацию, в наибольшей степени удовлетворяющую их потребности.

Большая часть ответивших (38,8%) отмечают, что в определенной мере конкуренция между печатными СМИ существует. Ещё некоторая часть участников опроса (9,6%) убеждены в существовании конкуренции между местными газетами. Таким образом, 48,4% респондентов (почти половина) ссылаются на наличие конкурентных отношений в местной прессе. И только сравнительно небольшая доля опрошенных (10,5%) такой конкуренции не видят. Характерно и то, что большое число (41%) участников опроса затруднились с ответом.

Возникает вопрос о том, в чем именно выражается конкуренция. Половина опрошенных отмечают, что газеты пишут об одном и том же. Более трети (36,5%) респондентов обращают внимание на то, что печатные СМИ, работая над своим внешним имиджем, улучшают внешний вид изданий.

Активным стимулятором привлечения внимания, по утверждению трети респондентов, является проведение редакциями разного рода розыгрышей. Помимо этого растет год от года мастерство журналистов и редакторов, применяются новые способы и средства подачи материала (14,4%). Действенным методом привлечения внимания читателей, по мнению 12,5% опрошенных, являются опросы читательской аудитории.

Отметим, что 9,1% респондентов подчеркнули неучастие руководителей редакций газет в политической жизни города. Скорее всего, данный факт говорит о неосведомлённости читательской аудитории, нежели о действительно имеющем место социальном факте.

Определённая доля респондентов (7,7%) видит наличие рекламного воздействия в ведении редакциями диалога с аудиторией как в печати, так и в Интернете. Действительно, одним из важнейших источников информации, необходимой для работы редакции, являются письма читателей, телефонные звонки в редакцию, подписка на издания. Письма читателей есть средство прямой и обратной связи: прямой - при их публикации на газетных полосах, обращении их авторов к читателям; обратной - как средства, с помощью которого редакция может узнавать об эффективности публикаций газеты, о реакции читателей на выступления журналистов, о популярности и распространённости своего издания.

В целом информацию о месте издания в системе печатных СМИ можно использовать как для подготовки публикаций в газете, так и в процессе управления редакцией, планирования ее деятельности, организации работы журналистов, их информирования, поддержания популярности и авторитета печатных изданий, самым непосредственным образом влияющих на их тиражи.

Если же говорить о взаимоотношениях местной печати и печати областной, региональной, то здесь ситуация довольно интересная. Местная печать (тольяттинская) явно соперничает с областной (самарской). Данный факт отмечают 47,2% опрошенных. Противоположную позицию подчёркивает 21% читателей. Более того: почти половина читателей газет (41%) убеждены, что

местная печать выдерживает конкуренцию и с российскими газетами. Обратного мнения придерживаются менее трети (28,1%) респондентов.

Далее следует продолжить сопоставление позиции местных печатных СМИ в системе средств массовой коммуникации, обратившись к радио- и телеканалам. Как показал опрос, 38% респондентов считают, что местная печать выдерживает соревнование с российским радио, как, впрочем, и с областным радио (37%). Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета, тем не менее, сосредоточивается на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем, прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбцы.

Вопреки сложившемуся мифу об исключительной эффективности телевидения данные исследований свидетельствуют, что пресса не только уступает в этом негласном соперничестве ТВ, но во многом превосходит его. К примеру, по мнению 39,9% читателей, местная периодика выдерживает конкуренцию с областным телевидением. В сравнении с российским телевидением выдерживает соревнование местная периодика (41,9%). Однако около трети опрошенных (29%) не согласны с данным утверждением. Превосходство газет заключается в том, что данные каналы распространения информации точнее, у них более широкое и вызывающее доверие содержание, больше информации, полезной для повседневной жизни, они более интеллектуальны, а их содержание лучшее запоминается.

Таким образом, из сказанного можно сделать следующие выводы.

Несмотря на развитие и увеличение городской системы средств передачи массовой информации, местная тольяттинская пресса остаётся экономически и политически ангажированной. При этом данная система сохраняет авторитет и доверие со стороны горожан. Показательно, что в условиях специфики города лидерами в освещении жизни города оказались качественные издания ин-формационно-рекпамного и делового характера.

Оформление местной печати идёт в ногу со временем. Заголовки газет наглядно отражают уменьшение официальности, в чём-то и объективности повествования. Общими чертами современных названий для текстов являются сенсационность, эмоциональность, оценочность, оригинальность.

В условиях рыночной экономики ведущую роль приобрела рекламная функция печати, наиболее заметно проявляясь во внешнем облике газеты, в частности, в яркой реализации «эффекта новизны» в заголовках, неожиданных розыгрышах.

В целом исследование доказывает: рекламная функция подавляет другую важную функцию газетных заглавий - информационную. Причина заключается не столько в малом количестве происходящих в городе событий, сколько в слабой отраслевой сегментированности информации о делах в городском хозяйстве. Основная масса публикуемых статей посвящена городской политике, событиям на предприятиях автомобильной, химической и нефтехимической промышленности. К тому же отсутствуют сформировавшиеся традиции издания качественной прессы на фоне развития финансируемых крупными государственными и частными финансовыми компаниями малотиражных печатных изданий.

Интересы читателей главным образом базируются на удовлетворении собственных запросов, нежели общественных. Такие актуальные темы, как демографическое состояние городского округа, вызывают интерес у наимень-

шей части среди респондентов. Между тем прирост численности в городе Тольятти, характерный для 1995-2000 гг., к настоящему времени снизился с 10-12 тыс. человек в год до 1,5-2,0 тыс. человек в год. Данный показатель был достигнут за счет большего миграционного притока и, как следствие, присутствием в городе более молодого контингента населения [1].

Несомненно, что в прессе крупного многонационального города должны были бы печататься статьи информационно-аналитического характера, связанные с изучением истории народов и культур мира. Однако нет таких материалов и нет видимого интереса респондентов к данному вопросу. Отчасти это свидетельствует об отсутствии интолерантной атмосферы в городе, попытках редакторов и журналистов уйти в сторону от острых нерешённых проблем.

В целом отметим, что в настоящее время активная, социально ответственная позиция горожан фактически не формируется журналистами и редакторами изданий. Местные власти не заинтересованы в становлении открытых политических отношений, эффективном формировании и функционировании гражданского общества. Задача общественности - направлять систему местной печати в г.о. Тольятти более уверенно, нежели сейчас. Местная ситуация должна анализироваться в интересах всех социальных групп и слоёв более объективно и всесторонне.

Литература

1. http://www.tgl.ru/tgl/gen_plan/soderg/gp3_1 .htm.

АВЕРИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры философии и культурологии, Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия, Казань ([email protected]).

AVERINA YULIA VLADIMIROVNA - post-graduate student of philosophy and cultural science chair, Kazan State University of Culture and Arts, Russia, Kazan.

УДК 316.33

Л.Р. МУРТАЗИНА

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Ключевые слова: социальный институт, структурно-функциональный подход, институционализация, система, подсистема, микросоциологические теории, макросоциологические теории, социальные связи, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальные группы, социальные общности, функции, дисфункции.

Рассмотрены интерпретации понятия «социальный институт» через наиболее известные определения в работах социологов; представлены различные точки зрения и подходы к классификации социальных институтов, имеющиеся в зарубежной и отечественной социологической литературе; основные функции и дисфункции социальных институтов.

L.R. MURTAZINA

SOCIAL INSTITUTE AS A SUBJECT OF THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Key words: social institute, the structurally functional approach, an institutionalization, system, a subsystem, microsociological theories, macrosociological theories, social communications, social interactions, social relations, social groups, social a generality, fanction, dysfunction.

In article concept interpretations «social institute» through the most known definitions in works of sociologists are considered; the various points of view and approaches to classification of the social institutes, available in the foreign and domestic sociological literature are presented; the basic functions and dysfunctions of social institutes.

Категория «социальный институт» является одной из фундаментальных в социологической теории.

Круг явлений и процессов, которые социологи обозначают понятием «социальный институт», достаточно широк. Социологический энциклопедический словарь приводит два его значения: 1) учреждение, установление; 2) совокуп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.