Научная статья на тему 'Городская и уездная полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг'

Городская и уездная полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
827
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ / ДОЗНАНИЕ / ГУБЕРНАТОР / ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пащенко Алексей Павлович

Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарской городской и уездной полиции в 1865 1905 г.г. Анализируется порядок формирования полиции губернии, структура, полномочия, взаимоотношение между городской и уездной полициями. В статье акцентируется внимание на факторы, влиявшие на результативность деятельности городской и уездной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городская и уездная полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг»

10.6. ГОРОДСКАЯ И УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1865-1905 ГГ.

Пащенко Алексей Павлович, соискатель кафедры теории и истории государства и права Самарского юридического института ФСИН России, руководитель отдела налоговых споров ЗАО ФПК «СВ»

Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотаиия. Статья посвящена анализу организации и деятельности Самарской городской и уездной полиции в 1865 -1905 г. г. Анализируется порядок формирования полиции губернии, структура, полномочия, взаимоотношение между городской и уездной полициями. В статье акцентируется внимание на факторы, влиявшие на результативность деятельности городской и уездной полиции.

Ключевые слова: полиция, уездная полиция, департамент полиции, дознание, губернатор, губернское правление.

Начало 60-х годов 19 века ознаменовалось в России буржуазными реформами, которые коренным образом изменили уклад жизни всего российского общества. Государственные органы, существовавшие прежде, не могли выполнять возлагаемые на них задачи в новых реалиях, поэтому на протяжении десятилетий реформ происходили преобразования всего государственного аппарата, в том числе и его составной части - полиции. Следует отметить, что реформирование структуры полиции в столицах Империи и губерниях происходило неоднообразно, что приводило к различию в качественном уровне деятельности полиции, не в пользу губернской.

В первом же году существования Самарской губернии была сформирована самарская городская полиция. С 11 января 1851 г. Начальником полиции города стал полицмейстер (у него был чин VI класса Табели о рангах), он назначался губернатором и ему лично подчинялся, возглавлял городское полицейское управление, арендовавшее дома №№ 112 и 116 по Саратовской улице (ныне ул. Фрунзе). В функции полицмейстера, помимо прочего, входил и сбор сведений по иностранцам, жившим в Самаре.

Помощник полицмейстера в управлении заведовал канцелярией и осуществлял непосредственный надзор за делопроизводством. Канцелярия состояла из секретаря, столоначальника, двух помощников столоначальника, бухгалтера, регистратора и архивариуса.

Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых от 25 декабря 1862 г. не изменили принципиально эту схему. В Санкт-Петербурге, Москве, столицах губерний и ряде крупных городов

были сохранены городские полицейские управления во главе с полицмейстерами. В Самаре, как губернской столице, также продолжало действовать городское полицейское управление. Оно делилось на три полицейских части, во главе которых стояли приставы. Руководил городской полицией полицмейстер.

В штат Самарской городской полиции, кроме полицмейстера и трех частных приставов, входили три ратмана, канцелярия, состоявшая из шести служащих, управление городской полиции (квартальные надзиратели и шесть письмоводителей всего десять человек), и собственно полицейская команда, общей численностью в 68 нижних чинов1.

Конструкция полиции для городов и уездов губернии была однородна и состояла из трех степеней. В нее входили: полицейское управление с полицмейстером или уездным исправником, исполнительные чиновники и другие полицейские чины. Исполнительными чиновниками являлись: в городе - приставы и полицейские надзиратели, а в уезде -становые приставы. «Другие полицейские чины» -околоточные надзиратели и городовые в городах; урядники, стражники и сельские десятские в уезде. Все же существовавшие, как в городах, так и в уездах полицейские организации были подчинены губернатору и губернскому правлению, которым принадлежало руководство их деятельностью.

Возможности городской полиции были значительно ограничены скудностью бюджета полицейского управления. На содержание полиции в Самаре в 1875 г. тратилось всего лишь 19 тысяч рублей, но и через десять лет (к 1885 г.) эта сумма возросла незначительно (до 21 тысячи рублей). Основной причиной увеличения стало «усиление содержания полицейских чинов и увеличения числа полицейских служителей». В 1878 году распоряжением императора Александра II штаты Самарской городской полиции были увеличены до 120 полицейских. Первопричины этого решения были указаны в одном из архивных документов: «Увеличение городского населения и вообще развитие города с его торговлей и промышленностью»2. Несмотря на увеличение штата Самарской полиции, количество полицейских чинов для охраны порядка по-прежнему было недостаточно. Еще в 1873 году Самарский полицмейстер Марков Я.В. в своей записке губернатору указывал о необходимости доведения числа нижних чинов полиции города до 150 человек: 139 человек распределить в каждый городской квартал, 11 человек (в том числе 2 унтер-офицера) должны были оставаться в распоря-

1 Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала ХХ века. Под общей редакцией П.С. Кабы-това и Л.В. Храмкова. Книга 2. 1993. Т. 1. С. 123.

2 ГАСО (Государственный Архив Самарской области). Ф. 1, оп. 3, д. 3140, л. 7, 7 об.

жении полицейского управления для возможной замены выбывших квартальных и выполнения других полицейских обязанностей3. Полицмейстер также указывал, что ранее недостаток полицейских компенсировался патрулированием ночного города солдатами губернского батальона, но военным начальником было доведено до сведения полицейского руководства, что приказом военного министра ночные дежурства нижних чинов будут прекращены.

Основным звеном в структуре Самарской городской полиции была полицейская часть во главе с приставом. В полицейскую часть кроме пристава, входили два его помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель. Полицейские части делились на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. Околоточные надзиратели руководили городовыми постовой службы, дворниками, наблюдали за внешним порядком па улицах города, освещением улиц и дворов, проверкой паспортов и другими вопросами, касающимися жизни околотка. Каждый из околоточных надзирателей обязан был достичь главной цели полиции, а именно «охранение общественной и частной безопасности имущества и жизни обывателей, предупреждения преступлений и обнаружения, виновных в свершении преступлений»4.

Город делился на три части, разделенные каждые на 2 полицейских участка (по 3 000-4 000 человек населения) во главе с приставами (с чином IX класса Табели о рангах). В участке числились: 2 помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель.

Территория полицейского участка делилась на 10 околотков, за каждым из которых присматривал околоточный надзиратель (всего в Самаре их было 60). Околоточные руководили городовыми и дворниками, наблюдали за внешним порядком, освещением, паспортным режимом. Ежедневно в 9:00 околоточные докладывали в участке о происшествиях за ночь, получали к исполнению задания. Основной силой полиции были городовые. Пеший городовой имел постоянный участок, за состоянием порядка в котором нес полную ответственность. Посты городовых были постоянные и подвижные, суточные, дневные или ночные. В Самаре не было конно-полицейской стражи по образцу столиц, функции которой исполняли команды конных городовых, участка у них не было, они предназначались для содействия пешим городовым и поддержании порядка и при проведении различных полицейских операций. Конные и пешие городовые входили в единую службу внешней полиции, имели одинаковые права и обязанности. Пеший городовой получал жалованья - 400 руб., квартирных -

3 Там же. л. 9, 9 об.

4 ГАСО. Ф. 1, оп. 3, д. 3140, л. 7, 7 об.

100 руб., конный на 50 руб. больше. Всем самарским городовым выдавали памятные книжки на текущий год с самыми важными данными, необходимыми на службе: пожарные сигналы, названия и месторасположение улиц, площадей и т.д., находящихся в пределах поста и ближайших к нему; сведения о членах императорского дома, адреса и телефоны служащих МВД и др. учреждений5.

Помимо чинов регулярной полиции, в Самаре на каждой улице действовали старосты, ночные караульщики, десятские, сотские, которые оказывали существенную помощь полиции в охране порядка и в сборе оперативной информации.

В конце XIX в. Значительно увеличилась территория города Самары и численность его населения, поэтому в полицейском управлении город делился уже на 4 полицейские части. Ввиду усиления деятельности революционных организаций полицейские подразделения продолжали «набирать силу», часто изменялась их структура и компетенция. Образовывались новые полицейские органы, готовилось множество проектов по реорганизации всей полицейской системы. Правительство провело централизацию полицейского аппарата: полагали, что это, усилив карательную систему, позволит сбить волну революционного террора. Однако, 19 ноября 1904 г. В Самаре состоялась 1-я демонстрация, организованная самарским комитетом РСДРП(б). Демонстранты двигались с пением «Марсельезы» и «Варшавянки», других революционных песен и возгласами «Долой царя, долой самодержавие» с улицы Москательной (совр. ул. Льва Толстого) на Дворянскую (совр. ул. Куйбышева). Демонстрацию рассеяла конная полиция, арестованы были 9 человек и привлечены к дознанию 17 человек6.

Губернские власти стремились строго контролировать деятельность местной полиции. Руководство Самарского городского управления, обнаружив, что «члены полиции позволяют себе обращаться грубо и невежливо» с местными обывателями, требовало: «Не допускать этого на будущее время, ...при повторении жалоб па грубое обращение чинов полиции к просителям, на виновных будет наложено само строгое взыскание»7. Самым строгим наказанием для полицейских было увольнение со службы без пенсионного содержания.

В Самарском полицейском управлении активно практиковали так называемые «экономические меры воздействия», то есть наложение денежных штрафов на полицейских, стражников и ночных караульщиков. Следует отметить, что подобная практика была довольно частым явлением. 'Гак, к

5 Алексушин Г.В. Между революционным террором и доморощенным мздоимством. //Самара. Журнал столицы региона. 2002. С. 52.

6 Алексушин Г.В. Указ. соч. С. 53.

7 ГАСО. Ф.470, оп. 2., д. 13, л. 67.

примеру, городовые Плетнев и Власов «за нетрезвое поведение, за грубое обращение» были подвергнуты штрафу по 2 рубля каждый, ночного сторожа Трофимова, найденного ночью, спящим на тротуаре оштрафовали на 1 рубль. Действенным было и назначение на внеочередное дежурство: Околоточного надзирателя Соболевского за небрежное отношение к своим служебным обязанностям назначаю не в очередь на три дежурства при Управлении части»8.

В Самарской полиции пытались бороться с практикой «тихого вымогательства» денег у местных обывателей, имевшей распространение среди всей российской полиции. Полицмейстер, его помощники и приставы строго следили за тем, чтобы городовые в праздники не ходили по домам богатых жителей с поздравлениями. Полицейское руководство требовало от своих подчиненных «особо блюсти» за исполнением этого распоряжения и обещало, что всякий из городовых кто будет замечен в нарушении приказа, будет подвергнут взысканию. Такие запретительные приказы издавались Самарским полицмейстером каждый год, но извести эту привычку среди городовых так и не удалось.

Следующим элементом губернской полиции являлась уездная полиция. В состав Самарского уездного полицейского управления входили три стана (участка), позднее (в 1870 году) число станов возросло. Они располагались в селах Екатериновка, Красный Яр и Кошки9.

Обязанности уездной полиции были зафиксированы в законодательстве Российской Империи, в частности в Общих Губернских Учреждениях.

Основной задачей уездной полиции, как и всякого полицейского управления, состояли, как в самом исполнении, так и в наблюдении за точным исполнением законов, постановлений и особых постановлений правительства, а равно и в принятии мер для прекращения возникающих беспорядков и в предупреждении возобновления таковых в буду-щем10.

Уездное полицейское управление и подведомственные ему полицейские чины и служители, предназначенные блюсти за исполнением законов и постановлений в пределах их ведомств, должны были сами служить первым примером исполнения законов и сообразуя в точности свои действия и свое поведение с установленными правилами и порядком.

Все чины и служители уездной полиции должны были постоянно бдительно наблюдать за охраной общественного спокойствия и надлежащего пови-

8 ГАСО. Ф.465, оп. 2., д. 70, л. 16.

9 Тумшис М., Алексеев П., Карпов И. Полиция и милиция Самарской губернии (имена, события, факты 1802-1967 гг.). Самара, 2003. С. 15

10 ПСЗ РИ. Книга 1. Т. ^Ш. Гл. 4. Отд. 2. С-Пб. 1911. С. 610.

новения властям, предупреждая зависящими от них средствами всякое нарушение установленного законами порядка. Для решения этих задач закон делал основной упор на методы предупреждения преступлений, а при недостаточности таковых и на пресечение преступлений - «для прекращения каких-либо неустройств, если бы они возникли, уездная полиция употребляет, смотря по обстоятельствам, надлежащие внушения и наставления, приглашая, если нужно, к участию в том и местное духовенство и других обывателей. Когда сии средства оказываются недействительными, то по донесению о сем, уездный исправник немедленно отправляется на место и употребляет тщательное старание к привидению нарушителей в повиновение, к прекращению беспорядков и к водворению тишины и благоустройства, требуя для сего, в случае нужды, и содействия войск»11.

В уездах полицию возглавляли исправники и их помощники. В Самарской губернии было 7 уездов, исправников и их помощников также было по 7. Исправник и подчиненный ему штат осуществляли полицейские функции, как в уездном городе, так и в самом уезде. Исправник был одной из центральных фигур уездного управления, входил практически во все важные комитеты и присутствия, а уездное присутствие по питейным делам и распорядительный комитет возглавлял лично.

В уездах, центрами которых были уездные города, работало по 2 полицейских надзирателя. В Самарской губернии таких уездов было 6, и надзирателей - 12. В Самарском уезде функции обоих надзирателей выполнял 1 полицейский пристав. В каждом уезде работала полицейская управа.

Уезды разделялись на станы, за спокойствие в которых отвечали приставы. В Самарской губернии работало 27 становых приставов. Становые приставы рекомендовались на должность уездным дворянским собранием из лиц имевших «достойную репутацию» и опыт военной или гражданской службы.

В 1878 г. в штат полиции ввели должность урядника с участком. Величина каждого участка определялась по числу селений, волостей, количеству населения и протяженности. Постоянно менялось население, менялось количество урядников и их участков в Самарской губернии (в конце XIX в. количество участков изменялось от 122 до 133). Полицейские урядники по происхождению в основном были из военных нижних чинов и из духовного звания, а по образованию - окончившие приходские, сельские и народные школы, полковые и разные низшие военные школы. Принимались на эту службу и лица не окончившие учебного заведения, но умеющие бегло писать и читать, то есть вполне грамотные люди. Различным в каждом уезде было

11 ПСЗ РИ. Книга 1. Т. ^Ш. Гл. 4. Отд. 2. С-Пб. 1911. С. 613

и квартирное довольствие полицейских урядников, получающих содержание из казны через уездных исправников и полицейские управления.

Сельская полиция Самарской губернии к 1880 г. состояла из 306 волостных старшин (на 306 волостей) и 2181 сельских старост (на 2 237 сельских обществ), десятских, пятидесятских и сотских.

Сумма содержания выдавалась сотским только по 4-м уездам: Самарскому, Ставропольскому, Николаевскому и Новоузенскому. По Бузулукскому, Бугурусланскому и Бугульминскому уездам сотские жалованья не получали.

Установленный законом предмет ведения полиции, был дан в виде общих определений, затем, раскрывая их с мелочной предусмотрительностью. Выходило, что полиция должна была выполнять столько обязанностей, сколько ей было не по силам, в виду слабого материального обеспечения и уровня организации в губернии. Несмотря на всю сложность, стоявших перед полицией губернии задач, городская и уездная полиции к концу 19 века имели четкую структуру и отлаженную систему действий, которые позволяла довольно эффективно использовать имеющиеся средства для выполнения полицейских обязанностей. Тем не менее, недостаточное финансирование и оторванность сложившейся системы губернской полиции от социально-экономических процессов, происходивших в России в конце 19 - начале 20 века, не позволяли в полном объеме реализовывать поставленные задачи.

Список литературы:

1. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала ХХ века. Под общей редакцией П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Книга 2. 1993. Т.1.

2. Алексушин Г.В. Между революционным террором и доморощенным мздоимством. //Самара. Журнал столицы региона. 2002.

3. Тумшис М., Алексеев П., Карпов И. Полиция и милиция Самарской губернии (имена, события, факты 1802-1967 гг.). Самара, 2003.

4. ПСЗ РИ. Книга 1. Т. І-УІІІ. Гл. 4. Отд. 2. С-Пб. 1911.

Рецензия

Статья А.П. Пащенко посвящена исследованию структуры, финансового обеспечения и основным сферам деятельности городской и уездной полиции Самарской губернии в 1865-1905 гг. Исследование построено на основе анализа «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых от 25 декабря 1862 г», и архивных документов из фондов государственного архива Самарской области.

Автор, на основе архивных документов, при выяснении причины неудовлетворительной деятельности городской и уездной полиции Самарской губернии, убедительно доказывает, что основными причинами этого являлись недостаточное финансирование, малочисленность и плохая подготовка кадрового состава.

Вполне оправдан вывод автора о том, что на полицию было возложено такое количество обязанностей, зачастую не имеющих никакого отношения к ее прямым задачам и функциям что в виду слабого материального обеспечения и уровня организации она с ними справиться не могла.

Новизну и значимость статье придают самостоятельно собранные автором и впервые вводимые в научный оборот архивные документы по данной проблеме из фондов государственного архива Самарской области.

Выводы и основные положения статьи обоснованы и опираются на глубокий и многосторонний анализ. Статья А.П. Пащенко логична, написана на высоком научно-теоретическом уровне и рекомендуется к публикации в открытой печати.

Д.ю.н. профессор Самарского юридического института ФСИН России, майор вн. службы О.Е. Финогентова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.