УДК 93/94
Раковский Д.О., научный сотрудник, Санкт-Петербургский государственный университет (Россия), Государственный Русский музей (Россия)
ГОРОДСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ПАВЛА И СЕРГЕЯ ТРЕТЬЯКОВЫХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. В КОНТЕКСТЕ МЕМОРИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Во второй половине XIX в. многие крупные российские музеи открываются для посещения публикой. В этой связи становится важно проследить становление их роли в обществе и влияние на культурную память. В статье рассматриваются экспозиции Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых второй половины XIX - начала XX вв. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования произведения искусства, выставленные в залах учреждения, были отобраны и распределены по историческим эпохам, которые они отражают: Библейская и раннехристианская история, Античность (до 476 г.), отечественное Средневековье (Допетровская Русь, до 1682 г.), зарубежное Средневековье (476-1500 гг.), Зарубежная история Нового времени (1500-1855 гг.), Новая Россия (1682-1855 гг.) и Современность (с 1855 г.). В рамках этого подхода автором был определен ряд наиболее популярных героев и событий истории, отраженных на экспозициях Третьяковской галереи, проведен анализ тех образов, в которых они демонстрировались через произведения искусства, а также определена доля каждой эпохи в информационном пространстве музея и их изменения во времени. Как показывают материалы настоящей статьи, Третьяковская галерея создавала новый визуальный образ национальной истории, отражающий заказ общества пореформенной России, в котором ведущую роль играли представители народа и «прогрессивной» интеллигенции, а не монархи и полководцы.
Ключевые слова: историческая память, культурная память, мемориальные исследования, мемориальная политика, музеи второй половины XIX - начала XX вв., Третьяковская галерея, музейная экспозиция, memory studies. DOI: 10.22281/2413-9912-2023-07-03-92-108
Введение. Исследователи уже давно затрагивают в своих работах вопрос влияния музеев на представления посетителей о прошлом и формирование культурной памяти [33]. Во второй половине XIX в. многие крупные российские музеи открываются для посещения публикой. В этой связи становится важно проследить становление их роли в обществе и влияние на историческую память населения.
В круг ведущих художественных российских музеев рассматриваемого периода входили Императорский Эрмитаж, Русский музей императора Александра III и Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых. В ходе исследования нами были выдвинуты основополагающие предположения, что именно эти три музея имели наибольшее влияние на формирование представлений посетителей о прошлом1. В предыдущих работах мы уже проанализировали экспозиции Эрмитажа [35; 36] и Русского музея [32; 34]. В данной статье мы проводим аналогичное исследование Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, рассматривая, какой образ прошлого
транслировался учреждением посредством произведений искусства, выставленных в его залах в 1893-1916 гг.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования является роль художественных музеев в культурной памяти российского общества.
Нами изучались каталоги экспозиций галереи за рассматриваемые годы. Среди всех произведений искусства отбирались те, которые несли наиболее существенную информацию об истории, значительно влияя на формирование представлений посетителей о героях и эпизодах прошлого. Из списка были исключены пейзажи, эскизы, работы, не связанные с историческими персонажами или событиями, а также экспонаты, сюжет которых на сегодняшний день проблематично определить, в связи с отсутствием информации об авторе или измененным названием музейного предмета.
Далее составлялись статистические таблицы по каждому исследуемому году. В данные таблицы вносились отобранные экс-
1 Проанализировав дореволюционные и послереволюционные книги по истории искусств, нами было выявлено, что большинство произведений, иллюстрируемых в них, были представлены в собраниях именно данных трех музеев. © Раковский Д.О. © Rakovsky D.O.
понаты, которые распределялись по основным временным рамкам, иллюстрируемым сюжетами произведений. Затем нами добавлялась информация о числе предметов за каждый период, характере экспонатов, данные по основным действующим лицам и сюжетам и их описания. Эти таблицы послужили основой для составления сводных таблиц, для которых было необходимо произвести расчет количества повторений на экспозициях тех или иных исторических персонажей и событий и выявить наиболее часто встречающихся. Таким образом нам удалось выделить произведения искусства, на которых представлены наиболее популярные объекты памяти и провести анализ образов исторических персонажей и событий, которые демонстрировались через произведения искусства в залах Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В качестве основных источников выступили каталоги экспозиций галереи за 1893 и 1916 гг. [45; 48], литература по истории создания галереи и формированию ее коллекций [15; 16; 22; 27; 61; 62], журналы заседаний и отчеты Совета по управлению Третьяковской галереей [46; 47], путеводители [9; 42; 63] и альбомы произведений [12; 13; 18]. Разумеется, в качестве главного источника выступили сами произведения искусства, размещенные в залах Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых и доступные для обзора публикой.
Выставленные в залах галереи произведения искусства анализировались по выделенным и устоявшимся в научной литературе историческим периодам: Библейская и раннехристианская история, Античность (до 476 г.), отечественное Средневековье (Допетровская Русь, до 1682 г.), зарубежное Средневековье (476-1500 гг.), Зарубежная история Нового времени (1500-1855 гг.), Новая Россия (16821855 гг.) и Современность (с 1855 г.). Герои библейской истории и Античности были включены в исследование намеренно. Посетители музея воспринимали их как представителей античной культуры и античного мира. Даже мифологические/легендарные персонажи, тесно связанные в культурной памяти с
конкретной культурой/эпохой, отражали для них образ европейского и отечественного реально существовавшего прошлого.
Результаты и их обсуждение. Экспозиция Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых в 1893 году состояла из 1868 произведений. Среди них, согласно целям исследования, мы отобрали 354 экспоната - 18,95% от представленных в залах. Наибольшее число произведений относилось к Новой России (1682-1855 гг.) - 152 экспоната (42,94% от числа отобранных согласно цели исследования). На втором месте оказалась история Современной России (с 1855 г.) - 105 произведений (29,66%). На третьем - Библейская и раннехристианская история с 61 произведением (17,23%). Далее следуют другие эпохи: Допетровская Русь - 20 произведений (5,65%), Зарубежная история Нового времени - 7 произведений (1,98%), Античность - 6 произведений (1,69%), Зарубежная современность (с 1855 г.) - 3 произведения (0,85%) и Зарубежное средневековье - 1 произведение (0,28%у.
Что касается экспозиции Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых в 1916 году, то распределение исторических периодов произошло следующим образом. Согласно целям исследования, из представленных в залах 2965 произведений, нами было отобрано 616 (20,77% всей экспозиции). Самым популярным по демонстрирующим его произведениям историческим периодом осталась Новая Россия (1682-1855 гг.) - 235 экспонатов (38,15% от числа отобранных согласно цели исследования). На втором месте - Отечественная современность (с 1855 г.) -172 произведения (27,92%). На третьем -Библейская и раннехристианская история -148 произведений (24%). После следовали эпохи: Допетровская Русь - 33 произведения (5,36%), Античность - 15 произведений (2,44%), Зарубежная история Нового времени (1500-1855 гг.) - 9 произведений (1,46%), Зарубежная современность (с 1855 г.) - 5 произведений (0,81%) и Зарубежное средневековье - 3 произведения (0,49%)2.
1 Так как некоторые произведения мы относили сразу к нескольким историческим эпохам, их сумма не совпадает с 354, а число процентов превышает 100.
2 Так как некоторые произведения мы относили сразу к нескольким историческим эпохам, их сумма не совпадает с 616, а число процентов превышает 100.
Если не учитывать персонажей библейской и раннехристианской истории, а также мифологических героев античности, то наиболее популярные личности и сюжеты в залах Третьяковской галереи будут следующие.
В 1893 г. это: Иван Грозный (встречался на 11 произведениях искусства), М.И. Глинка (4), Н.В. Гоголь (4) и Л.Н. Толстой (4). Главными сюжетами же выступали: сюжеты с Иваном Грозным (10) и «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» (8).
В 1916 г. самые популярные персонажи: Иван Грозный (встречался на 12 произведениях искусства), Н.В. Гоголь (8), Емельян Пугачев и «пугачевцы» (8), Л.Н. Толстой (6), Екатерина II (5), М.И. Глинка (5), В.А. Жуковский (4) и И.Н. Крамской (4). Сюжеты: «Отечественная война 1812 г.» (24), сюжеты с Иваном Грозным (10) и «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.» (8).
Далее мы рассмотрим образы, в которых данных героев и перечисленные сюжеты видели посетители экспозиции.
Абсолютным победителем по числу представлений на экспозициях 1893 и 1916 гг. являлся Иван Грозный, олицетворяющий собой эпоху Допетровской Руси. Рисунки В.Г. Шварца «Шествие Ивана Грозного к заутрене» [54] и «Опочивальня Ивана Грозного» [53], созданные в 1863 г. - иллюстрации к роману А.К. Толстого «Князь серебряный» [38]. На них царь представлен в камерной обстановке старым, измученным человеком в окружении слуг. На работах «Иван Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых» [55] и «Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте» [56], выполненных в 1868 г., Иван IV изображен в дорогих одеяниях, верхом на коне. Он занимает центральное положение в обоих произведениях. Сопровождающие его всадники - разместились в правой части, встречающие - в левой. На рисунке «Пир у царя» 1862 г. [52] Грозный -с интересом взирает на веселящихся опричников. Он восседает на троне, рука крепко сжимает посох.
Нельзя не отметить, что самым популярным сюжетом с Иваном Грозным на экспозициях Третьяковской галереи в 1893 и 1916 гг. являлся эпизод убийства им своего сына в 1581 году. Роковой момент изобразил на своем знаменитом полотне И.Е. Репин в
1885 г. [3, с. 122-126] Царь, обезумевший от содеянного, обнимает умирающего Ивана. Грозный напуган и пытается зажать рукой нанесенную рану. Перед ними тот самый жезл, которым был нанесен удар царевичу [25, № 8408]. Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» - пожалуй, один из наиболее знакомых памятников живописи для культурной памяти и массового исторического сознания российского общества [58; 1, с. 240, 256, 339, 391, 392, 402, 436]. Как отмечает Е.В. Анисимов: «эмоциональное воздействие картины на зрителей было необыкновенным. Ею восторгался и Лев Толстой, и многие художники, и критики, и простые люди» [3, с. 126]. В 1860-е гг. Н.С. Шустов и В.Г. Шварц же написали царя сидящим у тела Ивана. Его взгляд сосредоточен и отрешен. Одна рука покоится на подлокотнике, второй - у Шварца - Грозный сжимает простыню, которой накрыт его сын [25, № 21149]. У Шустова в опущенной руке царя книга [60].
Гравюра А.И. Шарлеманя (также 1860-х гг.) изображает юного Ивана Грозного, произносящего речь на лобном месте в 1550 году. Он обращается к митрополиту Макарию, указывая рукой в небо. Под балконом расположились подданные [51].
Единственной скульптурой, представляющей Ивана IV в залах Третьяковской галереи в 1893 и 1916 гг. было произведение М.М. Антокольского 1875 г. На ней царь облачен в монашеские одежды, одна рука сжимает подлокотник, во второй - четки. Посох в ярости воткнут в землю рядом с троном. Иван погружен в свои мысли, на его коленях покоится забытая книга [25, № 9135].
В 1916 году к вышеупомянутым произведениям добавляется картина В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897 г., изображающая царя в полный рост. Он - в роскошных одеяниях - спускается по ступеням своих палат и смотрит как бы сверху вниз на зрителя [25, № 22059]. Четки в правой руке царя подчеркивают его религиозность [26, с. 151].
Итак, Иван Грозный на экспозициях Третьяковской галереи в 1893 и 1916 гг. на большинстве произведений представал перед посетителями в виде несчастного, умудрен-
ного опытом и отягощенным тяжелыми событиями прошлого бородатым старцем. Полотна и скульптура отражали неоднозначный психологический образ царя, который, несмотря на свою «грозность», все-таки имел и положительные черты характера. В то же время доминирующий посыл (тема «сыноубийства») закреплял у посетителей галереи соответствующие исторические представления об этом монархе. По числу изображающих его экспонатов Иван IV существенно опережал всех остальных героев, отобранных нами в результате исследования.
Период Новой России (1682-1855 гг.) демонстрировался через таких творцов культуры, как М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, а также политических деятелей -Екатерину II и Е.И. Пугачева.
М.И. Глинка изображался в основном через поясные портреты, показывающие разные периоды жизни и его трансформацию от 20-летнего талантливого юноши до великого русского композитора [10; 11; 43]. На картине И.Е. Репина 1887 г. М.И. Глинка предстает перед зрителем в процессе написания оперы «Руслан и Людмила». Он лежит на диване в домашнем халате, сосредоточенно постукивая карандашом по губам. Все это, а также разложенные по столу бумаги и пустой стакан с забытой в нем ложкой создают реалистичную, домашнюю атмосферу, в которой создавалось знаменитое произведение [25, № 20959]. В 1916 г. к вышеперечисленным экспонатам добавился еще один - рисунок Н.А. Степанова «М.И. Глинка у Стунъевых».
Н.В. Гоголь на экспозиции Третьяковской галереи практически на всех произведениях был, напротив, героем различных сюжетов. На работе В.Г. Перова 1873 г. самого классика русской литературы среди героев его произведений найти с первой попытки не представляется возможным [28]. Также на полотне А.И. Иванова «Переправа Н.В. Гоголя через Днепр» 1845 г. мы понимаем, кто перед нами, только благодаря названию произведения [17]. Картина И.Е. Репина 1909 г. «Самосожжение Гоголя» демонстрирует писателя в момент сильного душевного потрясения во время сожжения второго тома «Мертвых душ». Его измученное лицо освещено всполохами камина, безумные глаза обращены к небу. Рубашка расстегнута, слуга,
пытаясь предотвратить непоправимое хватает Гоголя за руку [41].
Помимо вышеперечисленных произведений, изображающих Н.В. Гоголя, последний представал на двух портретах Ф.А. Мол-лера, выполненных для матери писателя, а также рисунках К.И. Рабуса (1840-е гг.) и В.А. Рачинского (1852 г.). В отличие от остальных, портреты Моллера показывали Н.В. Гоголя энергичным, веселым юношей с блеском в глазах [24]. К.И. Рабус изобразил писателя в его последние годы. Это можно заметить по сутулости Н.В. Гоголя и отсутствию эспаньолки, которую тот не носил под конец жизни [31; 30, с. 20]. Карандашный же набросок В.А. Рачинского демонстрирует писателя на смертном одре - в профиль, с лавровым венком на голове [37].
В 1893 г. Н.В. Гоголь изображался на четырех произведениях: работах К.И. Рабуса, В.Г. Перова и двух портретах-копиях Ф.А. Моллера. К 1916 г. к ним добавились полотна А.И. Иванова и И.Е. Репина, а также два схожих рисунка В.А. Рачинского.
Н.В. Гоголь на экспозициях Третьяковской галереи имел образ человека незаурядного и, в какой-то степени, даже мистического, героя своих же собственных произведений. Можно предположить, он производил впечатление талантливого, страдающего и эмоционального писателя.
Поэта В.А. Жуковского посетители Третьяковской галереи наблюдали на портретах Г.Р. Рейтерна (1833 г.), К.П. Брюллова (1838 г.) и ГГ. Чернецова (1832 г.). В 1916 г. к ним добавляется портрет работы Н.С. Волкова (1850 г.). Произведение кисти К.П. Брюллова изображает знаменитого поэта сидящим на стуле, со скрещенными руками на коленях и наклоненной головой к правому плечу. Его внимательный и грустный взгляд обращен на зрителя [5]. История портрета замечательна. Художник обратился к В.А. Жуковскому с просьбой помочь в выкупе Т.Г. Шевченко - талантливого молодого художника и поэта - из крепостных [4, с. 297, 312313]. Т.Г. Шевченко работал маляром в мастерской Петербурга и посещал учебные залы Общества поощрения художников. Он находился в собственности помещика Эн-гельгардта, который потребовал за него вы-
куп в размере 2500 рублей. Чтобы собрать необходимую сумму, К.П. Брюллов пишет данный портрет В.А. Жуковского и разыгрывает его в лотерею в Аничковом дворце.
Г.Г. Чернецов же изобразил поэта в Летнем саду в окружении И.А. Крылова, А.С. Пушкина и Н.И. Гнедича [50]. Впоследствии литераторы были перенесены без изменений на полотно 1837 г. «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге».
Таким образом, галерея не только привлекала внимание к выдающимся представителям русской культуры, закрепленных в пантеоне деятелей литературы и искусства (в галерее присутствовали также портреты А.С. Пушкина, И.А. Крылова, В.Г. Белинского, Н.М. Карамзина, А.Г. Варнека, П.А. Федотова, К.П. Брюллова и др.), но, отчасти и конструировала их биографии и создавала связанные с ними «культурные мифы».
Императрица Екатерина Великая представала перед зрителями галереи на портретах Е.П. Чемесова (вторая половина XVIII в.) и В.Л. Боровиковского. В 1916 г. в экспозицию Третьяковской галереи вошли еще три произведения: «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» Н.Н. Ге (1874 г.) и два бюста (мраморный и бронзовый) за авторством Ф.И. Шубина (вторая половина XVIII в.).
Карандашный рисунок Е.П. Чемесова демонстрирует императрицу по пояс, облаченную в траурные одеяния по кончине Елизаветы Петровны. Взгляд Екатерины II направлен за правое плечо зрителя, на губах - небольшая улыбка [49]. Екатерина на картине Н.Н. Ге изображена на церемонии по случаю кончины Елизаветы Петровны [3, с. 281-284]. Автор запечатлел будущую императрицу в центре полотна, на фоне мы можем увидеть удаляющегося Петра III, окруженного придворными и одетого в неподобающие случаю белые одеяния. Сам же момент мы можем истолковать как олицетворение грядущей смены власти. На это намекает и солдат, стоящий рядом с Екатериной, готовый защитить ее в любой момент, и лукавый взгляд самой будущей императрицы на зрителя [25, № 21429]. Ф.И. Шубин же представил Екатерину II в юности. Ее длинная коса спускается на правое плечо, голову венчает
лавровый венок [59].
Екатерина Великая на экспонатах Третьяковской галереи производила впечатление мудрой и сильной правительницы, которая заботилась о народе и использовала любые возможности для достижения своих целей.
Емельян Пугачев и его последователи также занимали существенное место в залах Третьяковской галереи в 1916 г. Все произведения, которые их изображали, были выполнены художником В.Г. Перовым: три портрета 1879 г., зарисовки «Голова» и «Фигура» Пугачева (1879 г.), а также карандашные рисунки «Казненные пугачевцы» (1878 г.) и «Пугачевцы конвоируют пленных» (18731875 гг.). С 1893 г. на экспозиции остался и один из вариантов знаменитой картины художника - «Суд Пугачева» (1875 г.).
Таким образом, посетители галереи могли лицезреть Пугачева и «пугачевцев» в виде безумных и страшных бунтовщиков, глядя в яростные глаза и на неопрятную бороду их предводителя [19, № 560986328]. «Пугачевцы» не гнушались проявлять насилие на пути к своим целям [29; 19, № 568841552]. На «Суде Пугачева» мы видим мрачный деревенский пейзаж, горящий город вдали, силуэты повещенных и птицы, пугливо улетающие от лысых веток. Повсюду царит хаос, на переднем плане есть раненные и пленные, которых привели к «Емельке» для признания в последнем Петра III. Отказавшихся ждет виселица. Сами бунтовщики воспринимаются как разбойники, преследующие собственные цели, не обращающие внимания на возможные жертвы на пути [29]. Крестьянское восстание 1773-1775 гг. было жестоко подавлено. Предводитель и его последователи получили страшную расплату за свой бунт. Для устрашения непокорных по Волге были спущены лодки с мертвыми «пугачевцами», болтающимися на виселицах [19, № 720590209]. Таким образом, какие-либо симпатичные черты в образе «зло-дея»/лидера крестьянской войны в представленных в коллекции полотнах найти нельзя.
Самыми популярными персонажами Современной России (с 1855 г.) являлись такие столпы культуры, как Л.Н. Толстой и И.Н. Крамской.
На экспозиции 1893 г. Л.Н. Толстой был
изображен на четырех полотнах. На портрете, выполненном И.Н. Крамским (1873 г.), писатель представлен вполоборота, лицом ко зрителю. Его руки покоятся на коленях [25, № 8459]. Данный портрет схож по композиции с аналогичным, написанным И.Е. Репиным, который изображает Л.Н. Толстого в более поздние годы жизни [40].
«Портрет писателя графа Л.Н. Толстого» Н.Н. Ге (1884 г.) демонстрирует литератора, полностью поглощенного трудом. Он предстает перед зрителями в домашней обстановке, за заваленным бумагами столом. Л.Н. Толстой сосредоточенно записывает свои мысли на листе, его лоб нахмурен [25, № 8454]. В отличие от остальных своих изображений, произведение И.Е. Репина «Л.Н. Толстой на пашне» (1887 г.) показывает писателя за иной, далекой от интеллектуальной, работой. Он одет в подпоясанную голубую рубаху и белую кепку. Л.Н. Толстой, как настоящий русский богатырь, ведет за лошадью плуг, его борода развевается от сильного ветра [25, № 22083]. В 1916 г. к вышеупомянутым полотнам добавляются два бронзовых бюста писателя - П.П. Трубецкого (1899 г.) [25, № 9883] и Н.А. Андреева (1905 г.) [2].
Лев Николаевич Толстой представал перед посетителями Третьяковской галереи мудрым, проницательным человеком. Он не боялся тяжелой работы, был достаточно силен, чтобы с ней справиться. Знаменитый писатель не гнался за славой и роскошью, довольствуясь малым.
И.Н. Крамской был изображен на двух портретах 1874 г., написанных Н.А. Яро-шенко и им самим [64; 25, № 8456]. Первое произведение исполнено акварелью и является парным к зеркальному портрету Н.А. Ярошенко, выполненному И.Н. Крамским. За 23 года к этим произведениям добавляются еще два автопортрета художника: 30-летнего И.Н. Крамского в овале [20], а также 47-летнего живописца и рисовальщика. На последнем художник изобразил и свою дочь - Софью [25, № 21340].
Среди других персонажей портретного собрания - И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, В.В. Верещагин, Г.Г. Мясоедов, А.Г. Рубинштейн, П.А. Стрепетова, П.М. и В.Н. Третьяковы. Таким образом, галерея претендовала не только на конструирование
образов культурных героев недавнего прошлого, но и в определенной степени способствовала формированию пантеона выдающихся деятелей национальной культуры второй половины XIX - начала ХХ вв.
Наиболее часто встречающимися сюжетами в залах галереи с 1893 по 1916 годы оставались события, связанные с Иваном IV и Русско-турецкая война 1877-1878 гг., кроме того, в 1916-м году к ним прибавились экспонаты на тему Отечественной войны 1812 года.
Отечественная война 1812 г. занимала важное место на экспозициях Третьяковской галереи. Художник и карикатурист-сатирик П.М. Шмельков изобразил в акварели сцену московского пожара (1871 г.). На произведении Наполеон наблюдает за сожжением города, сидя на крыше. Император угрюм, на его лице мы можем наблюдать отчаяние от осознаваемой им безысходности, а сложенные на груди руки и скрещенные ноги создают образ обиженного ребенка [57].
И.М. Прянишников сосредоточился же в своем произведении на иллюстрации изгнания наполеоновских войск прочь из России (1874 г.). На полотне мы можем увидеть остатки некогда великой французской армии, которую взяли в плен и конвоируют партизаны - простой русский народ, вооруженный вилами и топорами. Процессия движется по заснеженному полю в метель, пленники склоняются под сильным ветром [25, № 21889].
«Военный совет в Филях в 1812 году», написанный А.Д. Кившенко в 1882 г., демонстрировал ключевое событие, повлиявшее на весь ход дальнейшей войны с Наполеоном -совещание военачальников, созванное М.И. Кутузовым [3, с. 354-358]. На полотне изображен момент спора главнокомандующего с генералами, которые отреагировали на предложение М.И. Кутузова о сдаче Москвы по-разному. П.С. Кайсаров, стоящий позади Михаила Илларионовича, что-то записывает на листе бумаги. В правой части произведения художник изобразил П.П. Коновницына, Н.Н. Раевского, А.И. Остерман-Толстого, Л.Л. Беннигсена, М.Б. Барклая-де-Толли, Ф.П. Уварова, К.Ф. Толля, Д.С. Дохтурова и А.П. Ермолова. А.Д. Кившенко мастерски изобразил также и избу крестьянина Михаила Фролова, где происходило такое знаменательное для истории событие, красный угол, ребенка,
с любопытством смотрящего на происходящее с печи [25, № 21817].
Помимо данных трех полотен, в 1916 г. на экспозиции Третьяковской галереи были выставлены гипсовые медальоны, выполненные Ф.П. Толстым в период с 1814 по 1836 гг. Они были созданы в память военных событий 1812-1814 гг. и изображали в том числе сцену битвы под Лейпцигом, Бородинское сражение и захват Наполеоном Москвы. Также медальоны демонстрировали следующие сражения: под Красным, под Малоярославцем, на Березине, под Кульмом, под Бри-енном, при Арси-сюр-Обе и при Фер-Шампе-нуазе. Все сюжеты были оформлены в стилистике Античности и имели некоторую театральность [44; 25, № 21020, № 21035].
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. как в 1893, так и в 1916 гг. была представлена на восьми следующих произведениях. На картине И.Е. Репина 1878 г. посетитель галереи мог увидеть усталого солдата, возвращающегося к семье с войны. Он опирается на палку, за спиной тяжелая поклажа, взгляд направлен прямо на зрителя [39]. Семь остальных полотен принадлежат кисти В.В. Верещагина.
Как только началась русско-турецкая война, Василий Васильевич отправился в действующую армию и добился зачисления в ее состав. Известный художник-баталист стремился оказаться в самой гуще событий, чтобы запечатлеть войну такой, какая она была. В декабре 1879 г. серия картин была выставлена в Париже и имела ошеломительный успех. Кроме того, некоторым полотнам В.В. Верещагиным были даны настолько вызывающие названия, что это вызвало волну негодования у будущего императора Александра III. Цесаревич в гневе писал: «Читая каталог картин Верещагина, а в особенности текст к ним, я не могу скрыть, что было противно читать всегдашние его тенденциозности, противные национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек!» [21, с. 13]. В феврале 1880 г. выставленные уже в Петербурге картины за 40 дней посмотрели более 200 тысяч человек. Однако П.М. Третьяков приобрел для галереи лишь часть картин В.В. Верещагина, и Бал-
канская серия работ, несмотря на первоначальные замыслы художника, оказалась разбитой на части [21, с. 12-13].
Полотно «Последний привал» (18771878 гг.) демонстрирует пустынный заснеженный пейзаж. На переднем плане - припорошенные снегом трупы солдат. Рядом простирается дорога, по которой неспешным караваном следует военный конвой [7]. Данное произведение сейчас является собственностью Пермской государственной художественной галереи [14].
«Побежденные. Панихида» (18781879 гг.) изображает поле боя под Телишем. Священник и причетник из солдат совершают панихиду по убитым турками русским. На полотне виднеется множество тел, в том числе отрезанные головы [25, № 8427].
«Александр II под Плевной 30 августа 1877 года» (1878-1879 гг.) изначально было названо художником «Царские именины». Картина изображает третий штурм Плевны, когда плохо спланированная атака стоила жизни многим русским солдатам - командование торопилось, чтобы наступление было приурочено ко дню именин царя, чтобы преподнести ему город в подарок. На полотне Александр II сидя на холме взирает с безопасного расстояния на происходящий далеко внизу бой, за ним расположились генералы [25, № 8481]. В этот трагический день также погиб младший брат художника - Сергей.
Картина «Башибузук (Албанец)» была выполнена позже, в 1880-1881 гг. На ней двое русских солдат конвоируют разбойника-башибузука, которые, «по уверениям болгар, вырезали младенцев из утроб матерей» [6; 8, с. 306].
Главную роль на полотне «Перед атакой. Под Плевной» (1881 г.) занимают русские солдаты, готовящиеся к бою. Офицеры написаны В.В. Верещагины в левом углу. Они вглядываются в даль, некоторые даже смотрят в бинокль, силясь рассмотреть идущее впереди сражение, которое угадывается по поднимающимся к небу столбам дыма и растерзанным силуэтам деревьев [25, № 20707].
В результате третьего штурма Плевны было потеряно около 18 тысяч человек. Перевязочный пункт не был готов принять столько бойцов. Как отмечал сам В.В. Верещагин: «палаток в перевязочном пункте было всего четыре; надобно думать, не больше как
человек на сто каждая, но сколько в них было набито народа и сколько валялось, сидело и томилось между палатками, а также на дороге, к ним и за ними, трудно и передать -точно улей, разбредшийся без матки: все жужжит, движется, переговаривается. К бывшим налицо раненым всё прибывали новые, так как продолжали подбирать вчерашних -их оказалось ужасающее количество, - а на левом фланге и теперь шел бой, из которого беспрерывно подбавляли: носилок тащили, тащили, тащили без конца» [8, с. 127]. Это и было изображено на картине «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», созданной также в 1881 г. [25, № 20494]
Наконец, произведение «Шипка-Шей-ново (Скобелев под Шипкой: «Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы!»)» (1878-1879 гг.) демонстрирует разгром турок под Шейновом 9 января 1878 года. Передний план сконцентрирован на снежном поле, усеянном замерзшими телами русских и турков. На дальнем - генерал М.Д. Скобелев поздравляет офицеров и солдат с победой, те подкидывают свои шапки выражая радость [25, № 21836]. Имеется повторение полотна, хранящееся в Государственном Русском музее. Оно написано в более мрачных тонах, значительно увеличено число тел на переднем плане.
Вышеперечисленные произведения показывают ужасы, лишения и тягости войны. Картина И.Е. Репина, как и все полотна В.В. Верещагина не героизируют русских солдат и, тем более, не превозносят командование. Война на них - зло, лишенное всякого смысла, которое подвергает простых солдат испытаниям в угоду прихоти военачальников. Несмотря на то, что полотна и полевые записи В.В. Верещагина несомненно являются важными первоисточниками русско-турецкой войны 1877-1878 гг., их следует рассматривать совместно, чтобы получить более беспристрастную оценку произошедших событий в том числе в связи с пацифистскими настроениями самого художника [21, с. 15].
В отличие от русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Отечественная война 1812 г. была представлена на экспозиции в положительном ключе. В данной войне народ сплотился против общего врага, в результате
французы потерпели сокрушительное поражение. У посетителей складывался образ русских защитников как героев и спасителей мира от наполеоновской экспансии.
Заключение. Будучи основанной как частное собрание Павла и Сергея Третьяковых и впоследствии переданной в дар Москве, коллекция Государственной Третьяковской галереи проделала большой путь, чтобы стать современным музеем. Поначалу ее экспозиция отражала знания и опыт Павла Михайловича, затем (после его смерти) -преобразовывалась под влиянием Совета, который ей заведовал. Однако, даже создание последнего имело свои изъяны: произведения приобретались и систематизировались в большинстве своем исходя из личных предпочтений одного конкретного человека - попечителя Совета. Несмотря на все это, выставленные в стенах галереи экспонаты отражали историческое прошлое Российского государства и мира в целом и, соответственно, влияли на формирование представлений о нем у посетителей.
Большинство произведений как в 1893, так и в 1916 гг. олицетворяли период Новой России (1682-1855 гг.). Затем по убыванию следовали другие эпохи: Современная Россия (после 1855 г.), Библейская и раннехристианская история, история Допетровской Руси (до 1682 г.), Зарубежная история Нового времени (1500-1855 гг.), Античность (до 476 г.), Зарубежная современность (после 1855 г.) и Зарубежное средневековье (476-1500 гг.). Любопытно, что, несмотря на значительные подвижки в систематизации, развеске и атрибуции произведений на экспозиции Третьяковской галереи в 1893-1916 гг., данный ранжированный список исторических эпох, представленных на ней, остался практически неизменным. Исключение составляют только Зарубежная история Нового времени и Античная история, которые к 1916 г. поменялись местами (Зарубежная история Нового времени сместилась на 6 место, Античность -поднялась на 5-е). Однако, за 23 рассматриваемых года существования галереи произошли следующие изменения: существенно увеличились количество и доля произведений, изображающих период Античной истории (с 6 до 15 экспонатов, с 1,69% до 2,44%),
и еще больше тех, которые относились к Библейской и раннехристианской истории (число экспонатов выросло с 61 до 148, а доля среди произведений, отобранных согласно цели исследования - с 17,23% до 24%). Также возросло число экспонатов, отражающих период зарубежного средневековья (с 1 до 3 произведений, с 0,28% до 0,49%).
Доля зарубежной истории в залах галереи в рассматриваемый период была незначительна: 4,8% в 1893 г. и 5,2% в 1916 г. (от отобранных согласно целям исследования произведений). Среди же экспонатов, отражающих отечественную историю, за 23 года наметилась тенденция к сокращению: 78,25% в 1893 г. и 71,43% в 1916 г. Таким образом, Библейская и раннехристианская история, Античность и, в меньшей степени, зарубежное средневековье стали занимать более весомое место на экспозиции за счет уменьшения доли истории России. К 1916 г. в Третьяковской галерее даже было отведено отдельное помещение для старинной русской иконописи с витринами, исполненными по рисункам В.М. Васнецова в Абрамцевской мастерской Е.Г. Мамонтовой [48, с. 11].
Самыми популярными персонажем Допетровской Руси в залах Третьяковской галереи был Иван Грозный. Как в 1893, так и в 1916 гг. первый русский царь был абсолютным лидером по числу экспонатов его отражающих. Любопытно, что картины и скульптура, сюжеты которых связаны с ним, в 1893 г. занимали 55% ото всех произведений о периоде отечественного средневековья, а в 1916 г. - более 36%!
Период Новой России (1682-1855 гг.) был представлен в залах Третьяковской галереи через таких творцов культуры, как М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, а также политических деятелей - Екатерину II и Е.И. Пугачева. Самыми популярными персонажами Современной России (с 1855 г.) являлись такие столпы культуры, как Л.Н. Толстой и И.Н. Крамской. Наиболее часто встречающимися сюжетами (помимо событий с Иваном IV) были войны: Русско-турецкая 1877-1878 гг. и Отечественная война 1812 г.
Как можно отметить, основными героями российской истории в залах Третьяковской галереи в 1893-1916 гг. являлись деятели
культуры и искусства. Самодержавие же представало в двух ипостасях: тиранического абсолютизма (самоуправство Ивана Грозного) и просвещенной монархии (выведение России к светлому будущему Екатериной II). Образы войны на экспозиции галереи также различались. Отечественная война 1812 г. героизировалась и изображалась как освободительная кампания. Ее участники принимали тяжелые решения на благо российского государства, а битвы сравнивались с мифологическими событиями Античной истории. В то же время «современная» война, такая как русско-турецкая 1877-1878 гг., всячески порицалась и выставлялась через полотна как результат самодурства и некомпетентности власти, из-за которых напрасно погибал ее народ.
Таким образом, несмотря на дальнейшее приобретение творений зарубежных мастеров и, так или иначе, присутствие сюжетов и персонажей зарубежной истории, Третьяковская галерея оставалась такой, какой ее задумывал П.М. Третьяков - национальной исторической галереей. Она демонстрировала развитие русского искусства и отечественной истории в целом. Имея основу в виде личной коллекции Павла Михайловича, Третьяковская галерея обладала также его вкусом и мировоззрением, отражая порой противоречивые стороны российской истории и разные точки зрения даже на глав государства. Будучи специалистом в сфере искусства и обладая средствами для создания значительной коллекции, П.М. Третьяков имел и свободу в ее создании, отметая одни произведения и покупая другие. Приобретение полотен, не одобренных властью, воодушевляло художников, позволяло выходить за рамки государственного заказа и самоцензуры. Все это способствовало созданию уникальной и разносторонней галереи, где число произведений с «Емелькой» Пугачевым могло опережать таковое с Екатериной II. Создатель Третьяковской галереи относился к прогрессивному обществу и стремился, чтобы его творение отражало неприукрашенную, «правдивую» историю и в то же время величие русского народа. Разумеется, такое искусство не могло не получать позитивные отклики прогрессивно настроенной интеллигенции. В этой связи нельзя не привести весьма меткое суждение революционного деятеля, а затем
известного культурного функционера советского режима В.Д. Бонч-Бруевича: «Еще нигде не описаны те переживания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой казни», как «Княжна Тараканова», как та картина, на которой гордый и
убежденный народоволец отказывается перед смертной казнью принять благословение священника» [23, с. 332].
Таким образом, история России в стенах галереи - не столько история царей, сколько история ее народа, духовных лидеров в лице представителей интеллектуальной элиты, деятелей культуры и науки.
Список литературы
1. Алимов Д.Е., Дилигул Е.С., Колосков Е.А. Мобилизованное средневековье: в 2 т. / Д.Е. Алимов, Е.С. Дилигул, Е.А. Колосков [и др.]. СПб.: Издательство СПбГУ, 2022. Т. 2: Средневековая история на службе национальной и государственной идеологии в России. 560 с.
2. Андреев Н.А. Л.Н. Толстой. 1905 г. // Wikimedia Commons. URL: https://commons.wiki-media.org/wiki/File:L.N.Tolstoy_by_N.A._Andreev_(1905,_Tretyakov_gal-lery)_01_by_shakko.JPG (дата обращения: 17.01.2023).
3. Анисимов Е.В. 100 картин русской истории. СПб.: Арка, 2020. 632 с.
4. Афанасьев В.В. Жуковский. М.: Молодая гвардия, 1986. 397 с.
5. Брюллов К.П. Портрет В.А. Жуковского. 1838 г. // Сайт «К уроку литературы». URL: http://literatura5.narod.ru/zhukovsky_1838.html (дата обращения: 17.01.2023).
6. Верещагин В.В. Башибузук (Албанец). 1880-1881 гг. // Wikimedia Commons. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%B8% D0%B1%D1%83%D0%B7%D1%83%D0%BA_%28%D0%90%D0%BB%D0%B10/oD0%B0%D0% BD%D0%B5%D1%86%29.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
7. Верещагин В.В. Последний привал. 1877-1878 гг. // Wikimedia Commons. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0% BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0 %B0%D0%BB.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
8. Верещагин В.В. На войне 1877-1878 гг. // Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина. М.: «Даръ», 2007. С. 25-330.
9. Вишневский А.Н. Исторический путеводитель по Москве и ее окрестностям: С прил. видов Москвы. М.: типо-лит. В.Р. Келлера, 1896. 181 с.
10. Волков Н.С. Портрет М.И. Глинки. 1837 г. // Всероссийский музей А.С. Пушкина. URL: http://www.museumpushkin.ru/assets/images/museum_online/articles/n._s._volkov._portret_m._i._glin ki._1837_g._bumaga-_karandash_italyanskij-_sous-_belila.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
11. Горавский А.Г. М.И. Глинка. 1869 г. // Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. URL: https://www.mosconsv.ru/museum/glinka_portrait.html (дата обращения: 17.01.2023).
12. Государственная Третьяковская галерея (Москва). [Альбом / Предисл. В. Володарского]. М.: Изобраз. искусство, 1974. 281 с.
13. Государственная Третьяковская галерея (Москва). Государственная Третьяковская галерея: Живопись: [Альбом / Вступ. статья К. Антоновой, И. Ростовцевой]. Л.: Аврора, 1976. 158 с.
14. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5454050 (дата обращения: 30.09.2021).
15. Династия Третьяковых в истории промышленного развития и благотворительности России: Коллективная монография / Е.А. Чугунов (науч. ред.), Н.В. Павличкова (отв. ред.), И.С. Наградов. Кострома: Костромаиздат, 2015. 160 с.
16. Евстратова Е.Н. Павел Третьяков и его знаменитая коллекция. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 447 с.
17. Иванов А.И. Переправа Н.В. Гоголя через Днепр. 1845 г. // Руниверс. URL: https://runivers.ru/gal/gallery-all.php?SECTI0N_ID=7072&ELEMENT_ID=460601 (дата обращения: 17.01.2023).
18. Картины русских художников из сокровищ Третьяковской художественной галереи в Москве / текст под. ред. художн. Г.Г. Траншель. СПб.: Издание В.С. Туманина, 1905. 124 с.
19. Каталог известных художников Gallerix. URL: https://gallerix.ru/album/Perov/pic/glrx-(дата обращения: 17.01.2023).
20. Крамской И.Н. Автопортрет. 1867 г. // ВТБ России - социальные проекты, поддержка спорта и культуры. URL: https://vtbrussia.ru/culture/muzei/gtg/mify_o_Repine/repin_samiy_ponyatny/ (дата обращения: 17.01.2023).
21. Кузенков П.В. Верещагин и война // Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В.В. Верещагина. М.: «Даръ», 2007. С. 6-22.
22. Махалов Е.М. Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции. СПб.; М.: Нестор-история, 2019. 96 с.
23. Махматова А.С., Манаев М.А. Становление художественных музеев на примере Третьяковской галереи // Наука и молодежь: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Физике Будущего, Грозный, 13 ноября 2020 года. Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. С. 328-333.
24. Моллер Ф.А. Портрет писателя Н.В. Гоголя. 1840-е гг. // Wikimedia Commons. URL: https://upload.wikimedia. org/wikipedia/commons/b/b2/N. Gogol_by_F.Moller_%281840%2C_Tretya-kov_gallery%29.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
25. Моя Третьяковка. Проект Третьяковской галереи. URL: https://my.tretya-kov.ru/app/masterpiece/^дата обращения: 17.01.2023).
26. Мутья Н.Н. Образ Ивана Грозного в отечественном изобразительном искусстве XX
- начала XXI века. Традиции и новации // Петербургские славянские и балканские исследования. 2018. № 1 (23). Январь-Июнь. С. 148-164.
27. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М.: Галарт, 1994. 285 с.
28. Перов В.Г. Герои произведений Гоголя провожают его в последний путь. 1873 г. // Арт-Поиск. URL: http://artpoisk.info/artist/perov_vasiliy_grigor_evich_1834/geroi_proizvedeniy _gogolya_provozhayut_ego_v_posledniy_put/ (дата обращения: 17.01.2023).
29. Перов В.Г. Суд Пугачева. 1875 г. // Третьяковская галерея. Официальный сайт. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/sud-pugacheva/ (дата обращения: 17.01.2023).
30. Портреты Н.В. Гоголя / Собр. и изд. под наблюдением О-ва любителей рос. словесности при Имп. Моск. ун-те. [1809-1909]; [М. Сперанский, действ. чл. ОЛРС, проф. Моск. унта]. М.: фототип. К.А. Фишер, 1909. 30 с.
31. Рабус К.И. Н.В. Гоголь. 1840-е гг. // Сайт об Н.В. Гоголе. URL: http://gogol-lit.ru/images/bio-1390/1390-60_0.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
32. Раковский Д.О. Русский музей Александра III на рубеже XIX-XX веков в контексте мемориальных исследований // Мавродинские чтения 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина. СПб.: Нестор-история, 2018. С. 213-216.
33. Раковский Д.О. Музеи в контексте memory studies // Клио. 2020. № 4(160). С. 148-156.
34. Раковский Д.О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11(1). С. 132-147.
35. Раковский Д.О. Русский музей императора Александра III и Эрмитаж в конце XIX
— начале XX вв. в контексте мемориальных исследований // Каргополье с древнейших времён: история и культура: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, 18-20 августа 2020 г. / Каргопол. ист.-архитектур. и худож. музей; отв. ред. Е.А. Баталова. Каргополь, 2020. С.240-245.
36. Раковский Д.О. Императорский Эрмитаж в формировании культурной памяти (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 78-97.
37. Рачинский В.А. Н.В. Гоголь в гробу. 1852 г. // Музейная Москва онлайн. URL: https://museum-online.moscow/entity/OBJECT/iss3_gogol_16566 (дата обращения: 17.01.2023).
38. Резникова О.И. «Поцелуйный обряд» и другие сюжеты и образы романа «Князь серебряный» в творчестве русских художников второй половины XIX века // Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная жизни, творчеству и памяти А.К. Толстого «Певец, державший стяг во имя красоты». 12 ноября 2020 года. URL: http://libryansk.ru/files/project/Tolstoy_2020/3.html (дата обращения: 30.09.2021).
39. Репин И.Е. На родину. Герой минувшей войны. 1878 г. // Сайт, посвященный жизни и творчеству И.Е. Репина. URL: http://ilya-repin.ru/man_n/repin17.php (дата обращения: 17.01.2023).
40. Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 г. // Сайт, посвященный жизни и творчеству И.Е. Репина. URL: http://ilya-repin.ru/master/repin9.php (дата обращения: 17.01.2023).
41. Репин И.Е. «Самосожжение» Гоголя. 1909 г. // Артхив. URL: https://artchive.ru/ilyarepin/works/33175~Samosozhzhenie_Gogolja (дата обращения: 17.01.2023).
42. Сосницкий Н.В. Наши столицы и их достопримечательности: Ил. путеводитель по Петрограду и Москве. Пг.: тип. АО изд. дела «Копейка», 1916. 64 с.
43. Теребенев М.И. Портрет композитора М.И. Глинки. 1824 г. // Энциклопедия. Анатолий Фукс. URL: http://fuchs-a.narod.ru/glinka_2.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
44. Толстой Ф.П. Родомысл девятого на десять века. 1814-1816 гг. // Wikimedia Commons. URL: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Tolstoy_medalion_-_Rodomysl.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
45. Третьяковская галерея. Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. М.: Гор. тип., 1893. 83 с.
46. Третьяковская галерея (Москва). Журналы заседаний Совета по управлению Городской художественной галереи П. и С.М. Третьяковых за 1899, 1900 1901 и 1902 гг. М., 1903. 62 с.
47. Третьяковская галерея (Москва). Отчет Совета городской художественной галереи П. и С.М. Третьяковых. М., 1913-1916.
48. Третьяковская галерея. Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. 26-е изд. М., 1916. 178 с.
49. Чемесов Е.П. Портрет Екатерины II в трауре. Вторая половина XVIII в. // Артхив. URL: https://artchive.ru/artists/86~Evgraf_Petrovich_Chemesov/works/13476~Portret_Ekateriny_II_v_trau re (дата обращения: 17.01.2023).
50. Чернецов Г.Г. Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832 г. // Виртуальный Русский музей. URL: https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/e-course/sady/img_html/08_007.html (дата обращения: 17.01.2023).
51. Шарлемань А.И. Речь царя Иоанна IV на лобном месте в 1550 году. 1860-е гг. // Электронная библиотека bookz.ru. URL: https://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_945/i_044.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
52. Шварц В.Г. Пир у царя. 1862 г. // Сайт об М.Ю. Лермонтове. URL: http://lermontov-lit.ru/images/lerm-enc/00176.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
53. Шварц В.Г. Опочивальня Ивана Грозного. 1863 г. // Wikimedia Commons. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Опочивальня_Ивана_Грозногоjpg (дата обращения: 17.01.2023).
54. Шварц В.Г. Шествие Ивана Грозного к заутрене. 1863 г. // Wikimedia Commons. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/com-
mons/4/42/Шествие_Ивана_Грозного_к_заутренеjpg (дата обращения: 17.01.2023).
55. Шварц В.Г. Иван Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых. 1868 г. // Издательство «Воскресный день». URL: https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit8550.htm (дата обращения: 17.01.2023).
56. Шварц В.Г. Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте. 1868 г. // LiveInternet. URL: https://img-fotki.yandex.ru/get/197923/121447594.981/0_1e49bf_545eba40_orig.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
57. Шмельков П.М. Наполеон в Москве. 1871 г. // LiveJournal. URL: https://ic.pics.livejournal.com/terentiussk/43874545/99148/99148_original.jpg (дата обращения: 17.01.2023).
58. Шокарев С.Ю. О новом нападении на картину И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» // Историческая экспертиза. 2018. № 3. С. 209-211.
59. Шубин Ф.И. Екатерина II. Вторая половина XVIII в. // LiveJournal. URL: https://oshanbo.livejournal.com/101597.html (дата обращения: 17.01.2023).
60. Шустов Н.С. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1860-е гг. // Artefact - гид по музеям России с технологией дополненной реальности. URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/ivan-groznyy-u-tela-ubitogo-im-syna (дата обращения: 17.01.2023).
61. Юденкова Т.В. Другой Третьяков: судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи: [к 120-летию передачи художественного собрания братьев П.М. и С.М. Третьяковых в дар городу Москве]; Гос. Третьяковская галерея. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2012. 390 с.
62. Юденкова Т.В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. М.: БуксМАрт, 2015. 527 с.
63. Якрин М.Н. Путеводитель по Москве и окрестностям: В 2 ч.: С прил. плана Москвы, общ. и центр. частей. М.: ред. «Указателя путешествия по России «Фрум» и «Русской типолитографии», 1884. 88 с.
64. Ярошенко Н.А. Портрет И.Н. Крамского. 1874 г. // Издательство «Воскресный день». URL: https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit2631.htm (дата обращения: 17.01.2023).
THE PAVEL AND SERGEI TRETYAKOV CITY GALLERY IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES IN THE CONTEXT OF MEMORIAL STUDIES
In the second half of the XIX century, many large Russian museums were opened to the public. In this regard it's important to trace the formation of their role in society and the impact on cultural memory. The article examines the expositions of the Pavel and Sergei Tretyakov City Gallery in the second half of the XIX - early XX centuries from the point of view of their influence on the formation of cultural memory and historical perceptions of Russian society. As part of the study, the works of art exhibited in the halls of the Gallery were selected and distributed according to historical eras that they reflect: Biblical and Early Christian history, Antiquity (before 476), the Domestic Middle Ages (Pre-Petrine Russia, before 1682), the Foreign Middle Ages (476-1500), the Foreign History of Modern Times (1500-1855), New Russia (1682-1855) and Modernity (since 1855). Within the framework of this approach, the author identified the most popular heroes and events of history reflected in the Tretyakov Gallery expositions, analyzed the images in which they were shown through works of art, and also determined the share of each epoch in the information space of museum and their changes over time. As this article shows, the Tretyakov Gallery created a new visual image of national history, reflecting the order of the society of post-reform Russia, in which the people and the «progressive» intelligentsia played a leading role, and not monarchs and generals. Keywords: historical memory, cultural memory, memorial research, memorial policy, museums of the second half of the XIX - early XX centuries, Tretyakov Gallery, museum exposition, memory studies.
References
1. Alimov, D.E., Diligul, E.S., Koloskov, E.A. (2022). Mobilizovannoe srednevekov'e [The Mobilized Middle Ages]: v 2 t. / D.E. Alimov, E.S. Diligul, E.A. Koloskov [i dr.]. SPb.: Izdatelstvo SPbGU. T. 2: Srednevekovaya istoriya na sluzhbe nacionalnoj i gosudarstvennoj ideologii v Rossii [Medieval History in the service of National and State Ideology in Russia].
2. Andreev, N.A. L.N. Tolstoj. 1905 g. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://commons.wikimedia.org/wiki/File:L.N.Tolstoy_by_N.A._Andreev_(1905,_Tretyakov_gal-lery)_01_by_shakko.JPG
3. Anisimov, E.V. (2020). 100 kartin russkoj istorii [100 paintings of Russian history]. SPb.: Arka.
4. Afanas'ev, V.V. (1986). Zhukovskij. M.: Molodaya gvardiya.
5. Bryullov, K.P. Portret V.A. Zhukovskogo. 1838 g. // Sajt «K uroku literatury'». Retrieved 17 January, 2023 from http://literatura5.narod.ru/zhukovsky_1838.html
6. Vereshhagin, V.V Bashibuzuk (Albanecz). 1880-1881 gg. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/%D0%91%D0%B0%D1% 88%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%B7%D1%83%D0%BA_%28%D0%90%D00/oBB%D0%B1%D 0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86%29.jpg
7. Vereshhagin, VV. Poslednij prival. 1877-1878 gg. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https ://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/%D0%9F%D0%BE%D 1 %81 %D0%
BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%800/oD00/oB80/oD0%B2%D0% B0%D0%BB.jpg
8. Vereshhagin, V.V. (2007). Na vojne 1877-1878 gg. [In the war of 1877-1878] // Skobelev. Russko-tureczkaya vojna 1877-1878 gg. v vospominaniyax V.V Vereshhagina [Skobelev. The Russian-Turkish War of 1877-1878 in the Memoirs of V.V. Vereshchagin]. M.: «Dar''». 25-330.
9. Vishnevskij, A.N. (1896). Istoricheskij putevoditel' po Moskve i ee okrestnostyam: S pril. vidov Moskvy' [Historical guide to Moscow and its environs: with the application of views of Moscow]. M.: tipo-lit. V.R. Kellera.
10. Volkov, N.S. Portret M.I. Glinki. 1837 g. // Vserossijskij muzej A.S. Pushkina. Retrieved 17 January, 2023 from http://www.museumpushkin.ru/assets/images/museum_online/arti-cles/n._s._volkov._portret_m._i._glinki._1837_g._bumaga-_karandash_italyanskij-_sous-_belila.jpg
11. Goravskij, A.G. M.I. Glinka. 1869 g. // Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P.I. Chajkovskogo. Retrieved 17 January, 2023 from https://www.mosconsv.ru/mu-seum/glinka_portrait.html
12. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya (Moskva) [The State Tretyakov Gallery]. [Al'bom / Predisl. V. Volodarskogo]. M.: Izobraz. iskusstvo, 1974.
13. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya (Moskva). Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya: Zhivopis' [The State Tretyakov Gallery: painting]: [Al'bom / Vstup. stat'ya K. Antonovoj, I. Rostovcevoj]. L.: Avrora, 1976.
14. Gosudarstvenny'j katalog muzejnogo fonda Rossijskoj Federacii. Retrieved 17 January, 2023 from https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5454050
15. Dinastiya Tret'yakovy'x v istorii promy'shlennogo razvitiya i blagotvoritel'nosti Rossii: Kollektivnaya monografiya [The Tretyakov Dynasty in the History of Industrial Development and Charity in Russia] / E.A. Chugunov (nauch. red.), N.V. Pavlichkova (otv. red.), I.S. Nagradov. Kostroma: Kostromaizdat, 2015.
16. Evstratova, E.N. (2015). Pavel Tret'yakov i ego znamenitaya kollekciya [Pavel Tretyakov and his famous collection]. M.: OLMA Media Grupp.
17. Ivanov, A.I. Pereprava N.V. Gogolya cherez Dnepr. 1845 g. // Runivers. Retrieved 17 January, 2023 from https://runivers.ru/gal/gallery-all.php?SECTI0N_ID=7072&ELEMENT_ID=460601
18. Kartiny' russkix xudozhnikov iz sokrovishh Tret'yakovskoj xudozhestvennoj galerei v Moskve [Paintings by Russian artists from the treasures of the Tretyakov Art Gallery in Moscow] / tekst pod. red. xudozhn. G.G. Transhel'. SPb.: Izdanie V.S. Tumanina, 1905.
19. Katalog izvestny'x xudozhnikov Gallerix. Retrieved 17 January, 2023 from https://gal-lerix.ru/album/Perov/pic/glrx-
20. Kramskoj, I.N. Avtoportret. 1867 g. // VTB Rossii - social'ny'e proekty', podderzhka sporta i kul'tury'. Retrieved 17 January, 2023 from https://vtbrussia.ru/culture/muzei/gtg/mify_o_Re-pine/repin_samiy_ponyatny/
21. Kuzenkov, P.V. (2007). Vereshhagin i vojna [Vereshchagin and the war] // Skobelev. Russko-tureczkaya vojna 1877-1878 gg. v vospominaniyax V.V. Vereshhagina [Skobelev. The Russian-Turkish War of 1877-1878 in the Memoirs of V.V. Vereshchagin]. M.: «Dar''». 6-22.
22. Maxalov, E.M. (2019). Tret'yakovskaya galereya: istoriya stroitel'stva i rekonstrukcii [Tretyakov Gallery: history of construction and reconstruction]. SPb.; M.: Nestor-istoriya.
23. Maxmatova, A.S., Manaev, M.A. (2020). Stanovlenie xudozhestvenny'x muzeev na pri-mere Tret'yakovskoj galerei [The formation of art museums on the example of the Tretyakov Gallery] // Nauka i molodezh': Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molody'x ucheny'x, posvyashhennoj Fizike Budushhego, Grozny'j, 13 noyabrya 2020 goda. Grozny'j: Che-chenskij gosudarstvenny'j universitet. 328-333.
24. Moller, F.A. Portret pisatelya N.V. Gogolya. 1840-e gg. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b2/N.Gogol_by_F.Moller _%281840%2C_Tretyakov_gallery%29.jpg
25. Moya Tret'yakovka. Proekt Tret'yakovskoj galerei. Retrieved 17 January, 2023 from https:// my.tretyakov.ru/app/masterpiece/
26. Mufya, N.N. (2018). Obraz Ivana Groznogo v otechestvennom izobrazitel'nom iskusstve XX - nachala XXI veka. Tradicii i novacii [The image of Ivan the Terrible in the Russian fine art of the XX - beginning of the XXI century. Traditions and innovations] // Peterburgskie slavyanskie i balkanskie issledovaniya. 2018. № 1 (23). Yanvar'-Iyun'. 148-164.
27. Nenarokomova, I.S. (1994). Pavel Tret'yakov i ego galereya [Pavel Tretyakov and his gallery]. M.: Galart.
28. Perov, V.G. Geroi proizvedenij Gogolya provozhayut ego v poslednij put'. 1873 g. // ArtPoisk. Retrieved 17 January, 2023 from http://artpoisk.info/artist/perov_vasiliy_gri-gor_evich_1834/geroi_proizvedeniy_gogolya_provozhayut_ego_v_posledniy_put/
29. Perov, V.G. Sud Pugacheva. 1875 g. // Tret'yakovskaya galereya. Oficial'ny'j sajt. Retrieved 17 January, 2023 from https://www.tretyakovgallery.ru/collection/sud-pugacheva/
30. Portrety' N.V. Gogolya [Portraits of N.V. Gogol] / Sobr. i izd. pod nablyudeniem O-va lyubitelej ros. slovesnosti pri Imp. Mosk. un-te. [1809-1909]; [M. Speranskij, dejstv. chl. OLRS, prof. Mosk. un-ta]. M.: fototip. K.A. Fisher, 1909.
31. Rabus, K.I. N.V. Gogol'. 1840-e gg. // Sajt ob N.V. Gogole. Retrieved 17 January, 2023 from http://gogol -lit.ru/images/bio- 1390/1390-60_0.jpg
32. Rakovskij, D.O. (2018). Russkij muzej Aleksandra III na rubezhe XIX-XX vekov v kontekste memorial'ny'x issledovanij [The Russian Museum of Alexander III at the turn of the XIX-XX centuries in the context of memorial research] // Mavrodinskie chteniya 2018: Materialy' Vse-rossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashhennoj 110-letiyu so dnya rozhdeniya professora Vladimira Vasil'evicha Mavrodina. SPb.: Nestor-istoriya. 213-216.
33. Rakovskij, D.O. (2020). Muzei v kontekste memory studies [Museums in the context of memory studies] // Klio. 2020. № 4(160). 148-156.
34. Rakovskij, D.O. (2020). Russkij muzej imperatora Aleksandra III kak mesto pamyati [The Russian Museum of Emperor Alexander III as a place of memory] // Voprosy' istorii. 2020. № 11(1). 132-147.
35. Rakovskij, D.O. (2020). Russkij muzej imperatora Aleksandra III i E'rmitazh v konce XIX — nachale XX vv. v kontekste memorial'ny'x issledovanij [The Russian Museum of Emperor Alexander III and the Hermitage in the late XIX — early XX centuries in the context of memorial research] // Kargopol'e s drevnejshix vremyon: istoriya i kul'tura: materialy' XVI Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, 18-20 avgusta 2020 g. / Kargopol. ist.-arxitektur. i xudozh. muzej; otv. red. E.A. Batalova. Kargopol'. 240-245.
36. Rakovskij, D.O. (2021). Imperatorskij E'rmitazh v formirovanii kul'turnoj pamyati (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.) [The Imperial Hermitage in the formation of cultural memory (the second half of the XIX - early XX centuries)] // Vestnik PSTGU. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. 2021. Vy'p. 99. 78-97.
37. Rachinskij, V.A. N.V. Gogol' v grobu. 1852 g. // Muzejnaya Moskva onlajn. Retrieved 17 January, 2023 from https://museum-online.moscow/entity/OBJECT/iss3_gogol_16566
38. Reznikova, O.I. «Pocelujny'j obryad» i drugie syuzhety' i obrazy' romana «Knyaz' serebryany'j» v tvorchestve russkix xudozhnikov vtoroj poloviny' XIX veka ["The Kissing Rite" and other plots and images of the novel "Prince Serebryany" in the works of Russian artists of the second half of the XIX century] // Mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyashhen-naya zhizni, tvorchestvu i pamyati A.K. Tolstogo «Pevecz, derzhavshij styag vo imya krasoty'». 12 noyabrya 2020 goda. Retrieved 17 January, 2023 from http://libryansk.ru/files/project/Tol-stoy_2020/3.html
39. Repin, I.E. Na rodinu. Geroj minuvshej vojny'. 1878 g. // Sajt, posvyashhenny'j zhizni i tvorchestvu I.E. Repina. Retrieved 17 January, 2023 from http://ilya-repin.ru/man_n/repin17.php
40. Repin, I.E. Portret pisatelya L.N. Tolstogo. 1887 g. // Sajt, posvyashhenny'j zhizni i tvorchestvu I.E. Repina. Retrieved 17 January, 2023 from http://ilya-repin.ru/master/repin9.php
41. Repin, I.E. «Samosozhzhenie» Gogolya. 1909 g. // Artxiv. Retrieved 17 January, 2023 from https://artchive.ru/ilyarepin/works/33175~Samosozhzhenie_Gogolja
42. Sosniczkij, N.V. (1916). Nashi stolicy i ix dostoprimechatel'nosti: Il. putevoditel' po Pet-rogradu i Moskve [Our capitals and their sights: An illustrated guide to Petrograd and Moscow]. Pg.:
tip. AO izd. dela «Kopejka».
43. Terebenev, M.I. Portret kompozitora M.I. Glinki. 1824 g. // E'nciklopediya. Anatolij Fuks. Retrieved 17 January, 2023 from http://fuchs-a.narod.ru/glinka_2.jpg
44. Tolstoj, F.P. Rodomy'sl devyatogo na desyat' veka. 1814-1816 gg. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Tolstoy_med-alion_-_Rodomysl.jpg
45. Tret'yakovskaya galereya. Opis' xudozhestvenny'x proizvedenij gorodskoj galerei Pavla i Sergeya Tret'yakovy'x [Tretyakov Gallery. An inventory of the artistic works of the city gallery of Pavel and Sergei Tretyakov]. M.: Gor. tip., 1893.
46. Tret'yakovskaya galereya (Moskva). Zhurnaly' zasedanij Soveta po upravleniyu Gorodskoj xudozhestvennoj galerei P. i S.M. Tret'yakovy'x za 1899, 1900 1901 i 1902 gg. [Tretyakov Gallery (Moscow). Journals of meetings of the Council for the Management of the City Art Gallery of P. and S.M. Tretyakov for 1899, 1900, 1901 and 1902]. M., 1903.
47. Tret'yakovskaya galereya (Moskva). Otchet Soveta gorodskoj xudozhestvennoj galerei P. i S.M. Tret'yakovy'x [Tretyakov Gallery (Moscow). Report of the Council of the City Art Gallery P. and S.M. Tretyakov]. M., 1913-1916.
48. Tret'yakovskaya galereya. Katalog xudozhestvenny'x proizvedenij Gorodskoj galerei Pavla i Sergeya Tret'yakovy'x [Tretyakov Gallery. Catalog of art works of the City Gallery of Pavel and Sergei Tretyakov]. 26-e izd. M., 1916.
49. Chemesov, E.P. Portret Ekateriny' II v traure. Vtoraya polovina XVIII v. // Artxiv. Retrieved 17 January, 2023 from https://artchive.ru/artists/86~Evgraf_Pe-trovich_Chemesov/works/13476~Portret_Ekateriny_II_v_traure
50. Cherneczov, G.G. Kry'lov, Pushkin, Zhukovskij i Gnedich v Letnem sadu. 1832 g. // Vir-tual'ny'j Russkij muzej. Retrieved 17 January, 2023 from https://rusmuseumvrm.ru/online_re-sources/e-course/sady/img_html/08_007.html
51. Sharleman', A.I. Rech' czarya Ioanna IV na lobnom meste v 1550 godu. 1860-e gg. // E'lektronnaya biblioteka bookz.ru. Retrieved 17 January, 2023 from https://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_945/i_044.jpg
52. Shvarcz, V.G. Pir u czarya. 1862 g. // Sajt ob M.Yu. Lermontove. Retrieved 17 January, 2023 from http://lermontov-lit.ru/images/lerm-enc/00176.jpg
53. Shvarcz, V.G. Opochival'nya Ivana Groznogo. 1863 g. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://upload.wikimedia.org/wikipedia/com-mons/3/31/Opochival'nya_Ivana_Groznogo.jpg
54. Shvarcz, V.G. Shestvie Ivana Groznogo k zautrene. 1863 g. // Wikimedia Commons. Retrieved 17 January, 2023 from https://upload.wikimedia.org/wikipedia/com-mons/4/42/Shestvie_Ivana_Groznogo_k_zautrene.jpg
55. Shvarcz, V.G. Ivan Grozny'j na sokolinoj oxote, vstrechayushhij slepy'x. 1868 g. // Izda-tel'stvo «Voskresny'j den'». Retrieved 17 January, 2023 from https://vsdn.ru/museum/catalogue/ex-hibit8550.htm
56. Shvarcz, V.G. Obryad podneseniya perchatki Ivanu Groznomu na oxote. 1868 g. // LiveInternet. Retrieved 17 January, 2023 from https://img-fotki.yan-dex.ru/get/197923/121447594.981/0_1e49bf_545eba40_orig.jpg
57. Shmel'kov, P.M. Napoleon v Moskve. 1871 g. // LiveJournal. Retrieved 17 January, 2023 from https://ic.pics.livejournal.com/terentiussk/43874545/99148/99148_original.jpg
58. Shokarev, S.Yu. (2018). O novom napadenii na kartinu I.E. Repina «Ivan Grozny'j i ego sy'n Ivan 16 noyabrya 1581 goda» [About the new attack on the painting by I.E. Repin "Ivan the Terrible and his son Ivan on November 16, 1581"] // Istoricheskaya e'kspertiza. 2018. № 3. 209-211.
59. Shubin, F.I. Ekaterina II. Vtoraya polovina XVIII v. // LiveJournal. Retrieved 17 January, 2023 from https://oshanbo.livejournal.com/101597.html
60. Shustov, N.S. Ivan Grozny'j u tela ubitogo im sy'na. 1860-e gg. // Artefact - gid po muzeyam Rossii s texnologiej dopolnennoj real'nosti. Retrieved 17 January, 2023 from https://ar.cul-ture.ru/ru/subject/ivan-groznyy-u-tela-ubitogo-im-syna
61. Yudenkova, T.V. (2012). Drugoj Tret'yakov: sud'ba i kollekciya odnogo iz osnovatelej Tret'yakovskoj galerei [The Other Tretyakov: the fate and collection of one of the founders of the Tretyakov Gallery]: [k 120-letiyu peredachi xudozhestvennogo sobraniya brat'ev P.M. i S.M. Tret'ya-kovy'x v dar gorodu Moskve]; Gos. Tret'yakovskaya galereya. M.: Gos. Tret'yakovskaya galereya.
62. Yudenkova, T.V. (2015). Brat'ya Pavel Mixajlovich i Sergej Mixajlovich Tret'yakovy': mi-rovozzrencheskie aspekty' kollekcionirovaniya vo vtoroj polovine XIX veka [Brothers Pavel Mikhai-lovich and Sergey Mikhailovich Tretyakov: ideological aspects of collecting in the second half of the XIX century]. M.: BuksMArt.
63. Yakrin, M.N. (1884). Putevoditel' po Moskve i okrestnostyam: V 2 ch.: S pril. plana Mos-kvy', obshh. i centr. chastej [Guide to Moscow and the surrounding area: In 2 parts: With the application of the plan of Moscow, general and central parts]. M.: red. «Ukazatelya puteshestviya po Rossii «Frum» i «Russkoj tipo-litografii».
64. Yaroshenko, N.A. Portret I.N. Kramskogo. 1874 g. // Izdatel'stvo «Voskresny'j den'». Retrieved 17 January, 2023 from https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit2631.htm
Об авторе
Раковский Дмитрий Олегович - научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета (Россия), научный сотрудник Государственного Русского музея (Россия), email: [email protected]
Rakovsky Dmitry Olegovich - Researcher of St.-Petersburg State University (Russia), Researcher of the State Russian Museum (Russia), e-mail: [email protected]