Научная статья на тему 'ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)'

ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / МЕМОРИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / МУЗЕИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В / ЭРМИТАЖ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / MEMORY STUDIES / MUSEUMS OF SECOND HALF OF 19TH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раковский Дмитрий Олегович

Статья посвящена рассмотрению экспозиций Императорского Эрмитажа второй половины XIX - начала ХХ в. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования экспонаты были отобраны и распределены по сюжетам к различным историческим эпохам. Все выделенные картины внесены в таблицы, куда добавлялась информация по основным изображенным на них героям и событиям. После этого данные объединялись в сводные таблицы, в которых подсчитывалось число повторений каждого отдельно взятого персонажа и исторического события. Это позволило выделить ряд наиболее популярных героев и событий всемирной истории, отраженных на экспозициях Императорского Эрмитажа, определить долю каждой эпохи в информационном пространстве картинной галереи и проследить их изменения на протяжении более чем полувекового периода. Были отобраны и рассмотрены образы самых часто встречающихся на экспозициях Императорского Эрмитажа исторических личностей различных эпох - Античности, Средневековья, Нового времени. Также была изучена трансформация этих образов в ходе изменения состава картинного собрания Эрмитажа. Проанализировав полученную информацию, автор попытался сделать выводы о том образе всемирной истории, который транслировался Императорским Эрмитажем через картинную галерею, и сопоставить их с результатами своих исследований относительно образа истории России, отраженном в экспозициях Русского музея той же эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPERIAL HERMITAGE IN THE FORMATION OF CULTURAL MEMORY (SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES)

This article is devoted to examining the expositions of the Imperial Hermitage of the second half of the 19th - early 20th centuries from the point of view of their infl uence on the formation of cultural memory and historical perceptions of Russian society. As part of the study, the exhibits were selected and distributed according to historical eras, illustrated by the plots of the works. We entered all the selected paintings into tables, where we added information on the main characters and events depicted in them. After that, the data were combined into consolidated tables, in which the number of repeats of each individual character and historical event was counted. This made it possible to single out a number of the most popular heroes and events of world history as refl ected in the exhibitions of the Imperial Hermitage, to determine the share of each era in the information space of the picture gallery and to trace their changes over more than half a century. We selected and characterised the images of historical figures of various eras that are most often found in the expositions of the Imperial Hermitage, i.e. Antiquity, Middle Ages, Modern History. We also studied the transformation of their images over time for visitors of the studied period. After analysing the information received, we tried to draw conclusions about the image of World History that was broadcast by the Imperial Hermitage through its picture gallery, comparing them with the results of our research on the image of the Russian history reflected in the expositions of the Russian Museum of the same era.

Текст научной работы на тему «ИМПЕРАТОРСКИЙ ЭРМИТАЖ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Раковский Дмитрий Олегович, науч. сотрудник Государственного Русского музея Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2 гасоУ8ку<1@та11. га

2021. Вып. 99. С. 78-97

DOI: 10.15382/sturII202199.78-97

ORCID: 0000-0002-4810-6977

Императорский Эрмитаж

в ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ (вторая половина XIX — НАЧАЛО XX В.)

Д. О. Раковский

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению экспозиций Императорского Эрмитажа второй половины XIX — начала ХХ в. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования экспонаты были отобраны и распределены по сюжетам к различным историческим эпохам. Все выделенные картины внесены в таблицы, куда добавлялась информация по основным изображенным на них героям и событиям. После этого данные объединялись в сводные таблицы, в которых подсчитывалось число повторений каждого отдельно взятого персонажа и исторического события. Это позволило выделить ряд наиболее популярных героев и событий всемирной истории, отраженных на экспозициях Императорского Эрмитажа, определить долю каждой эпохи в информационном пространстве картинной галереи и проследить их изменения на протяжении более чем полувекового периода. Были отобраны и рассмотрены образы самых часто встречающихся на экспозициях Императорского Эрмитажа исторических личностей различных эпох — Античности, Средневековья, Нового времени. Также была изучена трансформация этих образов в ходе изменения состава картинного собрания Эрмитажа. Проанализировав полученную информацию, автор попытался сделать выводы о том образе всемирной истории, который транслировался Императорским Эрмитажем через картинную галерею, и сопоставить их с результатами своих исследований относительно образа истории России, отраженном в экспозициях Русского музея той же эпохи.

Ключевые слова: историческая память, культурная память, мемориальные исследования, мемориальная политика, всеобщая история, музеи второй половины XIX — начала XX в., Эрмитаж, музейная экспозиция, memory studies.

В литературе давно и активно обсуждается проблема влияния музеев на формирование исторического сознания общества, в частности, отмечается особая роль национальных художественных музеев в формировании культурной

© Раковский Д. О., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 78-97.

памяти1. Для России в этом смысле особенно важна вторая половина XIX в., когда крупные российские музеи этого типа (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) открываются для публичного посещения. Несмотря на то что литература, посвященная Эрмитажу и истории формирования его коллекций, огромна, в этом ракурсе его роль в российской культуре в историографии пока не рассматривалась. Целью работы является подробное изучение роли выбранного музея в формировании исторического сознания и культурной памяти российского общества второй половины XIX — начала XX в.

Эмпирической основой работы является сравнительный анализ экспозиций Императорского Эрмитажа за 1863 и 1914 годы. Были изучены каталоги экспозиций, а также выделены среди всех предметов те, которые несли наиболее существенную информацию о прошлом, значительно влияя на формирование представлений посетителей об исторических событиях и персонажах. Из списка исключены пейзажи, эскизы и работы, не связанные с историческими персонажами или событиями. В рамках исследования были составлены статистические таблицы по каждому изучаемому году, в которые вносились отобранные экспонаты, распределенные по основным временным рамкам, иллюстрируемые сюжетами произведений. Далее в таблицы добавлялись данные по числу предметов за каждый период, характер произведений, информация по основным действующим лицам и наиболее часто встречающимся сюжетам и их описания. В качестве основных источников выступили каталоги экспозиций Императорского Эрмитажа за 1863 и 1914 годы с планами помещений2, труды по музейному делу, истории музея и формирования его коллекций3, путеводители и справочные материалы4,

1 См., напр.: Божченко О. А. Музеи в формировании исторической памяти: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2012; Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16—21; Раковский Д. О. Музеи в контексте memory studies // Клио. 2020. № 4(160). С. 148—156.

2 Императорский Эрмитаж: Каталог картин. СПб., 1863; Императорский Эрмитаж: Краткий каталог Картинной галереи. Пг., 1914.

3 Григорович Д. В. Прогулка по Эрмитажу. СПб., 1865; Неустроев А. А. Картинная галерея Эрмитажа: (С автотипич. репродукциями, исполненными в цинкографич. заведении Лема-на с фотогр. снимков Н. А. Неустроева). СПб., 1898; Керр А. К. Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге: Очерк А. К. Керра. [Ч. 1—2]. Киев; Харьков, 1899; Деларов П. В. Картинная галерея Императорского Эрмитажа. СПб., 1902; Макаренко Н. Е. Художественные сокровища Императорского Эрмитажа: Крат. путеводитель. Пг., 1916; Суслов А. В. Эрмитаж: Краткий исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л., 1927; Зимний дворец. (1754—1927 гг.): Исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л., 1928; Прилежаева-Барская Б. М. По залам Эрмитажа. Л., 1928; Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). Л., 1985; Малиновский К. В. Происхождение и датировка поступления картин в Эрмитаж по материалам Якоба Штелина // История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. трудов. Л., 1989. С. 14—21; Каганэ Л. Л. История Картинной галереи. 1764—1917 // Эрмитаж: История и современность. М., 1990. С. 83—97; Гервиц М. В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного строительства. СПб., 2003; Непомнящий Н. Н. 100 великих сокровищ России. М., 2008; Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. СПб., 2015.

4 Справочный указатель по С.-Петербургу. СПб., 1865; Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1898 год. СПб., 1898; Санкт-Петербург: Путеводитель по столице с историко-статистическим очерком и описанием ее достопримечательностей и учреж-

а также фотографии экспозиций рассматриваемого периода5. В связи с большим объемом экспозиций в данной работе рассматривается только картинная галерея музея, которая являлась основой собрания Эрмитажа и занимала доминирующее положение в его залах.

Экспозиция Императорского Эрмитажа в 1863 г. состояла из 646 картин, отобранных согласно целям исследования (из 1631, представленной в залах музея). Наибольшее число из них демонстрируют библейскую историю (423 картины). 44 произведения искусства отражают сразу несколько исторических периодов: 13 соединили в себе библейскую историю и зарубежное Средневековье, 22 — библейскую историю и Античность, 8 — библейскую историю, Античность и зарубежное Средневековье и лишь одно — зарубежное Средневековье и Античность.

В залах музея в 1863 г. основными героями являлись Иисус Христос (встречался 268 раз), Богоматерь (246), святой Иосиф (106), Иоанн Креститель (65), Мария Магдалина (34), святая Екатерина Александрийская (23), святая Елизавета (20) и Венера (20).

От общего числа отобранных экспонатов библейская история занимала 65,48 %. Основными сюжетами данного исторического периода выступали «Святое семейство» (57 экспонатов), «Богоматерь с Младенцем Иисусом» (56), «Поклонение волхвов» (13), «Поклонение пастухов» (12), «Благовещение» (11), «Положение во гроб» (10), «Снятие со креста» (8), «Поклонение святых Младенцу Иисусу» (8), «Взятие Богоматери на небо» (7), «Распятие Христа» (5), «Несение креста» (5), «Крещение Христа» (5), «Тайная вечеря» (4), «Сретение Господне» (4), «Целомудрие Иосифа» (4), «Иоанн Креститель в пустыне» (4), «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (4), «Обрезание Младенца Иисуса» (4), «Агарь в пустыне» (4), «Кающаяся Мария Магдалина» (4), «Спаситель на кресте» (4) и «Блудница перед Христом» (4).

Второе место досталось Античности (132 картины, 20,43%). Необходимо подчеркнуть, что наибольшее число выставленных персонажей этого периода мифологические. Основные герои Античности были представлены св. Екатериной Александрийской (23), Венерой (20), Амуром (13), св. Иеронимом (10), Юпитером (9), Юноной (8), св. Себастианом (6), св. Варварой (5), Дианой (5), Минервой (5), св. Георгием (4), св. Лаврентием (4), Персеем (4), Геркулесом (4), Андромедой (4), Аполлоном (4) и Палладой (4). Основные сюжеты же распределились следующим образом: «Обручение св. Екатерины Александрийской» (6), «Юпитер

дений. СПб., 1903; Весь Петербург на 1914 год: Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. СПб., 1914.

5 См. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) // Поиск по информационным ресурсам Государственных архивов Санкт-Петербурга. URL: https://spbarchives.ru/infres/search?p_p_id=archiveStoreSearchPortlet &p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&_archiveStoreSearchPortlet_query =Императорский+Эрмитаж&_archiveStoreSearchPortlet_startYear=1852&_archiveStore-SearchPortlet_selectedResources="KffdPhotoDoc"%2C"KffdPhotoalbum"%2C"KffdPositiv e"&_archiveStoreSearchPortlet_selectedArchives=1%2C2%2C3%2C4%2C5%2C6%2C7&_ar-chiveStoreSearchPortlet_endYear=1917&_archiveStoreSearchPortlet_delta=20&_archiveStore-SearchPortlet resetCur=false& archiveStoreSearchPortlet cur=1.

в виде быка, похищающий Европу» (3), «Сципион, возвращающий Аллуцию его невесту» (3), «Парисов суд» (3), «Венера и Амур» (3), «Мучение св. Екатерины Александрийской» (2), «Св. Иероним в сирийской пустыне» (2), «Св. Ирина, вынимающая стрелу из груди св. Себастиана» (2), «Венера перед зеркалом» (2), «Смерть Клеопатры» (2), «Пир богов» (2), «Персей и Андромеда» (2), «Торжество Галатеи» (2) и «Венера и Адонис» (2).

Третье место по числу представляющих исторический период экспонатов заняла зарубежная история 1500-1855 гг. (101 картина, 15,63% от общего числа). Главные действующие лица — Мария Медичи (5 картин), Корнелия ван Рейн, мать Рембрандта (4), Фердинанд Австрийский (4), Генрих IV (4), Филипп IV (4), Яков I (2), Елена Фурман, вторая жена Рубенса (2), Альберт Казимир Август Саксонский (2), Гаспар де Гусман Оливарес де Сан-Люкар (2), Св. Тереза Авильская (2), Павел III (2), эрцгерцог Альберт, правитель Нидерландов (2) и Вильгельм III (2). Основные сюжеты: «Деволюционная война (1667-1668 гг.)» (2 экспоната), «Сцена во время землетрясения на Монте Каво, в 1829 году» (1), «Шотландская война (1650-1651 гг.)» (1), «Афинская школа» (1) и «Причащение св. Терезы» (1).

Четвертое место заняли полотна, иллюстрирующие эпоху зарубежного Средневековья (476-1500), — 32 картины и 4,95% от экспозиционных предметов, отражающих исторические периоды в залах музея. Основные герои: свв. Франциск Ассизский (11), Доминик (9 представлений в картинах), Клара (4), Антоний Падуанский (4), Петр доминиканец (3), Исидор Севильский (2), Григорий (ученик Василия Нового) (2), Папа св. Григорий (2) и Фердинанд (2). Основные сюжеты: «Видение св. Франциска Ассизского» (3), «Видение Антония Падуанского» (2), «Видение доминиканского монаха» (2), «Св. Клара, останавливающая штурм города Ассизи» (1), «Смерть св. Петра доминиканца» (1), «Смерть св. Клары» (1), «Видение св. Клары» (1), «Видение св. Доминика» (1), «Прощание Абеларда и Элоизы» (1), «Богоматерь, подающая четки св. Доминику» (1), «Богоматерь, подающая ризу св. Ильдефонсу» (1) и «Видение св. Екатерины Сиенской» (1).

Пятое место разделили между собой два исторических периода — допетровская Русь (до 1682 г.) и Новая Россия (1682-1855), имея репрезентацию на экспозиции Императорского Эрмитажа по пять картин и по 0,77 % от общего числа экспонатов. Главные герои допетровской Руси: Иван IV, хан Эдигер-Магмет, князь Палецкий, Михаил Федорович, Марфа Ивановна, Феодорит, Ф. И. Шереметьев, Авраам, Авраам Палицын, В. И. Бахтеяров-Ростовцев, Марфа Посадница, Феодосий Борецкий, Мирослав, Дмитрий Донской, Федор Сабур и князь Владимир Андреевич. Основные сюжеты: «Покорение Казани, 2 октября 1552 года» (1), «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство, 13 марта 1613 года» (1), «Подвиг Киевлянина при осаде Киева Печенегами в 968 году» (1), «Марфа посадница и Мирослав у Феодосия» (1) и «Дмитрий Донской на Куликовом поле, после битвы 8-го сентября 1380 года» (1). Основными персонажами Новой России выступили Петр I, купец Иголкин, Адам Швальбе, Торвальдсен и Николай I, а главными сюжетами — «Подвиг Новгородского купца Иголкина» и «Вид Севастопольского порта. Прибытие в Севастополь императора Николая I,

11 сентября 1845 года». Все вышеуказанные персонажи и сюжеты были представлены по одному экземпляру.

В 1914 г. в экспозиции Императорского Эрмитажа число отобранных согласно целям исследования картин уменьшилось незначительно — с 646 до 633. При этом 152 произведения за 51 год были убраны из экспозиции, а добавлены лишь 139 (82 из которых все так же относились к библейской истории). Объем общей картинной галереи музея вырос с 1631 до 1986 предметов, что отражает увеличение количества пейзажей, эскизов и работ, не связанных с историческими персонажами или событиями. Также необходимо отметить, что 34 экспоната относились одновременно к нескольким историческим периодам: 10 — к библейской истории и зарубежному Средневековью, 19 — к библейской истории и Античности и 5 — к библейской истории, Античности и Средним векам. В залах музея 1914 г. главными персонажами оставались Иисус Христос (261 экспонат), Богоматерь (232), свв. Иосиф (95), Иоанн Креститель (54), Мария Магдалина (33) и Екатерина Александрийская (21). Кроме того, к ним добавились Апостол Иоанн Богослов (17), святые жены (17) и Венера (17).

Как можно заметить, на первом месте с 416 экспонатами оставалась история библейская (65,72% от общего числа экспонатов). Помимо вышеперечисленных основных героев главными сюжетами являлись: «Богоматерь с Младенцем Иисусом» (56 предметов), «Святое семейство» (52), «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов» (в сумме 19), «Снятие со креста» (13), «Благовещение» (11), «Распятие Спасителя» (11), «Положение во гроб» (9), «Несение креста» (6), «Крещение» (5), «Блудница перед Христом» (5), «Сретение Господне» (4), «Взятие Богоматери на небо» (4), «Св. Иосиф с Младенцем Иисусом» (4), «Иоанн Креститель в пустыне» (4) и «Целомудрие Иосифа» (4).

Второе место в 1914 г. по числу представляющих исторический период экспонатов заняла Античность (134 предмета и 21,17%). Главные действующие лица, которые были представлены: св. Екатерина Александрийская (21), Венера (17), Амур (11), св. Иероним (10), Юпитер (9), св. Себастиан (8), Юнона (7), св. Георгий (5), Диана (5), Аполлон (5), Сципион Африканский (5), Минерва (4), Адонис (4), св. Варвара (4) и св. Лаврентий (4). Основные сюжеты: «Обручение св. Екатерины Александрийской» (5), «Св. Иероним в пустыне» (4), «Сципион, возвращающий Аллуцию его невесту» (4), «Юпитер в виде быка, похищающий Европу» (3), «Похищение Сабинок» (3), «Венера и Адонис» (3), «Вертумн и По-мона» (2), «Персей и Андромеда» (2), «Семейство Дария перед Александром Македонским» (2), «Аполлон и Марсий» (2), «Венера и Амур» (2), «Парисов суд» (2), «Венера перед зеркалом» (2), «Мучение св. Екатерины Александрийской» (2) и «Св. Ирина, вынимающая стрелу из груди св. Себастиана» (2).

Третье место заняла зарубежная история Нового времени (1500-1855) (92 экспоната и 14,53%). Основные персонажи: Мария Медичи (5 экспонатов), Кардинал-инфант Фердинанд (3), Генрих IV (3), Филипп IV (2), герцог Гаспар Гусман Оливарес де Сан-Люкар (2), эрцгерцог Альберт, правитель Нидерландов (2), Иаков I (2), Вильгельм II нассауский, принц оранский (2), Мария Стюарт (2), Антон-Рафаэль Менгс (2) и Людовик XIV (2). Главные сюжеты: «Видение св. Феликса де Канталиче» (1), «Иаков I назначает принца Карла королем Шотландии»

(1), «Шотландская война» (1), «Людовик XIV при осаде фландрского города» (1), «Путешествие Людовика XIV» (1) и «Сцена из военных походов французского полководца Конде» (1).

Четвертое место получило зарубежное Средневековье (476-1500) с воспроизведением в 26 картинах (4,1%). Основные герои: свв. Доминик (7), Франциск Ассизский (7), Клара (3), Викентий Феррер (2), Антоний Падуанский (2), Петр Доминиканец (2), Исидор Севильский (2), Фердинанд (2), Григорий, ученик Василия Нового (2) и Папа Григорий I (2). Главные сюжеты: «Видение св. Франциска Ассизского» (3), «Видение доминиканского монаха» (2), «Св. Клара, останавливающая штурм города Ассизи» (1), «Видение св. Клары» (1), «Видение св. Антония Падуанского» (1), «Смерть инквизитора Педро Арбуэза» (1), «Богоматерь, подающая четки св. Доминику» (1), «Богоматерь, подающая ризу св. Ильдефонсу» (1), «Прощание Абелярда и Элоизы» (1), «Посланцы Готфрида Бульонского на очарованном острове Армиды» (1) и «Видение св. Екатерины Сиенской» (1).

Пятое место на экспозиции Императорского Эрмитажа заняла Новая Россия (1682-1855) с четырьмя воспроизведениями (0,63% от отобранных согласно целям исследования экспонатов). Основные персонажи: Александр I (1), Е. А. Бакунина (1), Граф С. Р. Воронцов (1) и Бригадир Березин (1). Главные сюжеты выделить невозможно, так как все экспонаты представлены портретами. Все русские картины, репрезентирующие допетровскую Русь, Новую Россию и отмеченные в каталоге Эрмитажа за 1863 г., были переданы в Русский музей.

Если вынести за рамки персонажей библейской истории и мифологических героев Античности, то картина предстает несколько иной. На первый план в 1863 г. выходят такие исторические личности, как св. Екатерина Александрийская (23 картины), св. Франциск Ассизский (11), св. Иероним (10), св. Доминик (9), св. Себастиан (6), св. Варвара (5), Мария Медичи (5), св. Клара (4), св. Георгий (4), св. Лаврентий (4), св. Антоний Падуанский (4), Корнелия ван Рейн (мать Рембрандта) (4), Фердинанд Австрийский (4), Генрих IV (4), Филипп IV (4), св. Петр доминиканец (3), Клеопатра (3), Александр Македонский (3), Сципион Африканский (3), Аллуций (3), Лукреция (2), св. Цецилия (2), св. Иоанн Златоуст (2), Аврелий Августин (2), Яков I (2), Елена Фурман (вторая жена Рубенса)

(2), св. Василий (2), св. Александра (2), Альберт Казимир Август Саксонский (2), Гаспар де Гусман Оливарес де Сан-Люкар (2), св. Тереза Авильская (2), эрцгерцог Альберт, правитель Нидерландов (2), Павел III (Папа Римский) (2), св. Исидор Севильский (2), св. Григорий (ученик Василия Нового) (2), Папа Григорий I (2), св. Фердинанд (2) и Вильгельм III (2). Основными сюжетами становятся: «Сципион, возвращающий Аллуцию его невесту» (3), «Смерть Клеопатры» (2), «Мучение св. Екатерины Александрийской» (2), «Св. Иероним в сирийской пустыне» (2), «Деволюционная война (1667-1668)» (2), «Видение Антония Падуанского» (2) и «Видение доминиканского монаха» (2).

В 1914 г. в таком случае основными героями являлись: св. Екатерина Александрийская (21), св. Иероним (10), св. Себастиан (8), св. Доминик (7), св. Франциск Ассизский (7), св. Георгий (5), Сципион Африканский (5), Мария Медичи (5), св. Варвара (4), св. Лаврентий (4), Аллуций (3), св. Клара (3), св. Ирина (3),

кардинал-инфант Фердинанд (3), Генрих IV (3), Царь Кир (2), св. Цецилия (2), Клеопатра (2), Лукреция (2), св. Августин (2), св. Василий (2), св. Александра (2), св. Антоний Великий (2), св. Викентий Феррер (2), св. Антоний Падуанский (2), Дарий I (2), Александр Македонский (2), Филипп IV (2), герцог Гаспар Гусман Оливарес де Сан-Люкар (2), эрцгерцог Альберт, правитель Нидерландов (2), Иаков I (2), Вильгельм II Нассауский, принц Оранский (2), Мария Стюарт (2), Антон-Рафаэль Менгс (2), Людовик XIV (2), св. Петр Доминиканец (2), св. Исидор Севильский (2), св. Фердинанд (Фернандо III) (2), св. Григорий, ученик Василия Нового (2) и папа св. Григорий I (2). Основные сюжеты: «Св. Иероним в пустыне» (4), «Видение св. Франциска Ассизского» (3), «Сципион, возвращающий Аллуцию его невесту» (3), «Мучение св. Екатерины Александрийской» (2), «Семейство Дария перед Александром Македонским» (2) и «Видение доминиканского монаха» (2).

Какими же были образы исторических героев, изображенные на полотнах, которые были выставлены в залах музея? Рассмотрим репрезентации наиболее часто встречающихся на экспозициях Императорского Эрмитажа исторических личностей.

Период ранней и классической Античности демонстрировался музеем преимущественно через плеяду легендарных героев и правителей, каждый из которых выступал источником вдохновения для множества художников разных веков — Александра Македонского, Сципиона Африканского и Клеопатру. Следует отметить на некоторых произведениях одеяния европейского типа основных персонажей, а также их изображение в образе героев именно европейского времени.

Царь Македонии (356-323 гг. до н. э.) является ключевым героем европейского и российского исторического сознания6. В 1863 г. он был изображен на трех картинах из Эрмитажа. В их числе «Великодушие Александра Македонского» Пьера Миньяра. Согласно истории, в 333 г. до н. э. в битве при Иссе с македонской армией персидский царь Дарий III испуганно бежал с поля боя, что решило исход сражения. В руки Александра попали жена Дария, его мать и дети. Однако македонский царь был добр к пленникам: им были сохранены привилегии, а одна из дочерей Дария впоследствии даже стала женой Александра7. На полотне изображен момент, когда мать Дария Сисигамбис стоит на коленях перед другом Александра Клитом, ошибочно приняв того за царя8. Картина поступила в Эрмитаж в 1792 г. из собрания князя Г. А. Потемкина и принадлежала

6 См., напр.: Грин П. Александр Македонский: Царь четырех сторон света. М., 2010; Бо-лашенкова Е. А. Представления о Двурогом Искандаре: Александр Македонский в исторической памяти таджиков // Лавровский сборник: Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014-2015 гг. «Этнология, история, археология, культурология». СПб., 2015. С. 413-417.

7 Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988. С. 76-77.

8 Великодушие Александра Македонского. Пьер Миньяр. 1689 г. // Государственный Эрмитаж (далее — ГЭ). Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/ portal/hermitage/digital-collection/01.%20paintings/36649/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLM-nMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28_J1NXQwc_YMCTIOc_dwNDE30w8EKDHAARwP9K-GL041EQhd94L0IWAH1gV0Tr7JuuH1WQWJKhm5mXlq8fYWCop1CQmJlXkpmXXqwfYWx-mZmIJdEsUmmme3uZA00JMPfz9w5yNnE2gCvC4pyA3NKLKx8Mg01FREQAGXESK/dz/d5/ L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

графине Кингстон9. На полотне Гербранда Ван ден Экхаута «Семейство Дария пред Александром Македонским» (современное название «Мать и жена Корио-лана умоляют о пощаде Рима») Александр в латах и пурпурной мантии стоит, опираясь на стол. Напротив него сидит мать Дария, рядом с ней молодая женщина и двое детей10. Картина находилась в галерее графа Г. Брюля11. В 1914 г. из экспозиции музея было убрано одно произведение, изображающее царя, — «Александр Македонский на развалинах Трои» Бон де Булоня Старшего. На нем Александр, окруженный свитой, приказывает открыть гроб Ахиллеса, вынутый из пирамиды, и осыпать цветами его останки. Картина поступила в Эрмитаж из собрания Л. А. Кроза барона де Тьер12.

В числе центральных персонажей экспозиции находится и Сципион Африканский (235—183 гг. до н. э.) — один из символов античной культуры. Этот знаменитый римский военачальник и политический деятель известен захватом и подчинением больших земель карфагенян в Испании и, в частности, взятием Нового Карфагена. Согласно легенде, после захвата города солдаты Сципиона привели ему пленную девушку невероятной красоты. Однако тот, узнав, что она помолвлена с испанским вождем Аллуцием, возвращает ее жениху. Именно эта история и легла в основу множества картин известных художников13. На экспозиции Эрмитажа в 1863 г. изображение Сципиона было представлено в трех произведениях на этот сюжет — «Великодушие Сципиона Африканского» Яна Вик-торса, «Воздержанность Сципиона Африканского» Джошуа Рейнольдса и «Воздержанность Сципиона» Никола Пуссена. В центре полотна Викторса мы видим пожилых родителей Лукреции, которую обнимает Аллуций. Картина поступила в музей в 1773 г. из галереи Герарда ван Россема14. На картине Рейнольдса Сципион предстает спокойным и невозмутимым. Сидя под шатром, он устало взирает на Лукрецию, которую ведут к нему под руки две женщины. Полотно поступило в 1792 г. из собрания князя Г. А. Потемкина15. Никола Пуссен же изобразил Сципиона восседающим на троне на фоне горящего Карфагена. Произведение

9 Эрмитаж: Каталог картин. 1863. С. 347—348.

10 Мать и жена Кориолана умоляют о пощаде Рима. Гербранд ван ден Экхаут. 1662 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/44232

11 Эрмитаж: Каталог картин. 1863. С. 199.

12 Там же. С. 351.

13 Лиддел Харт Б. Г. Сципион Африканский: Победитель Ганнибала. М., 2003; Леус В. А. «Легенда о Сципионе»: исторический деятель Римской республики в восприятии современников и потомков (конец III — конец I в. до н. э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. Саратов, 2010; Васильев А. В. Сципион Африканский как политический и военный лидер нового типа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 2. С. 109—116.

14 Великодушие Сципиона Африканского. Ян Викторс. 1640 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+pain-tings/44230

15 Воздержанность Сципиона Африканского. Джошуа Рейнольдс. 1789 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01. %20 paintings/38694/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28_J1NXQwc_ YMCTI0c_dwNDE30w8EKDHAARwP9KGL041EQhd94L0IWAH1gV0Tr7JuuH1WQWJKhm5-mXlq8fYWCop1CQmJlXkpmXXqwfYWxhZglySxSaaZ7e5kDTQkw9_P3DnI2cTaAK8LinIDc0os-rHwyDTUVERAEAujmQ!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

происходит из собрания лорда Уолпола, ныне хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина16. К 1914 г. к вышеперечисленным полотнам, отражающим образ Сципиона, прибавились еще два, в том числе картина Симона де Воса «Великодушие Сципиона Африканского», происходящая из собрания Екатерины II. В центре произведения изображены Аллуций и Лукреция. Сам же римский военачальник вальяжно восседает на троне17. Таким образом, Сципион Африканский на экспозиции Императорского Эрмитажа был представлен в героическом образе римлянина-победителя, посланника богов.

Другим символом Античности является прекрасная египетская царица Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). На экспозиции Императорского Эрмитажа в 1863 г. она была изображена на трех произведениях: «Смерть Клеопатры» Гвидо Рени и Пьера Миньяра и «Пир Клеопатры» Джованни Баттиста Тьеполо. Согласно легенде, царица покончила жизнь самоубийством от укуса змеи, чтобы не стать пленницей римского императора Октавиана Августа. Именно на этот сюжет и были написаны картины Рени и Миньяра. Умирающая Клеопатра обращает свой взор к небу, мы видим кусающую ее маленькую змейку. Полотно Миньяра поступило в коллекцию музея в 1774-1783 гг. из собрания Екатерины II18. Картина Гвидо Рени из галереи Кувеа, португальского посланника при Людовике XV19. Любопытно, что в каталоге картин полотно значится как «подмалевок». Оригинал находится в настоящий момент в Новом дворце в Потсдаме20. О споре Клеопатры с Марком Антонием рассказывает произведение Тьеполо21. На картине изображен момент, когда Клеопатра опускает серьгу в бокал. За столом можно увидеть самого Марка Антония, сидящего спиной к зрителю, а также римского консула Луция Мунация Планка, судившего спор22. Экспонат был приобретен для музея Екатериной II. К 1914 г. из экспозиции Эрмитажа была убрана картина Миньяра, остальные отображения образа правительницы Египта остались без изменений. Однако в 1931 г. в результате «сталинской распродажи» описанное

16 Великодушие Сципиона. Никола Пуссен. 1640 г. // Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Официальный сайт. URL: https://pushkinmuseum.art/ data/fonds/europe_and_america/j/2001_3000/zh_1048/index.php?lang=ru

17 Великодушие Сципиона Африканского. Симон де Вос. 1641 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/30550

18 Смерть Клеопатры. Пьер Миньяр. 1635-1640 гг. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.%20 paintings/36646/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28_J1NX-Qwc_YMCTI0c_dwNDE30w8EKDHAARwP9KGL041EQhd94L0IWAH1gV0Tr7JuuH1-WQWJKhm5mXlq8fYWCop1CQmJlXkpmXXqwfYWxmZmIGdEsUmmme3uZA00JMPfz9w5yN-nE2gCvC4pyA3NKLKx8Mg01FREQBz5Uhk/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru

19 Эрмитаж: Каталог картин. 1863. С. 50.

20 Смерть Клеопатры. Гвидо Рени. 1625-1630 гг. // Арт-Ассорти. URL: https://art-assorty. ru/15011-smert-kleopatry-gvido-reni.html

21 Никогосян М. Н. «История Антония и Клеопатры» Тьеполо из собрания князя Н. Б. Юсупова: Сюжет, источники и смысловая интерпретация // Искусствознание. 2012. № 1-2. С. 392-393.

22 Пир Клеопатры. Джованни Баттиста Тьеполо. 1744 г. // Артхив: социальная сеть для художников. URL: https://artchive.ru/artists/498~Dzhovanni_Battista_T%27epolo/works/373613~ Pir_Kleopatry

выше полотно Тьеполо было выставлено на Лондонском аукционе и продано Национальной галерее Виктории в Мельбурне, где находится и по сей день23. Клеопатра изображалась в образе умной и коварной правительницы, перехитрить которую не удавалось никому.

Вообще основные герои ранней и классической Античности — в своем большинстве правители и полководцы. Эпоха поздней Античности была, напротив, представлена образами святых и великомучеников: свв. Себастьяна, Георгия Победоносца, Екатерины Александрийской, Варвары Илиопольской и Иеро-нима.

Представление в помещениях Эрмитажа образа св. Себастьяна состояло из шести картин в 1863 и восьми — в 1914 г. Себастьян (256-288) — римский начальник императорской гвардии, тайно исповедовавший христианство. После отказа отречься от своей веры он был пронзен стрелами, однако смертельных ран не получил, и впоследствии его выходила вдова по имени Ирина24. На нескольких полотнах святой написан в полный рост, привязанным к дереву и пронзенным стрелами. На трех картинах он изображен полуобнаженным юношей с телом античного атлета25. Произведение Бернардино поступило в 1861 г. от антиквара Вольсея-Моро, картина Карраччи — из собрания Екатерины II. На творении Хусепе де Рибера Себастьян предстает после казни, из его тела вынимает стрелу св. Ирина. Картина поступила в 1829 г. из собрания герцогини Сен-Ле26. К 1914 г. к выставленным шести картинам, изображающим Себастьяна, были добавлены еще две, в том числе вышеупомянутое полотно Тициана «Св. Себастьян». Оно поступило в 1850 г. из собрания Барбариго27. Таким образом, в образе св. Себастьяна мы все так же можем отметить сходство с классическими героями античной истории. Тело без изъянов, некоторая театральность поз и выражения лиц отсылают нас к статуям той эпохи.

Несколько иначе изображен св. Георгий Победоносец (275/81-303) — важнейший для русской и европейской культуры герой, представленный на экспозиции Императорского Эрмитажа в четырех произведениях в 1863 г. и пяти — в 1914-м. Георгий родился в богатой семье, исповедующей христианство, и был одним из военачальников и приближенных римского императора Диоклетиана. После отказа отречься от веры Георгий был подвергнут пыткам в течение семи

23 Продажа картин из коллекции Эрмитажа // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Продажа_картин_из_коллекции_Эрмитажа

24 Святой Себастьян // Проект «Большая российская энциклопедия». URL: https://bigenc. ru/religious_studies/text/3542545

25 Св. Себастьян. Бернардино Луини. Конец XV — первая половина XVI в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digi-tal-collection/01.+paintings/29631; Св. Себастьян. Лодовико Карраччи. Около 1601 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ digital-collection/01.+paintings/31709; Св. Себастьян. Тициан. Около 1576 г.// ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01. + paintings/32238

26 Св. Себастьян и св. Ирина. Хусепе де Рибера. 1628 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/32670

27 Св. Себастьян. Тициан. Около 1576 г.

дней, а после обезглавлен28. На картинах экспозиции запечатлены разные моменты жития святого. На полотнах Грегорио Пагани, Алессандро Тиарини и Бартоломео Скидони он предстает как один из участников сцены святых с Богородицей и младенцем Иисусом. Святой изображен на переднем плане со своим главным атрибутом — копьем. Картина Пагани поступила в 1769 г. из собрания Г. Брюля29, полотна Тиарини и Скидони — в 1772 г. из собрания Л. А. Кроза30. Запечатлен и другой эпизод жизни героя. Согласно легенде, близ Бейрута появилось чудовище, уничтожающее поселения. Георгий спас царскую дочь, которую собирались принести в жертву змею, появившись на коне и пронзив чудовище копьем. На произведении Якопо Тинторетто Победоносец предстает как раз в момент убийства змея. Картина поступила в 1806 г. как дар Д. А. Нарышкина Александру I31.

Среди центральных персонажей экспозиции — Екатерина Александрийская (287-305), святая, принявшая мученическую смерть за веру в Христа от рук императора-язычника Максимина. В залах Императорского Эрмитажа в 1863 г. святая была изображена на 23 полотнах. За 51 год из экспозиции были убраны три произведения, представляющие святую, добавлено лишь одно. Екатерина демонстрировалась в виде юной, непорочной девушки. Чаще всего она изображалась вместе с Богородицей, младенцем Христом и другими святыми. В числе картин, связанных с образом святой, — полотно Андреа дель Сарто, на котором Екатерина прислушивается к разговору Марии и святой Елизаветы, стоя по левую руку от Богоматери32. На произведении Бернардино Луини она представлена с книгой в руках33. Обе картины поступили в музей в 1814 г. из собрания Жозефины Богарне. Полотно Барбьери демонстрирует сцену казни великомученицы. Оно было приобретено на аукционе собрания Вильгельма II и поступило в Эрмитаж в 1850 г.34 Франческо Франча написал Екатерину Александрийскую

28 Виноградов А. Ю. Георгий, великомученик // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 665-692.

29 Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем, св. Франциском Ассизским, святым Григорием Великим, св. Маргаритой Кортонской. Грегорио Пагани. 1592 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31665

30 Святое семейство со св. Франциском Ассизским, Иоанном Крестителем и Архангелом Михаилом. Алессандро Тиарини. Около 1620 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31671; Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами. Бартоломео Скидони. Около 1610 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29613

31 Св. Георгий. Якопо Тинторетто. 1543-1544 гг. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https:// www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/32241

32 Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем. Андреа дель Сарто. 1513 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/ wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29566

33 Св. Екатерина. Бернардино Луини. 1527-1531 гг. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29600

34 Мученичество св. Екатерины. Джованни Франческо Барбьери. 1653 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/31465

в правой части полотна, центральными персонажами которого являются Богоматерь и младенец Иисус35.

Одной из героинь экспозиции стала св. Варвара Илиопольская (ум. 306 г.), дочь язычника Диоскура, аристократа при императоре Максимиане. Варвара отличалась необыкновенной красотой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть ото всех. Когда Диоскур выпустил дочь, чтобы выдать замуж, та познакомилась с жителями Илиополя и приняла христианство. После отказа отречься от веры, она была казнена собственным отцом36. Лодовико Карраччи изобразил Варвару перед престолом Богоматери рядом со свв. Антонием, Лаврентием, Елизаветой и Иоанном Крестителем. Она одета в европейское платье, с убранными в прическу непокрытыми волосами. Картина поступила из собрания Л. А. Кроза в 1772 г.37 В 1914 г. было убрано полотно Франкуччи, оказавшееся в Эрмитаже в 1845 г. по завещанию Д. П. Татищева. В центре произведения на возвышении изображены Богоматерь с младенцем Иисусом. Ближе к зрителю — св. Варвара у престола Девы Марии, держащая в руках башню, в которой была заточена38.

Другой известный герой — св. Иероним (342-419/420) — создатель канонического латинского текста Библии, аскет и церковный писатель — представлен на экспозиции Эрмитажа в 1863 г. на 10 произведениях. На картине Франчески Франча Иероним изображен по левую руку от Богородицы. Произведение поступило в музей в 1843 г. из собрания князя Эрколани39. На полотнах Риберы, Барбьери и Гвидо Рени Иероним Стридонский представлен в виде обнаженного по пояс седого старика в красном одеянии. У первых двух художников он изображен в полный рост, сидящим на камне, с книгой. Хусепе де Рибера добавил в композицию льва, которого, согласно легенде, Иероним излечил, а Барбьери — трубу, перед рассветом с небес напоминающую о дне Страшного суда. Картина Рени приобретена из собрания Л. А. Кроза и поступила в музей в 1772 г.40, произведение Барбьери — из собрания Екатерины II41, полотно Риберы — в 1768 г.

35 Мадонна с Младенцем и св. Екатериной. Франческо Франча. Вторая половина XV — начало XVI в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/ hermitage/digital-collection/01.+paintings/29739

36 Бугаевский А. В. Варвара // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 558-563.

37 Мадонна с Младенцем, святыми Антонием, Лаврентием, Елизаветой, Иоанном Крестителем и Варварой. Лодовико Карраччи. Вторая половина XVI — начало XVII в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31710

38 Мадонна с Младенцем, святыми Варварой, Франциском, Домиником, архангелом Рафаилом и Товией. Инноченцо да Имола (Франкуччи). XVI в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29715

39 Мадонна с Младенцем, св. Лаврентием, св. Иеронимом и двумя музицирующими ангелами. Франческо Франча. 1500 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemu-seum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/29565

40 Святой Иероним. Гвидо Рени. 1640-1642 гг. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https:// www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31788

41 Св. Иероним в пустыне. Джованни Франческо Барбьери. XVII в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/31583

из собрания Г. Брюля42. К 1914 г. на экспозиции Эрмитажа два произведения, представляющие св. Иеронима, были заменены, в том числе вышеописанное полотно Гвидо Рени. Взамен залы музея пополнились двумя другими картинами — Яна Сандерса ван Хемессена и Адриана Изенбрандта. Таким образом, число отражений на экспозиции не изменилось. Хемессен изобразил святого в образе обнаженного старца с камнем в руке. Будучи приобретенной у Д. В. Пред-теченского, картина поступила в Императорский Эрмитаж в 1895 г.43 На полотне Изенбрандта Иероним, немощный старик, опустился на одно колено. Вокруг мы можем увидеть его символы — красные кардинальскую мантию и шляпу, а также льва. Произведение поступило в 1845 г. по завещанию Д. П. Татищева44. Необходимо отметить, что образ св. Иеронима на большинстве полотен напоминал античных героев: мускулистое тело без признаков старости, красиво струящиеся складки плаща.

Церковная история и агиографическая тематика объединяют позднюю Античность и эпоху Средневековья. Образ Средневековья также транслировался на экспозициях через изображения святых вместе с Богоматерью и Младенцем Иисусом: наиболее часто представлены фигуры свв. Доминика и Франциска Ассизского.

В 1863 г. на экспозиции Императорского Эрмитажа св. Доминик (11701221) — испанский католический монах, проповедник и основатель ордена доминиканцев — был изображен на девяти картинах. В их числе: «Мадонна с Младенцем, святыми Варварой, Франциском, Домиником, архангелом Рафаилом и Товией» Инноченцо да Имолы (Франкуччи), «Видение Святой Екатерины Сиенской» Чиро Ферри и «Мадонна вручает четки Святому Доминику» Питера Пауля Рубенса. На вышеупомянутом полотне Франкуччи Доминик находится ближе всех к младенцу Иисусу45. На картине Ферри, приобретенной из собрания Л. А. Кроза, изображены Богоматерь и Иисус, протягивающий Екатерине на выбор корону и терновый венец. За Екатериной в белом одеянии под черным плащом представлен святой46. Произведение Рубенса «Мадонна вручает четки Святому Доминику», поступившее из коллекции графа К. Кобенцля в 1768 г., ныне хранится в ГМИИ им. А. С. Пушкина. На нем слева от Богородицы с младенцем Иисусом мы видим св. Доминика, которому она протягивает четки47.

42 Святой Иероним в пустыне. Хусепе де Рибера. XVII в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/32658

43 Кающийся св. Иероним. Ян Сандерс ван Хемессен. 1543 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-colIection/01.+paintings/38961

44 Св. Иероним в пустыне. Адриан Изенбрандт. Первая половина XVI в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/38864

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Мадонна с Младенцем, святыми Варварой, Франциском, Домиником, архангелом Рафаилом и Товией. Инноченцо да Имола (Франкуччи). XVI в.

46 Видение Святой Екатерины Сиенской. Чиро Ферри. XVII в. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/31706

47 Мадонна вручает четки Святому Доминику. Питер Пауль Рубенс. 1630-е гг. // Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Официальный сайт. URL: https:// pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/zh_647/index.php?lang=ru

В 1914 г. из экспозиции музея ушли три произведения, изображающие святого, в том числе уже упомянутая картина Франкуччи. Кроме того, добавилось полотно фра Джованни да Фьезоле «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским», приобретенное Александром III у художников А. Маццанти и К. Конти. В центре картины — Богоматерь на троне, с сидящим у нее на коленях младенцем Иисусом. По сторонам изображены свв. Доминик и Фома Аквин-ский48. Можно заметить, что Доминик в экспозиции Эрмитажа в основном занимал второстепенную роль, будучи изображенным наравне с другими святыми по сторонам от Богоматери и младенца Иисуса. Другое дело, что популярность образа Доминика, с одной стороны, отражало значение Ордена доминиканцев и его основателя в западноевропейской культуре и искусстве, с другой — способствовала укреплению этих представлений в российском художественном и культурном пространстве.

Среди наиболее часто встречающихся персонажей на экспозиции — Франциск Ассизский (1181/82-1226), католический святой и основатель другого монашеского ордена, целью которого было проповедование аскетизма, любви к ближнему и бедности — ордена францисканцев. На вышеупомянутой картине Грегорио Пагани он изображен на заднем плане, протягивающим руки в сторону Богоматери с младенцем Иисусом49. У Тиарини же он написан на переднем плане, целующим ногу младенца Христа. Полотно поступило в музей из собрания Л. А. Кроза в 1772 г.50 В 1914 г. число воспроизведений Франциска Ассизского сократилось существенно — с 11 до 7. Была убрана в том числе картина Тиарини. Так же, как и св. Доминик, Франциск Ассизский выступает фоновым, но знаковым персонажем западноевропейской культурной традиции, транслирующейся в залах музея.

Соотносясь с эпохой ранней и классической Античности, наиболее популярными героями Европы Нового времени были также знаменитые правители — Мария Медичи и Генрих IV.

Образ Марии Медичи (1575-1642) — королевы-регента Франции — был связан со множеством картин, входящих в состав экспозиции музея. В 1622 г. самой Марией был сделан заказ Рубенсу на 24 полотна, которые бы отражали жизнь и деяния королевы. В коллекцию Императорского Эрмитажа в свое время вошли эскизы к некоторым из них51. Мария Медичи в 1863 г. в экспозиции музея была представлена на пяти полотнах. На полотне «Коронация Марии Медичи» демонстрируется главный момент церемонии — возложение короны на голову Марии 13 мая 1610 г. в соборе Сен-Дени. Несмотря на то что эскиз значительно отличается от окончательного варианта картины, основные действующие фигу-

48 Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским. Джованни да Фьезоле. 1430 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermit-age/digital-collection/01.+paintings/29262

49 Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем, св. Франциском Ассизским, святым Григорием Великим, св. Маргаритой Кортонской. Грегорио Пагани. 1592 г.

50 Святое семейство со св. Франциском Ассизским, Иоанном Крестителем и Архангелом Михаилом. Алессандро Тиарини. Около 1620 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www. hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31671

51 Эрмитаж: Каталог картин. 1863. С. 144-145.

ры легко различимы. Марию Медичи венчает кардинал де Жуайез. На заднем плане за ней наблюдает Генрих IV. Рядом с Марией можно увидеть маленького Людовика XIII, за ней — принцессу Генриетту-Марию52, будущую королеву Англии. На картине «Смерть Генриха IV и объявление регентства» пространство разделено на две части: на первой Генриха IV возносят на небеса Сатурн и Юпитер, на второй — происходит присяга в верности новой правительнице53. Эскиз «Рождение дофина» изображает рождение будущего короля — Людовика XIII 27 сентября 1601 г.54 Картина «Мария Медичи в образе богини мудрости и войны Паллады» представляет королеву в античных одеяниях со шлемом на голове55. Полотно «Прибытие в Лион» изображает аллегорию воссоединения Марии и Генриха в Лионе 9 декабря 1600 г. Верхняя часть картины демонстрирует короля и королеву в образах Юпитера и Юноны, восседающих на облаках, на нижней части — богиня города Лиона едет в запряженной львами колеснице56. Все пять произведений поступили из собрания Л. А. Кроза в 1772 г.

В 1914 г. состав картин, изображающих Марию Медичи, не изменился. Однако число полотен, отражающих образ Генриха IV, уменьшилось на одно: был исключен «Портрет Генриха IV Наваррского» Рубенса, происходящий из собрания Екатерины II. На нем король Франции написан в профиль и, в отличие от других полотен, здесь Генрих изображен не в образе бога, но живого человека57. Мария Медичи была представлена в образе сильной воительницы и мудрого правителя, как символ французского абсолютизма и олицетворение Франции. Важно отметить, что картины были созданы при жизни королевы и по ее заказу, и впоследствии куплены другой могущественной императрицей — Екатериной II. С нашей точки зрения, сам акт покупки формирует своеобразную параллель Франция/Россия как центр Европы.

Какой же образ мира и мировой истории открывал перед посетителями Императорский Эрмитаж? Помимо Библейской истории, ведущие роли в залах музея играли Античность и история Европы Нового времени (1500-1855). За 51 год экспозиция Императорского Эрмитажа не претерпела существенных изменений, в экспозиционных помещениях музея с 1863 по 1914 г. продолжала демонстрироваться история высокопоставленных особ Европы и святых в обрамлении истории античной. У посетителей возникали образы европейских де-

52 Коронация Марии Медичи. Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/48223

53 Смерть Генриха IV и объявление регентства. Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/48221

54 Рождение дофина. Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https:// www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/48188

55 Мария Медичи в образе богини мудрости и войны Паллады (Королева торжествующая). Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemu-seum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/48219

56 Прибытие в Лион. Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https:// www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/48187

57 Портрет Генриха IV Наваррского (1553-1610). Питер Пауль Рубенс. 1622 г. // ГЭ. Официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/ 01.+paintings/40062

ятелей прошлого как достойных наследников античных героев, а также прямых продолжателей библейских событий. Иначе говоря, магистральными оставались две темы — история европейских монархий и история христианства.

История России сама по себе в залах Эрмитажа была представлена минимальным образом. Допетровская Русь, отраженная на экспозиции 1863 г. в пяти произведениях (0,77% от числа отобранных картин), после 1895 г., когда значительная часть произведений русских художников была передана в Русский музей императора Александра III, была вовсе исключена из залов Императорского Эрмитажа. Репрезентация в залах музея Новой России (1682-1855) осталась практически неизменной (0,77 и 0,63 %), мало влияя на формирование представлений о российском прошлом у посетителей. В целом же российская история была представлена на экспозиции слабо, составляя от общего числа произведений около 1,5% в 1863 и 0,6 % в 1914 гг. Как мы видели, в эрмитажной коллекции западные герои и события были всегда важнее российских. В значительной степени эта ситуация отражала как тренды русского искусства, так и культурный и социальный заказ музейной коллекции. Хотя в последние десятилетия XIX в. происходит переориентация на национальные сюжеты в искусстве и музейных собраниях, на экспозиции Эрмитажа это никак не сказалось ввиду упомянутого открытия Русского музея. Здесь следует отметить, что в сравнении с Эрмитажем, в Русском музее экспонаты на библейские сюжеты также занимали значительное место в залах, однако в процентном соотношении оставались на втором месте, уступая истории Новой России. История же античная, напротив, хоть и была представлена в залах музея императора Александра III, но доля произведений, ее отражающих, со временем становилась меньше, как и процент предметов по зарубежной истории Средних веков и Нового времени. Общие черты трансляции образов прошлого в залах Императорского Эрмитажа и Русского музея заключались в демонстрации героической и просвещенной истории войн, монархов и высокопоставленных особ в обрамлении Библейской истории и Античности. Также главными объектами исторической памяти в обоих музеях являлись именно персонажи, а не события, а само прошлое демонстрировалось преимущественно через портретные изображения58.

Подводя итоги, подчеркнем, что, на первый взгляд, экспозиция Эрмитажа формировалась скорее в результате случайных обстоятельств. Для музея закупались как признанные шедевры, так и полотна достаточно посредственные, а поводы для пополнения коллекции были самыми разными. Однако это не отменяет того обстоятельства, что галерея Эрмитажа являлась своеобразным зеркалом западноевропейского искусства, а также влияния Эрмитажа на формирование культурной и исторической памяти российского общества, трансляцию им образа европейской культуры для посетителей, которые, как правило, ассоциировали себя именно с ней. История европейской цивилизации строилась прежде всего вокруг героев, а не событий — в основном вокруг благородных и мудрых

58 Раковский Д. О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11(1). С. 132-147.

властителей. Так как Петербург позиционировал себя как центр Европы и продолжатель ее традиций, эти правители изображены в том числе в качестве создателей истории или даже предыстории Запада, ядром которой должна была стать история российская. Таким образом, выставленные в залах Эрмитажа сюжеты определили образ Запада в глазах российской элиты, с одной стороны, отражая, а с другой — в какой-то мере и формируя ее западно-ориентированное историческое сознание.

Список литературы

Божченко О. А. Музеи в формировании исторической памяти: автореф. дис. ... канд.

культурологии: 24.00.03. СПб., 2012. Болашенкова Е. А. Представления о Двурогом Искандаре: Александр Македонский в исторической памяти таджиков // Лавровский сборник: Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014—2015 гг. «Этнология, история, археология, культурология». СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 413-417. Васильев А. В. Сципион Африканский как политический и военный лидер нового типа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 2. С. 109— 116.

Гервиц М. В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного

строительства. СПб.: АРС, 2003. Григорович Д. В. Прогулка по Эрмитажу. СПб.: Тип. В. Н. Майкова, 1865. Грин П. Александр Македонский: Царь четырех сторон света. М.: Центрполиграф, 2010. Деларов П. В. Картинная галерея Императорского Эрмитажа. СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1902.

Каганэ Л. Л. История Картинной галереи. 1764—1917 // Эрмитаж. История и современность. М.: Искусство, 1990. С. 83—97. Керр А. К. Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге: Очерк А. К. Керра. [Ч. 1—2]. Киев;

Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1899. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1985. Леус В. А. «Легенда о Сципионе»: исторический деятель Римской республики в восприятии современников и потомков (конец III — конец I в. до н. э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. Саратов, 2010. Лиддел Харт Б. Сципион Африканский: Победитель Ганнибала. М.: Центрполиграф, 2003.

Макаренко Н. Е. Художественные сокровища Императорского Эрмитажа: Краткий путеводитель. Пг.: Община св. Евгении, 1916. Малиновский К. В. Происхождение и датировка поступления картин в Эрмитаж по материалам Якоба Штелина // История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. трудов. Л.: Государственный Эрмитаж, 1989. С. 14—21. Непомнящий Н. Н. 100 великих сокровищ России. М.: Вече, 2008. Неустроев А. А. Картинная галерея Эрмитажа (с автотипич. репродукциями, исполненными в цинкографич. заведении Лемана с фотогр. снимков Н. А. Неустроева). СПб.: Тип. И. Ефрона, 1898.

Никогосян М. Н. «История Антония и Клеопатры» Тьеполо из собрания князя Н. Б. Юсупова: Сюжет, источники и смысловая интерпретация // Искусствознание. 2012. № 1—2. С. 389—409.

Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. СПб.: Арка, 2015.

Прилежаева-Барская Б. М. По залам Эрмитажа. Л.: Изд-во Ленингр. сов. профсоюзов, 1928.

Раковский Д. О. Музеи в контексте memory studies // Клио. 2020. № 4(160). С. 148— 156.

Раковский Д. О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11(1). С. 132-147.

Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16-21.

Суслов А. В. Эрмитаж: Краткий исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1927.

Суслов А. В. Зимний дворец. (1754-1927 гг.): Исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1928.

Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 99. P. 78-97 DOI: 10.15382/sturII202199.78-97

Dmitry Rakovsky, Researcher, State Russian Museum, 2 Inzhenernaya ul., St Petersburg 191186, Russian Federation racovskyd@mail.ru ORCID: 0000-0002-4810-6977

The Imperial Hermitage in the Formation of Cultural Memory (Second Half of the 19th — Early 20th Centuries)

D. Rakovsky

Abstract: This article is devoted to examining the expositions of the Imperial Hermitage ofthe second halfofthe 19th—early 20th centuries from the point ofview oftheir influence on the formation of cultural memory and historical perceptions of Russian society. As part of the study, the exhibits were selected and distributed according to historical eras, illustrated by the plots of the works. We entered all the selected paintings into tables, where we added information on the main characters and events depicted in them. After that, the data were combined into consolidated tables, in which the number of repeats of each individual character and historical event was counted. This made it possible to single out a number of the most popular heroes and events of world history as reflected in the exhibitions of the Imperial Hermitage, to determine the share of each era in the information space of the picture gallery and to trace their changes over more than half a century. We selected and characterised the images of historical figures of various eras that are most often found in the expositions of the Imperial Hermitage, i.e. Antiquity, Middle Ages, Modern History. We also studied the transformation of their images over time for visitors of the studied period. After analysing the information received, we

tried to draw conclusions about the image of World History that was broadcast by the Imperial Hermitage through its picture gallery, comparing them with the results of our research on the image of the Russian history reflected in the expositions of the Russian Museum of the same era.

Keywords: historical memory, cultural memory, memorial research, memorial policy, general history, museums of second half of 19th — early 20th centuries, Hermitage, museum exposition, memory studies.

References

Bolashenkova E. (2015) "Images of Eskandar of the Two Horns. Alexander of Macedon in Historical Memory of Tajiks", in Lavrovskii sbornik: Materialy XXXVIIIi XXXIXSredneaziatsko-Kavkazskikh chtenii 2014—2015gg. Etnologija, istoriia, arkheologiia, kul'turologiia [Lavrovsky collection: Materials of the XXXVIII and XXXIX Central Asian-Caucasian readings, 20142015. Ethnology, history, archaeology, cultural studies]. St Petersburg, pp. 413-417 (in Russian).

Gervic Majja (2003) Leo fon Klence iNovyiErmitazh vkontekste evropeiskogo muzeinogo stroitel'stva [Leo von Klenze and the New Hermitage in the context of European museum construction]. St. Petersburg (in Russian).

Grin P. (2010) Aleksandr Makedonski. Tsar' chetyrekh storon sveta [Alexander the Great. King of the four parts of the world]. Moscow (in Russian).

Kaganje L. (1990) "Istoriia Kartinnoi galerei. 1764-1917" [History of the Art Gallery. 17641917], in Ermitazh. Istoriia i sovremennost' [Hermitage Museum. History and modernity]. Moscow, pp. 83-97 (in Russian).

Levinson-Lessing V. (1985) Istoriia Kartinnoi galerei Ermitazha (1764—1917) [History of the Hermitage Painting Gallery (1764-1917)]. Leningrad (in Russian).

Liddel Hart B. (2003) Scipio Africanus: Greater than Napoleon. Moscow (Russian translation).

Malinovskii K. (1989) "Proishozhdenie i datirovka postupleniia kartin v Ermitazh po materia-lam Iakoba Shtelina" [The origin and dating of the receipt of paintings in the Hermitage based on materials by Jacob Stehlin], in Istoriia Ermitazha i ego kollektsii [History of the Hermitage and its collections]. Leningrad, pp. 14-21 (in Russian).

Nepomnjashchii N. (2008) 100 velikikh sokrovishch Rossii [100 great treasures of Russia]. Moscow (in Russian).

Nikogosian M. (2012) ""Istoriia Antoniia i Kleopatry" Tiepolo iz sobraniia kniazia N. B. Iusupo-va. Siuzhet, istochniki i smyslovaia interpretatsiia" [The Story of Anthony and Cleopatra" by Tiepolo from the collection of Prince N.B. Yusupov. Plot, sources and semantic interpretation]. Iskusstvoznanie, 1-2, pp. 389-409 (in Russian).

Piotrovskii M. (2015) MoiErmitazh [My Hermitage]. St Petersburg (in Russian).

Prilezhaeva-Barskaia B. (1928) Po zalam Ermitazha [Through the halls of the Hermitage]. Leningrad (in Russian).

Rakovsky D. (2020) "Museums in the context of memory studies". Klio, 4, pp. 148-156 (in Russian).

Rakovsky D. (2020) "The Russian Museum of Emperor Alexander III as a site of memory". Voprosy istorii, 11, pp. 132-137 (in Russian).

Rostovtsev E., Sidorchuk I. (2014) "Muzei i istoricheskaia pamiat' v sovremennoi Rossii" [The museum and historical memory in modern Russia]. Voprosy muzeologii, 2, pp. 16-21 (in Russian).

Shifman I. (1988) AleksandrMakedonskii [Alexander the Great]. Leningrad (in Russian).

Suslov A. (1927) Ermitazh: Kratkii istoricheskii ocherk [Hermitage: a brief historical sketch]. Leningrad (in Russian).

Suslov A. (1928) Zimnii dvorets (1754-1927gg.): Istoricheskii ocherk [Winter Palace (1754-1927):

a historical sketch]. Leningrad (in Russian). Vasil'ev A. (2012) "Scipion Afrikanskii kak politicheskii i voennyi lider novogo tipa" [Scipio Africanus as a political and military leader of a new type]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2, pp. 109-116 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.