Научная статья на тему 'Городки и городошный спорт в восприятии обучающихся нефизкультурного вуза'

Городки и городошный спорт в восприятии обучающихся нефизкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА В ГОРОДКИ / ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ / СТУДЕНТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Елена Владимировна, Карасева Елена Николаевна

В статье представлены результаты социологического опроса по выявлению знаний об игре в городки и городошному спорту у обучающихся в вузе, а также уровня их восприятия древней военно-прикладной игры, выросшей в полноценный атлетический вид спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Елена Владимировна, Карасева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gorodki and gorodoshny sport in perception of students of non-sports higher education institution

The article presents the results of the sociological survey on the identification of knowledge about the game gorodki and gorodoshny sport among the students in the university, as well as the level of their perception of the ancient military-applied game that has grown into a full-fledged athletic sport.

Текст научной работы на тему «Городки и городошный спорт в восприятии обучающихся нефизкультурного вуза»

2. Vorobyova, N.V., Taymazov, A.B. and Tarakanov, B.I. (2017), "Comparative analysis of characteristics of competitive activity of fighters of freestyle of different gender at the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 55-59.

3. Nerobeev, N.Yu. (2011), "Dynamics and correlation of sports and technical indicators of competitive activity of female fighters depending on weight categories", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 106-108.

4. Taymazov, A.B. and Tarakanov, B.I. (2017), "Tendencies in dynamics of indicators of competitive activity of fighters of freestyle of participants of the XXXI Olympic Games", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 203-207.

5. Tarakanov, B.I., Apoyko, R.N. and Nerobeev, N.Yu. (2013), "Female free-style wrestling as full participant of the international Olympic Movement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 170-174.

Контактная информация: b.tarakanov@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

УДК 796.011.3+796.288

ГОРОДКИ И ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Елена Владимировна Карташова, старший преподаватель, Елена Николаевна Карасева, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), г. Елец

Аннотация

В статье представлены результаты социологического опроса по выявлению знаний об игре в городки и городошному спорту у обучающихся в вузе, а также уровня их восприятия древней военно-прикладной игры, выросшей в полноценный атлетический вид спорта.

Ключевые слова: игра в городки, городошный спорт, студенты, социологический опрос, статистическая оценка.

GORODKI AND GORODOSHNY SPORT IN PERCEPTION OF STUDENTS OF NONSPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elena Vladimirovna Kartashova, the senior teacher, Elena Nikolaevna Karasyova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Yelets State University of I.A. Bunin, Yelets

Annotation

The article presents the results of the sociological survey on the identification of knowledge about the game gorodki and gorodoshny sport among the students in the university, as well as the level of their perception of the ancient military-applied game that has grown into a full-fledged athletic sport.

Keywords: game gorodki, gorodoshny sport, students, sociological survey, statistical evaluation.

ВВЕДЕНИЕ

Игра в городки является культурно-спортивным достоянием не только русского народа, но и подавляющего большинства народов Российской Федерации. В 1950-1960-е годы городки были одним из наиболее популярных видов спорта, уступая в популярности и массовости только футболу и волейболу.

Учитывая тот факт, что городошный спорт был создан в 1920-1923 годах группой отечественных педагогов, как исключительно полезный для физического и интеллектуального развития как детей и подростков, так и взрослых. Основываясь на многовековых традициях народной игры, игра в городки уже со второй половины 1920-х годов заняла прочное место в досуговой и внешкольной деятельности советской пионерии и спартакиадном движении. В 1950-1970-е годы городки входили в состав состязательных видов школьных

спартакиад, Пионерских игр, Малых Олимпийских игр по месту жительства во многих регионах СССР.

Именно богатейшие спортивно-досуговые традиции игры в городки и городошного спорта обусловили актуальность настоящего исследования.

Целью нашего исследования явилось выявление знаний об игре в городки и городошном спорте у обучающихся в ВУЗе, а также уровня их восприятия древней военно-прикладной игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ЕГУ им. И. А. Бунина, в социологическом опросе приняли участие обучающиеся 1-3 курса, в количестве 200 человек, из которых 39 юношей и 161 девушка.

Итак, попробуем выявить основные закономерности восприятия спортивной игры городки у современных студентов.

На вопрос «В чем заключается смысл игры в городки?» 74% опрошенных студентов ЕГУ им. И.А. Бунина дали ответ, связанный со смыслом «выбивать, разбивать что-то». Который состоял из следующих ответов: «Выбить все элементы фигуры», «Сбить фигуры как можно быстрее», «Сбить фигуры на скорость», «Сбить битой фигуру», «Сбить битой фигуру из дощечек», «Разрушить домики», «Разбить фигуру», «Выбивать фигуры из квадрата», «Выбить все палки из квадрата», «Сбить предметы», «Сбить фигуры из бревнышек одним ударом», «За меньшее количество времени сбить городошную фигуру», «Деревянной колотушкой сбить городок до последней палки».

Правильный и наиболее полный ответ смысла игры в городки (выбить наименьшим количеством бит, чем соперник, все городошные фигуры) не дал ни один из опрошенных. Это свидетельствует о том, что никто из студентов в своей жизни ни разу не выступал на соревновательном уровне в состязаниях по городошному спорту. Участие в популяризаторских соревнованиях оставили у них поверхностное впечатление.

Следует отметить, что 26% опрошенных затруднились дать ответ о смысле игры в городки. При этом, доля не нашедшихся с ответом девушек-студенток значительно выше (29,8%), чем у юношей (3,9%).

Далеко не всё однозначно оказалось с вопросом «Как называется спортивный снаряд, которым выбивают городошную фигуру?». 33,5% опрошенных студентов затруднились дать ответ. Лишь 65,5% ответили, что это «бита» (48,1%) или «палка» (17,4%). При этом, девушки чаще называли метательный снаряд «палка»; юношам более присущ правильный ответ «бита». Следует отметить, что процент не знающих об основном снаряде для игры в городки значительно меньше у юношей (15,4%), чем у девушек (37,9%).

Таблица 1 - Как называется спортивный снаряд, которым выбивают городошную фигуру?

Варианты ответов Юноши Девушки Всего

Бита 71,2% 47,2% 48,1%

Палка 10,2% 14,9% 17,4%

Самолет, пушка, колодец 2,5% - 0,5%

Не знаю 15,4% 37,9 % 33,5%

Из всех студентов на вопрос «Назовите известных российских или советских спортсменов-городошников?» никто из опрошенных не назвал ни одной фамилии мастеров городошной биты. Этот вопрос красноречиво свидетельствует о том, что наши современники ничего не знают о городках как виде спорта - городошном спорте.

Для подавляющего большинства студентов (83,5%) городки ассоциируются с мультипликационным фильмом «Ну, погоди!» «На стадионе», который был снят В. Котеноч-киным в 1971 году. При этом, девушки называют этот мультфильм чаще юношей (85,9% против 72,7%). К сожалению, никто из опрошенных не сумел назвать иных мультипликационных и художественных произведений, посвященных игре в городки (диафильм

«Ивашка», художественные фильмы «Формула любви», «Иван Павлов», документальный фильм «Городки - народная игра» и другие).

Путаницу в знании игры у студентов выявляет простой вопрос «Из скольких городков состоит каждая городошная фигура классической городошной партии?». В целом, большинство опрошенных правильно указывает, что каждая городошная фигура состоит из 5 городков (29%). При этом юноши дают этот ответ в 55,9% случаев, а девушки - в 25%.

Девушки в целом склонны увеличивать число городков в фигуре - от 4 до 7, а юноши преуменьшать - от 1 до 6. Наличие разных вариантов ответов свидетельствует о том, что многие респонденты просто пытаются угадать количество городков в силу слабых и редких игровых навыков.

Тем не менее, значительно большее количество опрошенных честно признались, что не знают, из скольких городков состоит городошная фигура (34%). При этом, процент так считающих юношей и девушек одинаков.

Таблица 2 - Из скольких городков состоит каждая городошная фигура классической городошной партии?_

Варианты ответов Юноши Девушки Всего

Семь городков - 1,8% 1,5%

Шесть городков 2,5% 21,1% 17,5%

Пять городков 55,9% 25% 29%

Четыре городка 9,1% 18% 17%

Три городка 2,5% - 1,5%

Один городок 2,5% - 1,5%

Не знаю 33,3% 34,2% 34%

На вопрос о том, соревнования какого уровня проводятся по городкам, все респонденты оказались единодушны в том, что городки не входят в программу Олимпийских игр.

Столь же единодушно девушки считают, что соревнования по городкам проводятся только на местном, областном уровне (91,6%) - ни одна из опрошенных девушек-студенток не указала ни одного иного варианта ответа.

Более правильные ответы у юношей - 72,7% из них считают, что соревнования по городкам проводятся на уровне области и страны, а 54,5% - на уровне мира. Вместе с тем, 18,2% юношей не смогли дать ответ (девушки - 8,3%).

Уровень осведомленности о таком виде спорта как городошный спорт выявлялся вопросом о том, какой статус носит городошный спорт. Было предложено два варианта ответа без ограничения количества ответов.

Правильный ответ («городошный спорт является и национальным, и международным видом спорта») не дал ни один из опрошенных. 65,2% опрошенных считают, городки - это лишь национальный вид спорта (72,7% юношей и 58,3% девушек). 26,1% считают, что городки - международный вид спорта, при этом мнения юношей и девушек в этой оценке одинаковы. 8,7% студентов уклонились от ответа.

Преобладание варианта ответа «национальный вид спорта» представляется логичным, так как международный статус городошному спорту был присвоен только 22 сентября 2016 года.

Таблица 3 - Какие соревнования по городкам проводятся на различных уровнях?

Варианты ответов Юноши Девушки Всего

Чемпионат области 72,7% 91,6% 82,6%

Чемпионат страны 72,7% - 34,8%

Чемпионат мира 54,5% - 26,1%

Олимпийские игры - - -

Не знаю 18,2% 8,3% 13%

Следующую группу вопросов составили вопросы на знание городошных фигур -эти вопросы достаточно легко и убедительно диагностируют то, играл ли опрашиваемый в городки, а если играл - то во что?

36,7% опрошенных затруднились назвать первую фигуру классической городошной партии (все затруднившиеся - девушки). 17,8% правильно называют первой фигуру «Пушка». Второе место по вариативности занимает фигура «Самолёт» - 13%, третье -«Колодец» - 11%. Среди упоминающийся других фигур - «Пулеметное гнездо», «Башня», «Фигурка», «Арка» (по одному ответу).

Менее радужная картина обстоит с ответами на вопрос «Как называется последняя фигура городошной партии?». 47,8% опрошенных затруднились ответить; 39,1% студентов считает, что последняя фигура городошной партии - «Самолёт»; 14,3% считают, что это «Пушка», 11,5% - «Башня», 8% - «Колодец». Обращает на себя внимание и такой единичный ответ названия фигуры как «Концовка». Правильный ответ - фигура «Письмо» как последняя фигура классической городошной партии не дал никто из респондентов.

Неутешительны ответы на вопрос «Сколько городошных фигур в классической городошной партии?». 30,5% опрошенных уклонились от ответа. Важно отметить, что ни один опрошенный не дал правильный ответ.

Таблица 4 - Сколько городошных фигур в классической партии?

Вариант ответа Юноши Девушки Всего

Восемь 2,5% 8,6% 8,6%

Шесть - 8% 4,1%

Пять 27,3% 16,4% 21,9%

Пять или шесть - 8,3% 4,3%

Четыре - 33,3% 17,8%

Три 36,3% - 17%

Не знаю 36,3% 25% 30,4%

Анкета также предполагала вопрос на размышление - студентам было предложено ответить на вопрос «Чем отличаются друг от друга игра в городки и городошный спорт?». Надо подчеркнуть, что 65,2% не смогли ответить на этот вопрос - как юноши, так и девушки.

Только в 4,3% случаев были даны правильные ответы с вариациями о том, что «правилами», «наличием соревновательных правил». 8,5% респондентов указали, что «количеством и сложностью фигур»; 5,8% опрошенных указали, что «массовостью»; 4,6% считают, что «городки - для любителей, а спорт - для спортсменов», «городошный спорт является более серьезным, чем игра в городки на дворовом уровне!»

Заслуживают внимания также такие единичные варианты ответов как «отличается забавой», «городошный в городе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами социологическое исследование свидетельствуют о крайне низком уровне знаний о городках и городошном спорте в целом у студентов ЕГУ им. И. А. Бунина. Учитывая то, что игра в городки является национальным спортивным достоянием нашей страны, а сама игра в городки имеет всесторонне развивающий эффект, необходимо предпринимать меры по широкому внедрению и применению этой игры в спортивной подготовке студентов высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логинов, А.И. Дворовый спорт и народные традиции гинов // Вестник спортивной истории. - 2016. - № 4. - С. 35-41.

2. Логинов, А.И. Городошный спорт в Липецкой области нацию! / А.И. Логинов. - Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2015.

REFERENCES

1. Loginov, A.I. (2016), "Yard sports and folk traditions: yesterday, today, tomorrow", Herald of sports history, No. 4, pp. 35-41.

: вчера, сегодня, завтра / А.И. Ло-

: возрождая традиции - укрепляем - 174 с.

2. Loginov, A.I. (2015), City sports in the Lipetsk region: reviving traditions - strengthening the nation!, YSU, Yelets.

Контактная информация: eleckaraseva@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2018

УДК 796.034.2

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Алла Николаевна Кленина, кандидат педагогических наук, доцент, Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Бербенец, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивосток

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оптимизации физической активности и здоровья женщин, работающих преподавателями вузов. Авторами разработан специальный комплекс оздоровительных занятий с элементами волейбола и определены показатели эффективности его влияния на физическое состояние участников эксперимента, представлены результаты самооценки их здоровья и оценка состояния сердечно-сосудистой системы до и после умеренной физической нагрузки.

Ключевые слова: состояние здоровья, женщины-преподаватели, физическое состояние, оздоровительные занятия с элементами волейбола.

INFLUENCE OF HEALTH-IMPROVING WORKOUTS WITH VOLLEYBALL ELEMENTS ON PHYSICAL CONDITION OF UNIVERSITY FEMALE - TEACHERS

Alla Nikolaevna Klenina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Anatolyevna Berbenets, the senior teacher Far Eastern Federal University, Vladivostok

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article deals with the optimization of physical activity and health improving of the university female - teachers. The authors have developed a special set of health-improving workouts with volleyball elements and determined the effectiveness indicators of its influence on the experiment participants' physical condition. This article presents the results of participants' health self-assessment and cardiovascular system condition assessment before and after moderate physical activity.

Keywords: health condition, female teachers, physical condition, health-improving workouts with volleyball elements.

ВВЕДЕНИЕ

Тревожной тенденцией современности является ухудшение здоровья и работоспособности женщин. Вопросы женского здоровья тесно связаны с возрастными изменениями. Эксперты ВОЗ относят низкий уровень физической активности к одному из важных факторов риска для здоровья, и особое внимание рекомендуют уделять разработке специальных мер по содействию регулярной практике физической активности для лиц старшего возраста, являющихся, как правило, наименее физически активной группой.

Ряд исследователей доказывают, что организация оздоровительных занятий способствует повышению уровня здоровья и положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы лиц зрелого возраста [2]. Как отмечает Корякина Е.А., одно из важнейших средств, предупреждающих развитие возрастных изменений в организме -это занятия, которые проводятся с учетом морфофункциональных особенностей женского организма. Под влиянием специально подобранных комплексов физкультурно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.