УДК 796.062 ББК 75.4(2Рос)
10.24411/2500-0365-2019-14307
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (на примере популяризации городошного спорта)
В. Б. Мяконьков1, Т. В. Копылова2
1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия 2 Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия
Значимость современного спорта определяется его вкладом в социально-экономический прогресс общества. Возрождение интереса к национальному виду спорта — городкам — связано с его популяризацией. Выявлена проблема несоответствия существующего уровня развития городков современным реалиям. Использование управленческой компоненты в сфере спорта позволяет представить имидж как комплексное понятие. Предлагается использовать системный и процессный подходы к формированию имиджа городошного спорта. Популяризация национальных видов спорта позволит сохранить национальную идентичность и достичь целей развития спорта как социально значимого феномена.
Ключевые слова: формирование имиджа спорта, городошный спорт, формы проявления имиджа городошного спорта, популяризация городков.
Актуальность. Современное развитие общества происходит поступательно по самым разным направлениям. Сфера спорта вносит значительный вклад в рост социально-экономических показателей как напрямую — через увеличение объема платных услуг (включая спортивные коммерческие услуги), так и косвенно — благодаря укреплению здоровья занимающихся физической культурой и спортом российских граждан трудоспособного возраста. Особенно весомым является влияние спорта на подрастающее поколение, поскольку формирует у него положительные ценностные установки.
Спортивное воспитание молодого поколения в духе патриотизма возможно благодаря популяризации национального вида спорта — городков. Успешное формирование имиджа городков позволяет достичь как минимум двух целей — это встроить его в процесс коммерциализации современного спорта в качестве востребованного продукта и способствовать сохранению национальной идентичности.
Интерес к занятиям спортом растет год от года и вызван целым рядом причин. Среди них можно выделить такие как:
— государственная политика в области физической культуры и спорта, включая меры поддержки, как в области спорта высоких достижений, так и массового спорта, доступного каждому российскому жителю;
— современный уровень научно-технического развития общества, позволяющий индивиду высвободить больше времени, которое он может потратить на собственное развитие;
— мода на занятия спортом, которую можно рассматривать как положительный результат глобализации современного мирового сообщества, она впервые появляется в рыночной системе как ответная реакция на финансовые потери сотрудника, вынужденного временно прерывать работу по причине болезни;
— мотивационные потребности нового поколения, родившегося и выросшего в демократической стране, выражающиеся в стремлении иметь совершенную телесность и получать удовольствие от жизни, имея хорошее здоровье и с уверенностью смотря в будущее.
Самыми популярными видами спорта в нашей стране являются футбол, биатлон, фигурное катание на коньках, хоккей, художественная гимнастика, плавание, баскетбол. Данные виды спорта относятся к олимпийским и имеют много поклонников во всем мире. Популярность оценивается не только количеством занимающихся тем или иным видом спорта, а также вниманием болельщиков, но и объемом эфирного времени на телевидении, которое выделяется для трансляций наиболее значимых соревнований. Однако в последнее время растет интерес к неолимпийским видам спорта,
выражающим самобытность той или иной нации и имеющим национальный колорит (русские городки, национальная японская борьба сумо). Значимым фактором увеличения интереса к данным видам спорта выступает их имидж.
Цель исследования — определить основы формирования имиджа городошного спорта на основе системного и процессного подходов.
Материалы и методы исследования: анализ научной, профессиональной и периодической литературы, наблюдение, обобщение передового опыта.
Результаты исследования и их обсуждение.
Имидж в спорте представляет собой сложное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, целостный образ субъекта, воздействующий на заинтересованные стороны спортивной деятельности, с другой стороны, имеющий четко выраженную функциональную направленность и реализующий определенное предназначение в социуме.
Каждый вид спорта имеет свой имидж — наилучший принадлежит самому популярному — футболу. Следует отметить, что имидж тесно связан с таким понятием как популярность, известность, которые сильно отличаются у разных видов спорта. Большую популярность снискали олимпийские виды спорта, прежде всего благодаря зрелищности проводимых соревнований и вниманию многомиллиардной аудитории.
Меньшую популярность имеют неолимпийские виды спорта, однако вместе с тем они выполняют все важнейшие функции спорта как социально значимого феномена [3, с. 95] и привносят позитивные результаты в постоянно меняющийся социум. Следовательно, для поддержания положительного эффекта требуется поступательное развитие неолимпийских видов спорта. Особое внимание в этой связи отводится исконно русскому виду спорта — городкам. Городки — это удивительный особенный вид спорта, зародившийся в России около четырехсот лет назад и имеющий своё будущее.
При формировании имиджа городошного спорта целесообразно использование временного фактора в качестве основания для связи многих поколений и демонстрации доступности данного вида спорта представителям всех социальных групп. Имеются исторические свидетельства об интересе к игре в городки со стороны российского царя-реформатора Петра Первого, величайшего русского полководца А. В. Суворова, академика И. П. Павлова, писателей А. П. Чехова, Л. Н. Тол-
стого, А. М. Горького, музыкальных исполнителей Ф. И. Шаляпина, С. Лемешева, композитора В. В. Стасова, а также политических деятелей В. И. Ленина, И. В. Сталина и др.
Поддержка и заинтересованность игрой в городки выдающихся соотечественников становится важным элементом спортивной культуры, объединяющим началом многих проживающих в России народов.
Городки являются поистине народным видом спорта, снискавшим славу на протяжении длительного периода времени и имевшего огромную популярность в нашей стране в послевоенное время и на рубеже 50—60-х гг. XX в. наравне с футболом и волейболом. Массовое увлечение городками объясняется таким его уникальным свойством как незаменимая форма семейного досуга для большинства горожан вне зависимости от возраста и социального положения. Так, в современной действительности к соревнованиям допускаются группы спортсменов, начиная с детей (мальчики и девочки) в возрасте 6—10 лет и, заканчивая, командами от 55 лет и старше. Его несомненным преимуществом выступает важнейшая характеристика как элемента общенациональной культуры, имеющего свою индивидуальность. Для возрождения былой популярности городошного спорта необходимо обратить внимание на формирование его имиджа.
Исследователи выделяют несколько типов имиджа — зеркальный (основан на субъективном позитивном восприятии), текущий (сторонний взгляд), корпоративный (базируется на истории организации, предлагаемых рынку продукции и услугах, социальной ответственности), желаемый (такой, к которому стремятся), множественный (формируемый на основе нескольких независимых структур вместо одной корпорации) [1, с. 19].
Для городошного спорта на данном этапе характерен желаемый тип имиджа. Это обусловлено недостаточностью современного уровня развития городков, причиной которого послужил спад интереса к данному виду спорта в период с конца 1960-х гг. до начала XXI в.
Формы проявления имиджа городошного спорта — это сложившееся в обществе мнение о данном виде спорта, количество соревнований, объем телевизионных трансляций, количество команд, представление болельщиков, спортсменов, тренеров, наличие спонсоров.
К источникам формирования спортивного имиджа можно отнести внимание первых лиц государственной власти — президента страны,
В. Б. Мяконьков, Т. В. Копылова
представителей исполнительной власти, руководителей спортивных министерств и ведомств, государственные меры по развитию и поддержке городошного спорта, достижения команд в данном виде спорта, выдающиеся спортсмены, ценности и традиции городков как вида спорта, образование, опыт и личностные качества тренера и др.
При формировании имиджа важно охарактеризовать субъект, в отношении которого создается устойчивое мнение, с позиции системного подхода. Рассматриваягородо шныйспорткаксистему, можно выделить ее отдельные элементы, связанные между рябойисос тавляющиеедсное цеоое. Системный подход к формированию имиджа городошного спортаорерстаялен на]рис.е.
Представленный подход базируется на взаимосвязи элементов, к которым относятся Федерация городошноарсторравйос с ии,псгйгнарайыеОеде -рации и отделения, городошные команды, тренеры, спорлсррры.Воаимосвсзь ттдеолных длементод осуществляется через информационные коммуни-кацим,осдществдтемые в ввде орммна инПсрмаци-ей об изменениях основных регламентов (правила игры,моеые фигуры, норматнвы насорнлвтгнид спортивных разрядов и званий, календарный план спортрвнынмeорпp иянойиа2ЯРсг. имщ), те н-денциях развития спорта (включение в программу Олимпийскихоср носых всдов спгрта, ралрсботка антидопинговых правил), усовершенствовании инвентаря, строительство новых спортивных сооружений для городошного спорта и т. д.
Кроме информационных коммуникаций элементы сисоемы оскщестлляют взаиморейстыме через принятие решений в рамках имеющегося статуса и понномоякй — и гфтмереФемтрация 1^стодош^-ного спорта в России определяет место проведения сллврытстммтoспмгopмммaм,peгюянa.еьныe
федерации и отделения уполномочены планировать показатели развития городошного спорта на местах, команды — совершенствовать спортивное мастерство и осуществлять подготовку к соревнованиям, тренеры — предоставлять методическую помощь в осуществлении спортивной деятельности, спортсмены — делать выбор относительно личных спортивных достижений.
Для достижения положительного эффекта необходимо управлять процессом создания имиджа городошногц спортд, чтс означаст несЛхярдмость применения основных функций спортивного ме-неджм ента — теких цию, мотивацию и контроль.
Фoрмщ)oмснрe исддасс глродоршосррпортс можно представить в виде процесса, включающего в себя ряд этапов — начиная с этапа определения пмюPлe мынeеooмдeрртвйтомеющeеocрKрщвиI популярности к городкам как национальному виду ситрга и желалмоещ. И заснч^я^^^т^р^^м реслиза-ции предложенных мероприятий, а также их оцен-арр.Tар,пвoвeмлнпыд отeчеcтргнныммреcледо-вателями социологический опрос студенческой морсдерс oтнрcительцррocrмомтдe гтродяшного спорта приводит к выводу о крайне низком уровне оснедоуле дностно городтгх02( с. 160]. Вместе с тем, проводимые Всероссийским центром изучения oтщеcтоeнпогямнeерямIмююы саидeыeльютв)м>т об увеличении числа соотечественников, регулярно занимающихся спортом — с 12 % в 2006 г. до 31 % в 2017 г. [4, с. 55]. С целью формирования имиджа городошного спорта возможно использование по-этгпного нтдвoдр,пуeйCтaвлeннигoмa рис. 2.
Характеризуя первый этап формирования обра-зл,гщсоо оасетить в ним аниеелрaкмopырнeшней среды, влияющие на имидж городков. К экономи-лecримфеюгаиaм можно отнести уровень бюджет-
Рис. 1. Системный подход к формированию имиджа городков
Рис. 2. Процессный подход к формированию имиджа городков
ного и спонсорского финансирования, ценовая доступность экипировкии инвентарядля городков, условия аренды спортивных сооружений.
Средиполитическвхфактлров иаиболылее внимание на формирование имиджа городошного спорта окмывоютдействвющееиоссийское зд-конодательство, регулирующее правила работы в спортивтдйои>атти,с тавыдородыовкскдыолим-пийского вида спорта, существующие меры под-держылcолкopoеыиетeTлишмeоca.
Основные социально-культурные факторы, влияющие на имвдж — это втищмывиегододков кст сугубо традиционного вида спорта. Широкая доступность го дков как вида спорта для любого уровня физической подготовленности спортсмена, тенденция формирования здорового образа жизни у р^с^сто^^кисд<^о^ао, дмсгородешнтьо
спорта в мировом сообществе.
К технологвоескиыфскоирам тнешнеё тыеды отнесем так называемые зеленые (сохраняющие окружающую среду) технологии проектирования и строительства спортивных сооружений для городошного спорта, современную начинку стадионов, используемые в производстве экипировки и инвента я инновационные материалы.
Отметим, что перечисленные факторы внешней среды влияют на формирование имиджа городошного спорта с разной силой, следовательно, на данном этапе необходимо на основе экспертной оценки определить воздействие каждого фактора для выявления возможностей и опасностей.
Второй этап предназначен для выработки направлений развития имиджа городошного спорта. Здесь наилучшим будет стратегический подход к планированию шагов по формированию имиджа городошного спорта, поскольку умение видеть перспективное состояние национального вида спорта задает необходимый вектор движения к поставленному ориентиру через определение предназначения данного вида спорта, его целей, задач, поиском отличительных особенностей и преимуществ перед другими видами спорта.
Третий этап включает в себя реализацию ныметснлоге олаиа.На рандом этопеыгжным индикатором является качество реализуемых месиирияниИ, одес пенитькогоротвттможно на основе эффективной организации руководства тгннымпрооотсом.Здеть неебходтмт1 уыилия всех заинтересованных сторон — Федерации го-тодошнпгоспокда^мзртивнык котснд, орыанов исполнительной власти (включая муниципаль-пые тТтазгыанил)- Втстооя кдытлкам городков как народной игры, следует уделить внимание месо прдяыиямзауорт рсйонопдасс овдй жилой застройки, придав значение городкам как двор вой игре и включая их в качестве эл ментов, дополняющих спортивные и национальные праздники.
Нт чдоверыом,ыалтютгтельипм этттемсобхо-димо оценить сформированный имидж для того, ^:ютыщ отмоте пощненных данных сделать вывод о динамике показателей, характеризующих развитие данного вида спорта, и в дальнейшем скорректировать цели и задачи по его развитию, что позволит связать все этапы модели воедино. Важными показателями успешности предпринятых усилий могут стать рост популярности городошного спорта в мире, становление его в качестве национального российского бренда, доступное массовое обучение подрастающего поколения, включение в программу Олимпийских игр.
Таким образом, развитие городошного спорта с позиции процессного подхода включает в себя множество последовательно объединенных элементов и носит непрерывный характер.
Выводы. Формирование имиджа городошного спорта как целенаправленно созидаемого образа субъекта способно оказывать воздействие на социум в определённых ценностных границах. Для его успешного развития важно разработать и применять комплексный подход на основе последовательных шагов, позволяющих учитывать формирующиеся в общественном мнении
В. Б. Мяконьков, Т. В. Копътова
ожидания относительно использования национальных особенностей функций городошного спорта как социально значимого феномена.
Список литературы
1. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз : учеб. пособие для студентов вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 400 с.
2. Карташова, Е. В. Городки и городошный спорт в восприятии обучающихся нефизкультурного вуза / Е. В. Карташова, Е. Н. Карасева //
Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. — 2018. — № 3 (157). — С. 165—168.
3. Мяконьков, В. Б. Потребительские ценности спорта как социально значимого феномена современного общества / В. Б. Мяконьков, Т. В. Копы-лова // Теория и практика физической культуры.— 2017. — № 10. — С. 94—96.
4. Россия удивляет : итоги развития страны 2000— 2017 гг. // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/ reports_conferences/2018/2018-03-14_rud.pdf.
Поступила в редакцию 05 апреля 2019 г.
Для цитирования: Мяконьков, В. Б. Формирование имиджа спорта на современном этапе развития общества (на примере популяризации городошного спорта) / В. Б. Мяконьков, Т. В. Копылова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 46—51.
Сведения об авторах
Мяконьков Виктор Борисович — доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики спорта. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Копылова Татьяна Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций. Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 3, pp. 91—110.
Formation of the image of sports
at the present stage of development of society
(by the example of popularizing urban sports)
Myakonkov V. B.1, Kopylova T. V.2
1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. [email protected]
2 National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, St. Petersburg, Russia. [email protected]
In the presented article, the approaches to the formation of the image of urban sports are considered. The use of the managerial component in the field of sports makes it possible to identify the discrepancy between the existing level of development of townships and modern realities. The demand for national sports allows you to preserve national identity and achieve the goals of developing sports as a socially significant phenomenon.
Keywords: image in sports, city sports, forms of manifestation of city sports, image formation of city sports.
References
1. Dzhefkins F., Yadin D. PablikRileyshins [Public Relations]. Moscow, 2013. 400 p. (In Russ.).
2. Kartashova E.V., Karaseva E.N. Gorodki i goro-doshnyy sport v vospriyatii obuchayushchikhsya nefizkul'turnogo vuza [Towns and urban sports in the perception of students of non-physical university]. Uchenye zapiski Universiteta imeni P. F. Les-
gafta [Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2018, no. 3 (157), pp. 165—168. (In Russ.).
3. Myakon'kov V.B., Kopylova T.V. Potrebitel'skie tsennosti sporta kak sotsialno znachimogo fenomena sovremennogo obchestva [Consumer values of sports as a socially significant phenomenon of modern society]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [The-
ory and practice of physical culture], 2017, no. 10, pp. 94—96. (In Russ.).
4. Rossia udivlyaet : itogi razvitiya strany 2000—2017 gg. [Russia surprises: the results of the development of the country 2000-2017 gg.].
Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [All-Russian Public Opinion Research Center]. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/ file/reports_conferences/2018/2018-03-14_rud.pdf, (In Russ.).