Научная статья на тему 'Городище «Чайка» в Евпатории как туристический объект'

Городище «Чайка» в Евпатории как туристический объект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ / ГОРОДИЩЕ "ЧАЙКА" / ГРЕКИ / СКИФЫ / САЛТОВО-МАЯКСКАЯ КУЛЬТУРА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ САЙТ / HILLFORT "SEAGULL" / NORTH-WESTERN CRIMEA / GREEKS / SCYTHIANS / SALTOVO-MAYAK CULTURE / TOURIST SITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Елена Александровна

Городище «Чайка» в Евпатории охватывает два периода истории Северо-Западного Крыма. Первый период античный, который делится на периоды пребывания здесь греков в IV-II веках до н.э. и поздних скифов во II в. до н.э. III в. н. э. Греческое поселение в окрестностях Херсонеса функционировало как место хранения вина перед отправкой его в метрополию. Строительные остатки указывают на изменения в состоянии расчетов в III в. до н.э., так как территория городища разделена на частные усадьбы. После ухода греков здесь поселились поздние скифы, которые также занимались земледелием и рыболовством. Второй период в истории городища связан с существованием на месте средневекового поселения Салтово-Маяцкого культуры в VIII-X вв. Сохранение архитектурных останков древнего периода позволяет музеефикацировать памятник и включить его в экскурсионные маршруты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Попова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gorodischi "the seagull" in Yevpatoriya as tourist sites

Hillfort «Seagull» in Evpatoria covers two periods of the history of North-Western Crimea. First period an antique, which is divided by your time here the Greeks in IV-II century. BC and late Scythians in II. BC I v.n.e. Greek settlement founded Chersonese and functioned as a storage point for the collection of agricultural produce and wine before sending them to this policy. Construction residues indicate a change in the status of settlements in the III. BC, since its territory is divided into privately owned estates. After the departure of the Greeks settled here later Scythians, also engaged in farming and fishing. The second period due to the existence on the site of a medieval settlement Saltovo-Mayatsky culture in VIII-X centuries. Preservation of architectural remains of the ancient period allows for museification monument and to include it in the tour routes for tourists.

Текст научной работы на тему «Городище «Чайка» в Евпатории как туристический объект»

Е. А. Попова

УДК 904(470):338.48

ГОРОДИЩЕ «ЧАЙКА» В ЕВПАТОРИИ КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

У ородище «Чайка» в Евпатории исследуется с 1959 года. Уже в самом начале раскопок стало очевидно, что памятник представляет собой исключительный по сохранности объект со строительными остатками периодов присутствия в Северо-Западном Крыму греков и поздних скифов, то есть IV в. до н.э. - I в. н.э. С 1968 г. исследуется каменоломня и некрополь у пос. Заозерное, принадлежащий городищу.

В настоящее время исследованность памятника позволяет достаточно детально реконструировать историю городища. Причём каждый период можно ярко проиллюстрировать имеющимися архитектурными остатками различного назначения. Огромный потенциал памятника, заключающийся, прежде всего, в его историко-культурной информативности, позволяет во многом вполне адекватно моделировать социально-экономическую и этно-политическую ситуацию, сложившуюся в Северо-Западном Крыму в IV в. до н.э. - I в. н.э.

Возможности музеефикации памятника очень велики, поскольку значительная часть объектов консервировалась путём засыпки и, соответственно, они могут быть восстановлены.

Греческий период на городище датируется серединой IV в. до н. э. - второй половиной II в. до н. э. Первый период существования поселения связан с колонизационной деятельностью Херсонеса. Раскопки привели к концептуальным выводам относительно его этнической и функциональной принадлеж-

ности. Согласно этой концепции крепость была основана греками-херсонеситами в IV в. до н. э. как складской пункт для хранения сельскохозяйственных продуктов перед отправкой их в Херсонес морским путем.

К началу греческого периода относится система фортификации херсонесской крепости, возникшей в середине IV в. до н.э. Она состоит из оборонительных стен и башен и построена в традициях античного строительства: хорошо отесанные квадры сложены насухо и плотно подогнаны. Семь башен располагались по углам и в центре. Две башни фланкировали западный въезд на поселение. Причём одна из них представляла собой боевую платформу, а вторая, внутри состоявшая из трёх помещений, могла служить убежищем в опасный для жителей момент. Наилучшую сохранность имеют юго-восточная и юго-западная башни, а также башня, фланкировавшая с севера западный въезд на поселение. К оборонительным стенам примыкали ряды помещений, различавшихся функционально. Вдоль восточной стены располагались складские полуподвальные помещения, для хранения продуктов. Они отличались широкими дверными проемами (1,5м), отсутствием глинобитных полов и очагов и наличием в некоторых из них ям от пифосов. Здесь хранились продукты перед отправкой их в Херсонес.

Внутренняя застройка поселения состояла из домов, стены которых возводились из сырцовых кирпичей на каменных цоколях.

О типе хозяйства населения крепости говорят находки фрагментов каменных жерновов, ступ, железных орудий труда - серпов, мотыг, виноградных ножей. Особый интерес представляет винодельческий комплекс, функционировавший с конца первого и в течение всего второго периода. Он состоял из трёх каменных давильных площадок, расположенных ступенчато, со стоком, ведшим к цистерне, куда стекал сок. Основными занятиями жителей были земледелие, виноградарство и виноделие. Помимо этого, значительную роль играли рыболовство и охота, о чем говорят находки костяных игл для вяза-

ния сетей, грузиков, бронзовых рыболовных крючков, а также наличие в остеологическом материале костей рыб и диких животных. Скотоводство имело подсобный, домашний характер.

Второй период отмечен строительством греческих усадеб в начале III в. до н.э. Открыто три усадьбы, две из которых возможно реконструировать для экспозиции. Это усадьбы № 1 и № 3.

Усадьба № 1, так называемое здание III в. до н.э., представляет собой дом площадью около 400 кв.м. Планировка её обычна для греческих усадеб этого времени: вдоль стен располагаются помещения различного назначения, выходящие на вымощенный крупными плитами двор. Особенностью усадьбы является встроенная в нее башня. Хозяин усадьбы был связан с каменотесным делом: здесь были найдены капитель колонны, хорошо отесанная плита для надписи и антропоморфное надгробие херсонесского типа.

Усадьба № 3 примечательна своим назначением: её хозяин занимался производством сырцовых кирпичей. Вдоль северной и восточной стен располагались открытые с одной стороны маленькие помещения, видимо, типа навесов, где сушились готовые кирпичи. У северной стены in situ было открыто одно из них, заполненное кирпичами, поставленными на узкую грань. В связи со специализацией усадьбы и планировка её индивидуальна: пространство внутри стен делилось по линии север-юг небольшим домом, по обеим сторонам от которого находились дворы. Один из них был вымощен камнем, второй имел песчаное покрытие. На вымощенном дворе была устроена яма для хранения глины, из которой производились кирпичи. В одном из помещений дома был найден каменный рельеф с изображением Геракла. Рельеф экспонируется в евпаторийском краеведческом музее.

Этот период отмечен сменой статуса поселения. Городище «Чайка» является редчайшим примером возможности реконструкции исторических событий на археологических материалах. По архитектурным остат-

кам чётко прослеживается изменение экономической основы поселения: из пункта государственного подчинения оно превращается в начале III в. до н.э. в поселение из нескольких частновладельческих усадеб. Усадьбы гибнут в 70-60-х гг. III в. до н.э. от набегов скифов. Археологические материалы свидетельствуют об этом достаточно красноречиво. Среди находок в слоях пожаров - стрелы скифского типа, фрагменты конского убора, типичного для скифской культуры.

Греческое поселение прекращает своё существование во второй половине II в. до н.э.

К концу II в. до н.э. территорию городища занимает новое население - поздние скифы.

От позднескифского строительства сохранены остатки двух кварталов. Однако они требуют значительных работ по восстановлению, поскольку исследовались в 1970-х годах и не засыпались. Воздействие же погодных условий и варварства со стороны населения нанесли значительный урон их сохранности. Однако пока восстановить и поздне-скифские остатки вполне возможно.

Позднескифское строительство разительно отличается от греческого. Постройки возводились из необработанных камней, без чёткой планировки. Сырцовых кирпичей поздние скифы не использовали в строительстве. Находки указывают на земледельческий характер хозяйства поздних скифов. На поселении открыто очень большое количество зерновых ям с каменной обкладкой, найдены каменные ступы, зернотерки, железные орудия труда. Кроме того, население занималось рыболовством и охотой, о чём говорят находки костей рыб и диких животных. Скотоводство было домашним. Среди костей животных - кости мелкого рогатого скота. Поздне-скифское поселение существовало с конца II в. до н.э. до 30-х гг. I в. н.э.

Третий период в истории городища относится к средневековому времени. Здесь в УШ-Х вв. находилось поселение племени салтово-маяцкой культуры. Население это

вело полукочевой образ жизни с основой хозяйства в виде отгонного скотоводства. Поселение представляло собой «зимник». Особенностью построек является наличие больших помещений для содержания скота. Строительство этого периода характеризуется особым видом кладки - так называемой «ёлочкой».

Экскурсия по памятнику познакомит туристов с историей Крыма античного периода, наглядно демонстрируя приемы греческого и позднескифского строительства, типы хозяйства, идеологические представления населения античной «Чайки». Эти сведения подкрепляются экспозицией евпаторийского краеведческого музея, где выставлены находки экспедиции, отражающие все упомянутые стороны жизни древних жителей Северо-Западного Крыма. Это тарная керамика (амфоры), парадная лаковая посуда, терракотовые статуэтки, каменные рельефы. Однако выставить все находки в музее невозможно. Кроме того, остатки средневекового строительства по мере раскопок снимались после их подробной фиксации, что делает необходимым ввести в экспозицию музея стендовые материалы с фотографиями построек этого периода. Поэтому целесообразно было бы устроить музей специально для показа находок и иллюстраций того, что не поддаётся сохранению - чертежи и фото зерновых ям, реконструкции жилищ и всего поселения греческого периода, а также средневековых остатков - непосредственно около городища.

Некрополь у пос. Заозерное также возможно частично музеефицировать. Сохранилось несколько каменных склепов. Находки, хранящиеся в фондах музея Евпатории, также можно было бы экспонировать в специальном музее.

Погребальные обряды, следы которых сохранились на некрополе, свидетельствуют о смене населения. В IV в. до н.э. здесь совершаются захоронения греками-херсонеситами. В III в. до н.э., судя по появлению погребальных сооружений в виде каменных скле-

пов с коллективными погребениями, на греческом поселении появляются представители с Боспора. Затем в конце II в. до н.э. возникает поселение поздних скифов, которые используют для захоронений более ранние склепы, что свидетельствует о привычности для нового населения «Чайки» этого вида погребального сооружения и обряда коллективных захоронений. Находки из погребений говорят об имущественном и социальном положении жителей поселения. Несмотря на сильную ограбленность некрополя, можно сказать, что значительной имущественной дифференциации населения не было. Инвентарь греческих погребений в основном состоит из посуды. Иногда встречаются незатейливые украшения: бронзовые перстни, бусы. Большое количество фрагментов глиняной посуды в насыпях курганов указывает на обряд погребальной тризны, совершавшейся после погребения. Под насыпями часто встречаются небольшие каменные ящички, служившие жертвенниками. Таким образом, можно реконструировать ритуалы, сопровождавшие обряд погребения.

Позднескифские захоронения отличаются наличием большого количества бус из стекла, бисера, камней, иногда светильников, посуды, но в целом опять-таки нет особых различий в инвентаре у отдельных умерших.

Особый интерес представляет каменоломня, на которой располагался некрополь. Экскурсантам можно показать следы древней выборки камня и склепы в бортах каменоломни.

Условия, необходимые для музеефикации городища и некрополя с целью превращения их в туристические объекты: установка ограды и обеспечение постоянной охраны; расчистка городища и некрополя от растительности; восстановление стен и других строительных остатков; постройка здания музея; разработка маршрута экскурсии; включение этих объектов в туристические маршруты.

Маршрут экскурсии может проходить по специально устроенным дорожкам. Некоторые объекты необходимо заключить под крышу павильона.

20/.///-

Экскурсия по городищу познакомит туристов с историей Северо-Западного Крыма в античную и средневековую эпохи и может быть очень увлекательной, поскольку памятник позволяет показать объекты, свидетельствующие о материальной культуре древнего населения.

АННОТАЦИЯ

Городище «Чайка» в Евпатории охватывает два периода истории Северо-Западного Крыма. Первый период - античный, который делится на периоды пребывания здесь греков в IV-II веках до н.э. и поздних скифов во II в. до н.э. - III в. н. э. Греческое поселение в окрестностях Херсонеса функционировало как место хранения вина перед отправкой его вметрополию. Строительные остатки указывают на изменения в состоянии расчетов в III в. до н.э., так как территория городища разделена на частные усадьбы. После ухода греков здесь поселились поздние скифы, которые также занимались земледелием и рыболовством. Второй период в истории городища связан с существованием на месте средневекового поселения Салтово-Маяцкого культуры в VIII-X вв. Сохранение архитектурных останков древнего периода позволяет музеефикацировать памятник и включить его в экскурсионные маршруты.

Ключевые слова: Северо-Западный Крым, городище «Чайка», греки, скифы, Салтово-Маякская культура, туристический сайт.

SUMMARY

Hillfort «Seagull» in Evpatoria covers two periods of the history of North-Western Crimea. First period - an antique, which is divided by your time here the Greeks in IV-II century. BC and late Scythians in II. BC - I v.n.e. Greek settlement founded Chersonese and functioned as a storage point for the collection of agricultural produce and wine before sending them to this policy. Construction residues indicate a change in the status of settlements in the III. BC, since its territory is divided into privately owned estates. After the departure of the Greeks settled here later Scythians, also engaged in farming and

fishing. The second period due to the existence on the site of a medieval settlement Saltovo-Mayatsky culture in VIII-X centuries. Preservation of architectural remains of the ancient period allows for museification monument and to include it in the tour routes for tourists.

Key words: North-Western Crimea, hillfort "Seagull", Greeks, Scythians, Saltovo-Mayak culture, tourist site.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков В. И. Создание новых туристических объектов методами экспериментальной археологии / В. И. Анарков // Историко-культурное наследие Причерноморья: изучение и использование в образовании и туризме: тезисы докладов/ Агарков В. И. -Ялта : РИО КГУ, 2011. - Сер. : История, археология. - С. 4-5.

2. Попова Е. А. Историко-археологиче-ские очерки греческой и позднескифской культур в Северо-Западном Крыму (по материалам Чайкинского городища) /Е. А. Попова, С. А. Коваленко. - М. : Знак почёта, 2005. -134 с.

3. Попова Е. А. Евпатория: «Чайка», раскопки / Е. А. Попова // Родина. - 2010. -№ 6. - С. 19-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.