ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГОРОДА УЗБЕКИСТАНА В ЦЕНТРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЫ) Тухтабоева Д.Э. Email: Tukhtaboeva17125@scientifictext.ru
Тухтабоева Дилафруз Эргашевна - докторант, кафедра истории Узбекистана, исторический факультет, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье кратко излагается появление в Ферганской долине городов, их развитие в последние годы, их развитие в Североатлантическом союзе, внимание к городам страны, старым и новым типам городов, их социальный статус. За годы независимости государство будет сосредоточено на состоянии города долины, которое будет развиваться во всех отношениях и в масштабах, принимаемых городом определенным и правильным образом. За годы независимости их инфраструктура была отражена в отраслевых источниках.
Ключевые слова: древние города, процессы урбанизации, городское развитие, «старый город», «новый город», местное население, железная дорога Ангрен-Поп, туннель, Ферганская долина, небольшие и средние города.
CITIES OF UZBEKISTAN IN THE CENTER OF STATE ATTENTION (ON THE EXAMPLE OF THE FERGANA VALLEY)
Tukhtaboeva D.E.
Tukhtaboeva Dilafruz Ergashevna - Doctoral Student, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, HISTORICAL FACULTY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER MIRZO ULUGBEK, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article briefly summarizes the appearance of cities in the Ferghana Valley, their development in recent years, their development in the Alliance, the attention to the cities of the country, the old and new types of cities, their social status. During the years of independence, the state will focus on the state of the city of valleys, which will be cultivated in all respects and measures taken by the city in a specific and proper manner. During the years of independence, their infrastructure has been reflected in sectoral sources. Keywords: ancient cities, urbanization processes, urban development, "old town", "new city", local population, Angren-Pop railway, tunnel, Fergana valley, small and medium towns.
УДК 911.3.314
Развитие государства непосредственно связано с развитием его городов. Города с древнейших пор считались политическими, социальными и экономическими центрами, и в них решались вопросы государственного значения. Именно поэтому, видимо, внимание к развитию городов было на высоком уровне во все времена и эпохи.
Как известно, Узбекистан считается одним из древнейших центров зарождения процессов урбанизации. Некоторые из местных городов имеют более чем 2700-летнюю историю. А в Ферганской долине, считающейся жемчужиной Средней Азии, первый город относится к историческому отрезку, охватывающему время от последней четверти II тысячелетия до н.э. до средних веков. Это — городище Дальверзин.
Города республики с древнейших пор развивались как столицы ханств или эмирата, а также в качестве торговых центров. Например, город Коканд в Долине, наряду с другими древними городами, сохранял свой исторический облик. Центром города был Чарсу, оттуда на все стороны шли улицы, среди которых махалли с тесными домами. Вне города были виноградники, сады и рощи. Многие города делились на массивы. В Коканде и Андижане было по четыре массивом, а каждый массив выделялся в отдельную административную единицу.
После аннексии Средней Азии со стороны царской России города начали делиться на «областные» и «уездные». Чуть позже сами города были поделены на две части — «старый» и «новый». В «старом городе» жило местное население, а в «новом городе» располагались заново переселенные в регион русские. «Новые» города служили не для того, чтобы материально развивать и формировать культурный облик края, а для того, чтобы держать в подчинении местное население и грабить богатства региона. В результате ни один из таких городов так и не превратился в крупный центр культуры или индустриализации. Длина железных дорог, проведенных по региону для более удобного и интенсивного вывоза местных богатств за пределы региона, составила 2625 км [1].
В частности, по приказу одного из чиновников-управленцев Ферганы М.Д. Скобелева в восьми верстах южнее от Маргелана был возведен Новый Маргелан, который имеет весьма показательную историю в контексте нашего исследования.
В целях вывоза богатств края в центр в советский период было обращено большое внимание на постройку большого количества индустриальных объектов, заводов и фабрик. После войны каждую пятилетку в среднем запускались до ста и больше объектов промышленности. В Ферганской долине тоже было несколько фабрик и объектов промышленности, так, в 1946 году была запущена первая очередь Кокандского суперфосфатного завода, в 1950-х годах были запущены гидролизный завод, завод силикатного кирпича, переработки молока, мясные комбинаты и т.д. Согласно данным довоенного периода, города воздвигались только на месте бурного развития промышленности. В 1929-1932 годах в Кувасае был запущен цементно-бетонный завод, после чего, собственно, Кувасай и получил статус городка. В 1954 году в результате получения Кувасаем статуса города число промышленных городов в республике увеличилось на еще один объект [2].
Рост и умножение быстрыми темпами городов, естественно, было положительным явлением. Однако, к сожалению, во многих из этих городов не на должном уровне была развита городская инфрструктура, например, плохо развивались канализация, водопроводные линии, не хватало современных школ, детских садиков, кинотеатров, клубов, домов культуры, организаций по оказанию населению медицинских и бытовых услуг [3].
В годы независимости отношение к городам радикально изменилось. Это можно увидеть на примере практической работы, ведущейся в республике. В частности, в качестве части реформ в области государственного строения, проведенных Первым Президентом Республик Узбекистан И.А. Каримовым, началось отдаваться предпочтение ознакомлению мирового сообщества с богатыми и древними культурными и национальными ценностями Узбекистана, восстановлению национальной культуры, ведение широкой пропагандистской деятельности в этом направлении, обеспечению занятия узбекском народом своего достойного места на международном уровне. Деятельность в направлении ремонтирования, реконструкции и реставрации памятников архитектуры получило широкое распространение именно в годы независимости. Реконструкция архитектурных памятников и разного рода комплексов в исторических городах получила статус государственной политики. Исторические города отныне стали рассматриваться не как на места, призванные возвышать и развивать экономический потенциал, а в качестве мест хранения реликвий древней культуры. В этих целях в республике в сотрудничестве с
авторитетными международными организациями были широко отмечены юбилеи этих городов. В частности, специальная организация при ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО принял участие в организации данных памятных дат. 3 января 1996 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление № 5-6 о подготовке и проведении 2500-летних юбилеев городов Хива и Бухара. Юбилей этих городов был широко отмечен в Парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Кроме того, 19-21 октября уже в самой республике, в названных городах были проведены соответствующие юбилейные мероприятия. Во время подготовки к юбилею города Хива и Бухара как будто бы родились заново. Целый ряд исторических памятников, оставшихся без присмотра в Советское время, полностью преобразовался, пережив капитальную реконструкцию. Юбилейные даты были отмечены именно в этих объектах. Напротив центральной площади Хивы стоит роскошная медресе, воздвигнутая хивинским ханом, великим поэтом Мухаммедом Рахимханом Ферузом. А после ремонта этот объект стал образцом монументальных форм и орнаментов. Кроме того, в Бухаре полностью были отреставрированы мечеть Джами Калян, Минараи Калян, медресе Мирза Улугбека, комплекс Ляби Хауз и целый ряд рынков [4].
Одним из крупных исторических городов республики является Маргелан. Он издревле известен своими национальными тканями, такими, как атлас и адрас. Ткани, производимые маргеланскими мастерами, весьма высоко ценились на мировом рынке. В Советское время в городе были построены объекты промышленности. А это привело к остановке деятельности ремесленников. Это привело к тому, что мастера или их потомки начали забывать ремесла, которые унаследовали от предков и практиковали на протяжении нескольких поколений. В годы независимости ремесленникам были предоставлены большие возможности, их зянятия, разновидности национального ремесленничества были подняты на общегосударственный уровень. Если в Советское время местное ремесленничество, известное на весь мир, было почти забыто, то в годы независимости они были восстановлены и получили новый виток развития. Юбилей города Маргелан был отмечен как на республиканском уровне, так и главной конференцией ЮНЕСКО. В ходе подготовки к юбилею были восстановлены либо отреставрированы такие объекты, как комплекс Чилляхана Бурхануддина Маргинани, мавзолей и дом-музей Увайси, Улуг Мазар и другие объекты в пределах города [5].
Благодаря такому широкому отмечанию юбилеев исторических городов о них узнал весь мир, кроме того, они приобрели совершенно новый облик. Были разработаны государственные программы для того, чтобы создать подлинно урбанизированные условия в городах республики. В результате осуществления данных программ инфраструктура в городах с каждым годом становится все лучше. В частности, такие изменения были претворены в жизнь благодаря постановлению Первого Президента Республики Узбекистан № 860 от 5 мая 2008 года «О принятии программы мероприятий по реконструкции в 2008-2012 годах городов Фергана и Коканд, их облагораживании и развитии социальной инфраструктуры», а также постановлению Президента № 1239 от 15 декабря 2009 года «О мерах по кардинальному улучшению архитектурного облика и городской инфраструктуры города Коканда». 2 июля 2009 года Первый Президент республики прибыл в город Наманган, где принял целый ряд указов, постановлений и программ. В частности, постановлением президента № 1170 от 6 августа 2009 года была программа, направленная на кардинальное улучшение архитектурного облика, социальной инфраструктуры, коммуникационных отраслей города Намангана, повышение жизненного уровня и качества условий проживания горожан. Аналогичная программа была принята и по Андижанской области. Благодаря этим программам в областях и городах Долины произошли кардинальные изменения и улучшения, они приобрели совершенно новый облик.
Как известно, сегодня в Ферганской долине живет более чем 10 миллионов человек. Однако уже в первые годы независимости этот регион был отрезан от основных железнодорожных линий коммуникации республики. А железнодорожный транспорт считается основной артерией экономического развития любого государства. Первый Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов 18 июня 2013 года принял постановление № 1985 о мерах по организации строительства электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Поп», а также одобрил постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 269 от 17 сентября 2015 года, направленное на осуществление дополнительных мер по реализации проекта по электрификации участка «Пап-Коканд-Андижан» и постройки электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Пап». В результате этих мероприятий была построена железнодорожная линия «Ангрен-Пап» протяженностью в 125,1 километров. Кроме того, в сотрудничестве с китайской железнодорожной компанией China Railway Tunnel Group был прорыт туннель протяженностью в 19,2 километров. Туннель, построенных в составе электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Пап» на высоте 2200 метров занимает восьмое место в мире по своей сложности и тринадцатое — по протяженности. 22 июля 2016 года был запущен поезд по электрифицированной линии «Ангрен-Пап».
Строительство железнодорожной линии «Ангрен-Пап» привело к созданию единого национального железнодорожного узла, охватившего всю территорию Республики Узбекистан. По железным дорогам, общая протяженность которых достигла 6500 километров, в направлении «Ташкент-Андижан-Ташкент» каждый день ходит четыре рейса, в направлении «Андижан-Бухара-Андижан» — два рейса в неделю, в направлении «Андижан-Ургенч-Андижан» — один рейс в неделю. Согласно мнению аналитиков, запуск и ввод в эксплуатацию данной железнодорожной линии позволяет первые годы оказывать транспортные услуги более чем 600 тысяч пассажирам в год и транспортировке 10 миллиона тонн товаров народного хозяйства в год. Начиная с 16 декабря 2016 года у населения Долины появилось возможность прямо из Андижана ехать в Москву.
Таким образом, наряду с экономическими, политическими, культурно-просветительскими реформами, проводящимися в республике, обрашается большое внимание на развитие городов, кардинальное улучшение их городской инфраструктуры, создание всех современных условий для населения городов, повышение потенциала городов, все это получает статус государственной политики и реализуются глубокие реформы в данном направлении. Тому подтверждение — реализаци вышеупомянутых указов, постановлений, программ. В частности, за прошедшие 25 лет независимости в Узбекистане облик крупных и мелких городов, их внутренная и внешняя структура изменились до неузнаваемости. Государственная политика по развитию городов создает большие возможности для таких изменений и работ по облагораживанию городов.
Список литературы /References
1. Мирзахмедов А. Узбекистан ССРда урбанизация жараёнларининг узига хос хусусиятлари(лекторга ёрдам). Т., 1991. Б. 10.
2. Алимова Г.А. Фаргона водийсида урбанизация жараёнлари: ютуклар ва нуксонлар (1945-1970 йиллар мисолида) // УзМУ хабарлари, 2010. Махсус сон. Б. 183.
3. Ахмедов Э. Узбекистан шадарлари.Т.: Узбекистан, 1991. Б. 56.
4. Кодирова Т.Ф. Санъат, архитектура ва шадарсозлик тарихи (Узбекистоннинг XX аср-XXI аср боши замонавий архитектураси). Т.: Чулпон, 2012. Б.371.
5. Кодирова Т.Ф. Санъат, архитектура ва шадарсозлик тарихи (Узбекистоннинг XX аср-XXI аср боши замонавий архитектураси). Т.: Чулпон, 2012. Б. 126.