AVESTAN GEOGRAPHY IN THE SHAHNAMEH
«Shahnameh», as well as «Avesta» and Pahlavi sources, is an important source not only on history, culture, but also on the historical geography of Central Asia in the pre-Islamic period.
The author of the article notes that the «Shahnameh» replenishes information from the lost parts of the «Avesta». Thus, with the involvement of the Shahnameh, it was possible to determine the habitat of the Avestan tribes, localize the territory of Iran and Turan, their border, and also clarify the identification of theRanha River, the Xsa0ro-suka passage, the mountains and the Kanha area.
Key words: «Shahnameh», «Avesta» avestan geography, Central Asia, лlocalization, Iran, Turan.
Сведения об авторах: Ходжаева Наргис Джомиевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Адрес: Республика Таджикистан, 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33. Тел.: (+992) 918-64-91-85; Электронная почта: [email protected].
Information about the authors: Khojaeva Nargis Jomievna - Doctor of History, Leading Researcher of the Department of Ancient, Mediaeval and New History of the A. Donihs Institute of History, Archaeology and Ethnography, National Academy of Sciences of Tajikistan. Address: Republic of Tajikistan, 734025, Dushanbe, 33 Rudaki Ave. Тел: (+992) 918-64-91-85; E-mail: [email protected] «-♦
УДК: 72.036 (575.3)
ГОРОДА МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА В XI - НАЧАЛЕ XIII ВВ.1
МУКИМОВ Р.С., Институт истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша
Как известно из исторических источников, 1005 год считается временем окончательного заката Саманидского государства, которое пало под ударами воинственных тюркских племен, известные как Караханиды (по имени одного из первых ханов - Кара-хана). К середине XI века в Центральной Азии образовалось новое государство Сельд-жукидов, тюркоязычного союза племен огузов. В Центральной Азии кроме Хорасана в государство Сельджукидов входили Балх, Термез, Бухара, Самарканд, Хорезм. Сильным последним правителем Сельджукидского государства был Санджар, наместник Хорасана, а с 1118 года - султан. При нем столицей государства стал Мерв, где султан построил дворец с мечетью и свой собственный при жизни погребальный мавзолей (он умер в 1156 году после поражения от огузов) [14, 429-432].
Как пишет С.Г. Хмельницкий в своей книге «Между Саманидами и монголами», «...неожиданно возникшая империя почти также неожиданно исчезла, оставив после себя руины монументальных зданий, а на карте мира - город Сельджук на берегу Эгейского моря, рядом с остатками античного малоазийского города Эфес» [23, 18].
Большим последним государством Средней Азии, возвысившимся в конце XI-начале XIII вв., был Хорезм. При хорезмшахах Мамуне I и Мамуне II Хорезм со столицей в Ургенче стал заметным центром науки. Здесь была создана знаменитая Академия Мамуна, где работали видные ученые средневекового Востока ал-Бируни и Абуали ибн Сино [11, 652-654].
1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа» (III — начало XX вв.), государственный регистрационный номер 0121^1211.
По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Мамуна стоит в одном ряду с такими известными научными центрами, как Академия Платона в древних Афинах, Александрийская библиотека в Египте, Багдадская академия, известная на Востоке под названием «Байтул-хикма». Хорезмская Академия Мамуна, объединявшая более сотни известных мыслителей, несколько сотен учеников, имевшая богатейшую библиотеку, медресе для одаренной молодежи, школы для переводчиков и каллиграфов, располагавшая всеми условиями для научных исследований, полностью соответствует современному понятию «Академия наук» [12, 5-6].
В XI-начале XIII вв. окончательно складывается новый стиль в искусстве и архитектуре, который охватит вскоре весь Средний и Ближний Восток. Древнейшее таджикское художественно-архитектурное наследие Центральной и Средней Азии в период XI-начале XIII вв. получило большую кристаллизацию и художественную шлифовку. Цеховая организация ремесленников и строителей породила новые виды архитектуры, декора и бытового искусства, генерировала много новых идей и форм. Мастера в этот период выработали изящные художественные и архитектурные формы, отвечающие требованиям эпохи.
Обращая внимание на цеховую организацию архитектурно - строительного производства, следует заметить, что она не была привилегией только одной отрасли материальной культуры.
В городах Центральной Азии исламского периода любой человек, занятый в сфере экономического производства, распределения и обслуживания, принадлежали не только зодчие, инженеры и ремесленники, но и купцы, певцы, музыканты, художники, маклеры и многие другие. Члены гильдии в традиционном мусульманском городе считали себя, как отмечает ливанский профессор Юсуф Ибиш, прежде всего членами общины верующих. Связывавшие их узы определялись не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого бога и сознанием общего долга, который требовал, чтобы приверженность этому богу доказывалась не одними молитвами, а повседневными делами и поступками человека [24, 30-31; 10, 30-31].
К началу XI века определилась структура средневекового города, которая сохранилась вплоть до XIX века. В целом города зачастую получают развитие, но в тоже время наблюдается неравномерность регионального роста. Во многих городах, начиная с X века, отживает цитадель, шахристаны часто сливаются с рабатами. Массовую застройку составляют многочисленные постройки ремесленных частей города, т.е. рабатов и именно сюда постепенно перемещается экономический центр города, здесь начинают возводить монументальные постройки - караван-сараи, мечети, мавзолеи, медресе, ха-нака и др.
Узловыми точками по-прежнему остаются базары, где располагались ремесленники со своими товарами и, причем, рядами по роду производства. Как предполагает большинство ученых, ремесленные кварталы создавались в зависимости от цеховой организации среди ремесленников.
В планировочной организации некоторых городов XI-XII вв. просматривается регулярная планировочная схема, основанная на крестообразном пересечении двух главных улиц, что говорит о нечетко выраженной прямоугольности планировки. Таковы, например, Мерв (Султан-кала), Шах-Сенем в Хорезме и новый рабад в Термезе. В такой планировке принято видеть остатки градостроительной традиции античной (греко-бактрий-ской и кушанской) эпохи, сохранившаяся в структуре возникающих городов рассматриваемой эпохи. Например, как отмечает С.Г. Хмельниций, регулярную планировку имели
многие города Центральной Азии кушанского и более раннего времени, такие, как Диль-берджин, многие города и поселения античного Хорезма, первоначальные Бухара, Исфиджаб (Сайрам), Данданкан, Ханабад-Нуджакет), Нукет и другие [23, 23]. Об этом также пишут Б.Я. Ставиский, С.П. Толстов, А.М. Беленицкий, И.Б. Бентович, О.Г. Большаков [19, 248-249, рис. 45; 21, рис. 80-2, 70-3, 83-3,6; 6, 221, рис. 92]. В средние века регулярное устройство городов, основанное на прямоугольной сетке с перекрестком улиц, было свойственно архитектуре Центральной Азии, что было отражено в XI-XII вв. в планах городов, усадеб и парковых ансамблей. Классически «античный» план получил Шахрисабз - город, возникший в раннеисламское время и в XI-XII вв. украшенный монументальными зданиями [20].
В общем же плановая структура городов Мавераннахра и Хорасана рассматриваемой эпохи, зависевшая от множества условий исторического, природного, климатического и экономического характера, плохо поддается классификации. Как правило центр города занимал базар, распространявшийся отсюда вдоль главных торговых магистралей. В центре же, в окружении базара, стояла главная городская Джума-мечеть с минба-ром. Там же в центре или недалеко от него строились городские караван-сараи со складами товаров, лавками для их продажи и мастерскими. Неясно, жили ли ремесленники всегда рядом со своими мастерскими, а купцы рядом с лавками, и селились ли горожане одной специальности всегда вместе - вернее всего, в каждом случае эти проблемы решались по-разному. Множество городских названий кварталов и торговых рядов, как, например, ворота парфюмеров, улица кожевников, квартал плотников и т.п. Так, видный ученый-востоковед А.Ю. Якубовский, который, основываясь на письменных источниках, отметил наличие в X веке цеховых организаций ремесленников Средней Азии. По его словам, еще в VIII в. «цехи были фактом, который в общественной жизни города играл крупную роль, а в XIV в. они выступают столь зрелыми организациями, что не может быть сомнения в том, что их корни уходят во времена значительно более ранние» [25, 32-33]. Именно эти ремесленные цехи явились кузницей подготовки кадров из числа юношей и продолжателями тысячелетней традиции профессионализма, всегда почетного в глазах таджикского, как и других народов.
Не все центры управления, то есть резиденции правителя или наместника с его администрацией, располагались в центре городов. Так, в Бухаре таким центром оставался древний Арк, в мервской Султан-кале для этого был выделен специальный квартал, названный Шахриар-арк, а в XII в. султан Санджар воздвиг свой дворцово-мемори-ально-культовый комплекс в центре города, на месте раннеисламского «дома правления» Абу Муслима.
Сведения о историко-литературных и археологических данных о благоустройстве среднеазиатских городов IX-XII вв. с наибольшей полнотой собраны О. Большаковым и А. Анарбаевым [6, 306-309; 2]. Города Средней Азии были, в общем, более благоустроены, чем города Европы того же времени. Главные улицы обычно мостились - в Самарканде местным сланцем, в Термезе жженым кирпичом, в Таразе булыжником. В Бухаре, по сведениям М. Наршахи, каменными плитами. Для снабжения водой кроме наземных каналов и бассейнов строились водопроводы общественного пользования - их сети не подключались к жилищам (исключение составляет только город Чаганиан). Разветвленная, капитально построенная сеть подземных водопроводных каналов-туннелей с кирпичными сводами и лестничными спусками найдена в Ахсикете - главном городе Ферганы в IX-XII вв. Имелись, по-видимому, и общественные уборные, служившие одновременно мусорными ямами. Базарные улицы в центре города старались защитить от
солнца и осадков - иногда сводами, чаще деревянными или матерчатыми навесами, в месте их пересечения обычно возводился купольный киоск - чорсу, которым фиксировался как торговый центр города [23, 24].
Некоторые приемы ансамблевой застройки усматриваются в устройстве хорасан-ского города XI-XII вв., ныне городища Яз-тепе в Мервском оазисе [18, рис. на с. 214]. Здесь исследован участок прямой и широкой (около 15 м) улицы, обстроенной компактными, близко друг к другу стоящими домами, входы в которые, обращенные к улице, оформлены лоджиями-порталами. Улица замыкалась двухпролетными арочными воротами, подобными триумфальной арке и были рассчитаны на художественный эффект. Правда, здесь фасады домов, формирующие улицу небольшого города, служат не капитальные здания, общественные, культовые или мемориальные, а городские жилища.
Многие города Северного Хорасана в это время существенно выросли [18, 214], а на северо-востоке, у границы с кочевой степью (Семиречье, нижнее и среднее течение Сырдарьи) даже появилось немало новых городов и крупных поселений [18, 190]. Последнее свидетельствует о переходе кочевников к оседлому образу жизни. В общем же новые города в это время редки, как, впрочем, и в предыдущую эпоху, и развитие городской цивилизации шло за счет не появления новых, а роста и расширения старых городских центров.
Можно сказать, что к началу XIII века переход среднеазиатского города от античности к средневековью и его формирование была в общих чертах завершена. Изменения следующих веков вплоть до XIX в. почти не изменялись [7, 99]. Ниже рассмотрим более подробно крупные города Мавераннахра и Хоросана XI - начала XIII вв., обращаясь иногда к саманидской эпохе.
Возникшая как город в IV-III вв. до н.э. в болотистых низовьях Зеравшана, Бухара в IX в. стала столицей государства Саманидов и оставалась ею до гибели этого государства в конце Х века. Сравнительно с другими городами Средней Азии сведения о Бухаре IX - начала XIII вв. довольно многочисленны и подробны, - это «История Бухары» Абу Бакра Мухаммада ибн Джафара Наршахи, написанная в 1-й половине Х в., но продолженная аль-Кубави вплоть до XII в., и сочинения арабских географов Х в. Ибн Хаукаля, аль Истахри и аль-Мукаддаси. К сожалению, эти сочинения, сведения которых часто нуждаются в истолковании, есть единственный источник, позволяющий представить себе архитектурный облик Бухары IX-Х вв.: кроме уцелевшего династического мавзолея Саманидов в городе на поверхности земли не осталось ни одной постройки этого времени.
Падение Саманидов лишило Бухару статуса столичного города, и сведения об изменениях ее архитектурного облика в XI в., отрывочны и малочисленны, неизвестна даже судьба саманидских дворцов и общественных зданий, которые бесследно исчезли. Расширенная Исмаилом старая (конца VIII в.) пятничная мечеть сгорела в 1068 г., но вскоре была восстановлена и даже вновь расширена новым зданием максуры с каменными михрабом и минбаром, привезенными из Самарканда. В XII в. еще стояло капитальное здание неясного назначения, построенное в середине Х века при Нухе ибн Насре около «дворца хорасанского эмира» - как полагал Бартольд, в юго-западной части шахристана [4, 161].
Высший подъем строительной деятельности в домонгольской Бухаре наступил в правление караханида Арслан-хана Мухаммада (1102-1130), который получил престол из рук сельджукида султана Санджара. Почти 30 лет его правления были для Бухары временем мира и обновления, и возведенный повелением Арсланхана минарет новой
пятничной мечети - Калян («большой» или «великий» минарет) - стал вечным символом города.
В «Истории Бухары» упомянуты построенные при Арслан -хане два дворца, из которых один был позже переоборудован в медресе и две большие бани. Первый дворец -будущее медресе - стоял на улице Бу-Лейса в квартале Дарваздже, в северо-западной части города, второй - у ворот Бену Са'д, юго-западнее шахристана.
Строительная активность Арслан-хана не ограничивалась Бухарой. Письменные источники упоминают выстроенный по его приказу кирпичный мост через канал Самджен (у селения Чарг), пятничную мечеть в этом селении и караван-сарай в селении Искидж-кет. Была сделана попытка вернуть к жизни Пайкенд - город на границе пустыни, умиравший от безводья: Арслан-хан построил здесь дворец и попытался проложить новый канал, но попытка, стоившая больших средств и даже человеческих жизней, не удалась из-за каменистого грунта [4, 161].
Сведения о строительстве в Бухаре во 2-й половине XII века до крайности скудны. В 1165 г., при правителе Клыч-Тамгач-хане Масуде были восстановлены городские стены, возведенные Арслан-ханом около 50 лет до того; в следующий и последний раз эти стены были укреплены в начале XIII в. по приказу хорезмшаха Мухаммада. Наконец, концом XII или началом XIII вв. датируется прекрасный портал, пристроенный с юга к старой (IX-X вв.) мечети Магоки Аттори. Эта мечеть стояла в южной части города, севернее главного городского канала Шахруд, и была, вероятно, связана с большой, хотя тогда окраинной улицей, проложенной вдоль канала. Эта улица, существующая и ныне, стала главной магистралью исторического центра Бухары.
В целом в топографических планах Бухары конца XIX - начала XX вв. сохранились элементы городской планировки и XI-XII вв. - к примеру, на карте Бухары конца XIX в. еще виден регулярный характер застройки, ограниченной с севера мечетью Калян, с юга мечетью Ходжа, с запада ханако Яр-Мухаммад Аталык, а с востока древней улицей, соединяющей торговые купола Тилпак Фурушон (продавцов шапок) и Заргарон (ювелиров). Такая устойчивость плановой структуры вместе с письменными сведениями позволяет историкам реконструировать в подробностях устройство домонгольской Бухары с ее улицами, воротами, базарами и пр. лишь одной ее части, что не сохранилось до нашего времени.
Начало Самарканда, как известно из сведений археологов, относится к VIII-VII векам до н.э. [8]. На площади более 200 га возникает городище, которое носит имя легендарного туранского царя Афрасиаба. С севера и востока оно было защищено обрывами речных протоков, с юга и запада город имел глубокие овраги. Высокая массивная стена с внутренними коридорами и башнями оберегала его во временя господства Ахемени-дов. Тогда город был окружен высокой массивной стеной с внутренними коридорами и башнями.
Многие учёные считают, что Афрасиаб был древней согдийской столицей, знаменитой Маракандой. Ныне Афросиаб - огромное скопление безжизненных холмов. У подножья цитадели издревле лежали городские кварталы с жилищами горожан, храмами, водоемами и торговыми площадями. В дворцовом комплексе города, расположенном в одном из кварталов VII - VIII вв. нашей эры, были обнаружены знаменитые на весь мир настенные росписи, выполненные талантливыми живописцами того времени [1]. Обнаруженные настенные росписи в оригинале сегодня представлены в музее «Афросиаб» на территории городища.
Раскопки Афрасиаба показали, что город разрезали на кварталы (гузары) прямые
улицы, вымощенные камнем. Территория городища была укрыта за мощными стенами, укрывавшими цитадель, Шахристан, ремесленные постройки, жилье местного населения и храмы. Мощная, высокая стена, окружавшая Афрасиаб, была испещрена проходами и увенчана сторожевыми башнями.
В XI-XII вв. Самарканд стал одним из культурных центров исламского Востока и первой столицей династии Саманидов. В западной части Афрасиаба был построен величественный дворец саманидского царя. К X веку площадь внутренней части города достигла 220 га. К югу от него размещался пригород с базарами, мечетями, банями и караван-сараями. В городе был построен водопровод из свинцовых труб и было налажено производство китайской бумаги.
Важным строительным предприятием первого караханида Ибрагима Тамгачхана было расширение пятничной мечети, построенной при Саманидах в древнейшей северной части шахристана (городища Афрасиаб) рядом с цитаделью [9]. Первоначально квадратная мечеть была продолжена в западном направлении, ее размеры доведены до 119,1x9,6 м, а старая михрабная стена, богато украшенная резным ганчем, сломана. Разрушены были и строения, жилые и хозяйственные, примыкавшие к мечети с запада. Эта первая реконструкция мечети произошла в промежутке между 1041/1042 и 1066 гг. [6, 96-97].
В XI- начале XIII вв. в Самарканде исправно действовало устройство, подававшее воду в каналы шахристана - Афрасиаба, судя по описанию Истахри и Ибн Хаукаля, с доисламских «языческих» времен. Это была высокая дамба через ров, который образовался из-за вынутой для строительства глинобитных городских стен почвы. По дамбе, возведенной перед Кешскими воротами и продолженной к югу вдоль канала, был проложен свинцовый желоб - ложе канала, орошавшего высоко поднятый шахристан. Эта местность, называвшаяся Дарвозаи Кеш, была базаром, и вода в свинцовом желобе, поднятом на высокую каменную дамбу, текла над крышами базарных строений [5, 275, 276]. Разрушение монголами этого своеобразного акведука было причиной запустения самаркандского шахристана и превращения его в мертвое городище Афрасиаб.
В начале XIII в. хорезмшах Мухаммад II захватил Самарканд, перебил последних караханидов и в 1212 г. объявил древний город столицей своего огромного государства. Следы недолгой строительной деятельности Мухаммада в Самарканде, остановленной монгольским штурмом, были открыты археологическими работами последних десятилетий. Среди них отчетливо выделяются работы по укреплению городской фортификации, вызванные, надо полагать, осознанной монгольской опасностью. Так, Китайские (северо-восточные) ворота были защищены вынесенной вперед круглой башней со службами у ее подножия, у Кешских (южных) ворот между валами двойной стены возвели дополнительную стену из пахсы, а к югу от середины двойной стены построили еще одну пахсовую стену, откуда контролировалась большая часть шахристана. Была сделана попытка укрепить древнюю цитадель: в ее южной части возвели круглую сырцовую башню и рядом с ней - два здания типа казарм. Еще одна башня к северо-западу от цитадели с примыкающими служебными строениями предназначалась для защиты цитадели со стороны шахристана [8, 8, 9]. Неизвестно, насколько все это затруднило монголам взятие Самарканда.
В XI-XIII вв. Самарканд стал столицей государства западных Караханидов и был окружён новыми защитными стенами. В XII веке в Самарканде караханидом Ибрагим ибн Хусайном (1178-1202) был построен дворец, который находился в нижней части ци-
тадели. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображен тюркский воин, одетый в желтый кафтан и держащий лук [25, 46-83].
Если говорить кратко и обобщенно об истории развития Мерва в Южном Туркменистане, то можно сказать, что Мерв оставался быть одним из крупнейших городов Средней Азии. В Х! в. он становится столицей Сельджукидского государства. Развалины древнего Мерва примыкают к северо-восточной окраине курортного городка Байрамали, расположенного в 25 км восточнее областного центра Мары в Туркменистане. Известный на сегодня самый ранний археологический материал, подтверждающий существование здесь именно городского очертания, датируется серединой первого тысячелетия до н.э.
С XI века Мерв становится столицей хорасанских Сельджукидов и остаётся ею до своей гибели в начале XIII века. В течение этого времени он интенсивно растет, как пишет С.Г. Хмельницкий, захватывая земли внутри стены Гилякин-Чильбурдж, иногда выходя за её пределы в виде застройки замками и усадьбами [23, 32, рис. 7]. Превращение западного пригорода в новый шахристан Мерва было зафиксировано в XI веке строительством стен размером около 2х2 км. В северо-восточном углу Султан-калы появилась новая городская цитадель, получившая название Шахриар-арк.
Термез. На протяжении ста лет, в течение XI-XII вв. Термез попадал в руки поочередно Газневидов, Сельджуков, Гуридов, Каракитаев и Хорезмшахов. Вопреки такой политической ситуации, не способствующей экономической стабильности, город оставался центром процветающей промышленности и торговли, это подтвердили археологические работы конца 90-х годов ХХ века. Центральные улицы и площади Термеза в XI-XII вв. были замощены кирпичом, имелась и канализация в виде подземных сводчатых галерей.
В XI в. территория Термеза увеличилась в северо-восточном направлении вверх по каналу, руслом которого определялась северная граница рабада и шахристана. Новая часть города - «второй рабад» площадью около 190 га и приблизительно прямоугольной формы - была в действительности не рабадом, а аристократическим предместьем, обильно озелененным и застроенным усадьбами богатых горожан. Ближе к юго-восточному углу здесь возник дворцовый комплекс - резиденция Термезшахов, местных правителей, и при смене государственной власти сохранявших некоторую самостоятельность во внутренних делах.
Фактическим продолжением города в XI-XII вв. была густо застроенная, но не обнесенная стеной территория к юго-востоку от него. Здесь в местности Шахри Саман еще в IX в. было построено большое здание, называемое Кырк-Кыз (Чильдухтарон), вероятнее всего, загородный дворец или родовая усадьба Саманидов [22, 219-229].
В 1220 г. Термез был разгромлен монголами. Живым остался лишь его юго-восточный пригород, где в XIV в. возник, по существу, новый город.
Ахсикет. В Х в. город был окружен зеленым поясом садов глубиной в 2 фарсаха, -примерно 13-16 км. Где находились эти сады - неизвестно, так же как неизвестны границы рабада, за которыми они начинались. Рабад Ахсикета не был огражден стенами и, значит, представлял собой урбанизированные окрестности города.
Городище Эски Ахси в нынешнем виде - несколько перекошенный прямоугольник размером около 350x300 м, вытянутый длинной стороной параллельно Сырдарье; с этой стороны город был ограничен высоким и крутым береговым обрывом и не нуждался в
стене. Стены, защищавшие город с трех других сторон, выглядят сейчас сильно оплывшими валами со следами рва вдоль их наружного края.
Следы прямоугольной площади в северо-восточной части большого шахристана указывают на место базара, а разбросанные по всему шахристану впадины, особенно многочисленные в северо-западной части очевидно являлись остатками хаузов, о которых сообщают письменные источники. На северной стороне обоих рабадов, западного и восточного, сохранились остатки стен, но это не исключает того, что в XI-XII вв. застройка рабада распространялась и дальше, к северу от шахристана, где сейчас простираются хлопковые поля.
Примером хорошо укрепленного города во второй половине Х! - первой половине ХП вв. может служить древний город Дахистан в Мисрианском оазисе (территория нынешнего Туркменистана). Городище средневекового Дахистана называется Машхади-Месториан (или Мешхеди-Мисриан). Город, существовавший в Х-начале XIII вв. и в XIV-XV вв., в настоящее время является пустынной зоной в западной части Туркменистана. Прямоугольник городища (площадь около 60 га) охвачен валами, отмечающими два ряда былых стен, и рвом. Внутри и вне укреплений видны следы кварталов, производственных и жилых построек, караван-сараев, культовых сооружений, а также обширного кладбища Машхад, где высится несколько мавзолеев.
В Дахистане не было обычной для городов Средней Азии цитадели-кухендиза - традиционного исторического ядра города. М. Массон полагал, что «замок местных дина-стов», то есть дворец-резиденция правителя, был расположен в юговосточном углу шахристана, справа от южных ворот, на площади около 6 га. Повидимому, именно на этом месте много лет спустя была раскопана компактная группа жилых домов.
В XI-XII вв. город и его окрестности украсились множеством крупных монументальных сооружений - культовых, мемориальных и гражданских. Благодаря склонности горожан к строительству из долговечного жженого кирпича часть этих построек, в той или иной степени сохранности, дошла до наших дней. Здесь произведена частичная реставрация с консервацией стен. В южной части шахристана, на продольной улице стояли, одна недалеко от другой, две дворовые мечети - начала XI-конца XII вв. Частично сохранились минареты обеих мечетей и богато украшенный портал второй, воздвигнутой по приказу хорезмшаха Мухаммада. Здесь найдены остатки бани, каких-то монументальных построек со следами кирпичных колонн и, посредине шахристана, западнее продольной улицы, круглого сооружения еще одного минарета. Может быть, этот минарет принадлежал мечети, руины которой частично раскопаны севернее второго (северного) минарета [3].
Мощные стены имел Балх [23, 21-45, р. 4-18], которого в исторических источниках называют «матерь городов» в качестве центра исторической области Хорасан. Якут аль-Хамави в своём знаменитом географическом словаре написал следующее: «Балх один из самых больших городов Хорасана, наиболее прославленный и обильный богатством, самый обширный по хлебным урожаям; он снабжает хлебом весь Хорасан и Хорезм. Говорят, что первый, кто построил его - был царь Лухрасф, когда его товарищ, Навуходоносор, разрушил Иерусалим. Говорят: напротив, Александр построил его и в древности он назывался Александрией. Между ним и Термезом 12 фарсахов. И говорят, что Джейхун - река Балха, а между ними около 10 фарсахов. Завоевал его ал-Ахнаф ибн Кайс, действуя от имени Абдаллаха ибн Амира ибн Курейза во время Османа ибн Аффана» [13].
В ХЬначале ХШ вв. одним из больших городов Средней Азии становится Худжанд. К этому времени город целиком состоит из сплошных дворцовых и рядовых застроек,
садов и виноградников. Наряду с расширением территории увеличилось его население, развивались различные ремесла и торговля [16, 3-15]. В IX-начале XIII вв. в городе упоминается кухандиз, т.е. старая крепость.
Первоначально стены, по свидетельству Н.Н. Негматова, были возведены исключительно из толстых и плотных пахсовых блоков. Внутренняя арка цитадели стояла на сплошной глинобитной платформе в его северном углу. Высота этой платформы-цоколя была не менее 8-10 м, а размеры арки - 30х30 м. Главные ворота цитадели с двумя башнями, обращенные на восток, стояли до недавнего времени в середине восточной стены. Цитадель с аркой поныне высится в центре северной части города Худжанда.
Худжанд впоследствии сохраняет свою структуру, состоящую из трех частей: ку-хандиза, шахристана и рабата. В последнем находился дворец правителя, в кухандизе -тюрьма, в шахристане - соборная мечеть. Город целиком состоял из сплошных дворцовых и рядовых застроек, садов и виноградников.
В IX - начале XIII вв. Худжанд продолжал оставаться одним из важных в торгово-экономическом плане таджикских городов Мавераннахра. По сведениям географов того времени, он все так же состоял из собственно города, старой крепости - кухендиза и ремесленно-торгового пригорода - рабата. Все эти части города были укреплены оборонительными стенами, бастионами, рвом.
По общему благоустройству в целом города Средней Азии, по утверждению А.М. Прибытковой, не уступали городам Европы и по некоторым параметрам даже превосходили их [17, 223].
В целом, обобщая в архитектурном контексте вышеприведенные исторические и социально-экономические условия развития архитектуры и градостроительства на территории Мавераннахра и Хорасана указанного периода, можно сказать, что период XI -начало XIII вв. характеризуется взлетами и падениями архитектурно-художественного творчества. В Хорасане наблюдается расцвет инженерно-строительной и архитектурно-художественной мысли. Экономические возможности дали толчок процветанию многих ремесел, в том числе и строительному искусству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба/Отв. ред. д-р ист. Наук Я.Г. Гулямов. -Ташкент: «Фан», - 1975. - 160 с.
2. Анарбаев А. Благоустройство средневекового города Средней Азии. - Ташкент, - 1981. - 120 с.
3. Атагаррыев Е. Средневековый Дахистан. - Л. Изд. Наука, 1986. - 174 с.
4. Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения, том 1. - М.: Наука, - 1963. -760 с.
5. Бартольд В.В. Сочинения. Работы по исторической географии. - Том 3. - М.: Изд. Наука, 1965. -712 c.
6. Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - Л.: Наука, 1973, - 392 с.
7. Большаков О.Г. Некоторые вопросы изучения среднеазиатского города VIII - XII вв. в свете общей проблематики истории городов Востока//Краткие сообщения Института археологии. - Вып. 122. - 1970. - 390 с.
8. Буряков Ю.Ф., Ташходжаев Ш.С. Историческая топография Самарканда//К исторической топографии древнего и средневекового Самарканда. - Ташкент: Изд. «Фан», - 1981. - С.5-58.
9. Вяткин В.Л. Афрасиаб - городище былого Самарканда. Археологический очерк. -Ташкент, 1926. - 66 с.
10. Мамаджанова С. Взаимодействие традиций и современности в архитектуре жилища Таджикистана (на примере Душанбе). - Душанбе: «Ирфон»-«Мерос», -1993. -368 с., ил.
11. М.Д. Махсумов. Хорезмская академия, культуры и медицины в средневековье на территории Узбекистана//Мо-лодой ученый. -2016. -№4(108). -С. 652-654. -URL: https://moluch.ru/ archive/108 /26197/ (дата обращения: 29.11.2023).
12. Мирбабаев А.К. Учебные и научные центры Ближнего и Среднего Востока в древности // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. - Душанбе: Дониш, - 1983. - С. 71-91.
13. МИТТ. Арабские и персидские источники/Пер. Богданова-Березовская С.М. VII-XV вв. //Материалы по истории туркмен и Туркмении. -Москва-Ленинград: АН СССР, - 1939. - Т.1.
14. Мукимов Р.С. История и теория таджикского градостроительства /Под редакцией академика Н.Н. Негматова. -Душанбе: ООО «Контраст», 2009. - 560 с., 297.
15. Мукимова С. Архитектура научных центров Востока. - Душанбе: «Литрес», 2022. - С. 5-6 (65 с.). ISBN: 9785005619822 (Правообладатель: Издательские решения).
16. Негматов Н.Н. Ходжент. Основные этапы истории//Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе: Дониш, - 1986. - С. 3-15.
17. Прибыткова А.М. Архитектура Средней Азии ХЬХП вв//МИА, в 12-ти томах. - Том 8. - М.: Стройиздат, - 1969. - 491 с.
18. Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. - М.: АН СССР, - 1958. - 490 с.
19. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия. Проблемы истории и культуры. - М.: Наука, - 1977. -296 с.
20. Султанов Х.Т. К истории формирования архитектурных ансамблей Шахрисабза XIV-XV вв. -Автореф. дис. канд. истор. наук. - Самарканд, - 1990. - 24 с.
21. Толстов С.П. Древний Хорезм. - М.: МГУ им. М. Ломоносова, 1948. - 352 с., ил.
22. Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. - Рига: Изд. «Гамаджун», 1992. -340 с., ил.
23. Хмельницкий С.Г. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии ХЬначала ХШ вв. - Часть 1. -Берлин-Рига: Изд. «GAMAJUN», 1996. - 336 с.
24. Юсуф Ибиш. Содружество мастеров//Курьер ЮНЕСКО. - Январь. -1978. - С.12-16.
25. Якубовский А.Ю. Торговля с московским государством и международное положение в Средней Азии в XVI-XVII вв//Материалы по истории народов СССР. - Вып. 3. - Ч.2. - Л., 1932. - С. 32-33.
25. Karev Yury. Qarakhanid wall paintings in the citadel of Samarqand: first report and preliminary observations in Muqarnas. Annual on the visiual culture of the Islamic world. Editor Gutru Necipoglu. Volume 22. Leiden-Brill, - 2005, p.46-83.
ГОРОДА МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА В XI - НАЧАЛЕ XIII ВВ
В статье рассматриваются вопросы развития городских поселений на территории Центральной Азии в XI - начале XIII вв. Основное внимание уделено городам на терри-тории Маверан-нахра и Хорасана. Также приводятся данные по городам на территории Таджикистана. Раскрывается социально-экономические и культурные особенности формирования городов. Приводятся данные о благоустройстве, численности населения, водоснабжении и озеленении Мерва, Самарканда, Бухары, Ахсикента, Худжанда и др.
Ключевые слова: Центральная Азия, город, архитектура, Худжанд, Мере, благоустройство, озеленение, водоснабжение, каризная система орошения.
ШАХРХОИ МОВАРОУННАХРУ ХУРОСОН ДАР АСРИ XI - АВВАЛИ АСРИ XIII
Дар макола рушди шахрхои Осиёи Миёна дар асрхои XI - ибтидои асри XIII баррасй гадида, таваччухи асосй ба шахрхои худуди Мовароуннахр ва Хуросон дода мешавад. Маълумот дар бо-раи шахрхои имрузаи Точикистон низ оварда шуда, хусусиятхои ичтимоию иктисодй ва мадании ташаккули шахрхо ошкор гардидаанд. Дар бораи ободонй, ахолй, таъмин бо об ва сарсабзгардо-нии нохияхои шахрхои Марв, Самарканд, Бухоро, Ахсикент, Хучанд ва гайрахо маълумот оварда шудаанд.
Калидвожахо: Осиёи Миёна, шаур, меъмори, Хуцанд, Марв, кабудизоркуни, обтаъминкуни, системаи обёрии корез.
CITIES OF MAVERANNAHR AND KHOROSON IN THE XI - EARLY XIII CENTURIES
The article discusses the development of urban settlements in Central Asia in the 11th - early 13 th centuries. The main attention is paid to the cities on the territory of Maverannahr and Khoroson. Data is also provided for cities in Tajikistan. The socio-economic and cultural features of the formation of cities are revealed. Data is provided on the improvement, population, water supply and landscaping of the areas of Merv, Samarkand, Bukhara, Akhsikent, Khujand, etc.
Key words: Central Asia, city, architecture, Khujand, Merv, landscaping, water supply, cornice irrigation system.
Сведения об авторе: Мукимов Рустам Саматович - доктор архитектуры, профессор, старший научный сотрудник Отдела древней, средневекой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониш НАНТ. Е-мэй. ru: [email protected] Телефон мобильный: (+992) 907-77-18-02.
Information about the author: Mukimov Rustam Samatovich, Doctor of Architecture, Professor, Senior Researcher at the Department of Ancient, Medieval, and Modern History, Institute of History, Archeology, and Ethnography, A. Donish NANT. E-mail: [email protected], Mobile phone: (+992) 907-77-18-02.
♦-»
УДК: 94(55):355.02(571.1)
ШИДДАТЁБИИ МУБОРИЗА БАЙНИ ХОКИМОНИ ДАВЛАТИ САРБАДОРОНИ ХУРОСОН ВА ЗАВОЛИ ОН
Абдукавдор САИДОВ1, Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Дар нимаи аввали асри XIV дар вилоятхои Хуросон, аз он чумла, дар шахри Сабза-вор, зулму истибдоди истилогарони мугул ва хокимони махаллй нисбат ба мардум беандоза афзун гардид ва соли 1337 мардуми чабрдида бо даъвати шайхони шиамазхаб дар Сабзавор исён бардоштанд, ки он на бар зидди ахли тасаннун, балки бар зидди зулму истибдоди мугулон ва хокимони махаллй равона гардида буд.
Дар натича Сарбадорони Хуросон давлати худро таъсис дода, и^тидори худро мустахкам намуданд ва бар зиди лашкари мугул мубориза бурда, шахрхои зиёдеро зери тасарруфи худ дароварданд.
Солхои минбаъда байни хокимони давлати Сарбадорон барои хокимият муборизахои дохилй шиддат ёфт. Соли 753 х.^./1352-1353 баъди кашмакашихои бардавом хокими давлати Сарбадорон Хоча Шамсуддини Алй аз дасти мулозими худ Хайдари Кассоб кушта шуд ва бо дастгирии Хайдари Кассоб яке аз наздикони у Хоча Яхёи Карробй тахти давлати Сарбадорони Хуросонро сохиб гашт. У Хайдари Кассобро сипахсолори худ таъйин намуда, барои тахкими ^удрати давлати Сарбадорон кушиши зиёд ба харч дод.
Хони мугул Таготемурхон аз ^удрати афзояндаи Сарбадорон дар харос афтода, хост уро аз миён бардорад. Бо ин мак;сад у ба Хоча Яхёи Карробй, ки дар Сабзавор буд, нома фиристода, уро ба урдуи худ даъват намуд. Хоча Яхёи Карробй аз ма^сади нопоки у пай бурда, нахуст даъвати уро ^абул накард, вале баъдтар даъвати уро пазируфта, дар охири соли 753 х^/1353 бо сесад марди баходур ба назди Таготемурхон ба Мозандарон рафт.
Дар он чо се руз чашн ташкил намуданд ва дар охири рузи сеюм Хофизи Шагонй, Мухаммад Хабаш ва дигарон аз чумлаи Сарбадорон гуфтанд, ки мо хануз ахду паймон накардаем ва дар ва^ти муносиб метавонем, ки Таготемурхонро дафъ намоем. Таготемурхон низ ма^сад дошт, ки пас аз анчоми чашн намояндагони Сарбадоронро аз миён бардорад. Хоча Яхёи Карробй ба наздикони худ гуфт, ки хар гох ман даст ба сар нихам, шумо ба ичрои ин кор шуруъ намоед.
Пас аз ишораи у Хофизи Шагонй зарбае ба сари Таготемурхон зад ва у халок гардид. Сипохиён ва писарони Таготемурхон саросемавор ба хар тараф фирор намуданд. Ба мугулхо зарбаи ^атъй расонда шуд ва ^исме аз онхо кушта шуда, ^исми дигар аз тарсу харос ба хар тараф пароканда гардиданд. Сарбадорон амволи зиёдеро сохиб гашта, ба
Макола дар асоси лощаи «Таърихи халки точик» (асри III - аввали асри XX), раками кайди давлатй 0121TJ1211 навишта шудааст.