Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX – X ВВ.'

ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX – X ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
город / градостроительная структура / Худжанд / Ахсикат / Пенджикент / планировка города. / city / urban planning structure / Khujand / Akhsikat / Penjikent / city layout.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мукимов Рустам Саматович

Статья посвящена ключевому этапу развития градостроительного искусства в Мавераннахре и Хорасане в IX-X веках, характеризующему формирование мощного государства Саманидов. В это время активно развиваются города, появляются новые архитектурные формы, отражающие идеологию ислама, такие как мечети, медресе, мавзолеи и рабаты. Структура города включает цитадель, шахристан и рабад. Анализируются характеристики городов Хульбук, Бухара, Ахсикат, Худжанд, Самарканд, Пенджикент. В этот период города увеличивают свою площадь, украшаются монументальными сооружениями, садами и парками. Архитектура и градостроительство направлены на сохранение и развитие традиций, заложенных ранее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF URBAN PLANNING IN THE IX – X CENTURIES

The article investigates a pivotal phase in the evolution of urban planning in Transoxiana and Khorasan during the 9th to 10th centuries, coinciding with the establishment of the powerful Samanid state. This period witnessed the flourishing of cities, marked by the emergence of new architectural forms in harmony with Islamic ideology, including mosques, madrasas, mausoleums, and rabats. A typical city structure during this time consisted of the citadel, shahristan, and rabad. The analysis focuses on prominent cities such as Hulbuk, Bukhara, Akhsikat, Khujand, Samarkand, and Penjikent. These urban centers experienced growth both in size and cultural significance, adorning themselves with monumental structures, gardens, and parks. The architectural and urban planning initiatives of this era were guided by a commitment to perpetuating established traditions.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX – X ВВ.»

ence and knowledge of that time to China. Zheng He is depicted as an ambassador of peace and friendship, a symbol of China's openness to the world. He founded Chinese and Muslim settlements in Southeast Asia, built the first link between China and Africa, and his contribution served the political goals of new rulers in China. According to Chinese officials, Zheng He «brought tea and silk to new countries, not blood and slavery».

Key words: Zheng He, Ma He, Seid Ajal Bukhari, Tajik, Muslims, navigator, Ming dynasty, Zhu

Di.

Сведения об авторе: Амиршоев Сиёвуш Нурмухаммадович - младший научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им А. Дониша НАНТ. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. ак. Раджабова, 7. E-mail: Siyova_87@mail.ru

Information about the author: Amirshoev Siyovush Nurmuhammadovich - Junior Researcher of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I.A. Donisha NANT. Adress: 734025,

Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. ak. Radjabovs, 7. E-mail: Siyova_87@mail.ru ♦--♦

УДК 72.01(5-011.3)"9/10"

ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX - X ВВ.1

МУКИМОВ Р.С., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Раннее средневековье охватывает ГУ-Х вв., которое заключает в себя два этапа развития: ГУ-УШ и ГХ-Х вв. На первом этапе проявился ряд закономерностей в архитектуре Среднего Востока. Во-первых, раннесредневековое зодчество развивалось в общем русле становления раннефеодальной архитектуры во взаимосвязи и взаимообогащении с культурами различных стран Евразии. Во-вторых, одним из важных выводов является то, что основой для возникновения феодальной архитектуры в рассматриваемом регионе стали преемственность и устойчивость архитектурно-художественных традиций центрально-азиатской античности. В-третьих, как показал анализ градостроительного искусства на территории Мавераннахра, города в раннем средневековье отличались высоким уровнем благоустройства и продуманной мощной системой фортификации, приспособленной к сложным природным условиям местности.

Последующий период в архитектуре Мавераннахра, да и всей Центральной Азии в целом, знаменует собой формирование качественно нового стиля, отличного по своему внутреннему содержанию и внешнему выражению от стиля, слагавшегося в условиях предшествующего общества. Вступление одной из самых развитых стран Востока, какой был Мавераннахр, на путь интенсивной феодализации не только породило новые формы общественной идеологии, но и коренным образом отразилось в области архитектурного творчества.

1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа (III - начало XX вв.) государственный регистрационный номер 0121TJI2II.

Почему так произошло, ведь в VIII веке территория Мавераннахра была насильственно захвачена войсками арабского халифата, сопровождаемая большими бедствиями? По словам историка Бируни, в этот период не только были преданы огню капища и скульптурные изваяния местных богов, но истреблены ученые и сожжены их книги (21, 14).

Вместе с тем, нельзя отрицать и положительного результата вхождения Мавераннахра в состав арабского Халифата. В частности, вслед за окончательным утверждением ислама происходит сближение архитектуры и искусства Маверан-нахра с архитектурой и искусством народов арабских стран. При всех вполне справедливых высказываниях о том, что арабы «в культурном отношение стояли гораздо ниже завоеванных ими народов...» (17, 13), нельзя к этому вопросу подходить упрошено и однобоко. Как пишет М. Сенасёр, руководитель Отдела философии ЮНЕСКО в 1970-1980-х гг., хотя мусульманство и зародилось в пустыне, его развитие сопровождалось удивительными масштабами урбанизации. Основатели мусульманской империи были также крупнейшими градостроителями: во время их правления были основаны такие города, как Куфа, Басра, Багдад (самый большой город в мире в IX веке н.э.), Шираз, Дамаск, Алеппо, Каир, Кайруан, Тунис, Мех-дия, Алжир, Тлемсен, Кордова, Сарагоса, Сиджильмаса и Тимбукту (15, 4-10). Несомненный парадокс заключается в том, что народ, рожденный и выросший в пустыне, смог построить или возродить столь много городов. Значительная экономическая и социальная революция, каковой было мусульманство, объясняет, каким образом цивилизация, зародившаяся в пустыне, сумела в то же самое время стать отчасти «городской» цивилизацией. Значение этого факта нередко игнорировали историки мировых урбанистических движений (15). Давайте, прислушаемся к этому высказыванию профессора из Университета в Касабланке (Марокко), которое на первый взгляд, представляется парадоксальным.

Действительно, арабы способствовали установлению связей между кочевниками пустыни и отдельными племенами, и родами, проживающими в городах, а также более ранними цивилизациями, расположенными вдоль торговых путей (это, в основном, крупнейшие цивилизации Востока и Запада. В центре ее, на полпути между Йеменом и Сирией, лежала Мекка, заинтересованная сохранить в неприкосновенности торговые пути, по которым к ней текли ее богатства. Поэтому они (арабы) нередко возрождали из руин многие древние поселения и создавали новые города, дабы те способствовали осуществлению контроля над торговыми путями, протянувшимися от Китая до Испании, либо служили как промежуточные пункты на этих путях.

Победоносные войны предоставили в распоряжение арабских градостроителей огромные территории. Урбанизация стремительно развивалась, начиная от Месопотамии, где она уже существовала, и кончая Сирией и Египтом, где она приходила в упадок, и Африкой, где она давно уже отмерла.

Древние поселения зажили новой жизнью, и их размеры, население и социально-экономическая значимость соответственно возросли. Так, в X веке в Багдаде насчитывалось более миллиона жителей, в Дамаске и Кордове 300-400 тысяч, а в Каире - полмиллиона. Эти цифры еще более впечатляют, если вспомнить, что процветающие го-

рода средневековой Европы насчитывали в среднем немногим более 30-40 тысяч жителей и что население Парижа, к примеру, достигло трехсот тысяч лишь в XIV веке.

Столь бурный рост городов определил их господствующее положение над прилегающей сельской местностью, ставшей поставщиком продуктов питания и рабочей силы. Как подчеркивает М. Сенасёр, все эти города имеют общее происхождение: они возникали как место встречи предприимчивых погонщиков верблюдов из Сахары и горстки не менее предприимчивых торговцев городов Средиземноморского побережья. Возникновение городов представляло собой сложный процесс, порой захватывающий прежние поселения кочевых племен, расположенные вдоль границы с пустыней (рис. 1).

Процветание этих торговых центров, богатство и престиж знаменитых торговцев-авантюристов находили свое отражение в архитектуре - во дворцах, мечетях, медресе.

Планировка города отражала его социально-экономическую роль. В центре находился «сук», торговый ремесленный район, посреди которого стояла главная мечеть. Неподалеку от суков находились «фундуки» - торговые склады и дома купечества, а также «кайсарийи», где хранились дорогие товары. В том же районе располагались менялы и иногда помещался монетный двор. А вокруг него лежал целый лабиринт улочек и переулков, вдоль которых располагались открытые мастерские, где трудились группы ремесленников — ткачей, резчиков, красильщиков, медников, занятых, как правило, тысяча и одним ремеслом.

Рис. 1.Город в пустыне Сук-эль-Уде (Алжир). Аэрофотосъемка с разной высоты

Постороннему человеку затемненные вьющимися на специальных решетчатых перекрытиях растениями, улицы, скрывающими жизнь своих обитателей за высокими стенами домов без окон, шумные главные артерии города и гомон рынка, весь этот мир, в котором купцы и посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, мог показаться беспорядочным хаосом. Однако, как замечает марокканский профессор, в этом мире более чем где-либо еще существовала своя система, при которой особое лицо - «мухтасиб», представляющий городскую власть, нес ответственность за законность совершавшихся сделок, за поддержание мусульманского правопорядка, наивысшим принципом которого считалось: творить добро и предотвращать зло.

Конкретные функции, возложенные на мухтасиба, были в каждом городе свои. В Фесе, например, он был официально назначен центральной властью надзирать за совершавшимися сделками, проверять вес и размеры продаваемого товара, устанавливать цены, осуществлять надзор за работой печей, рынков, мануфактур и общественных бань.

Помимо городской службы мухтасиба в городе существовали различные гильдии. Их функции в разные времена и в разных местах были неодинаковы, но все гильдии так или иначе были связаны с «футувваъ» - сложным институтом, характерным для мусульманского города.

Футувваъ являлась профессиональным объединением ремесленников; чтобы стать членом этого объединения, необходимо было пройти обряд посвящения. Согласно свидетельству знаменитого путешественника XIV века Ибн Баттуты, знакомого с такими группами мусульманского мира, создание этих братств молодых людей, поклявшихся быть верными товарищами, преданными друг другу, возможно, восходит к давним временам, предшествующим правлению аббасидской династии (которое исчисляется с середины VIII века).

Эти группы укрепляли структуру системы гильдий, предполагавшей дисциплину и сплоченность городской общины в таких городах, как Фес, где термин «футувваъ», очевидно, был не только знаком. Через гильдии ремесленники были знакомы друг с другом, все были связаны единой системой информации и подчинялись одним и тем же неписаным законам, нарушителей которых ждало осуждение со стороны их товарищей.

В некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, о футувваъ были написаны подробные трактаты, рассказывающие о таких обрядах, как церемония посвящения, во время которой нового члена гильдии опоясывали кушаком, завязанным узлами, вокруг талии.

Начиная с XVI столетия гильдии разделяют одинаковую приверженность к традициям и одинаковый принцип подчинения властям. Так, любое ученичество, касалось ли это физического или умственного труда, рассматривалось как процесс посвящения, связанный с передачей знания от учителя к ученику. Это отразилось на культуре. Мир корпораций ремесленников и умельцев, мир ученых мыслителей постоянно соприкасались друг с другом. «Мудрый человек», являвшийся одновременно и правоверным мусульманином и гарантом соблюдения законов своей религии, стал доминирующей фигурой в интеллектуальной и духовной жизни городской общины.

В интеллектуальной жизни преобладали традиционные науки мусульман, унаследованные от древних греков и получившие дальнейшее развитие. Новый мусульманский город, фундамент которого был порой заложен на земле нескольких древних цивилизаций, создавал благоприятные условия для развития медицины, астрономии и математики - наук, применение которых могло удовлетворить новые запросы.

Интеллектуальная деятельность этой цивилизации была активной, порой сопровождалась полемикой, нередко - исследованиями и неизменно стремлением к поиску, присущим всем видам человеческого общества, и являлась стержневым корнем городской культуры, космополитичной в своем многообразии.

Итак, города были не просто точками на экономической карте. Они были также центрами культурной и религиозной жизни. Поездка в торговый центр была одновременно и поездкой в центр образования и культуры. Мир, влекущий купца, был магнитом и для ученого.

Этим объясняет М. Сенасёр почему культура, продвигалась от одного мусульманского города к другому, соединяя почти всех их в единое целое. Существовало гораздо большее взаимопонимание и общение между Кордовой, Фесом, Багдадом и Самаркандом, нежели между этими городами и прилегающими сельскими районами.

Мусульманская культура, таким образом, служила не только основным средством общения, но также и способствовала созданию и сохранению прочного единения в городской жизни. Знаменательно, что на всей территории мусульманского мира не было сколь-либо развитой сети постоялых дворов или гостиниц. Принимали путников и устраивали их на ночлег фундук или мечеть (13, 266-267). Урбанизация мусульманского мира ширилась и крепла, неся богатство и культуру городов к порогу цивилизации Запада, где эпоха Возрождения использовала этот поток знаний.

Это явление было поистине выдающимся в истории мировых культур и цивилизаций. В истории существовало не так уж много сложных, обширных и богатых по своим возможностям движений, способствовавших развитию единения в общемировом масштабе. От Багдада на востоке до Кордовы на западе, с запада — к Византии и от христианской Византии - к мусульманскому Востоку открывались новые земли для торговли и прокладывались новые пути для передачи религиозных, интеллектуальных, экономических и политических идей.

Под влиянием градостроителей мусульманского мира пульс истории постепенно стал воспринимать иной ритм - тот, который ощущается и в наши дни. И какой же путник мог отрицать правоту этих слов: «Вы не найдете новых стран; вам не откроются новые берега. Город будет повсюду с вами».

Город у мусульман был городом-садом. Ревностно хранимые от глаз любопытного прохожего, за высокими стенами лежали чарующие водоемы и росли декоративные деревья и кустарники. Сады несли жизнь «уголку пустыни», создавали фон для неземных грез, призывали к «беспечной, но искрящейся мыслью» фантазии.

Подобная тишина и неподвижность были, возможно, роскошью - и даже больше, чем роскошью, они стали в сегодняшнем стремительном, индустриальном веке.

Следует отметить, что становление изобразительного и архитектурно-декоративного искусства Мавераннахра и Хорасана на всем своем историческом развитии протекало не изолированно. Например, ещё в начале I тысячелетия до н.э. происходило формирование нового художественного стиля у народов Ирана, Афганистана и юга Средней Азии, находившихся под сильным воздействием художественного древневосточного творчества. Именно преемственность и взаимообогащение традиций были двигателем архитектуры на всем протяжении древности и раннего средневековья.

Как отмечалось выше, города Центральной Азии, в том числе Мавераннахра в IX-X вв. делают невиданный доселе гигантский скачок в своём развитии. Резко увеличивается население городов, о котором можно судить по степени миграции сельского населения в городские ремесленно-торговые центры (16, 17-33). За это время, как справедливо отмечают многие исследователи среднеазиатского зодчества (например, О.Г. Большаков, В.Л. Воронина, Г.А. Пугаченкова и др.), территория Бухары увеличилась в 12-15 раз, Самарканда - 3-4 раза, а Бинкета - в 20 раз. Появляются новые города (20).

Такой колоссальный рост городов был обусловлен развитием производительных сил страны, т.е. государства Саманидов, сосредоточением в городах ремесленного производства и торговли, развитием городской культуры, науки, искусства и архитектуры, миграцией сельского населения в города, где появляется не только сильная ремесленно-торговая прослойка, но и гуманистически настроенная научная интеллигенция (16, 107-116).

Центрально-азиатские города, которые прежде служили связующим звеном между западными и восточными странами, являясь перевалочными пунктами мировой караванной торговли, теперь уже сами производят товарную продукцию и торгуют на Востоке с Китаем, Восточным Туркестаном, на северо-западе - с Болгарией и Русью, на западе - с Хазарией. Денежные обязательства - чеки, выдаваемые в Самарканде и Бухаре, быстрее, чем поступление налога (хараджа) в государственную казну Саманидов, оплачиваются в городах далекого Магриба. Серебряные монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Шаше и Хорезме, имеют хождение в Хазарии, Болгарии и на Руси (12, 389-392).

Арабская географическая литература этого периода полна красноречивых описаний городов Востока с перечнем их достоинств и архитектурных достопримечательностей с указанием величины, числа жителей, их занятий, и даже характеристикой их моральных качеств. Так, например, в книге «Таърихи Багдод» (История Багдада) говорится: «Искусное мастерство характерно для Басры, красноречие -для Куфы, привольная жизнь - в Багдаде, вероломство отличает Рей, зависть - Герат, гордость - для Самарканда, рыцарство для Балха и торговля развита в Мисре» (22, 157; 14, 375-381).

Любопытные сведения о типологии, городской коммунальной службе и структуре города даются в главе «Городская жизнь» книги швейцарского востоковеда Адама Меца «Мусульманский Ренессанс», посвященного истории культуры арабского халифата IX-X вв. н.э. (14, 375-381).

В Х в. крупным городом Тохаристана являлся Хульбук, столица историко-культурной области Хутталя (рис. 186-191). Площадь города составляла около 70

га. Цитадель располагалась на его юго-западной окраине. Большую часть территории древнего города в настоящее время занимает современное селение Курбанша-ид в Восейском районе Хатлонской области Таджикистана. О высоком уровне коммунального благоустройства Хульбука говорит факт обнаружения водопроводных труб, ям-бадрабов для сброса нечистот, мощеных улиц, отопительных систем (6, 40-41).

Достопримечательностью Хульбука был дворец хуттальского правителя с квадратным двором посередине. Пол двора искусно был вымощен жженым кирпичом, а в его центре находился глубокий колодец с небольшим устьем, предназначенным для стока талых вод. С четырех сторон двора проходила крытая галерея с колоннами, куда выходили двери и окна помещений дворца. Особенно красиво и богато были украшены стены и потолки. От этих украшений осталось немного -лишь небольшие кусочки расписного резного алебастра. Архитектурный декор дворца некоторым образом дополняют фрагменты колонного ордера с капителями из резного алебастра с воспроизведением морд львов, а также трехчетвертные алебастровые колонки, алебастровые же плахи с надписью куфи и др. Дворец под полом имел крытый кирпичный канал, выводящий нечистоты за пределы сооружения. Центральная отопительная система, расположенная также под полом в виде соединенных между собой керамических труб, нагревала кирпичи пола дворца и тем самым отапливала его помещения (8, 42-44).

Цитадель Хульбука расположена в юго-западной части городища и далеко выдвинута в долину. Выбор места, как считает археолог Э. Гулямова, был предопределен тем, что фасадная плоскость, на которой портал смотрится как михраб (рис. 2), была открыта в сторону густо населенного Уртабоза, на котором находятся большие памятники - Золи-Зард, Сайёд и Гулистон, а как бы за спиной Хульбука -не менее значительные памятники: Манзара, Кайнар, Даштидили, Имом-Али и др. Срединное местонахождение и размещение столицы в излучине Сухроба, с трех сторон окруженного рекой, делает город защищенным.

Реконструированная на основе фрагментов входной части сооружения, портал имеет общую высоту 13,25 м, ширину - 8,6 м с шириной входа в 2,85 м. Рама пештака П-образная и состоит из нескольких дорожек: в один ряд кирпич с чередованием целого и половинки, спаренный кирпич, поставленный на ребро и образующий узор лиандра, специальные кирпичи с вырезанной до обжига куфической надписью, спаренный кирпич. Архивольт поддерживает трехчетвертная колонка. Тимпан украшен кирпичной кладкой геометрического узора: штрих на квадратной сетке, над дверью лопатка, сложенная из кирпичей с куфической надписью. Кирпичи в два ряда по семь штук в ряду. В отличие от надписей, обрамляющих раму портала, которые отличаются строгостью размера, буквы на лопатках несколько суженные и сильно вытянутые. Общий вид портала на плоскости, расчлененной прямоугольными и округлыми пилонами и контрфорсами, смотрится монументально.

Рис. 2. Хульбук. Реконструкция дворца Хатлоншахов.

Графическая реконструкция портального входа в цитадель Хульбука весьма примечательна, так как она демонстрирует один из первых примеров в центрально-азиатском зодчестве появление портала вообще, который, как известно, начал формироваться после Х в. и, в частности, в зданиях культового назначения (мавзолеи Араб-Ата в Тиме, Мир-Саид-Бахрома в Кермине и др.) (8, 94-95, рис.).

В преддверии празднования 2700-летия города Куляба и его округи (2003-2004 гг.) начались реставрационные работы на цитадели Хульбука (авторы проекта целостной реставрации архитекторы З. Хасанов и Н. Валиев). К сентябрю 2006 года, в год юбилейных торжеств, президентом республики Э.Ш. Рахмоновым был торжественно открыт значительный фрагмент крепостной стены цитадели с входным порталом (западный фас цитадели) и музей Хульбука. На территории цитадели были вскрыты почти все постройки и законсервированы для показа гостям торжеств. В настоящее время целостная реставрация крепостной стены продолжается (см. рис. 2).

Другое крупное городище на территории Хутталя обнаружено недалеко от селения Сайёд на берегу Пянджа. Изученное Э. Гулямовой, городище имеет прямоугольную в плане цитадель (160х130 м), приподнятая на высокой платформе и окруженная широким (8 м) рвом. На территории Сайёд изучен ряд жилищ горожан, так что облик городского дома 1Х-Х вв. мы вполне можем представить по описанию Э. Гулямовой. Жилой дом горожанина (50х50 м) состоял из квадратного двора (26х26 м), вокруг которого располагались прямоугольные в плане помещения. Пол двора местами был выложен жжеными кирпичами в определенном орнаментальном мотиве. Стены помещений, обращенных во двор, были украшены резным шту-ком. Такой же декор обнаружен и в парадных помещениях. Заслуживает внимания отделка суф, поверхность которых покрыта толстым слоем белого алебастра, а боковины покрыты красной краской. Пол помещений выкладывался жженым кирпичом. Одной из примечательных особенностей помещений является наличие в западной стене михрабной ниши, углы которой оформлены трехчетвертными резными колонками. Обычно помещения в доме располагались группами: в центре - парадная, кухня, комната для омовения с возвышением и ванночкой со стоком для воды и комнаты с суфами (14).

В середине IX века сильно выросла территория Бухары, и в 849-850 гг. город заново обнесли стеной, имевшей 11 ворот. Город занимал уже не менее половины площади современной Бухары. В X в. вся центральная её часть представляла базар, а город в целом совершенно потерял облик прежнего шахристана. Одновременно город распространился и за пределы шахристана, куда постепенно переселяются представители знати, отстраивая здесь свои замки, усадьбы и дворцы. Строятся и культовые здания, главным образом мечети. Постепенно вокруг рабада строится мощная и длинная стена для защиты города (23, 18-19).

В IX-X вв. крупной экономически сильной областью Мавераннахра была Фергана со сравнительно большими и густонаселенными городами Ахсикат, Худжанд, Андукан, Куба, Канд (Кандибодом или Канибодом), Асбара и др. Худжанд состоял из трех частей: кухандиза, шахристана и рабада. В последнем находился дворец правителя, в кухандизе - тюрьма, в шахристане - соборная мечеть. Как показывают исследования Н.Н. Негматова, город имел в окружности 6-8 км. Посреди города протекала речка, снабжавшая его водой. Глинобитные дома располагались тесно, на окраинах города было много садов и виноградников. Город находился на перекрестке дорог из Согда, Чача и Ферганы, что пособствовало его экономическому и культурному процветанию (16, 17-33). По данным арабоязычных географов, Худжанд был большим единственным и красивым городом на левом берегу Сыр-дарьи. Например, Ибн-Хаукаль отмечает, что Худжанд «.. .по красоте своей одинок среди областей», а ал-Мукаддаси пишет: «Худжанд - город услады, нет на этой стороне более приятного (города), чем он, посреди его течет река и гора смежна с ним, хвалят его мудрецы и поэты». Согласно описанию путешественников и географов средневековья, если для Самарканда была характерна гордость, рыцарство - для Балха, то древний Худжанд был увенчан эпитетом «Тирози джахон» - «Краса мира» (11, 53-90).

Рис. 3. План Ахсыкета (по А. Анарбаеву).

Главный город Ферганы - Ахсикат, расположенный на правом берегу Сырда-рьи, состоял из крепости, шахристана и ремесленной округи - рабада (рис. 3). В цитадели имелись дворец и тюрьма, а в шахристане - соборная мечеть и обширные

базары. Городские здания были глинобитные. Город орошался множеством каналов, впадавших в красивые хаузы, обложенные кирпичом на известковом растворе (16, 44-45).

Наиболее крупным городом Мавераннахра оставался в ГХ-Х вв. Самарканд. В этот период он вышел далеко за пределы Афрасиаба и состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Шахристан занимал значительную часть современных развалин Афрасиаба площадью 218 га. Площадь рабада была равна 175 га. К концу Х в. город ещё более разросся за счет расширения рабада. Последний окружал шахристан уже со всех сторон. В рабаде было много кварталов, улиц, базаров, замков и садов. Почти на всех улицах была проточная вода, улицы и площади были вымощены камнем, а постройки возводились, главным образом, из сырца и дерева, в городе было много каравансараем и бань. Самарканд вместе с окрестностями был окружен общей глинобитной стеной, имевшей 12 ворот. Остатки внешней стены ныне известны под названием Девори Киемат и Девори Кундаланг. Площадь всей округи, охваченной этой стеной, составляла около 20 кв. км (24, 164-70, рис. 4).

По историческим сведениям, западная часть Самарканда активно застраивалась монументальными дворцами Саманидов, а восточная - усадьбами знатных вельмож и военноначальников. В 1911 году в западной части Афрасиаба археологами был обнаружен ряд больших помещений, украшенных резными ганчевыми панелями. Это был дворец Афрасиаба, реконструированные Бухара, Ахсикат, Худжанд Л.И. Ремпелем (3, 30-31). Первый зал имел размеры 6,29х13,4 м и имел три дверных проёма, обращенных во двор, а две других - на торцах. Ученый предполагает, что главное предназначение просторного и достаточно светлого (над дверьми были устроены световые проемы, забранные ганчевыми решетками и цветным стеклом) зала, украшенного тонкой резьбой из ганча, - прием гостей, т.е. он служил своего рода мехмонхона - гостиная, известная ещё в доарабское время (3, 42-48).

Как пишет кандидат искусствоведения С. Рахматуллаева, замечательным явлением в архитектурной декорации Мавераннахра !Х-Х вв. являются композиции резного орнамента гостиной дворца Саманидов, где в изящном узоре можно увидеть более древний, заметно переработанный, вьющийся стебель виноградной лозы, столь излюбленный и часто изображаемый в резном дереве Пенджикента и резном ганче Варахши (18, 93). Резной орнамент панелей Афрасиаба находит близкие параллели в пластическом убранстве дворца аббасидских халифов в Самарре (!Х в.), мечети Наине (Иран, 960 г.), мечети Тарих (Ну-Гумбад) в Балхе (Афганистан, К-Х вв.) и др. (19, 93-94).

После арабского завоевания возрождаются и развиваются не все города. Так, высококультурный город Пенджикент - столица согдийского владения Панч в верховьях Зеравшана, был частично разрушен в 722-723 гг. во время восстания сог-дийцев (4, 118-119). После этого жизнь в нем продолжалось до 70-х годов VIII в., а затем он снова приходит в упадок. Однако учеными (например, В.В. Бартольдом) прослежено возрождение этого города как культурного и торгового центра Верхнего Зеравшана в IX-ХШ вв., но уже на новом месте. О нем сохранились краткие сведения в арабо-таджикских письменных источниках Х-ХП вв. (4, 144-145). Новый город Пенджикент возник в юго-западной части равнины Дашти Мулло на левом берегу Магиандарьи. Согласно исследованиям археолога У. Эшонкулова, он состо-

ял из цитадели, возникшей ещё в VII в., и обширного населенного пункта (размеры 500х350 м), огражденного крепостной стеной (25, 573). Как писал ал-Истахри, в Пенджикенте находилась соборная мечеть, единственная к востоку от Самарканда (1,202). От этой мечети в настоящее время сохранились остатки сырцового минарета в Дашти Кози. К стенам города примыкало кладбище. Находки жженых кирпичей, остатков керамики, стеклянных сосудов, зернотерок, жерновов водяных мельниц наглядно свидетельствует, что в 1Х-Х11 вв. Пенджикент был богатым и развитым городом. Так, ал-Истахри говорит о нем как о «богатом городе с прекрасными фруктами, изюмом и яблоками», а Ибн-Хаукаль отмечает: «Что касается до самаркандских рустаков, то первый из них Бунджикат (Пенджикент) с одноименным городом, в котором имеется соборная мечеть. Бунджикат - рустак, изобилующий деревьями и проточными водами. Его урожай миндали, орехов и прочих превосходит урожаи в других рустаках, хотя он и не велик.» (10, 222, 225).

Таким образом, нашими исследованиями выяснилось, что на обширной территории Мавераннахра в период раннего средневековья, а затем и последующие периоды сформировалась самостоятельная архитектурно-художественная школа с установившимися традициями жилищного строительства, сельского расселения, обширной совершенной типологии гражданских, культовых и инженерных сооружений, оказавшей влияние на зодчество прилегающих территорий Центральной Азии и вместе с тем впитавшей все то лучшее, что было достигнуто соседними народами, развивавшимися в общем русле формирования центральноазиатской цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Ал-Истахри (Исхок Иброхим. Масолик ва Мамолик (Пути и страны). Под ред Эраджа Афшара. Третье издание. -Тегеран: Изд. Наука и культура, 1368 г.х. (1949).

2. Ахмедов, М.К. История архитектуры Средней Азии (на узб. яз.). - Тошкент: Изд. «Узбекистан», 1995. - 178 с.

3. Ахраров, И.А., Ремпель, Л.И. Резной штук Афрасиаба. - Ташкент: Изд. Литер. и искус. Им. Г.

Гуляма, 1971. - 160 с.

4. Бартольд, В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия//В.В. Бартольд. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1898 - 1900. Ч. 2. Исследования. - 1900. - VIII, 573 с.

5. Большаков, О.Г. Отчет о раскопках северо-восточной части объекта III // МИА СССР. - № 124

(Тр. ТАЭ, т. IV). - М.-Л.: АН СССР, 1966. - 232 с.

6. Гулямова, Э. Хульбук - столица Хутталя. - Душанбе: Ирфон, 1969. -75 с.; 7. Якубов, Ю., Гу-

лямова Э., Хульбук столица древнего Хатлона. /Путеводитель. - Душанбе: Изд. «ЭР-Граф», 2006. - 68 с., на тадж. и русск. яз.

8. Гулямова, Э. У ворот столицы Хутталя // Мероси ниёгон. - 1992. - Вып. 1. - С. 94-95, рис.

9. Гулямова, Э. Дом богатого горожанина ¡Х-Х вв. и его ганчевый декор // Информационный

бюллетень МАИКЦА. - Вып. 17. - М.: Наука, 1990. - С. 61-112, рис. 1-8.

10. Ибн-Хаукаль. Сурат ал-Арз. - Техрон, 1340х, с. 222, 225.

11. История Ленинабада. Научно-популярный очерк. - Душанбе: Ирфон, 1986. - 607 с.

12. История таджикского народа//Под редак. Н.Н. Негматова. - Т. 2. - Душанбе: АН РТ, 1999. -790 с.

13. Мамаджанова, С.М., Мукимов, Р.С. История градостроительного искусства Таджикистана. Учебник. /Рекомендован к изданию решением экспертной комиссии МО и Н РТ (№ 9/43 от 30 июня 2022 года). - Душанбе: Издательский центр ТТУ им. акад. М.С. Осими, 2022. - 445 с.

14. Мец А. Мусульманский Ренессанс//Перев. с нем., предисл., библиогр. и указатель Д.Е. Бер-тельса. - М.: Изд. «ВиМ», 1996. - 473 с.

15. Мохаммед Аллал Сенасёр. Города, которые процветали в пустыне//Курьер ЮНЕСКО. -1978. - Париж, №1. - С. 4-10.

16. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хоросан в 1Х-Х вв.). -Душанбе: До-ниш, 1977. - 279 с.

17. Пугаченкова Г.А. Шедевры Средней Азии. -Ташкент: Издат. литер. и искусства, 1986. -320 с.

18. Рахматуллаева, С. Дворцовая архитектура эпохи Саманидов//Мероси ниёгон. - 1999. - Душанбе. - № 4. - С. 91-101.

19. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. - Ташкент: АН Узб.ССР, 1961. -606 с.

20. Сухарева О.А. К исторической топографии древнего и средневекового Самарканда. - Ташкент, 1981. - 144 с.

21. Толстов С.П. Бируни и его время//Сборник Бируни. - М.-Л.: АН СССР, 1950. -136 с.

22. Фараби Абурайхан. Трактат о взглядах жителей добродетельного города//С. Григорьян. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М., 1960. - 942 с.

23. Шишкин В.А. Архитектурные памятники Бухары. - Ташкент: Ком. наук УзССР, 1936 Изд-во 1936. - 99 с.

24. Шишкина Г.В. Древний Самарканд и его округа//Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. - Ташкент: Фан, 1987. - 176 с.

25. Эшонкулов У. Начало исследования истории ирригации Верхнего Зеравшана // АО 1983 года. - М.: Наука, 1985. -886 с.

ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX - X ВВ.

Статья посвящена ключевому этапу развития градостроительного искусства в Мавераннахре и Хорасане в IX-X веках, характеризующему формирование мощного государства Саманидов. В это время активно развиваются города, появляются новые архитектурные формы, отражающие идеологию ислама, такие как мечети, медресе, мавзолеи и рабаты.

Структура города включает цитадель, шахристан и рабад. Анализируются характеристики городов Хульбук, Бухара, Ахсикат, Худжанд, Самарканд, Пенджи-кент. В этот период города увеличивают свою площадь, украшаются монументальными сооружениями, садами и парками. Архитектура и градостроительство направлены на сохранение и развитие традиций, заложенных ранее.

Ключевые слова: город, градостроительная структура, Худжанд, Ахсикат, Пенджикент, планировка города.

ХУНАРИ ШАХ,РСОЗЙ ДАР АСРХОИ IX - X

Дар макола яке аз мархалахои мухимми рушди хунари шахрсозй дар каламрави Мовароуннахру Хуросон дар асрхои IX-X баррасй мешавад. Дар ин давра давлати пуркудрати Сомониён таъсис меёбад. Шахрхо рушд мекунанд, анвои нави бинохо, мисли масчид, мадраса, макбара ва работ пайдо мешаванд, ки бо идеологияи ислом алокаманданд. Шахр аз калъа, шахристон ва работ иборат аст.

Тахлили меъмории шахрхои бостонии Хулбук, Бухоро, Ахсикат, Хучанд, Самарканд, Панчакент оварда шудааст. Онхо аз руйи майдон васеъ шуда, бо бинохои монументалй ва богхо оро дода мешудаанд. Тамоми меъморй ва шахрсозй бо хадафи тадовуми суннатхои каблан ташаккулёфта равона шудааст.

Калидвожахо: шаур, сохтори шщрсозй, Хуцанд, Ахсикат, Панцакент, банацшагирии шаур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ART OF URBAN PLANNING IN THE IX - X CENTURIES

The article investigates a pivotal phase in the evolution of urban planning in Transoxiana and Khorasan during the 9th to 10th centuries, coinciding with the establishment of the powerful Samanid state. This period witnessed the flourishing of cities, marked by the emergence of new architectural forms in harmony with Islamic ideology, including mosques, madrasas, mausoleums, and rabats.

A typical city structure during this time consisted of the citadel, shahristan, and ra-bad. The analysis focuses on prominent cities such as Hulbuk, Bukhara, Akhsikat, Khu-jand, Samarkand, and Penjikent. These urban centers experienced growth both in size and cultural significance, adorning themselves with monumental structures, gardens, and parks. The architectural and urban planning initiatives of this era were guided by a commitment to perpetuating established traditions.

Key words: city, urban planning structure, Khujand, Akhsikat, Penjikent, city layout.

Сведения об авторе: Мукимов Рустам Саматович - доктор архитектуры, профессор, старший научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша НАНТ. Email: mukimovr@mail.ru Тел. Моб: 907-77-18-02

Author the Information: Rustam Samatovich Mukimov is a Doctor of Architecture, a professor, and a senior research fellow at the Department of Ancient, Medieval, and Modern History at the A. Donish Institute of History, Archaeology, and Ethnography of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. E-mail: mukimovr@mail.ru,

Mobile: +992907-77-18-02. ♦-♦

УДК 556.166.067 (575.2) (55)"17/19"

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ В СРЕДНЕМ И НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭПОХЕ

КОКАНДСКОГО ХАНСТВА (по материалам трудов русских ученых и путешественников)

МАМАТКУЛОВ Д.А., Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики

Долина реки Сырдарьи, распространяющаяся с древнейших времен, символизирует исторический путь процветания и богатства, а также служит свидетельством выдающегося вклада человеческой цивилизации в формирование обширного оазиса. Этот регион, включающий три части и имеющий в центре территорию Ташкента вдоль среднего течения бассейна Сырдарьи, стал неотъемлемой частью культурного и экономического развития.

Следует отметить, что во второй половине XIX - начале XX века три основных притока Сырдарьи - Чирчик, Ангрен и Келес - играли важную роль в формировании облика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.