Научная статья на тему 'СЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА'

СЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / РЕМЕСЛО / МАВЕРАННАХР И ХОРАСАН / ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕНТРЫ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РАБАДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунова Шахноза Мухсиновна

Статья посвящена изучению вопроса формирования средневекового города в Мавераннахре и Хорасане, о росте городов в период развитого феодализма, точнее - в период правления Саманидов, т.е. в первом таджикском государстве. Отмечается, что IX век ознаменуется бурным ростом городов, облик которых совершенно изменяется, появляются большие торгово-ремесленные центры с населением до 50 тысяч человек. Автор указывает на рост городов в X и последующих столетиях на территории рабадов, появившихся уже после завоевания арабов, куда перемещается экономический центр города и где начинают возводиться монументальные постройки -каравансараи, мечети, мавзолеи и др. Подчеркивается влияние расширения ремесленного производства и торговли в городах на развитие городской культуры и архитектуры, миграцию сельского населения в города, в результате чего появляется сильная ремесленно-торговая прослойка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CENTRAL ASIAN MEDIEVAL CITY

The article is devoted to the study of formation of a medieval city in Maverannahr and Khorasan, growth of cities in the period of developed feudalism, more precisely, during the reign of the Samanids, i.e. in the first Tajik state. It is noted that the 9th century will be marked by the rapid growth of cities, the appearance of which completely changes, large trade and craft centers with a population of up to 50 thousand people appear. The author points to the growth of cities in the 10th and subsequent centuries on the territory of rabads that appeared after the conquest of the Arabs, where the economic center of the city moved, and where monumental buildings began to be erected - caravanserais, mosques, mausoleums, etc. The influence of the expansion of handicraft production and trade in cities is emphasized on the development of urban culture and architecture, the migration of the rural population to the cities, resulting in a strong craft and trade layer.

Текст научной работы на тему «СЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА»

УДК 94(5)

DOI:10.51844-2077-4990-2022-3-41-46

Турсунова Шахноза Мухсиновна,

преподаватель кафедры истории и обществоведения ГОУ «Педагогический колледж при ХГУ имени акад.Б.Гафурова» (Таджикистан,Худжанд) Турсунова Шахноза Мухсиновна, муаллими кафедраи таърих ва илмуои цамъиятшиносии МДТ «Коллеци омузгории ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров» (Тоцикистон, Хуцанд) Tursunova Shakhnoza Mukhsinovna, lecturer of the department of history and social science under the SEI "Pedagogical College attached to KhSU named after acad.B.Gafurov" E-mail: shahnoza @ inbox.ru

Ключевые слова: город, ремесло, Мавераннахр и Хорасан, торгово-ремесленные центры, средневековье, ремесленное производство, рабады

Статья посвящена изучению вопроса формирования средневекового города в Мавераннахре и Хорасане, о росте городов в период развитого феодализма, точнее - в период правления Саманидов, т.е. в первом таджикском государстве. Отмечается, что IX век ознаменуется бурным ростом городов, облик которых совершенно изменяется, появляются большие торгово-ремесленные центры с населением до 50 тысяч человек. Автор указывает на рост городов в X и последующих столетиях на территории рабадов, появившихся уже после завоевания арабов, куда перемещается экономический центр города и где начинают возводиться монументальные постройки -каравансараи, мечети, мавзолеи и др. Подчеркивается влияние расширения ремесленного производства и торговли в городах на развитие городской культуры и архитектуры, миграцию сельского населения в города, в результате чего появляется сильная ремесленно-торговая прослойка.

Вожах;ои калиди: шаур, уунарманди, Мовароуннаур ва Хуросон, марказуои савдо ва уунарманди, асруои миёна, истеусолоти уунари, работ

Мацола ба омузиши ташаккули шаури асримиёнаги дар Мовароуннаур ва Хуросон, рушди шауруо дар давраи феодализми мутарацци, аництараш, дар замони аввалин давлати тоцикон -хонадони Сомониён ихтисос ёфтааст. Цайд карда мешавад, ки асри IX бо рушди босуръати шауруо, тагйирёбии куллии симои онуо, марказуои калони савдо ва уунарманди бо ауолии то 50 уазор нафар мушаххас мешавад. Муаллиф ба рушди шауруо дар асри Х ва садауои баъди дар цаламрави работуо ишора менамояд, ки пас аз истилои арабуо ба вуцуд омада, маркази ицтисодии шаур ба он цо кучонида шуда, биноуои муцассам — корвонсарой, масцид, мацбара ва гайра сохта шуданд. Таъсири вусъати истеусолот ва савдои уунари дар шауруо ба рушди фаруангу меъмории шаури, мууоцирати мардуми деуот ба шауруо, ки дар натица табацаи цавии уунарманду тоцир ба вуцуд омадааст, таъкид шудааст.

Key words: city, craft, Maverannahr and Khorasan, trade and craft centers, Middle Ages, handicraft production, rabads.

The article is devoted to the study of formation of a medieval city in Maverannahr and Khorasan, growth of cities in the period of developed feudalism, more precisely, during the reign of the Samanids, i.e. in the first Tajik state. It is noted that the 9th century will be marked by the rapid growth of cities, the appearance of which completely changes, large trade and craft centers with a population of up to 50 thousand people appear. The author points to the growth of cities in the 10th and subsequent centuries on the territory of rabads that appeared after the conquest of the Arabs, where the economic center of the city moved, and where monumental buildings began to be erected - caravanserais, mosques, mausoleums, etc. The influence of the expansion of handicraft production and trade in cities is emphasized on the development of urban culture and architecture, the migration of the rural population to the cities, resulting in a strong craft and trade layer.

Городская жизнь в Мавераннахре имеет очень древние традиции, Бактрия, Согд и Хорезм уже при рабовладельческом строе и раннем феодализме были странами с большим количеством

СЛОЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА

ШАКЛГИРИИ ША^РИ АСРИМИЁНАГИИ ОСИЁИ МИЁНА

FORMATION OF CENTRAL ASIAN MEDIEVAL CITY

городов. С этим фактом и встретились арабы, когда начали завоевание данной территории. Известно, что с конца VII и до начала IX веков Мавераннахр и Хорасан были завоеваны арабами. В результате чего в определенный период многие города пришли в упадок, однако, к 1Х-Х11 векам в Мавераннахре и Хорасане благодаря влиянию новой исламской культуры и местных традиций происходит общий рост культуры, а также и градостроительства. Жители значительной части покоренных аравийскими кочевниками провинций начали принимать активное участие в создании так называемой арабо-мусульманской культуры, обогащая ее за счет традиций, унаследованных ими от их древних предков. Усвоив и переработав многое из духовного наследия традиций народов Мавераннахра и Хорасана, мусульмане не только включили их в свою культуру, но познакомили с ними страны Запада и, тем самым, внесли свою лепту в культурный подъем Европы эпохи Возрождения [13,с.3].

После арабского завоевания происходило интенсивное сближение Мавераннахра и Хорасана с Ближним Востоком, отразившееся также на градостроительстве. Согдийцы начинают утрачивать обособленность от Хорасана и Ирана; персидский (таджикский) язык - второй разговорный язык аббасидской знати, становится языком высшего общества Мавераннахра. Согдийская, уструшанская, ферганская знать начинает воспринимать себя наследницей сасанидских культурных традиций.

В городах Мавераннахра и Хорасана господствующим слоем населения являлись дехкане, которые считались приверженцами древних и доисламских традиций своего народа. Именно представители этого сословия сыграли решающую роль в возрождении традиций своих предков. Ислам оказал влияние в формирование культуры, искусства и градостроительства Мавераннахра и Хорасана, в следствие чего произошли некоторые изменения, отразившиеся в том числе и на облике городов. Появились новые, более свободные стили в градостроительстве. Элементы искусства местных народов Мавераннахра и Хорасана все более стали служить новому исламскому искусству. Вот что пишет по этому поводу Кристин Прайс: «Когда речь идет об исламском искусстве, Иран и ираноязычные народы Мавераннахра в его развитие внесли весомый вклад. С IX по XVI века Иран считался колыбелью искусства и художественного творчества в мусульманском мире [6,с.56-70]. По мнению некоторых ученых, таких как Кремер, «начиная с IX по XIII века, происходит культурный перелом в исламском мире, который назван эпохой «мусульманского Ренессанса».

Халифы Багдада из династии Аббасидов искали пути сближения с местной аристократией через привлечение их к управлению государством. Тем самым они были вынуждены предоставлять определенную автономию восточным областям халифата, т.е. Мавераннахру и Хорасану. Этот политический курс Аббасидов на привлечение к управлению восточными областями представителей местной землевладельческой аристократии не привел к усилению власти халифата в Мавераннахре и Хорасане, а наоборот, способствовал созданию условий, приведших вскоре к освобождению региона от арабского владычества. В результате этого на политическую арену выходят сначала местная аристократическая династия Бармакидов, после трагического исхода их заменяют Тахириды, затем власть переходит к Саманидам - первому таджикскому государству. Именно в период правления Саманидов завершается этногенетическое формирование таджикского народа. Этому способствовал рост городов в условиях развитого феодализма, усиление экономических и культурных связей между отдельными народами и областями Мавераннахра и Хорасана.

Войдя в состав халифата, Мавераннахр и Хорасан включились в орбиту мировой караванной торговли. Социально-экономические сдвиги привели к росту сельского населения, ремесла и торговли, усилилась купеческая прослойка, увеличилось количество ремесленников. В жизни городов всё большее значение приобрели рабады. Накапливались предпосылки к качественным изменениям в планировке городов.

IX век ознаменуется бурным ростом городов, совершенно изменяется их облик, небольшие городки-резиденции, где ремесло и торговля существовали в значительной степени только для удовлетворения нужд дехкан, обитавших в них, теряют свое значение, появляются большие торгово-ремесленные центры с населением до 50 тысяч человек. Отдельные города вроде Самарканда, Бухары и Мерва достигают уровня крупных мировых столиц. Большинство из них развиваются на основе городков, существовавших в VII-VIII вв., которые остаются ядром, шахристаном этих новых центров.

Ни один из городов IX-XIII веков не сохранился до наших дней, хотя бы как близкое зрительное восприятие. В настоящее время о городах региона мы можем говорить, рассуждать языком археологии, этнографии, узнавать из описания очевидцев. Поэтому основными нашими

источниками в изучении истории городов Мавераннахра и Хорасана будут служить п исьменные, археологические и этнографические материалы, дошедшие до нас. По определению О.Г. Большакова, в пределах лишь Мавераннахра в период Х в. функционировали более 280 городов. Примерно столько и даже больше их имелось в Хорасанской части владения Саманидов. В другом исследовании О.Г. Большакова отмечается, что 1Х в. был ознаменован взрывом градообразования. Большое число городов было расположено в долине Ферганы /40/, Чаче /39/, Бухарском оазисе /29/, Семиречье/ 24/, самаркандском Согде /16/, Уструшане /13/, Илаке /17/ и в районах среднего течения Сырдарьи /20/ [6,с.129].

О подавляющей массе среднеазиатских городов мы имеем отрывочные сведения по географическим и историческим источникам на арабском и местном таджикском языке, несмотря на это эти источники дают не мало сведений о структуре, топографии и экономической жизни средневековых городов. Но средневековые источники не могут дать полный обзор размера, историко-топографического развития города, его производственных и торговых структур в данный период. Исследование этого вопроса, проблемы социально-экономического содержания городской жизни в 1Х-Х11 веках стало возможным благодаря изучению сведений письменных источников и археологических данных, полученных в процессе исследования самих городов, таких как Самарканд, Бухара, Мерв, Худжанд, Термез, Варахша, Пайкент, Ниса и др. Результаты исследований проведенных археологами в вышеуказанных городах Мавераннахра и Хорасана дали возможность сопоставить их с данными письменных источников. Такая работа еще в конце XIX века проделана русским востоковедом В.А. Жуковским на примере одного из крупных городов Хорасана - Мерва. В своей монографической работе В.А. Жуковский по исследованию истории Мерва представил краткое предисловие, за которым следуют две части: «Исторический очерк Мерва» и «Развалины старого Мерва»; каждая из них имеет самостоятельное значение, вместе с тем они органически связаны между собой. В первой части помещены письменные известия о прошлом Мерва, во второй - они сопоставляются с результатом непосредственного обследования памятников на месте. Эта работа В.А. Жуковского была одним из первых шагов по исследованию городов Мавераннахра и Хорасана [12,с.50-58].

Одним из первых востоковедов, который, основываясь на сведения письменных источников, охарактеризовал общую линию развития средневекового города, был В.В. Бартольд. На примере главных городов Мавераннахра, таких как Самарканд, Бухара и Мерв, он показал, как постепенно усложняется топография средневекового города, как город превращается в центр ремесла и торговли [1,с.3].

В.В. Бартольд попытался проследить путь развития средневековых городов Мавераннахра и Хорасана, вскрыть точное значение специальной терминологии, применённой географами и историками ГХ-Х веков к городским частям, высказал мысль о росте города в Хв. и последующих столетиях на территории рабадов [4,с.413]. В.В. Бартольд не раз в своих разработках отмечал, что арабоязычная географическая литература К-Х веков выработала для обозначения городов Мавераннахра и Хорасана специальную терминологию. На средневековом мусульманском Востоке господствовало представление о городе как административном центре. Оно отражено в арабском слове «медина» (от «дан»- «судить») -место, где производится суд, аналогичное понятие персидского происхождения было слово «шахристан». Также были в употреблении такие термины, как «кухандиз» - «старая крепость» -слово персидского происхождения, наряду с которым употреблялось слово арабского происхождения «калъа», уже после арабского завоевания у стен шахристана появились «рабады» - от арабского пригород, аналогичное понятие в персидском языке не обнаружено, что даёт нам возможность предполагать, что оно появилось после завоевания арабов.

Пути развития и становления средневекового города Мавераннахра и Хорасана также изучены и разработаны историком-востоковедом А.Ю. Якубовским, который считал, что в Х веке процесс окончательного формирования города как центра ремесленного производства можно считать закончившимся [15,с.4]. Именно в этот период городская жизнь сосредотачивается в рабадах. Как отмечает А.Ю. Якубовский, в Х веке рабады постепенно перетягивают к себе главный пульс хозяйственной жизни города и становятся настоящими центрами феодального города - местами ремесленного производства.

Одной из немаловажных работ по данному вопросу можно назвать исследование О.Г. Большакова, посвященное средневековому городу Средней Азии конца VIII - начала ХШ века. Особое внимание автор уделяет социально-экономическим отношениям в средневековом

городе, специальные параграфы отведены вопросу ремесленного производства в городах. Результаты исследований О.Г. Большакова, А.М. Беленицкого и И.Б. Бетовича о развитии городской жизни Мавераннахра и Хорасана изучаемого периода отражены в монографии «Средневековый город Средней Азии». По определению О.Г. Большакова, именно к началу IX века сложился тот тип города, который без принципиальных изменений просуществовал почти всё средневековье [3,с.162]. О.Г. Большаков в своих разработках справедливо подчеркивает осложнение процесса развития городов в результате арабского завоевания. С одной стороны, арабское завоевание принесло разрушение и запустение городов, а с другой - последующий период политической стабилизации и вхождение в систему централизованного государственного организма Халифата способствовали как бы второму циклу урбанизации Мавераннахра и Хорасана. Согласно утверждениям О.Г. Большакова, около 25-30% населения страны жило в городах.

В Х-Х1 вв. темпы роста городов в центральной части Мавераннахра и Хорасана замедляются, зато начинают расти города на северо-восточной окраине, где происходило интенсивное оседание кочевников. К концу XI века большинство городов достигает максимума территориального и демографического развития. Одновременно с быстрым ростом, обусловленным существованием большого централизованного государства, города утрачивают последние остатки внутренней автономии. Организационно они превращаются в структурную ячейку централизованного государства [3,с.351]. К началу XIII века развитие города от античности к средневековью эволюционировало и его формирование как социально организованной среды обитания было в общих чертах завершено. Изменения следующих веков не имели уже принципиальный характер, и ни размеры городов, ни их количество в будущем — вплоть до XIX в. — почти не изменялись. Рост территории городов и их количества, благоустройство и роскошь ее жителей способствовали строительным работам, развитию ремесла и искусства [14,с.25]. Не будет преувеличением, если скажем, что города Мавераннахра и Хорасана в вв. делают невиданный гигантский скачок в своём развитии. После

активности урбанизации и степени миграции сельского населения в городские ремесленно-торговые центры, [9,С.17-33] как справедливо отмечают многие исследователи среднеазиатского зодчества (например, О.Г.Большаков, В.Л.Воронина, Г.А.Пугаченкова и др.), территория Бухары увеличилась в 12-15 раз, Самарканда — в 3-4 раза, а Бинкета — в 20 раз.

Начиная с государственности Саманидов, с сосредоточением в городах ремесленного производства и торговли, развитием городской культуры, науки, искусства и архитектуры, миграцией сельского населения в города, появляется не только сильная ремесленно-торговая прослойка, но и гуманистически настроенная научная интеллигенция [9,с.107-116]. Города Мавераннахра и Хорасана, которые прежде служили связующим звеном между западными и восточными странами, являясь перевалочными пунктами мировой караванной торговли, теперь уже сами производят товарную продукцию и торгуют на Востоке с Китаем, Восточным Туркестаном, на северо-западе — с Болгарией и Русью, на западе — с Хазарией. Денежные обязательства - чеки, выдаваемые в Самарканде и Бухаре, быстрее, чем поступление налога (хараджа) в государственную казну Саманидов, осуществляются в городах далекого Магриба. Серебряные монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Чаче и Хорезме, имеют хождение в Хазарии, Болгарии и на Руси [4,с.389-392].

Арабская географическая литература этого периода полна красноречивых описаний городов Востока с перечнем их достоинств и архитектурных достопримечательностей с указанием величины, числа жителей, их занятий и даже характеристикой их моральных качеств. Так, например, в книге «Таърихи Богдод» (История Багдада) говорится: «Искусное мастерство характерно для Басры, красноречие - для Куфы, привольная жизнь - для Багдада, вероломство отличает Рей, зависть — Герат, гордость - для Самарканда, рыцарство - для Балха, а торговля развита в Мисре» [7,с.322; 10,с.74].

Любопытные сведения о типологии городской коммунальной службы и структуры города даются в 22-й главе под названием «Городская жизнь» книги швейцарского востоковеда Адама Меца «Мусульманский Ренессанс», посвященной истории культуры арабского халифата IX-X вв. н.э.[7,с.375-381]. Глава занимает небольшой объем, поэтому приведем её ниже дословно. «Единственная классификация городов, дошедшая до нас от IV в.х., исходит из политической оценки и различает: 1) 16 главных городов и резиденций наряду с несколькими крупными городами (амсар); 2)77 укрепленных главных городов провинций (касабат); 3) провинциальные города (мада'ин), или мудун); 4) города-навахи, как Нихавенд и Джезират Ибн 'Омар; 5) деревни (кура). Отличительным признаком города было наличие в нем минбара. Особенно строго

придерживались этого ханифиты, требуя, чтобы только в действительно крупных городах пятничное богослужение производилось в соборной мечети. Поэтому в Мавераннахре, где господствовало это направление, было много деревень, которым только отсутствие в них мечети мешало стать городом. Сколько усилий должны были потратить жители Байкенда, пока им было разрешено учредить минбар!».

В целом города получают развитие, но имеет место неравномерность территориального роста, феодальные города Мавераннахра и Хорасана складываются по-разному (2,с.147). Во многих городах, начиная с X века, отживает цитадель, шахристаны часто сливаются с рабадами. Массовую застройку составляют многочисленные постройки ремесленных частей города, т.е. рабадов, и именно сюда постепенно перемещается экономический центр города, здесь начинают возводить монументальные постройки - каравансараи, мечети, мавзолеи, медресе, ханака и др. После этого даже государство было вынуждено построить вдоль рабадов стены для безопасности городов. Узловыми точками по-прежнему остаются базары, которые в большинстве случаев находились в рабадах, здесь располагались ремесленники со своими товарами и, причем, рядами по роду производства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анарбаев, А. Благоустройство средневекового города Средней Азии (V-начало XII в)/А.Анарбаев. -Ташкент: Фан,1981.-120с.

2. Абдусаттор, Мухторов. Сомониён: Замон ва макон/А.Мухторов.- Душанбе,1999.-290с.

3. А.М.Беленицкий. Средневековый город Средней Азии/ Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г..- .Л., 1973.-396с.

4. История таджикского народа . TII.- Душанбе , 1999.-791с.

6. Кристин Прайс. Исламское искусство. /Перевод Масъуд Раджабниё. -Тегеран, 1364.-214с.

7. Мец, А. Мусульманский Ренессанс /Перевод с немецкого Бертельса Д.Е./. - М.: Наука, 1973.-473с.

8. Мирбобоев А.К , Турсунова Ш.М. Исторические предпосылки начала специализации ремесленного производства и торговли в городах Хорасана и Мавераннахра X-XV вв // Ученые записки. -№5 (33), 2012.-240с.

9. Негматов, Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.). -Душанбе: Дониш, 1977.-304с.

10.Негматов, Н.Н. Страницы из истории Ходжента // Археологи рассказывают. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1959.- 240с.

11.Ноджи. Исламская цивилизация при Саманидах. - Тегеран, 1386 г.х.- 570 с.

12.Смирнова, О.И. Место труда В.А. Жуковского «Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва» в истории изучения среднеазиатских городов // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник V. Памяти В.А. Жуковского.М.: Издательство восточной литературы. 1960.- 147с.

13.Фильштинский, И.М. История арабов и Халифата (750-1517). -М.:Формика, 2001.-620 с.

14.Хмельницкий, С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии IX- начала XIII вв. Часть первая.-Берлин - Рига: Гамаджун, 1996.-С.170-183.

15.Якубовский, А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV веках, В кн.: Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР, Часть первая .-Л.,1932.- 60с.

REFERENCES:

1. Anarbaev, A. Improvement of the medieval city of Central Asia (V-beginning of the XII century). / A. Anarbaev. - Tashkent: Fan, 1981. - 120 p.

2. Abdusattor, Mukhtorov. Somonians: Time and place/A. Mukhtorov. - Dushanbe, 1999.-290 p.

3. A.M. Belenitsky. Medieval city of Central Asia / Belenitsky A.M., Bentovich I.B., Bolshakov O.G. -.L., 1973.-396p.

4. History of the Tajik people. V/II.- Dushanbe, 1999.-791s.

5. Christine Price. Islamic art. /Translated by Masoud Rajabniyo. -Tehran, 1364.-214p.

6. Metz, A. Muslim Renaissance /Translated from the German Bertels D.E./-M.: Nauka, 1973.-473p.

7. Mirboboev A.K., Tursunova Sh.M. Historical prerequisites for the beginning of the specialization of handicraft production and trade in the cities of Khorasan and Maverannahr in the 10th-15th centuries // Scientific Notes. #5 (33), 2012.-240p.

8. Negmatov, N.N. State of the Samanids (Maverannahr and Khorasan in the 9th-10th centuries). -Dushanbe: Knowledge, 1977.-304p.

9. Negmatov, N.N. Pages from the history of Khujand // Archeologists tell. - Stalinabad: Tajik State Publishing House, 1959.- 240p.

10.Noji. Islamic civilization under the Samanids. - Tehran, 1386, 570.-p.

ll.Smirnova, O.I. Place of work V.A. Zhukovsky Antiquities of the Trans-Caspian Territory. The ruins of old Merv" in the history of the study of Central Asian cities // Essays on the history of Russian oriental studies. Collection V. In memory of V.A. Zhukovsky.M.: Oriental Literature Publishing House. 1960.- 147p.

12.Filshtinsky, I.M. History of the Arabs and the Caliphate (750-1517). -M.: Formika, 2001.-620 p.

13.Khmelnitsky, S. Between the Samanids and the Mongols. Architecture of Central Asia in the 9th-beginning of the 13th centuries. Part one. - Berlin - Riga: Gamajun, 1996. - P. 170-183.

14.Yakubovsky A.Yu. The feudal society of Central Asia and its trade with Eastern Europe in the XXV centuries, In the book: Materials on the history of the Uzbek, Tajik and Turkmen SSR, Part one .-L., 1932.- 60p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.