Научная статья на тему '"город-завод": проблема мифологизации индустриального города (на примере г. Череповца)'

"город-завод": проблема мифологизации индустриального города (на примере г. Череповца) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД / INDUSTRIAL CITY / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / МИФ / МИФОЛОГЕМА / MYTH / "ГОРОД-РАЙ" / "ГОРОД-АД" / "ГОРОД-ЗАВОД" / ЧЕРЕПОВЕЦ / CHEREPOVETS / MYTHOLOGY / "CITY-PARADISE" / "CITY-HELL" / "CITY-FACTORY"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балюшина Юлия Львовна

Статья посвящена социально-философскому осмыслению проблемы мифологозации индустриального города. Показано, что любой город является объектом мифологизации; для индустриального города свойственны такие мифологемы, как город-ад, город-рай, город-завод. На примере г. Череповца охарактеризован генезис и актуальность указанных мифологем. Мифологема город-завод имеет наибольшее распространение в общественном сознании, она формируется в результате считывания человеком промышленного текста города, приобретает свой статус, не проходя сквозь фильтр рационной рефлексии. Мифологемы города определяют отношение человека к городу, а также его деятельность по развитию городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"City-factory": the problem of mythologization of an industrial city (on the example of Cherepovets)

The article is devoted to the social and philosophical understanding of the problem of mythologization of an industrial city. It is shown that any city is an object of mythologization; such mythologems as the city-hell, the city-Paradise, the city-factory are characteristic for the industrial city. By the example of Cherepovets described the genesis and relevance of these myths. Myth city-factory is most prevalent in the public consciousness, it is formed as a result of reading human text industrial city, gets its status without passing through the filter ration of reflection. Myths of the city determines the relation of man to the city and its activities for the development of urban space.

Текст научной работы на тему «"город-завод": проблема мифологизации индустриального города (на примере г. Череповца)»

приводит к взаимозависимой лабиринтопо-добной закрытой системе. Вытекающий отсюда итог состоит в том, что путь, ведущий к познанию Абсолюта, к самопознанию человека, беспределен,бесконечен и предполагаеттоль-ко вечного приближения к идеалу.

Мы уже говорили о том факте, что Зеркальная симметрия каксредство дешифровки в эзотерической системе ведёт себя как основной способ кодирования в мифологической системе. Известно и то, что мотив зеркала является важным элементом в суфийских взглядах. По Ибн-Арабие, Человек (возможная сущность) является зеркалом Бога (насущной сущности). Бог же, в свою очередь, считается зеркалом человека [18]. Интересно то, что и факты, относящиеся к самым современным научным результатам о строении Вселенной, подтверждают, что противоположные полюса в действительности проявляют себя как зеркальные копии. Профессор Тим Тарп (США), комментирующий испытания, проведённые в АдронномКоллай-дере, отмечает:"С давних пор считалось, что антиматерия является точным отражением материи и мы, наконец, получили доказательство, подтверждающее это "[19].

Таким образом, сравнение принципов эзо-теризма с современными научными результатами требует пересмотра фундаментальных проблем, основательных категорий и принципов. А это всё является факторами, способными ещё более расширить горизонты философского познания.

Литература:

1. Altunay Erhan, Ezoterizm nadir? (www/hermetics/

orq/Ezoter¡zm%20 Nedir/html).

2. Abdullayeva Matanat "Ezoterik asarlarin fslsafi mahiyyati" BDU-nun xabarlari. 2014, N-1, sah. 66.

3. Hasanov Hikmat "Yadplanetlilarin övladlari" . . .

Publika.az/projects/gizli tarix/5106.html

4. 9liyev Razim, "Türk-§umer dünyagörü§ü va dil".

Baki, "Ziya-Nurlan", 2005, 166 sah.

5. Мир философии. - I часть. - М. : Издательство Политической Литературы, 1991. - 672 с.

6. Играр Алиев, "Очерки истории Атрапатены". -Баку : Азернешр, 1989. - 160 с.

7. Varliq kitabi, l-llfesl.

8. Qurani Karim, Эпат surasi 101-ci aya, sah. 157, 786 sah. Mehdiyev Agabala, Cafarli Dürdananin tarcümasinda (Azarbaycan Respublikasinin Dini Qurumlar ¡5 Üzra Dövlat Komitasi, DK-340d sayli, 28 iyun 2005-ci ¡1 tarixli raziliq maktubu ila gap olunmujdur.)

9. Bliyev Razim, "Musiqi falsafasinin genezisi". Baki

Ziya NPM, 2015, 96 s.

10. КапраФритьоф. Уроки Мудрости. - M., 1996. -318с.

П.Парнов Е. Трон Люцифера, Критические очерки магии и оккультизма. - М.: Издательство политической литературы, 1985. - 412 с.

12.Dahlavi Э.Х., Seglmi? lirik $erlar. Baki, Ganclik, 1976.

13. aliyev Razim, "Güzgü konsepsiyasi" madani tarixi irsimizin gizli maqamlarinin afilmasinda vasitakimi", kimi". "Dada Qorqud" elmi adabi toplusu, 4-cii nömra, 2014-cü il, sah.37., 140 sah.

14.9liyev Razim, "Oguz dünyani darketmanin a?aridir". Baki,"Elm" 2000.76.

15. Allahyarova Tahira, "Sinergetika I. Sinergetik Ontologiya", Baki, "Elm", 2005, 376 sah.

16.Bagirov Zaur "Falsafa sxemlarda" Baki, "Elm" 2009, 208 sah.

17.3ziz 3d-din ibn Mahammad Nasafi, "Zübadadat al

Hakayiq" traktati.

18.9liyev Razim, "Ayna motivi §umer falsafasindan

ibn Brabi sufizminadak". Joph jurnal 27.01.2016.(Not

secure/orientalpilosophu.ocq/paqe/2/

19.https://hi-news/ru/research-development/fiziki-

dokazali-chto-antimateriya-yavlyaetsya-zerkalnoy-

kopiey-obuchnoy-materii/html

"CITY-FACTORYTHE PROBLEM OF MYTHOLOGIZATION OF AN INDUSTRIAL CITY (ON THE EXAMPLE OF CHEREPOVETS)

Balyushina Yiulia Lvovna, PhD of Philosophy, Assistant Professor, Department of History and Philosophy, Cherepovets State University, Cherepovets

The article is devoted to the social and philosophical understanding of the problem of mythologization of an industrial city. It is shown that any city is an object of mythologization; such mythologems as the city-hell, the city-Paradise, the city-factory are characteristic for the industrial city. By the example of Cherepovets described the genesis and relevance of these myths. Myth city-factory is most prevalent in the public consciousness, it is formed as a result of reading human text industrial city, gets its status without passing through the filter ration of reflection. Myths of the city determines the relation of man to the city and its activities for the development of urban space.

Keywords: industrial city; mythology; myth; myth; "city-Paradise"; "city-hell"; "city-factory"; Cherepovets.

УДК 911.375:101.8 "ГОРОД-ЗАВОД":ПРОБЛЕМА МИФОЛОГИЗАЦИИ

ВАК РФ 09.00.11 ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ

Г. ЧЕРЕПОВЦА)

© Балюшина Ю.Л., 2018 Статья посвящена социально-философскому осмыслению проблемы мифоло-

гозации индустриального города. Показано, что любой город является объек-

том мифологизации; для индустриального города свойственны такие мифологемы, как город-ад, город-рай, город-завод. На примере г. Череповца охарактеризован генезис и актуальность указанных мифологем. Мифологема город-завод имеет наибольшее распространение в общественном сознании, она формируется в результате считывания человеком промышленного текста города, приобретает свой статус, не проходя сквозь фильтр рационной рефлексии. Мифологемы города определяют отношение человека к городу, а также его деятельность по развитию городского пространства. Ключевые слова: индустриальный город; мифологизация; миф; мифологема; "город-рай"; "город-ад"; "город-завод"; Череповец.

Индустриальный город, как часто его характеризуют, представляет собой город, "вошедший в индустриальную эпоху или рожденный ей" [3, с. 237]. Повседневность индустриального города определяется развитием и функционированием промышленности, сосредоточенной в его пределах, проникновением индустрии во все сферы жизни горожан. Но, несмотря на кажущуюся рутинность и приземленность, промышленные города в значительной степени мифологизированы. Под мифологизацией подразумевается процесс создания или образования мифа, то есть образа (в нашем случае -образа города) посредством применения приемов мифологического мышления. Мифологическое мышление представляет собой существенную проблему, поскольку оно основано на ассоциативности, поляризованности (представлении о мире как о поле взаимодействия полярных начал), на инцидентном типе объяснения, в котором элементы существующего порядка вещей выводятся из локальных событий, произошедших в прошлом (в противоположность объяснению через общую закономерность) [13, 216]. Миф, в свою очередь, понимается в данном контексте как "относительно устойчивый стереотип массового обыденного сознания, обусловленный недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости" [17,48]. Речь идет о том, что миф "самозарождается и самораспространяется в обществе как удобная эксп-ликативная модель" [11], он существует благодаря некритичности мышления его носителей и определяет восприятие субъектом окружающих объектов и феноменов. Укореняясь в массовом сознании, миф становится подобием кривого зеркала, в котором отражается внешний мир. Вместе с тем, восприятие действительности, опосредованное мифом, находит выражение в бессознательной детерминации деятельности человека по приведению указанной действительности в соответствие с мифологическим образом.

Целью данной работы является социально-философский анализ проблемы мифологизации индустриального города на примере мифологемы город-завод.

Методологической основой данного исследования является понимание города как мифологического текста, сформулированное в работах В. В. Абашева [1], В. Н. Топорова [19], Н. А. Синдаловского [18], А. А. Пелипенко [16] и др. и семиотический подход к мифу как к коммуникативной системе, некоторому сообщению, способу обозначения, предложенный Р. Бартом в работе "Мифологии" [2]. Барт полагает, что мифы не возникают из "природы вещей", они "созревают по мере своего распространения" [2, 265]. Соответственно, мифы становятся таковыми в полной мере, лишь прочно укоренившись в массовом сознании.

Эмпирической базой исследования послужили данные интернет-форумов, посвященных индустриальным городам (главным образом,

БАЛЮШИНА Юлия Львовна,

кандидат философских наук, доцент, кафедра Истории и философии, Череповецкий государственный университет, Череповец

Череповцу) [См.: 5, 13, 15], на основании анализа которых представляется возможным сделать заключение относительно мифологизированного образа города в восприятии его жителей и гостей.

Проблема мифологизации города представляется весьма актуальной, поскольку мифы о городе определяют восприятие жителями и гостями города его образа, оказывают влияние на формирование городской идентичности, имиджа территории, а зачастую ложатся в основу бренда. Миф о городе можно определить как устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия городской действительности, во многом порожденный потребностью личности в простом объяснении городских реалий и специфики городской повседневности.

Современная городская мифология, как правило, имеет социальный характер, а ее существование обусловлено насущной потребностью человека интерпретировать среду своего обитания и жизнедеятельности. Мифы о городе, как и любые другие, оказывают значительное воздействие на воображение людей и практически никогда не вызывают сомнений в их достоверности. На некритичности мышления личностей, придерживающихся мифологического восприятия, часто спекулируют средства массовой информации и коммуникации, транслируя мифы широкой общественности, что способствует все более надежному закреплению мифа в сознании, обеспечивая его "живучесть". Мифологическое восприятие города препятствует не только рациональному освоению действительности, но и поиску конструктивных путей ее преобразования - совершенствованию городской среды.

Особый интерес представляют мифы об индустриальных городах, поскольку они имеют много общих черт и, зачастую, лишены качественной специфики, в отличие, например, от мифов исторических городов, культурно обусловленных и ставших символическим капиталом.

Сам по себе город является объектом мифологизации, и в сознании людей надежно укоренилась мифологема города, воспроизводящая модель мира, характерную для той или иной культуры. Под мифологемой города в данном контексте, вслед за А. А. Пелипенко, будем понимать идеальную модель бытия, локализованную в образе города [16]. Согласно С. П. Турину, "мифологема города раздваивается на город-рай и город-ад" [7]. Подобная двойственность просматривается с древнейших времен и находит отображение в библей-

скихтекстах, обстоятельно проанализированных в трудах В. Н. Топорова [19]. Город воспринимается как рай, поскольку в нем сосредоточены всевозможные блага цивилизации, он наделен сакральным смыслом, в рамках его пространства происходит созидание культуры, его темпоральность определяет динамику социального времени. Город-ад характеризуется как средоточие негативных тенденций в развитии культуры и социума, девиаций и патологий. Индустриальный город в большей степени определяется второй мифологемой, не исключая и первую. Подобная ситуация обусловлена объективными историческими предпосылками формирования многих индустриальных городов. Так, г. Череповец в середине прошлого столетия находился в фазе интенсивного развития благодаря строительству металлургического комбината и расширением городской застройки, которая осуществлялась с применением сил заключенных и мигрантов из неблагополучных территорий. Указанные факторы способствовали формированию разобщенности в социуме, интенсивный и тяжкий труд в неблагоприятных климатических условиях и стресс-аккультурации создавали на территории городов-новостроек питательную среду для деградации морали, люмпенизации. Неизбежным следствием этого явилась деви-антность поведения значительной части горожан, проявлявшаяся, в частности, в повышенной криминогенной активности населения индустриальных городов, их злоупотреблении спиртными напитками [См.: 9]. Однако, мифологема город-рай, в значительной степени характерна и для индустриального города, поскольку, несмотря на массу негативных аспектов, такой город является административным центром территории, средоточием финансовых и материальных благ, локусом развития образования, социума, промышленности и пр. Индустриальный город является своего рода флагманом, задающим направление динамики всей территории, детерминан-той ее развития. Используя в качестве примера г. Череповец, необходимо отметить, что собственно городская черта "притягивает" в свою структуру прилегающие территории, формируя городскую агломерацию, которая определяет уровень жизни, предоставляет возможности для самореализации личности, то есть аккумулирует значительный потенциал для развития человеческого капитала, а также окружающих территорий.

Применительно к характеристике многих индустриальных городов, в том числе Череповца, наиболее широкое распространение

получила мифологема "город-завод". В литературе город-завод характеризуется как "условное теоретическое название, отражающее функциональный характер образования промышленных поселений на основе отдельных заводов" [10,737]. Подобная сущность промышленного города определяет его пространственные характеристики и динамику жизни: центральные улицы, вдоль которых изначально располагались важнейшие общественные места, направлены к проходным завода, а тем-поральность определяется графиком сменности, принятым на данном предприятии. Основные маршруты общественного транспорта также имеют направленность к главному предприятию. Городские праздники ознаменовывают то или иное событие в жизненном цикле градообразующего предприятия. Функционирование образовательной и культурной сфер обусловлено потребностями завода. Подобные особенности города-завода существуют объективно, они в полной мере отражают действительность. Однако многие другие специфические черты промышленного города являются результатом мифотворчества. Так, бытует мнение, что в промышленных городах полностью отсутствует культура и культурная жизнь; в них обитает особый вид человека - "заводча-нин"; так называемые вредные привычки не наносят существенного ущерба здоровью жителей таких городов, поскольку с каждым вдохом или глотком воды в их организм поступает огромное количество отравляющих веществ, к которым у людей выработался иммунитет; скучно-серо-коричневые улицы и дома; все жители города обречены всю жизнь "вкалывать" на заводе. В Интернет-ресурсах, посвященных отзывам о промышленном Череповце, присутствуют следующие описания этого города: "население в большинстве быд-ло-заводчане", "люди живущие в этом городе уже не чувствуют привкус серы во рту", "все деревья и трава покрыты пылью, грязью и выбросами заводов", "75% местных жителей либо уголовники, либо будующие уголовники ... маргиналы ... гопники...", "Город пьяниц и обкуренных людей", "воздух действительно как будто пропах заводами, но местные этого не замечают", "пойти некуда, досуга культурного нет" [5,13,15].

Подобные характеристики весьма далеки от действительности, отчасти они продиктованы стереотипическим образом промышленного города, основанном на мифологизации действительности. Миф, будучи, согласно Р. Барту, "языком над языком" - метаязыком города формируется в идеальной сфере и бытует, от-

части, отдельно от самого города, в самостоятельной реальности, вступая с реальностью действительной (самим городом) в диалектическое взаимодействие. Как справедливо отмечает А. А. Пелипенко, соотношение мифологемы города с физической и социальной реальностью города представляет собой отдельную проблему [16]. Однако, в контексте данного исследования целесообразно подчеркнуть, что мифологема города-завода основана на эмпирических фактах лишь отчасти, но она в значительной степени определяет отношение человека к самому городу, формирует его узнаваемый образ.

Обращаясь кпрактикебытования г. Череповца, необходимо отметить следующие аспекты его действительного существования, в контексте верификации мифологемы города-завода: во-первых, согласно последних оценок экологов, Череповец занимает не последнее место в рейтинге экологически неблагополучных городов России, что полностью соответствует образу индустриального города; во-вторых, показатели развития сферы культуры г. Череповца свидетельствуют о ее обогащении и прогрессивной динамике [14], что не соответствует мифологическому образу; в-третьих, структура занятости населения опровергает мифологическое представление об обреченности жителей трудиться исключительно в сфере промышленности [4,20]; в четвертых, образ "заводчанина" является типовым, но не имеет тотального распространения на все население города.

Однако завод становится символом города, узнаваемым, понятным и привычным, а потому, упорядочивающим понимание неискушенным человеком города, его сущности и смыслов. Даже сами жители в первую очередь в качестве символа города указывают не его герб или исторические достопримечательности, а именно завод.

Согласно С. С. Касаткиной, город представляет собой типичную форму активной семиотической системы, образованной различными коммуникативными категориями и знаками [8,135]. Города, пишет исследовательница, "нужно "рассмотреть", "услышать", "представить" [8,136]. Будучи текстуальным образованием [См.: 1], город считывается человеком не только на осознаваемом, но и на подсознательном, невербальном уровне. В связи с этим, город-завод представляется в виде некого "производственного" сухого текста, в котором каждый знак отсылает читателя к его промышленной составляющей. Так, практически из любой точки г. Череповца можно видеть завод-

ские трубы и дымы, в логотипах предприятий и организаций - символические изображения градообразующих предприятий, на табличках городского транспорта - номера и наименования заводских проходных, в названиях объектов культуры - посвящения труженикам промышленности ("Дворецметаллургов", "Дворец химиков" и пр.), на городских площадях и скверах установлены памятники промышленникам и промышленности. Подобные знаки, являющиеся кодами, даже в случае их неосознанного восприятия наблюдателем, формируют образ города-завода, который, не проходя сквозь фильтр рациональности, приобретает всеобъемлющий характер, заслоняют собой не-промышленные тексты и образы, становится мифологизированным феноменом.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что любой город, в том числе и индустриальный, является объектом мифологизации. Одной из наиболее распространенных мифологем, выросших вокруг промышленного города, является мифологема города-завода. С одной стороны, она имеет под собой вполне определенную эмпирическую основу, сформировавшуюся исторически, с другой - становится результатом домыслов, некритического восприятия информации и архетипизации человеческих представлений. Мифологема город-завод имеет некоторую негативную окраску, что является существенной проблемой для развития городского пространства, поскольку, она во многом, определяет восприятие человеком города, проецируясь на действительную реальность, программирует деятельность человека в отношении города, других его жителей и самого себя.

Примечания:

1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Изд. 2-е, доп. -Пермь, 2008. - 496 с.

2. Барт Р. Мифологии. - М. : Академический проект, 2008. - 384 с.

3. Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В Зт. - М., 1986. Т.1.-623 с.

4. Вологда и Череповец: городская жизнь в восприятии населения : препринт / М.В. Морев, Т.А. Гужа-вина, О. Б. Молодов, И.Н. Дементьева, B.C. Каминский; под науч. рук. д.э.н. A.A. Шабуновой. -Вологда : ИСЭРТ РАН, 2017. - 119 с.

5. Города России. [Электронный ресурс]. URL: http:/ /ropofla-poccHfl.p(j>/s¡ty_¡d.php?¡d=60. (дата обращения: 12.04.2018).

6. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году". [Электронный ресурс]. URL: http:// www. m n r.g ov. ru/d oes/o_s os toya n ii_i_o b_o kh ra ne_

okruzhayushchey_ sredy_rossiyskoy_federatsü/ gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanü_i_ob_ okhrane_okruzhayushchey_s redy_rossiyskoy_ federatsü_v_2016_/ (дата обращения: 26.04.2018).

7. Турин С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистические аспекты // Города региона: культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.comk.ru/HTML/gunn_doc. htm. (дата обращения: 04.04.2018).

8. Касаткина С. С. Семиосфера города в развитии его культурного потенциала // Милютинские чтения. Культура, образование и экономика провинциального города второй половины XIX-начала XXI века.-2018.-С. 135-138.

9. Колокольчикова Р. С. Феномен индустриального города в истории Европейского Севера России (вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х годов) : автореф. д-ра истор. н. - М., 2015. -47 с.

Ю.Лотарева Р. М. Города-заводы России, XVIII -первая половина XIX в. - Екатеринбург, 1993. -304 с.

11.Лымарь А. А. Миф и мифологизация: история и проблемы концептуализации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. -2014. - №10. [Электронный ресурс]. URL: https:// су be rie ni nka.ru/arti cle/n/m¡f-¡-m ¡fol og iza tsiya-istoriya-i-problemy-kontseptualizatsii (дата обращения: 02.04.2018).

12.Мартишина H. И. Мифологизация как способ освоения городской среды // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2014). - Екатеринбург, 2014. -С. 215-218.

13.Не сидится. Клуб желающих переехать. [Электронный ресурс]. URL: http://nesiditsa.ru/city/ cherepovets. (дата обращения: 12.04.2018). 14.06 утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма в городе Череповце" на 2016 - 2022 годы. [Электронный ресурс]. URL: Информационный портал Вологодской области http://vologda.regnews.org/doc/nq/lk.htm (дата обращения: 06.04.2018).

15.0тзовик [Электронный ресурс]. URL: http:// otzovik.com/reviews/gorod_cherepovec_russia_ cherepovec/. (дата обращения: 12.04.2018).

16.Пелипенко А. А. Городской миф и художественное сознание: аспекты диалога. [Электронный ресурс]. URL: http://apelipenko.ru. (дата обращения: 26.04.2018).

17.Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск, 1991. - 113 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pivoev.ru/ work/wOOI.html. (дата обращения: 10.04.2018).

18.Синдаловский Н. А. Очерки Петербургской мифологии или мы и городской фольклор. - СПб., 2012.-416 с.

19.Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте // Исследования по структуре текста. - М., 1987. - С. 121-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.