Научная статья на тему 'Мифологические истоки религиозного и философского эзотеризма'

Мифологические истоки религиозного и философского эзотеризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / ЭПОХА / ХАОС / CHAOS / ЭЗОТЕРИЗМ / ESOTERICISM / ТЮРКО-ШУМЕРСКИЙ / TIME / TURKIC-SUMERIAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиев Разим

В статье исследуются мифологические источники религиозного и философского эзотеризма. Статья отличается новизной научных взглядов, касающихся фундаментальных проблем философии. Например, представляются положения о двух состояниях Хаоса, об остановке Времени и двух его началах, ставится необходимость пересмотра некоторых моментов, укоренившихся вообще в философии и в истории общественной мысли и взглядов, также устранения традиционной ошибочности ряда проблем эзотерической системы. Впервые мифологические основы религиозного и философского эзотеризма о Сотворении исследованы на основе Тюркско-Шумерских представлений. Выявляется, что истоком, исторически формирующим им эзотерические системы и знания, являются древние представления о Сотворении. Раскрываются методики и механизмы дешифровки тайных закодированных знаний. Приводятся иллюстрированные примеры декодированных слов и фраз, ономастических терминов, наскальных рисунков, древних картин и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythological sources of religious and philosophical esotericism

The article examines the mythological sources of religious and philosophical esotericism. The article is distinguished by the novelty of scientific views concerning the fundamental problems of philosophy. For example, the provisions about two States of Chaos, about the stopping of Time and its two beginnings are presented, the necessity of revision of some moments rooted in General in philosophy and in the history of public thought and views, as well as the elimination of the traditional fallacy of a number of problems of the esoteric system. For the first time mythological bases of religious and philosophical esotericism about Creation are investigated on the basis of Turkic-Sumerian representations. It is revealed that the source, historically forming them esoteric systems and knowledge, are ancient ideas about Creation. Methods and mechanisms of decoding of secret coded knowledge are revealed. Examples of decoded words and phrases, onomastic terms, rock paintings, ancient paintings, etc. are given.

Текст научной работы на тему «Мифологические истоки религиозного и философского эзотеризма»

MYTHOLOGICAL SOURCES OF RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ESOTERICISM

Aliyev Razim, Postgraduate student, Institute of Philosophy, Azerbaijan National Academy of Sciences (ANAN), Baku, Republic of Azerbaijan

The article examines the mythological sources of religious and philosophical esotericism. The article is distinguished by the novelty of scientific views concerning the fundamental problems of philosophy. For example, the provisions about two States of Chaos, about the stopping of Time and its two beginnings are presented, the necessity of revision of some moments rooted in General in philosophy and in the history of public thought and views, as well CO as the elimination of the traditional fallacy of a number of problems of the esoteric system. For the first time q mythological bases of religious and philosophical esotericism about Creation are investigated on the basis of CXJ Turkic-Sumerian representations, it is revealed that the source, historically forming them esoteric systems and _q knowledge, are ancient ideas about Creation. Methods and mechanisms of decoding of secret coded knowledge are X revealed. Examples of decoded words and phrases, onomastic terms, rock paintings, ancient paintings, etc. are ^

Keywords: mythology; philosophy; Semantics; time; chaos; esotericism; Turkic-Sumerian.

Г-CU

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНОГО УДК 141.339 си

И ФИЛОСОФСКОГОЭЗОТЕРИЗМА ВАК РФ 09.00.14 2

В статье исследуются мифологические источники религиозного и философс- © Алиев Р., 2018 ^

кого эзотеризма. Статья отличается новизной научных взглядов, касающихся

фундаментальных проблем философии. Например, представляются положе- ^—

ния о двух состояниях Хаоса, об остановке Времени и двух его началах, ставится необходимость пересмотра некоторых моментов, укоренившихся во- 1 ^ обще в философии и в истории общественной мысли и взглядов, также КА устранения традиционной ошибочности ряда проблем эзотерической системы. Впервые мифологические основы религиозного и философского эзотеризма о Сотворении исследованы на основе Тюркско-Шумерских представлений. Выявляется, что истоком, исторически формирующим им эзотерические системы и знания, являются древние представления о Сотворении. Раскрыва- 149 ются методики и механизмы дешифровки тайных закодированных знаний. Приводятся иллюстрированные примеры декодированных слов и фраз, ономастических терминов, наскальных рисунков, древних картин и т.д. Ключевые слова: мифология; философия; семантика; эпоха; хаос; эзотеризм; тюрко-шумерский.

i

В исторических источниках возраст эзотерических знаний приравнивается к возрасту человечества, к истории сознания. В связи с этим, мифологическое, религиозное и философское мировоззрение и Сотворение тесно связаны друг с другом.

Отмечается, что в науку термин "эзотерика" был введен древнегреческим философом Пифагором. С терминологической стороны, значение выражения "эзотерическое знание" понимается как скрытое, тайное, сокровенное знание. Турецкий исследователь Эрхан Алтунай пишет: "Все мы при чтении какого-либо древнего текста или при упоминании какой-либо легенды думаем о наличии за символическими понятиями некоторых вещей. Нам кажется, что у этих текстов или мифов есть более глубокие реалии, которые они хотят донести до нас". [1] В сущности, эта мысль вовсе не ошибочна. Так, специалист-исследователь по эзотерике МетанетАбдуллаева пишет: "В основе как восточных, так и западных эзотерических учений стоит проблема познания человека и Вселенной" [2, 39]. Характерной особенностью эзотеризма является то, что он не доступен для всех. Носители подобных знаний исторически назывались посвящённы-ми. Людьми этого сословия считались шаманы, гамы, маги и жрецы. Самым древним известным источником, связанным с наличием тайных наук сущности, являются "слетевшие с небес" - анунаки. Шумерские тексты сообщают, что первым жрецом среди людей был Энме-дуранки. По преданию, когда-то Энмедуранки был приглашён

АЛИЕВ Разим, аспирант, Институт Философии, Азербайджанская национальная академия наук (АНАН), Баку, Республика Азербайджан

анунанками на специальный совет, здесь ему было дано табло, содержащее тайны Земли и Неба" [3].

До сих пор не встречались источники, подтверждающие непосредственное знакомство Пифагора, который считается основоположником философии, или других античных греческих мыслителей страдицией обучения знаний, содержащихся тайно в древнешумерском мировоззрении, и считающихся сокровенными. Но науке известно и о наличии у Пифагора системы обучения, дающей определённой группе эзотерические, другой же группе экзотерические знания. Есть и другие факты, доказывающие наличие с древности двойственной системы - как эзотерической (внутренней),так и экзотерической (внешней) системы. К примеру, "Голиостерский епископ (Англия) Уильям Варбуртон (1698-1779), который задолго до известного исследователя египетских иероглифов Жака-Франсуа Шампальона был увлечён чтением древних письмён, указывал, что древние египтяне использовали два типа письма. Один - для того, о чём хотели сообщить открыто, другой - для того, что хотели сохранить сокрытым". [4.32]

При совокуплении к этим сведениям фактов, подтверждающих связь жизни Пифагора и его мировоззрения в определённой степени от атмосферы Египта и Междуречья, истинная панорама ещё больше проясняется. Исследования показывают что, основные элементы и структуры греческой мифологии и античной философии на самом деле были заимствованы (переняты) из тюркско-шумерских мифологических взглядов. На первый взгляд, можно подумать об отсутствии какой-либо связи античной греческой философии с тюркско-шумерскими мифологическими взглядами о Сотворении мира. Однако комплексное сопоставление даёт возможность выявить основные связи. Это более ярко предстаёт в подходе первых философов к генезису объектов. Так, греческие мудрецы как зачаток (начало) действительности принимали Воду (Fales), Воздух (Anaksimen и Diogen), Огонь (Hippas и Heraklit), в целом 4 стихии -Воду, Воздух, Огонь и Землю (Empedokl). Отсюда выявляется, что привычными элементами всех объектов, в целом всего сущего, действительности являются:

- в греческой мифологии: Вода, Воздух, Огонь и Земля;

- в шумерской мифологии: Вода(Енки), Небо(Ан), Воздух(Енлил), Свет (Нуску).

Сравнение обнаруживает, что греческие мудрецы принимали 4 стихии исключительно как природные элементы.

А Шумеры воспринимали эти природные элементы в статусе вечноживых, неистребимых богов (Ан, Енки, Енлил входят в Верховный совет пантеона шумерских божеств. Кроме того, Енки совместно с Нуску является помощником Верховного совета). Но эти стихии первоначала могут переходить друг в друга и проявляться как одна стихия.

Такой подход проявляется как в древних мифологических текстах, так и в идеях античных философов. В шумерской модели Земля не входит в Верховный совет. В мифологии Земля считается порождением воды. Поэтому в модели, отражающей первичное состояние сотворения Вселенной, Земля(Суша) дается в окружении воды. (В древних тюркских текстах сотворении Вода и Земля представлены в виде одной стихии Суб-Ер, или Ер-Суб).

В подходе греческих философов этот элемент в точности повторяется. Так, Фалес, считающий Воду первичной, Сушу (Землю) считал находящейся в окружении воды. "Фалес основатель такого рода философии утверждал, что начало - Вода (потому он и заявлял, что Земля находится в воде) [5,184]. Для того, чтобы наглядно увидеть, как эти идеи греческих мудрецов были восприняты в восточных представлениях дофилософского периода, нужно обратить внимание и на следующую идею Диогена: "Диоген Лагретский, говоря об "Учении магов" сообщает, что маги считают богами Огонь,Землю, Воду" [6,19].

В общем, 4 стихии, принятые в мифологическом представлении как первоосновы ми-росозидания, были приняты в качестве основы не только в греческой философии. В хронологической последовательности, в философских учениях и течениях, последующих за шумерской философией, наличие отдельных элементов 4-х стихий, является так же известным фактом.

Так, в дуалистическом Джайнизме, являющемся неортодоксальной (альтернативной) ветвью древнеиндийской философии, широкое место занимают Воздух, Вода, Земля, Огонь. Даже, по воззрению Джайнизма, эти 4

** Статьи Раздела соответвуют отрасли - 09.00.00 Философские науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

стихии как живые обладают осязанием. Не так уж трудно определить, что и учение Вайшеши-ки (ортодоксальная система) (УЛ/\ века до н.э.) строится на шумерских субстанциях. Здесь количество субстанций 5 - это Вода, Земля, Свет, Воздух и Эфир.

Если Воду и Землю из этих элементов объединить в один элемент, а название Эфир заменить словом Небо, то получатся наличествующие в шумерском пантеоне и принимаемые как первичные сущности элементы. У Вайше-шики привлекает внимание наличие ещё одной детали, относящейся к шумерской системе. Так, по индийской философии, Бог создал объективный мир не из ничего, а из вечносу-ществующего Ану. В Шумерской мифологии Ану (в Аккадском тексте) - это имя вечносуще-ствующего бога неба. И в индийском учении Локаята, считающем мир материальным, 4 стихии (Огонь, Воздух, Вода, Земля) занимают особое место. И, наконец, в каббале, мистическом учении, направленном на осознание сущности бога и причины существования в мире созданий, включая человека, этим стихиям отводится существенное место. В книге Сотворения евреев '"СеферЕцир" также говорится о трёх важных стихиях, коими являются Воздух, Вода и Огонь.

В монотеистических религиях, связывающих Сотворение всецело с волей единого Бога, вышеперечисленные стихии также в определённом смысле сохраняют позицию первичности (Книга бытия, I - II главы [7], Гурани Керим, сура "Анам", 101-айа [8].

Таким образом, анализ древних мифологических, религиозных и философских представлений показывает, что:

1. Во всех мифологических, религиозных и философских течен иях, дошедших до сегодня ш-него дня, 4 стихии в той или иной степени приняты как первичные элементы основы. Иначе говоря, мифологические, религиозные и философские идеи базируются единым корнем, имеют единое начало.

2. Античная греческая философия, считающаяся основанием современной философии, всецело построена на базе Тюрка - Шумерского мировоззрения о Сотворении.

Проведённое нами исследование показывает, что древнее мифологическое мышление считало 4 стихии не только фундаментальными (основными) элементами Сотворения Вселенной, но также и основными элементами человека [9, 27). То есть макроструктура повторяется в микроструктуре. Основные элементы сознания, языка и даже музыки тоже свя-

зываются с 4 стихиями, считающимися первичными элементами Сотворения. Обо всём этом обстоятельно было изложено в наших опубликованных в разное время книгах "Гриф сокровенности, или узел мифа, философии, религии и языка" (2002 г.), "Тюркско-Шумерское мировоззрение и язык" (2005 г.), "Генезис философии музыки" (2015 г.) и в отдельных статьях, изданных в прессе. Вместе с тем, было бы уместным обратить внимание на такую идею известного эпистемолога Бейтсона: "Структуры природы и структура разума отражают друг друга, что природа и разум составляют единство" [10,71 ]. "Неизбежное (обязательное) единство" здесь более верно выражает идентичность отдельных структур (базирующихся на 4 стихии первичных структур) Вселенной и человека, природы и сознания, с этой точки зрения их единство.

А какова связь 4-х стихий, считающихся первоначалами мифологического Сотворения принятых античной философией как первичные основы объектов, с эзотерическими знаниями, в целом, с эзотеризмом? Сначала обратим внимание на одну мысль, выделенную в книге М.С. Белинского "Что такое Талмуд?". Автор пишет: "Талмуд запрещает человеку вдаваться в исследования основных начал мира" [11,164]. Рассмотренные выше положения показали, что исторически, можно сказать, все известные мифологические, религиозные и философские учения, течения в качестве первоначал мира приняли 4 стихии. Получается, исследование 4-х стихий, а также модели мира, построенной на 4-х стихиях, ещё с глубокой древности было, запрещено. То есть, философия с самого начала возникла на проблесках эзотерическихзнаний, открытие которых было запрещено.

Обратим внимание на эзотерические элементы, сформированные намного раньше времени зарождения философии. Они проявляют себя как способ кодирования в основном в языке, мистических изображениях и письменах. В то же время теоретическая основа способа кодирования связана с мифологическими взглядами о Сотворении Мира. Рассмотрим два способа кодирования в эзотерическихзна-ниях.

1. Образцы эзотеризма, связанные с языком и ономастическими терминами.

2. Образцы эзотеризма в закодированных рисунках, встречающихся в наскальных изображениях и археологических материалах.

Людям, в какой-то степени имеющим сведения об эзотеризме, известно, что для сокры-

тия знаний чаще всего использовали разговорную форму, называемую жаргоном. Такая тайная форма разговора называлась '"птичьим языком". И в формировании ономастических терминов был применён метод скрывания значения внутри слова. Одним из этих способов является произношение или написание слова в перевёрнутом виде.

Намёк на такой способ, соответствующий зеркальному отображению, часто встречается в произведениях таких мыслителей, как А. Ха-гани, Н. Гянджеви, М. Физули, И. Насими и других, знакомых с сущностью эзотерических знаний. Самый ясный намёк на термины и слова, сформированные обратным написанием, даёт А. X. Дехлеви в своём стихотворении "Наставление сыну": "Если бумага будет тонка, то читабельны будут сзади (с оборотной стороны) слова ... " [12, 104]. Действительно, существуют некоторые термины, значения которых невозможно понять, несмотря на прошествие веков, иногда и тысячелетий. При правильном их прочтении или прочтении с оборотной стороны записанных на тонкую бумагу терминов, их значения с лёгкостью можно понять. К примеру, к таким словам относятся Намму, Зурван, Кокидей, Тухулха, Хуфу, Хуррем и др.

Если каждое из этих слов по совету Дехлеви записать на тонкую бумагу и прочесть с обратной стороны, то любой читатель с лёгкостью может оп редел ить нал и ч ие здесь сл ов, да ющих значения:

Умман(Океан), Навруз (Новруз - новый день), Уес1сМ кок (Семь корней), Ах1уху1 (АхлуКут) (бездарный, непонятливый), Уфух (Небосклон, горизонт), Меррух (Марс-Бог войны) [13, 31]. Другой вариант предполагает перестановку в слове слогов.

Энциклопедия Озгур на турецком языке о языковых играх сообщает, что языковая игра (ее также называют тайным языком) - это система использования языка, доведённого путём изменения до невразумительного вида.

В качестве примера приводится птичий язык и как образец указывается перестановка в слове слогов. Следует отметить и то, что намёком на эту систему, построенную на методе перестановки слогов, мы встретились в даста-не "Китаби Деде Коргут" и воспользовались ею для определения семантики некоторых слов [14, 36-38]. Здесь внимание направляется на метод использования закодирования слов и терминов под знаком: "Если правильно будет прочитан слог..." В качестве примера слов, значения которых раскрываются этим способом, можно привести слова Гессаб, Чобан, Елма, Чаг-

буи др. Так, при чтении второго слога слова Гес-саб справа налево, а первого слога слева направо получается выражение Бас-Гес, обозначающее "Баш кесмек" - отсекать голову. Если второй слог слова Чаг-бу будет прочитан слева направо, а первый слог - справа налево, то полученное (Бу-гач) выражение Бугач ясно выражает семантику слова. Встречаются и случаи, когда жаргонные выражения впоследствии, в качестве оригинальных слов, приобретают в различных языках "гражданские права". Так слово,употребляющееся в азербайджанском языке в виде "Чобан"(ЧО+БАН) в испанском языке стало функционировать в виде (ПАН+ЧО). Е1та (яблоко) турецкого языка с тем же значением в итальянском языке употребляется в виде МЕ+ЛА. У тайного языка (птичьего языка) есть и другие способы кодирования.

Исследование истории применения особых методов, известных только гамам и жрецам, в формировании языка и особенно ономастических терминов показало, что эта история проявляется в моделировании первичного состояния Вселенной, ведущегося на основании Тюркско - Шумерского мировоззрения о Сотворении мира, относящегося по крайней мере к периоду в пять тысяч лет тому назад. Так, известны факты употребления с 111-го тысячелетия до нашей эры кодированного выражения "НАММУ" со значением "УММАН" (океан). (В моделировании Богиня НАММУ, имя которой: произносится как первоначало действительности (всего сущего), называется великой матерью всего сущего и связывается с водой, океаном).

Модель, построенная на 4-х стихиях Сотворения на основе мифологических представлений, требует принятия первичного состояния Вселенной в виде шара или сферы. Древние представления о симметрии шара или окружности привели к формированию веры в симметричность вообще, в целом всей действительности (макромира) и её отдельных элементов (микромира). Наше исследование установило, что с использованием симметричности человеческого лица или звериной морды либо строения тела живых существ (людей, пчёл, бабочек и т.д.) на наскальных изображениях, в рельефных рисунках были созданы не воспринимаемые обычным взглядом и невразумительные изображения. Здесь чаще всего встречаются факты использования половины человеческого лица и бычьей или волчьей морды. Для дешифровки этих изображений необходимо использованные в этих рисунках половинки (одна сторона) черт лица или тела

симметрично дополнить до целого. Тогда истинное значение проясняется. Этим методом, названным нами "Методом зеркального отображения", удалось раскрыть тайну многих наскальных изображений и древних рисунков. Метод, соответствующий древним представлениям о симметричности Вселенной и всего сущего, традиционно используется и в составлении ковровых композиций. Интересно то, что география существования таких изображений очень широка.

Такие изображения и образцы культуры, закодированные одним и тем же механизмом, чаще всего встречаются на территориях Междуречья, Египта, Азербайджана, Норвегии и даже на Американском континенте, причем относящихся к периоду еще задолго до открытия его известным путешественником Христофором Колумбом (на территориях современных Мексики и Сальвадора). Таким образом, представления о моделировании Мира с помощью 4-х первоначал открывают дорогу к непонятным до сих пор истокам эзотеризма. Видимо, именно поэтому запрещение исследования основных первоначал нашло своё отражение в самом Талмуде. Но они являются фактами, которые показывают раскрытие кода, связанного с отдельными элементами тайного стиля (слога, письма). Основное эзотерическое знание охватывет более глобальные проблемы. Для того, чтобы понять масштаб этого, приходится снова обращаться к Талмуду. В нём говорится: "Вопреки запретам, "занимаясь таинственным" философ возвышает человека и призывает его к раскрытию сокровенных тайн природы"(11.164). Если первая цитата из Талмуда указывает на то, что попадает под запрет исследования,™ вторая цитата называет цель запрета. Продолжая наш анализ, обратим внимание на некоторые существующие здесь нюансы. Если дифференцировать Воду, Небо, Воздух и Свет, занимающие основное место в пантеоне Шумерских богов и принятые как первые субстанции в Сотворении Мира по их самым общим признакам, то можно увидеть, что их характеризует наличие или отсутствие свойства быть предметным (телесным, физическим) объектом. Первый этап создания в Шумерской модели Сотворения охватывает объединение и совокупление предметного элемента Вода (или Земля) и беспредметного Неба. На следующем этапе возникают ещё два объекта, входящие в состав 4-х стихий. Это предметный Воздух и беспредметный Свет. И в мифологических текстах, и в первичных религиозно-философских взглядах

имеются идеи о возможности перехода этих стихий друг в друга. В мифологическихтекстах, к примеру, говорится: "Воды создали огонь". По мнению же Эмпедокла, считающего целиком 4 стихии началом Сотворения "эти элементы всегда сохраняются и не возникают, но в большем или меньшем количестве объединяются в одно целое или вдруг распадаются на множество" [15,185]. Если обобщив эти представления о преобразованиях четырёх элементов и их существовании с точки зрения телесных и бестелесных форм, упростить их, то мы должны принять то, что цикл Сотворения и Уничтожения вечно продолжается путём перехода вечноживущих элементов из телесной сущности в бестелесную сущность и, наоборот, из бестелесной сущности в телесную сущность. Действительность в существующем положении Вселенной состоит из совокупности телесных и бестелесных существ (объектов). В современном научном подходе это означает неразрывное и относительно изменчивое динамическое существование массы и энергии (поля). В сущности, мифологическое начало, приводящее к принятию того,что вся действительность в целом состоит из телесной (массовой) и бестелесной (энергетической, полевой) формы, также приводит и к резултатом, совпадающим с современной теорией относительности. Так, теория относительности А. Эйнштейна определила зависимость между массой (телесной, материальной сущностью) и энергией (бестелесной сущностью - полем),выражаемую формулой Е=мс2, и одним из важных результатов, вытекающих из этого, является то, что с теоретической точки зрения возможно преобразование всей массы в энергию, а энер-гиив массу.

Последовательность и мифологических, и религиозно-философских, и современных научных представлений о Сотворении с точки зрения преобразования вещества и энергии не противоречит друг другу. Итак:

1. В мифологической модели Сотворения начало обязательно принимается сточки материализации. Это положение характеризуется тем, что это состояние с присущими чертами абсолютного холода, абсолютной темноты, абсолютной неподвижности, называемое Хаосом, является исходной точкой, стартовым состоянием Сотворения Вселенной. Если объединить современные научные положения о Сотворении Вселенной в результате Большого Взрыва с мифологическими представлениями,™ динамика существования Вселенной в самом общем виде должна происходить по следующей схеме:

Абсолютная материализация (Хаос) Космос Абсолютное превращение в поле (Хаос) Космос

>

Такая система чередования в определённой последовательности причины и результата фактически приводит к утверждению идеи даоцизма о "Пульсирующей Вселенной". То есть, цикл Сотворения и Уничтожения Вселенной между двумя Хаосами и двумя моментами кризиса напоминает вечно повторяющееся биение сердца. Такая система, движущая сила которой находится внутри неё, по причине безмерного размера пространства воздействия, безграничности и ограниченности скорости воздействия ведёт себя как обладающая дуалистическим характером, то есть и как закрытая, и как открытая система одновременно. Всё это, в свою очередь, требует принятия механизма бесконечно повторяющегося с огромными интервалами Сотворения и Уничтожения в качестве образца "вечного двигателя -Perpetium mobile". Это, в сущности, является проявлением понятия самоорганизации Вселенной, действительности. Такое развитие, идущее во Вселенной, превращает эти процессы в предмет самой современной философии - Синергетики. К примеру, доктор наук по философии Таира Аллахйарова в своих исследованиях по Синергетической онтологии подчёркивает: "В 70-х годах ХХ-го века в теории Великого Взрыва к "расширяющейся" добавилась и теория "инфлюционной" Вселенной,"-Пульсирующей" Вселенной". Она после этого добавляет: "Новые представления о Хаосе добавили в новую теорию развития уровни системности, динамизма и самоорганизации" [15, 174-175].

С теоретической точки зрения, как абсолютные крайние состояния Вселенной случаи обязательной материализации и обязательного перехода в состояние поля должны быть восприняты и как начало, и как конец.

Несмотря на то, что и с мифологической, и с научной точки зрения на отправную точку Сотворения с состояния обязательной материализации обращено больше внимания, исследования и комментарии велись в этом направлении, другое состояние Сотворения, состояние абсолютного поля (абсолютной энергии) не было выделено и привлечено к исследованию. Фактически, если в обоих абсолютных крайних состояниях время стоит, то оба эти состояния равноправны для начала. То

есть, начало времени может исчисляться и с состояния абсолютного поля. Такое положение означает создание материального мира (Космоса) из абсолютной энергии. Видимо, крайнее полевое состояние Хаоса потому не привлекалось к исследованию в течение тысяч лет, что вне подхода к нему, с точки зрения теории относительности А. Эйнштейна, невозможно определить его характерные особенности. Таким образом, и в состоянии Хаоса, соответствующего неподвижному положению, абсолютной материализации, и в состоянии наивысшей скорости движения, в положении перехода в полевое состояние, время должно стоять. А это означает то, что у Времени не одно, как было принято до сих пор, а два начала. Поскольку процесс Сотворения, как начало, может синхронно считаться и началом времени, то переход в состояние поля также может выполнять функцию начала Сотворения. Иначе говоря, абсолютное поле, абсолютная энергия обладает качеством, сущностью, способной стать причиной, выполняющей функцию создателя.

То есть Сотворение может взять своё начало с энергии, или поля, являющегося абсолютной сущностью, независимо оттого, как называть его: духом, логосом или идеей.

Отсюда выявляются источники сохраняемой тайно идеи идеалистическихи монотеистических религиозных взглядов. То есть, абсолютная идея, абсолютное поле является создателем Вселенной, Космоса, материального мира. В силу того, что всё это в той или иной степени нашло своё отражение в различных мифологических, религиозных и философских взглядах, в контексте вышеперечисленных условий сущность таких подходов с лёгкостью понимается. Например, становится ясно, что Тюркско-Шумерская модель Сотворения, возникшая намного раньше монотеистических религий, подарила и религиозным, и идеалистическим философским течениям бестелесное состояние материи - поле как "начало". Такой подход даёт возможность с лёгкостью понять теистическую идею о существовании Бога и о Сотворении им Мира из ничего. Кроме того, с лёгкостью осознается, что Бог, являющийся Высшим сознанием (Логосом), приравниваемым к бестелесному полю, абсолютной сущностью, является создателем телесной материи, или материальности. Истинный корень объективного идеализма, и религиозного монотеизма кроется здесь.

Тезис считающегося основоположником идеализма Платона "материальный мир является попросту отражением мира идей" в сущности связан с определяющей ролью фазы абсолютного поля действительности её первенством по сравнению с материальной фазой.

Но сущность понятия чистых идей Плато-наневозможно понять, не зная эзотерической реальности, связанной с фазой абсолютного поля Сотворения. Видимо, и Аристотель, критиковавший своего учителя за "чистые идеи", каким бы он ни был великим гением, не смог уловить закулисную сущность обёрнутой в кулисы реальности. В Тюркско-Шумерских мифологических представлениях Вселенная(макрокосмос) рассматривалась как живая сущность, а человек (микрокосмос) - как подобие, малый образ, или отражение, рисунок вселенной. То есть, как Вселенная была создана из 4-х стихий, так и первый человек - пророк Адам был сотворен из тех стихий [9, 27]. Эта идея занимает ведущее место в эзотерическом учении суфизма, обозначаемого символами. Так великий суфий Азизад-дин ибн Мухаммед На-сафи называет Мир "большим человеком", а человека "маленьким миром", "маленьким человеком" и так поясняет свою мысль: "После того как ты узнал значение слова Мир", знай, что ты маленький человек, малый мир. Вес Мир же называется "большим человеком" и "большим миром". Дервиш, ты малый мир, вес мир же большой мир. И ты являешься списком и знаком обоих миров" [17].

Суфическая идея познания Бога может с лёгкостью пониматься лишь тогда, когда 4 стихии, считающиеся началом (основой) и Вселенной, и человека будут сгруппированы так, как мы предложили ранее, то есть как материальные и нематериальные, или материальное и полевое (дух). Слияние с Богом (Абсолютным полем) в суфийской практике означает вхождение путём многочисленных молитв и упражнений в такое состояние транса, когда в этом состоянии тело не ощущается, по суфийскому выражению, "между Богом (Абсолютным полем) и человеческой душой тело вымывается (стирается)". В таком состоянии речь может идти о совокуплении, объединении, слиянии "бестелесного" духовного состояния человека с Богом. В противном случае объединение, слияние материального тела с Богом невозможно и слияние Бога с телесным существом ве-дётк еретическому (богохульскому) результату.

Перипатетическая философия (или Ликей), отождествляющая телесную и бестелесную Вселенную (весь Космос) с Богом, с этой точки зре-

ния отличается от пантеизма, не соответствует эзотеризму представлений. Аристотель, создавший перепатетическую школу, по этой причине не принимает "абсолютные идеи" Платона и как начало берёт промежуточное состояние, в каком пребывает Вселенная в совокупности своих материальных и нематериальных форм. Это положение проявляется и в восточном перепатетизме. Следующие мысли Азизад-дина ибн Мухаммед Насафи позволяют с лёгкостью осознать это различие: "Знай то, что есть в большом мире, существует и в малом мире. Познай себя, дойди до всего явного и тайного, чтобы дойти до начала и конца большого мира" [17].

В большом мире и в малом мире (во Вселенной и в Человеке) явными являются 4 стихии. И у них ни одного тайного. И Вселенная и человек являются аналогичными действитель-ностями, каждая из которых состоит из совокупности материальной и полевой формы 4-ч стихий. Но полностью полевое, энергетическое состояние Вселенной, всей действительности единственно, и это высшее существо, не имеющее аналога, является самим высшим Творцом. И началом и концом "большого мира" является он. Это разумеет и связь начала и конца человека с духом, с бестелесным существом. Тайным в сущности является это. Человеческое сознание пытается по натуре своей познать природу, окружающий мир и всю действительность путём сравнения: большой - маленький, тяжёлый - легкий, горячий -холодный, высокий - низкий, светлый - тёмный и т.д. Этот принцип придерживается и в морально-нравственных ценностях. Все элементы действительности, можно сказать, осознаются при помощи такого принципа сравнения. Кроме Бога, Высшего духа, Абсолюта. Сравнение дуальных свойств непригодно для познания Абсолюта, потому что у идеального Абсолюта нет ничего для сравнения. Способом же познания Абсолюта (Бога, Высшего, Духа), приближением к нему мистицизм, теософия считаетусовершенствование человека. Достижение же нравственного совершенства означает получение идеальным человеком качеств Бога, Абсолюта, осознание его всей своей душой. Итоговый результат этих мыслей состоит в том что, только совершенный человек может осознать Абсолют (по определению суфизма, обязательную сущность). Совершенным же человеком (возможной сущностью) является тот человек, который может осознать себя. В упрощённой форме этот тезис в значении "Если познаешь себя, то познаешь Абсолют, если познаешь Абсолют, то познаешь себя"

приводит к взаимозависимой лабиринтопо-добной закрытой системе. Вытекающий отсюда итог состоит в том, что путь, ведущий к познанию Абсолюта, к самопознанию человека, беспределен,бесконечен и предполагаеттоль-ко вечного приближения к идеалу.

Мы уже говорили о том факте, что Зеркальная симметрия каксредство дешифровки в эзотерической системе ведёт себя как основной способ кодирования в мифологической системе. Известно и то, что мотив зеркала является важным элементом в суфийских взглядах. По Ибн-Арабие, Человек (возможная сущность) является зеркалом Бога (насущной сущности). Бог же, в свою очередь, считается зеркалом человека [18]. Интересно то, что и факты, относящиеся к самым современным научным результатам о строении Вселенной, подтверждают, что противоположные полюса в действительности проявляют себя как зеркальные копии. Профессор Тим Тарп (США), комментирующий испытания, проведённые в АдронномКоллай-дере, отмечает:"С давних пор считалось, что антиматерия является точным отражением материи и мы, наконец, получили доказательство, подтверждающее это "[19].

Таким образом, сравнение принципов эзо-теризма с современными научными результатами требует пересмотра фундаментальных проблем, основательных категорий и принципов. А это всё является факторами, способными ещё более расширить горизонты философского познания.

Литература:

1. Altunay Erhan, Ezoterizm nadir? (www/hermetics/

orq/Ezoter¡zm%20 Nedir/html).

2. Abdullayeva Matanat "Ezoterik asarlarin fslsafi mahiyyati" BDU-nun xabarlari. 2014, N-1, sah. 66.

3. Hasanov Hikmat "Yadplanetlilarin övladlari" . . .

Publika.az/projects/gizli tarix/5106.html

4. 3liyev Razim, "Türk-§umer dünyagörü§ü va dil".

Baki, "Ziya-Nurlan", 2005, 166 sah.

5. Мир философии. - I часть. - М. : Издательство Политической Литературы, 1991. - 672 с.

6. Играр Алиев, "Очерки истории Атрапатены". -Баку : Азернешр, 1989. - 160 с.

7. Varliq kitabi, l-llfesl.

8. Qurani Karim, Эпат surasi 101-ci aya, sah. 157, 786 sah. Mehdiyev Agabala, Cafarli Dürdananin tarcümasinda (Azarbaycan Respublikasinin Dini Qurumlar ¡5 Üzra Dövlat Komitasi, DK-340d sayli, 28 iyun 2005-ci ¡1 tarixli raziliq maktubu ila gap olunmujdur.)

9. Bliyev Razim, "Musiqi falsafasinin genezisi". Baki

Ziya NPM, 2015, 96 s.

10. КапраФритьоф. Уроки Мудрости. - M., 1996. -318с.

П.Парнов Е. Трон Люцифера, Критические очерки магии и оккультизма. - М.: Издательство политической литературы, 1985. - 412 с.

12.Dahlavi Э.Х., Seglmi? lirik $erlar. Baki, Ganclik, 1976.

13. aliyev Razim, "Güzgü konsepsiyasi" madani tarixi irsimizin gizli maqamlarinin afilmasinda vasitakimi", kimi". "Dada Qorqud" elmi adabi toplusu, 4-cü nömra, 2014-cü il, sah.37., 140 sah.

14.9iiyev Razim, "Oguz dünyani darketmanin a?aridir". Baki,"Elm" 2000.76.

15. Allahyarova Tahira, "Sinergetika I. Sinergetik Ontologiya", Baki, "Elm", 2005, 376 sah.

16.Bagirov Zaur "Falsafa sxemlarda" Baki, "Elm" 2009, 208 sah.

17.3ziz 3d-din ibn Mahammad Nasafi, "Zübadadat ai

Hakayiq" traktati.

18.9liyev Razim, "Ayna motivi §umer falsafasindan

ibn Brabi sufizminadak". Joph jurnal 27.01.2016.(Not

secure/orientalpilosophu.ocq/paqe/2/

19.https://hi-news/ru/research-development/fiziki-

dokazali-chto-antimateriya-yavlyaetsya-zerkalnoy-

kopiey-obuchnoy-materii/html

"CITY-FACTORYTHE PROBLEM OF MYTHOLOGIZATION OF AN INDUSTRIAL CITY (ON THE EXAMPLE OF CHEREPOVETS)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Balyushina Yiulia Lvovna, PhD of Philosophy, Assistant Professor, Department of History and Philosophy, Cherepovets State University, Cherepovets

The article is devoted to the social and philosophical understanding of the problem of mythologization of an industrial city. It is shown that any city is an object of mythologization; such mythologems as the city-hell, the city-Paradise, the city-factory are characteristic for the industrial city. By the example of Cherepovets described the genesis and relevance of these myths. Myth city-factory is most prevalent in the public consciousness, it is formed as a result of reading human text industrial city, gets its status without passing through the filter ration of reflection. Myths of the city determines the relation of man to the city and its activities for the development of urban space.

Keywords: industrial city; mythology; myth; myth; "city-Paradise"; "city-hell"; "city-factory"; Cherepovets.

УДК 911.375:101.8 "ГОРОД-ЗАВОД":ПРОБЛЕМА МИФОЛОГИЗАЦИИ

ВАК РФ 09.00.11 ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ

Г. ЧЕРЕПОВЦА)

© Балюшина Ю.Л., 2018 Статья посвящена социально-философскому осмыслению проблемы мифоло-

гозации индустриального города. Показано, что любой город является объек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.