Научная статья на тему 'Город как воспитательная среда'

Город как воспитательная среда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город как воспитательная среда»

► РЕЦЕНЗИИ

ГОРОД КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

THE CITY AS AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Данин Б.А. Lanin B.A.

Заведующий лабораторией дидактики Head ofthe Laboratory of Literature Didactics

литературы ИСМО РАО, доктор филологических at the ICMO RAE, Doctor of Philology, наук, профессор Professor

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Рецензия на книгу: Рубл, Блэр А. Вашингтонская U-стрит. Биография / пер. с англ. Л. Седов; науч. ред. А. Захаров. - М.: Московская школа политических исследований, 2012. - 424 с. (Blair A. Ruble. Washington>s U Street. A Biography. Woodrow Wilson Center Press, Washington, DC, The Johns Hopkins University Press, Baltimore, 2010. 410 p. ISBN 978-0-8018-9800-6.)

Сам по себе город является воспитывающей и образовательной средой - это знают все ученые-урбанисты. Загадкой является то, как же именно город воспитывает людей, превращая их из безликого населения в полноправных и ответственных граждан. Разгадке этого феномена посвящены многочисленные труды д-ра Блэра Рубла - многолетнего директора Института Кеннана при Международном исследовательском центре имени Вудро Вилсона в Вашингтоне. Среди них поистине выдающиеся книги Creating Diversity Capital: Transnational Migrants in Montreal, Washington, and Kyiv (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2005), и Second Metropolis: Pragmatic Pluralism in Gilded Age Chicago, Silver Age Moscow, and Meiji Osaka (Cambridge: Cambridge University Press, 2001).

За двадцать лет руководства Б. Рубл превратил маленький институт со штатом 8 человек в один из наиболее влиятельных центров культурного взаимодействия между Россией и США. В различное время в центре работали Василий Аксенов, Владимир Войно-вич, Анатолий Найман, режиссер Евгений Цымбал, социолог и создатель Европейского университета в Санкт-Петербурге Борис Фирсов, нынешний председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов, словом, многие интересные люди, подлинные интеллектуалы, способные превратить Россию в современное модернизированное государство и все для этого делавшие и продолжающие делать.

На этот раз объектом исследования д-ра Рубла стала лишь одна вашингтонская улица - U Street. Когда-то Вашингтон, наряду с Сент-Луисом и Балтимором, стал од-

ним из трех крупнейших центров в Америке, отличавшихся наибольшим количеством свободных афроамериканцев. Это создало уникальные возможности для роста их гражданского самосознания. Однако начиналось все... с улицы. Здесь жили разные чернокожие люди, которых объединяло стремление к обретению гражданских свобод, к постижению мира, к осознанию своего подлинного места в нем. Откликаясь на обидные клички и проходя мимо заведений «Только для белых», они медленно выстраивали свою социальную сферу, свою культуру, без которых невозможно представить современную Америку.

Несколько кварталов этой улицы, пишет Б. Рубл, равны по своему культурному значению, растянувшемуся почти на шесть миль Бродвею, с его великими театрами, залами и картинными галереями. Общаясь на этой улице, перенимая друг у друга обычаи и привычки быстро изменяющегося мира, соседи «вдруг», «неожиданно» становились выдающимися музыкантами, юристами, учеными, подлинными афроамериканскими интеллектуалами. Назвать U Street своими университетами могли бы многие выходцы из этих кварталов.

Со временем у них появился настоящий свой университет - университет Ховарда в штате Вирджиния, не так далеко от родной улицы. Эту цитадель афроамериканской культуры назвали так в честь генерала Оливера Отиса Ховарда, потерявшего руку в одном из боев против рабовладельческих штатов. В 1865 году он стал руководителем Бюро по делам беженцев, освобожденных рабов и пустующих земель (Бюро освобожденных), а через год основал колледж, ставший позже университетом.

Каждая из семи глав книги («Сомнительные корни», «Вполне южный город», «Конфронтация с федеральной властью», «Черный Бродвей», «Последняя колония», «Шоколадный город», «Ты новый») заканчивается портретами замечательных людей, внесших свою лепту в становление гражданского общества и подлинной национальной культуры.

Никакие лекции и семинары не заменят настоящей социальной практики выстраивания гражданского общества, когда каждый вносит в его строительство все то, что может привнести. Вот была улица в Вашингтоне, округ Колумбия. Округ так и не стал самостоятельным штатом, потому что во времена неравенства никто не хотел, чтобы появился маленький штат с огромным преобладанием чернокожего населения (даже сейчас в округе 66% населения - афроамериканцы). Эта улица была пораженной насилием, являлась «зоной городского бедствия». Однако на ней открывались бары, всегда играл джаз. Музыканты не заканчивали консерваторий - лишь недавно джаз начали изучать и там тоже. Они учились друг у друга, играли на улице, пока их не впускали в бары. Сначала играли за выпивку, потом за еду, потом выпархивали из этого гнезда, чтобы покорять своим искусством весь мир. Вот только дух этой улицы они уносили с собой, помнили имена своих учителей - все с той же улицы, помнили соседей, помнили, где они выросли и кому обязаны своим мастерством. Может, это и есть подлинный патриотизм?

Жизнь менялась, и постепенно менялась раскраска этой улицы. Начали въезжать состоятельные американцы: ведь отсюда легко доехать и до Конгресса, и до правительст-

венных учреждений. За недвижимостью на этой улице началась настоящая охота. Но путь к этому был длинным. Это был путь избавления от насилия и пороков, путь познания собственной культуры и приобщения к ней, путь уточнения жизненных ценностей и выстраивания их новой шкалы. Так улица стала знаменитой и нашла своего летописца и исследователя.

Географию улицы легко проследить на карте города, не такая уж и длинная U Street. Подлинная вершина пути - в Белом доме, куда в 2008 году впервые въехал не белый президент, недавно задержавшийся еще на четыре года. Когда дорога ведет не к храму, это не значит, что она тупиковая. Она может вести к подлинному расовому равенству, к обществу равных возможностей, к торжеству демократических ценностей. U Street, как доказал автор этой уникальной биографии улицы, - одна из таких дорог.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.