ЖИЗНЬ АННЫ КУПЕР И ЕЕ РЕФОРМЫ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А. К. Ерохин (Тихоокеанский государственный экономический
университет)
В статье рассматривается деятельность Анны Купер как защитницы прав чернокожих граждан Америки и педагога, понимающего ценность и важность образования для этой части общества. Философия образования А. Купер представлена как попытка переосмыслить конфликт между демократией и элитизмом.
Ключевыге слова: философия образования; расовая сегрегация; гендерная дискриминация; права женщин.
В литературном наследстве Анны Джулии Хейвуд Купер слились «голоса» педагога, феминистки, историка, лингвиста, социальной активистки и писательницы. Исследователи описывают ее в разных ролях: защитницы прав человека, лектора, руководителя, профессора, ректора университета и т. д. Кроме того, она известна как основательница черного феминизма, а ее размышления и работы о проблемах образования, равенства и расовой дискриминации привлекают к себе внимание афроамериканцев в течение полутора столетий. Столь же современно голос Анны Купер звучит и в начале XXI в. Чтобы понять феномен, верно оценить жизнь и карьеру этой выдающейся женщины, необходимо рассмотреть ее деятельность в социоисто-рическом контексте.
Анна Джулия Хейвуд родилась в 1858 г. в Ралейге, штат Северная Каролина. В краткой автобиографии (недатированной и конфиденциально изданной) она пишет: «Моя мать была рабыней и самой прекрасной женщиной, которую я когда-либо знала. Необразованная, она, тем не менее, умела читать Библию и немного писать». Исследователи предполагают, что отцом девочки был Джордж Вашингтон Хейвуд, белый хозяин ее матери. Он принадлежал к многочисленному богатому семейству, имевшему большое состояние и владевшему землями и рабами в Алабаме, Северной Каролине и Теннеси. Анна Хейвуд очень хорошо знала цену своей смешанной расе и цвету кожи и не романтизировала причину своего появления на свет, что подтверждает ее переписка с двоюродным братом.
Еще в раннем детстве Анна усвоила от матери ряд важных уроков, определивших в дальнейшем направленность ее работы: «забота о семье и других людях, живущих в твоем сообществе; стратегия сопротивления расовому, классовому и половому притеснению; сильная религиозная вера в Божью милость» [4, р. 36].
Исторически сложившаяся в Америке расовая сегрегация и законы многих штатов препятствовали распространению грамотности и образования среди черного населения. Однако Анне повезло. В 1867 г., когда ей исполнилось восемь лет, ее приняли в школу при религиозном институте св. Августина, расположенном во владениях Хейвудов и занимающемся подготовкой священников из числа чернокожих. О небольшой финансовой поддержке, выданной на получение образования, она вспоминала всегда с большой теплотой. Годы, проведенные в школе, стали основным событием ее жизни. Анна рано обнаружила прекрасные способности. Как позже она писала о себе, «...я пожирала все, что было передо мной, и... хотела больше. Я постоянно чувствовала (также как и многие амбициозные девочки) ужас перед оставшимся без ответа вопросом» [1, р. 170]. С десяти лет девочка стала понемногу зарабатывать на жизнь частными уроками, а в двенадцать вместе с другой воспитанницей, Джейн Томас, несмотря на юный возраст, начала работать учительницей в школе св. Августина.
Еще будучи ученицей, Анна проявила незаурядные волю, целеустремленность и обостренное чувство справедливости в вопросах равенства, прав жен© Ерохин А. К., 2010
111!111Й1И1!Ш № 1,
щин в целом и прав черных женщин на образование. В школе она добилась разрешения посещать занятия, на которые традиционно допускались только лица мужского пола, желающие принять священнический сан. В классе, который Хейвуд стала посещать, преподавал Джордж А. С. Купер. За него 21 июня 1877 г. она и вышла замуж. Джордж был иммигрантом из Британской Вест-Индии (Нассау). Когда они встретились, он готовился стать священником епископальной церкви. После рукоположения Джорджа в сан молодая пара продолжила учебу в школе св. Августина. Однако два года спустя муж неожиданно умер. Анна осталась в школе для завершения образования. Выйти замуж она больше никогда не пыталась.
Уже овдовев, Анна сделала все возможное, чтобы осуществить заветную мечту — стать учительницей. Несмотря на академические успехи, решительность и независимость, у нее не было гарантий на продолжение образования. В XIX в. немногие американские вузы допускали в свои стены чернокожих студентов, и еще меньше было учебных заведений, в которых получить высшее образование могли темнокожие женщины. Неустрашимая Анна Купер написала вдохновенное письмо на имя президента колледжа в Оберлине. Она выбрала этот колледж по нескольким причинам: во-первых, в него принимались чернокожие женщины, во-вторых, в нем поддерживались христианские убеждения, и, в-третьих, студентам предлагалась работа и выдавалась стипендия. Полученные в школе св. Августина знания дали ей значительные преимущества при поступлении в 1881 г. в Оберлин, где учились и другие чернокожие женщины, позже ставшие известными защитницами прав женщин на высшее образование: Мэри Чёрч (Террелл) и Ида А. Гиббс. Они изучали классические дисциплины по программе бакалавриата: латинский, греческий, европейские языки и литературу, философию, естественные науки и высшую математику. В 1884 г. Анна закончила колледж и получила степень бакалавра в области математики.
Наряду с учебой А. Купер преподавала алгебру в академии Оберлина, в группах, состоявших из белых студентов. После окончания колледжа она некоторое время работала в Вильбефорсе, читая курсы естествознания, французской и немецкой литературы, а затем вернулась в школу св. Августина, где учительствовала и занималась активной социальной деятельностью. Через три года она снова приехала в Оберлин для завершения образования и получения мастерской степени. Опыт работы и полученное в Оберлине образование сформировали философскую позицию А. Купер и утвердили ее в мысли о необходимости борьбы против расовой, классовой и гендерной дискриминации за «освобождение и полномочия афроамериканского сообщества» [1, р. 171]. Получив мастерскую степень, Анна приняла приглашение на работу от Джорджа Кука, бывшего выпускника Оберлина и руководителя школы, находящейся на М-стрит в престижном районе Вашингтона.
Школа, в которую пришла работать А. Купер, была на особом счету. В сегрегированной системе школьного образования Америки это учебное заведение предоставляло образование чернокожим жителям столицы. Социально стратифицированное афроамериканское сообщество Вашингтона набирало высокообразованных учителей с целью повышения репутации школы для чернокожих. В рядах школьной администрации, учительского коллектива и студенческого состава ощущалась явная гендерная диспропорция. Но уровень образования в колледже и уровень дипломированных специалистов, выпускаемых из его стен, значительно превосходили многие школы, где обучались и преподавали белые граждане. Кроме того, школьный коллектив и афроамериканское сообщество Вашингтона ориентировали студентов на высокие образцы академической успеваемости, поощряли их интеллектуальные способности и подыскивали фонды, предоставляющие стипендии на получение высшего образования. В школе предлагались два вида образования: классическое и профессионально-техническое.
Администрация школы и родители учеников по достоинству оценили образование и способности А. Купер. Ей было доверено обучение детей по программе классического образования. Она с головой погрузилась в преподавание и жизнь вашингтонского афроамериканского сообщества и вскоре приобрела известность не только как квалифицированный преподаватель, но и как новатор, бросивший вызов белому сообществу. Анна создала новые стандарты для чернокожих школьников, мотивируя их не только на высокие академические успехи, но и на гражданское лидерство. Она мечтала вырастить поколение афроамериканцев, которых интересовали бы не одни лишь личные успехи, достижения и материальное благополучие, но и желание служить своему сообществу, нации, миру и социальной справедливости.
Идеи А. Купер были созвучны идеям Уильяма де Бойса, отчего друзья иногда называли ее «женщиной де Бойса». Оба просветителя считали чрезвычайно важным гарантировать наиболее талантливым учащимся доступность к высшему образованию и возможность стать лидерами нации, государства и местного афроамериканского сообщества.
Талантливая преподавательница быстро приобрела отличную репутацию и вскоре стала руководителем школы. Она изменила школьные академические программы, будучи уверенной в том, что именно классическое образование является наилучшим.
Школа на М-стрит привлекала внимание многих выдающихся деятелей образования. Среди визитеров наиболее яркими были Эбби Клейн, профессор парижского католического института, и Буккер Т. Вашингтон, основатель и руководитель института Тускиджи. Отношения Купер с Эбби Клейн, назвавшей ее вдохновительницей академического образования, сослужили ей хорошую службу в дальнейшем.
Под опекой мудрой наставницы некоторые из ее выпускников получили гранты на обучение в престижных колледжах и университетах, включая Браун, Гар-
вард, Оберлин и Йель. Как пишет биограф Анны Купер, часть ее успеха крылась в способности подбирать штат сотрудников, создавать специальные обучающие программы для студентов и нацеливать преподавателей на поиск финансовой поддержки выпускников, продемонстрировавших выдающиеся успехи в учебе [2].
Успех А. Купер пришелся на тот период истории, когда в обществе развернулась острая дискуссия по поводу интеллектуальных способностей чернокожих. Сторонники известных реформаторов Буккера Т. Вашингтона и У. де Бойса требовали изменения философии и теории образования для афроамериканцев. Городские власти и администрация учебного заведения стремились воспрепятствовать развитию классического образования в школе на М-стрит и настаивали на полезности технического образования. А. Купер стала в оппозицию к навязываемым стандартам и в знак протеста покинула в 1906 г. не только пост руководителя школы, но и Вашингтон. Руководство университета Линкольна в Джефферсон-сити предложило ей возглавить филологический департамент, которым она руководила до 1910 г., после чего вернулась в школу на М-стрит в качестве учительницы латинского языка.
В 1914 г. Анна Купер приступила к работе над диссертацией по романским языкам в Колумбийском университете. Однако многочисленные гражданские обязанности вынудили ее на время оставить мечту о продолжении образования. Но за время пребывания в университете Анна осуществила перевод средневековой поэмы «Пелегрин Шарле-ман» с французского языка на английский, сопроводив его собственными примечаниями и словарем терминов. Эбби Клейн, подруга и соратница А. Купер, в конце концов настояла на том, чтобы та закончила диссертацию в Сорбонне. Совмещая работу с занятиями, даже под угрозой увольнения, Анна завершила исследование и в возрасте 65 лет получила высшее образование. Ее диссертация, написанная на французском языке, называлась «Рабство и французские ре-
№ 1, 2010
волюционеры, 1788—1805». После получения степени она вернулась в школу и оставалась в ней до 1930 г. В 1930-е гг. ею были опубликованы несколько статей в журнале «Кризис», издаваемом для афроамериканских учителей.
В течение десяти лет (1930—1940) Анна Купер была вторым президентом университета Фрелиехаузен, основанного в 1906 г. Там она создала систему вечернего среднего и высшего образования для взрослых афроамериканцев, совмещавших работу и обучение. Студентам предлагались три вида образования: академическое, религиозное и профессиональное. Будучи президентом университета, А. Купер основала Школу возможностей им. Ханны Стэнли Хейвуд. Когда финансирование школы прекратилось, она открыла школьные классы в собственном доме.
Умерла Анна Купер в 1964 г. в возрасте 105 лет и была похоронена в Северной Каролине, в часовне школы св. Августина. В некрологе ее жизнь была названа служением образованию. Одна из улиц Вашингтона переименована в ее честь.
Для афроамериканской женщины XIX столетия, начавшей свою жизнь в рабстве и посвятившей ее образованию соотечественников, достижения Анны Джулии Хейвуд можно назвать экстраординарными. В образовании она видела средство достижения социального и политического равенства. Подобно многим другим афроамериканским женщинам-педагогам, А. Купер была твердо убеждена в том, что образование, особенно высшее, может «помочь ее расе подняться выше». Она считала, что афроамериканские женщины, обладая уникальными квалификационными навыками, легко могут приобщить к образованию чернокожую молодежь, в корне изменив тем самым не только свою жизнь, но и жизнь сообщества, нации и мира: «Раса, цвет, пол и состояние являются случайностью, а не сущностью жизни; универсальные понятия гуманности, жизни, свободы и счастья распространяются на всех людей. Причиной достигнутых женщинами уроков и побед являет-
ся не цвет кожи — белый, черный, красный, но разум каждого мужчины и каждой женщины, который тихо корчился под могущественной неправотой» [5, р. 330— 331].
Мысли об образовании представлены в многочисленных работах Анны Купер, полагавшей, что «образование является самой безопасной и самой богатой инвестицией, доступной человеку. Оно выплачивает самые большие дивиденды и дает миру самое невероятное — человека. Требований всегда больше, чем поддержки, и мир хорошо платит за то, что действительно ценно» [5, р. 244— 245].
Постоянное стремление Анны Купер повышать образование и получать знания, ее пылкое желание возвысить значимость расы, которую она представляла, высокие академические требования к образованию проложили путь многим афроамериканским студентам в престижные колледжи и университеты. «Необузданная страсть к образованию и искренняя вера в то, что женщины имеют такой же интеллект, как и мужчины, и способны к интеллектуальной деятельности» [3], сделали ее превосходным оратором. Анна выступала перед разными аудиториями: в церкви, в школе, перед женскими группами и большими собраниями афроамериканцев. В речах и публикациях Анна Купер поясняет свою преданность христианской вере и ее ценностям, постоянно используя для этого библейские аллюзии и ссылки. Испытав на себе дискриминацию и маргинализацию чернокожих женщин в рамках белого женского движения, что заставило ее подвергнуть критике «лицемерие» белого женского движения и движения афроамериканских мужчин, она прибегала к христианской вере, чтобы обратить внимание общественности на расовую, гендерную и классовую несправедливость. По ее убеждению, проблема афроамериканских женщин «граничит с женскими и расовыми вопросами» [5, р. 134].
Наиболее известная работа Анны Купер «Голос с юга: черной женщины юга» включает целый ряд статей и речей, написанных ею между 1886 и 1892 гг.
В этой книге выражено ее отношение к общественному мнению и цели деятельности, направленной на изменение общества с помощью образования. Ее речь «Интеллектуальный прогресс цветных женщин в Соединенных Штатах начиная с эпохи провозглашения эмансипации: ответ Фанни Барриер Вильямс», с которой она выступила в 1892 г. на Всемирном религиозном конгрессе женщин в Чикаго, закрепила за ней славу одной из наиболее выдающихся, ярких феминисток. Она искусно сплела воедино обширное знание и понимание мировой истории, литературы, философии, социологии и личного опыта в надежде развеять предубеждения белых феминисток о неполноценности черных женщин.
Результативность работы Анны Купер как педагога и общественного деятеля находит выражение в ее философии образования, которая вошла составной частью в программы национального образования США. Говоря современным языком, Анна Джулия Хейвуд Купер
трансформировала педагогику в целях решения феминистских проблем, достижения социальной справедливости, классового и расового равенства и доступности высшего образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Fifty Major Thinkers on Education / ed. J. A. Palmer. — L. ; N. Y. : Routledge, 2001. — 254 р.
2. Gabel, L. From Slavery to the Sorbonne and Beyond: the Life and Wrigtings of Anna J. Cooper / L. Gabel. — Northampton, MA : Department of History of Smith College, 1982. — 104 р.
3. Hutchinson, L. D. Anna J. Cooper, A. Voice from the South / L. D. Hutchinson. — Washington DC : Smithsonian Institution Press, 1981. — 201 р.
4. Johnson, A. K. Uplifting the Women and Race: the Educational Philosophies and Social Activism of Anna Julia Cooper and Nannie Helen Burroughts /
A. K. Johnson. — N. Y. : Garland Publishers Inc., 2000. — 185 р.
5. Loewenberg, B. Anna Julia Cooper. Black Women in Nineteenth-Century America Life: Their Words, Their Thoughts, Their Feelings /
B. Loewenberg, R. Bogin (eds). — University Park : The Pennsylvania State University Press, 1976. — 256 р.
Поступила 20.02.09.
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (на примере независимого казанского издания «Женщина»)
С. А. Свербихина, Ю. А. Мишанин
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Исследуется влияние средств массовой информации на формирование гендерных стереотипов российских женщин. Приводится анализ деятельности казанского издания «Женщина» как единственного представителя феминистского направления региональной прессы Поволжья.
Ключевыге слова: гендерные стереотипы; феминистская теория; женская эмансипация; актуальное интервью; общественное мнение; женское движение.
В начале 1990-х гг. российское информационное пространство оказалось довольно восприимчивым к различным теориям, дискурсивным практикам, в число которых входит и гендерный подход. Это и понятно, ведь ни один природный феномен не вызывал такого интереса и не содержал так много загадок, как пол. Крупнейшие биологи (Ч. Дарвин, А. Уоллес, А. Вейсман, Р. Гольдшмидт и др.) посвящали полу научные труды, выдви-
гали гипотезы, но вопросов не становилось меньше. Наиболее актуальные из них связаны с изучением психологических особенностей возникновения гендерных стереотипов под влиянием СМИ. Средства массовой информации играют огромную роль в формировании общественного мнения. Они закрепляют в массовом сознании определенные нормы поведения и определенные гендерные стереотипы. Часто образ женщины, со© Свербихина С. А., Мишанин Ю. А., 2010