Научная статья на тему 'Джаз 1960-х гг. Революционный прорыв технологии и мышления: от эксперимента к духовности'

Джаз 1960-х гг. Революционный прорыв технологии и мышления: от эксперимента к духовности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1006
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ / ПОЛИТИКА / РАСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРНИ / РЕЛИГИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Огородова А. В., Биляр Ю. Н., Шебанова Е. И.

Статья посвящена эстетическому и культурологическому феномену джаза 60-х гг. XX века. Этот период характеризуется различными явлениями, касающимися как чисто музыкальных технологий (техническое совершенствование, появление новых стилей фанк, соул-джаз, фри-джаз, использование электрифицированных инструментов), смешения музыкальных направлений (джаз и классика), выведения джаза на общественно-политическую платформу (что связано с социальными и расовыми проблемами), приближения джазовой музыки к высоким духовным смыслам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Огородова А. В., Биляр Ю. Н., Шебанова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ OF 1960s. REVOLUTIONARY BREAKTHROUGH THINKING AND TECHNOLOGY: FROM THE EXPERIMENT TO SPIRITUALITY

The article is devoted to the aesthetic and cultural phenomenon of jazz 60s. XX century. This period is characterized by various phenomena related as pure music technology (technical improvements, new styles funk, soul-jazz, free jazz, the use of electrified instruments), mixing musical styles (jazz and classical), elimination of jazz on the socio-political platform (which it is associated with social and racial problems), approaching jazz to high spiritual sense.

Текст научной работы на тему «Джаз 1960-х гг. Революционный прорыв технологии и мышления: от эксперимента к духовности»

УДК 780.1

ДЖАЗ 1960-Х ГГ. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОРЫВ ТЕХНОЛОГИИ И МЫШЛЕНИЯ: ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА К ДУХОВНОСТИ

А.В. Огородова1), Ю.Н. Биляр2), Е.И. Шебанова

,3)

1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры

1 2 3)

' ' )e-mail: [email protected]

Статья посвящена эстетическому и культурологическому феномену джаза 60-х гг. XX века. Этот период характеризуется различными явлениями, касающимися как чисто музыкальных технологий (техническое совершенствование, появление новых стилей - фанк, соул-джаз, фри-джаз, использование электрифицированных инструментов), смешения музыкальных направлений (джаз и классика), выведения джаза на общественно-политическую платформу (что связано с социальными и расовыми проблемами), приближения джазовой музыки к высоким духовным смыслам.

Ключевые слова: джаз, политика, расовые проблемы, национальные корни, религия, музыкальные эксперименты, духовность.

Джаз, появившись на рубеже XIX и XX вв., развивался стремительно: на протяжении двадцатого столетия каждое десятилетие рождался новый стиль. Музыкальное содержание джазовых стилей и направлений было различным - музыка исполнялась небольшими оркестрами (традиционный джаз), большими коллективами (биг-бэнды классического свинга), малыми составами (комбо-ансамбли). В основе одних стилей был свинг, другие строились на ровной ритмической основе. Бибоп, кул-джаз, прогрессив отличались сложным языком, альтерированной гармонией, а традиционный джаз и классический свинг были ритмичны и доступны и сопровождали людей в их обыденной жизни: под эту музыку танцевали и веселились.

Появление джазовых стилей было отчасти продиктовано социальной ситуацией, общественно-политическими событиями в жизни американцев. Джаз, как любое подлинное искусство, отражал жизнь. Так, 1940-е годы - это Вторая мировая война, рост национального самосознания цветного населений США, разгул наркомании. Поэтому неудивительно, что стиль этого периода «бибоп» нервный и изломанный, состоит из сложных угловатых фраз и насыщен альтерированными аккордами. Напротив, 1950-е принесли некоторое умиротворение и успокоение - и джаз стал более изысканным и интеллектуальным (кул-джаз, вест-коуст-джаз), появились попытки соединения джаза с академической музыкой (барокко-джаз).

Наследие 60-х гг. XX века не менее интересно и важно, чем бибоп, который установил новые стандарты игры. Музыка этого периода в целом претерпела серьёзные изменения: на передний план вышел мятежный рок, ошеломив слушателей количеством стилей и социальными текстами; началось так называемое «британское вторжение», оттеснившее традиционное лидерство Америки в области популярной музыки, вновь проявился интерес к корневым жанрам афроамериканского фольклора, причём теперь его стали исполнять «белые» британские музыканты.

Джаз 60-х также был представлен различными стилями. Продолжил своё развитие ист-коуст-джаз (East Coast Jazz - Джаз восточного побережья), давший разветвление на «хард-боп», «соул-джаз» и «фанк»; появился фри-джаз, продемонстрировавший, что джазу стало тесно в рамках тональности, гармонической

последовательности и общепринятых структур. Стало развиваться исполнительство на электрических инструментах - бас-гитаре, органе «Hammond B-3», зародились смелые эксперименты, коснувшиеся не только музыки, но и различных эмоциональных состояний. Творили «титаны» джаза - Дэвис, Колтрэйн, Монтгомери. Ярчайшими представителями этой эпохи стали Р. Чарльз и Д. Браун. В творчестве Колтрэйна была затронута тема духовности, и теперь джаз был тесно связан с политическими воззрениями джазменов: многие из них стали соединять свои концертные выступлениями с декларациями, демонстрировавшими мировоззрение музыкантов (например, требовала уважения к «цветному» населению США в песне «Respect» певица А. Франклин).

Со временем политическая составляющая джаза, прочно укоренившаяся в 60-х гг., отошла на второй план, но изменения, коснувшиеся музыкального содержания (стиль «фанк» и мелодизированные ходы бас-гитары, приём «slap» и минорные блюзы, некоторая прямолинейность хард-бопа, тотальная импровизация фри-джаза, игра на электрооргане) прочно вошли в лексику этого музыкального направления. По этой причине изучение данного периода актуально и требует анализа всех музыкальных и культурологических пластов.

Необходимо заметить, что многие новации, касавшиеся музыки, отражали тревожную атмосферу 60-х гг. XX века, которая была пропитана протестом. Обострение «холодной войны» с СССР, вторжение американской армии во Вьетнам, рост национального самосознания цветного населения США вызывали недовольство прогрессивных слоёв населения Америки. Своё несогласие по-разному выражали битники и хиппи. Битники, (лидерами которых были литераторы Д. Керуак, У. Берроуз и А. Гинзберг), боролись с обществом и его моралью, уходя от него в свой мир преступлений, наркомании, нетрадиционной сексуальной ориентации, восточных религий и африканских языческих культов. Хиппи отстаивали своё право на всеобщую любовь («Make Love Not War!»), свободную любовь, призывали к отказу от войны и богатства, к единению с природой и сексуальному раскрепощению.

В свою очередь, обострились процессы, связанные с ростом национального самосознания афроамериканцев. Активизировалось движение за гражданские права, но главное, коренным образом поменялось мировоззрение: чернокожие больше не считали себя изгоями, они перестали подражать белым, демонстрировали гордость за свою культуру, стали осознавать себя самостоятельным народом со своей историей, и традициями. Появились такие организации, как «Black Pride» («Чёрная гордость»), призывавшие к дискриминации «белых», к расизму наоборот.

Это тревожное время породило своих героев, один из них - чёрный проповедник Мартин Лютер Кинг (род. 15. 01. 1929, Атланта - убит 04. 04. 1968, Мемфис). Это баптистский пастор, основатель негритянской организации «Южная конференция христианского руководства», лидер ненасильственного сопротивления расизму и борец за гражданские права афроамериканцев в США. Широкую известность получила его речь «У меня есть мечта», которую во время марша на Вашингтон в 1963 г. слушали около 300 тысяч американцев. Получив Нобелевскую премию мира и став инициатором тактики ненасильственных действий, сам Кинг погиб в результате прямого насилия, от рук расиста.

Революционные события в 60-х происходили по всему миру: в 1968 году в Китае председатель Мао вывел на улицы миллионы молодых людей, в Чехословакии произошло антикоммунистическое восстание, в Нью-Йорке молодые революционеры захватили Колумбийский университет, во Франции произошли крупные столкновения студентов с полицией и забастовки рабочих. Молодёжь бунтовала в Риме, Мадриде,

Турине, Стокгольме, Бонне, Брюсселе. Казалось, что начинается мировая молодежная революция.

Джаз, тем не менее, продолжал своё развитие. East Coast Jazz (Джаз Восточного побережья) - это направление, возникшее в середине (по некоторым источникам, в конце) 50-х гг. в Нью-Йорке и получившее дальнейшее развитие в 60-х. East Coast Jazz исполнялся, в основном, в среде чернокожих музыкантов. Он стал альтернативой кул-джазу с его рафинированной эстетикой, интеллектуальностью и сложной лексикой, построенной на взаимодействии с академической музыкой. Язык ист-коуст-джаза, напротив, строился на материале бибопа и корневых афроамериканских жанров - рабочих песнях, культовой музыке (спиричуэлы, госпелы), блюзах. Ист-коуст-джаз, ставший, как и фри-джаз, звуковой дорожкой этого времени, включает в себя три родственных друг другу стиля: хард-боп, соул-джаз и фанки-джаз (фанк).

Хард-боп (hard bop - жёсткий боп) - очень экспрессивный стиль джаза, возникший как реакция на интеллектуальный и сложный кул-джаз, вест-коуст-джаз. Хард-боп, напротив, - это осознанный возврат к афроамериканским корням джаза -рабочим песням, спиричуэлам и госпелам, минорным блюзам. Музыканты как будто говорят: джаз - это эстетика «чёрных». Звучание хард-боповых коллективов напористое, громкое, формированное, часто нарочито примитивное (в противовес холодному ровному звучанию кул-джаза).

Соул-джаз уходит корнями в культовую афроамериканскую традицию (спиричуэл, госпел-сонг). Он тесно связан со стилем «фанк» и манерой игры «фанки», которые построены на афроамериканской религиозной экстатической манере. Соул-джаз, как ранее бибоп и хард-боп, стал одним из инструментов социальной и политической борьбы афроамериканцев. Был провозглашён лозунгом «Back in Black», всячески подчёркивалось афроамериканское наследие американской культуры, политизировалось творчество чернокожих мастеров джаза. Под влиянием сложившейся социокультурной ситуации рождались такие произведения, как «Freedom Suite» М. Роуча, «Sermonette» Д. «К.» Эддерли. Важнейшей фигурой соул-джаза являлся певец Рэй Чарльз, объединивший блюзовую традицию с элементами популярной музыки.

Фанки-джаз (фанк) - это более жёсткий и эмоциональный вид соул-джаза с несколько иным ритмом. Термин «фанк» вошёл в джазовый лексикон раньше, чем «соул». Первая известная запись, в названии которой упоминается слово «funky», датируется 1907 годом. В 30-х гг. применяли эпитет «funky music» (причудливая манера игры). В 50-х гг. со словом «фанки» связывали определённую манеру игры, ориентированную на напряжённость блюза. В «чёрных» гетто слово «funky» на афроамериканском сленге означало терпкий запах, а также имело сексуальное значение. Вполне можно сказать, что фанки или фанк - это запах секса.

В музыкальный обиход этот термин ввёл пианист Х. Силвер. В 1952 г. он написал две композиции, в название которых входило слово фанк - «Funky Hotel», «Opus De Funk». Затем слово стали использовать ритм-энд-блюзовые группы, а к всемирной популярности фанк привёл Джеймс Браун. Он же внёс в термин социальный смысл: фанк - это, с одной стороны, приземлённая «настоящая» музыка социальных «низов»; а с другой - музыка, независимая от эстетики истеблишмента.

Начиная с 60-х термин «фанк» стал также означать особое отношение к ритму, аранжировке и энергетике исполнения. Язык фанка пропитан грубоватой атмосферой блюза и экстатичностью госпела. Так, Х. Силвер (за которым закрепилась репутация создателя фанка) в своих композициях руководствовался религиозными мотивами. Приняв формы блюза и религиозных песнопений, джаз вернулся к своим истокам,

стал, с одной стороны, дерзким и весёлым, воспевающим физические наслаждения, а с другой - «оцерковлённым» («The Sermon - «Проповедь», «The Preacher -«Проповедник», «Prayer Meeting - «Молитвенное собрание»).

Противопоставление души и тела проявляется ещё в доджазовых формах афроамериканского фольклора - в духовных спиричуэлс (песнях на сюжет из Библии) и блюзах. По мнению трубача У. Марсалиса, блюз был «нечестивым» братом духовной музыки «чёрной» баптистской церкви. Он строился на тех же приёмах: вопросах проповедника и ответах паствы, криках, стонах, увещеваниях и знаках одобрения. Духовная музыка обращалась к Богу, блюз - к человеку. Едва зародившись, джаз соединил в себе две противоположности: духовную, возвышенную музыку церкви и светское, мирское звучание блюза.

Идею подобной полярности в искусстве, соединения в одном стиле низменного и возвышенного диктует сама жизнь: «Лишь в человеке встретиться могло // Священное с порочным. Все его // Мученья происходят от того» - написал М.Ю. Лермонтов в 1831 году. «Мир - совмещенье двух начал. // Он добродетель. Он порок. // Наполовину - адский дух, // Наполовину - светлый Бог» - ответил ему современный индийский поэт Н. Ислам.

Джаз в 60-х гг. продолжал совершенствоваться: новые методы мышления, исполнительские приёмы соседствовали со свежими идеями, рискованными экспериментами. В музыкальную практику уверенно вводились электрифицированные инструменты: в фанке бас-гитара играла мелодизированные фигурации вместо привычной линии баса walking bass, стал применяться приём «slap», набирала популярность игра на электрооргане «Hammond B3». Искусство импровизации достигло невиданных высот в творчестве С. Роллинза, Д. Колтрэйна. Гитарист У. Монтгомери сумел добиться необычного «бархатного» звучания, отказавшись от медиатора, а Д. Колтрэйн вывел на новый уровень техническое мастерство, исполняя 1000 звуков в минуту.

Многие исполнители стали смело соединять «несоединимое»: певица и пианистка Н. Симон сочетала вокальную джазовую манеру с полифонической техникой игры на фортепиано; На джазовой сцене смело «зазвучала» Польша: скрипачи М. Урбаняк и М. Зейферт, альт-сакософонист З. Намысловский использовали элементы польского фольклора, а пианисты К. Комеда, А. Курылевич, А. Макович искали свой язык, объединяя джаз с наследием гениального Ф. Шопена.

Новые идеи рождались повсеместно: контрабасист Ч. Мингус предложил музыкантам своего ансамбля не обычные нотные партии, а листки бумаги, на которых были выписаны звукоряды и перечислены чувства, которые должны вызвать музыканты у слушателей. Все каноны отменил фри-джаз: отныне не существовало тональности, метра, гармонической последовательности, темы. Зато установилось господство тотальной полуанархической импровизации, как сольной, так и коллективной. На джазовой сцене появились спорные фигуры, творчество которых не могли понять современники: Сан Ра, объявивший себя межпланетным путешественником и богом Ра и создавший оркестр-коммуну, а также «отец» фри-джаза О. Коулмен, не подозревавший, что альт-саксофон, на котором он играет -транспонирующий инструмент, представлялись многим шарлатанами. Время показало, что они мыслили с опережением, предугадывая развитие джаза, а самое главное, отказываясь от стандартности и банальности.

Настоящим лидером поколения 60-х в Америке стал тенор-саксофонист Д. Колтрэйн. Сумев побороть наркотическую зависимость, он вывел джаз на новый уровень: духовный. Некоторые его композиции (в частности с альбома «A Love Supreme», что переводится как «Высшая любовь») напрямую ассоциируются с

постоянной душевной работой человека, борющегося с грехами и стремящегося к любви, простоте, доброте и всепрощению. Колтрэйн и сам был высокодуховным человеком, снисходительным к слабостям других, но предъявляющим высокие требования к себе. Интересный факт: в Александрии (Египет) есть церковь имени Колтрэйна, в которой таинство крещения совершается посредством звука и есть икона святого (по мнению последователей этого вероисповедания) Джона Колтрэйна.

Видимо, причиной того, что тема духовности в творчестве Колтрэйна нашла отклик у поколения 60-х (ведь кандидатура саксофониста даже предлагалась на пост вице-президента США, настолько эта фигура была влиятельной в то время), стало разочарование в лживой морали и основных идеалах буржуазии: финансовое благополучие и успех, столь пропагандируемые западным обществом, как выяснилось, не дают человеку душевного спокойствия, мира в душе, а главное -смысла жизни. Поэтому начиная с этого периода в поисках новых смыслов многие стали обращаться к восточным духовным практикам и даже к древним языческим культам (вуду, сантария и др.).

Очевидно, что 1960-е годы стали платформой для ощутимого продвижения вперёд музыкальных технологий. Выросла планка технического мастерства, усовершенствовался подход к импровизации. Джаз взаимодействовал с классикой и фольклором, стал сопровождать политические выступления. Несомненным достижением джаза 60-х стало обращение к высшим духовным материям, что неудивительно: подлинное искусство всегда соответствует высоким гуманистическим идеалам и воспевает истинно христианские чувства: доброту, всепрощение и любовь к ближнему.

Список литературы

1. Ислам Н. Грех // Начало света: Сборник: Переводы / Сост. и вступ. ст. М. Курганцева; Ил. И. Энтиной. - М.: Правда, 1990. - 480 с.: ил.

2. Кинус, Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 491, [1] с. + СБ-диск. -(Музыкальная библиотека).

3. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Т. 1 / Сост. и коммент. И.С. Чистовой; ил. В.А. Носкова / М.Ю. Лермонтов. - М.: Правда, 1990. - 704 с.: ил.

JAZZ OF 1960s. REVOLUTIONARY BREAKTHROUGH THINKING AND TECHNOLOGY: FROM THE EXPERIMENT TO SPIRITUALITY

A.V. Ogorodova1}, Y.N. Bilyarf, E.I. Shebanova'

,3)

1 2 3)

' ' -Belgorod state Institute of arts and culture

1 2 3)

' ' ''e-mail: [email protected]

The article is devoted to the aesthetic and cultural phenomenon of jazz 60s. XX century. This period is characterized by various phenomena related as pure music technology (technical improvements, new styles - funk, soul-jazz, free jazz, the use of electrified instruments), mixing musical styles (jazz and classical), elimination of jazz on the socio-political platform (which it is associated with social and racial problems), approaching jazz to high spiritual sense.

Keywords: jazz, politics, racial issues, national roots, religion, musical experimentation, spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.