Научная статья на тему 'Горг – скрытый регулятор самосохранения социума'

Горг – скрытый регулятор самосохранения социума Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антоненков В. А.

Развивая идеи К.Г. Юнга и свою теорию о существовании генетически ориентированных ролевых групп (ГОРГ) автор выдвигает гипотезу о том, что члены ГОРГ являются исполнителями миссии по самосохранению социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Горг – скрытый регулятор самосохранения социума»

ГОРГ - СКРЫТЫЙ РЕГУЛЯТОР САМОСОХРАНЕНИЯ СОЦИУМА

© Антоненков В.А.*

г. Санкт-Петербург

Развивая идеи К.Г. Юнга и свою теорию о существовании генетиче-ски ориентированных ролевых групп (ГОРГ) автор выдвигает гипотезу о том, что члены ГОРГ являются исполнителями миссии по самосохранению социума.

Энтропия и энергия - важнейшие факторы, влияющие не только на движение и развитие материи, эволюцию живого мира и человека, но и на существование и развитие человеческого сообщества. Неотъемлемые свойства энтропии - возрастать, а энергии - расходоваться в замкнутых нестабильных системах, а человеческое сообщество можно считать условно замкнутой динамической системой, требуют от людей постоянной работы по сдерживанию социальной энтропии и восполнению энергии. Поэтому можно предположить, что основной миссией человека, как существа социального, в целях сохранения и развития социальных институтов общества, является сохранение не выше губительного уровня энтропии и не ниже критического уровня энергии в социальной среде. Кроме того, вполне естественно предположить, что природой предусмотрены некие регуляторы, обеспечивающие безусловное выполнение человеком этой миссии, так же, как предусмотрены регуляторы выживания человека как существа биологического в виде животных инстинктов.

Судя по тому, что животные инстинкты заложены на генетическом уровне и проявляются бессознательно, начинать поиск «социальных регуляторов» необходимо с того же уровня. Исходя из этих предположений, допустимо утверждение, что для выполнения человеком «миссии социального самосохранения и развития», в него, на генетическом уровне, заложен регулятор, представляющий собой механизм преобразования генетической информации в некую подсознательную «социальную роль», которую человек должен выполнять в социуме для реализации этой миссии. Алгоритм этого преобразования можно представить в виде последовательности прохождения информации: геном - психика - сознание - мировоззрение - идеология-социалъная роль.

Судя по косвенным данным, алгоритм имеет четыре варианта реализации и присутствует в геноме каждого человека в виде одной из четырех базовых программ - двух энтропийных (хаотических) и двух антиэнтро-пийных (упорядывающих). Каждая из программ имеет две разновидности по энергопотенциалам - энергозатратную и энергосберегающую, то есть,

* Независимый исследователь.

всего программ-регуляторов, с учетом обоих факторов, энтропийного и энергетического, восемь.

Программы парны и их действие симметрично разнонаправлено как между парами, так и внутри пар в соответствии с диалектическими законами. Выполнение миссии обусловлено, в целях обеспечения динамического баланса, одновременной реализацией всех четырех (восьми) программ одновременно.

Программы заложены в геном и распределены среди людей в соответ-ствии с принципами, аналогичными принципам распределения по группам крови, которых также четыре, а с учетом резус фактора - восемь.

Идеальным состоянием для обеспечения максимальной эффективности действия регуляторов, можно считать такое, когда программы, распределены среди людей равномерно и их соотношение и взаимодействие в социуме сбалансированы.

Реальная действительность далека от идеала, но задача регуляторов и заключается в побуждении людей (пока неосознанно, а в дальнейшем, зная и учитывая содержание и закономерности действия базовых программ -сознательно) к стремлению выполнения миссии по достижению сбалансированности между процессами хаоса и порядка, интеграции и дезинтеграции, гармонии и дисгармонии в социуме.

Основываясь на вышеизложенном, всех людей, по заложенным в геном базовым программам, можно условно разделить на четыре базовые группы - две энтропийные (иррациональные) и две антиэнтропийные (рациональные). С учетом видов энергопотенциалов одновременно возможно деление на восемь групп - четыре энергозатратные и четыре энергосберегающие.

Каждая из четырех базовых групп генетически (программно) ориентирована на выполнение своей, отличной от других, роли в основной миссии. В моей гипотезе об их существовании они названы генетически ори-ентированнымиролевыми группами (ГОРГ).

Роли каждой из групп различны, но миссию, которую они все выполняют - одна, и выполнена она может быть только при совместном исполнении каждой из ГОРГ своих ролевых программ. Наиболее эффективно миссия может быть выполнена только при оптимальном соотношении исполнителей ролей.

По всей видимости, одна из четырех (восьми) ролевых программ присутствует в каждом человеке в виде подсознательной составляющей психологической основы. Психологическая основа человека - это врожденный психический базис, состоящий (по К.Г. Юнгу) из четырех психологических функций - интуиция, ощущение, чувствование, мышление и двух установок для каждой из функций - экстраверсия и интроверсия, заложенных в подсознание каждого человека в индивидуальном иерархическом, качественном и количественном соотношении.

В психике каждого конкретного человека присутствуют все четыре психологические функции, однако, наиболее сильно проявляется одна из четырёх, психологи-аналитики называют ее «программной». По проявлению и названию программной функции людей условно делят на четыре группы психологических типов и называют эти группы соответственно: интуиты и сенсорики (иррационалы), этики и логики (рационалы). Установки психологических функций, по мнению психологов, противоположны по энергопроявлению: экстравертная - энергозатратная, интровертная - энергосбере-гающяя. То есть, с учетом энергопроявления, можно считать, что психологических типов восемь.

Четыре психологические функции, являются, судя по совпадению основных признаков, носителями соответствующих четырех базовых ролевых программ.

Психологическая основа является подсознательной частью сознания, на базе которой созревает полноценное сознание человека и ориентируется мировоззрение личности.

По мере роста человека как личности и наполнения его сознания знаниями и чувствами об окружающем мире, формируется и его мировоззрение, ориентированное, в соответствии с программной функцией психологической основы, по одному из четырех вариантов ориентации личности. Мировоззренческая суть каждого из вариантов, со своими представлениями о смысле существования и основных ценностях в жизни человека, сформулированы и обобщены в идейных установках каждой из групп психологических типов, описание которых во многих своих работах приводит К.Г. Юнг. Сравнив идейные установки психологических типов и описание системных принципов и идей построения и существования человеческого сообщества, сформулированных людьми в других источниках, например, в таких, как известные политологам четыре базовые идеологии (либерализм, социализм, демократизм и консерватизм), можно заметить их некоторое совпадение.

Детальный анализ и сопоставление идейных установок психологиче -ских типов и основных положений базовых идеологий, приводит к выводу об их идентичности и позволяет сделать вывод о том, что либерализм -идеология интуитов, социализм - идеология сенсориков, демократизм -идеология этиков, консерватизм - идеология логиков.

Таким образом, можно заключить, что четыре генетически ориентированные ролевые группы - это четыре базовые группы психологических типов, а четыре варианта базовых программ миссии по социальному самосохранению - это четыре базовые идеологии.

Базовые идеологии формировались веками и формулировались по крупицам, по всей видимости, как озарения из подсознания лучших представителей соответствующих психологических типов. На сегодняшний день, если сформулировать основные идейно-духовные ценности и социально значи-

мую направленность внутренних побудительных мотивов последователей каждой из базовых идеологий, то коротко это можно представить так:

- либерализм - свобода и независимость личности, подсознательная мотивация действий либералов - личный успех;

- социализм - равенство и социальная справедливость, подсознательная мотивация действий социалистов - индивидуальное благополучие;

- демократизм - гражданские права и свободы, нравственные отношения, подсознательная мотивация действий демократов - создание гражданского общества;

- консерватизм - законность и порядок, традиции и стабильность, подсознательная мотивация действий консерваторов - построение правового государства.

Анализируя ценностные ориентиры идеологий и направленность внутренних мотивов их сторонников (психологических типов) с точки зрения влияния на социальную энтропию, не трудно заметить, что идеологии иррациональных типов - интуитов и сенсориков (либералов и социалистов), это идеологии способствующие повышению энтропии, индивидуализации и расслоению в обществе, центробежности и ослаблению государственности. Идеологии рациональных типов - этиков и логиков (демократов и консерваторов), противоположно направлены и способствуют снижению энтропии, обобществлению и структуризации в обществе, центростремитель-ности и усилению государственного устройства.

Противоречивость базовых идеологий, с одной стороны, и внутренняя убеждённость в приоритете своей идеологии членов каждой из ГОРГ - с другой, порождают неизбежное противостояние, соперничество и борьбу между представителями различных ГОРГ за верховенство и господство своих идеалов и принципов в социуме. Каждая из ГОРГ считает свою идеологию и свои принципы наиболее правильными и именно на них должно ориентироваться общество и строиться и функционировать государство. На этой почве в обществе постоянно возникал и возникает конфликт интересов. Для усиления своих позиций при разрешении конфликта активисты каждой из ГОРГ всегда стремились, путем пропаганды своих идей, добиться выявления как можно большего числа своих сторонников, объединения их в организованные по идеологическому признаку большие группы. Организованные сторонники различных ГОРГ вступали в обществе в полемику и идеологическую конфронтацию друг с другом. На определенном этапе исторического развития они начали осознавать, что навязать обществу свои идеи и заставить жить его по своим принципам можно только через контролируемую систему государственной власти. С этих пор, идеологическая конфронтация в обществе перешла в стадию политической борьбы за государственную власть. На ранних этапах история знает различные фор-

мы этой борьбы - заговоры, бунты, путчи, перевороты, революции, гражданские войны. В настоящее время, формы политической борьбы принимают цивилизованный облик. Сторонники каждой из базовых идеологий (члены соответствующих ГОРГ) объединяются в политические партии, в программах которых изложены в виде целей и задач, приход к власти демократическим путем и внедрение, с помощью властных полномочий, желаемых принципов развития общества и государственного устройства.

Исторические уроки и современное состояние информированности общества позволяют, при некотором критическом анализе, в достаточной степени ориентироваться в возможных последствиях прихода к власти в государстве той или иной партии (ГОРГ) построенной на чисто идеологических принципах. А знания о содержании базовых идеологий, позволяют отличить идеологические партии, борющиеся за свои мировоззренческие идеалы, от партий-захватчиков власти ради частных, меркантильных интересов или непомерных амбиций. Последние, продукт «бытия», а не сознания, в отличие от идеологических партий, но приходится с ними считаться, как с помехами на пути к идеалам.

Приход к власти иррациональных (т.н. «левых») ГОРГ - социалистов или либералов, особенно леворадикальных - коммунистов или анархистов, может привести к ослаблению государства и увеличению энтропии, хаосу в обществе вплоть до революционной ситуации, гражданских беспорядков и даже войн.

Снижение энтропии в обществе и усиление государственного устройства происходит тогда, когда власть принадлежит рациональным (т.н. «правым») ГОРГ, т.е. консерваторам или демократам, но это чревато застоем, забюрокрачиванием, авторитаризмом, катаклизмами в обществе и государстве, особенно если у власти правые радикалы - националисты или фундаменталисты.

Присутствие во власти «на равных» представителей всех четырех ГОРГ (партий), т.е. желание найти «золотую» середину путем создания «центристских» - социал-демократических, либерально-консервативных (лево-правых) коалиций, приводит рано или поздно к «разброду и шатаниям» в обществе, не достаточной стабильности государственной власти.

Оптимальным вариантом политической организации социума, обеспечивающим движение и развитие общества, эффективность государственного управления, можно считать активную политическую конкуренцию и чередование у власти консерваторов и демократов (рационалов) при серьезной системной оппозиции социалистов и либералов (иррационалов). Подобная ситуация соответствует оптимальному соотношению исполнителей социальных ролей, обеспечивающему приемлемый уровень социальной энтропии, баланс интересов и социальную гармонию в обществе, эффективное государственное управление по использованию ресурсов и уровню энерговооруженности.

Политическая борьба между ГОРГ - это механизм и источник движения человеческого сообщества, а подсознательное стремление к выполнению членом каждой из ГОРГ социальной роли проводника одной из базовых идеологий и есть встроенный регулятор социального самосохранения иразвития.

В некоторых государствах, в настоящее время, наблюдается нечто похожее на оптимальную политическую организацию общества произошедшее эволюционно, методом проб и ошибок, под действием заложенного природой регулятора. Но процесс эволюции, как известно, длителен и непредсказуем. Несколько тысячелетий человеческой истории понадобилось для того, чтобы сегодня прийти к приближенным к демократическим формам правления, отдельным примерам стабильной государственности, миру без глобальных политических конфликтов. Признание и следование принципам «теории ГОРГ» позволит ускорить и оптимизировать этот процесс, задать правильный вектор развития человеческого сообщества, отказаться от тупиковых и разрушительных вариантов исторического развития, куда порой заводит эволюция. Особенно это актуально сейчас, когда политические, экономические, информационные процессы в обществе приобретают все более глобальный характер, а конфронтация и политическая борьба ГОРГ из привычных внутригосударственных рамок выходит на глобальный межгосударственный уровень, где действенность внутреннего регулятора на этом этапе эволюции может оказаться недостаточной, чтобы предотвратить серьезные социальные, межнациональные и межгосударственные конфликты.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ © Долгова И.В.*

Филиал Северо-Кавказской академия государственной службы,

г. Пятигорск

В современных условиях потребительская куньтура переходит в разряд наиболее востребованных научных категорий и социальных феноменов, что обусловливает многообразие исследовательских подходов к ее изучению.

С наступлением эпохи общества потребления происходят коренные преобразования в экономической сфере России, которые проявляются, прежде всего, во взаимоотношениях производителей и потребителей. Как отмеча-

* Доцент кафедры Менеджмента и маркетинга, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.