Научная статья на тему 'Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы'

Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОРА / MOUNTAIN / ДОГЭЭ / DOGEE / ТУВА / TUVA / НАДПИСИ / ПЕТРОГЛИФЫ / PETROGLYPHS / ПОГРЕБЕНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHEOLOGY / ЭТНОГРАФИЯ / ETHNOGRAPHY / INSCRIPTIONS / BURIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кисель Владимир Антониевич, Хаврин Сергей Владимирович

В ХХ веке отношение местного населения Тувы к горе, возвышающейся над столицей республики, на правом берегу Енисея, менялось. Это отражали названия, которые появлялись на вершине горы в разные годы. Догээ до сих пор продолжает играть большую роль в религиозных воззрениях тувинцев. Гора остается в центре культурной, общественно-политической жизни Тувы, представляя собой еще малоисследованный археологическийи этнографический памятник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dogee mountain as an archaeological and ethnographic monument of Tuva

During the 20 th century attitude of Tuvans to a mountain towering over the capital of republic on the right coast of Yenisei, has varied. Those attitudes had been reflected in the names that appeared on the top of a mountain in different years. Dogee still continues to play a significant role in religious views of Tuvans. It remains in the center of a cultural, political life of Tuva, though representing yet unexplored archaeological and ethnographic monument.

Текст научной работы на тему «Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы»

ГОРА ДОГЭЭ КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК ТУВЫ1

В. А. Кисель1 2, С. В. Хаврин3

Аннотация: В ХХ веке отношение местного населения Тувы к горе, возвышающейся над столицей республики, на правом берегу Енисея, менялось. Это отражали названия, которые появлялись на вершине горы в разные годы. Догээ до сих пор продолжает играть большую роль в религиозных воззрениях тувинцев. Го-Гора остается в центре культурной, общественно-политической жизни Тувы, представляя собой еще малоисследо-и этнографический памятник.

Ключевые слова: гора, Догээ, Тува, надписи, петроглифы, погребения, традиционная культура, археология, этнография.

ванный археологический

THE DOGEE MOUNTAIN AS AN ARCHAEOLOGICAL AND ETHNOGRAPHIC MONUMENT OF TUVA

V A. Kisel, S. V Havrin

Abstract: During the 20th century attitude of Tuvans to a mountain towering over the capital of republic on the right coast of Yenisei, has varied. Those attitudes had been reflected in the names that appeared on the top of a mountain in different years. Dogee still continues to play a significant role in religious views of Tuvans. It remains in the

1 Работа выполнена при поддержке гранта Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России».

2 Кисель Владимир Антониевич - кандидат исторических наук, старший хранитель Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург.

3 Хаврин Сергей Владимирович - старший научный сотрудник Отдела научнотехнической экспертизы Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_4/916-kisel-havrin.html

101

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

center of a cultural, political life of Tuva, though representing yet unexplored archaeological and ethnographic monument.

Keywords: Mountain, Dogee, Tuva, inscriptions, petroglyphs, burials, traditional culture, archeology, ethnography.

Над столицей Тувы Кызылом возвышается гора Догээ. Она расположена на правом берегу Енисея и входит в систему Уюкского хребта Западного Саяна. Гора достигает высоты 1002 м.

В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей. Кардинальные хозяйственные и духовные перемены, произошедшие в Туве в XX в., повлияли на эту традицию. При Советской власти в период гонений на религию прекратилось проведение обрядов освящения Догээ. Отчасти преобразился облик вершины. На склоне горы появилась выложенная из камня надпись ТАР (Тувинская Аратская Республика). Позднее ее заменила другая - Ленин.

Распад СССР и последовавшие за ним экономический и культурный кризисы привели к новым изменениям. На Догээ, сменяя друг друга, стали возникать разные надписи, в числе которых оказались название республики - Тыва, наименование столицы - Кызыл, название популярной рок-группы -ДДТ, английское слово - love, женские имена - Галя, Нина. Наступившая в республике стабилизация оставила на горе одну надпись - Догээ. Правда, еще недавно она целый год соседствовала с Ниной.

102

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

Новая рыночная политика превратила гору в объект купли-продажи. Площадка на вершине была сдана в аренду частному лицу под установку радиовышки. Впрочем, радиовышки нет и поныне.

Безусловно, череда таких перемен не могла не затронуть отношения местного населения к горе. Догээ по-прежнему продолжает оставаться значимым объектом для жителей Кызыла (и также для большинства граждан республики), но восприятие ее сильно преобразилось.

Наиболее распространенным стало представление о Догээ как туристической достопримечательности. Именно сюда в течение всего года (особенно в теплое время) устремляются многочисленные гости республики, приезжие из других районов Тувы и сопровождающие их кы-зылчане. Действительно, с вершины открывается живописный вид на слияние Бий-Хема и Каа-Хема, горные хребты, степную террасу Догээ-Баары, острова Вавилинского затона, панораму Кызыла. Посещение туристами вершины не проходит бесследно. Скальные выходы, особенно в верхней части горы, густо покрыты автографами, инициалами, изречениями, картинками, символами, процарапанными или нанесенными краской.

Помимо туристов, Догээ активно посещают паломники. Их восхождения бывают трудно отличить от туристических походов, поскольку религиозная подоплека нередко слабо выражена. Однако в целом отношение к горе как сакральному месту широко распространено среди простых тувинцев, считающих вершину центром общения с духами, а подъем на нее - средством очищения от грехов. Благодаря паломникам на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шелковые «шарфы» и ленты), а также остатки сан (священный костер).

103

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

С возрождением буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из главных буддистских святынь. Этому значительно способствовала деятельность Камбы-ламы, храма Цеченлинг, тибетского монастыря Гьюдмед и общественного фонда «Энерел». В результате их усилий на одном из юго-западных склонов была выложена из камней, окрашенных в белый цвет, мантра Ом мани падме хум длиной 120 м и шириной 20 м. Кроме того, монахи провели ритуал освещения надписи и развешивания лунгта (флажки с изображением «коня-ветра» и мантрами), предназначенный сделать гармоничной жизненную энергию верующих. Лунгта следует размещать в месте, продуваемом ветрами, каким, несомненно, является Догээ. Проведение ритуала привлекло тысячи граждан Тувы.

Позднее буддисты выдвинули предложение о возведении на горе часовни и 15-метровой статуи Будды Шакьямуни1, установленной на пьедестале высотой 25 м. К монументу должна была вести лестница длиной около 600 м. Проект благословил Далай-лама и поддержало правительство республики. Появился благотворительный фонд «Золотая статуя Будды Шакьямуни на Священной горе Догээ» и открыт счет для пожертвований. Заказ на отливку скульптуры было решено отправить в г. Волгодонск Ростовской области, где ранее изготавливалась многометровая статуя Будды для Калмыкии. Однако разразившийся мировой экономический кризис отодвинул начало стройки.

Нельзя не отметить роль вершины как памятного и общественнополитического знака. Подъем на гору часто рассматривается как спортивное мероприятие или социальная акция. Так, с недавних пор организуются скоростные забеги на Догээ, связанные с различными событиями, например, «безалкогольными субботами», объявленными в русле последней антиалкогольной кампании. Также бытуют узкопро-

104

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

фессиональные традиции восхождения. Сотрудники Тувинской Контрольно-спасательной службы, начиная с 1980-х гг., ежегодно 2 мая зажигают на вершине костер в память погибших соратников. Подъем на гору как политическая демонстрация был проведен в 2005 г. Его совершили учредители филантропического фонда «Дерсу Узала», выражая протест терроризму в Беслане.

В последнее время Догээ превращается в государственный символ. В 2009 г. члены правительства Тувы (согласно обычаю, исключительно мужчины) встретили Шагаа (Новый год по лунному календарю) на вершине возле священного костра. Более того, официальный сайт тувинской столицы одно время размещался по адресу http://doge.ru.

Такое разнообразие восприятий Догээ сложилось совсем недавно. Остается до сих пор невыясненным, насколько глубоко в историю уходит наиболее архаичное представление - сакрализация горы. Для решения этого вопроса сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Государственного Эрмитажа обследовали склоны Догээ2. В результате были обнаружены две курганные группы и несколько скоплений петроглифов.

У подножья горы с восточной стороны, обращенной к Бий-Хему, слева от ущелья в восточном направлении тянется цепочка средневековых курганов. 5 каменных насыпей диаметром 5-7 м и высотой 30-40 см слабо задернованы.

Сходные 4 памятника находятся на другой стороне ущелья, в 30-50 м к северу. Они располагаются на горном склоне на двух небольших плато. Эти курга-

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

ны также вытянуты в цепочку, параллельную первой. Объект, находящийся ближе всего к автомобильной трассе, поврежден. Его насыпь частично разобрана.

На пологом северном склоне расположено еще одно каменное сооружение диаметром 2 м и высотой 50 см. Оно, скорее всего, было возведено сравнительно недавно - 2-4 века назад - и представляет собой погребение или разрушенное оваа.

Следует отметить, что традиция использования Догээ в качестве места захоронения продолжается в наши дни. Возле первой группы курганов на правой стороне ущелья совершено обычное современное захоронение. Внутри ограды из штакетника, выкрашенного в синий цвет, находится могильный холмик с красным дощатым памятником в виде вытянутой усеченной пирамиды. К памятнику прибита табличка с надписью: Шойдан Бавуу Ховалыгович. 15.09.29-10.08.02.

Петроглифы на склонах Догээ, как и курганы, тяготеют к восточной стороне горы. Напротив грунтовой дороги, огибающей глиняный карьер, на вертикальной скальной плоскости просматриваются едва заметные царапины, сходящиеся в наклонную сетку. Рядом с ними контурной линией изображены фигуры стоящего оленя и какого-то травоядного животного. Оба зверя показаны в профиль и устремлены головами вправо. Эти рисунки, вероятно, относятся к этнографическому времени.

Наиболее выразительные изображения располагаются на правой стороне ущелья, южнее курганов на плато. Здесь на нескольких плоскостях выбито не менее 10-и схематичных рисунков: животные (козлы, олень? верблюд?), всадник на лошади, мужчина с фаллосом. Фигуры выполнены в профиль и направлены вправо, исключая двух геральдических козлов и фронтального мужчину, ступни которого тоже обра-

106

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

щены в правую сторону. Эти петроглифы нельзя считать созданными одновременно, поскольку одна часть из них была нанесена по корке пустынного загара, другая же - после ее отслоения. Кроме того, отмечается разная стилистика изображений. Рисунки охватывают широкий хронологический промежуток - с хуннского периода по этнографическое время.

Сходные петроглифы широко известны на территории Тувы. Например, они представлены на скалах в долине Ортаа-Саргол, на горах Мозага-Комужап, Бижиктиг-Хая, Хербис3.

Выше и чуть западнее имеются другие изображения. Это - 9 верблюдов и собака. Все фигуры профильные и устремлены вправо. Судя по стилистической манере, наиболее крупные рисунки могут относиться к хуннскому периоду или раннему средневековью, а малые - к развитому или позднему средневековью.

Несколько в отдалении от них выбита еще одна профильная фигура верблюда. Очевидно, она копирует предыдущие рисунки и была создана в этнографическое время. Стоит подчеркнуть, что образ верблюда достаточно редко встречается в петроглифике Тувы.

Над ущельем немного ниже тропы, ведущей на вершину, на скальном выступе, обращенном на восток, имеется скопление полустертых выбивок. Плохо различимые изображения (козлы?) частично перекрыты фигурой идущей влево лошади. От ее шеи отходит дуга, имити-

107

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

рующая повод. Дуга соединена с процарапанным прямоугольником, снабженным «ножками» и «антенной» (дом? кибитка?). По всей видимости, рисунок лошади датируется этнографическим временем. Дуга же и прямоугольник были добавлены позднее, сравнительно недавно.

На одном из пологих северных склонов среди горизонтальных скальных выходов под каменным козырьком выбито одиночное изображение козла. Животное передано очень условно. Фигура показана в профиль вправо. Ее появление, скорее всего, следует отнести к позднему средневековью - этнографическому времени.

Не исключено, что в будущем будут найдены новые петроглифы. На это указывают встреченные мало заметные одиночные рисунки и плохо сохранившиеся изображения.

Как показало исследование, гора Догээ представляет собой сложный культовый комплекс, сочетающий как курганные захоронения, так и памятники петроглифического искусства. На сегодняшний день можно утверждать, что она фигурировала в качестве особо почитаемого места как минимум с рубежа эр. Вершина наделялась сакральными свойствами более двух тысячелетий, и эта традиция продолжается до сих пор. 1

1 Первоначально планировалась высота 30 м.

2 Авторы выражают глубокую благодарность О.К. Шыырапу и Д.С. Васько за оказанную помощь.

3 См.: ДэвлетМ.А. Петроглифы на кочевой тропе. - М.: Наука, 1982. Табл. 27 2, 2; Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. - Кызыл: Тув. книжное изд-во, 1990. Рис. на с. 86; Дэвлет М.А. Мозага-Комужап - памятник искусства в зоне затопления Саянской ГЭС. -М.: Изд-во ИА РАН, 2009. Табл. 1, 3-10, 12-13, 15-18, 24-27, 41-43, 51, 55, 77, 86, 92; Килу-новская М.Е. Наскальные изображения на горе Хербис (Пий-Хемский кожуун Республики Тыва) // Семенов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 214-237. Рис. 2-6, 10, 11, 13.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.