Научная статья на тему 'Отчет о работе совместной экспедиции Кемеровского государственного универстета и Тывинского государственного университета при участии'

Отчет о работе совместной экспедиции Кемеровского государственного универстета и Тывинского государственного университета при участии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о работе совместной экспедиции Кемеровского государственного универстета и Тывинского государственного университета при участии»

2. Логачева А.С. Этноческое самосознание (на примере хакасского этноса). - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. - С. 143.

3. Кюль-тегин: Поэзия вечного камня: (Памятники орхоно-енисейской письменности VI - VIII вв.). -Новосибирс: Наука, 2003. - С. 195.

4. Там же. - С. 199.

5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. - С. 396.

6. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001. - С. 88.

7. Там же. - С. 157.

8. Там же. - С. 158.

9. Там же. - С. 161.

10. Там же. - С. 187, 188.

11. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл: Изд.-полиграф. бтдел «Билиг», 2009. - С. 98.

12. Там же. - С. 99.

13. ЦГИАЛ, ф. 733, 04.150, ед.хр. 284, № 227.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Е.В. Айыжы, О.К. Шыырап ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВМЕСТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСТЕТА И ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ УЧАСТИИ

ООМИИ имени М.А. ВРУБЕЛЯ В июле 2009 г. (с 15 по 27 июля) состоялась совместная экспедиция Кемеровского Государственного университета и Тывинского Государственного университета (при участии Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля) под руководством к.и.н. доцента ТывГУ Е.В. Айыжы и к.и.н. старшего преподавателя КемГУ В.Ю. Чигаевой. В состав экспедиции также вошли: ученый секретарь ООМИИ им. М.А. Врубеля И.Л. Симонова и О.К. Шыырап старший преподаватель кафедры археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ а также студенты исторического факультета 2 и 4 курсов Кемеровского государственного университета.

Целью экспедиции являлась передача опыта методики копирования наскальных рисунков преподавательскому составу кафедры археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ, а также произведение разведывательных работ в районе строительства железной дороги Курагино -Кызыл.

Всего за время экспедиции было исследовано 3 комплекса, содержащих петроглифы: Малый Баян-кол (район Зверофермы), Догээ и Ээрбек.

I. Малый Баян-кол (дачи, район Зверофермы).

Памятник расположен на правом берегу Енисея на территории Кызыла приблизительно в 7-8 км. от центра города. Скальные выходы идут вдоль грунтовой дороги, параллельно заболоченной старице Енисея. Плоскости преимущественно ориентированы на юг. Комплекс находится в районе строительства железной дороги, тем самым попадая в зону риска его уничтожения. Малый Баян-кол изучался М.А. Дэвлет, М.Е. Килуновской. Частично опубликован, в частности, плоскости с изображениями медведя и лося (у М.Е.Килуновской).

Поселок Баян-кол и река Баян-кол («баян» - «богатый», «гол» или «кол» - река, вода) расположены в 60 км. от г. Кызыла, однако во время весеннего половодья, по сведеньям местного населения, р. Баян-кол сильно разливалась, в результате чего возникала река Малый Баян-кол, которая текла с гор.

Со времени основания Кызыла в 1914 г. здесь проводились шаманские ритуалы, т.к. данный район географически связан с другим святым местом -Бобровым источником (Аржан Кундустуг) - находится с ним на одной линии. До настоящего времени на гребне горы в непосредственной близости от плоскостей с изображениями лося и медведя сохранились два оваа (обо) -жилища духа горы.

С советского времени появилось название «Звероферма», т.к. с 1950-х гг. там выращивали ценных пушных животных (чернобурых лисиц, песцов). С 1990-х гг. звероферма перестала функционировать, однако название сохранилось.

Скальные выходы Малого Баян-кола состоят преимущественно из песчаника, местами - сланца (очень редко). Ряд плоскостей подвергнут сильной эрозии или разрушен полностью в результате обрушения камней. Некоторые плоскости подверглись сильному антропогенному воздействию -по верх многих изображений нанесены современные надписи, выполненные красками. Так же, по свидетельству, местных жителей, отдельные отколовшиеся плоскости с рисунками уносят с места комплекса для украшения собственных дачных участков.

Датировка комплекса: бронза, ранний железный век, тюркское время, позднее средневековье, этнографическая современность.

Всего нами зафиксировано 31 плоскость, в том числе изображения козлов, лошадей, оленей, верблюда, лося, медведя, антропоморфные фигуры, орнитоморфное изображение,

II. Ээрбек (поселок, находящийся в 11-12 км от Кызыла, Кызылский район и 4-х км. от пос. Ээрбек).

Ээрбек 1 Находится на правом берегу р. Енисей и правом берегу р. Ээрбек («ээр» - «поворот», т.е. в переводе название реки может звучать как «Извилистая»), в 4 км. от пос. Ээрбек. скальные выходы идут вдоль автомобильной дороги Кызыл-Баян-кол, ориентированы, в основном, строго на юг, частично на юго-восток и юго-запад. Памятник находится в районе строительства железной дороги. Исследован М.Е. Килуновской.

В горах в районе р. Ээрбек находятся богатые залежи угля. Разработки его велись начиная с ХШ-Х1У вв. монголами, использовавшими труд китайских рабов. Здесь же получали высококачественную легированную сталь для производства оружия и доспехов (так же с помощью китайских и славянских рабов-мастеров). Позднее данный регион принадлежал родам Оюн (Хоюн - «тюрки»), Байкара («бай» - богатый, «кара» - черный) и Маады («Ды» - земля). Поселок Ээрбек образован в 1930-1940-х гг. как колхоз, затем совхоз. В советское время хозяйство было ориентировано на животноводство

(овцы, коровы), после 1990-х гг. его жители занимаются, преимущественно, частным хозяйством.

Камень, из которого состоят скалы - песчаник. Ряд плоскостей подвергнут эрозии, в большом количестве встречаются современные надписи, выполненные красками, идущие поверх наскальных изображений.

Зафиксированы изображения козлов, кабанов, оленей, хищных животных, гравированные изображения лучников, тамги, солярные символы, пятна охры. Техника нанесения рисунков разнообразна - выбивка (сплошная и контурная), гравировка, краска (охра). Датировка: эпоха бронзы, скифское время, тюркское время, этнографическая современность. Ээрбек-2 Находится напротив дальнего от Кызыла края поселка Ээрбек, примерно в 25-26 км. от Кызыла, вблизи от р. Ээрбек. Плоскости ориентированны на юг. Камень - песчаник. Зафиксировано всего две плоскости с неопределенной зооморфной выбивкой, а также следы охры. Сведений о данном памятнике у других исследователей нет. Ээрбек-3 Находится на правом берегу р. Енисей. Береговые скальные выходы, ориентированы на юг, восток и запад. Ээрбек-3 расположен напротив ближнего к Кызылу края поселка Ээрбек, приблизительно в 2-х км от Ээрбека-2, в 2-х км. от р. Ээрбек, на ее левом берегу.

Сведений об исследованиях данного памятника нет, в реестре археологических памятников Тывы он также не значится.

Камень, из которого состоят скалы - песчаник.

Зафиксировано 25 плоскостей, датируемых разным временем - от эпохи бронзы, раннего железного века, средневековья вплоть до этнографической современности. Нами выявлены антропоморфные и зооморфные изображения (олени, верблюды, лошади, козлы, бык, хищные животные (волки); всадники, лучник), тамги, две буддийские мантры «Ом мани падме хум», изображение священного буддийского огня. Техника нанесения рисунков - выбивка (сплошная и контурная), в ряде случаев - с прошлифовкой. На памятнике поверх многих рисунков находится большое количество современных надписей и рисунков, выполненных краской или выбивкой. Также ряд плоскостей был уничтожен полностью или частично в результате природных факторов: вымывание, выветривание, естественная эрозия.

Ээрбек 4 - Памятник находится на правом берегу Енисея в 5 км от Ээрбека-3 (ближе к Кызылу). Скальные выходы расположены вдоль автомобильной дороги Кызыл-Баян-кол, выходы ориентированы строго на юг. Камень - песчаник. Изучен М.Е. Килуновской. Памятник включает 7 плоскостей, среди которых есть изображения козлов, каравана верблюдов, кабанов, антропоморфное изображение. Техника нанесения рисунков -преимущественно выбивка, как сплошная, так и контурная, в том числе с прошлифовкой. Петроглифы предварительно датируются скифским временем и эпохой средневековья.

Ээрбек 5 - находится на правом берегу Енисея, на 500 м. ближе к Кызылу, чем Ээрбек-4. Береговые скальные выходы, ориентированные на юг, сильно разрушены. Сведений об исследованиях данного памятника нет.

Обнаружено две плоскости с фрагментом задней части корпуса копытного животного и изображением копытного животного, ориентированного вправо. Техника нанесения рисунков - контурная выбивка. Датировка - скифское время.

Гора Догээ - Название горы берёт начало от глагола «догеленыр», что обозначает «напротив солнца», следовательно название самой горы обозначает «греться на солнце».

Догээ - священная гора тувинского народа. У её подножия (Догээ Баары) в середине сентября проводится «Наадым» - ежегодный праздник животноводов. Праздник включал в себя различные состязания: стрельбу из лука, скачки, хореш (национальная борьба тувинцев), соревнования в красноречии - песни, скороговорки и др. В современное время появилось новое состязание - на лучшую тувинскую юрту. На Надым съезжались тувинцы из Пий-Хемского, Тоджинского, Каа-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского кожунов, к которым также присоединялись представители из других кожунов.

Гора Догээ, по сравнению с другими, имеет необычные очертания, что еще более делает ее наиболее привлекательной как объект поклонения для последователей буддизма. В 2007 г. на склоне горы, обращенном в сторону Кызыла, была создана буддийская мантра на тибетском языке «Ом мани падме хум», которую видно издалека. В настоящее время разрабатывается проект создания на склонах Догээ ритуального комплекса, включающего статую Будды и многочисленные обзорные площадки.

Памятник наскального искусства Догээ находится в 3-4 (вершина - в 2) км севернее от Кызыла, на правом берегу Енисея (р. Улуг-Хем). Памятник состоит из двух распадков (Догээ-1, Догээ-3) и одиночного изолированного камня, с двух сторон которого нанесены петроглифы - Догээ-2. Скальные распадки состоят из песчаника, поэтому плоскости значительно разрушены, осыпаются. Догээ-2 - сланцевая порода. Скалы в основном ориентированы на юг: Догээ-1 - юго-восток, Догээ-2 - юго-восток и северо-запад, Догээ-3 -строго на юг.

Памятник разновремённый. Догээ-1 включает всего одну плоскость, на которой зафиксированы выбитые (сплошная выбивка) зооморфные изображения эпохи бронзы и скифского времени, а также гравированные изображения лошадей и оленя, датируемые эпохой средневековья.

Догээ 2 (Догээ-баары - «подножье Догээ»)- памятник находится в 7 км от Кызыла. Ранее был исследован М.Е. Килуновской. Камень - сланец. Ориентировка плоскостей юго-восток, северо-запад. Догээ-2 включает изображения колесниц эпохи бронзы, зооморфные изображения бронзового века и скифского времени, а также антропоморфные изображения, предположительно, датируемые поздней бронзой.

Догээ 3 - находится в 11-12 км от Кызыла. Камень - песчаник. На Догээ-3 (Догээ-баары) зафиксированы изображения козлов, быка, орла, а так же личина и гравированная решетка. Петроглифы также разновременные. Датируются эпохой бронзы, РЖВ, средневековьем вплоть до этнографической современности.

В числе результатов данной экспедиции можно отметить:

1. Нахождение ранее неизвестных изображений и сцен на уже исследованных памятниках;

2. Фиксация новых памятников наскального искусства Республики Тыва;

3. Исследование и копирование (фотографирование, создание копийных изображений петроглифов на миколенте и полиэтиленовой пленке) наиболее интересных и презентабельных плоскостей;

4. Определение образов наскального искусства на выше обозначенных памятниках;

5. Датировка изображений на памятниках.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство памятников наскального искусства на территории Республики Тыва, а тем более рисунков на них мало изучены или не изучены вообще. Поэтому в данном отношении Тыва - перспективный регион, нуждающийся в дальнейшем изучении наскального искусства. Кроме того, культурное наследие Тывы, в частности, наскальные рисунки находятся в зоне риска, связанного с экономическим развитием данного региона. Так, проект железной дороги Абакан - Кызыл, ставит под угрозу уничтожения уникальный комплекс петроглифов Малый Баян-кол, а также памятники наскального искусства Ээрбек-1-5, в числе прочих изображений содержащие священные буддийские мантры. Проект создания религиозно-культурного комплекса на горе Догээ также может повлечь за собой необратимые последствия для выявленных там петроглифов. Поэтому сегодня необходимо создать проект охраны памятников наскального искусства Республики Тыва, и ее культурного наследия в целом.

Ондар Е.М.

ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА МАЛОГО ХУРАЛА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КУУЛАР ДОНДУК

Статья посвящена изучению личности и деятельности одного из выидных государственных деятелей Тувинской Народной Республики, первому председателю Президиума Малого Хурала ТНР. Дается анализ политических взглядов Куулар Дондука, прослеживается его дальнейшая деятельность и судьба.

Ondar E.M.

Kuular Donduk is the first Chairman of the Malyi Khuural of the Tuvan People's Republic The article is devoted to the investigation of the personality and the activity of the prominent statesman in the Tuvan People's Republic. Kuular Donduk was the first Chairman of the Malyi Huural of the TPR. The author gives the analysis of Kuular Donduk's political views and opinions. The life and the career of the statesman is also described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.