Научная статья на тему 'Гонения Валериана и мученичество Киприана карфагенского'

Гонения Валериана и мученичество Киприана карфагенского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ / HISTORY / EARLY CHRISTIANITY / NORTH AFRICA / ROMAN EMPIRE / CYPRIAN OF CARTHAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каргальцев Алексей Витальевич

Статья посвящена исследованию причин и обстоятельств антихристианских гонений Валериана 257–259 гг., главной особенностью которых стало преследование наиболее выдающихся отцов церкви. Отдельное внимание уделено мученичеству Киприана Карфагенского, источники которого позволяют наиболее полно воссоздать картину гонений. Одной из причин религиозной политики Валериана традиционно считается попытка продолжить возрождение традиционной римской религии, предпринятое его предшественником — императором Децием. Однако, эдикты Валериана, появившиеся в период беспрецедентного кризиса Римской империи середины III в., фактически фиксируют существование церкви как легальной организации, а преследованиям подверглись лишь представители высшего духовенства и наиболее активные миряне. Так государство, осознавая невозможность уничтожения церкви, переходит к политике терпимости при сыне Валериана Галлиене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valerian persecution and the martyrdom of Cyprian of Carthage

The article deals with an analysis of purposes and circumstances of Valerian anti-Christian persecution 257–259, which was directed against the first-rate Church fathers. The author gives specifi c attention to martyrdom of Cyprian of Carthage which helps understand the full picture of persecution. They traditionally believe that Valerian’s attempt to rebirth traditional Roman religion continued by his predecessor Decius was the reason of his antichurch policy. However Valerian’ edicts which appeared in the middle of 3th century identified the Church as a legal structure, and only representatives of the high clergy and the most active laymen were persecuted. It was the first step of the government in adopting the policy of tolerance under Gallienus’s rule.

Текст научной работы на тему «Гонения Валериана и мученичество Киприана карфагенского»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2

Вып. 4

ПУБЛИКАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

УДК 94(17).08 А. В. Каргальцев

ГОНЕНИЯ ВАЛЕРИАНА И МУЧЕНИЧЕСТВО КИПРИАНА КАРФАГЕНСКОГО*

С именем императора Валериана связано одно из крупнейших преследований христиан середины III в., принципиальной особенностью которого стало то, что основной удар пришелся в основном лишь по наиболее видным представителям церкви [1; 2; 3; 4; 5]. В 257-258 гг. один за другим были казнены два римских епископа Стефан и Сикст, преследованиям подвергся александрийский епископ Дионисий, в январе 259 г. погиб тарраконский епископ Фруктуоз, но, безусловно, наиболее крупной фигурой, пострадавшей в период гонений, стал Киприан Карфагенский. Источники, повествующие о его мученичестве, позволяют наиболее полно восстановить картину гонений. Кроме посланий карфагенского епископа, написанных в 257-258 гг., сохранились акты допросов, известные как «Acta Proconsularia Sancti Cypriani», а также житие Киприана (Vita Cypriani), составленное дьяконом Понтием, которое к тому же является еще и первым примером латинской агиографии [6, p. 168-175; 7, 8]1. Эти гонения произвели глубокое впечатление на церковь. Лактанций упоминает Валериана в числе императоров-гонителей и приводит наиболее жуткую картину из существующих, возможно, даже вымышленную, гибели императора в персидском плену, что, по мысли автора, свидетельствовало о совершении крупнейшего насилия над христианами (Lact. De mort. pers. 5).

Сведения римских источников об императоре Валериане немногочисленны. Он пришел к власти в 253 г. после неожиданной гибели императора Деция и его сына и соправителя Геренния Этруска в битве с готами при Абритте в июне 251 г. и непродолжительного правления Требониана Галла и Эмилиана. Валериан происходил из старинной италийской семьи, при Максимине исполнял консульские обязанностей, затем при Деции стал принцепсом сената, а также был избран цензором, однако отказался от этой должности (SHA Val. 5-6). Авторы жизнеописаний Августов называют Валериана в числе «лучших императоров» из сострадания, как полагает В. В. Болотов, к его бесславной гибели [12, с. 126-127]. Хотя на основании сообщения Зонары можно сделать вывод, что Валериан играл значительную роль в гражданской администрации Деция (Zon. XII, 20) [13, с. 325-327; 14, p. 75]. Зосим заявляет, что Валериан был способным администратором, предпринимавшим огромные усилия, чтобы восстановить былое положение империи (Zosimus I, 29, 2).

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 11-31-00342а2 «Комплексное изучение раннехристианской агиографической литературы (11-1У вв.)».

1 Об аутентичности текстов см.: [9, S. 1-30; 10; 11]. © А. В. Каргальцев, 2012

Что касается политики в отношении христиан, то мы располагаем сообщением Дионисия Александрийского, которое приводит Евсевий, о том, что в начале правления Валериан был «милостив и благожелателен к христианам, так как не был никто из императоров, даже из тех, о ком говорили, что они открыто стали христианами»; много верующих было и среди слуг и приближенных правителя (Eus. H. E. X, 3). Затем последовала резкая перемена — в 257-258 гг. появляются два императорских эдикта, положивших начало новой волне преследований, завершившейся лишь в 260 г. в правление Галлиена. Объяснение столь резкой перемены религиозной политики Валериана представляет известную сложность для исследователей. В. В. Болотов полагал, что сделать это «не удается, несмотря ни на какие усилия» [12, с. 127]. У Френд также оценивал проблему как «очень трудную для понимания», аналогичных точек зрения придерживаются и другие исследователи [15, p. 315].

Таким образом, целью нашей статьи станет рассмотрение причин начала гонений Валериана, обстоятельств их проведения, а также исследование мученичества Кипри-ана Карфагенского.

В первую очередь следует заметить, что, говоря о лояльном отношении к церкви со стороны Валериана до 257 г. мы вынуждены целиком доверять сообщению Дионисия, которое не лишено риторической остроты и скорее призвано оттенить время, наступившее после массовых гонений при Деции. При этом александрийский епископ, очевидно, должен был воздерживаться от прямой критики Валериана, поскольку она бросила бы тень на его сына и соправителя Галлиена, в начале правления которого наступил период веротерпимости (Eus. H. E. VII, 13). Видимо, этим объясняется появление в рассказе Дионисия Макриана — главы египетских магов и императорского казначея, которого он называет главным инициатором антихристианских гонений (Eus. H. E. VII, 10, 4). В действительности же, как сообщает Киприан, военная опасность, вызванная вторжением готов в 251 г., фактически вынудила Деция приостановить реализацию эдикта об обязательных жертвоприношениях (Cypr. De lapsis 1) [16]. Весной того же года Киприан смог не только вернуться в Карфаген, но и организовать собор африканских епископов [17, p. 29-32]. Всего же в период 251-256 гг. в Африке прошло не менее шести соборов [18, p. 93-100]. Подобная активность церкви, вылившаяся в длительную полемику между главами крупнейших епархий, сопровождавшаяся борьбой между епископами и коллегией пресвитеров, возможно, не осталась незамеченной римской властью. По сути, церковь, формально запрещенная римскими законами, уже открыто позиционировала себя как «государство в государстве», живущее по своим правилам. И хотя наши источники не позволяют напрямую связать начало гонений с деятельностью церковных иерархов, фактом остается то, что первыми их жертвами стали главные участники полемики о принятии в церковь «отпавших»: Киприан, Стефан и Дионисий.

Содержание эдикта 257 г. можно восстановить по сообщениям Дионисия, а также из протоколов допроса Киприана Карфагенского (Eus. H. E. VII,11; Acta Proc. S. Cypriani 1,6). Оба источника сообщают, что христианам под страхом смерти запрещается собираться на богослужения, а епископы крупнейших епархий должны отправиться в ссылку. Дионисий уточняет, что место ссылки было определено самими августами, кроме того, христианам предписывалось воздерживаться от посещения мест погребения. Ситуация с появлением второго эдикта представляется нам менее ясной. Большинство исследователей полагает, что меры, предусмотренные первым указом, «не

оказали ожидаемого язычниками действия», и он должен был «закрыть множество лазеек в первом» [12, с. 128; 2, p. 85]. Содержание второго эдикта 258 г. известно в основном из послания Киприана епископу Сукцессу, в котором он сообщает о возвращении священников из Рима, с вестями о новых гонениях. Второй эдикт предусматривал следующие меры: «епископов, пресвитеров и диаконов немедленно забирать под стражу; у сенаторов, почетных мужей (egregii viri) и всадников, сверх лишения достоинств отбирать еще имущества и, если они и после сего остаются непоколебимы в христианстве, отсекать им головы; благородных женщин по лишении имуществ отправлять в ссылку; у придворных же, которые или прежде исповедали, или теперь исповедают Христа, описывать имущество и по исключению ссылать их в оковах в императорские владения» (Cypr. Ep. 80).

Первая и очевидная интерпретация эдиктов, сделанная в историографии, позволяет рассматривать гонения как продолжение политики возрождения традиционной римской религии, предпринятой Децием [19; 20, p. 102]. Действительно, будучи представителем старой аристократии, пользовавшийся расположением сената, Деций не мог не считаться с консервативными настроениями верхушки римского общества. Как отмечает Ю. Б. Циркин, «одной из характерных черт римского религиозного сознания было представление о pax deorum — божьем мире... Нарушение людьми этого мира ведет к катастрофическим последствиям — ужасным поражениям, грозящим самому существованию Города» [13, с. 315]. В числе первых мероприятий Деция, относящихся очевидно к 250 г., стало повсеместное возрождение храмов традиционных римских богов, а гражданам империи в обязательном порядке предписывалось соблюдение соответствующих ритуалов. Сохранились надписи, прославляющие императора как восстановителя святынь [21, p. 74]. При этом следует согласиться с Д. Оборном, что данные меры не были продиктованы какой-то особой набожностью императора или неприязнью к восточным культам [1, p. 68]. По сути, религиозный подъем должен был стимулировать имперский патриотизм. Воздержаться от участия в религиозных мероприятиях императора могли лишь иудеи, во всяком случае, мы не располагаем свидетельствами их преследования в этот период [22, p. 421], в связи с чем антихристианские гонения были неизбежным следствием такой религиозной политики, но, очевидно, не являлись единственной ее целью. Жестокость и последовательность, с которой они проводились, не выходила, тем не менее, за рамки обычной практики, касающейся государственных преступников. Не лишним было отметить и тот пиетет, какой Деций испытывал к Траяну, которого не только считал лучшим императором, но и принял его имя2. Очевидно, в отношении христиан Деций должен был руководствоваться нормами законодательства своего великого предшественника. Однако с гибелью императора его религиозная политика потерпела неудачу. Другая популярная точка зрения в историографии заключается в попытке связать гонения с бедственным положением империи в середине III в.3 При Валериане империя вступила в полосу острейшего кризиса. А. Алфолди, посвятивший специальную работу варварским вторжениям в III в., полагает, что именно в этот период они достигли своего пика [25]. На Западе племена ала-манов, разорив многие провинции Галлии, двинулись дальше через Альпы в Италию и даже некоторое время угрожали Риму. В конце концов они были разбиты Галлиеном

2 Полное имя императора — Гай Мессий Квинт Траян Деций.

3 Эта интерпретация наиболее подробно разобрана у А. Альфольди и его последователей [23;

24].

в отчаянном сражении недалеко от Медиолана в 258 г. В это же время Галлию разоряли франки, совершая набеги в испанские провинции. Впервые за долгое время набегам кочевников подверглись и богатые африканские провинции [26]. Необходимость защиты государства подвигла Валериана разделить империю на части: западную, оборона которой была поручена Галлиену, и восточную, оставшуюся в ведении Валериана.

Картину бедствий дополняла свирепствовавшая с 251 г. эпидемия чумы, в результате которой умер младший сын Деция Гостилиан (Aur. Vict. De Caes. 30, 2). Начавшись в восточных провинциях, болезнь быстро распространилась по всей империи и оказала самое разрушительное воздействие на римское общество (Cypr. De Mort. 4, 14; Zos. 2б, 2). Именно с чумой уместно, на наш взгляд, связать запрет на посещение христианами мест погребения. Подозрительная тяга к собраниям на кладбищах и ранее вызывала недовольство римского общества (Tert. Ad Scapulam 3, 1). Ориген вспоминает времена великих мучеников, когда в них участвовала вся церковь (Origen Hom. Jer. 4, 3). В Риме катакомбы с погребениями святых играли огромную роль в литургической жизни общины [27, p. 39-50; 28]. В условиях паники, вызванной эпидемией, у многих жителей империи, вероятно, вне зависимости от религиозных взглядов, подобная практика вызывала стойкое подозрение, а самоотверженность христиан в ухаживании за больными могла интерпретироваться далеко не однозначно (Cyp. De Mort. 4, 14).

Для Валериана, как и для большинства его современников, состояние дел в империи зависело от расположения богов. В условиях пошатнувшегося Pax Deorum император уделяет самое пристальное внимание религиозным вопросам. В монетах его времени образы традиционных римских богов получают новое осмысление — боги все чаще выступают в образе богов-воителей. Так, богиня домашнего очага, Веста, была изображена на монетах держащей в руке маленькую Победу, Венера стала «Венерой Победоносной» (VENVS VICTRIX) и изображалась одерживающей победу над варварами. Аполлон и Диана также стали защитниками империи от варварской угрозы, и особенно подчеркивалась воинственность Юпитера Капитолийского, ведь именно под его покровительством римляне завоевали мир [29, p. 27-60]. Нам сложно согласиться с К. Хаазом, что религиозная политика Валериана была еще более консервативной, чем у его предшественников [3, p. 141]. Серебряные антонинианы содержат изображение «солнечного бога» и надпись «ORIENS AVGG». Монеты с подобными изображениями ранее чеканились Элагабалом и Алексадром Севером. Встречается и изображение Астарты, также с Победой в руке. Таким образом, религиозная пропаганда Валериана не ограничивалась богами римского пантеона, вероятно, и сам он был приверженцем восточных культов.

В деятельности Валериана трудно усмотреть продолжение религиозной политики Деция. К тому же содержание эдиктов 257-258 гг. и их практическая реализация расходятся с предшествующей традицией. Начиная со времени Траяна законодательство накопило значительную правовую базу, на основании которой христианство являлось religio illicita, а сама принадлежность к церкви служила основанием для судебного преследования и казни (Plin. Jun. Ep. X, 96-97) [30]. Реализация этого законодательства была целиком возложена на местные власти и зависела подчас от усердия или взглядов отдельных провинциальных наместников [31]. Не случайно даже при императорах, лояльно относившихся к церкви, происходили локальные преследования христиан, как, например, казнь мучеников в Скилии в правление Коммода (Dio Cass. LXXII, 4, 7). Имея целью преследование христиан, не было необходимости в создании какого-то

нового законодательства, требовалось лишь следить за надлежащим исполнением уже имеющихся эдиктов. Гонения Деция, во-первых, показали, что христианское сообщество стало весьма многочисленным, а во-вторых, репрессивные меры в отношении него не приносили ожидаемого успеха. В середине III в. церковь значительно разрослась и включала, в том числе, многих представителей высших слоев римского общества, а предшествующее законодательство уже перестало удовлетворять современным реалиям.

Представляется, что эдикты Валериана были призваны решить эту задачу. Картину, которую передают акты допросов Киприана Карфагенского и Дионисия Александрийского, просто немыслимы в рамках всего предшествующего законодательства. В этом смысле эдикт 257 г. не столько открывает гонения на церковь, а принципиально меняет положение христиан, давая им легальный статус, хотя и со значительными ограничениями.

Этот эдикт правильнее было бы рассматривать в рамках политики терпимости Галлиена, нежели как продолжение наступления на церковь, организованное Децием. В условиях колоссальной военной опасности, разрушения экономики, массовой гибели населения вследствие эпидемии государство было менее всего заинтересовано в эскалации социального напряжения. Вместе с тем империя нуждалась в деньгах и рабочей силе, взять которые в условиях крайне ограниченных ресурсов было неоткуда. В этот период перед Валерианом стояла довольно сложная задача: ему требовалось, с одной стороны, избежать массовых репрессий, дабы не ослаблять и без того поредевшую армию, и не ухудшать экономическую ситуацию, с другой стороны, было необходимо успокоить население, искавшее виновников случившихся бед и традиционно с неприязнью поглядывавшее на христиан. Содержание же эдикта 258 г. указывает на его явно экономическую направленность [32; 1, p. 72-74; 15, p. 316]. Киприан достаточно точно передает это содержание, поскольку конфискация имущества была частью юридической процедуры, известной как relegatio, или изгнание (Cypr. Ep. 80, 1). Сложность представляет то, что в наших источниках зафиксированы попытки конфискации имущества состоятельных христиан еще в 257 г. Так, например, «деяния» Стефана сообщают о требовании Валериана к Симфронию, управляющему трибуна немезия, незадолго до этого крещенного и рукоположенного римским епископом, вернуть имущество своего господина (Acta S. Steph. papae et mart. I, 5). Возможно, практика конфискаций, начатая в Риме спустя год, была распространена на всей территории империи, о чем и узнает Киприан. О ее повсеместном применении свидетельствует сообщение Дионисия о том, что при Галлиене церкви вернули ее собственность (Eus. H. E. VII, 13). Не случайным кажется и обращение Киприана в период ссылки к верующим, заключенным в шахтах (Cypr. Ep. 79). Очевидно, христиане становились источником бесплатной рабочей силы, что вполне отвечало задачам Валериана. Как заметила Е. М. Штаерман, впервые в римском практике отречение от христианства знатных лиц не давало полного оправдания и спасало лишь жизнь, но не имущество и положение [33, с. 417].

Непосредственно казни подвергались или крупнейшие представители церкви, или наиболее активные верующие, искавшие мученического венца. Для епископов это означало либо физическое уничтожение, либо полную дискредитацию в глазах верующих в случае бегства. Показательно и поведение карфагенского епископа в последние месяцы жизни. Обычно осторожный, он становится пламенным проповедником мученической кончины (Cypr. Ep., 81). Даже сон, который видит Киприан накануне своей

гибели, возможно, не является риторическим преувеличением Понтия, а психологически точно передает настроение человека, готовящегося к смерти (Pont. Vita Cypr., 12, 8-9). Накануне дня казни дом карфагенского епископа обступила многочисленная толпа, и он просил ее разойтись, очевидно, всерьез опасаясь обвинений в мятеже. Множество народа сопровождало Киприана к месту казни, после которой устроило торжественные похороны своего предстоятеля. Среди собравшихся присутствовали как миряне, так и пресвитеры и дьяконы, которых никто не преследовал (Pont. Vita Cypr., 18).

Таким образом, необходимость урегулирования положения христиан в период правления Валериана представляется очевидной. С одной стороны, церковь была весьма серьезной и организованной общиной, не считаться с которой было уже невозможно, и вне зависимости от традиционно лояльного отношения к римскому государству христианское сообщество могло расцениваться как крупная политическая сила, поведение которой к тому же до конца было невозможно предсказать. К этому добавлялись страхи римского общества, обострившиеся в период беспрецедентного кризиса в империи, видевшего в христианстве источник религиозного нечестия. С другой стороны, политика открытых репрессий Деция показала свою несостоятельность, а кроме того, была неэффективна в условиях войны и эпидемии. Решение христианского вопроса требовало от императора максимальной гибкости, и в связи с этим эдикты предполагали троякое решение: во-первых, христианская церковь получала фактически легальный статус, во-вторых, государство получало максимум экономической выгоды путем конфискации имущества знатных и состоятельных христиан, в-третьих, наносился серьезный удар по церковной организации, поскольку были репрессированы наиболее выдающие церковные иерархи. Однако и в данном случае мероприятия Валериана не достигли цели. Укрепленная новыми мучениче-ствами, церковь не только не ослабела, но еще более набирала силу, в этой ситуации сыну Валериана Галлиену ничего не оставалось, как перейти к политике веротерпимости в отношении христиан.

Литература

1. Oborn G. T. Why Did Decius and Valerian Proscribe Christianity? // Church History. 1933. Vol. 2, N. 22. P. б7-77.

2. Keresztes P. Two Edicts of the Emperor Valerian // Vigiliae Christianae. 1975. Vol. 29, N. 2. P. 8195.

3. Haas C. J. Imperial Religious Policy and Valerian's Persecution of the Church: A. D. 257260 // Church History. 1983. Vol. 52, N. 2. P. 133-144.

4. Schwarte K.-H. Die Christengesetze Valerians // Religion und Gesellschaft in der römischen Kaiserzeit / Hrsg. W. Eck. Köln;Wien: Böhlau, 1989. 293 s.

5. Selinger R. ^e Mid-^ird Century Persecutions of Decius and Valerian. Frankfurt am M. : Peter Lang, 2002. 179 p.

6. Musurillo H. Acts of the Christian Martyrs. Oxford: Oxford University Press, 1972. Vol. 2. P. 168175.

7. Hartel W. S. S. ^asci Caecili Cypriani opera omnia: Vita Caecilii Cypriani // CSEL 3.3. 1871. P. 90-110.

8. Hartel W. S. ^asci Caecili Cypriani opera omnia: Acta Proconsularia // CSEL 3.3. 1871. P. 110-114.

9. Harnack A. Das Leben Cyprians, von Pontius; die erste christliche Biographie. Leipzig: J. C. Hin-richs, 1913. 30 s.

10. Dessau H. Pontius, der Biograph Cyprians // Hermes. 191б. Vol. 51, N 1. P. б5-72.

11. Bakker P. "Instigator and Standard-bearer" of Christianity (Acta Proconsularia 4.2): A Reconstruction of Early Impressions of Cyprian's Image as a Bishop // Cyprian of Carthage: Studies in His Life, Language, and Thought. Leuven; Paris; Walpole: Peeters, 2010. P. 43-64.

12. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. СПб.: Аксион эстин, 2006. Т. 2. 474 с. (репринт изд. 1910 г.).

13. Циркин Ю. Б. Император Деций: попытка возрождения Рима // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 8. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. C. 313-329.

14. Sothern P. The Roman Empire from Severus to Constantine. London; New York: Routledge, 2001. 413 p.

15. Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxford: Blackwell,1965. 625 p.

16. Alföldy G. Der Heilige Cyprian und die Krise des Römischen Reiches // Historia. 1973. Bd 22. S. 497-498.

17. Duquenne L. Chronologie des lettres de S. Cyprien. Bruxelles: Socles des Bollandistes, 1972. 180 p.

18. Hefele C. A History of the Christian Councils of the Church from the Original Documents / Transl. W. R. Clark. In 5 vol. Edinburgh: T & T Clark, 1883. Vol. 3. 480 p.

19. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2003. 362 c.

20. Wand J. W. C. A History of the Early Church to AD 500. London: Methuen & C., 1963. 300 p.

21. Southern P. The Roman Empire from Severus to Constantine. New York: Routledge, 2004. 413 p.

22. Safray Sh. Das Zeitalter der Mischna und des Talmuds: 70-640 // Geschichte des jüdischen Volkes. Von den Anfängen bis zur Gegenwart. 5/ Haim Hillel Ben-Sasson. München: Beck, 2007. S. 375470.

23. Alföldi A. Zu den Christenverfolgungen in der Mitte des 3. Jahrhunderts // Klio. 1938. N 31. S. 323-343.

24. Parker H. M. D. A History of the Roman World from A. D. 138-337. New York: Macmillian, 1939. 275 p.

25. Alföldi A. The Invasions of Peoples from the Rhine to the Black Sea // The Cambridge Ancient History. 1939. In 12 vol. N 12. P. 146-151.

26. Clarke G. W. Barbarian Disturbances in North Africa in the Third Century // Antichthon. 1971. N 4. P. 78-85.

27. Visscher F. de. Le droit des tombeaux romains. Milan: Giuffré, 1963. T. 1. 340 p.

28. Guyon J. La Vente des tombes // Mélanges de l'École Française de Rome. 1974. N 86. P. 549-596.

29. Delvoye C. Les persécutions contre les Chrétiens dans l'Empire romain // Les Cahiers rationalistes, 1967. N 250. P. 306-352.

30. Пантелеев А. Д. Жертвы глобализма: эдикт Каракаллы и положение христиан в начале III века // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 95-110.

31. Gregoire H. Les persecutions dans l'empire romain. 2 éd. Bruxelles: Palais des Académies, 1964. 269 p.

32. Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 511 c.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.