Научная статья на тему '«Достоинство исповедников - отлучиться от отступников»: церковный раскол Новациана'

«Достоинство исповедников - отлучиться от отступников»: церковный раскол Новациана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
781
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ / НОВАЦИАН / ПАПА КОРНЕЛИЙ / РИМ / КАРФАГЕН / ИТАЛИЯ / АФРИКА / EARLY CHRISTIANITY / ROMAN EMPIRE / CYPRIAN OF CARTHAGE / NOVATIAN / POPE CORNELIUS / ROME / CARTHAGE / ITALY / AFRICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каргальцев Алексей Витальевич

Раскол Новациана, весьма длительный и не приведшей к борьбе с еретиками, возник в результате противостояния умеренной, возглавляемой папой Корнелием, и ригористической во главе с Новацианом партии римской общины после гонения Деция (249-251), по вопросу о покаянии для отступников. Схизма довольно быстро вышла за пределы Италии. Автор характеризует эту борьбу как борьбу за мученика и исповедника, поскольку и ригористы и их противники, авторитет которых был подорван в период преследования, искали поддержку у наиболее безупречной в глазах верующих части клира и мирян. Новацианова схизма по характеру возникновения и по движущим силам, стоящим у ее истоков, близка к расколу донатистов. Однако судьба этих движений была разной, что автор связывает с различным в Африке и в Италии статусом мученика и исповедника. Административный талант Киприана Карфагенского и апелляция к высшему авторитету поместного собора позволили дискредитировать местных ригористов и привлечь на свою сторону исповедников в Африке, в то время как попытки папы Корнелия действовать с позиции авторитета кафедры св. Петра потерпели неудачу новацианов раскол в Италии не был преодолен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Novatian schism is a unique phenomenon of the early Church, because the followers of the Roman presbyter were not condemned as heretics, and the schism itself lasted for several centuries. The split arose after the persecution of Decius (249-251) as a result of the confrontation between the moderate party led by Pope Cornelius and the devotional party of the Roman community led by Novatian on the question of repentance for the apostates. The schism quickly moved beyond Italy, and Cyprian of Carthage, Dionysius of Alexandria and the bishops of other centers of the Mediterranean joined the controversy. The author it was the struggle for a martyr and a confessor, because both the rigorists and their opponents, whose authority was undermined during the persecution, sought support from the most impeccable part of the clergy and laity in the eyes of believers. Novatian’s schism comparing the nature of its origin and its driving forces could be compared to the split of the Donatists. However, the fate of these movements was different: Notatian’s follows retained the status of moderate fighters for the purity of church discipline, while donatists entered into an open confrontation with the official church. This seems to have been caused by different status of martyrs and confessors in Africa and Italy. His administrative talent of Cyprian of Carthage and his appeal to the highest authority of the local council made it possible to discredit the local rigorists and attract the confessors to his side, while Pope Cornelius’s attempts to act from the position of the authority of the Department of St. Petra failed with the Novatians split having never been overcome in Italy.

Текст научной работы на тему ««Достоинство исповедников - отлучиться от отступников»: церковный раскол Новациана»

с

и Алексей Витальевич Каргальцев УДК 27327

п к. ист. н., ст. преподаватель, Теологический институт

§ Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии

У (дер. Колбино, д. 25а, Ленинградская обл.,

^ Всеволожскийрайон,Россия, 188680)

^ kargaltsev@gmail.com

К

ч «Достоинство исповедников — отлучиться

^ от отступников»: церковный раскол Новациана

Раскол Новациана, весьма длительный и не приведшей к борьбе с еретиками, возник в результате противостояния умеренной, возглавляемой папой Корнелием, и ригористической во главе с Новацианом партии римской общины после гонения Деция (249251), по вопросу о покаянии для отступников. Схизма довольно быстро вышла за пределы Италии. Автор характеризует эту борьбу как борьбу за мученика и исповедника, поскольку и ригористы и их противники, авторитет которых был подорван в период преследования, искали поддержку у наиболее безупречной в глазах верующих части клира и мирян. Новацианова схизма по характеру возникновения и по движущим силам, стоящим у ее истоков, близка к расколу донатистов. Однако судьба этих движений была разной, что автор связывает с различным в Африке и в Италии статусом мученика и исповедника. Административный талант Киприана Карфагенского и апелляция к высшему авторитету поместного собора позволили дискредитировать местных ригористов и привлечь на свою сторону исповедников в Африке, в то время как попытки папы Корнелия действовать с позиции авторитета кафедры св. Петра потерпели неудачу — новацианов раскол в Италии не был преодолен.

Подготовка материала выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-31-01260а2 «Раннехристианская агиография в контексте позднеантичной культуры».

Ключевые слова: раннее христианство, Римская империя, Киприан Карфагенский, Новациан, папа Корнелий, Рим, Карфаген, Италия, Африка

Volume VI

Alekaey Vital'evich Kargaltsev

PhD in history, senior lecturer, Theological Institute of the Evangelical Lutheran Church of Ingria (der. Kolbino, 25a, Leningrad region, Vsevolozhsk district, Russia, 188680) kargaltsev@gmail.com

«Confitentium dignitas, a desertoribus et profugis recessisse»: Novatian's schism

The Novatian schism is a unique phenomenon of the early Church, because the followers of the Roman presbyter were not condemned as heretics, and the schism itself lasted for several centuries. The split arose after the persecution of Decius (249-251) as a result of the confrontation between the moderate party led by Pope Cornelius and the devotional party of the Roman community led by Novatian on the question of repentance for the apostates. The schism quickly moved beyond Italy, and Cyprian of Carthage, Dionysius of Alexandria and the bishops of other centers of the Mediterranean joined the controversy. The author it was the struggle for a martyr and a confessor, because both the rigorists and their opponents, whose authority was undermined during the persecution, sought support from the most impeccable part of the clergy and laity in the eyes of believers. Novatian's schism comparing the nature of its origin and its driving forces could be compared to the split of the Donatists. However, the fate of these movements was different: Nota-tian's follows retained the status of moderate fighters for the purity of church discipline, while donatists entered into an open confrontation with the official church. This seems to have been caused by different status of martyrs and confessors in Africa and Italy. His administrative talent of Cyprian of Carthage and his appeal to the highest authority of the local council made it possible to discredit the local rigorists and attract the confessors to his side, while Pope Cornelius's attempts to act from the position of the authority of the Department of St. Petra failed with the Novatians split having never been overcome in Italy.

Key words: early Christianity, Roman Empire, Cyprian of Carthage, Novatian, Pope Cornelius, Rome, Carthage, Italy, Africa

&

w i

i

o

C a

c v

o

S

0

1 e

H

►c

га Римский пресвитер Новациан и названная по его имени

и церковная схизма не часто привлекают внимание исследо-

tj вателей1. Выдающийся церковный интеллектуал и богослов,

О автор ряда триадологических и христологических положе-

л ний, предвосхитивших свое время, несомненно, ревнитель

га

о веры и христианский ригорист вошел в церковную историю g как неформальный лидер раскольнического крыла римской ^ церкви, выступившего в середине III в. против, как представ-2 лялось многим современникам, «злоупотреблений» церкви, ^ связанных с размыванием церковной дисциплины и проще-ч нием отступников, отпавших от Церкви в период гонения ^ Деция (249-251). В лице Новациана и его сподвижников мы имеем, пожалуй, один из ранних в христианской истории бунтов против противного евангельскому понимания христианкой жизни. Новацианова схизма, несмотря на энергичное противодействие ей в первую очередь римского и карфагенского епископов, быстро охватила значительную часть христианского мира Средиземноморья растянулась на несколько столетий. Новациане именовали себя «чистыми» (кабароО и их отличие от Кафолической Церкви заключалось, в первую очередь, в неприятии верующих, запятнавших себя отступничеством. Важно отметить, что новациане не были единственными поборниками строгой церковной дисциплины. Ранее с подобных позиций выступали монтанисты, требовательность которых привлек на их сторону Тертуллиана. В самом начале IV в. в Северной Африке поднялось движение донатистов, обвинявших карфагенского епископа Мензурия в отступничестве. Несомненно, движущей силой расколов были христианские ригористы, мученики и исповедники,

1 О Новациане и его взглядах см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4-х т. / Под ред. и с предисл. А. Бриллиантова; Репринт. Т. 2: История церкви в период до Константина Великого. М., 1994. С. 374 -383; Daly C. B. Novatian and Tertullian: A chapter in the history of Puritanism // Irish Theological Quarterly. 1952. N 19. P. 33-43; Gülzow H. Cyprian und Novatian: Der Briefwechsel zwischen den Gemeinden in Rom und Karthago zur Zeit der Verfolgung des Kaisers Decius. Tübingen, 1975; Heine R. E. Cyprian and Novatian // The Cambridge history of early Christian literature / Ed. by F. Young, L. Ayres, A. Louth. Cambridge, 2004. P. 152-160; Papandrea J. L. Novatian of Rome and the culmination ofpre-Nicene Orthodoxy. Eugene, 2011.

авторитет которых в III в. был особенно высок. Однако судьба ригористов сложилась по-разному: монтанисты были осуж- Д

дены в Африке; раскол донатистов и особенно их радикаль- с

н

ного крыла — агонистиков или циркумцеллионов, — вылился в открытое вооруженное противостояние официальной церк- и

ви, в то время как новациане не только не были осуждены как т

td

еретики (8 канон Никейского Собора определил новациан как о

раскольников, примирение которых с Церковью проходило с

я

через возложение рук с сохранением их епископами и священ- ° никами своего сана), но и всерьез не преследовались. Таким Е образом, можно говорить о двух альтернативных моделях и

церковного раскола, в рамках которых формировались само- к

о

стоятельные представления о нормах правильной жизни и, в что еще важнее, правильной смерти христианина. Было бы

ошибочно представлять противостояние раскольников и их л

противников как борьбу исповедников и церковных иерар- ч

хов. Авторитет мучеников был высок в целом: так закончили т

свою жизнь противники Новациана, — карфагенский епископ с

Киприан, апологии страданиям которого Понтий посвятил о

первое христианское «Житие» и, вероятно, римский епископ т

Стефан, исповедником умер предшественник последнего т

Корнелий. По сути это противостояние можно охарактери- т

зовать как «борьбу за мученика и исповедника», специфике я

которой и посвящено настоящее исследование. §

О жизни Новациана как в прочем и большинства его совре- 0

менников-христиан известно немногое. Следует оговорить, : что свидетельства о жизни и служении римского пресвитера сохранены в сочинениях его противников, что требует определенной осторожности в оценке их достоверности. Вероятно, он родился в Риме на рубеже II-III вв., хотя ряд свидетельств указывает на его восточное происхождение2. Новациан получил неплохое языческое образование, что отмечали даже его

2 См.: Papandrea J. L. Novatian of Rome... P. 55. В пользу данной гипотезы по мнению ряда исследователей свидетельствует сообщение Сократа Схоластика о популярности идей Новациана во Фригии и Пафлагонии, что указывает на их близость со взглядами монтанистов, как следствие на приверженность самого Новациана монтанизму и, в свою очередь, на восточное происхождение римского пресвитера (Socr. HE, IV, 28). Это предположение, однако, не встретило широкой поддержки.

га противники3, и до обращения в христианство, по всей видимо-

и сти, занимался риторикой и философией4. Корнелий утверж-

tj дает, что крещение Новациана произошло случайно: он заболел,

О и, вероятно, не получив помощи от «заклинателей», крестился

л на смертном одре через окропление (а не через погружение),

CQ

о то есть не получил Духа Святого (Euseb. HE, VI, 43, 13). Безус-g ловно, данный упрек родился уже позже в ходе внутрицерков-^ ной полемики: разве мог претендовать на сан епископа человек 2 некрещеный к тому же ведомый сатаной? Однако аргументы ^ Корнелия, по всей видимости, оказались неубедительными ч и позднее Киприан Карфагенский в письме к Магну вынужден ^ был признать, что крещение больных через окропление действенно, но поскольку новациане не принадлежат к Церкви, то они не имеют вообще никакого крещения (Cypr. Ep., 69, 12, 3)5. Трудно сказать, как долго Новациан пребывал в церкви до времени гонения Деция. Корнелий уточняет, что он был рукоположен в пресвитеры папой Фабианом (236-250 гг.) по милости последнего (очевидно, за выдающиеся литературные дарования) и вопреки возражению клира и мирян (Euseb. HE, VI, 43, 17)6. Исследователи согласны, что слава к Новациану пришла после написания им трактата «О Троице» (De Trinitate) — систематического изложении тринитарного догмата, предвосхитившего с ортодоксальных позиций полемику последующих столетий о божественной и человеческой природах Христа7. После гибели

3 Корнелий именует Новациана «толкователем догматов» и «поборником церковной науки» (Euseb. HE, VI, 43, 7).

4 Киприан косвенно указывает на приверженность Новациана стоической философии (Cypr. Ep., 55, 24; 60, 3), хотя исследователи склонны видеть здесь профессиональный интерес и следы классического римского образования: Papandrea J. L. Novatian of Rome... P. 56. Пакиан Барселонский также называет Новациана философом (Pac. Bars. Ep., 2, 14).

5 Nec quemquam mouere debet quod aspargi uel perfundi uidentur aegri cum gratiam dominicam consequuntur, quando scriptura sancta per Ezechielem prophetam loquatur et dicat: et aspargam super uos aquam mundam, et mundabimini ab omnibus inmunditiis uestris et ab omnibus simulacris uestris. О крещении у еретиков см.: Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: Епископы и исповедники // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. 2015. Вып. 15. С. 440.

6 Болотов В. В. Лекции... С. 381.

7 D'Alès A. Novatien: Étude sur la théologie romaine au milieu du IIIе s. Paris, 1925. P. 83-84; Papandrea J. L. Novatian of Rome... P. 57.

римского епископа в январе 250 г. Новациан и Моисей и, вероятно, другие пресвитеры около года были духовными лидерами Д римской общины8. о

Зимой 249/250 гг. начинаются предписанные эдиктом Деция общеимперские жертвоприношения, отказ от участия и в которых, очевидно, и стоил Фабиану и многим другим епи- т скопам жизни. Гонения Деция характеризуются рядом особенностей. Опуская мотивы религиозной политики императора, о которые, на наш взгляд, до настоящего времени не были убе- 0 дительно реконструированы, необходимо отметить, что все Е свободное население Империи должно было принять участие и в общегосударственных жертвоприношениях, итоги которых к фиксировались посредством выдачи жертвователям специ- § альных свидетельств (libellos)9. В этой связи, во-первых, как

представляется, не сразу была дана ясная оценка этих меро- л

у

л

случай, когда преследованию так или иначе подверглась вся т

ь

о

средственное участие в жертвоприношениях, а другая полу- т чила либеллы, во-вторых, число отступников было таково, т что представляло серьезную проблему для христиан. я

Лишь двое из лидеров крупнейших христианских центров § остались в живых: Дионисий Александрийский и Киприан 0 Карфагенский, спасшиеся от преследований бегством. В судьбе : последнего эти события имели огромное значение, поскольку Киприан занял карфагенскую кафедру спустя два года после крещения, что в глазах консервативных верующих африканцев, для которых к тому же огромное значение играло мученичество, выглядело недостойно. Бегство епископа лишь усилило брожения среди африканской паствы10. Если спасение

8 Римский мартиролог датирует гибель Фабиана 20 января 250 г. Дискуссию вокруг достоверности данной даты см.: Федосик В. А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991. С. 95.

9 Каргальцев А. В. Гонения Деция и Церковь середины III в.: мученики и власть // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 1. С. 155-156.

10 Следы этой полемики нашли отражение в «Житии» Киприана, составленном дьяконом Понтием. Подробнее см.: Каргальцев А. В.

приятий церковными властями, во-вторых, это был первый случай, когда преследованию так или иначе подверглась вся Церковь, ригористы в которой в III в. составляли меньшинство. Итогом все этого стали. Во-первых, случаи массового отступничества, поскольку часть верующих приняла непо-

га Дионисия в Александрии воспринималось как божественное о чудо, то отказ Кпириана пострадать выглядел как отступниче-tj ство (Euseb. HE, IV, 40). Вернувшись в Карфаген, епископ стол-О кнулся с необходимостью решать вопрос о судьбе многочис-л ленных отступников. К этому периоду следует отнести и первые

CQ

о контакты римских пресвитеров с Киприаном (Cypr. Ep., 37). Изна-g чально позиция Киприана была предельно жесткой — он отка-^ зал отступникам в покаянии и примирении с Церковью. В этой 2 позиции, однако, следует видеть не личную убежденность епи-^ скопа в правоте своих взглядов, но попытку ограничить деятель-ч ность африканских исповедников, даровавших мир отпавшим11. ^ Однако ситуация изменилась когда епископом Рима был избран Корнелий, который был сторонником примирения для отступников. В этой ситуации, несомненно, проявилось политическое чутье и административный талант Киприана, который принял точку зрения своего римского коллеги. Важно отметить и одну особенность Киприана как епископа: не имея личного харизматического авторитета, базирующегося на выдающихся христианских добродетелях, он всецело использовал авторитет церковных институтов. Не случайно именно в связи с выборами Корнелия рождается знаменитая трехчастная модель епископских выборов (judicium, testimonium, suffragium) и как следствие экклезиоло-гическая доктрина, в основе которой лежит представление, что действие Бога осуществляется через правильно организованные институты Церкви12. Таким образом выбор Киприана был, несомненно, сделан в пользу Корнелия, а не его противника Новациа-на, выборы которого в качестве епископа были сомнительными. Киприан пишет, что «он [Коренлий. — А. Л".] не стал, как многие делают, применять силу, чтобы достичь епископства, но сам стал жертвой насилия и был вынужден занять свой престол»

Жизнь и мученичество Киприана Карфагенского по материалам «Vita Cypriani» // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. 2012. Вып. 11. C. 351-360.

11 Заметим, что противники Киприана и Корнелия Новат и Новациан придерживались противоположных взглядов в отношении отступников.

12 Подробнее см.: Каргальцев А. В. Епископские выборы в римской Северной Африке III в. по посланиям Киприана Карфагенского // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. 2011. Вып. 10. С. 403.

(Сург. Ер. 51, 8). Напротив, Коренлий уточняет про Новациана,

*

что «этот диковинный человек давным-давно стремился к епи-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скопству, но скрывал ото всех это страстное свое желание, а при- о крыл он свое безумие, пользуясь исповедниками, которых первоначально имел на своей стороне» (ЕшеЪ. НЕ, IV, 43, 5). и Обстоятельства, при которых Новациан и его приверженцы т оказались в расколе и не были признаны другими церковными кафедрами, заслуживают тем не менее отдельного рассмотре- с ния. Положение церкви в Риме и Карфагене после гонений о Деция было различным. Обе кафедры столкнулись с серьез- е ным кризисом, вызванным недоверием со стороны верующих к христианским иерархам. Вечный город более не имел епи- к скопа, то есть главы, способного наставить паству во время § преследований; в Африке епископ бежал, хотя и продолжал управлять церковью посредством посланий. Однако в обо- л

авторитет. В Риме таковым был сам престол св. Петра, то есть власть, унаследованная непосредственно от апостолов. Недоверие римскому епископу было явлением все же маргинальным, именно поэтому за кафедру Вечного города развернулась

праведных единоверцев — исповедников и мучеников (который был в этот момент, несомненно, выше, чем у карфагенского епископа). И здесь, как представляется, в наибольшей степени проявился талант Киприана, который противопоставил авторитету исповедников не свой собственный, но авторитет всей африканской церкви, мнение которой было озвучено через поместный собор 251 г.14 Безусловно, логика такого развития событий имела экклезилогические последствия — верующие,

13 Burns J. P. On rebaptism: Social organization in the third century Church // Journal of Early Christian Studies. 1993. Vol. 1. N 4. P. 367.

14 Dunn G. D. The Carthaginian synod of 251: Cyprian's model of pastoral ministry // I concili della cristianita occidentale secoli III—V: XXX Incontro di studiosi dell'antichita cristiana. Roma, 3-5 maggio 2001. Roma, 2002. P. 235-257.

их случаях, очевидно, имело место серьезное недовольство, ч

преодолеть которое можно было лишь опираясь на высший т

серьезная борьба, победитель которой и мог от лица Церк- т

ви сформулировать отношение к отпавшим13. В Карфагене я

ситуация была иной. Не имея апостольского преемства, §

местная община могла апеллировать к авторитету наиболее о

и

га не принявшие решение собора, в каком бы сане и статусе они и не пребывали, были объявлены отпавшими от Церкви и вообще tj нехристианами. Нетрудно заметить, что в данном случае харизма-q тический авторитет столкнулся с бюрократической процедурой. ¡.q Распространению схизмы способствовало обстоятель-

о ство, замеченное А. Брентом в связи с расколом Ипполита л и Каллиста, случившегося за сорок лет до описываемых собы-^ тий. Анализируя археологические свидетельства, исследователь « отмечает, что римская церковь III в., в действительности, не была ^ единой, то есть власть римских епископов не распространялась ч за пределы их общины15. Иными словами, власти и авторитета л Корнелия было недостаточно, чтобы его позиция была автоматически принята епископами Запада. Последние, несомненно, сочувствовали более нравственной строгости Новациана, однако этот подход требовал одобрения всем христианским миром. Епископы Запада и лично Новациан обратились с посланиями в Карфаген и Александрию, получили решительный отпор и были обвинены в расколе. Так, по мнению Дионисия Александрийского, вина Новациана именно в том, что «он расколол Церковь и увлек некоторых братьев в нечестие и богохульство» (Euseb. HE, VII, 8). Свое отношение к расколу Новациана Корнелий излагает в письме антиохийскому епископу Фабию. Примечательна подробность, приведенная Евсевием: Корнелий дополняет свое письмо в Антиохию перечнем епископов, осудивших раскол Новациана. Сохранился личный ответ Дионисия Новациану, который также заслуживает внимания: «Дионисий приветствует брата Новата16. Если, как ты говоришь, тебя увели из Церкви против воли, то, добровольно вернувшись, ты докажешь это. Следовало всё перетерпеть, только бы не раскалывать Церковь Божию: отказ от раскола был бы не менее славен, чем отказ от служения идолам, а, по-моему, еще более. В том случае ты борешься только за свою душу, а здесь — за всю Церковь. И если сейчас ты силой или убеждением вернешь братьев к единодушию, это дело загладит твою ошибку целиком: ее не зачтут, а дело твое прославят. Если же ты не сможешь сладить с непо-

15 Brent A. Was Hippolytus a schismatic? // Vigiliae Christianae. 1995. Vol. 49. N 3. P. 233.

16 В тексте «Церковной истории» Евсевия Новациан ошибочно именуется Новатом, эта же ошибка овтаряется и у Сократа Схоластика.

корными, спасая их, — спаси свою душу. Будь здоров и пребывай в мире с Господом, о чем и молюсь» (Euseb. HE, VI, 45). Ряд исследователей отмечают необычное обращение Дионисия к Новаци-ану как к брату, делая вывод о том, что александрийский епископ признает Новациана «братом», т. е. равным себе — епископом, или же отказывался признавать римского пресвитера раскольником, либо даже намекал в письме на возможность покаяния для него. Однако проанализировавший египетские папирусы III в. Л. Блумелл убедительно показывает, что такое обращение было стандартным для эпистолярного жанра того времени и не предполагает какого-то дополнительного подтекста17. Пожалуй, единственным главой крупнейшей христианской кафедры, поддержавшим Новациана, стал Фабий Антиохийский, как об этом прямо сообщает Евсевий18. Церковный историк не поясняет своей осведомленности на этот счет, однако обращает внимание, что именно Фабию Корнелий излагает главные обвинения против Новациана19.

Участниками полемики вокруг раскола Новациана были не только епископы, но священники, к которым тот обращался с посланиями. К сожалению, о большинстве из них мало что известно, кроме их имен, но можно отметить некоторую закономерность, отраженную в сочинениях Киприана и Евсевия. Так, последний приводит выдержку из послания Корнелия о том, что «Моисей, блаженный мученик, недавно произнесший у нас свое прекрасное, дивное исповедание, будучи еще в этом мире и видя его дерзость и безумие, отлучил его вместе с пятью пресвитерами, которые вместе с ним откололись от Церкви» (Euseb. HE, VI, 43, 20)20. Очевидно, речь идет

17 Blumell L. A Note on Dionysius of Alexandria's letter to Novatian in light of third-century papyri // Zeitschrift für Antikes Christentum / Journal of Ancient Christianity. 2010. Vol. 14. P. 358. См. также: Exler F. X. J. The Form of the Ancient Greek Letter of the Epistolary Papyri (3rd c. B.C. -3rd c. A.D.). Chicago, 1976. P. 50-55, 62-64.

18 Фаркм, ünoKaxaKÄivo^eva лш^ тф стхюцат (Euseb. HE, VI, 44, 1).

19 Как справедливо отмечает Р. Е. Хайне, обвинения Корнелия не могли не выглядеть подозрительно: Heine R. E. Cyprian and Novatian. P. 157.

20 Мшст^, о цакарю^ царти^, о пар r|Hlv evay^o^ цартир^ста^ KaAf|v Tiva Kai баицастт^ napTupiav, eTi öv ev костцш, KaTiS&v aÜToO T^v 9раститг|та ка! T^v änovoiav, aKoivav^Tov enoir|CTev ctuv toI^ nevTe лрестритеро^ toI^ аца аитф алостхюастгу еаитои^ т^ ¿юсАт^а^.

ä

Д О

О

н о

Я

к о н и о

Я

о я о и и й к

Я

я о и

о н

t=l у

л

Я н № о я

о

н о

н о

н у

я я я я о и

га о том же самом Моисее, римском пресвитере и исповеднике, и к которому несколько раз обращается Киприан, который был tj одним из лидеров римской общины накануне избрания епи-Q скопом Корнелия (Cypr. Ep., 27; 28; 32)21. Сначала Киприан,

л а после Корнелий особо подчеркивают, что Моисей был одно-

га

о временно исповедником и мучеником, а также осудил раскол g Новациана. Это взаимосвязь можно проследить и по другим ^ примерам. В послании к Фабию Корнелий сообщает и о Мак-« симе, втором корреспонденте Киприана (Cypr. Ep., 28), а также ^ о священниках Урбане, Сидонии и Келерине, снискавших славу ч исповедников: увлекшись Новацианом, они позднее раскаялись л и «вернулись в Святую Церковь» (Euseb. HE, VI, 43, 6). Эти сведения подтверждает и Киприан, указывая, что священники оставили «еретическое буйство» (schismatico immo haeretico furore deserto) и вернулись в Вселенскую Церковь, поскольку «достоинство исповедников — отлучиться от отступников» (Cypr. Ep., 51, 1)22. На наш взгляд, в этом высказывании заключается главная мысль Киприана и главная идея его борьбы, но только и не столько с Новацианом, но, в первую очередь, с исповедниками, которые поддержали в Карфагене его оппонента Фортуната, и даже, подобно Новациану, избрали его епископом. Мысль Киприана проста: исповедничество, равно как и любое христианское деяние возможно только в Церкви; выходя за ее границы, верующий теряет все дары благодати, включая крещение, и его гибель, чтобы тот не заявлял, ничем не отличается от смерти рядового язычника. Если Корнелий пытается всячески очернить своего оппонента, доказать, что Новациан негоден в силу своих поступков и помыслов, и поэтому исповедники, выдающиеся представители Церкви отвернулись от него, то Киприан действует проще и эффективнее, опираясь на известную максиму «вне Церкви нет спасения», он указывает что само исповедни-чество теряет смысл23.

21 Последнее предположение подтверждается в частности словами Киприана: Vos [Moyses et Maximus] enim primores et duces ad nostri tempo-ris proelium facti caelestis militiae signa mouistis (Cypr. Ep. 28, 1).

22 Solida confitentium dignitas, a desertoribus et profugis recessisse, proditores fidei et ecclesiae catholicae inpugnatores reliquisse.

23 Позднее Киприан подробно и обстоятельно изложит эту мысль в письме к Юбаяну: «Еретику же нисколько не может послужить во спа-

Христианские писатели в целом обходят вопрос о том, как Новациан завершил свои дни. Лишь в позднем сообщении Д Сократа Схоластика, который по некоторым наблюдениям n сочувствовал новацианам, есть упоминание, что римский пресвитер принял мученичество в гонение Валериана (258 г.) (Socr. и HE, IV, 28)24. В 1926 г. в Риме, в районе Тибуртинской дороги т (Via Tiburtina) были открыты катакомбы, в ходе исследова- о ния которых в 1932 г. была обнаружена надпись: NOVATIANO n BEATISSIMO MARTYRI GAUDENTIUS DIAC[ONUS] FEC[IT] О (илл. 1)25. Памятник состоит из двух уровней, пересеченных Е многочисленными коридорами, и собственно погребаль- и ные камеры датируются серединой — второй половиной к III в. за счет хорошо сохранившихся погребальных надписей в с консульскими датами (266 и 270) (ICUR VII, 20335-20339)26. О Катакомбы функционировали до начала V в. и, кроме могилы л Новациана, содержат многочисленные христианские погре- ч бения. В научной среде были высказаны две гипотезы относи- т тельно атрибуции мученика. Первая предполагала, что была n обнаружена могила юноши, пострадавшего при Диоклетиане у помянутого в Мартирологе Иеронима под 27 или 29 июня27; т вторая, что удалось обнаружить погребение схизматика Новаци- т ана28. В пользу последней версии, в частности, свидетельствует т

__я

я

сение даже и крещение публичного исповедания и крови, потому что вне g Церкви нет спасения» (Quod si haeretico nec baptisma publicae confessio- Я nis et sanguinis proficere ad salutem potest, quia salus extra ecclesiam non est) в (Cypr. Ep., 73, 21, 2). :

24 Церковный историк, комментируя позицию Корнелия в споре с Новацианом язвительно замечает: «Любители греха, имея в виду данное тогда разрешение, пользовались им впоследствии при всяком грехе» (Socr. HE, IV, 28).

25 Об открытии и исследовании памятника см.: Fornari F. Stagione deli scavi 1926-27. Relazione su esplorazioni diverse. Via Tiburtina // Rivista di Archeologia Cristiana. 1927. N 3. P. 31-42; Fornari F., Scrinari S. M. V. Le cata-combe di Novaziano e la necropoli romana. Roma, 1973; Rocco A. La tomba del martire Novaziano // Vetera Christianorum. 2008. N 45. P. 149-167.

26 Rocco A. La tomba del martire Novaziano. P. 150.

27 Josi E. Cimitero alla sinistra della via Tiburtina al viale Regina Margherita // Rivista di Archeologia Cristiana. 1933. N 10. P. 187-233; Josi E. Cimit-ero alla sinistra della via Tiburtina al viale Regina Margherita. II // Rivista di Archeologia Cristiana. 1934. N 11. P. 7-47, 203-247.

28 Styger P. Die römischen Katakomben. Berlin, 1933. S. 189-195.

га то обстоятельство, что катакомбы были закрыты в начале V в.,

и что совпадает с решением папы Иннокентия I лишить новаци-

tj ан их кладбищ (Socr. HE, VII, 9). Противники атрибуции Нова-

q циана как римского пресвитера указываю на отсутствие в над-

¡.q писи его епископского сана29. Высказывались предположения

о что Новациан мог покаяться перед смертью и примириться

л с Кафолической Церковью, но на наш взгляд, вся логика его

^ деятельности указывает, что он вовсе не держался за епи-

« скопскую власть, но планировал использовать ее для борьбы

к

^ с возвращением отступников в церковь. В тот момент, когда ч противостояние Корнелия и Новациана привело к расколу, л очевидно, что последнего в большей степени интересовала поддержка его взглядов, а не притязания на римскую кафедру. Мученичество же римского пресвитера могло лишь укрепить его авторитет, побороть который, очевидно, не удалось.

Таким образом, в середине III в. в западной части христианского мира сложись довольно сложная ситуация. Очевидно, что столкновение поборников строгой церковной дисциплины, видевших, подобно Тертуллиану, Церковь как собрание святых, и противоположной партии, ратовавшей за расширение Церкви, не могло не произойти. Гонения в этом случае давали прекрасную возможность либо очистить ряды верующих от отступников, либо сломить консервативное христианское ядро, открыв двери Церкви массам верующих, пускай и не отличающихся выдающейся святостью. Примечательно, что с той и с другой стороны были и епископы, и священники, и исповедники, и миряне. По большому счету, именно личные таланты участников полемики определили победителя. В Африке Киприану Карфагенскому удалось дискредитировать своих противников, лишив их за счет авторитета поместных соборов принадлежности к Церкви. Очевидно, это маргинализация оппонентов ослабила, но не уничтожила ригористическую оппозицию. Во время следующего Великого гонения, когда во главе карфагенской кафедры уже не оказалось такой выдающейся главы как Кипри-ан, она добилась реванша, что и вылилось в продолжительный и разрушительный донатистский раскол, где ригористы, по сути

29 Подробную дискуссию в историографии см.: Rocco A. La tomba del martire Novaziano. P. 160-164.

не менее, в глазах многих верующих статус истиннои церкви. И если эта борьба не принесла победы Корнелию и возглавившему вскоре римскую церковь Стефану, она не имела и столь разру-

изгнанные из официальной церкви открыто противостояли ей. В Риме ситуация была иной. Попытки Корнелия бороться Д с Новацианом явно не имели такого успеха как в Карфагене. с Это был личный конфликт двух иерархов, и новациане хотя

и были лишены общения с престолом св. Петра, сохраняли, тем и

о

а

И если эта борьба не принесла победы Корнелию и возглавивше- о

s

я

шительных последствий, поскольку сохранялась возможность ° для примирения новациан с Церковью без унизительного для Е них покаяния.

Источники и ЛИТЕРАТУРА О

1. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 4-х т. /

Под ред. и с предисл. А. Бриллиантова; Репринт. Т. 2: История т

церкви в период до Константина Великого. — М.: Спасо-Преобра- у

жен. Валаам. Ставропигиал. монастырь, 1994. — 474 с. ч

2. Каргальцев А. В. Африканские соборы III в.: Епископы н и исповедники // Мнемон. Исследования и публикации по истории с античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. 2015. Вып. 15. С. 432- о 445. Т

3. Каргальцев А. В. Гонения Деция и Церковь середины III в.: ° мученики и власть // Проблемы истории, филологии, культуры. с 2016. № 1. С. 153-156. у

4. Каргальцев А. В. Епископские выборы в римской Северной Н Африке III в. по посланиям Киприана Карфагенского // Мнемон. s Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. о проф. Э. Д. Фролова. 2011. Вып. 10. С. 393-406.

5. Каргальцев А. В. Жизнь и мученичество Киприана Карфагенского по материалам «Vita Cypriani» // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. 2012. Вып. 11. C. 351-360.

6. Федосик В. А. Киприан и античное христианство. — Минск: Издательство университетское, 1991. — 208 с.

7. Blumell L. A Note on Dionysius of Alexandria's letter to Novatian in light of third-сentury Papyri // Zeitschrift für Antikes Christentum / Journal of Ancient Christianity. 2010. Vol. 14. P. 356-361.

8. Brent A. Was Hippolytus a schismatic? // Vigiliae Christianae. 1995. Vol. 49. N 3. P. 215-244.

9. Burns J. P. On rebaptism: Social organization in the third century Church // Journal of Early Christian Studies. 1993. Vol. 1. N 4. Р. 367-403.

a

m 10. Daly C. B. Novatian and Tertullian: A chapter in the history

o of Puritanism // Irish Theological Quarterly. 1952. N 19. P. 33-43. ^ 11. Dunn G. D. The Carthaginian Synod of 251: Cyprian's model

m of pastoral ministry // I concili della cristianità occidentale secoli III-V: XXX Incontro di studiosi dell'antichità cristiana. Roma, 3-5 maggio 2001. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2002. P. 235-257. ° 12. D'Alès A. Novatien: Etude sur la théologie romaine au milieu du

g IIIe s. — Paris: Beauchesne, 1925. — 172 p.

^ 13. Exler F. X. J. The form of the ancient Greek letter of the epistolary

tej papyri (3rd c. B.C. - 3rd c. A.D.). — Chicago: Ares Publishers, 1976. — 123 p. ® 14. Fornari F. Stagione deli scavi 1926-27. Relazione su esplorazioni

S diverse. Via Tiburtina // Rivista di Archeologia Cristiana. 1927. N 3. § P. 31-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Fornari F., Scrinari S. M. V. Le catacombe di Novaziano e la necropoli romana. — Roma: Università La Sapienza, 1973. — 14 p.

16. Giordani R. «Novatiano beatissimo marturi Gaudentius diaconus fecit». Contributo all'identificazione del martire Novaziano della catacomba anonima sulla via Tiburtina // Rivista di Archeologia Cristiana. 1992. N 68. P. 233-258.

17. Gülzow H. Cyprian und Novatian: Der Briefwechsel zwischen den Gemeinden in Rom und Karthago zur Zeit der Verfolgung des Kaisers Decius. — Tübingen: Mohr, 1975. — 175 s.

18. Heine R. E. Cyprian and Novatian // The Cambridge history of early Christian literature / Ed. by F. Young, L. Ayres, A. Louth. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 152-160.

19. Josi E. Cimitero alla sinistra della via Tiburtina al viale Regina Margherita // Rivista di Archeologia Cristiana. 1933. N 10. P. 187-233.

20. Josi E. Cimitero alla sinistra della via Tiburtina al viale Regina Margherita. II // Rivista di Archeologia Cristiana. 1934. N 11. P. 7-47, 203-247.

21. Rocco A. La tomba del martire Novaziano // Vetera Christianorum. 2008. N 45. P. 149-167.

22. Styger P. Die römischen Katakomben. — Berlin: Verlag für Kunstwissenschaft, 1933. — 350 s.

23. Papandrea J. L. Novatian of Rome and the culmination of Pre-Nicene Orthodoxy. — Eugene: Wipf & Stock Pub, 2011. — 184 p.

References

1. Blumell L. A (2010) Note on Dionysius of Alexandria's letter to Novatian in light of third-century Papyri, Zeitschrift für Antikes Christentum /Journal of Ancient Christianity, vol. 14, pp. 356-361.

2. Bolotov V. V. (1994) Lektsii po istorii drevney tserkvi: V 4-kh tomakh [Lectures on the history of ancient Church] (ed. A. Brilliantov), Moscow: Spaso-Preobraghenskiy Valaamskiy Stavropigial'skiy monastur', ° vol. 2, 474 p. (in Russian) o

3. Brent A. (1995) Was Hippolytus a schismatic?, Vigiliae a

Christianae, vol. 49, n. 3, pp. 215-244. T

td

4. Burns J. P. (1993) On rebaptism: Social organization in the third O century Church, Journal of Early Christian Studies, vol. 1, n. 4, pp. 367- o 403. g

5. Daly C. B. (1925) Novatian and Tertullian: A chapter in the his- e tory of Puritanism, Irish Theological Quarterly, vol. 19, pp. 33-43. a

6. Dunn G. D. (2001) The Carthaginian Synod of 251: Cyprian's K model of pastoral ministry, I concili della cristianità occidentale secoli III-V: g XXXIncontro di studiosi dell'antichità cristiana. Roma, 3-5 maggio 2001, Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 3, pp. 235-257. S

7. D'Alès A. (1925) Novatien: Etude sur la théologie romaine au ^ milieu du IIIe s., Paris: Beauchesne, 172 p. S

8. Exler F. X. J. (1976) The form of the ancient Greek letter of the epis- o tolarypapyri (3rd c. B.C.-3rd c. A.D.), Chicago: Ares Publishers, 123 p. o

9. Fedosik V. A. (1991) Kiprian i antichnoe khristianstvo [Cyprian s and antique Christianity], Minsk: Uviversitetskoe, 208 p. S

10. Fornari F. (1927) Stagione deli scavi 1926-27. Relazione S

su esplorazioni diverse. Via Tiburti1na, Rivista di Archeologia Cristiana, a

a

11. Fornari F., Scrinari S. M. V. (1973) Le catacombe di Novaziano e 0

vol. 3, pp. 31-42.

la necropoli romana, Roma: Universita La Sapienza, 14 p.

12. Giordani R. (1992) «Novatiano beatissimo marturi Gaudentius diaconus fecit». Contributo all'identificazione del martire Novaziano della catacomba anonima sulla via Tiburtina, Rivista di Archeologia Cristiana, vol. 68, pp. 233-258.

13. Gülzow H. (1975) Cyprian und Novatian: Der Briefwechsel zwischen den Gemeinden in Rom und Karthago zur Zeit der Verfolgung des Kaisers Decius, Tübingen: Mohr, 175 p.

14. Heine R. E. (2004) Cyprian and Novatian, The Cambridge history of early Christian literature (ed. F. Young, L. Ayres, A. Louth), Cambridge: Cambridge University Press, pp. 152-160.

15. Josi E. (1933) Cimitero alla sinistra della via Tiburtina al viale Regina Margherita, Rivista di Archeologia Cristiana, vol. 10, pp. 187-233.

td

BbmycK VI

m 16. Josi E. (1934) Cimitero alla sinistra della via Tiburtina alzviale

a Regina Margherita. II, Rivista di Archeologia Cristiana, vol. 11, pp. 7-247. tj 17. Kargaltsev A. V. (2015) Afrikanskie sobory 3 veka: Episkopy i

q ispovedniki [African councils of the 3rd century: Bishops and confessors], Ä Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira (ed. E. D. O Frolov), vol. 15, pp. 432-445. (in Russian)

g 18. Kargaltsev A. V. (2011) Episkopskie vuboru v rimskoy severnoy

^ Afrike 3 veka: po poslaniyam Kipriana Karfagenskogo [Elections of bishops ^ in the Roman North Africa of the 3rd century according to Cyprians ^ the Carthage epistles], Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii ^ antichnogo mira (ed. E. D. Frolov), vol. 10, pp. 393-406. (in Russian) ^ 19. Kargaltsev A. V. (2012) Ghizn' i muchenichestvo Kipriana

Karfagenskogo po materialam «Vita Cypriani» [Life and martyrdom of Cyprian of Carthage according to «Vita Cypriani»], Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira (ed. E. D. Frolov), vol. 11, pp. 351-360. (in Russian)

20. Kargaltsev A. V. (2016) Goneniya Detsiya i Tserkov' serediny III v.: mucheniki i vlast' [Persecution of Decius and the Church in the middle of the 3rd century: martyrs and power], Problemy istorii, fi lologii, kul'tury, vol. 1, pp. 15-156.

21. Rocco A. (2008) La tomba del martire Novaziano, Vetera Chris-tianorum, vol. 45, pp. 149-167.

22. Styger P. (1933) Die römischen Katakomben, Berlin: Verlag für Kunstwissenschaft, 350 p.

23. Papandrea J. L. (2011) Novatian of Rome and the culmination of Pre-Nicene Orthodoxy, Eugene: Wipf & Stock Pub, 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.