Научная статья на тему 'Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского'

Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
809
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ / ГОМЕР / "АРГОНАВТИКА" / ЭПИТЕТЫ / ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОРУЖИЕ / APOLLONIUS RHODIUS / HOMER / "ARGONAUTICA" / HOMERIC EPITHETS / HEROES'S WEAPON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыбакова Ирина Владимировна

Данная статья служит дополнением к нашей статье «Особенности использования гомеровских эпитетов, характеризующих героев, в Аргонавтике» Аполлония Родосского. В ней анализируется, как с помощью гомеровских эпитетов, характеризующих оружие, Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемым им образам аргонавтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Homeric Epithets Characterizing Weapons and its Owners inthe “Argonautica” of Apollonius Rhodius

In this article author analyzes how Apollonius Rhodius uses homeric epithets characterize heroes's weapon to give additional features to the images of Argonauts.

Текст научной работы на тему «Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского»

И.В. Рыбакова

Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Данная статья служи дополнением к нашей статье «Особенности использования гомеровских эпитетов, характеризующих героев, в Аргонавтике» Аполлония Родосского». В ней анализируется, как с помощью гомеровских эпитетов, характеризующих оружие, Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемым им образам аргонавтов.

Ключевые слова: Аполлоний Родосский; Гомер; «Аргонавтика»; эпитеты, характеризующие оружие.

Аполлоний Родосский уделяет большое внимание описанию оружия персонажей своей поэмы. Неслучайно в начале «Аргонавтики» автор делает акцент на том, какое впечатление на жителей Иолка оказывают идущие по городу с оружием в руках герои. Глядя на них, ни у кого не остается сомнений в успешности предприятия (1, 239 - 246).

В научной литературе эпитеты, характеризующие оружие героев «Аргонавтики», еще не рассматривались. В данной статье мы опирались на анализ подобных эпитетов в поэмах Гомера, представленный в работах Д.Пэйджа1 и Д.Грей2. Мы ставим перед собой задачу рассмотреть, как с помощью гомеровских эпитетов, характеризующих оружие, Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемым им образам аргонавтов.

В первой песни, как уже неоднократно отмечалось, главным действующим лицом считается Геракл. Описывая его бой с Земле-родными, Аполлоний Родосский создает следующий образ: 'НракАецб, о§ &Г| офг паЛLVтоvоv аГфа тауиооад т65ov, Епаооитероид пеХаое xQоvL...

Геракл, быстро натянув свой упругий лук, повалил их одного за другим на землю. (1, 993 — 994).

Весь эпизод построен на гомеровской лексике. Словосочетание £паооитёрои5 пёЛаое х9оу[ использовано в стихах «Илиады», где рассказывается о противниках, убитых Аяксом Теламонидом (8, 277), Полипетом (12, 194), Патроклом (16, 418). Однако основной в этом

© Рыбакова И.В., 2015

эпизоде является формула пaХívтоvоv т65оv (упругий лук). В «Илиаде» эпитет пaХívтоvоv служит характеристикой лука Тевкра (8, 266; 15, 443) и Долона (10, 459), а в «Одиссее» - главного героя (21, 11; 21, 59). Лук Тевкра является даром Аполлона, а лук Одиссея — его опознавательный знак, поскольку натянуть его может только его обладатель. Поставив прилагательное в стихе в традиционную метрическую позицию (в конец третьей стопы и четвертую стопу), Аполлоний, возможно, отсылает своего читателя к самому знаменитому эпизоду гомеровского эпоса, где использовано это смертносоное оружие, позволяющее герою уничтожить сразу многих противников: как Одиссей с помощью своего лука истребляет всех женихов, так и Геракл — Землеродных.

Во второй песни «Аргонавтики» аргонавт Клитий следующим образом отражает внезапное нападение стимфалийской птицы:

Ейритйцд КХитюд (про Yяp отукиХа те[уато т6£а ^ке т' ¿п' о1ыуоу тах1^оу ВеХод) аитод ипофЭад пХ-г^еу, 8гуцЭе!д 8е Эо^д петеу а^6Эг уцбд.

Сын Эврита Клитий (ведь он натянул изогнутый лук и послал в птицу быструю стрелу) опередив, поразил ее, и она, кувыркаясь, упала рядом с быстрым кораблем. (2, 1043 — 1045).

Герой, пославший в птицу стрелу, выбран неслучайно. Отец Клития в восьмой песни «Одиссеи» наравне с Гераклом назван лучником, с которым невозможно было состязаться (8, 224). Но искусство в стрельбе из лука стало причиной его смерти:

ты фа ка! а!ф' еЭауеу р^ад Еиритод ои8' ¿п! уЙРад !кет' ЕУ! реYаpогaг■ хоХиаареуод Yяp ' АпбХХиу Ектауеу, оиуека ргу прокаХ[£ето то^а^еаЭаг.

По этой причине вскоре умер великий Эврит, и не дожил он в своем доме до старости, ведь Аполлон, разозлившись, убил его за то, что тот вызвал его на состязание в стрельбе. (8, 226 — 228).

Аполлоний в «Аргонавтике», рассказывая об этом событии в связи с участием в походе аргонавтов сыновей Эврита, делает акцент на том, что лук был даром самого Аполлона: 01хаАщд ¿пюирог, апцуеод Еиритои и!ед, Еиритои ф пбре тб^оу 'ЕкцВбХод, ои8' апбуцто 8ыт[уцд ■ аитф Yлp екшу ¿р[8цуе 8от^рг.

К ним присоединились Клитий и Ификл, правители Эхалии, сыновья сурового Эфикла, которому подарил лук Дальновержец, но дар не принес ему пользу, ведь он по своей воле состязался с самим дарителем. (1, 86 — 89).

С одной стороны, александрийский поэт в своем произведении, приводя причину, почему бог так прогневался на Эфикла, как бы подтверждает сведения, которые Гомер сообщает об этом герое.

С другой стороны, сын Эврита также проявляет себя в «Аргонавтике» как искусный стрелок, и его можно считать воплощением гомеровского идеала героя - «лучше своего отца» (Илиада. 1, 404; 6, 479). Лук Клития в поэме Аполлония имеет такое же определение, как лук Эрота, который отправляется на землю, чтобы своей стрелой поразить любовью Медею:

npepvw KeKXipevqv, äva 8' äyKUÄov e'iXexo xöJov ■ ... и взял изогнутый лук (3, 157).

В гомеровских поэмах формула обычно стоит в конце строки (5, 209; Одиссея. 21, 264, с вариантом äYKuAoxö^oi/oug в Илиада. 2, 48; 10, 428). Только в 322 стихе шестой песни «Илиады», в котором Гектор возвращается домой с поля боя и застает там перебирающего оружие Александра, формула помещена в иной метрической позиции. Прилагательное в этом стихе занимает четвертую стопу, как и в «Аргонавтике»: aoni8a Kai бшрцка, Kai ¿YKuXa xöJ' афОюута. Таким образом, Аполлоний Родосский в своей поэме использует оба гомеровских варианта, создавая некую комбинированную формулу: äYKUÄa(ov) V(- хх) xöJa (ov) .

В третьей песни «Аргонавтики» царь колхов Ээт, который пришел посмотреть, как Ясон справится с его заданием, изображается следующим образом:

Kai тот' ap' Aifxqg nepi pev oxf 0eooiv eeoxo 0wpqKa oxa8iov, xöv oL nöpev ¿JevapiJag oqiuixep'qg ФXeYpaiov "Apng unö xepoi Mipavxa^ Xpuoeiqv 8' ¿ni Kpaxi Köpuv 0£xo xexpaфaXцpov Xapnopevqv, olöv xe nepixpoxov EnXexo ф£YYOg f eXiou, oxe npwxov ävepxexai 'QKeavoio ■ av 8e noXuppivov vüpa oaKog, av 8e Kai EYXog 8eivöv, äpaipaKexov...

И тогда Ээт надел себе на грудь прочную броню, которую ему подарил Арес, убив своей рукой Миманта на Флегрейском поле, а на голову - золотой шлем с четырьмя шишками, вокруг которого было такое сияние, как блестит солнце, когда оно начинает подниматься из Океана. В руках он держал щит из многих слоев кожи и страшное, неукротимое копье (3, 1225-1232).

Его можно сравнить с Ахиллом перед сражением с Гектором: "Qg oppaive pevuv, о 8е ol oxe8öv ^X0ev 'AxiXXeug loog EvuaXiw Kopu0aiKi nxoXepiox^ oeiuv nnXia8a peXiqv Kaxä 8eJiöv ¿>pov 8eivf v арф! 8e xaXKög ¿Xapnexo eiKeXog aüy^ f nupög al0op£vou f| f eXiou äviövxog.

А к нему близко подошел Ахилл, подобный потрясающему шлемом воинственному Эниалию. Над правым плечом он потрясал страшным пелионским ясеневым копьем, а вокруг него горела медь, как пылающий огонь или как свет восходящего солнца. (22, 131-135)

Лексические и образные параллели в описании вооружения Ахилла и Ээта могут быть обоснованы композиционной значимостью обоих эпизодов — в обоих случаях мы имеем дело с ключевой сценой главного испытания героя, и хотя Ээт противостоит Ясону не прямо, а опосредованно, его грозный вид уподобляет его несущему смерть Ахиллу.

Александрийский поэт использует для характеристики щита Ээта эпитет тетpaфdХцpоv: к6р^ Эето тетpaфdХцpоv. У Гомера он входит в состав формулы к^ецу Эето тетраф&Ащ^, которая встречается в сценах облачения Афины (5, 743) и Агамемнона (11, 41). В «Илиаде» существительное и прилагательное стоят в той же метрической позиции, как в «Аргонавтике». И в том, и в другом случае эти сцены предшествуют вступлению в бой — который опять-таки не следует в «Аргонавтике», но и эти параллели (как и вся типическая сцена вооружения) указывают на потенциальное/подразумеваемое воинское противостояние Ээта и Ясона.

В четвертой песни поэмы, когда аргонавты покидают Колхиду с золотым руном и Медеей, Аполлоний изображает стоящего на берегу Ээта следующим образом:

т^ 8' ¿тер^ пеикцу пергр^кеа, пар 8е о1 £YXоg аутгкри тетауиото пеАшргоу... (4, 223 — 224).

В «Илиаде» формула пеАшрт^ £YX0S используется два раза. В 594 стихе пятой песни эпитет служит определением копья Ареса, а в 424 стихе восьмой песни — Афины. Таким образом, с помощью традиционных словосочетаний Аполлоний Родосский дает представление о мощи этого героя, по сути уподобляя его богам. Не случайно поэтому, что в только что упомянутой сцене вооружения в третьей песни в 1225 — 1226 стихах упоминается о панцире, подаренном Ээту Аресом, а чуть далее (1233) говорится, что противостоять ему способен был только Геракл.

Больше всего формул оружия сосредоточено в третьей песни «Аргонавтики», в сцене аристии Ясона — как уже было сказано, центральном эпизоде испытания героя. Соответственно, эти традиционные характеристики служат знаком его принадлежности героическому миру. Например, копье Ясона в 1286 стихе третьей песни имеет определение 6Bpvроv. Формулу 6Bpvроv £YX0S Гомер использует для обозначения оружия разных героев. Дважды в «Илиаде» таким образом охарактеризованы копья Сока (11, 435; 11, 456), Мериона (13, 294; 13, 532) и Энея (20, 259; 20, 267). В 790 стихе пятой песни эпитет 6Bpvроv служит определением копья Ахилла, которого «боялись все». В «Илиаде» ясеневое копье является отличительным признаком Ахилла, потому что только он может его поднять. Аполлоний Родосский, описывая в первой песни идущего на

встречу с Гипсипилой Ясона, также делает акцент на этом предмете вооружения. В третьей песни этим копьем герой убивает выросших из зубов дракона воинов. Таким образом, копье Ахилла послужило моделью для копья Ясона в «Аргонавтике».

Шлем Ясона имеет определения хаЛкещу (3, 1281) и Вршрг|у (3, 1322). Они характеризуют слово п|Л:цка. В «Илиаде» эти прилагательные входят в состав формул хаХкещ. к6ри§ (в 12, 185 так характеризуется шлем героя Дамаса, а в 20, 398 — Демолеона) и кбриба Вршрг|у (в 11, 375 такое определение имеет шлем Агастрофа, в 16, 413 — Эриала, в 16, 579 — Эпигея; в 18, 611 — Ахилла, в 20, 162 — Энея, в 22, 112 — Гектора). Александрийский поэт заменяет существительное, входящее в состав гомеровских формул хаЛкещ. к6ри§ и кбриба 6ръар|у, синонимом. О синонимичности слов, обозначающих копье в поэмах Гомера Д.Х.Ф. Грей делает следующие наблюдения: «В Г336 Парис надевает на себя киуёц, в 369 стихе этот шлем назван к6ри5, в 372 и 376 стихах он становится п|Шлем Патрокла — киуёц в П793, трифаЛеш в 795 стихе и пг|Лц£ в 797 стихе»1. Различаются эти существительные только характеризующими их прилагательными. В «Аргонавтике» эта разница снимается и, тем самым, возникают новые комбинации имени и эпитета, тем не менее, явно имеющие гомеровскую подоплеку. В связи с этим интересно обратить внимание на обстоятельства, в которых данные формулы встречаются в «Илиаде». Надо заметить, что в большинстве случаев они присутствуют в эпизодах, где изображается смерть героя в поединке («медный» или «крепкий» шлем не может его защитить; однажды Диомед совлекает «крепкий шлем» уже с тела убитого). В двух случаях речь идет о поражении и гибели скорее «потенциальной»: Гектор (22, 112) размышляет, не сбросить ли ему шлем и прочие доспехи и постараться добиться у Ахилла снисхождения; Эней (20, 162) выступает на бой, в котором он неизбежно пал бы от руки Ахилла, если бы не заступничество богов. Единственное исключение — употребление кбриба 6ръар|у в описании изготовления оружия Ахилла. Можно предположить, что Аполлоний отсылает свою аудиторию именно к этой, наиболее известной сцене и смена ключевого существительного формулы на синоним подчеркивает смену «формулы поражения» на «формулу победы». Но с другой стороны, употребление схожих выражений в «Илиаде» применительно к противостоящим Ахиллу, Гектору и Энею может указывать на Ясона как на своего рода «анти-Ахилла». О возможности именно такой интерпретации говорит и указанная чуть выше параллель, когда Ахиллу уподобляется вооружающийся Ээт — главный, хотя и не непосредственный, противник Ясона.

Заканчивая эпизод укрощения огнедышащих быков, Аполлоний использует для характеристики щита Ясона эпитет «широкий» еири

оакод (3, 1311). В гомеровских поэмах в рамках устойчивой формулы порядок слов обратный, и существительное с прилагательным не разъединены (Илиада. 13, 552; 17, 132; Од. 22, 184). Только в 527 стихе одиннадцатой песни «Илиады», где характеризуется щит Аякса Теламонида, эпитет еири, как в «Аргонавтике», стоит в начале строки отдельно от существительного: еири Yаp арф' шрошгу ехеъ оакод. Надо сказать, что в эпической традиции формула еири ... оакод, по всей видимости, специально ассоциировалась именно с Аяксом (ср., например, Илиада. 17, 132) — не случайно его сына, согласно распространенному мифоэпическому механизму: «имя сына характеризует отца», звали именно Эврисаком.

В четвертой песни меч Ясона характеризуется как к«пг^: к«пг^ рëYa фdоYavоv ¿V хЭоvi пг|5ад (4, 696). Это расширенный вариант формулы рëYa фdоYavоv, которая представлена в 1250 стихе первой песни «Аргонавтики». Нейтральное прилагательное рëYa служит там определением меча Полифема, бросившегося на поиски Гила. У Гомера выражение рëYa фdоYavоv употребляется единократ-но: «большой меч» Ахилл дает Диомеду в качестве награды (Илиада. 23, 824). В свою очередь, прилагательное кюпг^(еъд) является эпитетом меча (не только фdоYavоv — Илиада. 15, 713, но и ^Тфод — 16, 332; 20, 475), причем в двух последних случаях речь идет об оружии известных героев — соответственно Аякса Оилида и все того же Ахилла. Вновь Аполлоний создает некую комбинированную формулу, содержащую ассоциации с оружием главного героя «Илиады».

Описывая оружие героев «Аргонавтики», александрийский поэт выбирает в гомеровских поэмах словосочетания, указывающие на конкретных обладателей. Таким образом, в произведении Аполлония Родосского традиционные эпитеты становятся маркированными. Они играют роль своеобразных отсылок к «Илиаде».

В образе Ясона сконцентрированы характеристики разных персонажей гомеровских поэм. В результате он представляет собой суммарный образ эпического героя. Благодаря использованию маркированных характеристик своего оружия Ясон может ассоциироваться как с самим Ахиллом, так и с его противниками, что придает его образу отчасти противоречивый и парадоксальный характер.

Примечания

1 Page D.L. History and the Homeric Iliad. Berkeley, 1959.

2 Gray D.H.F. Homeric Epithets for Things // Classical Quartuarly. 1947. 41, № 3/4.

3 Ibid. P. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.