И.В. Рыбакова
Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского
Данная статья служи дополнением к нашей статье «Особенности использования гомеровских эпитетов, характеризующих героев, в Аргонавтике» Аполлония Родосского». В ней анализируется, как с помощью гомеровских эпитетов, характеризующих оружие, Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемым им образам аргонавтов.
Ключевые слова: Аполлоний Родосский; Гомер; «Аргонавтика»; эпитеты, характеризующие оружие.
Аполлоний Родосский уделяет большое внимание описанию оружия персонажей своей поэмы. Неслучайно в начале «Аргонавтики» автор делает акцент на том, какое впечатление на жителей Иолка оказывают идущие по городу с оружием в руках герои. Глядя на них, ни у кого не остается сомнений в успешности предприятия (1, 239 - 246).
В научной литературе эпитеты, характеризующие оружие героев «Аргонавтики», еще не рассматривались. В данной статье мы опирались на анализ подобных эпитетов в поэмах Гомера, представленный в работах Д.Пэйджа1 и Д.Грей2. Мы ставим перед собой задачу рассмотреть, как с помощью гомеровских эпитетов, характеризующих оружие, Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемым им образам аргонавтов.
В первой песни, как уже неоднократно отмечалось, главным действующим лицом считается Геракл. Описывая его бой с Земле-родными, Аполлоний Родосский создает следующий образ: 'НракАецб, о§ &Г| офг паЛLVтоvоv аГфа тауиооад т65ov, Епаооитероид пеХаое xQоvL...
Геракл, быстро натянув свой упругий лук, повалил их одного за другим на землю. (1, 993 — 994).
Весь эпизод построен на гомеровской лексике. Словосочетание £паооитёрои5 пёЛаое х9оу[ использовано в стихах «Илиады», где рассказывается о противниках, убитых Аяксом Теламонидом (8, 277), Полипетом (12, 194), Патроклом (16, 418). Однако основной в этом
© Рыбакова И.В., 2015
эпизоде является формула пaХívтоvоv т65оv (упругий лук). В «Илиаде» эпитет пaХívтоvоv служит характеристикой лука Тевкра (8, 266; 15, 443) и Долона (10, 459), а в «Одиссее» - главного героя (21, 11; 21, 59). Лук Тевкра является даром Аполлона, а лук Одиссея — его опознавательный знак, поскольку натянуть его может только его обладатель. Поставив прилагательное в стихе в традиционную метрическую позицию (в конец третьей стопы и четвертую стопу), Аполлоний, возможно, отсылает своего читателя к самому знаменитому эпизоду гомеровского эпоса, где использовано это смертносоное оружие, позволяющее герою уничтожить сразу многих противников: как Одиссей с помощью своего лука истребляет всех женихов, так и Геракл — Землеродных.
Во второй песни «Аргонавтики» аргонавт Клитий следующим образом отражает внезапное нападение стимфалийской птицы:
Ейритйцд КХитюд (про Yяp отукиХа те[уато т6£а ^ке т' ¿п' о1ыуоу тах1^оу ВеХод) аитод ипофЭад пХ-г^еу, 8гуцЭе!д 8е Эо^д петеу а^6Эг уцбд.
Сын Эврита Клитий (ведь он натянул изогнутый лук и послал в птицу быструю стрелу) опередив, поразил ее, и она, кувыркаясь, упала рядом с быстрым кораблем. (2, 1043 — 1045).
Герой, пославший в птицу стрелу, выбран неслучайно. Отец Клития в восьмой песни «Одиссеи» наравне с Гераклом назван лучником, с которым невозможно было состязаться (8, 224). Но искусство в стрельбе из лука стало причиной его смерти:
ты фа ка! а!ф' еЭауеу р^ад Еиритод ои8' ¿п! уЙРад !кет' ЕУ! реYаpогaг■ хоХиаареуод Yяp ' АпбХХиу Ектауеу, оиуека ргу прокаХ[£ето то^а^еаЭаг.
По этой причине вскоре умер великий Эврит, и не дожил он в своем доме до старости, ведь Аполлон, разозлившись, убил его за то, что тот вызвал его на состязание в стрельбе. (8, 226 — 228).
Аполлоний в «Аргонавтике», рассказывая об этом событии в связи с участием в походе аргонавтов сыновей Эврита, делает акцент на том, что лук был даром самого Аполлона: 01хаАщд ¿пюирог, апцуеод Еиритои и!ед, Еиритои ф пбре тб^оу 'ЕкцВбХод, ои8' апбуцто 8ыт[уцд ■ аитф Yлp екшу ¿р[8цуе 8от^рг.
К ним присоединились Клитий и Ификл, правители Эхалии, сыновья сурового Эфикла, которому подарил лук Дальновержец, но дар не принес ему пользу, ведь он по своей воле состязался с самим дарителем. (1, 86 — 89).
С одной стороны, александрийский поэт в своем произведении, приводя причину, почему бог так прогневался на Эфикла, как бы подтверждает сведения, которые Гомер сообщает об этом герое.
С другой стороны, сын Эврита также проявляет себя в «Аргонавтике» как искусный стрелок, и его можно считать воплощением гомеровского идеала героя - «лучше своего отца» (Илиада. 1, 404; 6, 479). Лук Клития в поэме Аполлония имеет такое же определение, как лук Эрота, который отправляется на землю, чтобы своей стрелой поразить любовью Медею:
npepvw KeKXipevqv, äva 8' äyKUÄov e'iXexo xöJov ■ ... и взял изогнутый лук (3, 157).
В гомеровских поэмах формула обычно стоит в конце строки (5, 209; Одиссея. 21, 264, с вариантом äYKuAoxö^oi/oug в Илиада. 2, 48; 10, 428). Только в 322 стихе шестой песни «Илиады», в котором Гектор возвращается домой с поля боя и застает там перебирающего оружие Александра, формула помещена в иной метрической позиции. Прилагательное в этом стихе занимает четвертую стопу, как и в «Аргонавтике»: aoni8a Kai бшрцка, Kai ¿YKuXa xöJ' афОюута. Таким образом, Аполлоний Родосский в своей поэме использует оба гомеровских варианта, создавая некую комбинированную формулу: äYKUÄa(ov) V(- хх) xöJa (ov) .
В третьей песни «Аргонавтики» царь колхов Ээт, который пришел посмотреть, как Ясон справится с его заданием, изображается следующим образом:
Kai тот' ap' Aifxqg nepi pev oxf 0eooiv eeoxo 0wpqKa oxa8iov, xöv oL nöpev ¿JevapiJag oqiuixep'qg ФXeYpaiov "Apng unö xepoi Mipavxa^ Xpuoeiqv 8' ¿ni Kpaxi Köpuv 0£xo xexpaфaXцpov Xapnopevqv, olöv xe nepixpoxov EnXexo ф£YYOg f eXiou, oxe npwxov ävepxexai 'QKeavoio ■ av 8e noXuppivov vüpa oaKog, av 8e Kai EYXog 8eivöv, äpaipaKexov...
И тогда Ээт надел себе на грудь прочную броню, которую ему подарил Арес, убив своей рукой Миманта на Флегрейском поле, а на голову - золотой шлем с четырьмя шишками, вокруг которого было такое сияние, как блестит солнце, когда оно начинает подниматься из Океана. В руках он держал щит из многих слоев кожи и страшное, неукротимое копье (3, 1225-1232).
Его можно сравнить с Ахиллом перед сражением с Гектором: "Qg oppaive pevuv, о 8е ol oxe8öv ^X0ev 'AxiXXeug loog EvuaXiw Kopu0aiKi nxoXepiox^ oeiuv nnXia8a peXiqv Kaxä 8eJiöv ¿>pov 8eivf v арф! 8e xaXKög ¿Xapnexo eiKeXog aüy^ f nupög al0op£vou f| f eXiou äviövxog.
А к нему близко подошел Ахилл, подобный потрясающему шлемом воинственному Эниалию. Над правым плечом он потрясал страшным пелионским ясеневым копьем, а вокруг него горела медь, как пылающий огонь или как свет восходящего солнца. (22, 131-135)
Лексические и образные параллели в описании вооружения Ахилла и Ээта могут быть обоснованы композиционной значимостью обоих эпизодов — в обоих случаях мы имеем дело с ключевой сценой главного испытания героя, и хотя Ээт противостоит Ясону не прямо, а опосредованно, его грозный вид уподобляет его несущему смерть Ахиллу.
Александрийский поэт использует для характеристики щита Ээта эпитет тетpaфdХцpоv: к6р^ Эето тетpaфdХцpоv. У Гомера он входит в состав формулы к^ецу Эето тетраф&Ащ^, которая встречается в сценах облачения Афины (5, 743) и Агамемнона (11, 41). В «Илиаде» существительное и прилагательное стоят в той же метрической позиции, как в «Аргонавтике». И в том, и в другом случае эти сцены предшествуют вступлению в бой — который опять-таки не следует в «Аргонавтике», но и эти параллели (как и вся типическая сцена вооружения) указывают на потенциальное/подразумеваемое воинское противостояние Ээта и Ясона.
В четвертой песни поэмы, когда аргонавты покидают Колхиду с золотым руном и Медеей, Аполлоний изображает стоящего на берегу Ээта следующим образом:
т^ 8' ¿тер^ пеикцу пергр^кеа, пар 8е о1 £YXоg аутгкри тетауиото пеАшргоу... (4, 223 — 224).
В «Илиаде» формула пеАшрт^ £YX0S используется два раза. В 594 стихе пятой песни эпитет служит определением копья Ареса, а в 424 стихе восьмой песни — Афины. Таким образом, с помощью традиционных словосочетаний Аполлоний Родосский дает представление о мощи этого героя, по сути уподобляя его богам. Не случайно поэтому, что в только что упомянутой сцене вооружения в третьей песни в 1225 — 1226 стихах упоминается о панцире, подаренном Ээту Аресом, а чуть далее (1233) говорится, что противостоять ему способен был только Геракл.
Больше всего формул оружия сосредоточено в третьей песни «Аргонавтики», в сцене аристии Ясона — как уже было сказано, центральном эпизоде испытания героя. Соответственно, эти традиционные характеристики служат знаком его принадлежности героическому миру. Например, копье Ясона в 1286 стихе третьей песни имеет определение 6Bpvроv. Формулу 6Bpvроv £YX0S Гомер использует для обозначения оружия разных героев. Дважды в «Илиаде» таким образом охарактеризованы копья Сока (11, 435; 11, 456), Мериона (13, 294; 13, 532) и Энея (20, 259; 20, 267). В 790 стихе пятой песни эпитет 6Bpvроv служит определением копья Ахилла, которого «боялись все». В «Илиаде» ясеневое копье является отличительным признаком Ахилла, потому что только он может его поднять. Аполлоний Родосский, описывая в первой песни идущего на
встречу с Гипсипилой Ясона, также делает акцент на этом предмете вооружения. В третьей песни этим копьем герой убивает выросших из зубов дракона воинов. Таким образом, копье Ахилла послужило моделью для копья Ясона в «Аргонавтике».
Шлем Ясона имеет определения хаЛкещу (3, 1281) и Вршрг|у (3, 1322). Они характеризуют слово п|Л:цка. В «Илиаде» эти прилагательные входят в состав формул хаХкещ. к6ри§ (в 12, 185 так характеризуется шлем героя Дамаса, а в 20, 398 — Демолеона) и кбриба Вршрг|у (в 11, 375 такое определение имеет шлем Агастрофа, в 16, 413 — Эриала, в 16, 579 — Эпигея; в 18, 611 — Ахилла, в 20, 162 — Энея, в 22, 112 — Гектора). Александрийский поэт заменяет существительное, входящее в состав гомеровских формул хаЛкещ. к6ри§ и кбриба 6ръар|у, синонимом. О синонимичности слов, обозначающих копье в поэмах Гомера Д.Х.Ф. Грей делает следующие наблюдения: «В Г336 Парис надевает на себя киуёц, в 369 стихе этот шлем назван к6ри5, в 372 и 376 стихах он становится п|Шлем Патрокла — киуёц в П793, трифаЛеш в 795 стихе и пг|Лц£ в 797 стихе»1. Различаются эти существительные только характеризующими их прилагательными. В «Аргонавтике» эта разница снимается и, тем самым, возникают новые комбинации имени и эпитета, тем не менее, явно имеющие гомеровскую подоплеку. В связи с этим интересно обратить внимание на обстоятельства, в которых данные формулы встречаются в «Илиаде». Надо заметить, что в большинстве случаев они присутствуют в эпизодах, где изображается смерть героя в поединке («медный» или «крепкий» шлем не может его защитить; однажды Диомед совлекает «крепкий шлем» уже с тела убитого). В двух случаях речь идет о поражении и гибели скорее «потенциальной»: Гектор (22, 112) размышляет, не сбросить ли ему шлем и прочие доспехи и постараться добиться у Ахилла снисхождения; Эней (20, 162) выступает на бой, в котором он неизбежно пал бы от руки Ахилла, если бы не заступничество богов. Единственное исключение — употребление кбриба 6ръар|у в описании изготовления оружия Ахилла. Можно предположить, что Аполлоний отсылает свою аудиторию именно к этой, наиболее известной сцене и смена ключевого существительного формулы на синоним подчеркивает смену «формулы поражения» на «формулу победы». Но с другой стороны, употребление схожих выражений в «Илиаде» применительно к противостоящим Ахиллу, Гектору и Энею может указывать на Ясона как на своего рода «анти-Ахилла». О возможности именно такой интерпретации говорит и указанная чуть выше параллель, когда Ахиллу уподобляется вооружающийся Ээт — главный, хотя и не непосредственный, противник Ясона.
Заканчивая эпизод укрощения огнедышащих быков, Аполлоний использует для характеристики щита Ясона эпитет «широкий» еири
оакод (3, 1311). В гомеровских поэмах в рамках устойчивой формулы порядок слов обратный, и существительное с прилагательным не разъединены (Илиада. 13, 552; 17, 132; Од. 22, 184). Только в 527 стихе одиннадцатой песни «Илиады», где характеризуется щит Аякса Теламонида, эпитет еири, как в «Аргонавтике», стоит в начале строки отдельно от существительного: еири Yаp арф' шрошгу ехеъ оакод. Надо сказать, что в эпической традиции формула еири ... оакод, по всей видимости, специально ассоциировалась именно с Аяксом (ср., например, Илиада. 17, 132) — не случайно его сына, согласно распространенному мифоэпическому механизму: «имя сына характеризует отца», звали именно Эврисаком.
В четвертой песни меч Ясона характеризуется как к«пг^: к«пг^ рëYa фdоYavоv ¿V хЭоvi пг|5ад (4, 696). Это расширенный вариант формулы рëYa фdоYavоv, которая представлена в 1250 стихе первой песни «Аргонавтики». Нейтральное прилагательное рëYa служит там определением меча Полифема, бросившегося на поиски Гила. У Гомера выражение рëYa фdоYavоv употребляется единократ-но: «большой меч» Ахилл дает Диомеду в качестве награды (Илиада. 23, 824). В свою очередь, прилагательное кюпг^(еъд) является эпитетом меча (не только фdоYavоv — Илиада. 15, 713, но и ^Тфод — 16, 332; 20, 475), причем в двух последних случаях речь идет об оружии известных героев — соответственно Аякса Оилида и все того же Ахилла. Вновь Аполлоний создает некую комбинированную формулу, содержащую ассоциации с оружием главного героя «Илиады».
Описывая оружие героев «Аргонавтики», александрийский поэт выбирает в гомеровских поэмах словосочетания, указывающие на конкретных обладателей. Таким образом, в произведении Аполлония Родосского традиционные эпитеты становятся маркированными. Они играют роль своеобразных отсылок к «Илиаде».
В образе Ясона сконцентрированы характеристики разных персонажей гомеровских поэм. В результате он представляет собой суммарный образ эпического героя. Благодаря использованию маркированных характеристик своего оружия Ясон может ассоциироваться как с самим Ахиллом, так и с его противниками, что придает его образу отчасти противоречивый и парадоксальный характер.
Примечания
1 Page D.L. History and the Homeric Iliad. Berkeley, 1959.
2 Gray D.H.F. Homeric Epithets for Things // Classical Quartuarly. 1947. 41, № 3/4.
3 Ibid. P. 116.