Научная статья на тему '"Аргонавтика" как гимн аргонавтам'

"Аргонавтика" как гимн аргонавтам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ / APOLLONIUS RHODIUS / "АРГОНАВТИКА" / АРГОНАВТЫ / ARGONAUTS / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ / RELIGIOUS CULT / ГЕРОИЧЕСКИЙ КУЛЬТ / ГИМН / HYMN / ARGONAUTICA / RITES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыбакова Ирина Викторовна

В «Аргнавтике» Аполлония Родосского аргонавты изображены не только как эпические герои, но и как объекты религиозного культа. Поэт в своем произведении уделяет большое внимание связанным с путешествием героев местам, где их продолжают почитать и в алексансандрийское время. Постоянные упоминания культовых эпитетов, практик, описания обрядов и т. п. в какой-то мере придают тексту «Аргонавтики» сходство с формой гимна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argonautica of Apollonius Rhodius as Hymn to Argonauts

In the Argonautica of Apollonius Rhodius Argonauts are represented not only as epic heroes, but also as objects of a religious cult. The poet in his epic pays much attention to the places connected with the travel of Argonauts, to descriptions of rites and to heroes’ cult epithets.

Текст научной работы на тему «"Аргонавтика" как гимн аргонавтам»

И. В. Рыбакова

«АРГОНАВТИКА» КАК ГИМН АРГОНАВТАМ

В «Аргнавтике» Аполлония Родосского аргонавты изображены не только как эпические герои, но и как объекты религиозного культа. Поэт в своем произведении уделяет большое внимание связанным с путешествием героев местам, где их продолжают почитать и в алек-сансандрийское время. Постоянные упоминания культовых эпитетов, практик, описания обрядов и т. п. в какой-то мере придают тексту «Аргонавтики» сходство с формой гимна.

Ключевые слова: Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», аргонавты, религиозные обряды, героический культ, гимн.

Некоторые исследователи, например Г. Френкель, обратили внимание на то, что аргонавты в поэме Аполлония изображены не только как эпические герои, но и как объекты почитания. Это объясняется общим для александрийских поэтов стремлением связать мифологическое прошлое с современностью, интересом к происхождению религиозных обрядов (Frankel 1968: 513-516).

Религиозные почести в Древней Греции оказывались не только так называемым мифологическим персонажам, но и основателям поселений; погибшим на войне; людям, умершим необычной смертью. Важную роль в героическом культе играли могилы (Rohde 1925: 121). Персонажи эпических поэм часто почитались как местные герои. Установление героического культа археологи, как пишет в своей статье К. Антоначчо, связывают с распространением «Илиады» и «Одиссеи» и датируют восьмым веком до н. э. (Antonaccio 1995). Например, Менелай почитался в Ферапне и Таренте, Агамемнон - в Микенах и Амикле (Павсаний 3, 19.9). Согласно античным представлениям, герои благодаря своей прижизненной славе или вследствие необычной смерти продолжают оказывать помощь своим согражданам. Поэтому на их могилах, или в специально отведенных для этого местах, совершаются жертвоприношения. Как пишет Э. Роде, основой для героического культа является культ предков (Rohde 1925: 25). Возникновение культа могло быть связано с тем, что герой в телесном обличье являлся людям. Это вызывало страх и считалось предвестием беды. Принося герою жертвы, греки стремились умилостивить его и сделать своим

помощником и защитником. Судя по археологическим данным, героям оказывались почти такие же почести, как и богам. Основное отличие заключалось в том, что герои почитались ночью, кровь жертвенных животных лилась в землю, обряд сопровождался рыданием (Буркерт 2004: 271-273). На могилах героев, как указывают в своих статьях Дж. Экрот и К. Анто-наччо, участники жертвоприношений устраивали пиры (Екго1Ъ 2002, Ап1;опассю 1995). Исполнение религиозных обрядов способствовало сохранению в народной памяти имени и деяний героя.

В эпических поэмах до Аполлония, в том числе в произведениях Гомера, практически не говорится о культовом почитании героев1. К. Антоначчо объясняет это тем, что в эпосе герой имеет общегреческий статус, а для культа необходима связь героя с каким-то конкретным местом (Ап1;опассю 1995: 30-32). Г. Надь в своей книге «Греческая мифология и поэтика» пишет, что «в гомеровской поэзии герой как таковой наделен, прежде всего, эпическими чертами, а его культовые характеристики должны быть сокрыты - прежде всего потому, что герой пока еще жив», однако в сценах похорон Патрокла и Сарпедона следы героического культа присутствуют (Надь 2002: 171-181).

В «Аргонавтике» же религиозный аспект имеет первостепенное значение, поскольку Аполлоний ставит перед собой цель проследить «следы Арго» (4, 552). Это, прежде всего, связанные с аргонавтами культовые места. Перечисление того, что сохранилось со времени плавания героев, выступает в «Аргонавтике» залогом их славы2. Чтобы подчеркнуть это основное отличие «Аргонавтики» - плода работы с разными источниками по

1 В качестве исключения следует прежде всего назвать распоряжение Геры и Зевса как следует поступить с телом Сарпедона (16, 455-457 = 673-675). О важности культа Сарпедона в Анатолии свидетельствует киликийское культовое имя Аполлона - Аполлон Сарпедонский (Ёаг-пе11 1921: 17). Во второй песни «Илиады» упоминается об установленном Афиной культе героя Эрехтея (2, 546-56). В двадцать третьей песни «Илиаде» Гомер подробно описывает игры после похорон Пат-рокла, которые являются важным компонентом героического культа.

В «Аргонавтике» находит отражение интерес автора к религии и местным историям. Как пишет В. П. Завьялова, таким образом александрийские «поэты, оставаясь в рамках мифологической тематики, старались раздвинуть содержательную сторону своих произведений» (Завьялова 2009: 129).

„э

интересующей автора теме - от произведении предшественников, Аполлоний заключает ее в рамку гимна.

Для того, чтобы всесторонне рассказать о путешествии аргонавтов, Аполлоний Родосский, искусно комбинируя традиционные элементы, создает уникальное произведение, в котором вступают во взаимодействие два жанра античной литературы -эпическая поэма и гимн. Аргонавты, которые предстают в поэме как распространители культа Аполлона, сами становятся объектами восхваления.

В «Аргонавтике» специально отмечены места, по названиям которых можно проследить движение корабля из Иолка в Колхиду и обратно: «Арго отпустивший» берег (1, 591), «Священная Скала», к которой причалили аргонавты в Кизике (1, 1019-1020), «Аргийский» залив в Тритониде (4, 1620). Александрийский поэт показывает, что местные жители помнят о тех легендарных событиях и почитают связанные с ними реликвии4. Например, якорный камень Арго был поставлен, согласно оракулу Аполлона, как «святыня в храме Ясонийской Афины» (1, 958-960). Если сведения о последующем религиозном почитании персонажей гомеровских поэм можно найти лишь в произведениях античных историков5, то автор «Аргонавтики» этому аспекту уделяет повышенное внимание. Эпизоды, объясняющие возникновение культа и религиозных обрядов, становятся центральной частью гимна героям.

Рассмотрим, как в поэме Аполлония изображаются Геракл и Диоскуры, персонажи, занимающие в античной мифологии промежуточное положение между богами и героями.

Основными местами почитания Геракла были Сикион, Локрида, Фивы. Празднества в его честь проводились в Спарте и на Косе. В Линде на Родосе в жертву Гераклу приносились

3 Источники поэмы Аполлония Родосского рассматриваются в статье О. В. Смыки (Смыка 1973).

4 Названия мест, связанных с мифологическими событиями, позволяет сравнить «Аргонавтику» с произведениями историков. Например, Пав-саний в седьмой книге «Описания Эллады» пишет: «Имя Аргонавты дано этой гавани потому, что и к этой гавани пристали те, кто плыл на корабле Арго» (26, 14). Страбон сообщает, что «в Эфалии есть гавань Аргоос, как говорят, названная по имени корабля Арго» (VIII, 6).

5 Например, Протесилай почитался вдоль Босфора, Ахилл - в Троаде, где он похоронен, а также на Белом острове в Черном море, на мысе Сигей, в Тарасе (Таренте) и Кротоне. Аяксу Теламониду героические почести воздавались на Саламине и в Афинах (Б18ст 2004: 66).

быки6. О культовых песнях в его честь упоминает Пиндар (Нем. 1, 69-72; Истм. 4, 55-60; Пиф. 9, 87-8). Гомеровский «Гимн к Гераклу» (гимн 15) представляет собой короткую молитву. Геракла призывают как сына Зевса и просят его даровать удачу и богатство.

В «Аргонавтике» Аполлония Родосского Геракл предстает в своей главной культовой функции - функции спасителя (оюх^р). В первой песни он следующим образом отражает нападение Землеродных:

rnyevéEç 5' èxépro0EV ал' ovpsoç âi^aviEç фра^ау алЕфЕаглаг Хитой атоца veiôGi néxp^ç, novnov ога te 0^ра Xox^^evoi ev5ov éôvTa ■ âXXà yàp aîGi XéXeixto aw âv5paoiv ônXoTépoioiv 'HpaK^énç, oç 5^ офг naXivTovov aiya Tavoaaaç tô^ov, énaoouTÉpouç néXaaE xGovi. тог 5è Kai aÙTOÎ nÉTpaç â^ipprôyaç âEpTaÇovTEç E'PaXXov 5^ уар пои Kai KEÏva 0Eà трёфЕУ aivà néXropa "Hpn, Z^voç акотс;, аЕ0Я,1^ 'HpaKÀ^i-

'Землеродные, устремившись с другой стороны, бесконечно кидая с горы камни, завалили до дна устье Хита, заграждая им путь, как находящемуся внутри морскому зверю. Однако там же остался с вооруженными молодыми людьми Геракл, который, тотчас натянув тугой лук, положил их одного за другим на землю. Таким образом, одни из них попадали, а другие бросали расщепленные камни. Ведь этих гигантских чудовищ когда-то вскормила сама богиня Гера, супруга Зевса, как подвиг для Геракла' (1, 989-998).

Хотя он вынужден по решению Зевса оставить аргонавтов7 и продолжить совершать подвиги, которые принесут ему бессмертие (1, 1315-1320), он в дальнейшем неоднократно будет спа-

6 В первой песни Аполлоний рассказывает, как Геракл убил Фейодо-манта, который не захотел ему отдать быка (1, 1211-1219). Этот эпизод исследователи считают «причиной» этих жертвоприношений.

7 Об этом событии Геродот в «Истории» сообщает следующим образом: «В этом заливе Магнесии есть место, где, по преданию, Ясон и его спутники с корабля Арго покинули Геракла, отправив героя за водой во время плавания в колхидскую Эю за руном. Ведь отсюда они, запасшись водой, хотели выйти в открытое море. Поэтому это место и называется Афеты» (7, 193).

сать аргонавтов8 . Во второй песни герои смогут отогнать Стимфалийских птиц, вспомнив, как это сделал Геракл:

ov5e yap 'НракХЕпс, опот' ^xugev 'ApKaSinvSE, nXrodSa; 5pvi0a; ХтицфаМбос; EoGeve Xip,vn; rooaoGai тбфю (то p,Ev т' ¿ую айтб; 5люла)-aXX' 5уЕ xaXKEinv лХатау^ ¿vi XEpoi тlvdooюv SovnEi ¿ni околглс ПЕргц^кЕо;, at 5' ¿9epovto тпХой ати^пХф йлб 5Е^атг кЕкХпуиТаг.

'Ведь Геракл, когда отправился в Аркадию не смог прогнать с помощью лука птиц, летающих вокруг Стимфалийской гавани (я и сам это видел). Но он на огромной вершине издавал звуки, потрясая в руках медной трещеткой. Они же бежали прочь, громко крича от страха' (2, 1052-1057).

В четвертой песни аргонавты утолят жажду из родника, который Геракл пробил ногой в скале:

... тц пЕтрп TpvrroviSo; ¿yyvGi Xip,vnc

i^v 5у' (¿л1фрао0Ец, "л Kai geov ¿vvEoi^oi)

Xa£, no5i ru^Ev EvEp0E, то 5' aGpoov e'PXuoev vSrop-

'Около Тритонидской гавани стоит скала. И он ее (или сам догадался, или бог ему посоветовал) ударил ее ногой, пятой, и забил обильный поток воды' (4, 1444-1446) .

В роли спасителей (оют^ре^) выступают в «Аргонавтике» и Диоскуры. Такой же эпитет Кастор и Полидевк имеют в 6 строке тридцать третьего гомеровского гимна. Они почитались в Аттике, Аргосе, Амфиссе. В их честь в Дельфах и Кирене праздновались Диоскурии, а в Афинах и Аргосе - Анакеи (Лисий fr. 75, 3; Поллукс 1, 37, 7).

Во второй песни, победив в кулачном бою царя бебриков Амика (2, 67-97), Полидевк спасает от смерти своих друзей, и они воспевают в гимне «Терапнейского сына Зевса» (2, 163). Как бога Полидевка принимают (Se^iornvxo) и враги бебриков, мариандяне (2, 756). Как отмечает С. Хитч (Hitch 2005: 17), эта эпическая глагольная форма используется в гомеровском «Гимне к Афродите» (гимн 16). В благодарность за победу над

8 Геракл продолжает незримо присутствовать среди аргонавтов. Они как бы плывут по его следам: царь мариандян сообщает им, что когда-то Геракл помог его отцу подчинить соседние народы (2, 782-791); они проплывают страну Амазонок (2, 966), остров Ареса (2, 1052-1057). В Ливийской пустыне они встречаются с Гесперидами и узнают от них, как Геракл победил дракона и забрал яблоки (4, 1433-1435).

своим главным врагом, царем бебриков Амиком, Лик обещает построить Кастору и Полидевку храм:

уоофг 5è TuvSapiSaiç, 'AxepouaiSoç ûyôGEv акрп; Eioopai iEpov aino, то pèv pdXa xn^oGi ndvxE; vauxiXoi ац néXayoç GnEopEvoi iXd^ovxai, Kai ke oçiv цетеле1ш про aoxEoç, oia Geoîoiv, niova; EÙapôxoio yoaç ле5юю xapoipnv.

'Специально для Тиндаридов наверху Ахерусидской скалы я построю высокий храм, и, видя его с моря издали, все моряки вместе будут им молиться. Да и затем им, как богам, перед городом я выделю тучные нивы легковозделанной земли'(2, 806-810).

Глагол 1Яаокю также используется в гомеровских гимнах («К Церере» 274, 292, 368; «К Аполлону» 5; «К Пану» 48).

Теперь рассмотрим, как в «Аргонавтике» описывается погребальный культ. В первой песни Аполлоний пишет, что героические почести воздаются (KuSaivoumv) павшим в битве с аргонавтами долионам (1, 1047-1048), прежде всего их царю Кизи-ку. О его героическом статусе говорит упоминание, что на его могиле после похорон были устроены игры, и что она до сих пор еще видна (1, 1060-1062). В память об этом событии жители Кизика мелют на общественной мельнице муку для лепешек (1, 1077).

Авторское замечание, что могила героя до сих пор еще видна, используется и в описании могил Идмона (2, 842), Тифиса (2, 853) и Полифема (4, 1476). Наиболее интересным с точки зрения лексики является погребальный обряд в честь Идмона:

xdpxuov ^EyaXrooxi, ouvektepéize 5è Xaôç aùxrô ôpoû Paatl^i Локф- napà 5' aonExa p^Xa, ^ Gépiç oixopévoioi, таф^т Xaipoxôpnoav. Kai 5^ toi Kéxuxai toû5' âvépoç év xGovi KEivn xopPoç, o^pa 5' ЕЛЕОТ1 Kai ôyiyôvoioiv i5éoGai, v^ioç éK Koxivoio фdXay^, GaXéGEi 5e te фоАЛогс;, акрп; xuxGov EvEpG' 'AxEpouoi5oç.

'Его похоронили очень торжественно, чтобы воздать ему последние почести к ним присоединился народ вместе с царем Ликом. У огромного количества жертвенных животных, как положено при погребении умершего, перерезали горло. И сейчас в той стране совершаются этому человеку возлияния, и сохранился знак, чтобы он был виден и потомкам: корабельный руль из дикой оливы зеленеет листьями чуть ниже Ахерусидской вершины' (2, 838-844).

Идмон почитался в Гераклее Понтийской. Аполлоний пишет, что культ этого героя был установлен по оракулу Аполлона, а сам он получил культовое имя Агаместор:

т6v5E noXiooovxov 5гЕлЕфра5Е BoiroTOToiv Nioaioioi те ФоТРо; ¿nipp^Snv tXdEoGai, ap9i 5е ^vse 9dXayya naXaiyEvEo; кoтivolo аоти PaXETv, ot 5' avri GeouSEo; AioXiSao "I5p,ovo; е1оет1 vw 'Ауац^отора KuSaiwuoiv.

'И Феб велел беотийцам и нисейцам умилостивлять его как хранителя города, и вокруг этого руля из дикой оливы основать город, и они даже теперь почитают благочестивого Эолида Идмона под именем Агаместора' (2, 846-850).

В сцене похорон героя поэт использует глагол xap%uov (2, 838), который есть в описании ритуалов в честь Сарпедона (16, 456 и 674). Как пишет Г. Надь, этим глаголом в «Илиаде» обозначаются действия, «которые совершают с телом героя его родственники и друзья»; он «несет в себе идею того, что Сарпедон уподобляется божеству - а так обозначается в эпосе превращение героя в объект культа» (Надь 2002: 181); с ним «связано представление о получении бессмертия после гибели» (Ibidem: 184).

Также в описании похорон Идмона есть уже отмеченный нами характерный для культовой лексики глагол IXaeoBai (2, 847). Также в 850 стихе второй песни использован глагол KuSaivoucw, одно из значений которого - воздавать почести. Например, в 610-615 стихах пятнадцатой песни Гомер использует глагол KuSaivrn, чтобы подчеркнуть особое отношение Зевса к Гектору:

"Екторо; • айтб; ydp ot an' aiGEpo; ^ev apuvTOp Zeu;, 5; piv tcXeoveooi цет' avSpdoi po;ovov ¿6vтa ripa Kai KuSaivE. pivuvGdSw; yap epeXXev eooeoG'- ydp ot ¿nopvuE p6polpov -qpap naXXa; 'AGnvain йло ПnXEÍ5ao pin9iv.

'Ведь его защитником с эфира был сам Зевс, который из многих людей воздает ему одному почет и божественные почести. Ведь ему осталось мало жить. Ведь уже Афина-Паллада определила день его смерти от силы сына Пелея'.

В данном фрагменте глагол KuSaivrn употреблен рядом с глаголом ицаю, который в древнегреческом языке служит «для обозначения «почестей», которые бог или герой получают в

форме культа» (Надь 2002: 177). Согласно Г. Надю, «суть описывается в терминах ритуального жертвоприношения» (Ibidem: 181). Таким образом, предполагается, что Гектор после смерти станет объектом религиозного культа.

Аполлоний упоминает, что в связи с установлением культа Идмона Аполлон велел основать новый город (2, 848-849). Героями-основателями поселений в «Аргонавтике» являются Полифем (1, 1324) и Евфем (4, 1757-1758)9. Эпизод с исчезновением Гила служит в «Аргонавтике» «причиной» основания Трихины10 и совершаемых там ритуалов:

... ¿лплеС^пое 5е yaTav

MuoiS' avaox^oEiv avroaxESov, оплоте цп oi ^ Z®ov EvpoiEV "YXa popov ^е GavovTo^. того 5E ptiai' 5naooav anoKpivavTE^ apioTou<; uiEa<; ek 5^цою, Kai 5pKia noi^oavTo оплоте ^aoTEVovTE^ anoXX^^Eiv Kapmoio. towekev eIoeti vvv ЛЕр "YXav ¿pEouoi Kiavoi, Kovpov ©EioSa^avTo^, ¿UKTi^Evn? те pEXovrni Tpnxivo^ • yap pa KarnuToGi vaooaTo naT5a<; ow; oi ptioia keTGev EninpoEnKav ayEoGai.

'И он угрожал уничтожить Мисийскую землю, если они не узнают об участи Гилла жив он или умер. В качестве залога они приняли решение отдать ему сыновей самых знатных людей и принесли торжественную клятву, что никогда они не прекратят свои труды в его поисках. И поэтому до сих пор пор кианийцы спрашивают про сына Фейодоманта Гила и заботятся о хорошо построенной Трехине. Ведь в то место он отправил и там поселил детей, которых они ему послали в качестве заложников'

(1, 1348 - 1357)

А. Караника считает, что функции героя-основателя поселения в поэме Аполлония выполняет Орфей (Karanica 2010). Во-первых, он во время плавания своим пением устанавливает связи между героями и богами (Karanica 2010: 397). Когда аргонавты отплывают из Иолка, Орфей поет гимн Артемиде - храни-

9 Страбон связывает название города Мопсий с аргонавтом Мопсом (IX, 5, 22). Павсаний производит название Флиунта «от аргонавта Флианта» (II, 12, 6), а эпонимом тифейцев, по его мнению, является кормчий Тифис (XIX, 32,4).

10 Об этом событии сообщает также в «Географии» Страбон: «Еще и поныне прунейцы справляют нечто вроде празднества - блуждание по горам с вакхическими шествиями и призыванием Гила, как будто они выходят в лес на поиски Гила» (XII, 4, 3).

тельнице города (1, 570-572). Также он исполняет гимн во время жертвоприношений после эпифании Аполлона. Содержание его песни Аполлоний передает в форме косвенной речи:

ю<; лоте лЕтрагл "лб бЕграбг ПарупоооТо леа.ф"6упу тбфюг лЕХюрюу ¿^ЕУарг^ЕУ, койро<; еюу Етг уицуб<;, Етг лХокацоюг уЕуп0ю<;

'Он пел, что когда-то, еше будучи обнаженным юношей, радующимся своим волосам, он застрелил из лука огромного Дельфина'.

Далее автор обращается к богу уже от своего лица:

(1Х^кок;- агЕГ тог, ауа^, атцптог Е'0Ефаг, аг£у аб^Х^тог, тю<; уар 0Ецц, огобг 5' айтп л^тю КоюуЕУЕга ф(Хац ¿VI ХЕрогу афаооЕг).

'Будь милостив, владыка, всегда твои кудри неподрезаны и не обезображены, ведь так установлено обычаем, и только сама Лето, рожденная Коем, берет их в свои любящие руки'

(2, 707-713).

В третий раз Орфей поет в ливийской пустыне гимн Геспе-ридам, что бы они указали аргонавтам, где находится источник:

"Ла(цоУЕ<; ю каХаг каг ¿^фроУЕ^, г'Хат' ауаооаг, е(т' о5у ойрау(ац ¿уар(0цю( ¿оте 0Е^огу е(те катах0оу1ац, Егт' оголоХог каХЕЕо0Е |уицфаг • гт' ю| убцфаг, 1Ербу уЕуо<; 'ОкЕауоТо, 5Е(^ат' ¿ЕХбоцЕуоюгу ¿уюлабц аццг фаУЕТоаг ^ тгуа ЛЕтращу х^огу й5ато<; ^ тгуа уагп? 1Ербу ¿крХйоута 0Еаг рооу, ю алб 5(уау аг0оцЕупу ацотоу Хгоф^ооцЕу. Ег 5Е кеу а5тц 5^ пот' 'Ахаг(5а уаТау 1кюцЕ0а уаитгХглогу, 5^ тоте цирГа 5юра цЕта лрютлог 0Еаюу Хофш; т' ЕгХалгущ; те ларЕфцЕу е^цеуеоуте^."

'О, красивые и благосклонные божества, будьте милостивы, владычицы, входите ли вы в число небесных богов, или обитаете под землей, или являетесь нимфами пустыни. Давайте, нимфы, священный род Океана, покажите, богини, нам, жаждущим увидеть перед собой или поток, бьющий из скалы, или вытекающий из земли какой-нибудь священный родник, из которого мы утолим яростно жгущую нас жажду. Если мы когда нибудь вернемся на корабле в ахейскую землю, мы в благодарность принесем вам вместе с первыми богинями тысячи даров и устроим возлияния и пиры' (4, 1411-1421).

Его просьба не остается без ответа. Таким образом Орфей очевидным образом выступает в роли посредника между героями и божествами, своего рода носителя культовой, гимнической традиции.

Знаком этой связи с божественной сферой и чертой, в принципе характерной для героя-основателя города, является и то, что Орфей устанавливает новые культы и ритуалы (Кагашса 2010: 397). Эпифанию Аполлона на заре он объясняет как необходимость установить на острове культ Аполлона Заревого (2, 686-688). После убийства Кизика аргонавты по распоряжению Орфея совершают жертвоприношения Рее, исполняя при этом ритуальный танец:

лоам 5е т^ууе алтдагу алоатреуаг ёргюхш; а1ооу(5п? уоиуа^ет', еллаесрюу 1еротагу а10оцеуоц- ацибц 5е уеог 'орф^о^ ауюуп ака(роуте<; рптарцоу еуолаюу ешоооуто,

'Долго на коленях Эсонид умолял ее прекратить вихри, добавляя к сжигаемым жертвам возлияния. Одновременно юноши, по требованию Орфея, кружились, танцуя при оружии, и ударяли мечами в щиты'.(1, 1132-1135)

Этот эпизод, как пишет Аполлоний, является «причиной» священнодействий жрецов Кибелы (1, 1138-1139). Богиня, чтобы показать свою благосклонность, посылает героям ответные знаки, вступая с ними в «диалог». Действия Орфея обеспечивают благополучное завершение путешествию аргонавтов. Поскольку в «Аргонавтике» он является духовным лидером экспедиции (Кагатса 2010: 401), Аполлоний, перечисляя аргонавтов, называет его первым (1, 23-34). Особая связь Орфея с культово-религиозной сферой (в принципе характерная для этого мифологического персонажа в традиции) подкрепляется, среди прочего, и картиной того, как он исполняет космогонический гимн (1, 496-512), и упоминанием о том, что на острове Электры именно по совету Орфея аргонавты были посвящены в мистерии (1, 915-918).

Главным свидетельством героизации предводителя аргонавтов, Ясона, являются географические названия, включающие в себя его имя: Дорога Ясона (1, 988), Ясонов Ключ (1, 1148-1149)11. В 960 стихе первой песни «Аргонавтики» упомянут

11 По свидетельству Страбона, святилища Ясона можно увидеть «во многих местах Армении и Лидии и в соседних с ними странах» (I, 3,

храм Ясонийской Афины. Как пишет Л. Фарнелл (БатеИ 1921: 17), использование в эпитете божества имени героя является еще одним свидетельством установления его культового почитания. Также в «Аргонавтике» подчеркивается особенная связь Ясона с Герой, которая на свадьбе с Медеей почтила (ки8а(-vouoа) его (4, 1152). Как уже упоминалось, этот глагол в поэме Аполлония подразумевает героические почести.

Аполлоний называет брак Ясона с Медеей почитаемым (тг^вгд) и воспеваемым (ао(8гцо^) (4, 1142-1143). Таким образом, с одной стороны, поэт подчеркивает, что свадьба героев является темой эпических произведений, а с другой, - что они являются объектом религиозного почитания. Следует заметить, что в соответствии с обычной для Аполлония схемой, когда рассказ о том или ином событии, имеющем культовый подтекст, завершается причиной, место, в котором герои сочетались браком, получает название Пещера Медеи (4, 1143-1145), что можно считать и указанием на культовое почитание, тем более что в «Аргонавтике» упоминается и о грядущем пребывании Медеи после смерти на островах Блаженных, где она станет супругой Ахилла (4, 814)12.

Подведем некоторые итоги. В «Аргонавтике» Аполлония Родосского аргонавты выступают не только как эпические герои, но и как объекты культа. Постоянные упоминания культовых эпитетов, практик, описания обрядов и т. п. в какой-то мере придают тексту «Аргонавтики» сходство с формой гимна.

Литература

Буркерт 2004 - Греческая религия: Архаика и классика. СПб., 2004. Гаспаров 1980 - Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид.

Оды. Фрагменты. М., 1980. Завьялова 2009 - Завьялова В. П. Каллимах и его гимны. М., 2009. Надь 2002 -Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002.

39; XI 4, 8), его храм находится в Абдерах (XI, 14, 12). С именем героя связаны гора Ясоний (XI, 13, 10) и мыс Ясоний (XI, 14, 17)

12 Как и в случае с Ясоном, у нас есть исторические свидетельства о существовании в Греции культа Медеи, прежде всего в Коринфе. См. об этом Гаспаров 1980: 414; Johnston 1997. Ср. также интересную статью, в которой прослеживается связь Медеи с культом основателя городов (Krevans 1997).

Смыка 1973 - Смыка О. В. Некоторые замечания об источниках «Аргонавтики» Аполлония Родосского // Вопросы классической филологии. Вып. 5. М., 1973. Antonaccio 1995 - Antonaccio C. M. An Archeology of Ancestors. Tomb

Cult and Hero Cult in Ancient Greece. Rowman & Littlefield, 1995. Discin 2004 - Discin С. Archilochos Heros: The Cult of Poets in the Greek

Polis. Cambridge, 2004. Ekroth 2002 - Ekroth G. The sacrificial Rituals of Greek Hero-Cults in the Archaic to the Early Hellenistic Periods // Kernos. Supplement 12. Liege, 2002.

Farnell 1921- Farnell L. R. Greek Hero Cults and Ideas of Immortality. Oxford.

Frankel 1952 - Frankel H. Apollonius Rhodius as a Narrator in Argonautica II, 1-140 // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1952. Vol. 83. Hitch 2005 - Hitch S. Hero Cult in Apollonius Rhodius // Harder M. A.,

Regtuit R. F., Wakker G. C. (edd.) Beyond the Canon. Leuven. Johnston 1997 - Johnston S. Corinthian Medea and the cult of Hera Akraia // Medea: Essays on Medea in Myth, Literature, Philosophy and Art. Princeton, 1997.

Karanica 2010 - Karanica A. Inside Orpheus Songs // Greek, Roman and

Byzantynne Studies. 2010. Vol. 50. Krevans 1997 - Krevans N. Medea as Foundation-Heroine // Medea: Essays

on Medea in Myth, Literature, Philosophy and Art. Princeton, 1997. Rohde 1925 - Rohde E. Psyche: The Cult of Souls and the Belief in Immortality among the Greeks. London, 1925.

I. V. Rybakova. Argonautica of Apollonius Rhodius as Hymn to

Argonauts

In the Argonautica of Apollonius Rhodius Argonauts are represented not only as epic heroes, but also as objects of a religious cult. The poet in his epic pays much attention to the places connected with the travel of Argonauts, to descriptions of rites and to heroes' cult epithets.

Keywords: Apollonius Rhodius, Argonautica, Argonauts, religious cult, rites, hymn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.