Научная статья на тему 'Головные уборы кочевников Золотой Орды'

Головные уборы кочевников Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3089
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / СЕМАНТИКА / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БОККА / ШАПКИ-КОЛПАКИ / ИМПЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ямилова Регина Радиковна

В статье рассмотрены головные уборы евразийских кочевников XIII-XIV вв. (этнический состав которых был неоднородным) на основе анализа различных источников, главным образом, археологических, происходящих с обширной территории. Выделены культурно-географические, семантические, композиционные особенности головных уборов в русле социальной и исторической динамики развития культуры Золотой Орды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers head-dresses of the Eurasian nomads of the 13 th.14 th centuries (whose ethnic structure was heterogeneous) on the basis of the analysis of various sources, mainly, archaeological ones, occurring over the vast territory. Cultural-geographic, semantic and composite features of head-dresses in the context of social and historical dynamics of development of the Golden Horde.s culture are singled out.

Текст научной работы на тему «Головные уборы кочевников Золотой Орды»

Р. Р. Ямилова

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КОЧЕВНИКОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Работа представлена кафедрой Отечественной истории БГПУ им. М. Акмуллы.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор В. А.Иванов

В статье рассмотрены головные уборы евразийских кочевников Х111—Х1У вв. (этнический состав которых был неоднородным) на основе анализа различных источников, главным образом, археологических, происходящих с обширной территории. Выделены культурно-географические, семантические, композиционные особенности головных уборов в русле социальной и исторической динамики развития культуры Золотой Орды.

Ключевые слова: семиотика, семантика, головные уборы бокка, шапки-колпаки, имперская культура.

118

R. Yamilova

HEAD-DRESSES OF NOMADS OF THE GOLDEN HORDE

The article considers head-dresses of the Eurasian nomads of the 13 th—14th centuries (whose ethnic structure was heterogeneous) on the basis of the analysis of various sources, mainly, archaeological ones, occurring over the vast territory. Cultural-geographic, semantic and composite features of head-dresses in the context of social and historical dynamics ofdevelopment of the Golden Horde's culture are singled out.

Key words: semiotics, semantics, bokka head-dresses, cap-hats, Imperial culture.

Головной убор в традиционном обществе был одним из самых значимых элементов костюма. Особенно высоким семиотическим статусом обладал женский головной убор, так как он являлся маркером половозрастного и социального статуса женщины [17, с. 103—106]. Описание костюма любого народа всегда содержит информацию по покрою, конструкции, украшениям головного убора.

Обзорно остановимся на историографии изучения головных уборов кочевников Золотой Орды. Среди работ, рассматривающих головные уборы кочевников Южного Урала ХШ—Х1У вв., следует назвать монографию В. А. Иванова, В. А. Кригера, в которой проанализированы погребальные памятники кыпчак-ских племен ХШ—ХГУ вв. Южного Урала с остатками женских головных уборов [11], книгу В. А. Иванова, Н. Б. Крыласовой, содержащую исследование средневековых костюмных комплексов степняков-кочевников и оседлых жителей лесной полосы Предуралья [12], статью В. А. Иванова о костюме кочевников Золотой Орды [10]. Особый интерес представляют работы, в которых исследуются головные уборы, обнаруженные в погребальных памятниках ХШ—ХГУ вв. Поволжья, Подонья, Северного Кавказа. К этой группе работ относятся: монография Г. А. Федорова-Давыдова, в которой проанализированы материалы погребальных памятников с остатками женских головных уборов [22, с. 36—37, 156—157], статья Е. П. Мыськова о некоторых типах головных уборов населения Золотой Орды [19], работы З. В. Доде об одежде кочевников кавказских владений Джучи [4; 5; 6; 7], реконструкции женского костюма из могильника Маячный Бугор и Увека, выполненные А. А. Кротковым [15] и

Д. В. Васильевым [2], а также статьи К. Ю. Ефимова [8] и В. А. Ларенка [16].

Интерпретации элементов монгольского костюма (воинских шапок орбелге и женских головных уборов бокка) уделено внимание в работе М. Г. Крамаровского [14]. А. А. Тиш-кин опубликовал опыт экспериментального изготовления и практического апробирования головных уборов, реконструированных им на основании археологических находок [21].

Современными исследователями в научную терминологию было введено понятие «имперская» культура. М. В. Горелик одним из первых обозначил проблему необходимости выделения схожих и даже тождественных элементов культуры у разных этносов на большой территории, которые связаны с феноменом «имперского» костюма [3, с. 40]. На основе изучения головных уборов кочевников Золотой Орды по изобразительным, письменным и, главным образом, археологическим источникам, попытаемся ответить на вопрос о правомочности использования термина «имперская культура» к характеристике некоторых типов головных уборов населения Золотой Орды.

В историографии данного вопроса можно выделить два наиболее дискуссионных аспекта, которые исследователями трактуются неоднозначно.

Во-первых, остается открытым вопрос о рассмотрении берестяных трубочек для кос-бокка, в качестве признака влияния монголов на материальную культуру кочевников евразийских степей Х111—ХГУ вв. Одни исследователи поддерживают вывод Г. А. Федорова-Давыдова о том, что эти головные уборы появились на территории восточноевропейских степей не ранее середины ХГГГ в. и были прине-

сены сюда монголами [19, с. 42; 5, с. 30]. Другие выдвигают гипотезу о том, что берестяные трубочки — это копия более древнего, еще времен кимако-кыпчакского объединения, головного убора [11, с. 18; 12, с. 29, 112, 113]. М. Г. Крамаровский, с одной стороны, выделяет бок-ки в отдельных женских захоронениях как монгольский этнический компонент, с другой — допускает дискуссионный характер этого утверждения, признавая тот факт, что те элементы, которые «опознаются как "монгольская традиция" при более детальном анализе оказываются выражением специфической диахо-нии, вызванной бесконечными перетасовка-ми родов и племен» [14, с. 144].

Второй дискуссионный аспект связан с определением головного убора бокка как показателя социального статуса его обладательницы. З. В. Доде считает, что рядовое женское население степи этот убор не использовало [5, с. 30]. В. А. Иванов, В. А. Кригер придерживаются противоположной точки зрения [11, с. 18].

Исследование головных уборов предполагает анализ различных видов источников: изобразительных, письменных, этнографических и археологических.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению археологических материалов, необходимо обратиться к анализу других видов источников, которые содержат довольно интересные сведения об особенностях головных уборов населения Золотой Орды.

Во-первых, нужно сказать хотя бы несколько слов о средневековых картинах и миниатюрах, изображающих монгольских правителей и их ближайшее окружение. Хотя на большинстве из них изображения довольно схематичны, можно без особого труда понять некоторые конструктивные особенности и различные варианты ношения головных уборов. Бокка хорошо известна по портретам императриц Юаньской династии.

Во-вторых, следует обратить особое внимание на сообщения средневековых путешественников, послов и купцов, посещавших Золотую Орду в ХШ—Х1У вв. Женские головные уборы бокка достаточно подробно описа-

ны в книгах Плано Карпини, Гильома Рубру-ка [20] и Руи Гонсалеса де Клавихо. Ибн Батута такие головные уборы называет бугтаками [13, с. 193]. Все средневековые авторы единодушно утверждают, что бокки или бугтаки носили только замужние женщины. Что же касается головных уборов девушек и молодых женщин, то описаны они поверхностно.

Приступая к анализу археологических источников, отметим их особенности по сравнению с другими видами источников.

В погребальных памятниках фиксируются лишь остатки головных уборов — украшения из металла, стекла, раковины cauri, значительно реже сохраняется органическая основа — береста, ткань, кожа, войлок. Значительный временной промежуток, отделяющий нас от совершения захоронения, биологические и химические процессы в почве затрудняют реконструкцию внешнего облика головного убора. Кроме того, в отчетах и публикациях остатки головных уборов нередко интерпретируются как куски тканей, фрагменты халатов, берестяные подушки, обшитые тканью, и т. п. Именно поэтому сейчас невозможно точно установить, насколько часто их помещали в погребения, хотя ясно, что такие случаи были нередки.

В настоящее время мы располагаем данными по 897 погребениям евразийских кочевников XIII—XIV вв., этнический состав которых, как свидетельствуют об этом письменные источники, был неоднородным. Эти погребальные памятники были исследованы в разные годы. Территориально они располагаются на всем пространстве Великого пояса евразийских степей. Условно рассмотренные нами погребения можно разделить на локальные группы: Южное Приуралье, Нижняя Волга, Волго-Донское междуречье, Правобережная Украина.

Изучение археологических материалов позволило предположить, что у кочевников Золотой Орды бытовали два основных вида головных уборов — боккка и кожаные, шерстяные шапочки. Причем остатки последних в погребениях встречаются реже, чем детали головного убора бокка, которые были обнаруже-

ны в 97 кочевнических погребениях из рассмотренных нами памятников. Анализ территориального распространения бокки приводит к утверждению следующего факта: такие головные уборы встречаются в погребениях повсеместно, но повышенную тенденцию к распространению обнаруживают в Южном Приуралье, Волго-Донском междуречье и Нижнем Дону.

Как показывают результаты статистического анализа, в золотоордынских комплексах, бокка обнаруживает устойчивую взаимовстречаемость с бронзовыми зеркалами.

Е. П. Мыськов отмечает, что в Золотой Орде были распространены головные уборы двух типов: шапки-колпаки и бокки, причем последние представляют собой усложненный вариант шапки-колпака. Бокки носили замужние женщины, а шапки типа колпаков — мужчины и девушки [19, с. 39].

Бокка представляет собой довольно сложное украшение из дерева и коры. Основу бокки обычно составляет арматурный каркас из тонких веточек или прутиков. Сверху он обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминает остроносый сапожок длиной от 20 до 30 см. Сверху бокки могли быть увенчаны перьями, деревянными или металлическими прутиками и украшены бусами, нашивными бляхами, нитками жемчуга, цилиндрическими подвесками и т. п. Для соединения бокки с шапкой-колпаком достаточно было распороть верхнюю часть выступа-хохолка, вставить в образовавшееся отверстие берестяную трубку бокки и пришить ее к матерчатой основе [19, с. 42].

В этнографическом костюме различных народов можно также обнаружить головные уборы, которые по форме или конструкции отдаленно напоминают бокки. Например, женские головные уборы мордвы: панго, кла-бук, турба [18, с. 48, 199]; казахов — сеукеле [9, с. 216 ] и др. Однако вопрос о том, кого считать потомками создателей уникальной степной цивилизации, остается дискуссионным.

В погребениях кочевников Южного Урала головные уборы встречаются довольно часто. В 34 женских погребениях евразийских ко-

чевников эпохи Золотой Орды нами были обнаружены остатки берестяных трубочек для кос. Они представляют собой полые цилиндры, свернутые из нескольких слоев бересты и прошитые по краю. Отличаются в основном размерами (длиной): 10—15 и 25— 35 см, диаметр колеблется от 3 до 8 см. Иногда один конец бокки по диаметру больше, чем другой (Алебастрово II, кург. 5; Хабар-ный I, кург. 10). В некоторых погребениях на трубочке сохраняются остатки покрывавшей ее ткани и нашивные металлические бляхи (Тлявгуловский I, кург. 4; Линевский, кург. 5; Ново-Кумакский гр. III, кург. 7, погр. 1; Ха-барный I, кург. 7; II верста Илецкой Защиты, кург. 29; Колпакский I, кург. 3; За Малым Узе-нем, кург. 18; Уральские, кург. 5). Дополнительными украшениями женского головного убора являлись различные бляхи квадратной или круглой формы. По-видимому, какого-либо «серийного» производства подобных украшений в кочевнической среде налажено не было, и при необходимости использовались совершенно случайные предметы, соответствующие по форме и размерам. Например, у левого плеча погребенной в кургане 5 могильника у поселка Урал в Оренбургской области была найдена квадратная серебряная бляшка с растительными и зооморфными изображениями и арабской надписью, явно относящаяся к украшениям головного убора, но в действительности оказавшаяся украшением кожаного пояса — зуннара, который должны были носить христиане, проживающие в мусульманском средневековом Иране [1].

В классической бокке высокое навершие имеет форму цилиндра, расширяющегося кверху и имеющего характерный выступ, напоминающий путешественникам клюв птицы. Головной убор такой формы был обнаружен в кургане № 7 могильника у с. Хабарный в Оренбургской области. Он был украшен бусинами и раковинами саип. Идентичная бокка, но обтянутая шелковой тканью с золотой штамповкой, найдена в кирпичном склепе могильника «Маячный бугор» в Астраханской области [2, с. 105].

Бокки были распространены не только в виде берестяного «сапожка», но и конусообраз-

ной формы (Ново-Кумакский, гр. III, кург. 7, погр. 1). Аналогию такой форме убора можно увидеть в высоких конических уборах Новопавловского могильника на Северном Кавказе, в памятниках средневековых кочевников Казахстана и Средней Азии [5, с. 30].

Судить о цвете головных уборов бокка сложно из-за неудовлетворительной сохранности материала, хотя в некоторых средневековых погребальных памятниках рассматриваемые головные уборы были окрашены в красный (Линевский II, одиночный курган; II верста Илецкой Защиты, кург. 4), розовый (Худай-Берген, площадка 5), синий и бурый цвета (Ха-барный I, кург. 7).

Исследователи отмечают, что археологически бокка фиксируется только в погребениях женщин зрелого и старческого возраста, а девушки до 20 лет носили шапки без навершия [19, с. 42]. Этот факт подтверждается: во-первых, письменными источниками [20, с. 27]; во-вторых, этнографическим материалом, так как для головных уборов разных народов характерно усложнение их конструкции по мере взросления девушек; в-третьих, археологическими артефактами, потому что бокки были обнаружены в погребениях женщин, средний возраст которых составлял 45 лет (Тлявгуловсий I, кург. 4; Увак, кург. 3; Уральский, кург. 5).

На основе комплексного анализа 897 погребений евразийских кочевников ХШ—ХГУ вв., из которых в 97 погребальных памятниках были обнаружены бокки, можно сделать следующие выводы:

• головные уборы бокка встречаются в погребениях ХШ—ХПУ вв. с самым различным обрядом захоронения, поэтому считать их этническим маркером преждевременно;

• погребений, надежно датированных XIII в., очень мало, поэтому сложно судить, насколько бокки широко использовались в это столетие, когда монголы еще полностью не ассимилировались в среде кыпчаков;

• бокки в погребениях кыпчаков домонгольского периода не встречаются;

• головные уборы бокка были принесены монголами, они встречаются не только в Золотой Орде, но и в Китае (портреты императ-рийц Юаньской династии), в государстве Ху-лагуидов (персидские миниатюры), в улусе Чагатая (описание бокки при дворе Тимура у Руи Гонсалеса де Клавихо);

• бокки были широко распространены в Золотой Орде в XIV в. — это элемент «имперской» культуры;

• популярность бокки объясняется тем, что среди полиэтничной аристократии было много потомков монголов;

• бокка — показатель социального статуса. Этот факт аргументируется следующими доводами: во-первых, на портретах династии Юань — все ханши изображены с бокками, во-вторых, бокки были обнаружены в мавзолеях, а эти памятники являются показателем высокого социального статуса погребенных (могильник Маячный Бугор [2] и Увек [15]), в-третьих, бокки изготавливались из дорогостоящих материалов (из серебра, парчи и шелка).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков Р. М. Персидская надпись на серебряной пластинке из кыпчакского кургана на р. Урал // Памятники кочевников Южного Урала: Сб. науч. тр. Уфа: БФАН СССР, 1984. С. 98—102.

2. Васильев Д. В. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордынского времени // Древности Волго-Донских степей: Сб. науч. ст. Волгоград: ВГПУ, 1998. Вып. 6. С. 101—113.

3. Васильев Д. Д., Горелик М. В., Кляшторный С. Г. Формирование имперских культур в государствах, созданных кочевниками Евразии // Из истории Золотой Орды. Казань: Фонд им. М. Султан-Галиева, 1993. С. 33-44.

4. Доде З. В. Костюмы кочевников Золотой Орды из могильника Джухта-2 // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа: Сб. науч. ст. М.: Памятники исторической мысли, 2001. Вып. II. С. 117-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.