Научная статья на тему 'Преемственность форм берестяных каркасов бокк'

Преемственность форм берестяных каркасов бокк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР / БОККА / КОНСТРУКЦИЯ / БЕРЕСТА / ИСТОЧНИКИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / WOMEN'S HEADWEAR / BOCCA / STRUCTURE / BIRCH-BARK / SOURCES / CONTINUITY / GOLDEN HORDE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макласова Людмила Эдуардовна, Макласов Вадим Юрьевич

В данной статье рассматриваются берестяные каркасы женских головных уборов бокка по различным археологическим памятникам, с целью выявления изменения особенностей конструкции предмета исследования. Монгольский имперский костюм, как знаковый объект, содержал в себе множество элементов и являлся важным отличительным признаком человека включенного в систему управления. Головной убор замужней женщины это статусный предмет и показатель социального положения. Данная работа даёт возможность узнать больше о преобразовании каркасов женских головных уборов в Золотой Орде на примере бокк из Маячного бугра 51 и Хонгор, погребение 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of the Shapes of Birchbark Bocca Frames

The article considers the birchbark frames of bocca women’s headwear discovered at various archaeological sites in order to determine the changes in the structure of the study subject. The Mongol imperial costume as a signature item contained numerous elements and represented an important characteristic feature of a person associated with the administrative system. The headwear of a married woman is a status item and an indicator of social standing. This work provides additional information on the transformation of women’s headwear in the Golden Horde illustrated by boccas from Mayachny Bugor 51 and Khongor, burial 2.

Текст научной работы на тему «Преемственность форм берестяных каркасов бокк»

300

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №5 2018

УДК 902/904

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ БЕРЕСТЯНЫХ КАРКАСОВ БОКК © 2018 г. Л.Э. Макласова, В.Ю. Макласов

В данной статье рассматриваются берестяные каркасы женских головных уборов бокка по различным археологическим памятникам, с целью выявления изменения особенностей конструкции предмета исследования. Монгольский имперский костюм, как знаковый объект, содержал в себе множество элементов и являлся важным отличительным признаком человека включенного в систему управления. Головной убор замужней женщины — это статусный предмет и показатель социального положения. Данная работа даёт возможность узнать больше о преобразовании каркасов женских головных уборов в Золотой Орде на примере бокк из Маячного бугра 51 и Хонгор, погребение 2.

Ключевые слова: женский головной убор, бокка, конструкция, береста, источники, преемственность, Золотая Орда.

В последние годы интерес к головным уборам, как и к костюму в целом усилился. Количественно и качественно растет число публикаций и исследований. Не обойден вниманием оказался такой элемент костюма замужней монгольской женщины как головной убор - бокка, боктаг, гу-гу и т.д. Сегодня немного исследователей в своих работах отмечают эту тему, чаще всего упоминания о бокках встречаются у З.В. Доде (Доде, 2008, с. 52-63), М.В. Горелика (Горелик, 2014, с. 85-89), С.А. Пили-пенко (Пилипенко, Жадаева, 2017, с. 41-46), Р.Р. Каримова (Каримова, 2013, с. 8-13) и др.

В данной работе постараемся проанализировать такую часть костюма, как каркасные женские головные уборы в XIII-XIV вв. по письменным, изобразительным и археологическим памятникам. Цель исследования заключается в выявлении преемственности форм конструкции бокк в Золотой Орде.

Для достижения поставленной цели в качестве основных методов исследования применялись сравнительный и экспериментально-практический, что помогло проанализировать различные археологические памятники и построить наглядную графическую реконструкцию предмета исследования.

Каркасные женские головные уборы Золотой Орды нам известны по различным памятникам. Самым информативным и достоверным является археологиче-

ский источник, но редкая бокка доходит до нас в хорошей сохранности и остро встаёт вопрос о консервации, реставрации и последующем хранении. Данная проблема не предмет этого исследования. Прежде чем перейти к археологическим находкам каркасов головных уборов, обратим внимание на письменную и изобразительную часть источниковедческой базы. Самыми яркими и репрезентативными источниками являются изобразительные, но для территории Золотой Орды подобные изображения отсутствуют. Часто исследователями используются иранские (персидские) миниатюры начала XIV в. (они разрозненны и хранятся в разных коллекциях). Не стоит забывать о разнообразии школ, стилистик рисования канона изображения, а также, иногда, о неосведомленности художника, все эти факторы приводят к искажению действительности. Миниатюра, находясь посередине, между литературой и живописью, никогда не имела потребности точно передать изображаемый объект, в основном это был определенный типаж без детальной прорисовки, в частности, женского каркасного головного убора. Все замужние дамы не зависимо от рангового положения изображены в одинаковых бокках. Как пример, можно привести иранскую миниатюру «Празднование середины лунного года» из рукописи «Джами ат-таварих» (Юрченко, 2012, с. 267, рис. 49). Исследуя их нельзя не заметить

как схожесть, так и различия исполнения сюжетов, зачастую размыта грань между женой хана и присутствующими знатными дамами. В некоторых сюжетах изображение головных уборов различаются (рис. 1: 1; 2). Встает вопрос: эти различия связаны в изменениями самого головного убора в течение времени или с тем, что изображения выполнялись разными художниками.

В иранскиих миниатюрах, где изображены знатные монголки, можно увидеть, что помимо копирования техники уйгурских художников в изображениях прослеживается личное творчество и собственные представления местных мастеров. На миниатюрах изображено огромное количество женских головных уборов, но они не дают возможности точно определить статус владелицы. Таким образом, к иранским изобразительным источникам нужно подходить с некоторой критикой.

Письменные источники не дают нам полного описания бокк. Почти каждый путешественник посчитал своим долгом оставить хотя бы пару строк о них и каждый предлагал своё видение этого предмета. Подробные описания головных уборов можно найти у Иоанна дель Плано Карпини (Плано Карпини, 1957, с. 27), Вильгельма де Рубрука (Рубрук, 1957, с. 100) и Сюй Тина (Золотая Орда..., 2009, с. 38). Однако, в этих текстах была описана бокка другого типа. В данном исследовании мы используем письменные свидетельства тех путешественников, которые побывали в Золотой Орде начала XIV в. Один из таких путешественников, Ибн Батута, так описал бокку "На голове хатуни - бугтак, т. е. нечто в роде маленькой короны, украшенной драгоценными камнями, с павлиньими перьями на верху" (Золотая орда... 2003, с. 134), что разительно отличается от описаний путешественников, побывавших не только в Золотой Орде но и в Каракоруме в более ранний по территории Улуса Джучи в середине XIII в., это Плано де Карпини в 1246 г. и Вильгельм Рубрук в 1253 г. В обоих случаях они дают схожее описание одного типа головного убора (особое внимание следует обратить

на описание размеров бокки, если у Карпи-ни и Рубрука она описывалась как нечто круглое и большое, то Ибн Батута назвал бокку маленькой короной). Из чего мы можем сделать вывод, что на территории монгольской империи до разделения на отдельные государства существовал один тип головного убора. При изучении нарративных источников исследователи ссылаются на Карпини, Рубрука, Пэн Дая, Сюй Тина и Клавихо (Клавихо, 1990, с. 125, 156), как на более подробные описания головных уборов, не пытаясь разобраться в описании и не акцентируют внимания, что бокка может быть другого типа, что является неверным.

Археологические находки золотоор-дынских бокк в форме «сапожка» были разной сохранности, причем в основном сохранялись «стволы» и надо отметить разность диаметров от 4 до 8 см. Можно выделить 2 группы данного типа бокк - с узким и с широким «стволом». Для устойчивости бокк с малым диаметром использовали берестяные фески (Мыськов, 2015, с. 327). Подобные элементы были найдены в бокках другого типа, в частности в погребенииях 8 и 9 могильника Телеут-ский Взвоз-1 (Тишкин, 2009, с. 125-130), могильниках Большие Елбаны 6 (Грязнов, 1951, с. 112) и Басандайка (Пилипенко, 2003, с. 158, 161). Из всех сохранившихся берестяных каркасов нас заинтересовал каркас из Маячного Бугра 2, погребение 51 (Васильев, 1998, с. 105), раскопанный Котеньковым С.А. в 1995 г. В 2011 г. была произведена реставрация и реконструкция бокки. В ходе сборки фрагментов были выделены такие части «сапожка» как: «голенище» или тулья, «подметка» или дно и «подъем» или двухчастный околыш, ещё использовались такие термины как «пятка» и «носок» (Мамонова, Лантра-това, 2012, с. 123, 124). Мы считаем, что использование обувной терминологии для различных элементов каркаса головного убора некорректно, в своем исследовании за основу берем терминологию, предложенную ещё в XIII в. Рубруком - «ствол» и «капитель».

Основой исследования послужили 2 бокки разных типов - каркасы из

302

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №5 2018

погребения 51 могильника Маячный Бугор-2 (Мамонова, Лантратова, 2012, с. 122-124) и могильника Хонгор, погребение 2 (Эрдэнэбат, 2010, с. 103). Аналогиями каркасу из Маячного бугра служат бокки из могильника Линевский, кургана 1 (Матюшко, 2016, с. 108) и могильника Царёв, курган 61 (Мыськов, 2015, с. 311) схожей конструкции, это позволит взглянуть на головные уборы с точки зрения экспериментально-практического метода. Аналогиями каркасу из погребения 2 могильника Хонгор послужили бокки из погребений Боз-Адыр курган 38 (Ороз-бекова, Акматов, 2016, с. 179) и аймака Баян -Улгий, Буянт (Эрдэнэбат, 2010, с. 77). Собранный ранее графически каркас бокки из Маячного Бугра 2 (Мамонова, Лантратова, 2012, с. 123, рис. 3), является не полным из-за неправильного расположения некоторых фрагментов и не восстановленного несохранившегося элемента. Нами была произведена практическая реконструкция данной бокки и обозначена задняя часть «капители» (рис. 2: 2в). С учетом аналогий она могла состоять из 1 или 3 фрагментов.

Для выявления трансформации конструкции бокк в первую очередь надо смотреть на изменение размеров, идущее на уменьшение с течением времени. Сама «капитель» стала ниже и "ушла" вперед, в то время как высота «ствола» преимущественно сохраняет свои размеры. И если

в бокках «монголо-тянь-шаньского» (опр. Пилипенко, 2007, с. 132) типа крышка «капители» была со слегка скругленными краями (рис. 2: 1д), то впоследствии крышка стала уже и края полностью скру-глились (рис. 2: 2д). За счет изменения крышки трансформировалась тыльная и передняя части «капители». Передние части капители «монголо-тянь-шаньских» бокк могли содержать от 1 до 3 элементов (рис. 2: 1б), в золотоордынских бокках от 1 до 2 (рис. 2: 2б). Боковые элементы «капители» сохранились без изменений. Задняя часть «капители» обоих типов имела одинаковое количество элементов, варьировавшееся от 1 до 3, в бокках «сапожкового» типа с широким стволом задняя часть строилась с учетом скругле-ния крышки.

В результате экспериментально-практического исследования нами было установлено два типа бокк - «монголо-тянь-шаньского» типа и «сапожкового» типа с широким «стволом», между которыми выявлена преемственность. Неизменными сохраняются некоторые элементы - боковые (рис. 2: 1г, 2г), треугольное «окошко» между боковыми стенками «капители», «ствол» почти не меняется (высота остается та же, но диаметр идет на уменьшение). Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что каркас головного убора в Золотой Орде преобразовался с течением времени.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Васильев Д.В. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордынского времени // Древности Волго-Донских степей. Вып. 6 / Под ред. В. И. Мамонтова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. С. 101-112.

Горелик М.В. Уникальные комплексы татарских и монгольских костюмов и аксессуаров XI-XIV вв. из частных собраний // Степи Европы в эпоху средневековья. Том. 13 / Гл. ред. А.В. Евглев-ский. Донецк: ДонНУ, 2014. С. 75-262.

ГрязноеМ.П. Археологические исследования территории одного древнего поселка (раскопки Севе-ро-алтайской экспедиции в 1949 г.) // КСИИМК. М., 1951 Вып. XL. С. 105-113.

Доде З. В. К вопросу о боктаг // РА. 2008. № 4. С. 52-63

Золотая Орда в источниках. Том 1. Арабские и персидские сочинения / Пер. Р.П. Храпачевского. М.: Наука, 2003. 449 с.

Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники / Пер. Р.П. Храпачевского. М.: Наука, 2009. 336 с.

Каримова Р.Р. Элементы убранства и аксессуары костюма кочевников Золотой Орды (типология и социокультурная интерпретация) //Археология евразийских степей. Вып. 16. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. 2013. 212 с.

Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов, именуемых нами татарами // Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. А. И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 23-83.

Клавихо Рюи Гонсалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1881. 466 с.

Мамонова А. А., Лантратова О.Б., Орфинская О. В. Бокка из захоронения .№51 могильника маячный Бугор-II (Астраханская область) // Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. 2012. №1. С. 122-126.

Матюшко И.В. Памятники IX-XIV вв. Степного Приуралья. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.108 с. Мыськов Е.П. Кочевники Волго-Донских степей в эпоху Золотой Орды. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2015. 484 с.

Орозбекова Ж., Акматов К. Т. Женские головные уборы у населения Тянь-Шаня в монгольскую эпоху // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 5: Археология и этнография. С. 174-186.

Пилипенко С.А. Монгольский головной убор из могильника Басандайка // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири / Отв. ред. Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2007. С. 156-162.

Пилипенко С.А., Жадаева А.В. Конструктивные особенности бокк из собраний музеев Волгограда и Волгоградской области: к постановке проблемы (по материалам могильников Царев, Солодовка-I-II) // Теория и практика археологических исследований 2017. №02 (18). С. 41-46.

Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны // Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. А. И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 85-194.

Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников). Барнаул: Азбука, 2009. 208 с.

Юрченко А.Г. Элита Монгольской империи: время праздников, время казней. СПб: ЕВРАЗИЯ, 2012. 432 с.

Эрдэнэбат У. Богтаг малгайн чимэглэл // Оюуны хэлхээ. 2010. №1 (06). С. 71-113.

Информация об авторах:

Макласова Людмила Эдуардовна, аспирантка Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, лаборант-исследователь Музея археологии Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); maklasova_luda@mail.ru

Макласов Вадим Юрьевич, исследователь-реконструктор (г. Ставрополь, Россия).

CONTINUITY OF THE SHAPES OF BIRCHBARK BOCCA FRAMES

L. E. Maklasova, V. Yu. Maklasov

The article considers the birchbark frames of bocca women's headwear discovered at various archaeological sites in order to determine the changes in the structure of the study subject. The Mongol imperial costume as a signature item contained numerous elements and represented an important characteristic feature of a person associated with the administrative system. The headwear of a married woman is a status item and an indicator of social standing. This work provides additional information on the transformation of women's headwear in the Golden Horde illustrated by boccas from Mayachny Bugor 51 and Khongor, burial 2. Keywords: women's headwear, bocca, structure, birchbark, sources, continuity, the Golden Horde.

About the Authors:

Maklasova Lyudmila E. Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; maklasova_luda@mail.ru

Maklasov Vadim Yu. the researcher-reconstructor, Stavropol, Russian Federation.

Рис. 1. Изображение головных уборов бокка на иранских (персидских) миниатюрах (прорисовка В.Ю. Макласов): 1.1. Прорисовка с миниатюры «Хатунь со свитой», первая треть XIV в. «Альбомы Дица», Берлин, Государственная библиотека; 1.2. Прорисовка с миниатюры «Тронная сцена»

иллюстрация к сборнику Рашид-адДина «Джами ат-таварих», Тебриз, ок. 1330 г.

Рис. 2. Графические реконструкции бокк: 2.1. Графическая реконструкция бокки из погребения Хонгор п.2. (а - «ствол», б - передняя часть «капители», в - задняя часть «капители», г - боковой элемент, д - крышка «капители»); 2.2. Графическая реконструкция бокки из погребения 51 могильника Маячный бугор 2. (а -«ствол», б - передняя часть «капители», в - задняя часть «капители», г - боковой элемент,

д - крышка «капители»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.