Научная статья на тему 'ГОЛОСОВАНИЕ ПО РЕЗОЛЮЦИЯМ ГА ООН КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНДР'

ГОЛОСОВАНИЕ ПО РЕЗОЛЮЦИЯМ ГА ООН КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика КНДР / ГА ООН / голосова ние по резолюциям ООН / международные отношения / North Korean foreign policy / UNGA / UN resolution vote / international relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поленова Анна Львовна

Внешняя политика КНДР в сравнении с другими го сударствами оставляет значительно меньший информационный след, поэтому для изучения позиции Пхеньяна крайне важно задей ствовать максимально возможное количество источников, которые могли бы дополнить картину. Одним из таких источников являются материалы Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой КНДР активно участвует. Рассмотрены данные о голосовании по резолюци ям ГА ООН как средство по выявлению позиции КНДР по принци пиальным вопросам международного значения. В частности, предла гается сравнить, насколько внешнеполитическая линия Пхеньяна схожа или отлична от линии других государств. Для сопоставления были взяты сведения о голосовании России, Китая и Кубы, а также Республики Корея, США, Японии. Сравнив то, как государства вы сказываются по принципиальным вопросам мировой политики в рамках ГА ООН, можно понять, насколько их противостояние или партнёрство основано на прочной базе общих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voting on UNGA resolutions as a reflection of the DPRK’s foreign policy

The foreign policy of the DPRK, in comparison with other states, leaves a much smaller information trail, therefore, in order to study the position of Pyongyang, it is extremely important to use the maximum possible number of sources that could complete the picture. One such so urce is the materials of the UN General Assembly, in which the DPRK ac tively participates. The presented article considers data on voting on UN General Assembly resolutions as a means of identifying the position of the DPRK on fundamental issues of international importance. In particular, it is proposed to compare how Pyongyang's foreign policy line is similar or different from the line of other states. For comparison, data on the voting of Russia, China and Cuba, as well as the Republic of Korea, the USA, and Japan were taken. Comparing how states speak out on fundamental is sues of world politics within the framework of the UN General Assembly, one can understand to what extent their opposition or partnership is based on a solid foundation of common values.

Текст научной работы на тему «ГОЛОСОВАНИЕ ПО РЕЗОЛЮЦИЯМ ГА ООН КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНДР»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.93.25.030

А.Л. Поленова

ГОЛОСОВАНИЕ ПО РЕЗОЛЮЦИЯМ ГА ООН

КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

КНДР

Аннотация. Внешняя политика КНДР в сравнении с другими государствами оставляет значительно меньший информационный след, поэтому для изучения позиции Пхеньяна крайне важно задействовать максимально возможное количество источников, которые могли бы дополнить картину. Одним из таких источников являются материалы Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой КНДР активно участвует. Рассмотрены данные о голосовании по резолюциям ГА ООН как средство по выявлению позиции КНДР по принципиальным вопросам международного значения. В частности, предлагается сравнить, насколько внешнеполитическая линия Пхеньяна схожа или отлична от линии других государств. Для сопоставления были взяты сведения о голосовании России, Китая и Кубы, а также Республики Корея, США, Японии. Сравнив то, как государства высказываются по принципиальным вопросам мировой политики в рамках ГА ООН, можно понять, насколько их противостояние или партнёрство основано на прочной базе общих ценностей.

Ключевые слова: внешняя политика КНДР, ГА ООН, голосование по резолюциям ООН, международные отношения.

Автор: Поленова Анна Львовна, н.с. Центра корейских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0003-1854-6733. E-mail: polenova@ifes-ras.ru

54

Политика

Polenova A.L.

Voting on UNGA resolutions as a reflection of the DPRK's foreign policy

Abstract. The foreign policy of the DPRK, in comparison with other states, leaves a much smaller information trail, therefore, in order to study the position of Pyongyang, it is extremely important to use the maximum possible number of sources that could complete the picture. One such source is the materials of the UN General Assembly, in which the DPRK actively participates. The presented article considers data on voting on UN General Assembly resolutions as a means of identifying the position of the DPRK on fundamental issues of international importance. In particular, it is proposed to compare how Pyongyang's foreign policy line is similar or different from the line of other states. For comparison, data on the voting of Russia, China and Cuba, as well as the Republic of Korea, the USA, and Japan were taken. Comparing how states speak out on fundamental issues of world politics within the framework of the UN General Assembly, one can understand to what extent their opposition or partnership is based on a solid foundation of common values.

Keywords: North Korean foreign policy, UNGA, UN resolution vote, international relations.

Author: Anna L. POLENOVA, Research Fellow, Center for Korean Studies, Institute of China and contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0003-1854-6733 (e-mail: polenova@ifes-ras.ru).

Исследования внешней политики КНДР представляют собой непростую задачу. Прежде всего вызывает сложность относительная «неразговорчивость» Пхеньяна: в сравнении с другими государствами он оставляет значительно меньший информационный след. Заявления официальных лиц, сообщения северокорейских СМИ и т. д., даже касающиеся крайне значимых для северокорейской политики вопросов, зачастую крайне лаконичны — поэтому очень кстати приходятся дополнительные источники данных, которые могли бы дополнить складывающуюся картину. Одним из таких источников является информация об участии КНДР в работе международных институтов, в частности, Генеральной Ассамблеи ООН. Несмотря на скептицизм Пхеньяна по поводу демократичности ГА как площадки, КНДР активно участвует в её работе, для анализа доступны материалы выступлений постпреда КНДР при ООН, а также записи реплик членов северокорейской делегации в отчётах по заседаниям отдельных комитетов. Генассамблея для КНДР является важным способом донесения своей позиции. Выступления официальных представителей Северной Кореи касаются, как правило, критичных для Пхеньяна

Политика

55

вопросов: недопущения военных действий на Корейском полуострове, сохранения ядерной угрозы в отношении КНДР, а также вопроса о нарушениях прав человека в Северной Корее [Nuclear Threat...]. Тем не менее, в этих выступлениях заметен выход на более общую тематику: проблемы нераспространения ОМУ, использование правозащитной риторики для урегулирования военно-политических конфликтов и т. д. Иными словами, эти выступления можно рассматривать не только как сугубо реактивное поведение, но и как попытку представить своё понимание тех или иных проблем, возникающих в международном пространстве.

В рамках представленной статьи будет рассмотрен ещё один доступный благодаря ООН источник информации о северокорейской политике, а именно данные голосования по резолюциям Генеральной Ассамблеи, которые могут быть использованы как средство по выявлению позиции КНДР по принципиальным вопросам международного значения (информация представлена на сайте Цифровой библиотеки ООН). В частности, при помощи анализа результатов голосования можно сравнить, насколько внешнеполитическая линия Пхеньяна схожа или отлична от линии других государств. В ходе исследования для сопоставления были взяты также сведения о голосовании России, Китая и Кубы, а также Республики Корея, США, Японии. Москва и Пекин считаются «друзьями» КНДР, однако обе страны — державы, поэтому для контраста и более объёмной картины также к сравнению добавлена Гавана как традиционный партнёр Пхеньяна, не относящийся к числу крупных государств, тёплые отношения с которой КНДР последнее время регулярно подчёркивает [Joint Internet Photo Exhibition...]. Сеул включён в исследование для сличения внешнеполитических позиций двух корейских государств. В то же время Вашингтон и Токио являются двумя наиболее очевидными оппонентами КНДР в международном пространстве. Сравнив то, как государства высказываются по принципиальным вопросам мировой политики в рамках работы такого значимого международного института как Генеральная Ассамблея, можно понять, насколько их противостояние или партнёрство основано на прочной базе общих ценностей.

Предложенная статья представляет собой первичный анализ массива данных о голосовании КНДР с 2017 по 2020 г. в сравнении с уже упомянутыми государствами. Хронологические рамки исследования привязаны к периоду с момента предположительного обретения КНДР статуса государства, обладающего термоядерным оружием [DPRK Nuclear...], по год, за который была доступна полная информация о голосовании на момент написания статьи. Сопоставление

56

Политика

было проведено следующим образом: для каждого года были рассмотрены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН за исключением принятых без голосования, т. е., всего 411 резолюций за 4 года, среди которых оценивались те документы, в голосовании за которые КНДР приняла участие. Для этих резолюций подсчитывались случаи полного (оба государства голосовали «за», «против» или воздержались) или частичного совпадения (одна из сторон воздержалась от голосования), а также полного расхождения позиций по каждой резолюции (в случае, когда одно из государств высказалось за, а другое — против). В соответствии с этим шёл подсчёт числа случаев совпадения того, как государства проголосовали на основе балльной системы: 1 балл, 0,5 балла или 0 баллов за полное, частичное совпадение или же расхождение позиций соответственно. Затем полученное число представлялось в виде процентной доли от всего числа резолюций, в голосовании по которым КНДР и государство, с которым проводится сравнение, выражали своё мнение в тот или иной год.

В 2017 г. голосованием было принято 94 резолюции, КНДР приняла участие в голосовании по 78 из них; в 2018 г. — прошло голосование по 107 резолюциям, КНДР участвует в голосовании по 95 из них; в 2019 г. — 100 и 89 резолюций соответственно; в 2020 г. — 100 и 92 резолюции.

Совпадение результатов голосования Пхеньяна с выбором других рассматриваемых государств за рассматриваемый период можно отобразить в виде следующей таблицы (государства размещены в таблице в порядке уменьшения процента схожих результатов в первом году).

Государство 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

КНР 97% 89,9 % 90,3 % 92 %

Куба 90,4 % 92% 90,2% 90,7 %

РФ 90% 86% 86,6% 87 %

РК 67% 78,7 % 66 % 68,5 %

Япония 65,4 % 66 % 70 % 71 %

США 16% 15,2% 21,3% 20 %

Таблица составлена на основе данных, представленных на портале Цифровой библиотеки ООН: URL: https://digitallibrary.un.org (дата обращения: 20.12.2022).

Сопоставление полученных данных показывает, что в тройке «друзей» КНДР (КНР, Куба, РФ) наиболее схожую линию по вопросам международного характера чаще всего имеет Пекин, Россия за-

Политика

57

мыкает этот короткий список союзников. Сравнение с Гаваной в то же время даёт наиболее стабильный показатель.

Если мы обратим внимание на вторую группу государств (РК, США, Япония), то можно заметить значительное «отставание» показателей, касающихся сопоставления того, как голосовали Пхеньян и Вашингтон — что отражает представления об их ярко выраженной оппозиции друг другу в международном пространстве. В то же время нет кардинальных отличий в процентных показателях совпадения позиций КНДР с Сеулом или Токио; особенно обращает на себя внимание, что сильно расходятся взгляды двух корейских государств, что затрудняет поиск устойчивой почвы для сотрудничества и осложняет взаимопонимание.

Нельзя оставить без внимания и колебания в показателях, полученных в результате подсчётов. Сопоставить их с развитием международно-политической обстановки на Корейском полуострове в рассматриваемый период, можно заметить следующее.

1. 2018 год показывает сближение позиций Северной и Южной Корей, что по времени совпадает с периодом так называемого «Олимпийского потепления» (КНДР приняла участие в Зимней олимпиаде в Пхёнчхане, в ряде состязаний выступила объединённая корейская сборная команда; позже международное сообщество стало свидетелем не только спортивного, но и политического «потепления» в виде серии из трёх межкорейских саммитов в апреле, мае и сентябре). Успех развить не удалось, и 2019 и 2020 годы характеризуются скорее разочарованием от неоправдавшихся ожиданий дальнейшего сближения [Milani]: в эти годы и в представленных показателях также заметен откат к прежним значениям. На фоне положительной динамики в графе, касающейся РК, заметно «проседание» показателей, связанных с позицией КНР и РФ.

2. Значительный рост процента совпадающих результатов голосования КНДР и США приходится на 2019 г., когда состоялся второй из исторических американо-северокорейских саммитов. Первый из них, прошедший в Сингапуре годом ранее, воодушевил вовлечённых участников; однако, несмотря на большие надежды и ажиотаж вокруг события, последующую встречу лидеров двух стран в феврале 2019 г. в Ханое можно считать безрезультатной [Why did...]. Накладывая полученные при подсчётах результаты на хронологию событий, в этом случае можно заметить, что процент совпадений мнений Пхеньяна и Вашингтона вырастает с запозданием по отношению к позитивным событиям в двусторонних отношениях.

58

Политика

Библиографический список

Цифровая библиотека ООН. URL: https://digitallibrary.un.org (дата обращения: 20.12.2022).

DPRK Nuclear Weapons Institute on Successful Test of H-bomb for ICBM // KCNA. 03.09.2017.

Joint Internet Photo Exhibition Marks 55 th Anniversary of Raul Castro Ruz's Visit to DPRK // Rodong Sinmun. 22.10.2021 (дата обращения: 20.11.2021).

Milani, Marco. Inter-Korean Relations in the Era of Kim Jong Un // ISPI. 21.12.2021. URL: https://www.ispionline.it/en/pubblicazione/inter-korean-relations-er a-kim-jong-un-32742 (дата обращения: 29.12.2021).

Nuclear threat against North Korea 'continues unabated', UN ambassador tells Assembly // UN. 29.09.2020. URL: https://news.un.org/en/story/2020/09/1074282 (дата обращения: 20.11.20221).

Why did the Hanoi Summit fail and what comes next? // Korea Economic Institute. 2019. URL: https://keia.org/wp-content/uploads/2020/05/keiJointus-korea_2019_4.0.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

References

DPRK Nuclear Weapons Institute on Successful Test of H-bomb for ICBM. KCNA. 03.09.2017.

Joint Internet Photo Exhibition Marks 55 th Anniversary of Raul Castro Ruz's Visit to DPRK. Rodong Sinmun. 22.10.2021 (accessed: November 20, 2021).

Milani, Marco (2021). Inter-Korean Relations in the Era of Kim Jong Un. ISPI. 21.12.2021. URL: https://www.ispionline.it/en/pubblicazione/inter-korean-relations-er a-kim-jong-un-32742 (accessed: December 29, 2021).

Nuclear threat against North Korea 'continues unabated', UN ambassador tells Assembly. UN. 29.09.2020. URL: https://news.un.org/en/story/2020/09/1074282 (accessed: November 20, 20221).

UN Digital Library. URL: https://digitallibrary.un.org (accessed: December 20, 2022).

Why did the Hanoi Summit fail and what comes next? Korea Economic Institute. 2019. URL: https://keia.org/wp-content/uploads/2020/05/keiJointus-korea_2019_4.0.pdf (accessed: December 12, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.