Научная статья на тему 'Год литературы в воспитательных целях преподавания иностранного языка'

Год литературы в воспитательных целях преподавания иностранного языка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ПИСАТЕЛИ / РОССИЙСКИЕНЕМЕЦКИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / LITERATURE / WRITES RUSSIAN / FOREIGN LANGUAGE / CULTURE / EDUCATION / GERMAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кисель Н. Ф.

В статье идет речь о воспитательной функции иностранного языка в формировании культурного облика студента-бакалавра, о важности знаний, как литературы своей страны, так и литературы страны изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Год литературы в воспитательных целях преподавания иностранного языка»

Кисель Н.Ф. ©

Старший преподаватель, кафедра иностранных языков,

Уральский государственный лесотехнический университет

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье идет речь о воспитательной функции иностранного языка в формировании культурного облика студента-бакалавра, о важности знаний, как литературы своей страны, так и литературы страны изучаемого языка.

Ключевые слова: литература, писатели, российские- немецкие, иностранный язык, культура, воспитание.

Keywords: literature, writes Russian, German, foreign language, culture, education.

Каждый год ЮНЕСКО дает название году как девизу работы всех стран в области культуры, образования, экологии. 2014 ,например, Год культуры, а следующий год -Литературы. Этим фактом всемирная организация хотела бы напомнить человечеству еще раз о ценностях в данных сферах. Ибо, как ни стремительно техническое развитие,но без культурной составляющей мы будем продвигаться не вперед, а назад к примитивизму во всем. Д.Гранин писал, что, несмотря на все наши пессимизмы, цинизмы, ленинизмы, у человека все больше возможностей быть человеком, немного, но больше, чем век назад, чем во времена Цезаря и Тимура.[1]

Неделя Иностранных Языков (ИЯ) в нашем университете подхватывает идею года Литературы для своих конкурсов. Для студентов, изучающих немецкий язык ,это будет перекрестный год русской и немецкой литературы. В наших странах грядут значимые даты: 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова и 140-летие со дня рождения Т.Манна.

В России проходят акции в рамках года литературы. В октябре состоялся онлайн-марафон «Читаем Анну Каренину». В столице Урала в библиотеке имени Горького идет проект »Екатеринбургский вариант литературной матрицы». На встречах с молодежью о любимых книгах расскажут писатели С.Беляков, Ю.Казарин, О.Раин, В.Лукьянин, И.Сахновский. В ноябре завершился областной культурный проект «Открытая книга», в котором участвовали уральские писатели А.Титов, А. Кердан, Б. Долинго. Главная цель года Литературы-популяризация чтения среди молодежи[2].Такие акции помогают воспитанию людей, сближению, что очень важно.

Кафедра ИЯ среди прочих конкурсов Недели ИЯ предлагает викторину на знание литературы страны изучаемого языка, в нашем случае - немецкой. Следующие вопросы стоят в викторине:

1. Почему был выбран именно 2015 год перекрестным годом литературы в Росси и Германии?

A) продолжение Года культуры

Б) юбилейные годы рождения М.Лермонтова и Т.Манна

B) побудить людей к чтению книг

2. Когда немцы согласно» Манифесту о приглашении иностранных колонистов на поселение в Россию» приехали на жительство в Россию?

A) 1763

Б)1703

B) 1643

3. Назовите немецких классиков ( шесть писателей).

© Кисель Н.Ф., 2015 г.

4. Назовите трех русско-немецких писателей:

5. Драму «Разбойники» написал:

A) Г. Г ейне Б) В.Гете

B) Ф.Шиллер

6. «Вильгельм Телль» это-

A) драма Ф. Шиллера Б) поэма Г. Гейне

B) рассказ братьев Гримм 7 .Даты жизни Г ете:

A) 1715-1789 Б) 1701-1761

B) 1749-1832

8. Он перевел многие стихотворения А.Пушкина на немецкий язык :

A) И.Варкентин Б) А. Блок

B) М.Лермонтов

9. Стихотворение Гейне « На севере диком стоит одиноко...» перевел:

A) М. Лермонтов Б) Ф. Тютчев

B) А. Фет

10. В Берлине живут такие российско-немецкие писатели

A) О.Клинг

Б) И.Варкентин

B) В.Вебер

11. Сколько лет И. В. Гете писал трагедию «Фауст»:

A) 35 лет Б) 25 лет

B) 43 года

12. Чей афоризм: Остановись мгновенье! Ты прекрасно!

A) Г. Гейне Б) В. Гете

B) Ф.Шиллер.

Перед проведением викторины планировалась подготовительная работа. Интересно было узнать уровень начитанности студентов в настоящий момент. Выяснилось, что студенты далеко не в курсе проведения года Культуры и грядущего года - Литературы, а год Лошади упоминали. Состоялось небольшое анкетирование с вопросами:

1. Записаны ли Вы в художественном отделе библиотеки?

2. Сколько книг Вы читаете в месяц?

3. Какую книгу Вы сейчас читаете?

4. Русские классики:

5. Немецкие классики:

6. Что Вы знаете о российских немцах?

На первый вопрос анкеты утвердительно ответило 25%, Что-то читает в настоящий момент-50%. Русские классики студентами были названы, вспомнив школьную программу, а вот из немецких классиков немногими 45% были упомянуты Гете, Шиллер, братья Грим. Кто-то зачислил в писатели Бетховена и Моцарта. На шестой вопрос о российских немцах никто не знал ответа. Ведь в новых стандартах школы не собираются знакомить с зарубежными классиками 20 века и нового времени: Э. Хемингуэем, Э. Берджессом, Г. Гессе и т.п.[3]. Анализ результатов заставил задуматься о необходимости проведения просветительской работы до Недели ИЯ в форме презентаций студентами о писателях Германии, включая

современных. В таком случае можно надеяться на успешное проведение викторины как итога воспитательной работы. На занятиях по иностранному языку нужно подводить студентов к мысли опрекрасном, в данном случае мы говорим о чуде слова, текста. Наши бакалавры-инженеры механики, строители дорог, обработчики древесины и дизайнеры не должны быть черствыми «технарями».Прекрасное возвышает, поднимает человека, развивает его ум.

Общеобразовательный аспект предполагает углубление и расширение общекультурных знаний о языках, знакомство с историей страны, достижениями в разных сферах, традициями, обычаями, ценностными ориентирами представителей иноязычной культуры. [4].

Классическая литература лучшее, что создало человечество. Она может заставить человека задуматься о том, о чем он и не подозревал, эмоции, возникающие при этом, поспособствуют переоценке, оценке событий, действий.

В итоге хочется сказать, что чтение книг помогает совершенствоваться, сохранять всегда живой ум. Все великие люди много и быстро читали: Наполеон читал 2000 слов в минуту, Горький - 4000. Б. Гейтс, например, читает минимум 1 час в день. Смело можно сказать, что читающий человек в меньшей мере способен на плохие поступки. Именно литература смягчает градус в мире, который сегодня невероятно жесток - слова драматурга, главного редактора журнала «Урал» О. Богаева [5].

Хочется надеяться, что акции Недели ИЯ помогут «зацепить» студентов и дадут стимул прочтению новых художественных произведений. Итогом года должен быть и больший интерес к иностранному языку.

Литература

1. Гранин Д. Мой лейтенант, Москва » ОЛМА Медиа Группа»,2013,с.195.

2. Шадрина Н. А читать вы не пробовали? Екатеринбург, Областная Газета,2014 № 215,с.6.

3. Креков П. Об итогах Года культуры и перспективах наступающего Года литературы,Областная Газета 2014, №215.

4. Мальгина Л. Никаких Стругацких! Екатеринбург Уральский рабочий 13.11.14.

5. Перфилова Т.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы), Москва « Рема», 2011, с.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.