Научная статья на тему 'ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ГНОСЕОЛОГИЯ / GNOSEOLOGY / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS ACTIVITY / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / CUSTOMS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

В статье анализируется сущность административной ответственности и ее специфика в таможенной деятельности. Автор рассматривает особенности реализации административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GNOSEOLOGICAL BASES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF CUSTOMS BUSINESS

The article analyzes the essence of administrative responsibility, its specificity in customs activity. The author considers the specifics of administrative responsibility for offenses in customs business under the conditions of the Eurasian Economic Union functioning.

Текст научной работы на тему «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

правовые аспекты таможенной деятельности

legal aspects of customs activity

Н. М. Кожуханов

гносеологические основы административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела

В статье анализируется сущность административной ответственности и ее специфика в таможенной деятельности. Автор рассматривает особенности реализации административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: административная ответственность; гносеология; Российская Федерация; таможенная деятельность; таможенное право.

The article analyzes the essence of administrative responsibility, its specificity in customs activity. The author considers the specifics of administrative responsibility for offenses in customs business under the conditions of the Eurasian Economic Union functioning.

Keywords: administrative responsibility; gnoseology; the Russian Federation; customs activity; customs

law.

Институт права «административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела» находится на стыке трех отраслей - административного, таможенного и международного права, которые в настоящее время претерпевают существенные изменения. Продолжается административная реформа, перестраиваются основы правового регулирования международных и таможенных правоотношений. В условиях динамичных изменений актуальным становится новый взгляд на сущность административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

Административная реформа, проходящая в Российской Федерации (РФ), оказывает влияние на институты административного права. Она направлена не только на частное изменение норм административного законодательства, но и на перемены в парадигме функционирования самих исполнительных органов власти. В таможенной деятельности такие перемены очевидны. Так, в ходе последней из реформ таможенные органы РФ потеряли статус самостоятельного министерства.

N. M. Kozhukhanov

gnoseological bases of administrative responsibility for offenses in the field of customs business

Н. М. Кожуханов

Согласно Указу Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» они стали частью Министерства финансов РФ наряду с другими органами исполнительной ветви - налоговой службой, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральным казначейством.

Однако в условиях кризисных явлений в экономике, санкционного давления на Россию со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки оптимизация аппарата управления, особенно в отношении Федеральной таможенной службы, на наш взгляд, является все же скорее вынужденной мерой, чем функциональной необходимостью.

В настоящее время происходит активное сокращение штатной численности министерств, ведомств, служб. При этом частично правоприменительная деятельность приобретает цифровую форму (вид), переходя в информационную среду. В рамках административной реформы, проходящей в России, широко внедряются различные информационные системы и технологии, призванные минимизировать участие человека в процессе его взаимодействия с государством. В таможенной деятельности это проявляется в виде широкого распространения ряда информационных технологий и программных решений, таких как «единое окно», которое отвечает за межведомственное взаимодействие; «одно окно», упрощающее подачу документов декларантом; система управления рисками, имеющая целью оптимизацию сил и средств таможенных органов при проведении таможенного контроля; таможенное декларирование в электронной форме и предварительное информирование, преобразующие документооборот в цифровую форму, и т. п. (рис.).

Рис. Внедрение в таможенную деятельность информационных технологий

Приведенные факты позволяют говорить о том, что административная реформа, затрагивающая таможенную деятельность в целом и деятельность таможенных органов в частности, направлена на снижение излишнего государственного регулирования, повышение качества предоставляемых государственных услуг и эффективности работы органов исполнительной власти, а также развитие их информационной открытости. Данные изменения, безусловно, влияют на понимание сущности и реализацию администрат ивной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

Нормы права, регулирующие таможенные правоотношения, на современном этапе своего развития также претерпевают изменения. С 01.01.2018 вступил в силу новый базовый для права Евразийского экономического союза (Союз, ЕАЭС) закон - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Этот международный правовой акт создает детализированные механизмы правового регулирования таможенных правоотношений на наднациональном уровне. Данная особенность кодекса определяет новую парадигму регулирования таможенных правоотношений, отходя от ранее существовавших рамочных стандартов

построения таможенного законодательства Таможенного союза. Вступление в силу ТК ЕАЭС приводит и к изменению национального законодательства государств - членов ЕАЭС, в число которых входит и Россия. Например, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 29.01.2018 действует в новой редакции. Кроме того, претерпевают изменения принципиальные для таможенной деятельности вопросы, такие как содержание таможенного контроля; статус субъектов внешнеэкономической деятельности; порядок таможенного оформления и многие другие. Данные факты меняют взгляд на содержание правового института административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

По нашему мнению, перемены, которые диктует действительность, позволяют говорить о том, что институт права «административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела» является межотраслевым институтом. Поэтому его и необходимо рассматривать именно через призму межотраслевой сущности.

Начнем с логического анализа сущности понятия «административная ответственность».

По определению Н. М. Конина, «административная ответственность - это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций)» [1, с. 157]. С другой стороны, более полно, на наш взгляд, раскрывают сущность исследуемого понятия профессор Б. В. Россинский и Ю. Н. Старилов. По их мнению, «административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение» [2, с. 603]. Указанные выше авторы выстраивают свою позицию на том, что в основе механизма административной ответственности находится правоприменение, т. е. наличие некой системы органов исполнительной власти, которые, будучи наделенными законом государственно-властными полномочиями, реализуют их на практике.

Однако существуют и другие подходы к пониманию сущности административной ответственности. Так, А. А. Воронцов считает, что под «административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения)» [3]. В данной формулировке ключевым элементом становится субъект правонарушения, или объект воздействия исполнительных органов власти как управляющего управляемым. Подобной позиции придерживаются и авторы «Большого юридического словаря», которые понимают под юридической ответственностью «предусмотренную нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия», а под административной ответственностью - «ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения» [4, с. 12, 846].

Для административного права, которое является отраслью публичного права, принципиальной отличительной чертой выступают государственно-управленческие

отношения, возникающие между органами власти (органами исполнительной власти) и управляемыми объектами - лицами. Поэтому, на наш взгляд, подход к определению сущности административной ответственности Ю. Н. Старилова и Б. В. Россинского более логичен.

Приведенные выше подходы позволяют выделить основные элементы, которые составляют понятие «административная ответственность»:

1) вид юридической ответственности;

2) орган или должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями;

3) назначение наказания лицу, совершившему правонарушение.

При этом административная ответственность как вид юридической деятельности включает в себя различные виды деятельности общества и государства, в основе которых лежат нормы административного права (административное законодательство). Данная деятельность основана на взаимодействии органов государственной власти или органов, наделенных государственно-властными полномочиями, и иных лиц (физические, юридические лица и т. п.). Внешним выражением административной ответственности как вида юридической деятельности является в целом правоприменение и в частности правоохранительная деятельность, а также правовая защита.

Следующим важным элементом административной ответственности выступает орган или должностное лицо, которое вправе применять законодательство, представляя в правоотношениях государство. Полномочия и компетенция отграничивают сферы действия одного государственного органа или должностного лица от другого. В основе действий государственного органа или должностного лица лежит государственно-властное принуждение, пределы которого определяет закон.

И, наконец, назначение наказания лицу, совершившему административное правонарушение, является закономерным результатом, последствием совершенного противоправного проступка. Под административным правонарушением следует понимать противоправное, виновно совершенное действие или бездействие лица (юридического или физического), которое влечет за собой ответственность согласно действующему административному законодательству.

Представленная логическая триада по своей юридической природе есть правоприменение норм административного законодательства государством в отношении правонарушителя.

Известно, что «правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:

- основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное1);

- правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;

- субъекты административной ответственности;

- административные наказания (санкции)» [5].

1 Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием административной ответственности является событие, т. е. совершение конкретного правонарушения неким лицом. Процессуальное основание административной ответственности - официальная фиксация правонарушения посредством составления уполномоченным на то должностным лицом протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем остановимся на истоках термина «правонарушение в области таможенного дела».

«Правонарушения в области таможенного дела» - это устоявшийся термин, используемый учеными-административистами и применяемый на практике сотрудниками таможенных органов РФ. Данный факт для России исторически сложился и выступает в виде аксиомы, которая не требует доказательства. Правонарушения в области таможенного дела сгруппированы в гл. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Однако следует отметить, что таможенные органы РФ расследуют и правонарушения, квалифицируемые по ряду других статей, отнесенных к их компетенции, но не входящих в гл. 16 КоАП РФ. Например, правонарушения, которые вытекают из содержания таможенной деятельности, но предметно связаны с областью интеллектуальной собственности (ст. 14.10, 7.12 КоАП РФ) или нарушением финансового законодательства и актов органов валютного контроля (15.25 КоАП РФ).

Административные правонарушения, которые возникают при нарушении порядков и регламентов взаимодействия таможенных органов и иных участников таможенных правоотношений, влекут за собой соответствующего вида ответственность.

Исходя из определений, закрепленных в таможенных кодексах и иных федеральных законах, регулирующих таможенные правоотношения на территории РФ с начала ее образования и по настоящее время, под таможенным делом следует понимать систему (совокупность) средств и методов, которая обеспечивает соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе и вывозе из России различных товаров. Однако Россия входит в состав межгосударственного интеграционного объединения - ЕАЭС, базовым объединяющим элементом которого выступает Таможенный союз (это же и первый этап интеграционного процесса). Государства - члены ЕАЭС ставят одной из основных своих целей на пути к более глубокой интеграции унификацию терминологической базы национальных законодательств государств - членов Союза. При этом термин «таможенное дело» используется в таможенном законодательстве Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызстане, но редко применяется в законодательстве государств, не относящихся к постсоветскому пространству.

В связи с этим, учитывая отсутствие широкого применения вне России термина «таможенное дело», необходимо проведение частичной гармонизации законодательства государств - членов Союза. Существуют два пути решения проблемы: или вывести данный термин из законодательства России, заменив его на некий универсальный термин, или ввести его в законодательство других государств -членов ЕАЭС.

Так, в Республике Беларусь, которая, наряду с Российской Федерацией, является государством - членом ЕАЭС, административные правонарушения в области таможенного дела регулирует гл. 14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З. Данная глава носит название «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» [6]. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-У нарушения таможенных правил сгруппированы в гл. 29,

которая носит название «Административные правонарушения в сфере таможенного дела» [7].

Приведенные примеры позволяют говорить о том, что в государствах - членах ЕАЭС нет единого видения того, как следует называть блок административных правонарушений, связанных с нарушением таможенных правил. Продвигаясь по пути выработки единого подхода к решению данного вопроса, по нашему мнению, для обозначения отраслевого среза таможенных правоотношений целесообразно было бы использовать некий универсальный термин, например «таможенная деятельность».

Под таможенной деятельностью, с нашей точки зрения, следует понимать «самостоятельную сферу жизнедеятельности государства и общества, в которой взаимодействуют и реализуют свои целевые установки таможенные органы как субъект, являющийся уполномоченным государственным органом в таможенном деле, а также иные физические и юридические лица (участники внешнеэкономической деятельности; лица, оказывающие им посреднические услуги; физические лица, пересекающие таможенную границу) как субъекты таможенных правоотношений» [8]. Таможенная деятельность в настоящее время представляет собой процесс, включающий деятельность как таможенных органов, так и многих иных субъектов (юридические и физические лица), которые участвуют в таможенных правоотношениях. Исходя из этого, административные правонарушения в области таможенного дела, согласно авторской позиции, следовало бы называть «правонарушения в таможенной деятельности».

Анализ современной практики правоприменения таможенных органов РФ показал, что под административной ответственностью за правонарушения в области таможенного дела следует понимать вид юридической деятельности, который выражается в назначении таможенным органом и(или) его должностным лицом, наделенным соответствующими государственно-властными полномочиями, а также судом административного наказания лицу, совершившему правонарушение в области таможенного дела. Но, как мы уже отмечали, такой взгляд на проблему зауживает реальный круг правонарушений, которые расследуют таможенные органы. Поэтому вне законодательно закрепленных формулировок правильнее было бы сказать, что существует административная ответственность за правонарушения в таможенной деятельности. Так, под административной ответственностью за правонарушения в таможенной деятельности следует понимать вид юридической деятельности, который выражается в назначении таможенным органом и(или) его должностным лицом, которые наделены соответствующими государственно-властными полномочиями, а также судом административного наказания лицу, совершившему правонарушение в ходе таможенной деятельности. Поскольку таможенная деятельность регулируется административно-таможенным законодательством, то его нарушение будет логически попадать в круг нарушений таможенных правил.

Рассмотрим установленные в ходе нашего исследования особенности административной ответственности за правонарушения в таможенной деятельности.

Во-первых, административная ответственность за правонарушения в таможенной деятельности есть форма административного принуждения, которая является специфическим методом защиты существующего в государстве правопорядка в направлении регулирования таможенных правоотношений.

Во-вторых, административная ответственность за правонарушения в таможенной деятельности выступает в качестве правового последствия виновного поведения лица, его антиобщественной деятельности, которая выразилась в виде нарушения существующих таможенных правил.

В-третьих, данная ответственность представляет собой реализацию государственной власти. Она может быть применена как судами, так и таможенными органами и их должностными лицами, которые действуют на основании правовых норм процессуального и материального права, определенного административным и таможенным законодательством и международными договорами по вопросам оказания взаимной административной помощи.

В-четвертых, административная ответственность за правонарушения в таможенной деятельности достигается благодаря консенсусу, возникшему между обществом и государством по содержанию существующих таможенных правил, который позволяет всеобще осуждать поведение правонарушителя и соглашаться со справедливостью претерпевания им негативных последствий за правонарушение. Эти последствия могут носить как материальный, так и моральный характер.

В-пятых, административная ответственность за данные правонарушения заключается в применении к правонарушителю ограниченного круга наказаний, предусмотренных административным и таможенным законодательством. Это предупреждение, административный штраф, различные виды конфискаций, лишение права (исключение из различных реестров) и т. п.

В-шестых, целью административной ответственности за правонарушения в таможенной деятельности является восстановление существующего правопорядка, защита публичных интересов государства, обеспечение национальной (экономической и других видов) безопасности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Таким образом, осуществленный в работе анализ взглядов правотворца, практиков - сотрудников таможенных органов, ученых-теоретиков позволяет констатировать, что институт права «административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела (в таможенной деятельности)» является сложным межотраслевым институтом, который находится в стадии активной трансформации. Право ЕАЭС является одним из системообразующих элементов, который оказывает влияние на формирование содержания исследуемого правового института. Содержание норм права Союза определит будущую парадигму существования административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела (в таможенной деятельности).

Использованные источники

1. Конин Н. М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 448 с.

2. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. 928 с.

3. Воронцова А. А. Административная ответственность [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2018).

4. Большой юридический словарь / под ред. проф. А. Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2008. 858 с.

5. Таможенное право: учебник для бакалавров / А. В. Зубач и др.; под общ. ред. А. В. Зубача. М.: Юрайт, 2013. 479 с.

Е. А. Карпов, Е. И. Сидоров

6. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З [Электронный ресурс]. URL: http://belzakon.net/.

7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399#pos=0;0.

8. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.

Е. А. Карпов, Е. И. Сидоров

задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок

Статья посвящена теоретико-правовым и организационным вопросам, связанным с применением задержания транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере международных перевозок. Автор рассматривает понятие, правовую природу, назначение данной меры, ее признаки и характерные особенности.

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; задержание транспортного средства; должностные лица таможенных органов; мера обеспечения производства; правовая характеристика; особенности.

E. A. Karpov, E. I. Sidorov

vehicle detention as a measure to ensure proceedings on administrative offenses in the sphere of international transportation

The article is devoted to theoretical, legal and organizational issues related to applying detention of the vehicle as a measure to ensure proceedings on administrative offences in the sphere of international transportation. The authors examine the concept, legal nature and purpose of the stated measure, its indications and characteristic features.

Keywords: the Administrative Code of the Russian Federation; detention of the vehicle; officials of the customs bodies; measure to ensure the production; legal characteristics; special features.

Таможенные органы осуществляют ряд функций, связанных с обеспечением национальной безопасности государства. Реализация правоохранительной функции продолжает оставаться одним из важнейших направлений их деятельности.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, согласно ч. 3 ст. 354 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством стран-членов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.