ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2121: 4619-4625
Гнездование чернохвостой чайки Larus crassirostris на крышах зданий в городе Владивостоке
А.П.Ходаков, Ю.Н.Глущенко
Анатолий Петрович Ходаков. Владивосток, Россия. E-mail: anatolybpf@mail.ru Юрий Николаевич Глущенко. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, ул. Радио, д. 7, Владивосток, 690041, Россия. E-mail: yu.gluschenko@mail.ru
Поступила в редакцию 15 октября 2021
Гнездование различных видов чаек на крышах зданий имеет давнюю историю, при этом как охват территории, где был выявлен этот феномен, так и число видов данной группы птиц, пользующихся такими антропогенными гнездовыми микростациями, подвержены поступательной экспансии и росту. В этом плане показательны сведения, собранные в Западной Европе. Например, в Великобритании и Ирландии в 1930-х годах было зарегистрировано гнездование на крышах лишь моевок Rissa tridactyla и серебристых чаек Larus argentatus, причём для последнего вида тогда были известны лишь единичные случаи такого гнездового поведения, в то время как в 1960-1970 годах на зданиях гнездилось уже пять видов чаек, а их суммарная численность здесь превысила 1.7 тыс. пар (Cramp 1971).
В дальневосточном секторе Азии гнездование чаек на крышах зданий стало отмечаться значительно позднее, чем в Европе. Оно достаточно хорошо прослежено для тихоокеанской чайки Larus schistisagus, которая освоила крыши в городе Кусиро на острове Хоккайдо (Япония) во второй половине 1980-х годов (Артюхин 2002), а в России её первые гнёзда на крышах в Магадане были отмечены в 1998 году (Зеленская 2004), в Южно-Курильске - в 2013 году (Зеленская 2016), а на Камчатке гнёзда этих чаек на искусственных сооружениях были найдены в 2012 году (Артюхин, Вяткин 2012).
Для чернохвостой чайки Larus crassirostris случай гнездования на крышах зданий был установлен в Токио (Япония) в июле 2011 года (Mat-sumaru 2012), однако для российской части гнездового ареала этого самого многочисленного и достаточно хорошо изученного вида гнездящихся чаек Приморского края такие факты ранее не были опубликованы. Следует отметить, что в черте Владивостока чернохвостая чайка летом вполне обычна, причём 19 апреля 1992 пара этих чаек копулировала на крыше морского вокзала (Назаров 2004). В последней четверти ХХ века ближайшие к этому городу гнездовые колонии чернохвостых чаек были известны на островах Верховского, где в 1985 году обитало около 100
гнездящихся пар (Шибаев 1987) и на островах Унковского, где в 1986 году гнездилось 1500-2000 пар (Шибаев 1987; Назаров 2004). В настоящее время чернохвостые чайки в заливе Петра Великого широко расселились. В частности, они гнездятся на полуострове Басаргина (И.М.Тиу-нов, устн. сообщ.), основание которого примыкает к застроенной части города Владивостока.
При проведении наблюдений за чернохвостыми чайками во Владивостоке 16 мая 2021 нами обнаружена диффузная колония, располагавшаяся на серии различных производственных зданий и сооружений бывшего завода «Стройдеталь», который находится по адресу: улица Героев-тихоокеанцев, д. 5, на удалении приблизительно 1.1 км к северу от ближайшего берега бухты Улисс, в 1.3 км к югу от ближайшего берега бухты Золотой Рог и примерно в 4 км от полуострова Басаргина. По нашей приблизительной оценке, здесь суммарно гнездилось 250-300 пар чаек, хотя часть колонии оказалась недоступной для наблюдений, поэтому их численность может быть и несколько выше. Большинство гнёзд располагалось на шести крышах заброшенных зданий (рис. 1, 2), часть которых уже поросла травой и небольшими деревцами.
Рис. 1. Общий вид большей части колонии чернохвостой чайки ^ати$ стаззтзШз, расположенной на крышах зданий во Владивостоке. 16 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
Помимо этого, 50-70 гнёзд располагалось на неработающем крытом транспортёре сыпучих материалов (рис. 3) и около 20 пар гнездилось на зданиях воинской части, расположенных рядом с корпусами бывшего завода «Стройдеталь».
В большинстве гнёзд 16 мая были кладки разной степени насижен-ности (приблизительно до 70%), но встречались также недостроенные гнёзда, при этом некоторые птицы носили к ним строительный материал либо сидели на ещё пустых гнёздах. Рядом с некоторыми гнёздами лежали брошенные яйца. Изредка наблюдалась копуляция.
Рис. 2. Фрагменты колонии чернохвостой чайки ^аги$ стаззтзШз, расположенной на крышах зданий во Владивостоке. 16 мая 2021. Фото А.П. Ходакова.
Рис. 3. Фрагмент колонии чернохвостой чайки ^аги$ стаззтзШз, расположенный на неработающем транспортёре сыпучих материалов (вверху — общий вид; внизу — часть поселения крупным планом).
Владивосток. 21 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
В одних случаях гнёзда располагались в своего рода укрытиях, расчленяющих общий облик крыш и конструкций (рис. 4), но чаще они находились на ровной поверхности крыш (рис. 2).
Рис. 4. Различные варианты размещения гнёзд чернохвостой чайки ^аги$ стаззтзШз в колонии.
Владивосток. 16 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
Рис. 5. Гнёзда в колонии чернохвостой чайки ^,ати$ стаззтзШз, расположенные на земле. Владивосток. 16 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
Некоторые пары гнездились на территории местной электроподстанции, которая, видимо, очень редко посещается людьми, поэтому гнёзда чаек размещались не только на её конструкциях, но и прямо на земле (рис. 5). Одна пара чернохвостых чаек устроила своё гнездо на жилом гнезде сороки Pica pica, расположенном на опоре линии ЛЭП, при этом чайки проявляли явную агрессию по отношению к сорокам. По этой причине сороки не могли попасть в своё гнездо через собственный леток, пытаясь проделать новый вход с его тыльной стороны (рис. 6), но в итоге это гнездо оказалось ими брошенным.
Судя по опросу рабочих завода «Стройдеталь» с большим стажем, а также жителей рядом расположенных домов, на этой территории чайки в сколько-нибудь значительном количестве появлялись летом уже в начале 2000-х годов, но гнездились ли они, либо использовали крыши зданий только для отдыха, выяснить не удалось. Явно гнездящихся
птиц здесь отмечали по меньшей мере с 2020 года. В настоящее время их массовое присутствие вызывает определённое беспокойство, создавая шум, а также загрязняя территорию помётом, при этом якобы по вине птиц были случаи замыкания электрической сети на местной подстанции. Не исключено, что по этим причинам с чайками здесь борются, используя, вероятно, ядовитые приманки. К такому выводу мы пришли, обнаружив 16 мая 3 достаточно свежих трупа чернохвостых чаек (рис. 7).
Рис. 6. Гнездо чернохвостой чайки Larus crassirostris, построенное на жилом гнезде сороки Pica pica. Владивосток. 16 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
Следует отметить, что уже во второй половине ХХ столетия в заливе Петра Великого гнездилось более 50 тыс. пар чернохвостых чаек (Лит-виненко, Шибаев 1976; Шибаев 1987). Учитывая, что этот вид расширяет здесь зону гнездования и поступательно увеличивает численность, активное проникновение чернохвостых чаек в крупные прибрежные населённые пункты Приморского края (в первую очередь Владивостока и Находки) может вызвать существенные проблемы как для городской инфраструктуры, так и для местных жителей. Другими, но при этом более крупными видами чаек, гнездовые поселения которых со временем могут возникнуть на крышах зданий в прибрежных населённых пунктах Приморья, являются тихоокеанская и монгольская Ьатив шощоИ-сив чайки, поскольку в текущем столетии отмечено их активное расселение на островах залива Петра Великого (Шибаев 2014; Глущенко, Коробов 2015; данные Ю.Н.Глущенко).
Рис. 7. Мёртвые чернохвостые чайки ^,ати$ стаззтзШз, обнаруженные в колонии во Владивостоке. 16 мая 2021. Фото А.П.Ходакова.
Авторы выражают глубокую признательность А.П.Крюкову (Владивосток) и Сайто
Такема (Saitoh Takema, Yamashina Institute for Ornithology, Япония) за помощь в поиске и
переводе литературы по гнездованию чернохвостой чайки в Японии, а также И.М.Тиу-
нову (Владивосток) за сведения о гнездовании этого вида на полуострове Басаргина.
Литератур а
Артюхин Ю.Б. (2002) 2008. Необычное гнездование уссурийского баклана Phalacrocorax filamentosus и тихоокеанской чайки Larus schistisagus на юге Дальнего Востока // Рус. орнитол. журн. 17 (422): 874-875.
Артюхин Ю.Б., Вяткин П.С. 2012. Гнездование тихоокеанских чаек Larus schistisagus на искусственных сооружениях в Камчатском крае // Рус. орнитол. журн. 25 (1311): 26002603.
Глущенко Ю.Н., Коробов Д.В. 2015. Новые данные к изучению орнитофауны Дальневосточного морского заповедника // Биота и среда заповедников Дальнего Востока 5: 2245.
Зеленская Л.А. 2004. Гнездование тихоокеанской чайки Larus schistisagus на крышах зданий Магадана // Биология и охрана птиц Камчатки 6: 85-90.
Зеленская Л.А. 2016. Новые урбанизированные гнездовья тихоокеанской чайки Larus schistisagus // Рус. орнитол. журн. 25 (1277): 1455-1465.
Литвиненко Н.М., Шибаев Ю.В. 1976. Колониальные птицы в заливе Петра Великого // Охрана природы на Дальнем Востоке. Владивосток: 181-183.
Назаров Ю.Н. 2004. Птицы города Владивостока и его окрестностей. Владивосток: 1276.
Шибаев Ю.В. 1987. Кадастр колоний и мониторинг некоторых видов птиц залива Петра Великого (Японское море) // Распространение и биология морских птиц Дальнего Востока. Владивосток: 43-59.
Шибаев Ю.В. 2014. Освоение монгольской чайкой Larus (smithsonianus) mongolicus Sush-kin, 1925 восточной периферии Азиатского континента //Дальневост. орнитол. журн. 4: 3-19.
Cramp S. 1971. Gulls nesting on building in Britain and Ireland // Brit. Birds 64, 11: 476-484.
Matsumaru I. 2012. Relocation of a colony of black-tailed gulls (Larus crassirostris) from the roof terrace of a building to the island in Shinobazu pond, Tokio // Urban birds. Bulletin of the Urban-Bird Society of Japan 29: 8-21.