Научная статья на тему 'Глобальный этический кодекс туризма в системе дополнительной профессиональной подготовки студентов туристских вузов'

Глобальный этический кодекс туризма в системе дополнительной профессиональной подготовки студентов туристских вузов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
402
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТУРИЗМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТУРИЗМ / РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУР / THE GLOBAL ETHICAL CODE OF TOURISM / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING / TOURIST HIGH SCHOOLS / VERSIONS OF CULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фрышко О. А.

Об использовании основных принципов Глобального этического кодекса туризма в дополнительном профессиональном образовании студентов. Рассмотрена возможность включения положений из этого кодекса в систему дополнительного образования. Определены основные этические и культурные компоненты дополнительной подготовки в области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The global ethical code of tourism in system of additional vocational training of students of tourist high schools

Work is devoted to use of main principles of the Global ethical code of tourism in additional professional training of students. The primary objective of article to consider possibility of inclusion of positions from the global ethical code in additional education system. Objective of research becomes basic ethical and cultural components of additional preparation in the field of tourism.

Текст научной работы на тему «Глобальный этический кодекс туризма в системе дополнительной профессиональной подготовки студентов туристских вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ

О.А. ФРЫШКО,

аспирантка РМАТ

Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: casiva@bk.ru

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Э.П. Литвинов

Аннотация. Об использовании основных принципов Глобального этического кодекса туризма в дополнительном профессиональном образовании студентов. Рассмотрена возможность включения положений из этого кодекса в систему дополнительного образования. Определены основные этические и культурные компоненты дополнительной подготовки в области туризма.

Ключевые слова: глобальный этический кодекс туризма, дополнительная профессиональная подготовка, туризм, разновидности культур.

THE GLOBAL ETHICAL CODE OF TOURISM IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF TOURIST HIGH SCHOOLS

O.A. FRYSHKO,

the post-graduate student of the Russian international academy of tourism

Annotation. Work is devoted to use of main principles of the Global ethical code of tourism in additional professional training of students. The primary objective of article to consider possibility of inclusion of positions from the global ethical code in additional education system. Objective of research becomes basic ethical and cultural components of additional preparation in the field of tourism.

Keywords: the global ethical code of tourism, additional professional training, tourist high schools, tourism, versions of cultures.

В 1999 г. Генеральная ассамблея ВТО одобрила Глобальный этический кодекс туризма, в котором выдвинуты рекомендации «поощрять введение во все образовательные программы специального курса о ценности туристского обмена, его экономических, социальных и культурных выгодах, а также о потенциально связанных с туризмом и путешествиями риском»1. Кодекс имеет рекомендательный характер. Он состоит из 10 статей, касающихся разных аспектов туристской деятельности, и предназначается не только для специалистов туристского бизнеса, но и для госу-

дарственных структур, средств массовой информации и, конечно, самих туристов. По мнению Ф. Франжи-алли, Генерального секретаря ВТО, кодекс основан на примирении посредством создания Всемирного комитета по этике туризма в составе представителей всех регионов мира и всех участников туристического процесса — правительств частного сектора, трудовых и неправительственных организаций.

1 Дементьева С.В. Правовые основы отечественного и международного туризма. Томск, 2002.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -

Созданный на базе ранее существовавшего (с 1985 г.) Этического кодекса, Глобальный этический кодекс туризма включил в себя ряд положений из других ранее опубликованных международных туристских документов и деклараций. В нем отмечен запрет на сексуальную эксплуатацию детей и несовершеннолетних. Первоочередными задачами развития туризма является то, что он должен способствовать экономическому, социальному и культурному процветанию местного населения2. В то же время развитие туристской индустрии не должно негативно сказываться на состоянии окружающей среды и не приводить к стандартизации и нивелировке культур.

Глобальный этический кодекс туризма не является международной конвенцией, но в отличие от других юридически необязательных деклараций работает благодаря его регулирующей функции, предусмотренной в ст. 10, которая будет претворяться в жизнь Всемирным комитетом по этике туризма.

В туристском образовании необходимо проводить взаимосвязь между дисциплинами («Страноведение», «География туризма», «Технология выездного туризма», «Межкультурные коммуникации в туризме») и Глобальным этическим кодексом туризма. Естественно, предусмотреть все статьи кодекса невозможно, для этого целесообразно вводить дополнительную профессиональную подготовку в виде факультативных мероприятий, где акцент делать на этическом, моральном и культурном восприятии туризма.

Туризм призван вносить вклад «во взаимопонимание и уважение между народами и обществами», он «фактор индивидуального и коллективного совершенствования», «устойчивого развития», «использует и

обогащает культурное наследие человечества», «выгоден для принимающих стран» (Принципы Глобального этического кодекса туризма, принятые Генеральной ассамблеей ВТО в Сантьяго 1 октября 1999 г.).

Знакомство с разными культурами и традициями посредством Глобального этического кодекса туризма представляет собой важный фактор обеспечения мира и международного взаимопонимания, обязательным условием успешного развития туризма. Но знакомство это должно проходить не только на уровне стандартного изучения дисциплин, необходимо вводить в лекционный материал следующие разделы:

• профессионально-этические представления в туристской деятельности;

• проблема кодификации норм поведения в туризме: Глобальный этический кодекс туризма, Хартия туризма, Кодекс туриста;

• культурные особенности деловых контактов народов мира;

• этические принципы и нормы профессиональной деятельности менеджеров туриндустрии.

Этическая и культурная подготовка специалистов в области туризма должна строится на:

• понимании и провозглашении общепринятых ценностей, толерантных к религиозным верованиям, философским и моральным взглядам, является основой индустрии туризма;

• основных движущих силах развития туризма, и сами туристы должны с уважением относиться к общественным и культурным традициям, достижениям всех наций, включая в том числе культуру и традиции национальных меньшинств и туземных племен.

2 Рябова И.А., Забаев Ю.В., Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: международный туризм. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.