Научная статья на тему 'Этические основания развития института туризма в России'

Этические основания развития института туризма в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
613
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА / ЭТИКА ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / INSTITUTE OF TOURISM / ETHICS / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солопов Олег Викторович

Статья посвящена анализу структуры института туризма в Российской Федерации. Анализируются основные общественные функции туризма, выделяются конкретные группы субъектов функционирующих в рамках туристского процесса. Произведен анализ государственной политики развития туризма основанной на создании туристских кластеров на конкретных территориях. В работе делается акцент на необходимости разработки системы туристской этики в России как обязательного условия реализации кластерного подхода. Произведен анализ международных принципов и положений туристской этики. Обозначены перспективы развития этики туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL BASIS OF THE INSTITUTE OF TOURISM IN RUSSIA

This article analyzes the structure of the Institute of Tourism in the Russian Federation. Analyzes the main social functions of tourism, the particular group of actors operating within the tourism stakeholders. The analysis of the state policy of tourism development based on the creation of tourism clusters in specific areas. The paper emphasizes the need to develop a system of ethics of tourism in Russia as a prerequisite for the implementation of the cluster approach. The analysis of the principles and provisions of international tourism ethics. The article contains the prospects for the development of Ethics for Tourism.

Текст научной работы на тему «Этические основания развития института туризма в России»

УДК 174.8; 175

О.В. Солопов (Тульский государственный педагогический университе им. Л.Н. Толстого)

Тел.: 8-903-658-25-14, E-mail: podvizhnik@mail.ru

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ТУРИЗМА В РОССИИ

Статья посвящена анализу структуры института туризма в Российской Федерации. Анализируются основные общественные функции туризма, выделяются конкретные группы субъектов функционирующих в рамках туристского процесса. Произведен анализ государственной политики развития туризма основанной на создании туристских кластеров на конкретных территориях. В работе делается акцент на необходимости разработки системы туристской этики в России как обязательного условия реализации кластерного подхода. Произведен анализ международных принципов и положений туристской этики. Обозначены перспективы развития этики туризма.

Ключевые слова: институт туризма, этика туризма, туристский кластер.

Туризм является неотъемлемым элементом современного российского общества. Будучи многогранным феноменом, охватывающим большинство сфер культуры, туризм нельзя отнести к ведению отдельных социальных групп, поэтому уровень его развития во многом определяет будущее развитие государства в целом. Нацеленность государственной политики на развитие туристской сферы, глобальный характер современного туризма, а также его многоаспектность, и как индустрии, и как феномена культуры требует систематического анализа института туризма и его основных элементов, а также выявления значимых факторов, способствующих или препятствующих его успешному функционированию. Подобное знание, в свою очередь, может стать основой управления данной отраслью.

Многогранность туризма также прослеживается в характере научных исследований, посвященных данному феномену. Сюда относятся труды по: экономике (Н.С. Морозова, А.П. Джангиров, А.Л. Чичилов, С.А. Севастьянова, В. А. Морозов, В.Г. Гуляев, М.В. Полевая, А.Н. Полухина, Д. А. Ковалев и др.); социологии (О.В. Лысикова, Т.А. Юдина, А.М. Кивала, М.С. Отнюкова, Е.В. Петрова, Е.В. Луганская, и др); культурологии (М.А. Соколова, Н.С. Сиченко, М.С. Кирова, З.Б. Чимитов, Е.М. Кузьмин, Н.Л. Березницкая и др.); педагогике (Ю.М. Лагусев, А.Х. Чупанов, В. Л. Погодина, А.В. Квартальный, Н.А. Гулиев и др.); философии (Е.В. Мошняга, А.С. Гализдра, А.К. Ачмиз, Г.И. Афонин, С.Н. Сычанин и др.) юриспруденции (Е.Л. Писаревский, Ю.А. Хамова, А.В. Стригулина, М.А. Шаруева, Д.П. Стригунова, Л.Е. Калинина, А.Н. Ошнаков и др.) географии (А.Н. Дунец, Л.А. Мажар, А.Ю. Александрова, В.В. Храбовченко, Д.А. Постников, Л.Р. Герзмава и др.).

Исследованию туризма как института, в основном, посвящены работы по социологии, рассматривающие: признаки институционализации туризма в России (А.П. Осауленко) [7]; основные факторы, принципы и проблемы развития туризма в России (К.А. Евдокимов) [4]; трансформацию института туризма в контексте модернизации практик и смыслов потребления туристских услуг (Т.П. Иванова) [6]. Также существует большое количество исследований посвященных проблеме управления туристской отраслью на различных уровнях.

Несмотря на многообразие работ посвященных проблемам институционализации и управления в туризме, в настоящее время остается слабо проработанной система этики туризма, которая могла бы обеспечить интеграцию и совершенствование всех участников туристского процесса, что и обуславливает необходимость нашего исследования. Поэтому целью статьи является выявление этических оснований развития института туризма. К задачам относятся: выявление основных групп субъектов, определяющих базовые нормативные и целевые установки института туризма; определение специфики взаимодействия данных групп в современных условиях реализации государственной политики в области туризма; анализ основных положений «Глобального этического кодекса туризма» (далее - кодекс); соотношение положений кодекса с деятельностью выявленных групп субъектов; обозначение общих тенденций развития этики туризма.

Институт туризма предстает как сложная система отношений возникающих между субъектами, функционирующими в различных сферах общественной жизни, а именно в политической, экономической, социальной, культурной и экологической. Для каждой из упомянутых сфер туризм приобретает своё специфическое значение. Мы выделяем следующие.

Политическое значение туризма состоит, прежде всего, в межрегиональной и международной коммуникации, обеспечивающей возможность тесного сотрудничества во всех остальных областях жизнедеятельности людей.

Экономическое значение туризма проявляется в возможности увеличения общих доходов, поступающих в государственный бюджет, а также доходов хозяйствующих субъектов, представляющих свои продукты и услуги на туристском рынке.

Социальное значение туризма выражается в возможности развития инфраструктуры страны (региона), а также в увеличении количества рабочих мест для людей, задействованных в туристской сфере.

Культурное значение туризма состоит в сохранении культурных ценностей, а также в возможности диалога культур, обновления культур, за счет приобретения новых элементов, слияния культурных традиций.

Экологическое значение туризма определяется регулярным использованием природных ресурсов для организации туризма, что активизирует деятельность по сохранению природного наследия страны.

Совокупность упомянутых значений, рассмотренных с точек зрения различных областей жизни, демонстрируют нам набор потребностей общества,

которые могут быть удовлетворены за счет туризма. Данные потребности являются выражением единой общественной воли, представляет собой как бы коллективное согласие всех членов общества по определенному вопросу, которое следует отличать от потребностей конкретных индивидов и организаций. При этом, нельзя отрицать преобладания в современном обществе не коллективных, а именно индивидуальных настроений. Каждый отдельный человек (физическое лицо) стремится в первую очередь к удовлетворению своих индивидуальных потребностей, которые обусловлены его субъективным пониманием ценностей. Подобный индивидуальный подход также применим и к оценке деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (юридических лиц), которые подобно индивидам преследуют свои конкретные цели.

Применительно к отношениям складывающимся в сфере туризма в качестве групп субъектов можно выделить как физических так и юридических лиц. К первым относятся туристы; сотрудники и работники, задействованные в туристской сфере; граждане страны, проживающие на территории туристской дестинации (туристского центра). Ко вторым относятся: органы государственной власти; хозяйствующие субъекты на рынке туристских услуг; исследовательские организации; учреждения культуры; образовательные учреждения; средства массовой информации.

Остановимся подробнее на том, к чему стремится каждый из упомянутых субъектов.

Невозможно четко определить ценностные ориентации всех туристов применительно к туризму. Это обусловлено тем, что каждый человек отправляясь в путешествие имеет свою конкретную цель, свою собственную мотивацию. В каком-то смысле деятельность всех остальных субъектов определяется необходимостью выявления потребностей туристов.

Работники задействованные в туристской сфере, прежде всего, ориентированы на получение дохода от своей трудовой деятельности.

Туризм касается жизни и деятельности граждан, проживающих на территории туристской дестинации (туристского центра) в части удовлетворения уже обозначенных общественных потребностей. Однако может быть оценен населением, как с позитивной, так и негативной точек зрения в зависимости от особенностей их восприятия жизни.

Органы государственной власти преследуют цель по реализации государственной политики в сфере туризма [8], [10]. К ним, прежде всего, относятся федеральные и региональные министерства культуры и туризма.

К хозяйствующим субъектам относятся: производители туристских услуг (гостиницы, транспортные компании, предприятия питания, экскурсионные бюро); посредники, реализующие туристские услуги (туроператоры, турагенты), а также другие коммерческие организации, выигрывающие от развития туризма в регионе [13]. Сюда также можно отнести и некоммерческие организации, занимающиеся коммерческой деятельностью в рамках целей своего образования (например, религиозные организации, устраивающие паломнические туры).

Учреждения культуры являются некоммерческими организациями, главной целью которых (применительно к туристам) является ознакомление туристов с культурными ценностями. Разумеется, нельзя исключать коммерческого фактора посещения туристами учреждений культуры, но при этом он не может носить первичный характер [11].

Цель образовательных учреждений состоит в подготовке квалифицированных кадров в сфере туризма [14].

Научно-исследовательские организации занимаются исследованиями в области теории и практики туризма, а также исследованиями в области гуманитарных наук, лежащих в основе разработки туристских продуктов (например, исследование историко-культурного наследия региона лежит в основе создания и проведения экскурсионного тура).

Средства массовой информации формируют имидж конкретных стран и территорий в глазах потенциальных туристов [5].

Отношения складываются как внутри указанных групп, так и между разными группами.

Взаимодействие большинства обозначенных субъектов в настоящее время обеспечивается образующимися в регионах туристскими кластерами, создание которых определяется современной государственной политикой развития туризма.

Туристский кластер в общем смысле представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, исследовательских и других организаций, объектов инфраструктуры, отдельных лиц, сконцентрированных по географическому принципу, а также связи и отношения между ними, которые ориентированы на формирование конкурентоспособного туризма и воедино объединяющих интересы трех сторон: бизнеса, общества и государства [1]. Туристско-рекреационный кластер - группа территориально соседствующих и взаимодействующих организаций и связанных с ними органов государственной власти, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующих культурно-исторический и рекреационный потенциал и ресурсы региона [10]. Поскольку, большинство указанных субъектов туризма должны взаимодействовать в рамках структуры туристского кластера, это предполагает необходимость наличия правовых и моральных форм регулирования их отношений.

В идеале развитый туристский кластер должен представлять собой единую систему. Органы государственной власти должны делать всё необходимое чтобы увеличить туристско-рекреационный потенциал региона, а именно заниматься улучшением инфраструктуры, реставрировать культурные памятники, способствовать улучшению деятельности учреждений культуры. В свою очередь учреждения культуры (некоммерческие организации) и производители туристских услуг (гостиницы, транспортные компании, организации питания, экскурсионные бюро и др.) должны тесно сотрудничать с туроператорами, предлагая им свои услуги и уникальные предложения, которые впоследствии будут сформированы в турпакеты (турпродукты) и реализованы через туристские агентства. При проектировании туристского

продукта туроператоры должны обращаться в исследовательские организации, которые должны обеспечить наполненность продуктов оригинальной информацией, составленной на основе научных исследований. Необходимость развития туризма в регионах предполагает наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров. Подготовка данных кадров обеспечивается соответствующими образовательными учреждениями, с которыми у остальных субъектов туристской сферы должны быть заключены соглашения о трудоустройстве выпускников. Именно при подобной слаженной работе возможно достижение целей создания кластера.

Очевидно, что данные цели являются целями государства по управлению туристской отраслью, и формулируются в рамках стратегического планирования развития туризма в стране. Однако, каждое туристское предприятие также занимается разработкой стратегии своего развития. При этом, принципы стратегического планирования на государственном уровне и на уровне туристского предприятия могут существенно разнится, т.к. исходят из разных ценностных ориентиров.

Подобное положение дел требует особых форм регуляции отношений субъектов туристской отрасли. Правовая регуляция в данном случае не эффективна, поскольку исполнение правовых норм физическими и юридическими лицами является лишь основой их деятельности, но ещё не влечет общности их целей и принципов.

Наиболее значимой основой моральной регуляции отношений субъектов туристской отрасли является «Глобальный этический кодекс туризма» [2]. Именно данный документ, принятый Всемирной туристской организацией, содержит принципы, которые должны лежать в основе деятельности субъектов туристской отрасли.

Положения и принципы кодекса могут быть распределены в зависимости от субъекта туристской отрасли следующим образом:

1. Туристы.

а) Не нарушение туристами законов, традиций и норм народов страны пребывания (ст. 1, п. 5);

б) Необходимость ознакомления туристов с особенностями стран, которые они хотят посетить, предполагающая оценку рисков здоровья и безопасности, а также формирование модели поведения, необходимой для сведения этих рисков к минимуму (ст. 1, п. 5).

в) Свобода передвижения туристов в пределах территорий своих стран и из одной страны в другую. Возможность доступа в зоны пребывания и транзита, а также на культурные и туристские объекты. Не допущение чрезмерных формальностей или дискриминации (ст. 8, п. 1);

г) Возможность доступа туристов ко всем имеющимся формам внешних и внутренних коммуникаций, а также к местному медицинскому, юридическому и административному обслуживанию. Возможность свободного обращения к консульским властям стран своего происхождения (ст. 8, п. 2);

д) Право туристов на конфиденциальность относящихся к ним личных сведений и данных (ст. 8, п. 3);

е) Право туристов на приобретение сумм в свободно конвертируемой валюте, необходимых для совершения поездок (ст. 8, п. 9).

2. Работники туристской сферы.

д) Обеспечение основных прав работников туристской сферы осуществляется государствами их происхождения и принимающими странами, с учетом специфических ограничений, а именно с сезонностью их деятельности, глобальным масштабом туриндустрии и гибкостью, требуемой характером работы (ст. 9, п. 1);

е) Необходимость прохождения работниками туристской сферы надлежащего начального обучения и постоянного повышения квалификации, необходимость их достойного социального обеспечения; необходимость максимального повышения надежности их занятости; необходимость закрепления особого статуса сезонных работников сектора (ст. 9, п. 2);

ж) Право всех физических лиц, обладающих необходимыми способностями и квалификацией, на занятие профессиональной деятельностью в сфере туризма в рамках существующих национальных законодательств (ст. 9 п. 3);

з) Обмен опытом управленческих кадров и работников из разных стран как фактор развития международной туриндустрии (ст. 9, п. 4);

и) образование и профессиональная подготовка работников туристского сектора как фактор, способствующий гостеприимному приему туристов (ст. 1, п. 3).

3. Граждане, проживающие на территории туристской дестинации.

а) Граждане обладают особыми правами на туристские ресурсы, расположенные на территории их проживания (ст. 4, п. 1);

б) Привлечение местных граждан к туристской деятельности и получении ими образующихся социальных, экономических и культурных выгод (ст. 5, п. 1).

4. Органы государственной власти.

а) Обеспечение защиты и безопасности туристов и их имущества, принятие конкретных мер по информации, защите, профилактике, страхованию и помощи, отвечающих потребностям туристов. Необходимость недопущения и предотвращения противоправных деяний по отношению к туристам и работникам туриндустрии. Обеспечение сохранности туристских объектов и объектов культурного и природного наследия (ст. 1, п. 4);

б) Финансовое стимулирование экономящих природные ресурсы форм развития туризма (ст. 3, п. 2);

в) Осуществление туристской политики происходит на основе уважения археологического, художественного и культурного наследия в целях его защиты, сохранения и передачи для будущих поколений (ст. 4, п. 2);

г) Туристская политика должна способствовать повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечать их потребностям: интеграция туристских объектов в социально-экономическую среду территории; предпочтение найма местной рабочей силы (ст. 4, п. 2);

д) Обеспечение принятия и соблюдения туристскими компаниями правил и обязательств по возвращению туристов на родину в случае несостоятельности компаний, организующих их поездки (ст. 6, п. 4);

е) Обязанность объективного информирования своих граждан об опасностях и сложных условиях, при их поездках за границу, если таковые имеются, а также информирование о прекращении данных обстоятельств (ст. 6,

п. 5);

ж) Адаптация административных формальностей пересечения границ, способствующая свободе путешествий и доступу максимального количества людей к международному туризму. Необходимость поощрения соглашений между группами стран, направленные на упрощение этих туристских формальностей, а также снижение или отмену специальных налогов, обременяющих туриндустрию (ст. 8, п. 4).

5. Хозяйствующие субъекты.

а) Туристская деятельность осуществляется в соответствии со специфическими особенностями принимающих регионов и стран, при соблюдении их законов, обычаев и традиций (ст. 1 п.2).

б) Охрана туристских ресурсов (ст. 3, п. 1);

в) Ограничение планирования туристской инфраструктуры в пределах особо охраняемых территорий (ст. 3, п. 4);

г) Туристская деятельность как основа сохранения и процветания традиционных ремесел, фольклора и культуры (ст. 4. п. 4).

д) Многонациональные компании туриндустрии должны заботиться не только о своей прибыли, но также вносить свой вклад в развитие экономики территорий, принимающих туристов, не навязывая принимающим сообществам социально-культурных моделей. (ст. 9, п. 5);

е) Необходимость установления сбалансированных отношений между предприятиями направляющих и принимающих стран с целью устойчивого развития туризма и справедливого распределения выгод, образующихся в результате его роста (ст. 9, п. 6);

ж) Беспрепятственный доступ к туристскому сектору предпринимателей и инвесторов (ст. 9 п. 3)

и) Необходимость проведения исследований воздействия проектов туристского развития на природу и окружающую среду, обязанность предоставления объективной информации о будущих программах и их предполагаемых последствиях, содействие диалогу с заинтересованным населением относительно содержания туристских программ (ст. 5, п. 4);

к) Обязанность предоставления правдивых сведений о местах назначения и об условиях путешествия; обеспечение ясности положений договоров, которые предлагаются клиентам (ст. 6, п.1);

л) Обеспечение безопасности, предотвращение несчастных случаев, охрана здоровья и гигиена питания для клиентов, обеспечение надлежащей системы страхования и помощи, предоставление справедливой компенсации при невыполнении договорных обязательств (ст. 6, п. 2);

м) Содействие духовному и культурному совершенствованию туристов, содействие им в отправлении их религиозных потребностей в ходе поездок (ст. 6, п. 3).

6. Учреждения культуры.

Денежные средства, получаемые от посещения туристами объектов культуры, должны частично использоваться для охраны, поддержания, улучшения и реставрации этого культурного наследия (ст. 4, п. 3).

7. Образовательные учреждения.

Внедрение в образовательные программы курса, знакомящего студентов с ценностями туристских обменов, их выгодами и рисками (ст. 2, п. 5).

Подобное положение в ещё большей степени подчеркивает значение туризма как социального института. Сегодня туризм становится неотъемлемым элементом социальной и экономической жизни людей по всему миру, поэтому особенности данного предмета становятся значимой частью базовых гуманитарных дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях.

8. Средства массовой информации.

Обеспечение правдивой и сбалансированной информации о ситуациях и событиях, которые могут повлиять на посещаемость региона туристами, обеспечение потребителей туруслуг точными сведениями, применение новых информационных технологий, не способствование секс-туризму (ст. 6, п. 6).

9. Научно-исследовательские организации.

Кодекс не содержит прямых указаний на деятельность исследовательских организаций в плане развития туризма. Мы полагаем, что это связано с отсутствием практики тесного взаимодействия между ними и туристскими предприятиями. При этом нельзя отрицать важное значение первых в развитии туризма как потенциальных разработчиков туристских продуктов. Любая реконструкция или содержание экскурсионной программы по культурным памятникам старины должны быть полностью основаны на научных фактах, в противном случае теряется их образовательное значение, т.к. есть вероятность использования недостоверных данных.

Также следует выделить общие принципы характеризующие отрасль туризма в целом или деятельность сразу нескольких групп:

а) Утверждение общечеловеческих этических ценностей в духе терпимости и уважения разнообразия философских, нравственных и религиозных убеждений. Утверждение обязанности участников туристского процесса и самих туристов принимать во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов (ст. 1, п. 1);

б) Принцип проявления уважения принимающих сообществ и местных участников туристского процесса к туристам. Утверждение образования и профессиональной подготовки работников туристского сектора как фактора способствующего гостеприимному приему (ст. 1, п. 3);

в) Утверждение туризма как привилегированного средства коллективного и индивидуального совершенствования, уникального фактора самообразования, терпимости и познания естественных различий между народами и культурами, их многообразия (ст. 2, п. 1);

г) Необходимость соблюдения равенства мужчин и женщин во всех видах туристской деятельности. Обеспечение прав человека, в особенности специфических прав мало защищенных групп населения, а именно детей, пожилых лиц и инвалидов, коренных народов и этнических меньшинств (ст. 2, п. 2);

д) Недопущение эксплуатации человека во всех её формах, в особенности сексуальной по отношению к детям. Подобная эксплуатация должна преследоваться в соответствии с международным правом всеми заинтересованными государствами без возможных уступок (ст. 2, п. 3);

е) Наиболее полезными формами туризма провозглашаются путешествия с оздоровительными, образовательными и религиозными целями, а также с целью культурных и языковых обменов (ст. 2, п. 4);

ж) Наиболее обогащающими и ценными провозглашаются природный туризм и экотуризм, как формы туризма, проявляющие наибольшее уважение как к местному населению, так и природному наследию, сохраняя потенциал приема самих туристских объектов (ст. 3, п. 5).

з) Туризм провозглашается одной из возможностей экономического развития островных территорий и прибрежных зон, а также уязвимым горным и сельским районам, в условиях упадка традиционных видов хозяйственной деятельности (ст. 5, п. 3);

и) Туризм провозглашается как наилучшая форма проведения досуга, способствующая реализации права на непосредственное открытие достопримечательностей планеты Земли и наслаждение ими (ст. 7, п. 1);

к) Туризм провозглашается следствием всеобщего права на отдых и рекреацию, включающего разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска (ст. 7, п. 2);

л) Утверждение необходимости стимулирования и развития социального, и в особенности коллективного туризма, способствующему широкому доступу к отдыху, отпускам и поездкам (ст. 7, п. 3);

м) Необходимость поощрения и содействия развития туризма для инвалидов и пожилых лиц, а также молодежного, студенческого и семейного туризма (ст. 7, п. 4).

Соотношение положений кодекса и конкретных участников туристского процесса демонстрирует возможность использования международных моральных принципов применительно к кластерному подходу развития туризма в рамках реализации государственной политики, т.к. единая ценностная ориентация кодекса как раз и предполагает тесное взаимодействие различных субъектов.

Несмотря на объемный перечень положений и принципов кодекса, не нужно считать, что этика туризма исчерпывается лишь его содержанием. Учитывая межотраслевой характер туризма, как в России, так и за рубежом, создание системы его моральной регуляции предполагает интеграцию и разработку принципов различных направлений прикладной этики, а именно экономической этики, экологической этики, медиаэтики, этики науки и образования, а перспективы будущей востребованности работников данной

сферы являются основой разработки кодексов профессиональной этики туризма.

Выводы: основой развития туризма в современной России является кластерное подразделение регионов страны, предполагающее объединение усилий отдельных субъектов туристского процесса в рамках достижения единой цели; реализация кластерного подхода возможна только при наличии высокой этической культуры субъектов туристского процесса; создание системы этики туризма в России должно быть основано на положениях и принципах кодекса ВТО, а также предполагать интеграцию различных направлений прикладной этики применительно к проблеме развития туризма в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51 - 61.

2. Глобальный этический кодекс туризма [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : [официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pdf/tourism.pdf (дата обращения: 04.12.14).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : [от 30 нояб. 1994 № 51-ФЗ : ред. от 5 мая 2014] // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04. Тула, 2005. 23 с.

5. О средствах массовой информации : [закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 : ред. от 24.11.2014] // Собрание законодательства РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

6. Иванова Т.П. Трансформация социального института туризма в России : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04. Саратов, 2011. 18 с.

7. Осауленко А.П. Туризм как социальный институт : автореф. дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.04. М., 2003. 49 с.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы" : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 317 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18, ч. 2. Ст. 2163.

9. Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года : постановление Правительства Тульской области от 1 окт. 2012 г. № 532 // Тульские известия. 2012. № 151.

10. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 № 941-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 24. Ст. 3105.

11. О международном обмене культурными ценностями : рекомендация ЮНЕСКО : принята 26 нояб. 1976 на 19 сессии Генеральной конференции

ЮНЕСКО (г. Найроби) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.: Международные отношения, 1991. С. 352 - 368.

12. Солопов О.В. Культурный туризм как философская проблема // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 73-80.

13. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон : [от 24 нояб. 1996 № 132-ФЗ : ред. от 03 мая 2012] // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.

14. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : [от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ : ред. от 21.07.2014 : с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014] // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

O. V. Solopov

ETHICAL BASIS OF THE INSTITUTE OF TOURISM IN RUSSIA

This article analyzes the structure of the Institute of Tourism in the Russian Federation. Analyzes the main social functions of tourism, the particular group of actors operating within the tourism stakeholders. The analysis of the state policy of tourism development based on the creation of tourism clusters in specific areas. The paper emphasizes the need to develop a system of ethics of tourism in Russia as a prerequisite for the implementation of the cluster approach. The analysis of the principles and provisions of international tourism ethics. The article contains the prospects for the development of Ethics for Tourism.

Keywords: Institute of Tourism, ethics, tourist cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.