УДК 338
АА Андрюшкина,
аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана (кафедра «Экономика и организация производства»)
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ПРОБЕЛ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
АА. Andryushkina,
Postgraduate student, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (department of economics and business administration)
E-mail: 9482152@mail.ru
GLOBAL PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A GAP IN THE MANAGEMENT VALUE SYSTEM
Аннотация. В статье рассматриваются существующие глобальные проблемы человечества и устойчивого развития, источники и их последствия для человеческой цивилизации как результат пробелов в образовании менеджеров высшего звена, принимающих решения в вопросах международного значения, и граждан (местного населения), у которых культура бережного потребления не имеет необходимого уровня для поддержания устойчивого развития. Рассматриваются принципы, в вопросах менеджмента различных уровней и направлений, которые необходимо соблюдать для искоренения глобальных проблем современности.
Ключевые слова: глобальные проблемы, устойчивое развитие, принципы устойчивого развития, Конвенция, ООН, проблемы менеджмента
Abstract. The article presents existing global problems of humanity and sustainable development, sources and their consequences for mankind as a result of gaps in education of top managers in charge of making decisions in matters of international concern, and citizens (local population) whose culture of considerate consumption doesn't correspond with the necessary level to support sustainable development. The principles in the field of management of different levels and areas which are due to be met in order to eradicate global problems of today's world are examined.
Key words: global problems, sustainable development, principles of sustainable development, Convention, UN, management problems.
Введение
Устойчивое развитие — это выход из глобальных проблем человечества, с которыми оно столкнулось в XX веке, когда в середине 60-х годов научное сообщество обратило пристальное внимание на то, что возможность полезных для жизнедеятельности человечества ресурсов возобновляться отстает от растущих потребностей жителей Земли в вопросах потребления материальных благ.
Глобальные проблемы — обобщенное название ряда проблем, которые условно можно разделить на обусловленные общемировыми тенденциями развития человечества в Новом времени, то есть действиями человечества в XX веке, в которые
было вовлечено практически все человечество, на проблемы, которые имеют принципиальное значения для всех и каждого, а также на проблемы, решение которых требует участия всех стран мира и их народов.
В статье предпринята попытка обосновать следующий тезис — «современные глобальные проблемы человечества и устойчивого развития вызваны пробелами в образовании как менеджеров высшего звена, принимающих решения в вопросах международного значения, так и рядовых граждан, у которых культура бережного потребления не имеет необходимого уровня для поддержания устойчивого развития», рассмотрены существующие к настоящему времени глобальные проблемы
современности и устойчивого развития, а также принципы, соблюдение которых может дать положительный результат на пути достижения целей устойчивого развития, предложен путь устранения пробелов в образовании менеджмента и граждан в вопросах устойчивого развития.
Глобальные проблемы современности
Первой глобальной проблемой современности, последствия которой будут непоправимы для человечества, принято считать угрозу ядерной войны. Несмотря на то, что картина последствий ядерной войны не может быть до конца изучена, не оставляет сомнений факт, что использование хотя бы половины арсенала ядерного вооружения стран мира приведет к гибели всей цивилизации человечества на планете.
Второй глобальной проблемой современного человечества можно назвать гонку вооружений.
К источникам вышеуказанных глобальных проблем можно отнести проблемы в социальной и экономической сферах различных стран и народов мира. В свою очередь, формирование проблемы в социальной и экономической сферах вызвано мощнейшим демографическим взрывом.
Сдерживание демографического роста — еще одна из глобальных проблем человечества. Здесь отметим, что существующая диспропорция в демографических ситуациях развитых и развивающихся стран требует сбалансирования, уравновешивания. Очевидно, что для Российской Федерации с ее просторами и наличием большого количества полезных ископаемых, при условии, что демографическая ситуация не изменится в сторону повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, существует угроза «захвата» территорий, в том числе и насильственного, беженцами из развивающихся стран. Это одна из основных проблем не только для Российской Федерации, но и для ряда стран Европы.
Рассмотрим источники социально-экономических проблем, связанные с деятельностью человека. К источникам глобальных проблем принято относить
деградацию среды мест, на которых размещены экологоемкие промышленные предприятия. Экологическая проблема — одна из важнейших. Отсутствие решения которой приведет к бессмысленности практически всех решений иных глобальных проблем. Если экологическая ситуация не будет находиться на уровне, достаточном для комфортного существования человеческой цивилизации, то и полное разоружение всех стран мира в такой ситуации не будет иметь какого-либо смысла.
Проблема была выделена в докладе Римскому клубу в 1972 г. [5]. Доклад содержит в себе итоги исследований по моделированию различных сценариев роста человеческой популяции, а также исчерпанию природных ресурсов на планете. Сойдясь во мнении, что ресурсы планеты исчерпаемы [3], авторы поставили целью определить пределы роста численности человечества и его экономического роста при условии стабильно исчерпывающихся природных ресурсов, сойдясь во мнении, что современные глобальные проблемы человечества диктуют условие взаимного сотрудничества людей друг с другом для продолжения жизни человеческой цивилизации на планете.
В настоящее время деятельность человека вышла далеко за рамки стран и регионов, породив ряд проблем, решение которых может быть найдено и реализовано лишь совместными усилиями. Для решения различных глобальных проблем современности и как следствия устойчивого развития необходимо повышения числа менеджеров, осведомленных о них из состава различных уровней и органов власти, представителей бизнеса и местного населения.
Если цель — единение людей и обоюдная ответственность за существование человеческой цивилизации и планеты Земля со всеми ее обитателями не будет достигнута, по результатам чрезмерного антропогенного давления биосфера рискует перейти в состояние, не позволяющее выжить цивилизации человечества и другим обитателям. Как показывает практика проведения лекций и семинаров по теме Целей устойчивого развития подавляющая часть школьников (9-11 класс) не имеет пред-
ставления о том, что в действительности угрозой для существования человечества на земле является загрязнение мирового океана, представители которого производят большую часть кислорода, необходимого для жизни людей. В школах отсутствует предмет, который мог был ознакомить подрастающее поколение с глобальными проблемами современности, привить навыки и привычки бережного потребления.
Глобальная проблема — единение людей и общая ответственность за будущие поколения, затрагивающая экологические вопросы и вопросы менеджмента, является комплексной, включающей в себя ряд взаимосвязанных проблем. К таким проблемам можно отнести риск энергетического кризиса.
Проблема доступности пресной воды, потребляемой коммунальным хозяйством и промышленностью в гигантских количествах, которые имеют тенденцию непрерывно увеличиваться. Очевидная проблема — природные процессы по возобновлению количества пресной воды не успевают за антропогенными процессами воздействия на них человечеством.
Повышенный уровень остроты проблемы дефицита пресной воды объясняется также тем, что в этой области объединились два аспекта — ресурсный и экологический.
К глобальным также относят ряд проблем, которые затрагивают в основном развивающиеся страны, а именно: дефицит продуктов питания, массовая безработица (в особенности среди молодого поколения), низкое состояние системы образования, низкое состояние системы здравоохранения, антисанитария, рост зараженных СПИДом, рост зараженных туберкулезом и иными заболеваниями, распространение которых чаще всего связано с социальными факторами и др.
Однако вышеуказанные глобальные проблемы современности можно рассматривать и как следствия из таких проблем, как бедность и разрыв в условиях социально-экономического развития. Эти проблемы характерны для развивающихся стран, но проблема здоровья граждан не чужда и для развитых стран, однако ее проявление там носит иной характер, к примеру, мас-
совое переедание, которое приводит к различному виду патологиям здоровья, рост психических заболеваний, рост суицида и др.
В связи с тем, что растет доля новорожденных с генетическими аномалиями, увеличивается число наркозависимых людей, расширяется эпидемия СПИДа — проблема популяционного (общественного) здоровья также может быть отнесена к глобальным проблемам человечества.
Проблема сокращения биологического разнообразия — это следствие постоянно увеличивающейся экономической и хозяйственной деятельности человечества, констатация пробелом менеджмента на различных уровнях.
Реальные масштабы угрозы, которую несет проблема, стали понятны человечеству лишь в 70-х гг. XX века, когда было установлено, что сокращение биоразнообразия происходит со скоростью в интервале от 100 до 1000 раз более высокой, чем в иную любую из прошедших эпох, когда этот процесс был обусловлен только природными причинами. Тогда же, была осознана степень необходимости биоразнообразия для глобального экологического равновесия, поддерживающегося в том числе, благодаря разнообразию экосистем, что обусловлено разнообразием видов, которое необходимо для осуществления процессов восстановления экосистем, а их отсутствие грозит невозможностью такого восстановления.
Принято считать, что необходимым условием для устойчивости любой системы является разнообразие элементов, процессов, состояний, которыми система обусловлена — это же относится и к земной биоте, потенциал восстановления которой может оказаться недостаточным для преодоления последствий возмущения и возврата в исходное положение — равновесное состояние. В результате может произойти структурная перестройка земной биоты и сформироваться новая система (экосистема, видовая система, внутривидовая и иные) структура которой не позволит цивилизации человечества существовать в привычных условиях [3]. Для решения этой проблемы на международном уровне была разработана Конвен-
ция1 о сохранении биологического разнообразия от 05 июня 1992 г. (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1995 году), которая дает определения следующим понятиям:
— Биологическое разнообразие — вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы, и экологические комплексы, частью которых они являются, это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем;
— Биологические ресурсы — включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции и любые другие биотехнические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность, или ценность для человечества;
— Экосистема — динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.
В соответствии с Конвенцией страны, ратифицировавшие ее, должны разрабатывать национальные стратегии, планы и программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптировать с этой целью существующие стратегии, планы или программы, а также предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике.
Конвенция имеет рамочный характер для представителей менеджмента различных уровней и не предусматривает жестких штрафов или иных санкций за несоблюдение ее принципов, что на наш взгляд является существенным упущением, ведь из всех глобальных проблем сокращение биологического разнообразия одна
из сложнейших и в наименьшей степени поддающихся количественному анализу и прогнозированию данных процессов.
Проблема сокращения биоразнообразия несет в себе повышенную угрозу, т.к. неразрывно связана с остальными глобальными проблемами человечества, сопряжена со всеми аспектами деятельности человека, ее последствия будут иметь влияние на уровень качества жизни как на уровне стран, так и на уровне муниципальных образований.
Не меньшую озабоченность вызывает проблема глобальных климатических изменений, а именно — глобальное потепление. Повышенную опасность несет себе скорость глобального потепления. Темпы потепления не дают биоте в полной мере эффективно подстроиться под процесс повышения температуры, что существенно скажется на ее разнообразии. В 1896 году шведский физик С.А. Аррениус выдвинул гипотезу, что парниковый эффект имеет серьезное следствие — возможность глобального потепления из-за повышения уровня концентрации парниковых газов в атмосфере в результате выбросов диоксида углерода при сжигании органического топлива.
Итоги метеорологических наблюдений за период около полутора веков демонстрируют, что глобальное потепление определяется ростом средней глобальной приповерхностной температуры. По итогам XX века было установлено, что на повышение температуры оказывают влияние также следующие антропогенные факторы, кроме выбросов диоксида углерода иных парниковых газов: постепенное вытеснение естественных экосистем агроце-нозами, урбанизация территорий и т.п., а как результат — изменение влагооборота над сушей и распределения отражательной способности (альбедо) участков земной поверхности, вырубка лесов, осушение болот, что приводит к понижению уровня поглощения углекислого газа и депонированию углерода экосистемами. Исследования демонстрируют, что антропогенные факторы как результат пробелов в систе-
1 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 № 2793-р «О подписании Протокола о сохранении биологического разнообразия к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 06 ноября 2019 г.
мах менеджмента различных уровней имеют доминирующую роль в глобальном потеплении несмотря на то, что вклад в этот процесс природой также имеет значение.
Изменение климата Земли заключается не только в проблеме глобального потепления, но и в изменении режима осадков, увеличении числа и усилении разных климатических погодных аномалий, таких как: наводнения, засухи, ураганы, смерчи, резкие перепады температуры и иное.
Необходимо принимать во внимание потребности развивающихся стран, особенно тех, которые подвергаются существенному воздействию отрицательных последствий изменения климата. Страны-участники имеют право на устойчивое развитие и должны ему содействовать, а именно, как указанно в Конвенции2, политика и меры в области защиты климатической системы от антропогенных изменений должны соответствовать конкретным условиям каждой страны-участника Конвенции и быть интегрированы с национальными программами развития, поскольку экономическое развитие имеет ключевое значение для принятия мер по реагированию на изменение климата.
По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, не утихают дискуссии между учеными, политиками, представителями широкой общественности о понятиях «устойчивое развитие», «управление устойчивым развитием» и «количественное измерение устойчивого развития».
К настоящему времени так и не был принят общий подход к определению вышеуказанных понятий. Однако, это не означает, что не предпринимались попытки реализовать принципы устойчивого развития, которые были закреплены в Докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию.
Некоторые принципы
устойчивого развития
К основным источникам глобальных проблем современности и устойчивого раз-
вития можно отнести несоблюдение ряда принципов, например, таких, как:
— устойчивое развитие не может рассматриваться отдельно от процесса развития (социально-экономического) и защиты окружающей среды, бережного отношения (такого, которое позволит экологии восстанавливаться в адекватные сроки);
— устойчивое развитие предусматривает необходимость и обязанность заботы о нынешних поколениях, без ущерба и с пользой для будущих, принимая во внимание, что все люди от рождения имеют право на здоровую и плодотворную жизнь, гармоничную в союзе с природой;
— устойчивое развитие предусматривает, что страны мира суверенны в вопросах разработки собственных ресурсов, однако они обязаны принимать во внимания интересы иных стран, которые могут быть затронуты;
— устойчивое развитие предусматривает искоренение бедности — это ключевая задача на пути достижения устойчивости, в рамках задач которой все страны и народы мира должны объединиться;
— устойчивое развитие предусматривает, что мировое сообщество должно объединиться в вопросах предоставления возможности удовлетворения интересов и нужд всех стран мира, учитывая, что развивающиеся страны должны занять ключевое значение, в силу их уязвимого социально-экономического положения и экологии;
— устойчивое развитие предусматривает, что для возобновления состояния целостности экосистемы Земли необходимо осуществить глобальное партнерство всех стран мира. Необходимо учитывать тот факт, что разные страны вносят различный вклад в ухудшение состояния экологии в глобальном масштабе. Страны должны нести общую, но различную ответственность. Разви-
2 «Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата» (Заключена в г. Нью-Йорке 09.05.1992) // СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 14 июня 2018 г.
тые страны должны осознать и принять ответственность, которая есть у них в отношении менее развитых стран, в силу огромного масштаба влияния, которое они оказывают на состояние глобальной окружающей среды, учитывая наличие у них современных технологий и финансовых ресурсов, которые имеются в их распоряжении;
— устойчивое развитие предусматривает, что все страны мира в интересах будущих поколений должны стремиться к ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления, а также стремиться к переходу на новые и более лучшие уровни качества жизни всего мирового сообщества. Необходимо стимулировать соответствующею демографическую политику;
— устойчивое развитие предусматривает, основная роль в реализации устойчивого развития должна принадлежать развитию научного понимания актуальных проблем, включая оперативный и своевременный обмен информацией в области научно-технического прогресса, для передачи наиболее современных технологий, включая новаторские и инновационные методики и практики для всеобщего достижения устойчивого развития;
— устойчивое развитие предусматривает, что на национальном уровне все граждане должны иметь возможность оперативного и свободного доступа к актуальной информации, отражающей состояние окружающей среды. Местное сообщество должно иметь право и возможность принятия участия в мероприятиях, по итогам которых принимаются решения в области устойчивого развития территорий, на которых они проживают;
— органам власти следует создавать и развивать системы поощрения стремления жителей к повышению уровня информированности о действиях, необходимых для реализации устойчивости экологической ситуа-
ции. Кроме того, необходимо также стимулировать в гражданах стремление к участию в создании методов и методик, посредством широкого информирования об этой возможности и необходимости их участия как ключевых стейкхолдеров (заинтересованных сторон) территории;
— органы государственной власти должны постоянно совершенствовать законодательство в области устойчивого развития, в области защиты окружающей среды, принимать соответствующее необходимые нормативно правовые акты, сотрудничать в этой области с представителями других стран, осознавать, что стандарты в области экологии могут различаться в разных странах;
— война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития, а мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы;
В 1987 г. на Пленарном заседании 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят базовый принцип устойчивого развития, который подразумевает что общество и государство берут на себя ответственность обеспечить возможность удовлетворения неисчезающих потребностей как настоящего, так и будущих поколей [1].
Для перехода на устойчивый путь развития необходимо обладать знаниями в области перехода или преобразований из исходной точки или системы в конечную систему координат, которая является необходимой ввиду принятия базового принципа устойчивого развития [2].
Системный анализ определяет систему координат как исходное состояние объекта проектирования или вход в систему. Конечная система координат представляет собой необходимое и требуемое принципом состояние или выход из системы. Таким образом, метод проектирования и управления устойчивым развитием, в сущности, своей отражают правила преобразования из исходного состояния в требуемое базовым принципом устойчивого развития.
Новые пути развития стали очевидной задачей на ближайшее время для людей, осознавших степень глобальных проблем
современности. В настоящее время поиском таких путей посвящают свою деятельность специалисты в различных областях как на национальном уровне, так и в рамках функционирования крупных международных исследовательских центров.
Одну из ведущих ролей среди таких центров выполняет «Римский клуб», которых объединяет в своих рядах, выдающихся ученых, политиков, представителей бизнеса со всего мира. «Римский клуб» инициировал широкомасштабное исследование и построение глобальных моделей развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человеческой цивилизацией и средой ее обитания: «Мир-2» Д. Форестером (1971 год), «Мир-3» Д. Медоузом (1978 год), «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и др. Названные исследователи пришли к мнению, что в основе экологического кризиса лежит научно-технический прогресс, ориентированных на неконтролируемый рост потребления людьми различных благ, нередко тех, без которых они могли бы обойтись.
Потребительское отношение общества к экономическим и социальным благам породило необходимость кардинального изменения отношения к ответственности за свое поведение. Назрела потребность создания новых принципов и подходов в экономической политике. В начале 90-х гг. ХХ века появилась новая модель экономического развития — устойчивое развитие.
Устойчивое развитие, стало объективной потребностью современной человеческой цивилизации. Устойчивость — характеристика любого процесса при условии, что соблюдаются определённые правила и нормы, исполняются необходимые условия, учитывая экономическую направленность.
Определение понятия устойчивого развития привлекло внимание не одного исследователя, а определений можно насчитать не один десяток. Можем сделать вывод, что рассматриваемая парадигма развития находится в настоящее время в стадии научного оформления, что дает нам возможность принять участие в данном процессе.
В основе понятия устойчивого развития находится согласованные и пропорциональные отношения между экономикой, социальной сферой и политической, а также экологией. В этом плане, понятие устойчивости экономической системы также определяет показателями уровня развития социальной сферы (например, распределением доходов, долей среднего класса в социальной структуре общества, уровнем занятости населения и др.) и всего общества в целом (принимая во внимание политическую сферу).
Здесь можно обратить внимание на существенный уровень зависимости устойчивости социальной сферы от уровня развития экономической системы, т.к. уровень доходов населения, распространения бедности, развития социальных отраслей и иные индикаторы социальной сферы в итоге определяются уровнем развития реального сектора экономики.
Вывод
На сегодняшнее время в мировом сообществе достигнуто понимание необходимости согласовании решений управленческого характера с естественными законами природы для устойчивого и инновационного развития территориальных образований, городов, стран, бизнеса и в итоге — мирового сообщества. Однако, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций имеет рекомендательный характер, что на наш взгляд является упущением, нередко воспринимаемым участниками мирового сообщества буквально как «разрешено все, что не запрещено».
Уповать только лишь на совесть и благополучие большинства из числа ныне живущих людей не представляется адекватным поведением, хотя бы по причине того, что это самое большинство в доминирующей своей части живет сегодняшним днем, благодаря усиленной пропаганде потребительского поведения, а в некоторой степени граничащего даже с «Теорией праздного класса» Т. Веблена, то есть, подразумевается такое поведение, когда взамен рационального потребления происходит переключение на демонстративное.
В момент написания данного материала ни в школах, ни в вузах Российской Федерации не преподается в обязательном порядке дисциплина, целью которой является формирование привычек бережного отношения к вещам, и как следствие к экологии, при условии, что более половины населения Российской Федерации живет в неблагоприятных экологических условиях. Вредные вещества присутствуют в воздухе во многих городах и поселках, отравляя его и оказывая пагубное воздействие здоровье жителей. Территории вблизи мегаполисов буквально завалены мусором, избавиться от которого сложно. Существенная часть озер и рек в биологическом смысле полумертвы, «болеют» и вырубаются леса. В ряде субъектов Российской Федерации существуют проблемы с чистой питьевой водой. До сих пор нерешенными остаются проблемы со строительством современных очистных сооружений.
Результаты опроса ВЦИОМ демонстрируют, что 36% россиян считают, что в стране ухудшилась ситуация в сфере природных ресурсов и экологии, а 31% не видят изменений в вопросах экологии в России. Всего 19% опрошенных ответили, что ситуация с экологией в Российской Федерации стала лучше.
В связи с вышеизложенным, вопросы экологии представляются все более значимыми не только для самой сферы экологии, но и для социально-политической сферы. Состояние экологии во многом влияет на здоровье нации.
Представители различных уровней власти должны обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду, при условии глобальных перемен в вопросах климата, повсеместного загрязнения территорий и многочисленных нарушений правил пользования природными ресурсами, которые затрагивают интересы каждого жителя нашей страны, а при условии стремительного темпа процессов глобали-
зации — будущего поколения жителей нашей планеты.
Предполагается, что внедрение практики преподавания дисциплины (назовем ее условно — «бережное отношение» или «гармоничное развитие») на протяжении обучения в средней общеобразовательной школе, а далее в вузах и техникумах страны может существенно повысить уровень ответственности подрастающего поколения россиян перед природой и нашими будущими поколениями. Если уровень ответственности в вопросах потребления не изменится в сторону повышения, мы можем смело предполагать, что человечество создаст такие условия на планете, которые не смогут дать возможность существовать человеческой цивилизации, о чем к настоящему моменту уже не раз говорили представители научного сообщества, активисты различных общественных организаций и др.
Список литературы
1. Большаков Б.Е. Мировой кризис и стратегия устойчивого развития» // Вестник РАЕН. — 2009. — Вып. № 3.
2. Большаков Б.Е. Основы теории развития системы общественное производство — природная среда с использованием измеримых величин, докторская диссертация // Б.Е. Большая-ков. — Дубна: РАГС, 2000.
3. Медоуз Д.Х. Пределы роста: 30 лет спустя // Д.Х. Медоуз, Й. Рандерс, Д.Л. Мелоуз; пер. с англ. Е.С. Оганесян; под ред. Н.П. Тарасовой. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. — 358 с. : ил.
4. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов // Под. общ. ред. В.И. Данилова-Да-нильяна, Н.А. Пискуловой. — М.: Издательство: «Аспект Пресс», 2015. — 136 с. — С. -17.
5. Meadows D, Randers J., Behrens. The limits to growth: a report for the Club of Rome's, project in the predicament of Manking Potomac Associates Book, 1972.