Научная статья на тему 'Концепция устойчивого развития в контексте международно-правовой охраны окружающей среды'

Концепция устойчивого развития в контексте международно-правовой охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2013
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ENVIRONMENT / PROTECTION / MANAGEMENT / INTERNATIONAL / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна

Рассматриваются вопросы устойчивого развития в контексте управления охраной окружающей среды на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conception of sustainable development in the context of international accepted statutory environmental defense

The questions of environment protection are considerate on the international level.

Текст научной работы на тему «Концепция устойчивого развития в контексте международно-правовой охраны окружающей среды»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22). С. 7—11. © М.А. Бучакова, 2010

УДК 342

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО развития в контексте МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

THE CONCEPTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL ACCEPTED STATUTORY ENVIRONMENTAL DEFENSE

М.А. БУЧАКОВА M.A. BUCHAKOVA

Рассматриваются вопросы устойчивого развития в контексте управления охраной окружающей среды на международном уровне.

The questions of environment protection are considerate on the international level.

Ключевые слова: окружающая среда, охрана, управление, международный, устойчивое развитие.

Key words: environment, protection, management, international, sustainable development.

Воздействие на природу, происходящее в результате человеческой деятельности, не признает государственных границ, и углубляющийся экологический кризис затрагивает интересы всех стран мирового сообщества. Основные составляющие экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств.

Проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, они приобретают глобальный характер. Необходимость охраны окружающей среды в общепланетарном масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества и совершенствование международно-правового регулирования.

Необходимы четкие, согласованные усилия всех государств. При этом координация их действий должна основываться на строгой международно-правовой основе. Г. Винтер

отмечает, что последствия глобализации экономики и следующие из этого экологические проблемы в большинстве своем не входят в юрисдикцию государств, а потому в данной сфере необходим самостоятельный международный правопорядок [1].

Создание международной системы охраны окружающей среды является подтверждением действия многоуровневого управления охраной окружающей среды. Не случайно в специальных работах выделяются такие виды уровней, как двусторонний и многостронний [2], национальный и международный [3], локальный, региональный, глобальный [4] и др.

Международно-правовой уровень охраны окружающей среды имеет свои особенности, и эта специфика обусловлена субъектным составом правоотношений. В частности, основными субъектами указанных правоотношений выступают первичные субъекты международного права государства и международные организации. Кроме того, отличия проявляются в характеристике объектов, состоянии нормативного регулирования, мерах ответственности за причиненный вред.

В ХХ1 в. экология стала высшим приоритетом системы международных отношений. О глобальной экологической катастрофе вследствие бесконтрольного и ничем не ограниченного роста производства и потребления в промышленно развитых странах настоятельно предупреждал академик

Н.Н. Моисеев. Ученый писал: «Человек порожден биосферой, является её составной частью и во всяком случае в обозримом будущем жизнь человечества - не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида homo sapiens - вне земной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией» [5].

Общим объектом международно-правовой охраны природы является «...вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир [6]. Этому объекту соответствует глобальный уровень правового регулирования охраны природы и управления её качеством. Он представляет собой, как отмечает А.И. Казанник, «.нормативно оформленную ступень в системе средств практического воздействия суверенных государств и международного сообщества на отношение человека к природе в целях поддержания глобального экологического равновесия, предотвращения деградации и разрушения биосферы» [7].

Первые природоохранительные соглашения Х1Х в. были направлены на охрану и регламентацию отдельных видов объектов природы. Данный подход к природоохранной деятельности на международном уровне сохранялся на протяжении ХХ столетия. Лишь в последней четверти ХХ в. произошли качественные изменения в международно-правовом регулировании природоохранной деятельности. В целом история становления, развития охраны окружающей среды показывает, что вектор этого процесса был направлен на усиление согласования интересов и взаимодействие субъектов, уполномоченных охранять окружающую среду.

Важнейший вклад в развитие правового регулирования указанного уровня природоохранной деятельности внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окру-

жающей человека среды 1972 г., Всемирная Хартия природы, одобренная Генеральной Ассамблеей 1982 г., Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. Стокгольмская конференция в ООН 1972 г. ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. Так, в Декларации, принятой по итогам конференции, определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Программа действий этого международного органа имеет многоаспектный характер и предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) мониторинг окружающей среды, глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). Основное назначение международной организации состоит в координации деятельности других международных учреждений по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды [8]. Таким образом, создание постоянно действующей системы международных учреждений, имеющей определенные задачи в сфере охраны природы, пути их решения, свидетельствует о том, что международно-правовое регулирование данной сферы общественных отношений вышло на новый уровень. Позднее в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной Хартии природы 1982 г. были определены приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и закреплены основные принципы охраны окружающей среды.

Важнейшим событием, ознаменовавшим начало качественно нового этапа охраны окружающей среды на международном уровне, стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Конференция рассмотрела ряд принципиальных вопросов взаимодействия в сфере охраны окружающей среды и экономического развития, а также создания условий для глобаль-

ного партнерства в целях сохранения и защиты экосистемы Земли. Было принято несколько основополагающих международных документов: Декларация Рио об окружающей среде и развитии, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Конвенция по сохранению биологического разнообразия, Рамочная конвенция об изменении климата. Был создан такой документ, как Повестка дня на ХХ1 в. - всеобъемлющий свод рекомендаций государствам, правительствам, межправительственным и неправительственным организациям, выполнение которых должно было обеспечить защиту окружающей среды и устойчивое развитие в ХХ1 в. Конференция приняла решение о создании организационного механизма в виде Комиссии устойчивого развития в системе ООН, что свидетельствовало о важных тенденциях построения новых международных механизмов. Декларация Рио заложила ряд принципов, имеющих кардинальное значение для развития международного права окружающей среды. В ней провозглашено право на развитие, которое «.должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений», при этом охрана окружающей среды должна стать обязательной составляющей развития и не может отделяться от него [9].

Была провозглашена Концепция устойчивого развития, предполагающая комплексное и системное рассмотрение наиболее острых экологических проблем во взаимосвязи с социальными и экономическими проблемами. Устойчивое развитие определяется как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Особенностями данной Концепции является то, что она носит глобальный характер, обращена ко всему мировому сообществу и предполагает общепланетарное участие в её реализации. В ней содержится критика традиционных путей социального развития и выдвигаются требования создания планетарного мышления и переориентации развития общества.

В сентябре 2000 г. в Декларации тысячелетия мировые лидеры заявили о поддерж-

ке принципов устойчивого развития, изложенных в Повестке дня на ХХ1 век [10]. В этом документе все государства, являющиеся членами ООН, взяли обязательства достичь к 2015 г. ряда целей, в числе которых и обеспечение экологической устойчивости. В частности, в рамках данного направления предусматривалось решение следующих задач: включить принципы устойчивого развития в государственные стратегии и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов.

Дальнейшее уточнение стратегии устойчивого развития цивилизации связано с проведением в 2002 г. Всемирного саммита по устойчивому развитию. Участники саммита, главы государств и представительств договорились относительно ряда конкретных обязательств и действий. В Политической декларации, принятой Саммитом, главы государств и правительств взяли на себя ответственность и обязательство строить гуманное, справедливое и внимательное отношение к нуждам людей общества, признающего необходимость беречь человеческое достоинство всех его членов. В ней мировые лидеры подтвердили свою политическую волю и приверженность устойчивому развитию, высшими приоритетами которого являются благополучие и безопасность человека. В то же время было отмечено, что после Конференции 1992 г. произошли глобальные изменения в мире, и необходим конструктивный поиск новых моделей устойчивого развития, с учетом глобализации и либерализации рынков капитала, широкого распространения информационных технологий и телекоммуникаций. Центральный вопрос конференции состоял в том, насколько мировое сообщество в состоянии изменить основное направление глобального развития и обеспечить для себя безопасное и устойчивое будущее.

Концепция устойчивого развития получила своё развитие как в международном, так и в национальном праве государств. Однако появившаяся множественность толкований термина «устойчивое развитие» создает препятствия в его адекватном восприятии. Некоторые исследователи насчитывают свыше семидесяти различных употреблений термина «устойчивое развитие», что обусловлено неоднозначным пониманием существа этого

процесса и в том числе различием подходов к нему [11]. Отмечается, что в современных условиях всё более нарастающих процессов глобализации концепция устойчивого развития и основанная на ней стратегия нуждаются в дальнейшей разработке, а не только конкретизации практических мер. Вначале устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, позднее - как ответ, предполагающий системное решение множества политических, экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации [12].

В стратегии выделяются прежде всего три направления, в рамках которых требуется обеспечить устойчивость развития цивилизации. Во-первых, охрана окружающей среды должна обеспечить сохранение оптимального уровня антропогенных воздействий и экологической емкости биосферы; во-вторых, для предотвращения биологического вырождения популяции Homo sapiens необходимо обеспечить охрану здоровья человека; в-третьих, требуется формирование и поддержание механизмов (социальных, правовых, экономических, политических и пр.), способных обеспечить решение задач первых двух направлений стратегии и нейтрализовать саморазрушающие импульсы и структуры цивилизации. Направления стратегии тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и реализуются в едином процессе изменений. Однако её успех в значительной степени зависит от теоретической разработанности концепции [13]. Различные трактовки концепции устойчивого развития во многом связаны с антропоцентрическим и экоцентриче-ским пониманием природы. Основное внимание в антропоцентрическом понимании уделяется человеку и использованию природы для нужд людей. Устойчивое развитие предполагает сохранение естественных жизненных условий для реализации потребностей и задач общества. Экоцентрическое понимание природы исходит из ценности природы самой по себе. Все разновидности живого имеют равные права развиваться своим естественным ходом эволюции [14]. Несмотря на имеющиеся противоречия в понимании концепции устойчивого развития, она является одним из наиболее значимых результа-

тов международного сотрудничества по вопросам окружающей среды. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться целенаправленно, планомерно. Он должен происходить на национальном уровне, с использованием политических возможностей, предоставляемых современным национальным государством, и путем реформ «из центра». Решение задачи перехода к устойчивому развития требует использования комплексного подхода к разработке политики в целях реализации согласованных стратегий. Практическое осуществление диктует необходимость горизонтального сотрудничества при реализации государственных стратегий.

Концепция устойчивого развития не оказала значительного влияния на национальное право России. Тем не менее её ориентиры, главные постулаты являются основой для развития экологической составляющей государственной политики России. В глобальном масштабе, отмечает М. М. Брин-чук, концепция устойчивого развития является альтернативой господствующей во все времена в России и во всем мире концепции потребительского отношения человеческого общества к природе и её ресурсам. Наряду с социально-экономическими составляющими концепции устойчивого развития значительное место в ней принадлежит экологическому компоненту. По существу, речь идет об интеграции интересов экономического и социального развития, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности -физиологические, экономические, духовные и иные в процессе взаимодействия с природой [15].

Тенденция к согласованному правовому регулированию охраны природы становится определяющей в формировании экологического национального законодательства. Его особенностями являются быстрое развитие и стремление некоторых государств к его кодификации. В глобализованном мире Россия обеспечивает координацию экологической политики и совместные действия в рамках

интеграционных объединений, участвует в международных многосторонних договорах и соглашениях, сотрудничает с международными организациями по проблемам защиты окружающей среды. Продолжается и углубляется экологическое сотрудничество по разработке и подписанию международных конвенций и соглашений на многосторонней основе. Осуществляется сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Ведется работа по выполнению Конвенций: о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.); о международной торговле представителями видов дикой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря и др. Во взаимоотношениях государств возникают межгосударственные природоохранные проблемы, связанные с загрязнением сопредельных территорий, в частности бассейна Амура (КНР), водохозяйственным использованием вод Иртыша (КНР и Казахстан), загрязнением Кольского полуострова (Норвегия) и др. В этой связи на основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество с пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией и другими государствами.

Требуется дальнейшая активизация международного сотрудничества в области охраны окружающей среды как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

1. Винтер Г. Предисловие к сборнику «Муль-тиуровневое управление глобальными экологическими изменениями. Перспективы с позиции науки, социологии и права» // Экологическое право. - 2007. - № 2.

2. См.: Лемешев М.Я., Козырев А.И. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. - М., 1982. - С. 392.

3. См.: Соколов В.Е., Перелет Р.А. Глобальная экологическая проблема: международные стратегии решения // Горизонты экологического знания. - М., 1981. - С. 31.

4. См.: Сидоренко А.В. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР // Общество и природная среда. - М., 1980. - С. 33.

5. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 1998. - С. 70.

6. См.: Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М., 1982. -С. 115.

7. См.: Казанник А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. - Омск, 2005. - С. 24.

8. См.: Коробкин В.И., Переделкин Л.В. Экология. - Ростов н/Д, 2007. - С. 576-577.

9. Международное право / под ред. Г.И. Тунки-на. - М., 1994. - С. 440-450.

10. См.: URL: http://www.un.org/russian/goals/

11. См.: Lafferty W.M. The politics of sustainable development: global norms for national implementation // Environmental politics. - 1996. -Vol. 5. - № 2.

12. См.: Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. - М., 2002; Вебер А.Б. Проблемы устойчивого развития в свете новых научных публикаций // Форум: Альманах. - М., 2001; Костин А.И. Кризис цивилизации, стратегия устойчивого развития и проблема политического выбора // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 2004. - № 5; Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. - 1999. - № 4.

13. См.: Костин А.И. Экополитология и глобалистика. - М., 2005. - С. 340.

14. См.: Костин А.И. Указ. соч. - С. 342.

15. См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А. Лука-шева. - М., 2005. - С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.