DOI: 10.24411/2618-6888-2020-10005
Ю.В. Морозов
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ КИТАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. В статье рассматриваются глобальные позиции Китая в современном мире и перспективы их развития в XXI веке. Автор анализирует роль Китая в мировой экономике, где страна намерена играть более значимую роль, поскольку обладает для этого огромным потенциалом, оказывающим значительное влияние на состояние глобальных политико-экономических процессов. Свидетельством этому стала инициатива КНР «Один пояс, один путь», одной из ключевых целей которой является развертывание глобализации мирового хозяйства под эгидой Пекина. Кроме того, в статье содержится анализ путей совершенствования «жесткой силы» КНР, а также характеризуются вызовы и риски для России в области взаимоотношений с Китаем.
Автор подчеркивает, что Китай в своем развитии стремится не только к упрочению экономического лидерства в наступившем столетии, но и воистину обретению роли мировой политической силы. Однако главным препятствием для реализации амбиций КНР является ее двойственное восприятие Западом. С точки зрения экономики, Китай воспринимается мировым рыночным сообществом как «свой», а с точки зрения политики — он «чужой», поскольку в стране сохраняется монополия КПК в общественно-идеологической сфере. При этом стратегическая активность Пекина давно перешагнула национальные границы КНР, которая благодаря интенсивной эко-
номической экспансии стала участником перераспределения сфер мирового влияния в свою пользу, вытесняя соперничающих акторов из тех регионов мира, где они до недавнего времени доминировали. Для достижения генеральной цели — стать ведущей державой в мире в сфере экономики — страна под руководством Си Цзиньпина реализует ряд важных вспомогательных задач, среди которых: расширение рынков сбыта китайской продукции и обретение новых коммерческих партнеров и источников сырья; экспорт высококачественной наукоемкой продукции и повышение уровня жизни граждан на базе ускорения роста национальной экономики. Основными компонентами данной стратегии являются: аграрная реформа, предоставление крестьянам широких прав пользования землей, не подлежащей, однако, продаже; поощрение частного предпринимательства, особенно в торговле и сфере услуг; привлечение иностранного капитала и развитие экспортного производства; создание специальных экономических (экспортных) зон с высокой производственной инфраструктурой и налоговыми льготами и т. д.
Ключевые слова: Китай (КНР), Россия, США, глобализация, геополитика, экономика, проблемы, перспективы, пути развития.
Автор: Морозов Юрий Васильевич, кандидат военных наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем Северо-Восточной Азии и ШОС Института Дальнего Востока РАН, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН. E-mail: [email protected]
Yu. V. Morozov
China's Global Position and Prospects for its Development in the XXI Century
Abstract. The article examines China's global position in the modern world and its development prospects in the XXI century. The author analyzes the role of China in the global economy, where the country intends to play a more significant role, since it has a huge potential, able to make a vast impact on global political and economic processes. This is evidenced by China's "Belt and Road" or "One belt, One road" initiative, among key goals of which is to deploy the globalization of the world economy under the aegis of Beijing. In addition, the article analyzes probable ways to improve the "hard power" of the PRC, and describes challenges and risks for Russia in its interaction with China.
The author points out, that China in its development seeks not only to strengthen economic leadership in the current century, but also to acquire the role of a truly global political force. However, the main obstacle hindering China's ambitions is the ambivalent perception of the PRC by the West. From the economic point of view, China is perceived by the world market community as a "friendly one", and from the political point of view China is "alien", since the country retains the monopoly of the CPC in the socio-ideological sphere. At the same time, Beijing's strategic activity has crossed the national borders of the PRC, which, due to its intensive economic expansion, has become a participant in the redistribution of spheres of global influence in its favor, displacing rival actors from those regions of the world where they until recently dominated. To achieve the general goal of becoming the world's leading economic power, the country under the leadership of Xi Jinping is implementing a number of important auxiliary tasks, including: expanding external markets for Chinese products and finding new commercial partners and sources of raw materials; export of high-quality high-tech products and improving the standard of living of Chinese citizens on the basis of accelerating national economic growth. Principal components of this strategy are: agrarian reform, granting farmers broad rights to use land that is still not subject to sale; encouraging private entrepreneurship, especially in trade and services; attracting foreign capital and developing export production; creating special economic (export) zones with high production infrastructure and tax benefits, etc.
Keywords: China (PRC), Russia, USA, globalization, geopolitics, economy, problems, prospects, ways of development.
Author: Yuri V. MOROZOV, Ph.D. (Military Sc.), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences; Leading Research Fellow, Institute of the United States and Canada Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
На развитие процессов глобализации в современном мире все большее влияние оказывает Китай, стремительно наращивающий свой экономический потенциал и экспортные возможности. В поле его влияния находятся не только соседние государства, но и стратегически важные регионы мира. При этом особенностью геополитики Китая является то, что она опирается и на дипломатическую, и военную стратегии, такие, как «установление временного союза с от-
даленным государством для разгрома ближнего врага» и «объединение по горизонтали и вертикали» [Грачиков]. Пекин напрямую не заявляет о претензиях на глобальное господство, а проводит в мире «тихую» экспансию. В связи с этим Вашингтон все чаще пытается навязать Пекину свои сценарии поведения в мире, и если тот не соглашается, то подвергает КНР санкциям, в ответ на которые руководство принимает контрмеры. Поэтому отношения между Китаем и США постоянно балансируют на грани противостояния и партнерства. Другую особенность геополитики КНР иллюстрирует то обстоятельство, что стратегическая активность Китая давно перешагнула национальные границы страны, которая благодаря интенсивной экономической экспансии стала участником перераспределения сфер мирового влияния в свою пользу, вытесняя соперничающих акторов из тех регионов мира, где они до недавнего времени доминировали.
Рост влияния КНР на мировые дела обостряет актуальность анализа целого ряда вопросов: роли страны в глобальной экономике; внешних и внутренних проблем развития Китая; путей совершенствования «жесткой силы» КНР в свете проекта «Один пояс, один путь» (ОПОП); а также вызовов и рисков для России в плане ее взаимоотношений с Китаем.
Роль современного Китая в глобальной экономике
В настоящее время КНР возглавляет Си Цзиньпин, самый влиятельный руководитель Китая после Мао Цзэдуна, который, как и «великий кормчий», рассчитывает долго управлять страной в силу того, что занимает должность генсека ЦК КПК и одновременно председательствует во многих комитетах, принимающих решения относительно путей развития КНР. Под руководством КПК экономика Китая стала крупнейшей в мире. Так, в 2019 г. доля валового внутреннего продукта (ВВП) КНР в мировом ВВП составила 17,08 % [Рейтинг экономик мира 2019...], хотя еще в начале XX века уровень экономического развития Китая был очень низким. Этот высокий показатель КНР был достигнут благодаря стратегии, разра-
ботанной Дэн Сяопином и направленной на проведение масштабных экономических реформ, а также политики «открытости» страны, которая помогла Китаю занять лидирующие позиции в мире.
Основными компонентами этой стратегии являются: аграрная реформа, согласно которой крестьяне получили дополнительные права на ведение хозяйства и реализацию произведенной ими продукции; предоставление прав пользования землей, не подлежащей, однако, продаже; поощрение частного предпринимательства, особенно в торговле и сфере услуг; привлечение иностранного капитала и развитие экспортного производства; создание специальных экономических (экспортных) зон с развитой производственной инфраструктурой и налоговыми льготами; госконтроль над финансами, крупными предприятиями, транспортом и связью. Благодаря этому, средние темпы роста ВВП Китая достигают около 9,8 %. И хотя в период мирового финансового кризиса 2008 г. они опускались до 8,7 %, но это оказалось гораздо лучшим показателем, чем в других странах мира. КНР намерена динамично развиваться и в будущем: в 2019 г. она уже превратилась во второй после США «полюс» мировой экономики, и если существующие тенденции сохранятся, то к 2030 г. она может стать самой крупной экономикой мира [Современный Китай и его роль...].
Для достижения этой генеральной цели страна реализует сопутствующие задачи, включая: расширение рынков сбыта и обретение новых партнеров и источников сырья; экспорт высококачественной наукоемкой продукции и повышение уровня жизни граждан на основе быстрых темпов роста экономики.
К 2050 г. власти Китая планируют построить общество «благоденствия», уровень жизни в котором сравняется с показателями развитых стран. Поэтому в КНР большое внимание уделяется развитию автомобилестроения, текстильной и нефтехимической промышленности, производству качественного оборудования бытового назначения, судостроению, развитию электронной информатики и логистики и расширению экспорта китайских товаров. КНР также активно участвует в процессах создания «свободных экономических зон» с международными структурами (например, с АСЕАН), способных конкурировать с Североамериканской зоной свободной торговли (NAFTA).
Развитию этих зон в Китае благоприятствуют как объективные факторы — численность населения, превышающая 1,4 млрд чел. (поэтому для КНР характерен избыток рабочей силы), благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие современных портов, мягкие климатические условия во многих регионах страны, наличие многих видов природных ресурсов), так и субъективные — юридические гарантии для иностранного капитала и льготы для него, что обусловливает растущий приток иностранных инвестиций в экономику КНР [Китай: укрепление позиции...]. Поэтому благосостояние населения Китая неуклонно растет, изменяются лишь его темпы в плане доходов на душу населения. В конце 2017 г. этот доход составил 8,5 тыс. долл. на человека, что свидетельствует о значительном улучшении благосостояния жителей КНР, но по сравнению со средним годовым доходом в США, превышающим 47 тыс. долл. [Средняя зарплата в США в 2019 г.], — это довольно низкий результат, и Китаю есть к чему стремиться в дальнейшем.
Поэтому руководство КНР считает необходимым продолжать «политику открытости» страны, что позволит ей глубже интегрироваться в мировую финансово-экономическую систему. Этому будут способствовать такие факторы, как дальнейшая либерализация экономики и финансового сектора; продолжение государственного инвестиционного стимулирования экономического роста страны; повышение конкурентоспособности китайской продукции на мировых рынках. Сегодня во всех странах мира можно прибрести качественные товары китайского производства, а крупные транснациональные компании активно размещают свои производства в КНР из-за сравнительно низкой дешевизны китайской рабочей силы.
Внешние и внутренние проблемы развития КНР
Несмотря на положительные явления в китайской экономике, в стране сохраняются проблемы внутреннего характера, которые в перспективе могут нанести КНР значительный урон. Это: демографическая проблема; огромный разрыв в доходах между городом и деревней; нехватка энергоресурсов и экологическая проблема.
Серьезной сложностью на пути развития китайской экономики как «глобальной фабрики по производству товаров» стало снижение мирового спроса на ее продукцию. Катализатором стала эпидемия коронавируса, охватившая страну в начале 2020 г. и оказавшая негативное влияние на национальное хозяйство Китая: резко снизились его доходы в сфере туризма и торговли; многие предприятия приостановили работу ввиду опасений перед эпидемией; ряд стран отказались приобретать продукцию из КНР и т. д. Эпидемия влияет и на другие страны мира из-за снижения их доходов от импорта китайской продукции и «обвала» туристической отрасли. И это продолжится до тех пор, пока не будет разработана антивирусная вакцина и населению Китая и других стран не будут сделаны прививки.
Главной внешней проблемой КНР является нарастающее геополитическое и экономическое противостояние с США не только в АТР, ноив других регионах. Факты обострившегося противоборства между двумя странами свидетельствует о появлении новых моментов в их отношениях: статус КНР как конкурирующего партнера Америки был изменен Вашингтоном на статус геополитического соперника, противоборство с которым в экономической сфере может распространиться и на другие сферы; тесные торгово-экономические связи и громадные объемы взаимного товарооборота больше не являются гарантией того, что разногласия не перерастут в острый конфликт, где торговые споры становятся рычагом обоюдного политического давления. При этом китайское руководство отдает себе отчет в том, что полноценное соперничество с Соединенными Штатами в духе «холодной войны» сведет на нет успех реализации целей развития страны [Степанов, с. 83—97]. Поэтому 15 января 2020 г. сторонами было подписано соглашение о первой фазе торговой сделки между КНР и США. Согласно ей, Китай согласился увеличить закупки американской продукции на 76,7 млрд долл. в течение первого года и на 123,3 млрд долл. в течение второго года действия соглашения. И, несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности военных расходов Китая и др., Пекин будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые базировались бы на «общих стратегических интересах» двух стран [Михеев]. Среди прочего, это
связано с тем, что Китай по-прежнему зависит от способности американских потребителей покупать его товары, а также от современных технологий США в ключевых для китайской экономики сферах. Соединенные Штаты, в свою очередь, зависят от Поднебесной в ряде ключевых областей, начиная от дешевых потребительских товаров и кончая огромными кредитными обязательствами перед КНР.
Однако, как считает помощник Президента РФ М. Орешкин, соглашение между США и КНР — «это мина замедленного действия, которая приведет к их спорам на мировом рынке в будущем» [Орешкин увидел риски...]. В частности, это связано с тем, что в начале XXI века участились случаи «вторжения» соседних и иных стран в «исконно» китайские моря — Япония, Вьетнам, Корея, США, а вслед за ними и другие акторы наращивают в них свое присутствие. Для этого они расширяют технологическую и финансовую помощь прибрежным странам в освоении морских нефтегазовых ресурсов, в ответ получая не только экономическую выгоду, но и обретая возможность влияния на геополитическую ситуацию в АТР. Уже более 200 иностранных компаний имеют права на аренду акваторий Южно-Китайского моря, где они добывают нефть, годовая добыча которой ныне превышает 50 млн тонн, что сопоставимо с годовым производством крупнейших китайских нефтепромыслов в Дацине.
Пути совершенствования «жесткой силы» КНР
Реакцией на эти притязания стало совершенствование руководством КНР китайской «жесткой силы», в чем за последние годы благодаря модернизации НОАК достигнуты немалые успехи. Однако, по сравнению с уровнем модернизации ВС США и России, отставание Китая в этой области остается существенным. И, несмотря на то, что главным соперником военные стратеги КНР считают США, в настоящее время основные виды войск НОАК более подготовлены для ведения боевых действий не за морем, а вблизи от Китая. Кроме того, ВС КНР не имеют практического опыта боевых действий в современных локальных конфликтах. Поэтому, чтобы адаптироваться к новым реалиям XXI века, китайская стратегия
«активной» обороны включила в себя следующие требования к военной организации государства.
Во-первых, это обновление концепции ведения войны будущего, в которой, с учетом стратегических интересов КНР, ее армия и флот должны будут наносить высокоточные удары по всей стратегической и оперативной системе построения войск противника, проводя операции с применением всех видов и родов войск НОАК на будущих театрах военных действий. Во-вторых, — установка на победу в войне в условиях информационного противоборства. Для этого в НОАК созданы «Силы стратегической поддержки», которые отвечают за разработку и применение новых способов ведения информационной войны [Храмчихин]. При этом пристальное внимание уделяется как традиционным сферам борьбы на суше, в море и воздухе, так и новым сферам — в космосе, сети Интернет. Принимаются меры по укреплению военного сотрудничества со странами мира, имеющими большое значение для Китая.
Исходя из характера этих требований, можно сказать, что целью строительства ВС КНР в XXI веке является всестороннее повышение качества и эффективности обороны страны за счет переоснащения войск новыми образцами военной техники и реализации достижений в сфере военной информатики. Особое внимание обращается на развитие науки и технологий как «несущего столпа» боеспособности НОАК путем стимулирования важнейших технологических инноваций и трансформации форм боевого управления. Для этого структуры НОАК стали переходить на сетевую информатизацию — от общевойсковых объединений к межрегиональным объединениям, а модели оборонного строительства — от относительного разделения военной и гражданской сфер к их глубокой интеграции [Ли-товкин].
Глобальный проект «Один пояс, один путь» и его специфика
Следует отметить, что в начале нынешнего века Европа рассматривала Китай как носителя глобального вызова существующему мировому порядку, так как его модель развития могла «затмить» запад-
ную либерально-демократическую рыночную модель. Согласно опросам BBC, проведенным в 2011 г., 64 % французов, 62 % немцев, 48 % англичан, 57 % испанцев и 56 % итальянцев высказывали негативное отношение к Китаю. Но в дальнейшем отношение к КНР со стороны мировой общественности стало меняться в лучшую сторону. Свидетельством тому являются данные опроса 2019 г., согласно которым 63 % из 11 тыс. респондентов из 22 стран надеются на более значительную роль Китая в глобальном мировом развитии [Китай].
Весной 2019 г. состоялся визит Председателя КНР Си Цзиньпи-на в ряд стран Евросоюза, которые Китай рассматривает в качестве своеобразного «супермаркета» возможностей в деле реализации своего глобального проекта «Один пояс, один путь» (ОПОП), в интересах которой КНР создает в странах Центральной и Восточной Европы экономическую и финансовую инфраструктуру. Некоторые из этих стран превратились в китайские «опорные пункты» еще со времен финансового кризиса 2008 г. или присоединились к проекту ОПОП. Однако проблема присоединившихся к проекту государств состоит в том, что согласно условиям контрактов участия в «Поясе и пути», они должны брать кредиты у китайских банков, чтобы расплачиваться с китайскими же подрядчиками. Это ведет к тому, что страны-участницы постепенно превращаются в должников Китая [Китай исподволь завоевывает...] (рис. 1).
Следовательно, инициативу по созданию ОПОП можно рассматривать как концепцию глобализации с китайской спецификой, реализуемую путем экспансии КНР в зарубежные страны. Эта концепция исходит из учета высокой нормы накопления, присущей Китаю, и нередкой для Поднебесной практики безлицензионного заимствования зарубежных технологий для создания в стране высокотехнологичной продукции, далее экспортируемой за рубеж. Помимо этого, используются другие «рычаги» внешней экспансии КНР, что дает ей возможность выиграть время для перехода к более современной модели национального развития, создавая условия для внедрения китайской версии глобализма под лозунгом «строительства сообщества единой судьбы человечества». Для этого проект ОПОП постоянно наполняется новым геоэкономическим содержанием при одновременном фокусировании на достижение внутриэкономиче-
Рис. 1. Глобальный проект Китая «Один пояс, один путь». Источник: [Silk Road].
ских целей Китая [Ижу Лю, Авдокушин]. В 2019 г. проект поддерживали около 50 % опрошенных респондентов в Индии, 43 % — в Японии, 40 % — в Италии и по30 % — в России и Республике Корея.
При этом, с середины первого десятилетия XXI века, для геополитики Пекина появились новые ориентиры. Китай стал стремиться не только к экономическому, но и политическому лидерству, но не с целью навязать миру свою общественно-политическую модель, а чтобы стать равным со странами, играющими ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать готовность нести ответственность за глобальное развитие человечества.
Вызовы и риски для России,
существующие в области взаимоотношений с КНР
Обновляемая геополитика КНР несет для России новые риски и вызовы, обусловленные глобальными амбициями Пекина. В нынешних отношениях с РФ у Китая проявилась негативная для нас ориентация на решение тех задач, которые могут угрожать интересам России: Пекин нацелен на получение доступа к восточно-си-
бирским и дальневосточным нефтегазовым месторождениям, и их трубопроводным системам; приобретение активов в российских производственных отраслях; повышение роли юаня в приграничной торговле; обеспечение для китайских корпораций ведущих позиций в экономике ДВФО по сравнению с конкурентами из других стран.
При этом Китай все чаще выступает как конкурент российскому энергобизнесу в ключевых регионах мира, важных для интересов РФ. Появляются и иные проблемы в сфере российско-китайских отношений. Так, в коммерческой области — это невыгодная для России структура товарооборота, где высокие темпы роста взаимной торговли обусловлены быстрым развитием китайского углеводородного импорта, а не качеством российской экспортной продукции высоких переделов. Две трети экспорта РФ приходятся на энергоресурсы и древесину и лишь 1,5 % — на продукцию машиностроения. А в российском импорте преобладает машинотехническая продукция, доля которой составляет 30 %.
Другими проблемами являются: оказание скрытого давления китайских властей на административные структуры российских приграничных регионов в целях обеспечения наиболее выгодных условий для китайского бизнеса; экспансия на наш Дальний Восток китайской «теневой» экономики, стимулирующая рост коррупции на российской территории. Многие китайские граждане на территории РФ нарушают миграционное законодательство и уклоняются от уплаты налогов, составляя конкуренцию россиянам на рынках труда.
Российско-китайское сотрудничество в военно-технической сфере, несмотря на существенные достижения, тоже сталкивается с нарастающими проблемами. Так, в ВВС КНР на вооружении находятся истребители 4-го поколения JH-7, J-11В (копия Су-27), J-16 (копия Су-30), J-10 модификаций В и С, разработанные без получения российских лицензий на их создание [Пекин делает ставку...]. Тем не менее, несмотря на это, Россия помогает Китаю сформировать национальную систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которой нет ни у одной страны в мире, кроме РФ и США.
При этом, как считает ряд российских экспертов, в ближайшей перспективе реальным союзником России Китай не станет. Во-первых, он принципиально не согласен связывать себя узами альянсов,
полагая, что любые союзные обязательства, тем более в оборонной области, сопряжены с частичной утратой суверенитета. Во-вторых, позиции Москвы и Пекина не всегда и не во всем совпадают, а по некоторым вопросам существенно разнятся. Так, Пекин занимает «особую позицию» по Крыму и склонен к солидарности с США по поводу интернационализации арктического Северного морского пути, который предполагается вовлечь в проект ОПОП. При этом Китай соблюдает все финансово-экономические санкции Вашингтона в отношении Москвы и не желает участвовать в многосторонних переговорах по разоружению. В-третьих, даже не союз, а просто совместный «полюс» двух стран в мировой многополярности представить непросто, ибо в их диалоге неизбежно возникнет проблема «ведущего и ведомого», что может обострить уже существующие межгосударственные разногласия России и Китая [Давыдов].
Заключение
Подводя итоги анализа современных политико-экономических позиций Китая в мире и перспектив их развития в XXI веке, можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, Китай, несомненно, стремится к упрочению своего экономического лидерства в наступившем столетии. Подоплека притязаний на это лидерство — это довольно успешная интеграция экономики КНР в мировую экономику на рыночных принципах. Однако главным препятствием на пути реализации соответствующих амбиций КНР является двойственное восприятие страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночным сообществом как «свой», а с точки зрения политики — он «чужой», поскольку в нем сохраняется монополия КПК в общественно-идеологической сфере.
Во-вторых, долгосрочной целью КНР является поддержание мирной международной обстановки, необходимой для защиты китайских интересов, в частности для успешного продвижения глобальных проектов и модернизации страны. При этом стратегическая активность КНР давно перешагнула границы государства, которое благодаря интенсивной экономической экспансии стало участни-
ком перераспределения сфер мирового влияния в свою пользу, вытесняя соперничающих акторов из тех регионов мира, где они до недавнего времени доминировали.
В-третьих, в отличие от США, Китай совместно с Россией выступает за многополярность международных отношений, однако в ближайшей перспективе реальным союзником РФ он не станет. Это связано с тем, что страна намерена единолично играть более значимую роль в мировых делах. Свидетельством этому является инициатива КНР «Один пояс, один путь», по сути нацеленная на реализацию концепции глобализации с китайской спецификой и осуществляемая путем хозяйственной «экспансии» КНР в государства-участники проекта ОПОП. Экономический базис для этого начинания существует, ибо современный Китай — страна, занимающая первую строчку в мировом экономическом «табеле о рангах».
Библиографический список
Грачиков Е. Китай в мировой политике. URL: https://www.geopolitica.ru/ article/kitay-v-mirovoy-politike (дата обращения: 02.02.2020).
Давыдов А.С. Россия—Китай—США: про альянсы и соперничество // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1. С 3—14.
Ижу Лю, Авдокушин Е. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 — стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/proekt-odin-poyas-odin-put-2-0-strategiya-stimulirovaniya-globalnoy-ekspansii-kit aya (дата обращения: 03.02.2020).
Китай (журнал). 2019. № 10 (168).
Китай исподволь завоевывает Центральную и Восточную Европу. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/06/785688-kitai-zavoevivaet-t sentralnuyu-evropu (дата обращения: 05.02.2020).
Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике. URL: https://studme.org/ekonomika/ (дата обращения: 04.02.2020).
Литовкин В. Пекин делает ставку на стратегию активной обороны. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2017-12-08/1_976_china.html?print=Y (дата обращения: 06.02.2020).
Михеев В. Роль Китая в глобализующемся мире. URL: http://www.perspektivy. info/print.php?ID=36003 (дата обращения: 07.02.2020).
Орешкин увидел риски для мировой торговли в сделке между США и Китаем. URL: https://yandex.ru/news/story/Oreshkin_uvidel_riski_dlya_mirovoj_torgovli_ v_sdelke_mezhdu_SSHA_i_Kitaem--794947e4d4f06baf108ce238e094c16e (дата обращения: 08.02.2020).
Рейтинг экономик мира 2019, таблица ВВП стран мира. URL: https:// basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2019-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 09.02.2020).
Современный Китай и его роль в мировой экономике. URL: http://finuni.ru/ sovremennyy-kitay-i-ego-rol-v-mirovoy-ekonomike/ (дата обращения: 02.02.2020).
Средняя зарплата в США в 2019 г. URL: https://usamagazine.ru/srednyaya-zar plata-v-ssha/https://usamagazine.ru/srednyaya-zarplata-v-ssha (дата обращения: 02.02.2020).
Степанов А.С. Перелом в американо-китайских отношениях // США в 2018 году: круглый стол Совета молодых ученых ИСКРАН, (25 октября 2018 г.). М.: Весь мир, 2019. С. 83—97.
Храмчихин А. «Новый облик» по-китайски / армейский сайт «Полевая почта». URL: https://pochta-polevaya.ru/militaryanalytics/geopolitics/eastazia/659/a316 865.html (дата обращения: 10.02.2020).
Silk Road. URL: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1711960/pub_5db8 08378600e100ae494dd5 (accessed: 10.02.2020).
References
Davydov, A.S. (2016). Rossiya-Kitaj-SShA pro al'yansy i sopernichestvo [Russia— China—USA about alliances and rivalry], Problemy Dal'nego Vostoka [The Far Eastern Studies], Institute of Far Eastern Studies of the RAS (IDVRAN — IFESRAS), No 1: 3-14. (In Russian).
Grachikov, E. (2013). Kitajv mirovojpolitike [China in world politics]. URL: https://www.geopolitica.ru/article/kitay-v-mirovoy-politike (accessed: 2 February, 2020). (In Russian).
Hramchihin, A. (2017). «Novyjoblik» po-kitajski/ armejskijsajt "Polevaya pochta" ["New image" in the Chinese manner / "Field post" army website]. URL: https:// pochta-polevaya.ru/militaryanalytics/geopolitics/eastazia/659/a316865.html (accessed: 10 February, 2020). (In Russian).
Kitaj [China], 2019 No. 10 (168), October. (In Russian).
Kitajispodvol' zavoevyvaet Central'nuyu i Vostochnuyu Evropu [China is gradually conquering Central and Eastern Europe]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/
articles/2018/11/06/785688-kitai-zavoevivaet-tsentralnuyu-evropu (accessed: 5 February, 2020). (In Russian).
Kitaj: ukreplenie pozicii v sovremennojmirovojekonomike [China: strengthening positions in modern world economy]. URL: https://studme.org/ekonomika (accessed: 4 February, 2020). (In Russian).
Litovkin, V. (2017). Pekin delaet stavku na strategiyu aktivnojoborony [Beijing makes abet on an active defense strategy]. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2017-12-08/ 1_976_china.html?print=Y (accessed: 6 February, 2020). (In Russian).
Mikheev, V. (2008). Rol' Kitaya v globalizuyushchemsya mire [The Role of China in the globalizing world]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36003 (accessed: 7 February, 2020). (InRussian).
Oreshkin uvidel riski dlya mirovojtorgovli v sdelke mezhdu SShA i Kitaem [Oreshkin saw risks to global trade in the deal between the US and China]. URL: https:// yandex.ru/news/story/Oreshkin_uvidel_riski_dlya_mirovoj_torgovli_v_sdelke_mezhd u_SSHA_i_Kitaem--794947e4d4f06baf108ce238e094c16e (accessed: 8 February, 2020). (In Russian).
Rejting ekonomik mira 2019, tablica VVP stran mira [The ranking of world economies in 2019; Table of world GDPs]. URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2019-tablitsa-vvp-stran-mira/ (accessed: 9 February, 2020). (In Russian).
Silk Road. URL: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1711960/pub_5db8 08378600e100ae494dd5 (accessed: 10 February, 2020).
SovremennyjKitaji ego rol' v mirovojekonomike [Modern China and its role in the world economy]. URL: http://finuni.ru/sovremennyy-kitay-i-ego-rol-v-mirovoy-ekonomike/ (accessed: 9 February, 2020). (In Russian).
Srednyaya zarplata v SShA v 2019 godu [Average salary in the United States in 2019]. URL: https://usamagazine.ru/srednyaya-zarplata-v-ssha/https://usamagazine. ru/srednyaya-zarplata-v-ssha (accessed: 2 April, 2020). (In Russian).
Stepanov A.S. (2019). Perelom v amerikano-kitajskih otnosheniyah, SShA v 2018: kruglyjstol Soveta molodyh uchenyh ISKRAN, (25 oktyabrya 2018 g.) [The turning point in US-China relations], The USA in 2018: round table of the Council of young scientists of the Institute of the USA and Canada RAS, (October 25, 2018), Moscow: Ves' mir PH: 83—97. (In Russian).
Yiju Liu; Avdokushin, E. (2019). Proekt «Odin poyas, odin put'» 2.0 — strategiya stimulirovaniya global'nojekspansii Kitaya ["One Belt One Road" Project 2.0 — a strategy to stimulate China's global expansion]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proekt-odin-poyas-odin-put-2-0-strategiya -stimulirovaniya-globalnoy-ekspansii-kitaya (accessed: 3 February, 2020). (In Russian).