Научная статья на тему 'Глобальные отношения Российской Федерации и китайской Народной Республики сквозь призму Республики Сербия'

Глобальные отношения Российской Федерации и китайской Народной Республики сквозь призму Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виторович Зоран, Бериша Хатиджа

В данной работе авторы рассматривают глобальные отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой с учетом их влияния на Республику Сербия. Россия и Китай сформировали свои экономические и дипломатические отношения на уровне стратегического партнерства, которое базируется на принципах, устраивающих обе стороны. В будущем предполагается расширение партнерства в рамках политического и военного сотрудничества.Все происходящее на глобальном уровне отражается на Республике Сербия как посредством влияния глобальных держав, так и через международные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальные отношения Российской Федерации и китайской Народной Республики сквозь призму Республики Сербия»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Аннотация

В данной работе авторы рассматривают глобальные отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой с учетом их влияния на Республику Сербия. Россия и Китай сформировали свои экономические и дипломатические отношения на уровне стратегического партнерства, которое базируется на принципах, устраивающих обе стороны. В будущем предполагается расширение партнерства в рамках политического и военного сотрудничества.

Все происходящее на глобальном уровне отражается на Республике Сербия как посредством влияния глобальных держав, так и через международные организации.

Ключевые слова: международные отношения, международные объединения, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Республика Сербия.

Авторы

Зоран Виторович

Профессор, доктор наук, председатель ассоциации Swiss Morning Star (Швейцария)

Хатиджа Бериша

Профессор, доктор наук,

академия министерства обороны Сербии

(Сербия)

Оценку современных отношений России и Китая очень точно обозначил Президент России В. Путин, который отметил, что отношения двух государств находятся на беспрецедентно высоком уровне. При этом Россия поддерживает планы Китая по развитию экономического сотрудничества в регионе и мире. Более того, по мнению российского лидера, Россия с самого начала поддерживала эти планы, тем более что «они соотносятся

с планами России по развитию сотрудничества и интеграционных процессов на постсоветском пространстве»1. Аналогичное мнение высказывает и лидер Китая Си Цзиньпин, который считает, что Китай и Россия хорошие «соседи», друзья и партнеры, и современный этап взаимоотношений также оценивает на высоком уровне.

1 Putin says Russia, China maintain relations at «unprecedentedly high level» // TASS [сайт]: URL: http://tass.com/politics/943442.

Во взаимоотношениях России и Китая наблюдались как подъемы, так и спады. За последние годы было приложено немало усилий по становлению партнерских отношений между этими странами. На национальном уровне Россия и Китай развивают партнерство через механизмы международного сотрудничества, которые отражены в торгово-экономическом сотрудничестве, энергетике, социальных вопросах, а также инвестициях и региональном сотрудничестве. К этому необходимо добавить большое количество соглашений Москвы и Пекина, которые выражаются в стратегическом партнерстве.

И в России, и в Китае считают, что международная система будет двигаться в сторону многополярного мира.

Сербия, как призма отношений России, Китая и США

Республика Сербия как «квадрант» между Ближним Востоком и Европой, Востоком и Западом, так же, возможно, она станет тем регионом, где будут «выясняться интересы» глобальных держав: России, Китая и США.

Республика Сербия в 2000 г. подписала договор об участии в программе НАТО «Партнерство ради мира», в котором предусмотрены развитие и модернизация вооруженных сил Сербии без нарушения принципа военного нейтралитета.

Республика Сербия готова к сотрудничеству со всеми, кто этого хочет. Таким образом, в 2016 г. она подписала декларацию о стратегическом партнерстве с Китаем, такой же договор Сербия имеет и с Россией от 2013 г.

Пока отношения политических тяжеловесов находятся на примерно эквивалентном уровне, маленькая балканская страна Сербия, с населением в 7,3 млн человек, представляется идеальным местом для развития сотрудничества между этими державами. Аналитики задаются вопросами: что произойдет

в случае серьезных геополитических разногласий, что будет происходить, в таком случае с Сербией, станет ли Сербия той лакмусовой бумажкой, посредством которой будут отражаться все неразрешенные глобальные отношения великих держав?

Сербия и НАТО

Официально Сербия является военно-нейтральной державой, после агрессии НАТО в 1999 г. (осуществленной без согласия Организации Объединенных Наций и противоречащей всем положениям международного права). После такого акта Сербия подписала большое количество договоров о сотрудничестве с альянсом НАТО, сохраняя при этом статус наблюдателя в ОДКБ.

Договоры Сербии и НАТО

• 2003 год — Сербия подала заявку на участие в программе ПРМ или Партнерство ради мира;

• 2005 — Сербия и НАТО подписали Соглашение о транзите сил СДК через Сербию;

• 2006 — Сербия была принята в Программу ПРМ;

• в декабре 2006 — в Министерстве обороны Сербии было открыто отделение связи НАТО;

• 2007 — Сербия присоединилась к процессу PARP PfP. (Прим. редакции Программа планирования процессов и анализа (ППА) (PARP-planning and review process). ППА считается вторым уровнем сотрудничества в рамках ПРМ. «Партнерство ради мира»(Partnership for Peace — PfP));

• в апреле 2011 — Североатлантический совет НАТО положительно откликнулся на просьбу Сербии подписать План действий индивидуального партнерства (IPAP). В соответствии с этим соглашением, солдатам НАТО предоставляется бесплатный и беспрепятственный транзит через

Сербию, использование военной инфраструктуры и фактический дипломатический статус;

• 2013 — НАТО приняло сербский военный CBRN (Центр химических, биологических, радиологических и ядерных исследований) в Крушева-це в качестве Центра, который будет использоваться всеми членами программы НАТО «Партнерство ради мира»;

• в январе 2014 — министр обороны Сербии Небойса Родик подписал в Вашингтоне от имени Сербии соглашение SOFA PfP. (Прим. редакции: Соглашение о статусе сил (англ. Status of forces agreement, SOFA, СОФА, иногда Соглашение о статусе войск) — международный договор, определяющий правовое положение вооруженных сил одного государства (или военного блока) при нахождении на территории другого государства.);

• в январе 2015 — Сербия выполнила договоренность с НАТО, особенно в области армейской реформы;

• 8 июня 2015 — парламент Сербии ратифицировал соглашение о SOFA PfP, подписанное год назад;

• сентябрь 2015 — соглашение с НАТО о закупках и материально-техническом обеспечении (NSPO). (Прим. редакции: НСПО (NSPO — NATO support and procurement organistion) является вспомогательным органом НАТО, созданным Североатлантическим Советом с целью наилучшего удовлетворения коллективных требований всех или группы стран НАТО в области закупок, обеспечения и логистической поддержки НАТО и входящих в блок стран.);

• 12 февраля 2016 — соглашение NSPO было перерегистрировано в парламенте Сербии;

• 9 июля 2016—саммит НАТО в Варшаве, лидеры государств-членов подчеркнули необходимость продолжения дальнейшего сотрудничества в

целях стабилизации и обеспечения безопасности на Западных Балканах. Сербское партнерство приветствовалось и поддерживалось дальнейшими политическими диалогами и практическими формами сотрудничества. Кроме того, поддержка была оказана на диалог между Белградом и Приштиной под руководством ЕС;

• 23 ноября 2016 — на заседании Североатлантического совета выступил премьер-министр Сербии. Затем НАТО подчеркнуло, что уважает решение Сербии по вопросу о нейтралитете в военной области, но приветствовало все формы укрепления сотрудничества Альянса и Сербии и оказывает всестороннюю поддержку развитию диалога между Белградом и Приштиной.

Договоры Сербии с Российской Федерацией

Соглашения от 2000 года:

• Признание результатов испытаний импортируемых продуктов, которые признают сертификаты служебных органов о качестве импортируемых или экспортируемых товаров;

• По свободной торговле. Это соглашение создало условия для свободного перемещения товаров и капитала в соответствии с действующими законами СРЮ и РФ и направлениями Всемирной торговой организации ВТО. Протокол с этим соглашением «освобождение» перестал существовать после подписания протокола от 3.4.2009;

• О сотрудничестве и взаимной помощи таможенных служб.

От 2001 года:

• Поправки к соглашению между правительством СРЮ и РФ об утверждении государственного займа для финансирования поставок российского оборудования, товаров и услуг на сумму до 30 млн долларов США;

• О сотрудничестве между дипломатическими академиями СРЮ и РФ.

От 2003 года:

• Соглашение между Правительством СРЮ и РФ о регулировании долга бывшей РЮ РФ в соответствии с ранее предоставленными кредитами.

От 2005 года:

• О сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Республики Сербия и Торгово-промышленной палатой РФ.

От 2007 года:

• Меморандум о намерениях по сотрудничеству в области предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий между Правительством РС и МЧС РФ (начало работы Российского гуманитарного центра в городе Ниш, Сербия).

От 2008 года:

• О сотрудничестве между министерствами юстиции РС и РФ;

• Договор о продаже нефтяной промышленности Сербии a.d.

От 2009 года:

• О безвизовом режиме граждан РС и РФ;

• О сотрудничестве в области культуры, науки, спорта, образования и молодежной политики;

• О сотрудничестве между министерствами внутренних дел РС и РФ.

От 2010 года:

• План консультаций между Министерством иностранных дел РС и Министерством иностранных дел РФ на 2010 г.;

• Соглашение между Правительством РС и РФ об утверждении государственного займа Республике Сербия;

• Межпарламентское сотрудничество между Национальным собранием РС

и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

От 2011 года:

• О сотрудничестве в области туризма;

• По международному дорожному движению.

От 2013 года:

• В области железнодорожного транспорта и предоставления кредитов для финансирования модернизации сербских железных дорог;

• Декларация о стратегическом партнерстве между Республикой Сербия и Российской Федерацией;

• Соглашение о военном сотрудничестве.

От 2014 года:

• О военно-техническом сотрудничестве.

В целом, к концу 2016 г. было подписано в общей сложности 98 соглашений, протоколов и деклараций, касающихся взаимного сотрудничества между Сербией и Россией. В частности, «интригующими» для западных аналитиков являются Соглашение о стратегическом партнерстве, Соглашение о военном сотрудничестве, Соглашение о военном техническом сотрудничестве и Соглашения о финансовых кредитах. В сербских СМИ уже более 17 лет говорится о готовности Российской Федерации инвестировать в Сербию более 15 млрд долларов.

Договоры Сербии с Китаем

От 2000 года:

• О сотрудничестве в области телекоммуникаций Китая и Сербии;

• О преобразовании части помощи Китая в рамках соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.

• О сотрудничестве с инженерными академиями Китая и Югославии (Сербия и Черногория);

Экономическое и техническое сотрудничество между Китаем и Сербией.

От 2005 года:

О невозвратной военной помощи Сербии и Черногории китайцами.

От 2006 года:

Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Китаем и Сербией.

От 2007 года:

Протокол о пожертвовании правительства Китая на компьютеры и канцелярские принадлежности; Соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел Сербии и Китая.

по энергетике КНР в области энергетики;

Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области здравоохранения;

Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве центров культуры Китая и Сербии;

Рамочное соглашение о предоставлении Сербии льготного кредита для Китайской Народной Республики; Соглашение о займе Сербией у китайского банка Ex-Im; Второе соглашение о займе китайского Ex-Im Bank Srbija для строительства моста Земун-Борка с соответствующим трафиком.

От 2011 года:

Кредит для Сербии, из Ex-Im Bank of China, на первый этап покупки теплоэлектростанции Kostolac B.

От 2008 года:

Соглашение о безвозмездной китайской военной помощи армии Сербии.

От 2009 года:

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Китаем и Сербией;

Соглашение о сотрудничестве в области инфраструктуры; Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Сербии и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики; Соглашение о сотрудничестве между министерствами образования Сербии и Китая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От 2010 года:

Меморандум о взаимопонимании Министерства горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии и Национальной администрации

От 2012 года:

Соглашение об отмене виз между Сербией и регионом Макао; Соглашение об осуществлении пилотных проектов «Изучение китайского языка в школах Сербии».

От 2013 года:

Протокол о понимании для подготовки технико-экономического обоснования строительства водного пути Моравский канал; Совместное заявление Республики Сербия и Китайской Народной Республики об углублении стратегического партнерства; Соглашение о займе для E763 (Об-реновац-Лиджиг) между Сербией и Ex-Im Bank в качестве кредитора.

От 2014 года:

Соглашение о займе на второй этап проекта теплоэлектростанции «Ко-столац Б», между Сербией и китайским банком Ex-Im; Меморандум о взаимопонимании по комплексному планированию

финансового сотрудничества между Сербией и Корпорацией Китайского банка развития;

• Меморандум о взаимопонимании между Министерством строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии и «Sinohydro Corporation Ltd»;

• Меморандум о взаимопонимании и партнерстве между китайской корпорацией «ZTE» и Министерством торговли, туризма и телекоммуникаций Республики Сербия;

• Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Китаем и Сербией.

От 2015 года:

• Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по проекту предусматривает строительство автомагистрали E-763, участков Сурчин — Об-реновац и Прелин — Позега между Сербией и китайской компанией China Communications Construction Company Ltd;

• Меморандум о взаимопонимании между Китаем и Сербией о совместном утверждении экономического пояса и дороги Свалу и Шелкового пути XXI века;

• Генеральное соглашение о модернизации и реконструкции железнодорожного соединения на территории Сербии, между Сербией и Консорциумом China Road International Corp. I China Communications Construction Company;

• Меморандум о реализации объездной дороги вокруг Белграда;

• Меморандум о сотрудничестве между дипломатической академией Сербии и Китайским университетом иностранных дел и Китайской дипломатической академией, Министерством иностранных дел Китая.

От 2016 года:

• Совместное заявление Республики Сербия и Китайской Народной Республики об установлении

всеобъемлющего стратегического партнерства;

• Меморандум о взаимопонимании о строительстве Центра сотрудничества в области транспорта и инфраструктуры между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы в Сербии;

• Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Китаем и Сербией стоимостью 100 млн юаней;

• Меморандум о развитии информационного шелкового пути для обеспечения информационной связи между Сербией и Китаем;

• Соглашение о сотрудничестве в оборонной промышленности Китая и Сербии;

• Меморандум о взаимопонимании между Министерством культуры Сербии и КНР для информирования Государственного совета Китая об обмене и сотрудничестве на дружественной основе;

• Программа сотрудничества в области культуры и искусства на 2017— 2020 гг. между Китаем и Сербией;

• Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Китаем и Сербией в размере 30 млн юаней.

На каком уровне находится реализация наиболее важных договоров Сербии с Китаем

Шелковый путь как ключ во взаимопонимании китайской политики в Европе постепенно находит свое место, а отношения Сербии и Китая еще сыграют важную роль в завоевании европейского рынка.

В подтверждение этого была достигнута договоренность между Президентом Сербии Томиславом Николичем и лидером Китая Си Цзиньпинем «Об укреплении всех форм стратегического партнерства между двумя странами». При этом Китай планирует продолжать

развивать стратегические связи между программой развития «Шелкового пути» и программой реиндустриализа-ции Сербии.

Сербия является стратегическим партнером Китая также по причине своего географического положения. Вернее, используя Сербию, Китай сохраняет «контроль над балканскими воротами Европы» и может легко, по собственной воле, влиять на экономические, политические и, в обозримом будущем, на военные аспекты не только на Балканах, но и в более крупных масштабах.

7 сентября 2013 г. Си Цзиньпин в своем выступлении сказал: «Еще 2100 лет назад, во время династии Хань, трансконтинентальный Шелковый путь действовал на благо всех народов, соединяя Запад и Восток, Азию и Европу». Укрепляя сотрудничество между Шанхайской организацией сотрудничества и Евразийским экономическим сообществом, мы можем развивать пространства для сотрудничества и способствовать укреплению мира и стабильности». В этом случае Си Цзиньпин предложил активизировать экономическое сотрудничество государств Евразии путем совместного развития «экономического пояса Шелкового пути».

Этого можно достигнуть путем поступательных действий. Во-первых, укрепить политическое сотрудничество. Во-вторых, улучшить инфраструктурный трафик, открыв транспортные каналы от Тихого океана до Балтийского моря, связав Восточную, Западную и Южную Азию. В-третьих, все стороны должны обсудить вопросы, связанные с торговыми и инвестиционными объектами, и, соответственно, принять соответствующие меры. В-четвертых, для облегчения денежного обращения все стороны должны продвигать механизмы защиты от глобальных финансовых рисков и сделать регион Шелкового пути более конкурентоспособным для остального мира. В-пятых,

всем сторонам следует увеличить свободное передвижение людей и товаров путем содействия взаимопониманию и дружбе между народами.

Сегодня эта инициатива известна под аббревиатурой «В & к» (Шелковый путь и пояс). Инициатива направлена на развитие нового евразийского «сухопутного моста» по трем наиболее важным коридорам: 1. Китай — Монголия — Россия; 2. Китай — Центральная и Западная Азия; 3. Китай — Индокитай.

Целью является не только развитие маршрута, но и «ключевых» городов, так называемых «центров» коридора, путем развития экономических, научно-технических, исследовательских парков. Инициатива поддерживается более чем 100 странами, был создан Фонд «Шелковый путь» и усилена работа А11В (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)).

С того момента, как китайский инвестиционный капитал де-факто взял под контроль порт Пирей, недалеко от Салоников, после реконструкции, модернизации и повышения функциональности началась активизация маршрута из Салоников в Белград (Сербия) через Скопье (Македония).

Таким образом, Сербия оказалась в положении центральной узловой точки, в которой пересекались «два направления»: одно — в сторону Греции, а другое — по направлению к Болгарии. Разумеется, это ускорило подписание Соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Китайской Народной Республикой и Республикой Сербия, ратифицированного 18 июня 2016 г.

Сербия и Россия?

После смены власти в Сербии путем ухода Слободана Милошевича 5 октября 2000 г. политика Сербии была «ни на небе, ни на земле» до 2003 г., полная блуждающих политических шагов и неясных стратегий — от национальной

стратегии развития до четко определенной внешней политики и геополитических интересов.

Очень быстро на политической арене сформировались два «блока»: «проамериканский» и «пророссийский». Первый был представлен в лице Президента Бориса Тадича (Демократическая партия Сербии, ДСС), а второй — в лице следующего Президента Томислава Николича (Сербская прогрессивная партия, СПС).

Была усилена политическая поддержка Сербии со стороны Российской Федерации, наряду с растущим присутствием в сфере экономики. Сначала в августе 2003 г. российский производитель нефти и нефтепродуктов «Лукойл» выкупил у Белграда «Beopetrol» за 207 млн евро. Спустя несколько лет, 24 декабря 2008 г., за 400 млн долларов правительство Сербии продало нефтяное месторождение российской компании «Газпром нефть».

В 2013 г., в ноябре, на торжественной церемонии в Сербском дворце, Президент Томислав Николич объявил о начале строительства части газопровода «Южный поток» через Сербию в сотрудничестве с российским «Газпромом».

Годом ранее Сбербанк купил все филиалы австрийского Volksbank в Юго-Восточной Европе, он также активизировал свое присутствие в Сербии под названием Sberbank Serbia AG. Уже в конце 2014 г. количество сотрудников составляло примерно 700 человек, а количество клиентов превышало 70 тыс. человек.

Очень быстро российские компании заняли доминирующее положение в энергетическом и финансовом секторах Сербии, что дополнительно усилило симпатии к так называемому «пророс-сийскому блоку».

Вывод

Китай и Россия все больше наращивают политико-экономическое присутствие в Сербии. Европейский союз

смотрит на все это с тревогой, а в случае с Россией — часто с негодованием. Целью постоянного давления на все правительства Сербии с 2000 г. было «ускорение процессов евроинтегра-ции». В случае с Российской Федерацией, по мнению ЕС, Сербия должна ввести санкции в отношении Москвы, от которых Сербия постоянно отказывается.

Постоянные политические условия, которые выдвигаются со стороны ЕС / США в отношении Белграда «на пути к интеграции в ЕС» очень плохо отражают финансовые вложения в Сербию. Обнищавшие граждане со средним реальным доходом менее 250 евро все чаще устремляют свой взор в сторону «традиционных друзей и братьев русских» и к новым «верным друзьям» — китайцам.

Официальная политика Правительства Сербии постоянно идет навстречу прихотям США и ЕС, в связи с этим с каждым днем все больше и больше растет количество недовольных граждан.

Предупреждение помощника госсекретаря США Брайана Хойта Йи, что «Сербия не сможет усидеть на двух стульях» (речь идет о России и США)1, вызвало бурю негодования среди прорусски настроенного населения Сербии, в СМИ это сопровождалось цитатами: «Они, США, что говорят, а сами бомбили нас в 1999 г. обедненным ураном и убивали гражданское население».

Вскоре после этого заявления Хойта последовал прием (4 ноября 2017 г.) бывшего Президента Сербии Томисла-ва Николича (Президента Национального совета по координации отношений Сербии с Китаем и Россией) в Москве, на котором Президент Путин вручил ему Орден дружбы. Это воспринимается в Сербии как послание России о том, что ее политическая и экономическая активность будет усиливаться.

1 Poseta Hojta Jia uzburkala srpsku javnost // glasamerike.net [сайт]: URL: https://www. glasamerike.net/a/4088885.html.

Со стороны России, начиная с 2000 г., наиболее сильные позиции в энергетическом, финансовом и ме-диапространстве Сербии занимали «Лукойл», «Газпром», «Сбербанк», «Спутник» (на сербском языке). На втором месте находится Китай, который в 2016 г. подписал более 22 соглашений с Сербией и начал «цементировать» свои «врата в Центральную Европу» через Белград.

В течение этого времени ЕС, при содействии Соединенных Штатов, «спал» для СМИ и продолжал оказывать большее политическое давление исключительно на официальный Белград. Только с 2017 г. всемирная служба Би-би-си, как и другие СМИ ЕС, увеличила число партнеров в Сербии, данное действие многие интерпретировали как «медленное, но верное вовлечение в борьбу за сердца и души сербских граждан».

Сербия между Америкой, Россией и Китаем

Геостратегическими особенностями китайской политики являются развитие «Шелкого пути и пояса XXI века» как философской и политической основы всех геополитических стратегий и развития «Шанхайской организации сотрудничества».

Когда речь заходит о Балканах, Россия в основном опирается на традиционные связи, в первую очередь, на братство сербов и русских, это сопровождается экономическими инвестициями с максимальным присутствием в СМИ. На данный момент проекты России и Китая совпадают с внешней политикой и экономическими интересами Сербии: укрепление экономического и политического сотрудничества, сохранение суверенитета Сербии и Косово как части территории государства Сербия.

Однако активизируется давление со стороны США и ЕС, что в ближайшем будущем может привести к столкновению интересов России и Китая, это будет на руку западному тандему. Другой же вариант— если Сербия путем референдума откажется от идеи евроинтеграции и попробует полностью возложить на себя функцию «моста» между Россией, Китаем и Западом.

В современном глобальном мире и превалировании фактора «силы на поле» складывается ситуация, в которой Сербия будет являться именно той точкой, в которой будут решаться судьбы всех основных глобальных и международных взаимодействий трех основных игроков: Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.

Литература

1. Global governance and building a harmonious world. A comparison of European and Chinese concepts for international affairs. — Bonn: Deutsches Institut für Entwicklungspolitik (DIE) in cooperation with China Institute of International Studies, 2011. — 220 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.