Научная статья на тему 'Глобальные миграционные процессы и миграционные риски'

Глобальные миграционные процессы и миграционные риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграционные процессы / миграционные риски / глобализация / цифровизация / трудовые мигранты / migration processes / migration risks / globalization / digitalization / labor migrants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумак Елена Васильевна

В статье рассматриваются актуальные вопроса миграционных процессов на фоне глобализации. В статье рассмотрены наиболее актуальные миграционные риски, которые характерны для Российской Федерации и других стран мира. Выявлено, что управление миграционными рисками открывает перспективы для устойчивого развития субъектов международных отношений на фоне нестабильной современной миграционной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global migration processes and migration risks

The article examines topical issues of migration processes against the background of globalization. The article discusses the most relevant mig-ration risks that are typical for the Russian Federation and other countries of the world. It was revealed that the management of migration risks opens up prospects for the sustainable development of subjects of international relations against the background of an unstable modern migration environment.

Текст научной работы на тему «Глобальные миграционные процессы и миграционные риски»

УДК 316

DOI 10.34823/SGZ.2021.6.51722

Е.В. ЧУМАК

кандидат наук по государственному управлению, доцент Уральского государственного экономического университета*

Глобальные миграционные процессы и миграционные риски

В статье рассматриваются актуальные вопроса миграционных процессов на фоне глобализации. В статье рассмотрены наиболее актуальные миграционные риски, которые характерны для Российской Федерации и других стран мира. Выявлено, что управление миграционными рисками открывает перспективы для устойчивого развития субъектов международных отношений на фоне нестабильной современной миграционной среды.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграционные риски, глобализация, цифровизация, трудовые мигранты.

E.V. CHUMAK Candidate of Science in Public Administration, Associate Professor, Ural State University of Economics

Global migration processes and migration risks

The article examines topical issues of migration processes against the background of globalization. The article discusses the most relevant migration risks that are typical for the Russian Federation and other countries of the world. It was revealed that the management of migration risks opens up prospects for the sustainable development of subjects of international relations against the background of an unstable modern migration environment.

Keywords: migration processes, migration risks, globalization, digi-talization, labor migrants

* Чумак Елена Васильевна, e-mail: lena22021977@yandex.ru

Тенденция мировой глобализации обуславливает формат текущих глобальных миграционных процессов, которые имеют следующие проявления: снижение темпов и скоростей долгосрочных перемещений, увеличение количества миграционных потоков, увеличение показателей циркуляционной миграции. Согласно официальным данным, в 2018 г. накопленная мировая численность мигрантов превысила 0.25 млрд. человек. Согласно прогнозам Международной организации миграции, в 2050 г. численность международных мигрантов на долгосрочные перемещения достигнет уровня в 320 млн. человек и выше1.

Если говорить о глобализационных процессах в экономической сфере, здесь протекает новый период развития - регионализация2. Следствием регионализации является формирование новых центров мирового развития, которые также являются центрами миграционного движения. Экономическая глобализация неразрывно связана с технологическими и миграционными трансформациями, что особенно актуально относительно миграции специалистов высокой квалификации. Данные изменения определяют место того или иного государства в современном глобализованном мире. На сегодняшний день положение государства преимущественно определяется такими показателями как уровень образованности мигрантов, качество человеческого капитала, уровень вовлеченности мигрантов в интеллектуальные сферы деятельности.

Реалии сегодняшнего дня обуславливают необходимость реформирования и развития механизмов регулирования миграционных процессов трансграничного типа, а также качественного управления миграционными рисками, которые являются обязательным элементом глобализации миграционных процессов.

Миграционные риски - актуальная проблема мирового сообщества, так как темп роста миграционных процессов повышается на фоне расширения состава и географии распространения миграционных потоков. Как итог, наблюдается сверх-

1 Цапенко И.П. Трансформации глобальной миграции населения // Мировая экономика и международныеотношения, 2018, т. 62, № 8, с. 66.

2 Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2020, № 1, с. 29-44. URL: https://nbpublish.com/libra-ry_read_article.php?id=30979 (дата обращения: 01.09.2021).

разнообразие общественных отношений.1 Сверхразнообразие общественных отношений проявляется увеличением числа представителей различных национальностей и культур, граждан различной конфессиональной и этнической принадлежности. К примеру, в 2016 г. в Ирландии проживали мигранты из 190 стран мира.

В течение последних 50-60 лет отмечается рост гетерогенности мигрантов по таким факторам как причины для выезда, правовой статус, социальное и экономическое положение. К примеру, в период с 1950 г. по 1965 г. в государства Европы преимущественно иммигрировали специалисты низкой квалификации, рабочие, граждане их бывших колоний. В период с 1965 г. по 1980 г. иммигрантами преимущественно были члены семей поселенцев. С конца 80-х и начала 90-х годов преимущественно иммигрировали трудовые мигранты. На сегодняшний день в миграционных процессах увеличивается участие специалистов высокой квалификации. В частности, в середине 2010-х гг. отмечался всплеск нелегальных мигрантов, которые стали таковыми в силу ряда факторов, не зависящих от них, что стало следствием увеличения конфликтогенности в регионе Среднего и Ближнего Востока, в африканских государствах. Результатом стал миграционный кризис на территории Европы.

Вопрос развития миграционных процессов и миграционных рисков является актуальным в том числе и для Российской Федерации, так как она наряжу с другими государствами, является центром миграционного движения, что обуславливает социальные, политические, экономические и иные риски. Миграционные процессы также влияют на этнокультурный портрет общества РФ. В течение последних нескольких лет отмечается размывание этнокультурного портрета и особенностей, так как отмечается повышение интенсивности потоков мигрантов, преимущественно из государств СНГ2. Это обуславли-

1 Черевичко Т.В. Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология, 2021, № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/up-ravlenie-migratsionnymkiskami-v-usbviyah-transformatsN-gbbalnyh-migratsionnyh-protsessov (дата обращения: 01.09.2021).

2 Комаровский В.В. Роль внешней трудовой миграции в миграционной политике России // Социально-трудовые исследования, 2021, № 2(43). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/rol-vneshney-trudovoy-migratsii-v-migratsionnoy-politike-rossii (дата обращения: 01.09.2021).

вает необходимость разработки и внедрения новых механизмов и решений для регуляции миграционных процессов.

При изучении вопроса управления и сокращения миграционных рисков нужно сделать акцент на категориальном аппарате, определив основные формы проявлений миграционных рисков.

Традиционно под ними подразумевают степень неопределенности, некой опасности для социальной области жизнедеятельности общества того или иного государства, которое принимает мигрантов, для минимизации и ликвидации которых необходимо выполнять расчеты и прогноз вероятных отрицательных последствий для сторон отношений в ходе миграции1.

Миграционные риски отражаются на стабильности, развитии, благополучии принимающегося мигрантов государства. Из этого следует, что в каждом современном государстве должна функционировать стратегия управления ими, ориентированная на разрешение комплекса задач миграционных рисков двух уровней, внутригосударственных и глобальных. Таким образом, в РФ и других странах на уровне государственной власти должно быть предусмотрено управление миграционными рисками (МР).

Управление МР представляет собой процесс разработки и принятия решений относительно миграции при условии повышенной неопределенности. Цель управления МР - минимизация вероятных негативных последствий миграционных процессов и потерь в результате неправильных решений.

Одним из условий успешного управления МР является необходимый объем информации. Отбор информации, ориентированный на избежание рисков при асиметрии и неопределенности информации трансформирует миграционные процессы в спонтанные миграционные перемещения.

Характер учета МР позволяет разделить их на 2 группы:

- Внутренние. Обусловлены деятельностью самого государства и его административного аппарата.

- Внешние. Не зависят от деятельности и мер, предпри-

1 Сигарева Е.П., Плетнева Ю.Э. Оценка рисков и эффективности мер борьбы с пандемией: миграционный аспект // ДЕМИС. Демографические исследования / DEMIS. Demographic Research. 2021, № 2. URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/otsenka-riskov-i-effektivnosti-mer-borby-s-pandemiey-migratsionnyy-aspekt (дата обращения: 01.09.2021).

нимаемых тем или иным государством1.

Управление МР включает в себя 5 основных компонент:

1. Определение цели управления МР и основополагающих задач для конкретного государства.

2. Сбор сведений и данных о текущих миграционных процессах для дальнейшей идентификации МР.

3. Определение возможных отрицательных последствий МР.

4. Разработка стратегии управления МР, выбор способов сокращения уровня негативных результатов, разработка программы действий для управления МР.

5. Организация управления МР с последующим сбором обратной связи для анализа, контроля и оценки эффективности используемых механизмов, средств, принятых решений.

В основе управления МР лежит выявление причин их возникновения. К примеру, миграционный кризис Европы дал основания для формулирования ряда выводов, полезных и показательных для остальных мировых государств:

I. Ретроспективные риски. Большая часть беженцев покинула родину из-за военных действий. Здесь важно говорить о социальном обеспечении принимающих европейских государств, разработанных и реализованных программах адаптации, финансовой стороне данных программ и мер.

II. Актуальные риски. Выражаются в росте недовольства со стороны местного населения принимающих мигрантов государств относительно увеличения доли мигрантов, ухудшении криминогенной ситуации, активации террористической деятельности.

III. МР, обусловленные вероятностью распада Европейского союза из-за увеличения разобщенности социума, роста антиисламских настроений, финансирования мигрантов в ущерб коренного населения, перехода государств Европейского союза в ранг стран оттока коренного населения2.

Исходя из анализа миграционных процессов Европы, можно определить факторы, являющиеся причинами МР:

- Рост напряженности между участниками Европейского союза, признание ультраправых политических партий.

1 Bradbury J. The Policy Implications of Different Concepts of Risk // Science, Technology & Human Values. 1984, vol. 14, № 4, p. 380-401.

2 Галас М.Л. Миграционные риски: прогнозирование на основе ГИС-технологий // Власть, 2017, № 1, с. 77-83.

- Сокращение привлекательности инвестиционного климата внутри стран Европы.

- Преступная деятельность мигрантов, которая обусловлена низкой или отсутствующей приспособленностью мигрантов к социуму Европейского союза.

- Отчужденность местного населения, появление и развитие «мигрантофобии».

- Риск экологических МР, спровоцированных повышением загрязненности окружающей среды локаций, где организуются лагеря пребывания для мигрантов.

Перечисленные причины и МР являются внутренними. Если говорить о внешних МР, это рост объема мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Важно учитывать, что это могут быть мигранты не только из государств, где ведутся активные боевые действия, но также из стран со стабильной внутриполитической средой.

Внутренние МР стран Европейского союза напрямую связаны со внешними МР, каково положение ведущих стран-реципиентов мигрантов. Зависимость также проявляется нестабильностью европейского социума, самого союза. Сложная миграционная обстановка также связана с высоким риском распада действующих международных союзов, договоров и т.д.

Таким образом, миграционные процессы представляют собой риск, который нуждается в страховании, что является элементом управления МР1.

Рассматривая ситуацию Российской Федерации, еще раз стоит подчеркнуть важность управления МР, так как на данный момент РФ является привлекательным объектом для мигрантов.

На данный документ утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг.2. Концепция является нормативно-правовым актом, который регламентирует стратегическое регулирование в области миграционных процессов.

1 Дроздова Ю.А. Миграционные риски в полиэтничном регионе (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии, 2016, № 4(34), с. 100-109.

2 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622. Доступ из справ- правовой системы «КонсультантПлюс».

Проанализировав Концепцию, был сделан вывод, что в нем используются элементы управления МР. В частности, в документе выделены виды рисков, которые способны причинить вред для миграционной ситуации на территории Российской Федерации. Перечислим их:

- Отток коренного населения РФ из регионов Сибири и Дальнего Востока в южные регионы, в такие крупные города как Санкт-Петербург и Москва.

- Скопление мигрантов в регионах европейской части РФ, приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока.

- Риск проникновения представителей террористических организаций на территорию Российской Федерации.

- Потребность рынка труда исключительно в мигрантах, рабочих ресурсах низкой квалификации с низкими запросами в области оплаты труда. Данный факт также является преимуществом для российских предпринимателей.

- Компенсация естественного сокращения населения РФ посредством повышения интенсивности миграционных процессов.

Однако в Концепции не анализируются перечисленные риски, способы их минимизации или полного сокращения. Большое внимание в документе уделено следующим вопросам:

- Корреляция качества жизни и миграционных процессов;

- Доступность медицинской помощи, образования, социальных услуг для мигрантов.

- Обеспечение правопорядка.

- Уровень развития энергетической, телекоммуникационной, транспортной, информационной и других инфраструктур.

- Уровень занятости мигрантов.

Отдельного внимания заслуживает государственная программа, направленная на содействие переселению в РФ соотечественников и предотвращающая ряд МР. К данным МР относятся следующие факторы:

- Совершенствование условий для переселения востребованных специалистов.

- Увеличение финансирования добровольных миграционных процессов соотечественников, которые переезжают в РФ на постоянное место жительства.

- Ликвидация административных препятствий и финансовых расходов, которые не имеют за собой обоснования.

Важно отметить, что в документе нет анализа рисков данной государственной программы, что сокращает значимость способов минимизации МР.

Также особую актуальность имеет следующий вопрос. Одним из приведенных МР является потребность современного рынка в специалистах-мигрантах, которые являются рабочими ресурсами низкой квалификации. При этом на данный момент в РФ развивается инновационная экономика, что обуславливает спрос на труд высокой квалификации. Вопрос сокращения труда высокой квалификации в итоге оттока квалифицированных кадров (по различным оценкам отток на данный момент составляет от 1.5 до 4 млн. человек за период 20122019 гг.) и миграции в РФ специалистов высокой квалификации в Концепции не рассмотрен, однако, как уже было сказано выше, современной тенденцией является миграция высококвалифицированных специалистов1.

Необходимо учитывать, что данный риск свойственен для международного экономического пространства, что продиктовано повышающейся миграционной зависимостью трудоизбыточных государств (с высоким предложением отдельных специалистов, низкой и высокой квалификации) и трудонедоста-точных государств (с высоким спросом на отдельных специалистов, низкой и высокой квалификации, который не может быть удовлетворен посредством человеческого капитала самого государства). Данная взаимозависимость является основополагающей закономерностью миграционного процесса в сфере трудовых ресурсов.

Рассмотренные вопросы имеют особую важность при изучении миграционных процессов, однако нельзя игнорировать условия и факторы, которые обостряют миграционную обстановку в Российской Федерации и других мировых государствах, особенно на фоне модификации миграционных форм. На данный момент выраженно проявляет себя «текучая» миграция, имеющая непрерывный характер. У граждан, которые переезжают и перемещаются по всему миру, отсутствует ясная и четкая стратегия миграции. В данной ситуации миграционные процессы являются ответной реакцией на имеющие-

1 Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие // Экономическое развитие России, 2021, № 1, с. 50-54; Сапунов А.В., Сапунова ТА,, Багян Г.А. Анализ актуальной демографической ситуации в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования, 2021, № 1(33), с. 187-190.

ся социальные проблемы, которые создают трудности и препятствия при выборе места жительства. «Текучие» мигранты не участвуют в мультикультурных и ассимиляционных ин-теграциях, предназначенных для мигрантов. Одной из причин «текучей» миграцией на данный момент является глобальная цифровизация.

Цифровизация миграционных процессов не только породила такое явление как «текучая миграция», но также создала новый категориальный аппарат для описания содержания и особенностей, имеющихся МР. Одним из данных понятий является фемториск, под которым понимается опасность малого масштаба, которая грозит катастрофическими последствиями для всей системы, в нашем случае для всего миграционного процесса.

Фемториски миграционного характера могут выстраиваются в определенный порядок и далее распространяться посредством глобальных социальных сетей. Небольшая опасность в ряде случаев неочевидна, однако она может увеличить свои масштабы и привести к существенным негативным последствиям. Примером являются конфликты на основе вопросов миграции, которые отмечаются в европейских странах в течение последних нескольких лет. Новые миграционные формы неразрывно связаны с новыми МР, что диктует необходимость разработки, внедрения и реализации новых подходов к управлению МР.

На данный момент управление МР является сложным вопросом. Однако стратегия управления МР открывает перспективы для устойчивого развития субъектов международных отношений на фоне нестабильной современной миграционной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.