Научная статья на тему 'Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов'

Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / риски / миграционные риски / трансформация / управление рисками / migration / risks / migration risks / transformation / risk management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черевичко Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме управления миграционными рисками в условиях трансформации миграционной ситуации современного мирового пространства. Автор, отмечая такие особенности трансформации, как сокращение длительности миграционного движения, появление «текучих» пластичных форм миграции, обосновывает проявление миграционных рисков и необходимость новых подходов к их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration risk management in the context of transformation of global migration processes

The article is devoted to the problem of managing migration risks in the context of the transformation of the migration situation in the modern world space. The author, noting such transformation features as a reduction in the duration of migration movement, the emergence of “fluid” plastic forms of migration, substantiates the manifestation of migration risks and the need for new approaches to their minimization.

Текст научной работы на тему «Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов»

СОЦИОЛОГИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 126-130

Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 126-130

Научная статья УДК 331.5

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -2-126-130

Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов

Т. В. Черевичко

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Черевичко Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия, директор Института истории и международных отношений, tvcherevichko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3067-0489

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления миграционными рисками в условиях трансформации миграционной ситуации современного мирового пространства. Автор, отмечая такие особенности трансформации, как сокращение длительности миграционного движения, появление «текучих» пластичных форм миграции, обосновывает проявление миграционных рисков и необходимость новых подходов к их минимизации. Ключевые слова: миграция, риски, миграционные риски, трансформация, управление рисками

Для цитирования: Черевичко Т. В. Управление миграционными рисками в условиях трансформации глобальных миграционных процессов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 126-130. https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -2-126-130

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -2-126-130

Migration risk management in the context of transformation of global migration processes

T. V. Cherevichko

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Tatyana V. Cherevichko, tvcherevichko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3067-0489

Abstract. The article is devoted to the problem of managing migration risks in the context of the transformation of the migration situation in the modern world space. The author, noting such transformation features as a reduction in the duration of migration movement, the emergence of "fluid" plastic forms of migration, substantiates the manifestation of migration risks and the need for new approaches to their minimization.

Keywords: migration, risks, migration risks, transformation, risk management For citation: Cherevichko T. V. Migration risk management in the context of transformation of global migration processes. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 2, рр. 126-130 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-126-130

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

© Черевичко Т. В., 2021

Т. В. Черевичко. Управление миграционными рисками в условиях трансформации

Трансформация современного мира меняет формат глобальных миграционных процессов. Это проявляется в замедлении долгосрочных перемещений, усилении циркуляционной миграции, умножении миграционных потоков. Эксперты отмечают, что благодаря вышеназванным изменениям в последние полвека накопленная мировая численность международных мигрантов неуклонно росла и в 2017 г. превысила четверть миллиарда. Международная организация по миграции прогнозирует, что к 2050 г. численность международных мигрантов может достичь 321 млн человек1.

Глобализация экономики вступила в новый этап развития - регионализацию, что привело к формированию новых центров мирового развития и миграционного движения. Экономическая глобализация сопровождается трансформациями как в технологических процессах, так и в миграционных, особенно что касается миграции высококвалифицированных работников. Эти изменения во многом определяют место страны в современном мире, которое теперь все больше зависит от качества человеческого капитала, образованности мигрантов, степени вовлеченности их в интеллектуальное производство.

Новые реалии, в свою очередь, требуют реформирования регулирования трансграничных миграций и управления рисками миграций, которые неизбежно возникают в ходе трансформации мирового порядка.

В настоящее время миграционные риски становятся серьезной проблемой для мирового сообщества, поскольку темпы роста миграционного движения постоянно увеличиваются, география распространения и состав миграционных потоков расширяются. В результате наблюдается процесс трансформирующегося сверхразнообразия в общественных отношениях. На принимающих территориях происходит нарастание пестроты жителей по государствам происхождения, этнической и конфессиональной принадлежности. Так, в Ирландии, согласно переписи населения, в 2016 г. проживали уроженцы более 190 стран мира2. Кроме того, прибавляется гетерогенность приезжих по основаниям въезда, социально-экономическому положению, правовому статусу. Если, в 1950-1960-е гг. миграционные потоки в европейские страны были представлены в основном жителями их бывших колоний и низкоквалифицированными работниками, в 1970-1980-е гг. -членами семей поселенцев, то с начала 1990-х гг. - это разные категории трудовых мигрантов. В современных перемещениях усиливается роль высококвалифицированных специалистов. Следует отметить, что в середине 2010-х гг. произошел всплеск вынужденных и нелегальных мигрантов в результате роста конфликтности на Ближнем и Среднем Востоке, а также в странах Африки, что в конечном счете вызвало тяжелейший миграционный кризис в Европе.

Проблема расширения миграционного движения и обострения миграционных рисков актуальна и для России, которая, подобно другим странам, выступающим центрами миграционного притяжения, испытывает на себе все риски, связанные с миграцией, - политические, экономические, криминальные, социальные. Немаловажную роль миграция оказывает на эт-нокулкгурный облик российского общества. В настоящее время интенсификация миграционных потоков, особенно из стран СНГ, размывает этнокультурную реальность, что требует новых подходов к регулированию миграций.

При исследовании вопроса управления миграционными рисками необходимо уточнить категориальный аппарат, выявить формы проявления рисков миграции. Традиционно под миграционными рисками понимается некая степень неопределенности, отчасти опасности для социальной сферы конкретного государства, для ликвидации и во избежание которых нужно проводить просчеты всех вероятных негативных обстоятельств для всех участников отношений в миграционной сфере. Миграционные риски непосредственно сказываются на принимающей стране, ее стабильности и развитии, кроме того, отражаются на благополучии населения страны-реципиента и мигрирующего населения. Следовательно, в каждом государстве должна быть разработана стратегия управления миграционными рисками, направленная на решение комплекса задач по глобальным и индивидуальным миграционным рискам. Кроме того, в масштабах целого государства, безусловно, должна существовать и активно реализовываться миграционная политика, учитывающая миграционные риски. Из вышесказанного становится очевидным, что управление миграционными рисками является важнейшей задачей государственной власти как в Российской Федерации, так и в других странах мира.

Миграционные процессы могут как положительно, так и максимально негативно влиять на обстановку внутри государства-реципиента, кроме того, непосредственно влиять на страну исхода мигрантов. Во многом результаты данных процессов зависят от грамотного управления миграционными рисками, которое подразумевает процесс принятия необходимых решений относительно переезда в момент достаточно высокой неопределенности по данному вопросу и его последствиям. Целью управления миграционными рисками является сокращение возможных отрицательных последствий и миграционных рисков, а также вероятных потерь от принятого решения. Возможность управления миграционными рисками во многом зависит от наличия информации. По замечанию известного австрийского экономиста Л. фон Мизеса, любое действие обращено в будущее - в этом смысле оно всегда является рискованной спекуляцией. В настоящее

время, по мнению автора, имеет место парадокс, проявляющийся в увеличении разрыва между постоянным расширением объема информации, ее неограниченностью в целом и необходимостью выбора ограниченного объема информации субъектами миграционного процесса. Для миграционного движения эта ситуация чрезвычайно актуальна. Не надо забывать, что миграции совершает человек, и в процессе принятия решения о переезде зачастую происходит столкновение асимметрии его сознания и подсознания с внешней информационной асимметрией и неопределенностью. Таким образом, получается, что нацеленный на избежание рисков выбор информации в условиях неопределенности и асимметрии информации превращается практически в спонтанные миграционные перемещения.

Говоря о миграционных рисках, необходимо обратить внимание на существующую классификацию, которая основана, прежде всего, на характере учета миграционных рисков. Возможные риски подразделяются на два типа: внутренние риски, обусловленные деятельностью государства, и внешние риски, которые являются объективными факторами и не зависят от конкретного государства3.

В процессе управления миграционными рисками необходимо учитывать каждый из возможных типов риска. Управление рассматривает уже существующие и возможные риски и на их основе разрабатывает стратегию дальнейших действий. В научной литературе отмечается, что структура управления миграционными рисками представляет собой многоэтапный процесс, включающий пять блоков:

- определяется цель управления рисками в сфере миграции;

- собирается необходимая информация о миграционной ситуации и идентифицируется миграционный риск;

- выявляются негативные последствия от вероятного миграционного риска;

- определяется стратегия, согласно которой будет осуществляться управление миграционными рисками, а также происходит выбор методов понижения уровня отрицательных результатов и разрабатывается программа действий по управлению миграционными рисками;

- и наконец, осуществляется процесс непосредственной организации управления и сбора обратной связи, которая обеспечивает реализацию программы управления риском, контроль, анализ и оценку результатов выбранного решения.

Полагаем, что управление миграционными рисками должно строиться на выявлении причины всех последующих причин. Показательным примером в данном случае в определенной мере является миграционный кризис, затронувший Европейский союз. Анализ упомянутого миграционного кризиса позволяет сделать некоторые

выводы относительно возникновения миграционных рисков и возможностей управления ими.

Во-первых, можно выделить ретроспективные риски, которые выражаются в притоке значительного числа мигрантов из африканских стран и стран Ближнего Востока, бежавших от военных действий в страны Европы. К миграционным рискам также относится возможность социального обеспечения стран-реципиентов Европейского союза, программы социальной адаптации и интеграции мигрантов в европейское общество, а также финансовая составляющая приведенных программ.

Во-вторых, существуют актуальные риски, которые выражены в массовом недовольстве со стороны местного населения европейских стран в связи со значительным притоком мигрантов, росте криминогенной ситуации, снижении уровня защищенности от экзотических заболеваний, активизации террористической деятельности в странах, принимающих миграционные потоки.

В-третьих, выделяются вероятные миграционные риски, которые заключаются в вероятном распаде Европейского союза в связи с перманентным ростом разобщенности европейского общества, в признании позиций и деятельности ультраправых политически партий, в росте антиисламских настроений, в финансовой поддержке мигрантов, идущей в ущерб местному европейскому населению, в превращении европейских стран в базы террористических организаций, а также переход стран ЕС в ранг стран оттока коренных жителей.

Исходя из данной миграционной ситуации и миграционных рисков, существующих и возможных в Европейском союзе, можно выделить факторы, которые являются причиной появления последующих причин, а именно определенных рисков:

- политические миграционные риски являются следствием повышения уровня напряженности между странами-членами Европейского союза, а также в связи с признанием ультраправых партий;

- экономические миграционные риски непосредственно связаны с максимальным снижением привлекательности инвестиционного климата как внутри отдельных европейских стран, так и всего ЕС;

- социальные миграционные риски в данной ситуации могут быть вызваны преступной деятельностью, порожденной, в первую очередь, неприспособленностью мигрантов к европейскому обществу, ростом отчужденности местного коренного населения, распространением «мигран-тофобии»;

- кроме того, существует вероятность проявления экологических миграционных рисков, которые могут быть вызваны высокой степенью загрязненности окружающей среды, на которой

Т. В. Черевичко. Управление миграционными рисками в условиях трансформации

организуются лагеря временного пребывания мигрантов, а также появлением новых видов вредителей, прибывающих вместе с мигрантами.

Если говорить о внутренних и внешних миграционных рисках сложившейся миграционной ситуации в Европейском союзе, то можно выделить их следующее проявление. Внешние миграционные риски проявляются в сохранении и увеличении объема миграционных потоков из североафриканских стран и стран Ближнего Востока, причем данные потоки могут пополняться гражданами не только Ливии и Сирии, чьи территории охвачены боевыми действиями, но и стран со стабильной внутриполитической обстановкой, а также представителями африканских государств, находящихся южнее Сахары.

Внутренние миграционные риски для Европейского союза обусловлены тем, в каком положении находятся ведущие европейские страны, принимающие миграционные потоки. В настоящее время ЕС находится в миграционном кризисе. Такими образом, как внешние, так внутренние миграционные риски связаны, в первую очередь, с нестабильностью европейского объединения и высокой вероятностью его распада в сложившейся миграционной ситуации.

В связи с вышесказанным большинство экспертов по миграционной политике отмечают, что миграция - это риск, который необходимо страховать, а страхование миграционных рисков, как известно, является частью стратегии управления миграционными рисками4 .

Если говорить о Российской Федерации, следует отметить, что в условиях нарастания миграционного движения России, как и наиболее развитым европейским странам, необходимо крайне серьезно подходить к вопросу оценки миграционных рисков и управлению ими.

В настоящее время утвержден указ Президента РФ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»5, который выступает основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим долгосрочное стратегическое регулирование в сфере миграции.

Анализ данного нормативно-правового документа позволяет сделать вывод о том, что он содержит элементы управления миграционными рисками, так называемого риск-менеджмента. В указе выделяется несколько видов риска, проявление которых способно нанести значительный ущерб миграционной ситуации в России:

- одним из рисков является сохраняющийся отток коренного населения России из дальневосточных регионов и Сибири в Москву, Санкт-Петербург, а также в южные регионы страны;

- миграционным риском является и скопление граждан иностранных государств, трудовых мигрантов в регионах европейской части Российской Федерации, а также в приграничных дальневосточных регионах и Сибири;

- к миграционным рискам относится и сохранение, а также усиление опасности проникновения в приграничные российские регионы представителей террористических организаций, трансграничной преступности и т. д.;

- риск, связанный с потребностью российского рынка труда только в иностранной рабочей силе, имеющей низкую квалификацию и, соответственно, более низкие запросы в плане заработной платы, что является бесспорным плюсом для отечественных предпринимателей;

- риск компенсации естественного сокращения населения России за счет увеличения миграционных потоков.

Вместе с тем в данном указе не отражены анализ представленных рисков, а также способы их сокращения и устранения. Наоборот, значительное внимание уделено общим вопросам влияния качества жизни на характер миграционных потоков; доступности социальных, образовательных, медицинских и культурных услуг; состоянию правопорядка; степени развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры; уровню занятости населения и благоустроенности общественных мест.

Особое внимание в указе уделено государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, где отмечены способы сокращения и предотвращения некоторых миграционных рисков. В частности:

- корректирование условий добровольного переселения таких востребованных специалистов, как научных сотрудников, медицинских работников, инженеров, а также ведется финансовая поддержка организаций, которые привлекают к работе подобных специалистов;

- направление финансовых средств для помощи добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительство в Российскую Федерацию;

- ликвидация безосновательных административных препятствий и денежных затрат, которые связаны с ввозом и регистрацией имущества в Россию.

Вместе с тем отсутствие анализа рисков, которым подвержена указанная государственная программа, в существенной степени уменьшает значимость названных способов сокращения рисков миграции. Например, вопрос ликвидации безосновательных административных ограничений и финансовых затрат, которые связаны с ввозом в РФ и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды, уже должен был бы снят, так как соотечественники приезжают в Россию в рамках государственной программы уже более 10 лет.

Это выявляет еще один важный вопрос. В качестве одного из рисков приводится потребность отечественного рынка в рабочей силе мигрантов, которые относятся к низкоквалифицированной рабочей силе. Наряду с этим Российская Федерация развивает инновационную экономику, что, в свою очередь, вызывает спрос на высококвалифицированный труд. Кроме того, вопрос о риске сокращения высококвалифицированного труда в результате оттока кадров, который, по разным оценкам, составляет от полутора до четырех миллионов человек за последние семь лет, а также небольшой миграции высококвалифицированных кадров в РФ, в документе не рассматривается. Следует отметить, что данный риск характерен для всего мирового экономического пространства, что обусловлено увеличивающейся миграционной взаимозависимостью трудоизбыточных стран и трудонедостаточных государств (с неудовлетворенным спросом на отдельные категории работников как низкой, так и высокой квалификации). Причем данная взаимозависимость в настоящее время является главной закономерностью миграционного движения рабочей силы.

Безусловно, эти вопросы крайне важны, но есть факторы и условия, обостряющие миграционную обстановку как в России, так и в мире, особенно в условиях модификации форм миграции. Так, в настоящее время более ярко проявляет себя «текучая» миграция - миграция, которая имеет непрерывный характер. У людей, перемещающихся по миру, нет строгой и ясной миграционной стратегии. Такая миграция возникает в ответ на постоянно изменяющиеся социальные барьеры, затрудняющие выбор места жительства, образа жизни, карьеры. В отношении «текучих» мигрантов не работают ассимиляционные и мультикультурные модели интеграции, рассчитанные на переселенцев. Полагаем, что «текучая» миграция обусловлена также и гло -бальной цифровизацией.

Цифровизвция миграции, порождая «текучесть» миграции, создает и новый категориальный аппарат. К числу таких новых понятий, рас-

крывающих содержание миграционных рисков, следует отнести фемториск - это опасности малого масштаба, несущие вместе с тем катастрофические последствия для всей системы, в которой они появились. Миграционные фемториски могут выстраиваться в некой последовательности, а могут распространяться неконтролируемо через глобальные социальные сети. Маленькая опасность не всегда заметна, но она может привести к значительным потрясениям. В качестве примера можно привести миграционные конфликты в европейских странах, происходящие в последние годы. Новые формы миграции влекут за собой новые риски, что требует и новых подходов к их управлению.

Управление миграционными рисками в современных условиях становится все более сложным, но практическое применение стратегии управления ими позволит получить существенные результаты для достижения цели, заключающейся в устойчивом развитии каждого отдельного субъекта международных отношений в условиях нестабильной миграционной среды.

Примечания

1 См.: ЦапенкоИ. П. Трансформации глобальной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 8. С. 66. DOI: 10.20542/01312227-2018-62-8-65-76

2 Там же. С. 71.

3 См.: Bradbury, J. The Policy Implications of Différent Concepts of Risk // Science, Technology & Human Values. 1984. Vol. 14, № 4. P. 380-401.

4 См.: Дроздова Ю. А. Миграционные риски в полиэт-ничном регионе (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 4 (34). С. 100-109. https://doi. org/10.15688/jvolsu7.2016.4.11

5 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 20.02.2021, после рецензирования 28.02.2021, принята к публикации 14.03.2021 Received 20.02.2021, revised 28.02.2021, accepted 14.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.