Научная статья на тему 'Глобальные аспекты стандартизации социальной ответственности организации'

Глобальные аспекты стандартизации социальной ответственности организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
426
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПУБЛИЧНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Юлия Ивановна, Баранов Геннадий Владимирович

В статье анализируется содержание глобальных аспектов публичной социальной ответственности организации; характеризуется сущность и принципы социальной ответственности по критериям международного стандарта ИСО ; исследуется фактор единства социальной ответственности организации и экономических институтов гражданского общества; принципы и проблематика публичной социальной ответственности организации оцениваются по критериям исторической возможности осуществления социальной справедливости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global aspects of standardization of social responsibility of the organization

The article analyzes the contents of the global aspects of the public organization's social responsibility; characterized by the spirit and principles of social responsibility on the international standard ISO criteria; The factors of social responsibility and economic unity of the organization of civil society; principles and issues of social responsibility of public organizations are evaluated according to the criteria of the historic opportunity of social justice.

Текст научной работы на тему «Глобальные аспекты стандартизации социальной ответственности организации»

РАЗДЕЛ V ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 65.011+316.42

ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Омский филиал, Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье анализируется содержание глобальных аспектов публичной социальной ответственности организации; характеризуется сущность и принципы социальной ответственности по критериям международного стандарта ИСО; исследуется фактор единства социальной ответственности организации и экономических институтов гражданского общества; принципы и проблематика публичной социальной ответственности организации оцениваются по критериям исторической возможности осуществления социальной справедливости.

Ключевые слова: глобализация, публичность управления, глобальные проблемы, стандартизация, социальная ответственность организации, стандарты социальной ответственности, принципы социальной ответственности.

Введение

По критерию паспорта специальности «08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством», предложенному специалистами ВАК России, актуальной областью экономических исследований, является область, обозначенная «10. Менеджмент». По критериям глобализации в составе многомерного содержания данной области исследований приоритетной оценивается объект исследования - «10.3. Публичное управление в условиях глобализации и становления информационного общества. Особенности национальной организации системы публичного управления» [1].

Основные значения слова и понятия «публичный»: 1) слово латинского языка, переводимое на русский язык словом "общественный"; 2) происходящий открыто и гласно, доступно для потребителя/аудитории; 3) общественный, не частный. В статье исследуется ограниченный (частный) аспект публичности деятельности организации по критериям принципов социальной ответственности глобального (международного) и российского уровней, связанных с Международным стандартом ISO 26000:2010 и его российским аналогом ГОСТ Р ИСО 26000-2012. В исследованиях российских авторов по проблематике социально ответственного публичного управления актуализируется и многомерно творчески исследуется аспект корпоративной социальной ответственности (Благов, Ю. Е., Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е., Коротков Э. М., С. Е. Литовченко, Тульчинский Г. Л. и др.).

Новейшие исследования проблематики обобщены в учебнике учёных Финуниверситета, изданного в 2016 г. под ред. И. Ю. Беляевой и М.

А. Эскиндарова [2]. В частности, исследована роль социальной ответственности в формировании деловой репутации компании, проанализированы модели корпоративной социальной

ответственности, рассмотрена практика реализации концепции КСО за рубежом и в России, пути и проблемы повышения социальной ответственности российских компаний, показаны новые технологии решений социальных проблем на корпоративном уровне.

Глобальность проблематики социальной ответственности

В абстрактном значении состояние ответственность есть «1) состояние зависимости жизни и деятельности человека от иного идеального или вещественного объекта/состояния бытия, которое (иное) оценивается человеком в качестве определяющего основания собственных жизни и деятельности; 2) состояние жизни и деятельности человека, при котором человек исполняет или нарушает нормы юридических и моральных законов и требований социума/общества» [2,с. 190-191]. Разновидностью материальной ответственности является ответственность экономическая - обязанность «экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам и выполнять договоры, соблюдать законы и платить налоги, компенсировать ущерб, нанесённый чужой собственности и окружающей среде» [3, с. 253].

По критериям Международного стандарта ISO 26000:2010 и его российского национального эквивалента, социальная ответственность (social responsibility) характеризуется как

«ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное

поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому

законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях» [3; 4].

Исторически институты гражданского общества, в частности неправительственные организации, и государства предпринимали действия относительно различных аспектов социальной ответственности на рубеже 19-20 веков применительно к системам бизнеса. По критериям идеологии социальной справедливости в европейской культуре 19-20 вв. критерий социальной ответственности акторов

хозяйственной деятельности абсолютизировался и оценивался агитационными средствами «социальное партнёрство», борьбы «за власть трудящихся», «права и свободы человека» и аналогичное. Хаос мнений о социальной ответственности сопровождался антигуманными методами экономической и общественной деятельности. Хаосный фактор эволюции человечества служит поводом для учёных и деятелей культуры создать и реализовать высшие ценности бытия человека - идеалы - в оптимальных условиях удовлетворения витальных и общественных потребностей людей.

Профессионально обоснованием и пропагандой идеалов в культуре человечества заняты специалисты философии (философских наук). «Философами предложены человечеству универсальные идеалы: свобода, справедливость, истина, благо, добро, красота, гармония, гуманность, совершенство, Бог как высшее персонифицированное совершенство» [5, с. 8.]. Утверждение высших ценностей жизни в состояние вещественной реализации происходит противоречиво в исторических условиях и по критерию формы утверждения в системах культуры.

Исследователи современных аспектов глобализации 20-21 вв. выделяют новые особенности данного класса общественных изменений - эссенциальная (сущностная) зависимость глобальных проблем от состояния социальной ответственности акторов (субъектов) человечества. Многомерное содержание проблематики глобализации по критерию сущности объекта исследования может быть осознано в следующих описания: глобализация -«процесс формирования общемирового финансово-экономического и информационного пространства на базе новых информационных технологий и средств коммуникаций [6, с. 432]; «слово английского языка, переводимое на русский язык словами "всемирный", "всеобщий"; распространение действия фактора за пределы государства или определённого класса деятельности» [7, с. 40].

Один из важных для проблем менеджмента аспектов глобализации - достижение показателей единства и нормы стабильности формирующегося общечеловеческого технического, финансово-экономического и информационного пространства. По критериям систем управления средством достижения нормы и стабильности объекта выступает (является) стандарт и связанная с ним деятельность стандартизации. Основные абстрактные значения состояния и понятия «стандарт»: «1) официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики и требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции; 2) образец и эталон, с которым сравниваются другие подобные объекты» [3, с. 331].

По критериям современной постоянно реформирующейся организационно-правовой культуры России «стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене,

опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации» [8]; объект стандартизации - продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты [8].

Деятельность по достижению упорядоченности в отношении объектов стандартизации осуществляется в российской культуре в режимах оптимального соответствия с универсальными международными нормами.

С середины 20 века основной разработчик и издатель международных стандартов -Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) - создана в 1946 г. по решению ООН. В работе ИСО участвуют в разных подразделениях до 150 государств, в том числе Россия. Стандарты ИСО приняты в качестве национальных с уточнениями («модификациях») государствами, в том числе в России, с названием - Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ). Специалисты ИСО предложили относительно совершенную творческую систему квалиметрических измерений общественных, в том числе экономических и социальных объектов, организованную в форме стандартов и их постоянных модификаций. Наиболее распространённые классы стандартов ИСО, каждый из которых постоянно совершенствуется: ISO 9000 Управление качеством; iSo 14000 Экологический менеджмент; ISO 3166 Коды стран; ISO 26000 Социальная ответственность; ISO 50001 Энергетический менеджмент; ISO 31000 Управление рисками; ISO 22000 Управление безопасностью продуктов питания; ISO 27001 Управление информационной безопасностью; ISO 20121 Экологическая самоокупаемость мероприятий [9].

Стандарт ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility» на английском языке был опубликован 28 октября 2010 г. и признан официальным текстом. В 2012 г. был создан российский аналог ISO 26000 - ГОСТ Р ИСО 26000-2012 с названием «Руководство по социальной ответственности Guidance on social responsibility ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility» [3; 4]. Международный стандарт ISO 26000:2010 является авторитетным документом по принципам и основному содержанию социальной ответственности, её основным темам и проблемам, способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии и системы, практики и изменения деятельности организации.

Субъектом социально ответственной деятельности по критерию данного стандарта является организация. Основные значения состояния и понятия «организация»: часть управленческой деятельности,

специализирующейся на процессах координации действий отдельных элементов системы и достижении взаимного соответствия

функционирования её частей; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определённой структуры; планомерно созданное устойчивое объединение людей для выполнения определённой деятельности или заданных функций; процессы создания структурных частей объекта или объекта в целом; планомерно созданное устройство [6, с. 343].

По критериям Международного стандарта ISO 26000:2010 организация (organization) - единица или группа людей и объектов с соответствующей системой обязанностей, полномочий и отношений, а также с определяемыми целями, исключая обладающие суверенитетом правительства [3; 4]. По мнению разработчиков, необходимость в стандартизации социальной ответственности проявляют не менее шести групп заинтересованных общественных объектов («сторон»): потребители; государства;

промышленность; трудящиеся;

неправительственные организации (НПО); организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности; иные группы потребителей.

Множественность и разнообразие социально ответственной деятельности акторов

общественной жизни по критерию стандарта упорядочивается принципами. Принципов социальной ответственности по критерию значения понятия «принцип» (principle) -фундаментальная основа принятия решения или поведения - не мене семи: подотчётность (accountability); прозрачность (transparency); этичное поведение; уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона; соблюдение международных норм поведения; соблюдение прав человека.

Разнообразие деятельности организации, в особенности субъектов экономической деятельности в условиях дефицита ресурсов, отличается противоречивыми показателями, в том

числе явления недобросовестной конкуренции, продвижением на рынки некачественных услуг и товаров, иные нарушения и достижения. По критерию социальной ответственности позитивное содержание деятельности организации упорядочивается в семи областях («темах», направлениях, проблематике) - организационное управление; права человека; трудовые практики; окружающая среда; добросовестные деловые практики; проблемы, связанные с потребителями; участие в деятельности сообществ и их развитие.

Каждая из проблематик («направлений») содержит конкретные («отдельные») проблемы с учётом ценностей социальной справедливости в условиях глобализирующегося человечества. Например, область («тема») «права человека» в контексте социально ответственной деятельности означает решение восьми проблем: Проблема 1: Должная предусмотрительность. Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека. Проблема 3: Избежание соучастия. Проблема 4: Удовлетворение жалоб. Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы. Проблема 6: Гражданские и политические права. Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права. Проблема 8: Основные права в сфере труда [3; 4].

Фактор организационного управления (organizational governance) - системы, посредством которой организация принимает и реализует решения для достижения своих целей, имеет первичное значение, которому подчиняются иные области ответственной деятельности.

В 21 веке по причинам противоречий между потребностями населения и возможностью их удовлетворения акторами социальной

ответственности возникает необходимость в регулировании и сознательном управлении социально ответственной деятельностью. Представлены различные концепции и частные варианты практик социальной ответственности, конкретизированные и творчески

усовершенствованные на основе принципов и направлений («тем») и проблем, изложенных в стандарте ISO 26000 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012.

Под действием противоречивых факторов глобализации актуализируются новые аспекты социальной ответственности. В документах ООН [10] - «Декларация по окружающей среде и развитию», «Декларация по устойчивому развитию», «Цели развития тысячелетия» и иных актуализируют фактор устойчивого развития общественного объекта. По критериям глобальности «устойчивое развитие (sustainable development) - развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности». По критериям идеалов человечества устойчивое развитие относится к состоянию единства («объединению») целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми. Актуальным

показателем взаимозависимости выступает критерий «прав человека в социальной политике».

Общечеловеческое содержание многих аспектов охраны окружающей среды и здоровья, признание ООН ответственности государств за борьбу с бедностью и иными общезначимыми видами деятельности означает, что социальная ответственность предприятия (организации) актуализирует предметное осуществление идеалов социальной справедливости.

Идеал социальной справедливости осуществим в режимах единства деятельности государства и институтов гражданского общества, в том числе социально ответственной деятельности бизнеса, общественных

организаций. В России координация социально ответственной деятельности экономических институтов гражданского общества эффективно осуществляется Российским союзом

промышленников и предпринимателей (РСПП). В частности, специалисты РСПП в 2011 г. создали на основе стандартов социальной ответственности ИСО рекомендации российским компаниям по проведению самооценки организации их деятельности с целями оптимизации управления и успешной практики российского бизнеса в глобализующемся 21 веке [11].

Заключение

Обоснованные специалистами менеджмента принципы социальной ответственности ISO 26000:2010 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012, — подотчётность; прозрачность; этичное поведение; уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона; соблюдение международных норм поведения; соблюдение прав человека — принадлежат к информационному множеству, объединяющему противоречивые изменения глобализации в государствах человечества.

Для оптимизации управления социальными взаимодействиями субъектов экономической деятельности во внешних и внутренних системах функционирования необходима апробация соответствия руководящих документов организации содержанию терминов, принципов и соответствию направлений деятельности критериев социальной ответственности, зафиксированных в стандарте ISO 26000. В условиях публичного управления организации по критериям социальной ответственности необходима система общепринятой нефинансовой и финансовой отчётности для массовой аудитории и многомерных потребителей. Под действием факторов актуализации новых показателей глобализации, например, по критерию 17-ти целей устойчивого развития человечества, принятых деятелями ООН в документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» [12], стандарты социальной ответственности обречены функционировать в режиме публичного совершенствования.

Глобальные аспекты публичного управления социальной ответственности организации по

критериям международных и российских стандартов интегрируются в безграничных стремлениях человека и его социально организованных систем жизнедеятельности к оптимальному и гармоничному

функционированию.

Библиографический список

1. ВАК. Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - http://teacode.com/online/vak, свободный.

2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / колл. авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М, 2016. -320 с.

3. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012, свободный.

4. ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility [Электронный ресурс]. Режим доступа - www.ksovok.com/doc/iso, свободный.

5. Баранов, Г.В. Философия в культуре: монография / Г.В. Баранов. - Омск, 2015. - 280 с.

6. Антонова, Ю.И. Теория и история экономики: словарь понятий / Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов. - Омск, 2010. - 472 с.

7. Баранов, Г.В. Понятия политологической культуры / Г.В. Баранов. - Омск, 2012. - 300 с.

8. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/633909, свободный.

9. ИСО - Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.iso.org/iso/ru/, свободный.

10. Документы ООН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/, свободный.

11. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rspp.ru, свободный.

12. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/, свободный.

GLOBAL ASPECTS OF STANDARDIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION

Yu.I. Antonova, G.V. Baranov

Abstract. The article analyzes the contents of the global aspects of the public organization's social responsibility; characterized by the spirit and principles of social responsibility on the international standard ISO criteria; The factors of social responsibility and economic unity of the organization of civil society; principles and issues of social responsibility of public organizations are evaluated according to the criteria of the historic opportunity of social justice.

Keywords: globalization, оИ1^ of риЫю, global problems, standardization, the social responsibility of the organization, social responsibility standards, principles of social responsibility.

References

1. VAK. Pasport special'nosti [VAK. Congue proprii]. Available at: http://teacode.com/online/vak, svobodnyj.

2. Korporativnaja social'naja otvetstvennost': uchebnik [Corporate socialis responsabilitatis]. I.Ju. Beljaevoj, M.A. Jeskindarova. Moscow, 2016. 320 p.

3. GOST R ISO 26000-2012 Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti. [State standart ISO 260002012 ductu R in socialis responsabilitatis]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012, svobodnyj.

4. ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility [ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility]. Available at: www.ksovok.com/doc/iso, svobodnyj.

5. Baranov G.V. Filosofija v kul'ture [In philosophia culturae].Omsk, 2015. 280 p.

6. Antonova Ju.I., Baranov G.V. Teorija i istorija jekonomiki: slovar' ponjatij [Theoria Ciceronis Historia Dictionary conceptuum]. Omsk, 2010. 472 p.

7. Baranov G.V. Ponjatija politologicheskoj kul'tury [Conceptus culturae et politica]. Omsk, 2012. 300 p.

8. Federal'nyj zakon ot 29 ijunja 2015. N 162-FZ «O standartizacii v Rossijskoj Federacii» [Lex Federal Federal 29 June 2015 N-162 FZ "Standardization in in Russian Foederatio].Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/633909,

9. ISO - Mezhdunarodnaja organizacija po standartizacii [ISO - International organization for standardization]. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/, svobodnyj.

10. Dokumenty OON [Documenta Nationum]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/, svobodnyj.

УДК 338.36

11. Rossijskij sojuz promyshlennikov i predprinimatelej [Unio Russian industrialists et ergolabos]. Available at: www.rspp.ru, svobodnyj.

12. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnja v oblasti ustojchivogo razvitija na period do 2030 [Transforming Our World: The agenda for sustainable development for the period till 2030]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/, svobodnyj.

Антонова Юлия Ивановна (Россия, г. Омск) -старший преподаватель кафедры

«Общественные науки» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омский филиал (644001, г. Омск, ул. Масленникова, 43, е-mail: YIAntonova@fa.ru).

Баранов Геннадий Владимирович (Россия, г. Омск) - профессор, доктор философских наук, профессор кафедры «Общественные науки» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омский филиал (644001, г. Омск, ул. Масленникова, 43, е-mail: 2014gennadii@mail. ru).

Antonovа Julia Ivanovna (Russian Federation, Omsk) - senior teacher Department of «Social Sciences» FGOBU HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation", Omsk branch (644001, Omsk, Maslennikov St., 43, e-mail: YIAntonova@fa.ru).

Baranov Gennady Vladimirovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of philosophical science, professor Department of "Social Sciences" FGOBU HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation", Omsk branch (644001, Omsk, Maslennikov St., 43, e-mail: 2014gennadii@mail. ru).

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Е.А. Байда ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос возможности создания и внедрения на российских предприятиях собственных производственных систем на основе обобщения зарубежного и отечественного опыта применения инструментов бережливого производства с целью снижения издержек производства, временных потерь и повышения производительности труда как одного из важнейших показателей социально-экономического развития страны. Также в статье обосновывается целесообразность и своевременность внедрения национальных стандартов по бережливому производству, как инструментов эффективного производственного менеджмента.

Ключевые слова: производственный менеджмент, бережливое производство, производственная система, конкурентоспособность, организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.