РАЗДЕЛ V ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 65.011+316.42
ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Омский филиал, Россия, г. Омск.
Аннотация. В статье анализируется содержание глобальных аспектов публичной социальной ответственности организации; характеризуется сущность и принципы социальной ответственности по критериям международного стандарта ИСО; исследуется фактор единства социальной ответственности организации и экономических институтов гражданского общества; принципы и проблематика публичной социальной ответственности организации оцениваются по критериям исторической возможности осуществления социальной справедливости.
Ключевые слова: глобализация, публичность управления, глобальные проблемы, стандартизация, социальная ответственность организации, стандарты социальной ответственности, принципы социальной ответственности.
Введение
По критерию паспорта специальности «08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством», предложенному специалистами ВАК России, актуальной областью экономических исследований, является область, обозначенная «10. Менеджмент». По критериям глобализации в составе многомерного содержания данной области исследований приоритетной оценивается объект исследования - «10.3. Публичное управление в условиях глобализации и становления информационного общества. Особенности национальной организации системы публичного управления» [1].
Основные значения слова и понятия «публичный»: 1) слово латинского языка, переводимое на русский язык словом "общественный"; 2) происходящий открыто и гласно, доступно для потребителя/аудитории; 3) общественный, не частный. В статье исследуется ограниченный (частный) аспект публичности деятельности организации по критериям принципов социальной ответственности глобального (международного) и российского уровней, связанных с Международным стандартом ISO 26000:2010 и его российским аналогом ГОСТ Р ИСО 26000-2012. В исследованиях российских авторов по проблематике социально ответственного публичного управления актуализируется и многомерно творчески исследуется аспект корпоративной социальной ответственности (Благов, Ю. Е., Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е., Коротков Э. М., С. Е. Литовченко, Тульчинский Г. Л. и др.).
Новейшие исследования проблематики обобщены в учебнике учёных Финуниверситета, изданного в 2016 г. под ред. И. Ю. Беляевой и М.
А. Эскиндарова [2]. В частности, исследована роль социальной ответственности в формировании деловой репутации компании, проанализированы модели корпоративной социальной
ответственности, рассмотрена практика реализации концепции КСО за рубежом и в России, пути и проблемы повышения социальной ответственности российских компаний, показаны новые технологии решений социальных проблем на корпоративном уровне.
Глобальность проблематики социальной ответственности
В абстрактном значении состояние ответственность есть «1) состояние зависимости жизни и деятельности человека от иного идеального или вещественного объекта/состояния бытия, которое (иное) оценивается человеком в качестве определяющего основания собственных жизни и деятельности; 2) состояние жизни и деятельности человека, при котором человек исполняет или нарушает нормы юридических и моральных законов и требований социума/общества» [2,с. 190-191]. Разновидностью материальной ответственности является ответственность экономическая - обязанность «экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам и выполнять договоры, соблюдать законы и платить налоги, компенсировать ущерб, нанесённый чужой собственности и окружающей среде» [3, с. 253].
По критериям Международного стандарта ISO 26000:2010 и его российского национального эквивалента, социальная ответственность (social responsibility) характеризуется как
«ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное
поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому
законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях» [3; 4].
Исторически институты гражданского общества, в частности неправительственные организации, и государства предпринимали действия относительно различных аспектов социальной ответственности на рубеже 19-20 веков применительно к системам бизнеса. По критериям идеологии социальной справедливости в европейской культуре 19-20 вв. критерий социальной ответственности акторов
хозяйственной деятельности абсолютизировался и оценивался агитационными средствами «социальное партнёрство», борьбы «за власть трудящихся», «права и свободы человека» и аналогичное. Хаос мнений о социальной ответственности сопровождался антигуманными методами экономической и общественной деятельности. Хаосный фактор эволюции человечества служит поводом для учёных и деятелей культуры создать и реализовать высшие ценности бытия человека - идеалы - в оптимальных условиях удовлетворения витальных и общественных потребностей людей.
Профессионально обоснованием и пропагандой идеалов в культуре человечества заняты специалисты философии (философских наук). «Философами предложены человечеству универсальные идеалы: свобода, справедливость, истина, благо, добро, красота, гармония, гуманность, совершенство, Бог как высшее персонифицированное совершенство» [5, с. 8.]. Утверждение высших ценностей жизни в состояние вещественной реализации происходит противоречиво в исторических условиях и по критерию формы утверждения в системах культуры.
Исследователи современных аспектов глобализации 20-21 вв. выделяют новые особенности данного класса общественных изменений - эссенциальная (сущностная) зависимость глобальных проблем от состояния социальной ответственности акторов (субъектов) человечества. Многомерное содержание проблематики глобализации по критерию сущности объекта исследования может быть осознано в следующих описания: глобализация -«процесс формирования общемирового финансово-экономического и информационного пространства на базе новых информационных технологий и средств коммуникаций [6, с. 432]; «слово английского языка, переводимое на русский язык словами "всемирный", "всеобщий"; распространение действия фактора за пределы государства или определённого класса деятельности» [7, с. 40].
Один из важных для проблем менеджмента аспектов глобализации - достижение показателей единства и нормы стабильности формирующегося общечеловеческого технического, финансово-экономического и информационного пространства. По критериям систем управления средством достижения нормы и стабильности объекта выступает (является) стандарт и связанная с ним деятельность стандартизации. Основные абстрактные значения состояния и понятия «стандарт»: «1) официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики и требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции; 2) образец и эталон, с которым сравниваются другие подобные объекты» [3, с. 331].
По критериям современной постоянно реформирующейся организационно-правовой культуры России «стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене,
опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации» [8]; объект стандартизации - продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты [8].
Деятельность по достижению упорядоченности в отношении объектов стандартизации осуществляется в российской культуре в режимах оптимального соответствия с универсальными международными нормами.
С середины 20 века основной разработчик и издатель международных стандартов -Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) - создана в 1946 г. по решению ООН. В работе ИСО участвуют в разных подразделениях до 150 государств, в том числе Россия. Стандарты ИСО приняты в качестве национальных с уточнениями («модификациях») государствами, в том числе в России, с названием - Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ). Специалисты ИСО предложили относительно совершенную творческую систему квалиметрических измерений общественных, в том числе экономических и социальных объектов, организованную в форме стандартов и их постоянных модификаций. Наиболее распространённые классы стандартов ИСО, каждый из которых постоянно совершенствуется: ISO 9000 Управление качеством; iSo 14000 Экологический менеджмент; ISO 3166 Коды стран; ISO 26000 Социальная ответственность; ISO 50001 Энергетический менеджмент; ISO 31000 Управление рисками; ISO 22000 Управление безопасностью продуктов питания; ISO 27001 Управление информационной безопасностью; ISO 20121 Экологическая самоокупаемость мероприятий [9].
Стандарт ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility» на английском языке был опубликован 28 октября 2010 г. и признан официальным текстом. В 2012 г. был создан российский аналог ISO 26000 - ГОСТ Р ИСО 26000-2012 с названием «Руководство по социальной ответственности Guidance on social responsibility ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility» [3; 4]. Международный стандарт ISO 26000:2010 является авторитетным документом по принципам и основному содержанию социальной ответственности, её основным темам и проблемам, способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии и системы, практики и изменения деятельности организации.
Субъектом социально ответственной деятельности по критерию данного стандарта является организация. Основные значения состояния и понятия «организация»: часть управленческой деятельности,
специализирующейся на процессах координации действий отдельных элементов системы и достижении взаимного соответствия
функционирования её частей; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определённой структуры; планомерно созданное устойчивое объединение людей для выполнения определённой деятельности или заданных функций; процессы создания структурных частей объекта или объекта в целом; планомерно созданное устройство [6, с. 343].
По критериям Международного стандарта ISO 26000:2010 организация (organization) - единица или группа людей и объектов с соответствующей системой обязанностей, полномочий и отношений, а также с определяемыми целями, исключая обладающие суверенитетом правительства [3; 4]. По мнению разработчиков, необходимость в стандартизации социальной ответственности проявляют не менее шести групп заинтересованных общественных объектов («сторон»): потребители; государства;
промышленность; трудящиеся;
неправительственные организации (НПО); организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности; иные группы потребителей.
Множественность и разнообразие социально ответственной деятельности акторов
общественной жизни по критерию стандарта упорядочивается принципами. Принципов социальной ответственности по критерию значения понятия «принцип» (principle) -фундаментальная основа принятия решения или поведения - не мене семи: подотчётность (accountability); прозрачность (transparency); этичное поведение; уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона; соблюдение международных норм поведения; соблюдение прав человека.
Разнообразие деятельности организации, в особенности субъектов экономической деятельности в условиях дефицита ресурсов, отличается противоречивыми показателями, в том
числе явления недобросовестной конкуренции, продвижением на рынки некачественных услуг и товаров, иные нарушения и достижения. По критерию социальной ответственности позитивное содержание деятельности организации упорядочивается в семи областях («темах», направлениях, проблематике) - организационное управление; права человека; трудовые практики; окружающая среда; добросовестные деловые практики; проблемы, связанные с потребителями; участие в деятельности сообществ и их развитие.
Каждая из проблематик («направлений») содержит конкретные («отдельные») проблемы с учётом ценностей социальной справедливости в условиях глобализирующегося человечества. Например, область («тема») «права человека» в контексте социально ответственной деятельности означает решение восьми проблем: Проблема 1: Должная предусмотрительность. Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека. Проблема 3: Избежание соучастия. Проблема 4: Удовлетворение жалоб. Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы. Проблема 6: Гражданские и политические права. Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права. Проблема 8: Основные права в сфере труда [3; 4].
Фактор организационного управления (organizational governance) - системы, посредством которой организация принимает и реализует решения для достижения своих целей, имеет первичное значение, которому подчиняются иные области ответственной деятельности.
В 21 веке по причинам противоречий между потребностями населения и возможностью их удовлетворения акторами социальной
ответственности возникает необходимость в регулировании и сознательном управлении социально ответственной деятельностью. Представлены различные концепции и частные варианты практик социальной ответственности, конкретизированные и творчески
усовершенствованные на основе принципов и направлений («тем») и проблем, изложенных в стандарте ISO 26000 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012.
Под действием противоречивых факторов глобализации актуализируются новые аспекты социальной ответственности. В документах ООН [10] - «Декларация по окружающей среде и развитию», «Декларация по устойчивому развитию», «Цели развития тысячелетия» и иных актуализируют фактор устойчивого развития общественного объекта. По критериям глобальности «устойчивое развитие (sustainable development) - развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности». По критериям идеалов человечества устойчивое развитие относится к состоянию единства («объединению») целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми. Актуальным
показателем взаимозависимости выступает критерий «прав человека в социальной политике».
Общечеловеческое содержание многих аспектов охраны окружающей среды и здоровья, признание ООН ответственности государств за борьбу с бедностью и иными общезначимыми видами деятельности означает, что социальная ответственность предприятия (организации) актуализирует предметное осуществление идеалов социальной справедливости.
Идеал социальной справедливости осуществим в режимах единства деятельности государства и институтов гражданского общества, в том числе социально ответственной деятельности бизнеса, общественных
организаций. В России координация социально ответственной деятельности экономических институтов гражданского общества эффективно осуществляется Российским союзом
промышленников и предпринимателей (РСПП). В частности, специалисты РСПП в 2011 г. создали на основе стандартов социальной ответственности ИСО рекомендации российским компаниям по проведению самооценки организации их деятельности с целями оптимизации управления и успешной практики российского бизнеса в глобализующемся 21 веке [11].
Заключение
Обоснованные специалистами менеджмента принципы социальной ответственности ISO 26000:2010 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012, — подотчётность; прозрачность; этичное поведение; уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона; соблюдение международных норм поведения; соблюдение прав человека — принадлежат к информационному множеству, объединяющему противоречивые изменения глобализации в государствах человечества.
Для оптимизации управления социальными взаимодействиями субъектов экономической деятельности во внешних и внутренних системах функционирования необходима апробация соответствия руководящих документов организации содержанию терминов, принципов и соответствию направлений деятельности критериев социальной ответственности, зафиксированных в стандарте ISO 26000. В условиях публичного управления организации по критериям социальной ответственности необходима система общепринятой нефинансовой и финансовой отчётности для массовой аудитории и многомерных потребителей. Под действием факторов актуализации новых показателей глобализации, например, по критерию 17-ти целей устойчивого развития человечества, принятых деятелями ООН в документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» [12], стандарты социальной ответственности обречены функционировать в режиме публичного совершенствования.
Глобальные аспекты публичного управления социальной ответственности организации по
критериям международных и российских стандартов интегрируются в безграничных стремлениях человека и его социально организованных систем жизнедеятельности к оптимальному и гармоничному
функционированию.
Библиографический список
1. ВАК. Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - http://teacode.com/online/vak, свободный.
2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / колл. авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М, 2016. -320 с.
3. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012, свободный.
4. ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility [Электронный ресурс]. Режим доступа - www.ksovok.com/doc/iso, свободный.
5. Баранов, Г.В. Философия в культуре: монография / Г.В. Баранов. - Омск, 2015. - 280 с.
6. Антонова, Ю.И. Теория и история экономики: словарь понятий / Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов. - Омск, 2010. - 472 с.
7. Баранов, Г.В. Понятия политологической культуры / Г.В. Баранов. - Омск, 2012. - 300 с.
8. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/633909, свободный.
9. ИСО - Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.iso.org/iso/ru/, свободный.
10. Документы ООН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/, свободный.
11. Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rspp.ru, свободный.
12. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/, свободный.
GLOBAL ASPECTS OF STANDARDIZATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION
Yu.I. Antonova, G.V. Baranov
Abstract. The article analyzes the contents of the global aspects of the public organization's social responsibility; characterized by the spirit and principles of social responsibility on the international standard ISO criteria; The factors of social responsibility and economic unity of the organization of civil society; principles and issues of social responsibility of public organizations are evaluated according to the criteria of the historic opportunity of social justice.
Keywords: globalization, оИ1^ of риЫю, global problems, standardization, the social responsibility of the organization, social responsibility standards, principles of social responsibility.
References
1. VAK. Pasport special'nosti [VAK. Congue proprii]. Available at: http://teacode.com/online/vak, svobodnyj.
2. Korporativnaja social'naja otvetstvennost': uchebnik [Corporate socialis responsabilitatis]. I.Ju. Beljaevoj, M.A. Jeskindarova. Moscow, 2016. 320 p.
3. GOST R ISO 26000-2012 Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti. [State standart ISO 260002012 ductu R in socialis responsabilitatis]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012, svobodnyj.
4. ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility [ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility]. Available at: www.ksovok.com/doc/iso, svobodnyj.
5. Baranov G.V. Filosofija v kul'ture [In philosophia culturae].Omsk, 2015. 280 p.
6. Antonova Ju.I., Baranov G.V. Teorija i istorija jekonomiki: slovar' ponjatij [Theoria Ciceronis Historia Dictionary conceptuum]. Omsk, 2010. 472 p.
7. Baranov G.V. Ponjatija politologicheskoj kul'tury [Conceptus culturae et politica]. Omsk, 2012. 300 p.
8. Federal'nyj zakon ot 29 ijunja 2015. N 162-FZ «O standartizacii v Rossijskoj Federacii» [Lex Federal Federal 29 June 2015 N-162 FZ "Standardization in in Russian Foederatio].Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/633909,
9. ISO - Mezhdunarodnaja organizacija po standartizacii [ISO - International organization for standardization]. Available at: http://www.iso.org/iso/ru/, svobodnyj.
10. Dokumenty OON [Documenta Nationum]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/, svobodnyj.
УДК 338.36
11. Rossijskij sojuz promyshlennikov i predprinimatelej [Unio Russian industrialists et ergolabos]. Available at: www.rspp.ru, svobodnyj.
12. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnja v oblasti ustojchivogo razvitija na period do 2030 [Transforming Our World: The agenda for sustainable development for the period till 2030]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/, svobodnyj.
Антонова Юлия Ивановна (Россия, г. Омск) -старший преподаватель кафедры
«Общественные науки» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омский филиал (644001, г. Омск, ул. Масленникова, 43, е-mail: [email protected]).
Баранов Геннадий Владимирович (Россия, г. Омск) - профессор, доктор философских наук, профессор кафедры «Общественные науки» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омский филиал (644001, г. Омск, ул. Масленникова, 43, е-mail: 2014gennadii@mail. ru).
Antonovа Julia Ivanovna (Russian Federation, Omsk) - senior teacher Department of «Social Sciences» FGOBU HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation", Omsk branch (644001, Omsk, Maslennikov St., 43, e-mail: [email protected]).
Baranov Gennady Vladimirovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of philosophical science, professor Department of "Social Sciences" FGOBU HPE «Financial University under the Government of the Russian Federation", Omsk branch (644001, Omsk, Maslennikov St., 43, e-mail: 2014gennadii@mail. ru).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Е.А. Байда ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос возможности создания и внедрения на российских предприятиях собственных производственных систем на основе обобщения зарубежного и отечественного опыта применения инструментов бережливого производства с целью снижения издержек производства, временных потерь и повышения производительности труда как одного из важнейших показателей социально-экономического развития страны. Также в статье обосновывается целесообразность и своевременность внедрения национальных стандартов по бережливому производству, как инструментов эффективного производственного менеджмента.
Ключевые слова: производственный менеджмент, бережливое производство, производственная система, конкурентоспособность, организация.