_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 316.4+321
Баранов Геннадий Владимирович
доктор философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА РОССИИ
Аннотация
Характеризуется специфика гражданского общества в решении социальных проблем населения; определяется значение критерия социальной ответственности в деятельности институтов гражданского общества России
Ключевые слова
гражданское общество; социальная ответственность; социально ориентированные проекты
В абстрактном значении состояние ответственности означает «...необходимость и обязанность для человека и всякого субъекта общества подвергаться организованному или непосредственному воздействию иных людей и субъектов общества за совершённые действия; основные классы ответственности -юридическая, дисциплинарная, моральная, материальная, ин-формационная...» [1, с. 253].
По критерию мировоззрения ответственность есть: «1) состояние зависимости жизни и деятельности человека от иного идеального или вещественного объекта/состояния бытия, которое (иное) оценивается человеком в качестве определяющего основания собственных жизни и деятельности; 2) состояние жизни и деятельности человека, при котором человек исполняет или нарушает нормы юридических и моральных законов и требований социума/общества» [2, с. 190-191].
В российском национальном стандарте «Руководство по социальной ответственности», составленном на основе международного стандарта ISO - ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility», предложено описательное современное объяснение социальной ответственности. Социальная ответственность (social responsibility) - это «ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях» [3, с. 16].
Основные значения понятия «гражданское общество»: «1) часть общества, в которой свободно и добровольно действуют люди и организации, реализуя собственные потребности и интересы, без применения государственно-организованного насилия; 2) система неидеологизированных и неполитизированных экономических, социальных, идеационных процессов и состояний, являющихся результатами свободной активности людей в составе государства; 3) множество нравственных, религиозных, семейных, социально-экономических институтов и общественных отношений, функционирующих как средство удовлетворения интересов индивида и социальных групп» [4, с. 49]. В абстрактном обобщении понятием гражданского общества обозначают многомерное и противоречивое состояние общественной деятельности физических и юридических лиц, граждан и общественных групп в государстве по достижению частных (локальных) результатов с применением самостоятельно созданных (привлечённых) средств при соблюдении юридических, моральных и иных норм культуры.
Формирование понятия гражданского общества по логическим критериям относится к одному из методов («приёму») образования понятия - «отождествляющее абстрагирование - при выделении признаков
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
предмета все предметы данного класса как бы признаются равными друг другу по данному признаку без учёта иных их признаков» [5, с. 21].
Специалистами социальной философии, политологических и социологических наук выделены и охарактеризованы общие признаки, а также основные части (элементы) состояния гражданского общества: множество негосударственных общественных институтов и общественных отношений, в том числе, собственность, предпринимательство, труд; система независимых от государства производителей товаров и услуг - субъектов хозяйствования; общественные объединения и организации; политические партии и движения; система негосударственного образования и воспитания; социальный институт семьи; религия в её конфессиональных формах и иные. По оценке специалистов социологических наук необходимо исследовать специфику институтов гражданского общества, которые функционируют с целями оптимального общественного взаимодействия разнородных групп в государстве, органов власти и управления с населением.
В каждом из государств человечества («мира») имеются исторические и актуальные особенности функционирования институтов гражданского общества. По этой причине специалистами различаются оценки показателей и уровня совершенства институтов гражданского общества в каждом отдельном государстве.
В современной России 21 века функционирование институтов гражданского общества регламентируется Федеральными законами об общественных объединениях, политических партиях, некоммерческих организациях, меценатской деятельности, благотворительной деятельности и иных. Эволюция гражданского общества в России есть показатель демократического развития социального государства на основе соблюдения Основного закона - Конституции Российской Федерации. По статье 30 Конституции РФ «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём» [6].
В России общественные объединения создаются в двух организационных формах: отдельная организационно-правовая форма, любая организационно-правовая форма. Отдельная организационно-правовая форма представлена в состояниях - общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Любая организационно-правовая форма устанавливается при соблюдении российского законодательства в определённых случаях, например, в случае определения статуса профсоюзов.
Специалисты различают абстрактный и юридический значения используемых в российской общественной культуре понятий, обозначающих виды неправительственных, негосударственных добровольных объединений граждан государства на основе их автономных совместных интересов и целей.
В условиях глобализирующегося человечества состояние социальной ответственности распространяется на все классификационные единицы общества, в том числе и на элементы системы гражданского общества. По причинам противоречий между потребностями населения и возможностью их удовлетворения деятельностью государства и иными способами возникает необходимость в регулировании и сознательном управлении социально ответственной деятельностью физических и юридических лиц. Представлены различные концепции и частные варианты практик социальной ответственности, например, концепция корпоративной социальной ответственности [7: 8;9].
Адаптация частные вариантов практик социальной ответственности на уровне физических и юридических лиц гражданского общества является относительно сложной проблемой и может решаться по критерию добровольности и моральной ответственности субъектов гражданского общества. В условиях конкурентных взаимодействий государств и иных акторов человечества, а также в Российской Федерации, для субъектов гражданского общества первичным фактором является соответствие их деятельности Конституции государства и его (государства) комплексу нормативных актов. Критерии социального правового государства и социальной ответственности совпадают в сущности, но различаются по качественным и количественным показателям исторической культурной специфики государства.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Применительно к историческим фактам эволюции России в 21 в. краткосрочные цели деятельности субьектов гражданского общества являются приоритетными. Названную особенность акцентировали, в частности, 14-15 января 2015 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова участники Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития. Форум организовали Общественная палата Российской Федерации и общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» по проблеме поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Выступающие, в частности, Президент Лиги здоровья нации, академик Л.А. Бокерия, особо выделил исторический факт необходимости поддержки государства для развития гражданского общества и его основных функций», а также эффективность Президентской программы поддержки развития институтов гражданского общества, действующей в России с 2006 г. и достигшей в 2014 г. 3 млрд. 700 млн. рублей финансирования социально значимых проектов [10].
В выступлении Президента России Владимира Владимировича Путина представлены основные исторически возможные инновационные показатели эволюции российского гражданского общества в 20-е гг. 21 в. В частности: совершенствование партнёрства государства и гражданского общества; повышение эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций по решению общенациональных задач; консолидация финансовых ресурсов на социально значимые проекты поддержки инвалидов, ветеранов, детей-сирот, культурных и просветительских инициатив, развитие массового спорта. В истории России «добровольчество, благотворительность, меценатство» относятся к традиционным видам деятельности институтов гражданского общества и выражают базовые ценности россиян - чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие» [11].
Критерий социальной ответственности гражданского общества реализуется противоречиво, так как социальные группы общества имеют особенные социальные интересы. По этой причине оптимальный результат партнёрства органов власти и институтов гражданского общества как самоуправляемой части государства достигается в многомерных показателях.
Список использованной литературы:
1. Баранов Г.В. Современное хозяйство: словарь понятий. - Омск, 2009. 412 с.
2. Баранов Г.В. Понятия философской культуры. Омск, 2011. 392 с.
3. Руководство по социальной ответственности Guidance on social responsibility ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility. М., 2011.
4. Баранов Г.В. Понятия политологической культуры. Омск, 2012. 300 с.
5. Баранов Г.В. Логика. - 2-е изд., испр. - Омск, 2004. - 198 с.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. Баранов Г.В., Лейс Л.А. Корпоративная социальная ответственность и социальная политика // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конфер. 4 декабря 2013 г., г. Омск. - Омск, 2013. -С. 102-105.
8. Баранов Г.В., Бервицкая А.Б. Критерии эффективности внутренних корпоративных коммуникаций // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конфер. 4 декабря 2013 г., г. Омск. -Омск, 2013. - С. 195-198
9. Баранов Г.В., Залесский С.А. Социальная ответственность организации и её современные критерии // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конфер. 4 декабря 2013 г., г. Омск. -Омск, 2013. - С. 67-71.
10. Тезисы выступления Президента Лиги здоровья нации, академика Л.А. Бокерия на форуме. - Режим доступа: http://ligazn.ru/blog/view/
11. Выступление Президента России В.В. Путина на Общероссийским форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15-16 января 2015 г. - Режим доступа: http: //kremlin.ru/events/president/news/47480
© Г.В. Баранов, 2016