Научная статья на тему 'Глобальная и контекстная мотивация занятий спортом как фактор отношения к завершению спортивной карьеры'

Глобальная и контекстная мотивация занятий спортом как фактор отношения к завершению спортивной карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОНТЕКСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / GLOBAL MOTIVATION / CONTEXTUAL MOTIVATION / MOTIVATION OF SPORT ACTIVITY / THE REASONS OF SPORT CAREER TERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Ангелина Борисовна

Рассматривается мотивационная структура личности спортсмена как многоуровневое образование, включающее в себя глобальные, контекстные и ситуативные компоненты. Изучается влияние глобальных и контекстных компонентов мотивации на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational structure of athlete as a person is described in this article as multilevel formation, including contextual and situational components. The influence of global and contextual components of motivation to the significance of possible reason of sport career termination is studied in this article.

Текст научной работы на тему «Глобальная и контекстная мотивация занятий спортом как фактор отношения к завершению спортивной карьеры»

ГЛОБАЛЬНАЯ И КОНТЕКСТНАЯ МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ К ЗАВЕРШЕНИЮ СПОРТИВНОЙ карьеры

А. Б. Федоренко

В статье рассматривается мотивационная структура личности спортсмена как многоуровневое образование, включающее в себя глобальные, контекстные и ситуативные компоненты. Изучается влияние глобальных и контекстных компонентов мотивации на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры.

Ключевые слова: глобальная мотивация, контекстная мотивация, мотивация спортивной деятельности, причины завершения спортивной карьеры.

The article is about motivational structure of athlete as a person is described in this article as multilevel formation, including contextual and situational components. The influence of global and contextual components of motivation to the significance of possible reason of sport career termination is studied in this article.

Keywords: global motivation, contextual motivation, motivation of sport activity, the reasons of sport career termination.

Разрушаются основы самооценки.

Представители спортивной элиты, которые завершают спортивную карьеру обычно в период средней взрослости, оказываются в положении догоняющих своих сверстников, которые уже чего-то достигли в своих профессиях. Помимо проблем в профессиональной сфере, встают проблемы, связанные с семьей, формированием нового круга общения, перестройкой образа жизни в целом. Но спортсменам, которые привыкли побеждать, трудно быть в аутсайдерах. Все это грозит фрустрацией, неврозом, а иногда и деградацией личности [4].

Важно учитывать, что преждевременный уход закладывается гораздо раньше этапа финиша, поэтому профилактикой преждевременного ухода из спорта нужно заниматься

Неизбежно в жизни каждого спортсмена наступает заключительный этап спортивной карьеры. Это один из наиболее сложных этапов, так как от того, насколько подготовленным к уходу окажется спортсмен, зависит успешность дальнейшей самореализации личности вне спорта. Вместе с тем многие бывшие спортсмены оценивают свой уход из спорта как преждевременный.

Последствия преждевременного завершения спортивной карьеры чреваты разрушением, а не реконструкцией мотивационной сферы личности, в результате чего большинство спортсменов, даже среднего уровня, не говоря об элите, первое время ощущают себя «как в вакууме». Сугубо спортивная направленность личности теряет свой смысл, оставляя спортсмена без каких-либо внутренних ориентиров.

на протяжении всей спортивной карьеры.

По мнению многих исследователей, стержневой характеристикой личности, а также важнейшим фактором воздействия на различные стороны жизни спортсмена (в том числе и на отношение к завершению спортивной карьеры) является мотивация [2, 3].

Согласно концепции Валеранда, мотивацию следует рассматривать в совокупности и принимать во внимание все компоненты мотивации, так как каждый компонент представляет собой лишь частичку личности. Полный анализ мотивации должен включать внутреннюю, внешнюю мотивацию и амотивацию. Внутренняя, внешняя мотивация и амотивация существуют на трех уровнях общности: глобальном, контекстном и ситуативном. Глобальная мотивация относится к социальным факторам, которые распространены во всех аспектах жизнедеятельности человека. Контекстная мотивация отражает изменяющиеся факторы, которые являются основой одной особенной сферы жизни, например, спорта. Мотивация на ситуативном уровне относится к мотивации личности, увлекающейся какой-либо деятельностью в данный момент. Ситуативные факторы относятся к непостоянным, которые существуют в данное время, и не являются устойчивой основой регуляции поведения [5].

Таким образом, особо актуальным представляется нам изучение особенностей влияния глобальной и контекстной мотивации на отношение к завершению спортивной карьеры с целью профилактики преждевременного ухода из спорта и предупрежде-

ния негативных состояний личности спортсмена.

Цель исследования — определить особенности влияния глобальной и контекстной мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры.

Задачи исследования:

1. Определить особенности влияния глобальной мотивации на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры.

2. Определить особенности влияния контекстной мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры.

В исследовании приняли участие 142 спортсменки, специализирующиеся в эстетической гимнастике. Из них 27 КМС, 112 МС, 3 МСМК в возрасте от 16 до 26 лет.

Для определения влияния глобальных и контекстных факторов на решение о прекращении спортивной карьеры мы использовали следующие методики: методику В. Смейкала и М. Кучера «Направленность личности» для определения глобальных факторов. Данная методика позволяет определить направленность на себя, на взаимоотношения или на задание; методику Е. А. Калинина для определения контекстных факторов, позволяющую определить направленность в спорте на борьбу, общение, достижение, поощрение и самосовершенствование. Для определения возможных причин завершения спортивной карьеры мы использовали методику Н. Ильиной «Причины завершения спортивной карьеры» [1].

Полученные данные подверглись математической обработке методом корреляционного анализа.

Анализ взаимосвязи показателей методик В. Смейкала и М. Кучера «Направленность личности» с возможными причинами завершения спортивной карьеры показал следующие результаты.

Для направленных «на себя» спортсменок причиной прекращения спортивной карьеры может стать неудовлетворительное состояние спортивной базы (г = 0,24, р < 0,01) и достижение намеченной цели в спорте (г = 0,23, р < 0,01). Направленные на взаимоотношения видят возможной причиной завершения спортивной карьеры трудности совмещения занятий спортом с занятиями в университете (г = 0,20, р < 0,05), конфликты с тренером (г = 0,20, р < 0,05) и создание семьи (г = 0,17, р < 0,05). Показатель направленности на задание проявил одну обратную зависимость с такой причиной, как трудность совмещения занятий спортом и учебы (г = -0,27, р < 0,01).

Таким образом, глобальные мотивационные факторы влияют на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры. Направленность на себя и на взаимоотношения повышает значимость некоторых причин завершения спортивной карьеры, тогда как направленность на задание снижает их.

Рассмотрим влияние контекстных факторов спортивной деятельности на возможные причины завершения спортивной карьеры.

Анализ взаимосвязи между показателями методик спортивной моти-

вации Е. А. Калинина и возможными причинами завершения спортивной карьеры показал следующие результаты. Показатели направленности на достижение и поощрение проявили только прямые зависимости с причинами завершения спортивной карьеры. Тогда как показатели самосовершенствования и общения - только обратные зависимости. Показатель направленности на борьбу не выявил достоверных корреляционных связей с причинами завершения спортивной карьеры.

Для направленных на достижение причиной прекращения занятий спортом может стать недостаточное количество соревнований (г = 0,19, р < 0,05), а для направленных на поощрение - необходимость отрываться от дома, учебы и ездить на сборы (г = 0,18, р < 0,05) и достижение намеченной цели (г = 0,17, р < 0,05).

Спортсменки, направленные на самосовершенствование, не придают значения неудовлетворительному состоянию спортивной базы (г = -0,20, р < 0,05) и неуверенности в своих силах (г = -0,16, р < 0,05). Для направленных на общение спортсменок достижение намеченной цели (г = -0,20, р < 0,05), трудности совмещения учебы и тренировок (г = -0,20, р < 0,05), болезни и травмы (г = -0,17, р < 0,05), неудовлетворительное состояние спортивной базы (г = -0,19, р < 0,05) не являются причинами для завершения спортивной карьеры.

Таким образом, контекстные мотивы, направленные на жизнеобеспечение, повышают чувствительность спортсменок к трудностям различного рода, которые и побуждают спортсме-

нок завершить спортивную карьеру. Тогда как контекстные мотивы, направленные на самореализацию, снижают чувствительность к различным факторам, в том числе и к трудностям, снижающим комфортность занятий.

Различные компоненты глобальной и контекстной мотивации спортивной деятельности по-разному сказываются на оценке спортсменками значимости различных причин завершения спортивной карьеры. Развитие благоприятных компонентов как глобальной, так и контекстной мотивации может способствовать снижению значимости различных причин прекращения занятий спортом и способствовать спортивному долголетию.

Литература:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006.- 409, 480 с.

2. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности.- М.: Физкультура и спорт, 1984.- 13 с.

3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография // Под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2006.- 18 с.

4. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. - СПб.: Центр карьеры, 1999.- 188-189 с.

5. Vallerand R. J., Perreault S. Intrin-sti c and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology (edited by D. Smith, M. Bar-Eli), Champaign, III, 2007, Human Kinetics, 155-164.

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТАМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

В.Г. Самигуллина

Трудная жизненная ситуация клиента может центрироваться на его психологическом состоянии, эмоциональных и поведенческих аспектах его жизни. Понимание специалистом социальной работы трудной жизненной ситуации клиента необходимо для познания этих ситуаций, оказания помощи в процессе социально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальная работа, трудная жизненная ситуация.

Hard vivid situation of client may concentrate on his psychological condition, emotional and behavioral aspects of his life. Social works specialist’s comprehension of client’s hard vivid situation is necessary to understand these situations and to help in process of his social-pedagogical work.

Keywords: social-pedagogical work, social work, hard vivid situation.

В условиях социально-экономи- развития всего общества социально-

ческого и политического кризиса на- педагогические знания оказались

шей страны, снижения нравственного наиболее востребованными в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.