УДК 796.01:159.9 ББК 88.43 Ф 33
А.Б. Федоренко
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЛОБАЛЬНЫХ И КОНТЕКСТУАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Рассматривается мотивационная структура личности спортсмена как многоуровневое образование, включающее в себя глобальные, контекстуальные и ситуативные факторы. Изучается влияние таких глобальных факторов, как направленность на жизнеобеспечение и самореализацию, на контекстуальную мотивацию спортивной деятельности.
Ключевые слова: глобальные факторы, контекстуальные факторы, мотивация спортивной деятельности, направленность на жизнеобеспечение и самореализацию.
A.B.Fedorenko
INTERRELATION OF GLOBAL AND CONTEXTUAL COMPONENTS OF SPORTS
ACTIVITY MOTIVATION
Abstract. The paper examines the motivational structure of the athlete’s person as the multilevel education including global, contextual and situational factors. The author investigates influence of global factors, such as an orientation to life-support, to self-realization and to contextual motivation of sports activity.
Key words: global factors, contextual factors, sports activity motivation, an orientation to life-support and self-realization.
Процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов не может основываться лишь на совершенствовании сторон его спортивного мастерства, а должен рассматриваться как управление спортивной деятельностью, важнейшим рычагом которого является контроль за направленностью мотивации [1].
Влиянию мотивации в спорте посвящено большое количество работ. Среди них изучение мотивации достижения успеха и избегания неудачи, уровня притязаний и предпочтительного типа каузальной атрибуции, внешней и внутренней мотивации [2,3,4,5,6].
Но в исследованиях мотивации спортивной деятельности долгое время недооценивалась значимость глобальных факторов. По мере развития исследования мотивации все большее внимание стало привлекать то, что побуждением к деятельности может быть не обязательно мотивация, связанная с ситуацией, в которой человек находится, а мотивация, связанная с культурными нормами, традициями, принятыми в социуме, с нормами той группы, в которой человек находится. Следует учитывать, что мотивация является не только личностным феноменом, но и социальным.
Наиболее ясно системное рассмотрение мотивации выражено в концепции Валеранда [7]. Автор указывает, что спорт и другие аспекты жизни могут влиять друг на друга. А для того, чтобы понять человека как личность, мотивацию следует рассматривать в совокупности и принимать во внимание все компоненты мотивации, так как каждый компонент представляет лишь частичку личности.
Полный анализ мотивации должен включать внутреннюю, внешнюю мотивацию и амотивацию. Внутренняя мотивация предполагает занятие спортом ради собственного удовольствия. Противоположная внутренней мотивации внешняя мотивация предполагает занятие спортом не ради собственного удовольствия, а по какой-то внешней причине. Когда человек не мотивирован ни внутренне, ни внешне, получается, что он никак не
мотивирован (амотивирован). В этом случае он не имеет стойких побуждений к занятиям спортом, что приводит к их прекращению.
Внутренняя, внешняя мотивация и амотивация существуют на трех уровнях общности: глобальном, контекстуальном и ситуативном.
Согласно Валеранду, на глобальном уровне личность развивает глобальный мотивационный ориентир взаимодействия с окружающей средой внутренним, внешним и амотивационным способом. Глобальные факторы относятся к социальным факторам, которые распространены во всех аспектах жизнедеятельности человека. Поэтому следует учитывать, что социальные факторы наибольшим образом влияют на мотивацию на соответствующем уровне иерархии. Под контекстуальным уровнем понимается определенная сфера жизнедеятельности человека. В таких жизненных «контекстах» люди также развивают мотивационные ориентиры. Контекстуальные факторы представляют собой изменяющиеся факторы, которые являются основой одной особенной сферы жизни, например, спорта. Ситуативный уровень представляет третий и самый последний уровень иерархии. Мотивация на этом уровне относится к мотивации личности, увлекающейся какой-либо деятельностью в данный момент. Ситуативные факторы относятся к непостоянным, которые существуют в данное время, и не являются устойчивой основой регуляции поведения.
Следует учитывать потенциальное влияние мотивации, находящейся на более высоком уровне в данной иерархии, на мотивацию, находящуюся на уровень ниже, и двустороннее отношение между мотивацией на разных уровнях иерархии. Так, например, низкая ситуативная мотивация в результате сильного поражения в важном соревновании может оказать негативное влияние на контекстуальную мотивацию в спорте и способствовать уходу из спорта.
Таким образом, указывает автор, следует принимать во внимание мотивационные изменения, которые могут происходить, а также взаимодействие между разными уровнями мотивации.
Цель исследования - определить взаимосвязи глобальных и контекстуальных мотивационных ориентаций личности спортсмена.
Для определения главных мотивационных ориентаций личности мы использовали методику «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, которую рассматривали как глобальную мотивацию, позволяющую определить общежитейскую направленность и направленность на самореализацию (рабочую направленность) [8]. Общежитейскую направленность составляют такие компоненты, как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение, а рабочую направленность - общая активность, творческая активность и социальная полезность. Для определения контекстуальной мотивации спортивной деятельности мы использовали методику Ю. Я. Киселева, включающую 30 индикаторов, позволяющих оценить различные ее параметры [5]. Они сгруппированы и позволяют определить самооценки спортсмена в сфере спортивной деятельности, тип каузальной атрибуции, силу мотива к занятиям избранным видом спорта, самооценку собственных спортивных перспектив, условия приближения к главной цели в спорте, привлекательность последствий достижения успеха и избегания неудачи и преимущественную ориентацию спортсмена на достижения успеха и избегание неудачи.
Задачи исследования:
1. Определить влияние общежитейской и рабочей направленности личности, как главных мотивационных ориентаций, на мотивацию спортивной деятельности.
2. Определить влияние отдельных компонентов, составляющих общежитейскую и рабочую направленность личности, на мотивацию спортивной деятельности.
Мы полагаем, что главные мотивационные ориентации личности будут влиять на контекстуальные и ситуативные факторы спортивной деятельности.
В исследовании приняли участие 142 спортсменки, специализирующиеся в эстетической гимнастике. Из них 27 КМС, 112 МС, 3 МСМК в возрасте от 16 до 26 лет.
Полученные данные подверглись математической обработке методом корреляционного анализа.
Корреляционные связи интегральных индексов общежитейской и рабочей направленности показали следующие результаты.
Спортсменки с выраженной общежитейской направленностью занимаются спортом ради повышения собственного авторитета (внимание, уважение, восхищение) (г=0,21, р<0,01) и не хотят навсегда связывать свою последующую жизнь со спортом (г=-0,17 р<0,05), что свидетельствует о доминировании внешней мотивации и ориентации на конечный результат, а не на овладение мастерством. При хороших условиях и организации тренировочного процесса (г=0,27, р<0,01) им не хватает для достижения высот в спорте целеустремленности и терпения на тренировках (г=-0,32, р<0,01), хладнокровия и выдержки перед стартом (г=-0,23, р<0,01), умения собраться и выложиться в нужный момент (г=-0,20, р<0,05). Чем сильнее доминирует общежитейская направленность, тем менее выражена боязнь поражения спортсменки с потерей авторитета в глазах других людей (г=-0,17, р<0,05).
Спортсменки с выраженной рабочей направленностью высоко оценивают уровень своих спортивных достижений по сравнению с достижениями других спортсменов их возраста (г=0,17, р<0,05). Занимаются спортом они ради самосовершенствования (г=0,22, р<0,01) и ради повышения своего авторитета (г=0,17, р<0,05) и стремятся победить, чтобы повысить авторитет в глазах других людей (г=0,26, р<0,01). Таким образом, у них высоко развита промежуточная самооценка в сфере спортивной деятельности, внешняя и внутренняя мотивация, а именно ориентация не только на конечный результат, но и на приобретение мастерства. Боязнь поражения они связывают с сожалением о напрасно потраченном времени и здоровье (г=0,17, р<0,05) и со снижением самоуважения (г=0,17, р<0,05). Им вполне хватает для достижения успеха в спорте собственного спортивного таланта (г=0,25, р<0,01).
Анализ взаимосвязи отдельных компонентов, составляющих общежитейскую и рабочую направленности личности, с мотивацией спортивной деятельности показал следующие результаты.
Компоненты, составляющие общежитейскую направленность, выявили следующее.
Направленные на жизнеобеспечение спортсменки считают, что их достижения зависят от собственных спортивных способностей (г=0,20, р<0,05), что указывает на наличие благоприятного типа каузальной атрибуции, при котором успех объясняется наличием собственных способностей, а не сложившимися обстоятельствами.
Самые неблагоприятные для спортивной деятельности связи выявлены с показателем комфорта. Чем выше у спортсменок стремление к комфорту, тем меньше уверенность в достижении высоких спортивных результатов (г=-0,25, р<0,01) и желание связать свою последующую жизнь со спортом (г=0,29, р<0,01). При хороших условиях и организации тренировочного процесса (г=0,23, р<0,01) им не хватает целеустремленности и терпения на тренировках (г=-0,35, р<0,01) и выдержки перед стартом (г=-0,20, р<0,05), а боязнь поражения они не связывают со снижением своего авторитета (г=-0,18, р<0,05).
Направленные на социальный статус спортсменки занимаются спортом ради повышения авторитета (г=0,28, р<0,01) и считают, что их достижения зависят от собственного спортивного таланта (г=0,20, р<0,05). При хороших условиях и организации тренировочного процесса (г=0,24, р<0,01) им также не хватает целеустремленности и терпения на тренировках (г=-0,21, р<0,01).
Направленным на общение спортсменкам при достаточном уровне спортивного таланта (г=0,16, р<0,05) и хороших условиях тренировочного процесса (г=0,16, р<0,05) не хватает для достижения высот в спорте целеустремленности и терпения на тренировках (г=-0,18, р<0,05).
Анализ взаимосвязи показателей рабочей направленности показал следующие результаты.
Направленным на общую активность спортсменкам для достижения результатов в спорте вполне хватает собственного спортивного таланта (r=0,24, p<0,01), а боязнь поражения они связывают с сожалением о напрасно принесенных «жертвах» (r=0,16, p<0,05).
Направленные на творческую активность спортсменки не поменяли бы свою спортивную специализацию даже при возможности достижения более высоких результатов в другом виде спорте (r=-0,18, p<0,05). Для них занятия спортом ценны ради возможности связать свою последующую жизнь со спортом (r=0,22, p<0,01) и ради повышения собственного авторитета в глазах других людей (r=0,18, p<0,05). Желание победить также связано с возможностью повысить свой авторитет (r=0,24, p<0,01).
Направленные на социальную полезность занимаются спортом ради самосовершенствования (r=0,28, p<0,01), стремятся победить, чтобы повысить
собственный авторитет в глазах других людей (r=0,22, p<0,01), а боязнь поражения связывают со снижением самоуважения (r=0,22, p<0,01). Они считают высоким уровень своих спортивных достижений по сравнению со спортсменами своего возраста (r=0,20, p<0,05) и связывают их с собственным спортивным талантом (r=0,20, p<0,05).
Таким образом, находящиеся на более высоком уровне иерархии глобальные мотивационные ориентации личности могут по-разному влиять на изменяющуюся контекстуальную мотивацию занятий спортом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что глобальная рабочая направленность благоприятнее влияет на контекстуальную мотивацию спортивной деятельности, чем направленность на жизнеобеспечение.
Примечания:
1. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984. 104 с.
2. Уэйнберг Г. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 2001. 334 с.
3. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск, 1988. 48
с.
4. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М., 1973. С. 100-116.
5. Киселев Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта. М., 2002. 328 с.
6. Горская. Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсмена. Краснодар, 1995. 178 с.
7. Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. 512 с.
References:
1. Piloyan R.A. Motivation of sports activity. M., 1984. 104 pp.
2. Wainberg Gold. Foundations of psychology of sports and physical training. Kiev, 2001, 334
pp.
3. Baturin N.A. Psychology of success and failures in sports activity. Omsk, 1988, 48 pp.
4. Goshek V., Vanek M. and Svoboda B. Success as motivator of sports activity. In: Psychology and modern sports. M., 1973, 100-116 pp.
5. Kiselev Yu. Win! Speculations and advices of the psychologist of sports. M., 2002. 328 pp.
6. Gorskaya G.B. Psychological maintenance of long-term preparation of the athlete. Krasnodar, 1995. 178 pp.
7. Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.
8. Il’in E.P. Motivation and motives. SPb., 2006. 512 pp.