Научная статья на тему 'Влияние мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры'

Влияние мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ / SPORTING ACTIVITY MOTIVATION / REASONS OF THE COMPLETION OF THE SPORTING CAREER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоренко А. Б.

В статье рассматривается влияние спортивной мотивации на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры. В результате исследования выявлены компоненты мотивации, повышающие и снижающие значимость возможных причин завершения спортивной карьеры. В исследовании приняли участие 142 спортсменки высокой квалификации, специализирующиеся в эстетической гимнастике. Использовались методы анализа научно-методической литературы, психодиагностики и математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоренко А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SPORTING ACTIVITY MOTIVATION ON THE MEANINGFULNESS OF POSSIBLE REASONS OF THE COMPLETION OF THE SPORTING CAREER

The influence of sporting motivation on the meaningfulness of possible reasons of the completion of the sporting career is considered in the article. The results of researches have revealed motivational components increasing and lowering the meaningfulness of possible reasons of the completion of sporting career. 142 women athletes of higher qualification specializing in aesthetic gymnastics took part in the experiment. Methods of the analysis of scientific methodical literature, psychodiagnostics and mathematical statistics were used.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры»

влияние мотивации спортивной деятельности на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры

Аспирантка А. Б. Федоренко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

в статье рассматривается влияние спортивной мотивации на значимость возможных причин завершения спортивной карьеры. в результате исследования выявлены компоненты мотивации, повышающие и снижающие значимость возможных причин завершения спортивной карьеры. в исследовании приняли участие 142 спортсменки высокой квалификации, специализирующиеся в эстетической гимнастике. Использовались методы анализа научно-методической литературы, психодиагностики и математической статистики.

Ключевые слова: мотивация спортивной деятельности, причины завершения спортивной карьеры.

Мотивация является стержневой характеристикой личности, пронизывающей все ее структурные образования и не только ведет к достижению цели, но влияет на эффективность тренировочного процесса и на процессы, протекающие в организме спортсмена в ходе спортивной деятельности [1, 6, 8]. Под влиянием мотивации находится и отношение к завершению спортивной карьеры. То, как долго спортсмен будет продолжать заниматься спортом, во многом зависит от особенностей его мотивационной сферы и, в частности, от особенностей узкой спортивной мотивации, регулирующей конкретную сферу жизни. Благоприятная спортивная мотивация удерживает личность в спорте и способствует поддержанию спортивных достижений на высоком уровне. Вместе с тем многие бывшие спортсмены оценивают свой уход из спорта как преждевременный [7].

Последствия преждевременного ухода из спорта грозят разрушением, а не реконструкцией мотивационной сферы, разрушением основания самооценки, тяжелой фрустрацией. Важно учитывать, что преждевременный уход закладывается гораздо раньше этапа финиша, поэтому профилактику преждевременного ухода из спорта поздно начинать на заключительном этапе спортивной карьеры, этим нужно заниматься на протяжении всей спортивной жизни, сводя процесс подготовки не только к совершенствованию сторон спортивного мастерства, но и к контролю направленности мотивации [4, 7].

Цель исследования - изучить влияние мотивации спортивной деятельности на значимость возмож-i ных причин завершения спортивной

А карьеры.

Для определения особенностей мотивации спортивной деятельности мы использовали методику Ю. Я. Киселева, Ю. Д. Куликова [3]. Методика включает 30 индикаторов, позволяющих оценить различные параметры мотивации спортивной деятельности. Они сгруппированы и позволяют определить самооценку спортсмена в сфере спортивной деятельности, тип каузальной атрибуции, силу мотива к занятиям избранным видом спорта, самооценку собственных спортивных перспектив, условия приближения к главной цели в спорте, привлекательность последствий -^- достижения успеха и избегания неудачи и преимущественную ориентацию спортсмена на достижения успеха и избегание неудачи. Для определения возможных причин завершения спортивной карьеры мы использовали методику Н. Ильиной «Причины завершения спортивной карьеры» [2].

В исследовании приняли участие 142 спортсменки, специализирующиеся в эстетической гимнастике. Из них 27 - КМС, 112 - МС, 3 - МСМК в возрасте от 16 до 26 лет. Полученные данные подверглись математической обработке методом корреляционного анализа.

Анализируя полученные взаимосвязи, можно сказать, что чем выше спортсменки оценивают уровень своих спортивных достижений по сравнению со спортсменками своего возраста, тем менее значимой причиной для завершения спортивной карьеры является такая причина, как «не нравится вид спорта» (r=-0,18, p<0,05), но важность приобретают вынужденная смена тренера (r=0,18, p<0,05) и нежелание соблюдать режим (r=0,19, p<0,05). Уверенность в достижении высоких спортивных результатов снижает значимость трудности совмещения занятий в университете (школе) с занятиями спортом (r=-0,16, p<0,05). При благоприятном типе каузальной атрибуции, когда спортсменки связывают свои результаты со способностями, а не обстоятельствами, спортсменки меньше реагируют на методы подготовки, используемые тренером (r=-0,17, p<0,05). Готовность поменять вид спорта

Не нравятся используемые тренером методы подготовки

Трудно совмещать занятия в университете (школе) с занятиями спортом

/

/ —

/

Уровень Уверенность в Зависимость Готовность Готовность

спортивных достижении результатов от поменять вид жертвовать

достижений по высоких способностей спорта на многим для

сравнению со спортивных более достижения

спортсменами результатов перспективный °ьпеха в

вашего возраста спорте

Вынужденная смена тренера

Возраст, не

позволяющий

показывать

высокие

результаты

Примечание:________обратные зависимо сти;

_прямые зависи мости.

Рис. 1. Достоверные корреляционаые взаимосвязи показателей, характеризующих сам ооценку, тип каузальной атрибуции, силу мотвва занятия избран ным видом спортаи возможных прич ин завершения спортивной карьеры

Недостаточное количество

соревнований

Сорцх при выполнении отдельных упражнений

Склонность довольствоваться более скромным успехом, но быть полностью уверенным в его достижении

Примечание:________обратные зависимости;

_прямые зависимости.

Рис. 2. Достоверные корреляционные взаимосвязи самооценки собственных спортивных перспектив, направленности на избегание

нрудачи и возможных причин завершен ия спорьивноа карееры

Не Возраст, не Неуверенностн Недостаточное Не

устраивает тозвобяющии в своих силах количество устраивает

коллектив, показывать соревновании необходи-

команда высокие результаты мость соблюдать режим

Занятия Занятия стортом Занятия стортом Занятия стортом

стортом ради ради возможности ради удовольствия, ради

достижения устанавливать получаемого от возможности

самых высоких дружеские самого троцесса связать свою

стортивных контакты жизнь со

результатов стортом

--Л / \

Страх три Достижение Трудно Образование Отчисление из

вытолнении намеченнои совмещать семьи клуба,

отдельных цели занятия в организации

утражнении университете с

занятиями

стортом

Примечание:________обратные зависимости;

_трямые зависимости.

Рис. 3. Достове рные корреляциснные взаимосвязи стремлений спортсмена и возможных причин завершения спортивно й карьеры

Недостаточное

количество

соревнований

Вынужденная смена тренера

Стремление победить ради повышения самоуважения

Необходимость отрываться от дома (работыв, учебыо) и ездить та сборы>1

Стремление

победите,

чтобы

повыюить свое ямастетроиратлоьнмо е

благополучие

Потеря интереса к занятиям спортом

Стремление победить, чтобы1 п овытсить уверенность в достижении главной

спортивной цели

Трудно совмещать занятия в университете с занятиями спортом

Страх при выполнении отдельный упражнений

Примечание:________обратные зависимости;

_прямые зависимости.

Рис. 4. Достоверные корреляционные взаимосвязи привлекательности достижения успеха и возможных причин завершения

спортивной кар ьеры

Примечание:________обратные зависимости;

_прямые зависимости.

Рис. 5. Достоверные корреляционные связи привлекательности избегания неудачи и возможных причин

завершения спортивной карьеры

I

Наличие собствевного спортивного таланта

Умение собраться и в ыложиться в нужаый момент

Целеустр емленность и терпение на тренировках

Примечание:________обратные зависимости;

_прямые зависимости.

Рис. 6. Достоверные корреляционные связи между условиями достижения успеха и возможными пр ичинами

завершения спортивной карьеры

Трудно совмещать занятия в университете с занятиями спортом

Хладнокровие, выдержка перед стартом

Правильное руководство и помощь тренера

Хорошие условия и организация тренировочного процесса

/

/

/

/

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/

/

/

Не устраивают используемые тренером методы подготовки

Долго добираться до места занятий

Примечание:________обратные зависимости;

_прямые зависимости.

Рис. 7. Достоверные корреляционные связи между условиями достижения успеха и возможными причинами

завершения спортивной карьеры

на более перспективный повышает значимость болсзней и травм (г=0,18, р<0,05). А готовность жертвовать многим для достижения успех а в спорте снижает значимость возраста, не позволяюще го показывать высокие результаты (г=-0,20, р<0,05) (рис. 1).

Чем выше уверенность спо ртсмене в том, что он сможет достичь в спорте всего, чего захочет, тем меньшую значимость приобретают такие причины, как недостаточное количество соревнований (г=-0,20, р<0,05) и страх при выполнении отдельных упражоетий (г=-о,20, р<0,05). Чем выше мотивацзя к избеганию неудач, те м сильнее недовольство родных и близких может мовлиять на прекращение спортивной кар ьеры (г=0,21 , р<0,05) (рис. 2).

Спортсменки, занимающиеся спортом ради днстиже-ния самых высоких результатов, готовы тренироваться в команде, в авторое их не устыаинaюи взаимоотношения (г=-0,17, р<0,05). Для спортсменок, занимающихся спортом ради возможности устанавливать дружессие контакты, возраст, не позволяющий показывать высосие результаты, не имеет зн ачения (г=-0,22, р<0,01). Занятия спортом ради удовольствия, получаемого от самого процесса, снижает значимость целого ряда причин, таких как: неуверенность в своих силах (г= -0,17, р<0,05), недостаточное количество соревнований (г=-0,19, р<0,05), необходимость соблюдать режим (г=-0,18, р<0,05), страх при выполнении упражнений (г=-0,18, р<0,05), достижение намеченной цели (г=-0,21, р<0,01). А для спортсменок, занимающихся спортом ради возможности связать свою жизнь с ним, не имеют значимости трудности совмещения занятий спортом с занятиями в университете (г=-0,27,

р <0,01), образовании семьи Зг=-0,19, р<0,05), отчисление и з клуба или организации (г=-0,17, р<0,05) (рис. 3).

Стремлен ие победить, чтобы повысит ь самоуваже-сте, сннжает тначимость епн^зденной смены тренера (г=-0,17, р<0,05) и недостаточного количества сорев-новаиий ( г=-0,16, р<0,°5). Стре мление к победе ради матероального благополучия повошает возможность завершения спортивной карьеры из-за необходимости отрываться от дома и ездить н а сВо,ы (г=0,22, р<0,01) и потери тнтереса к занятияо спортом (г=0,19, р<0,05). А стремление к победе ради повышения уверенности в достижении пивной спортивной цели снижает значимость такой причины , как трудность соомещеноя занятий спортом и учебы в университете (г=-0,20, р<0,05), необходимость отрываться от домо и ездить на сборы (г=-0,22, р<0,0 1), страха при выполнении отдельных упражнений (г=-0,20, р0,05) (рис. 4).

Показ атели боятни п оражения выявили только положительные связи с при чи нами завершени я спортивной карьеры, что говорит о том, что наличие избегания неудачи неблагоприятно сказывается на личности спортсмена, не снижая значимость каких-либо причин завершения спортивной карьеры, а способствуя их возникновению. Так, боязнь поражения, вызванная вероятностью снижения своего авторитета в случае неудачи, повышает значимость недовольства родных и близких (г=0,19, р<0,05) и необходимости отрываться от дома и ездить на сборы (г=0,27, р<0,01). Чем сильнее боязнь поражения вызвана сожалением о напрасно принесенных «жертвах», тем сильнее вероятность завершения занятий спортом из-за

болезней и травм (г=0,22, р<0,05). А боязнь поражения, вызванная вероятностью потери материального вознаграждения в случае неудачи, повышает значимость таких причин, как не нравятся используемые тренером методы подготовки (г=0,25, р<0,01), не устаивает необходимость соблюдать режим (г=0,17, р<0,05), неудовлетворительные материальные условия (г=0,16, р<0,05) (рис. 5).

Чем выше спортсменки оценивают уровень своего спортивного таланта, необходимого для достижения высот в спорте, тем менее значимыми для них становятся неуверенность в своих силах (г=-0,22, р<0,01), необходимость долго добираться до места занятий (г=-0,16, р<0,05), но важность приобретают болезни и травмы (г=0,19, р<0,05). При наличии целеустремленности и терпения на тренировках, умения собраться и выложиться в нужный момент трудности совмещения занятий спортом и учебой в университете не имеют значения (г=-0,24, р<0,05, г=-0,17, р<0,01) (рис. 6).

Наличие хладнокровия и выдержки перед стартом снижает значимость трудности совмещения занятий спортом с учебой в университете (г=-0,18, р<0,05). Если спортсменки считают правильным руководство и помощь тренера, то для них снижается значимость конфликтов с тренером (г=-0,17, р<0,05), методов подготовки, используемых им (г=-0,16, р<0,05), и недостаточного количества соревнований (г=-0,16, р<0,05). Чем лучше условия и организация тренировочного процесса, тем менее возможной причиной завершения занятий спортом могут стать конфликты с тренером (г= -0,16, р<0,05), трудности совмещения занятий спортом и учебы (г=-0,18, р<0,05), но

значимость приобретает необходимость очень долго добираться до места занятий (г=0,18, р<0,05) (рис. 7).

Таким образом, компоненты мотивации спортивной деятельности могут по-разному влиять на значимость различных причин завершения спортивной карьеры. Путем коррекции негативных образований в мотивационной структуре личности спортсмена можно снизить значимость возможных причин завершения занятий спортом и способствовать спортивному долголетию.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с., ил.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

3. Киселев Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с.

4. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

5. Пилоян Р. А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности: метод. разработки для слушателей Высшей школы тренеров, факультетов повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 27 с.

6. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография / под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск: изд-во СибГУФК, 2006. - 380 с.

7. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999. -368 с.

8. Уэйнберг Гоулд. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 334 с.

influence of sporting activity motivation on the meaningfulness of possible reasons of the completion of the sporting career

Fedorenko A., Post-Graduate Student

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The influence of sporting motivation on the meaningfulness of possible reasons of the completion of the sporting career is considered in the article. The results of researches have revealed motivational components increasing and lowering the meaningfulness of possible reasons of the completion of sporting career. 142 women - athletes of higher qualification

specializing in aesthetic gymnastics took part in the experiment. Methods of the analysis of scientific - methodical literature, psychodiagnostics and mathematical statistics were used.

Key words: sporting activity motivation, reasons of the completion of the sporting career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.