Научная статья на тему 'Глобальная энергетика - горизонты стратегического партнерства России и Китая'

Глобальная энергетика - горизонты стратегического партнерства России и Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
221
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-СHINESE RELATIONS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ENERGY DIPLOMACY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ECONOMIC HISTORY / СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ / SOCIOLOGY OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гребениченко Сергей Фёдорович, Чэнь Чэн

Статья посвящена анализу российско-китайских отношений в топливно-энергетической сфере. Авторы изучают договорно-правовую базу двухстороннего взаимодействия и механизмы реализации достигнутых соглашений. Особый упор делается на проблемах, противоречиях и перспективах стратегии энергетического партнерства России и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global energy - horizons of strategic partnership of Russia and China

The article is devoted to analysis of Russian-Chinese relations in the energy sector. The authors examine the legal base of bilateral cooperation and implementation mechanisms of the agreements. Special emphasis is placed on the problems, contradictions and prospects of the strategy for energy partnership between Russia and China.

Текст научной работы на тему «Глобальная энергетика - горизонты стратегического партнерства России и Китая»

С.Ф. ГРЕБЕНИЧЕНКО академик Российской академии естественных наук, доктор исторических наук, профессор*

ЧЭНЬ ЧЭН (Китай) аспирантка кафедры истории России Российского университета дружбы народов"

Глобальная энергетика -горизонты стратегического партнерства России и Китая

В начале XXI в. Россия, обладающая огромными запасами углеводородов и технологиями использования мирного атома, крупнейший производитель и экспортер энергоресурсов, была необратимо вовлечена в глобальные энергетические процессы. Из стран Восточной Азии самодостаточной в топливно-ресурсном плане является только евразийская Россия, тогда как Япония, Китай, КНДР, Южная Корея являются покупателями углеводородов, и в будущем их импорт будет только расти несмотря на активное использование энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Россия готова предложить своим азиатским партнерам не только сырье, но и сотрудничество в использовании альтернативных источников энергии, предоставить свой опыт и практическую помощь, например, в строительстве надежных и технологически безопасных атомных электростанций (АЭС).

Основным инструментом реализации геоэнергетической стратегии России становятся новые формы и методы внешнеполитической деятельности государства и корпоративная дипломатия её нефтегазовых компаний. В задачи современной «топливно-энергетической» и «трубопроводной» политики России входит не только содействие экономическому развитию и обеспечению энергетической безопасности страны, но и закрепление своего присутствия на перспек-

* Гребениченко Сергей Фёдорович, e-mail: grebenichenko@duma.mos.ru

** Чэн Чэнь (Китай), e-mail: chen.cheng@mail.ru

тивных зарубежных рынках, усиление влияния в мировых процессах в качестве мощной энергетической державы.

Активизация топливно-энергетического диалога с КНР обусловлена для России необходимостью диверсифицировать экспортные потоки углеводородов для того, чтобы уравновесить их западное направление. Не секрет, что там под давлением США усиливается противодействие части европейских стран-импортёров монополии российских энергопоставок. Развитие системы трубопроводов и сопутствующей социально-экономической инфраструктуры на востоке России позволит Кремлю укрепить экономическую взаимосвязь и бюджетно-финансовые отношения между территориями Восточной Сибири и Дальнего Востока1.

Отношения между Россией и Китаем регулируются общемировыми правовыми нормами в русле равноправного доверительного взаимодействия, направленного на стратегическое партнерство обоих государств. Основным документом, регламентирующим двусторонние отношения России и КНР и определяющим их основные направления, является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г. Данный международный правовой акт стал исторической вехой в отношениях двух стран. Выработка и подписание договора ознаменовали новый, принципиально важный этап в дальнейшем развитии отношений между Россией и КНР, поскольку согласно этому документу основой перспективного сотрудничества провозглашена именно «взаимная выгода»2. По оценке академика РАН М.Л. Тита-ренко документ «юридически закрепил основные принципы российско-китайских отношений, определил главные направления и сферы сотрудничества сторон на длительную перспективу, обозначил векторы построения справедливого, де-

3

мократического и полицентричного мирового порядка» .

Сотрудничество России и Китая в энергетической сфере сегодня строится на обширной договорно-правовой базе, включающей в себя целый ряд межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, а

1 Гребениченко С.Ф., Зайцев М.С., Чэнь Чэн. Исторически выверенный азимут энергетической дипломатии // Социально-гуманитарные знания, 2015, №4, с. 15-19.

2 ttp://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/02279BC6A82FEE2AC3257DB900476432

3 Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. М., 2014, с.48.

также договоры и контракты между российскими и китайскими нефтегазовыми компаниями.

Так, 18 июля 2000 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о продолжении сотрудничества в энергетической сфере взамен истекшего Соглашения о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 г. Документ предусматривает следующие направления взаимодействия в топливно-энергетической области:

- газовая промышленность: разработка и реализация проектов поставок природного газа из России в Китай и в третьи страны; техническое сотрудничество в создании инфраструктуры в газовой промышленности; участие в разработке и освоении газовых месторождений;

- нефтяная промышленность: строительство трубопровода для поставки нефти из России в Китай с возможностью поставок до потенциальных потребителей третьих стран, в том числе через морские порты КНР; поставка сырой нефти, в том числе добываемой китайскими нефтяными компаниями на территории Республики Казахстан, через Россию в Китай и третьи страны; участие в разработке и освоении нефтяных месторождений;

- электроэнергетика: экспорт/импорт электроэнергии, совместное изучение вопросов поставки электроэнергии, включая проведение исследований по вопросам расширения приграничной торговли электроэнергией с учетом потребностей региональных рынков; развитие взаимовыгодного научно-технического сотрудничества;

- угольная промышленность: изучение вопросов совершенствования техники и технологии добычи угля; обмен опытом и информацией в области совершенствования механизмов социально-экономического и правового регулирования в угольной отрасли; обмен информацией и сотрудничество по вопросам техники безопасности и правового регулирования вопросов труда при работах в шахтах1.

14 марта 2004 г. на пресс-конференции, посвященной итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул, что между Китаем и Россией существуют широкомасш-

1 ttp://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/A356EABC0CEDC52FC3257DB9004763EF

табная экономическая взаимодополняемость и географические преимущества, что обусловливает огромный потенциал развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе в топливно-энергетической сфере1.

14 октября 2004 г. председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент России В.В. Путин утвердили «План действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 гг.)». В области энергетического сотрудничества План предусматривал осуществление обширной программы мероприятий. В частности, предписывалось «оказывать содействие осуществлению российско-китайских проектов в нефтегазовой сфере, включая проект строительства нефтепровода из России в Китай, а также проекты совместного освоения нефтегазовых месторождений на территории двух стран». Кроме того, предусматривалось «на основе принципа взаимной выгоды оказывать поддержку увеличению поставок в Китай сырой нефти из России по железной дороге с тем, чтобы их объем составил в 2005 г. не менее 10 млн. т, а с 2006 г. - не менее 15 млн. т ежегодно». Предусматривалось также «поощрять развертывание на основе равенства и взаимной выгоды сотрудничества в области транспортировки электроэнергии из России в Китай». Кроме того, предусматривалось «поощрять и поддерживать участие российских компаний в реконструкции действующих и оснащении оборудованием вновь создаваемых в Китае объектов электроэнергетики». В области ядерной энергетики две страны договаривались о следующем: «Стороны будут активно продвигать и реа-лизовывать коммерческое сотрудничество в области строительства атомных электростанций, четвертой очереди газоцентрифужного завода по обогащению урана, расширять научно-техническое сотрудничество в ядерной области»2.

В 2008 г. в ходе визита в КНР Президента России Д.А. Медведева была сформирована специальная площадка для обсуждения актуальных вопросов российско-китайского энергетического сотрудничества - форум «Энергодиалог Россия-Китай». Его сопредседателями были назначены вице-премьеры правительств двух стран, курирующие на-

1 См.: Синьхуа, 2004, 14 марта.

2 http://kremlin.ru/supplement/2056

циональные топливно-энергетические комплексы. В настоящее время в рамках «Энергодиалога Россия-Китай» обеспечивается взаимодействие по линии профильных ведомств, организаций и компаний по всем направлениям двустороннего сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Встречи на площадке «Энергодиалога Россия-Китай» проводятся в преддверии переговоров на высшем уровне . В рамках российско-китайского энергетического диалога также действует Межправительственная комиссия по энергетическому сотрудничеству.

21 апреля 2009 г. состоялось подписание Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере. Документ определил условия проектирования и строительства нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино» до нефтеперекачивающей станции «Мохэ», включая участок подводного перехода через реку Амур (Хэйлунцзян). Соглашение предусматривает поставки нефти из России в Китай в объеме 15 млн. т ежегодно в течение 20 лет2. 27 сентября 2010 г. был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 г. Протокол уточнял дату завершения строительства и ввода в эксплуатацию нефтепровода «Сковородино-Мохэ» (конец 2010 г.). Кроме того, российская сторона обязалась обеспечить «технические возможности участка нефтепровода... для его заполнения технологической нефтью, начиная с 1 ноября 2010 г. и для поставок нефти в объеме 15 млн. т ежегодно в течение 20 лет, начиная с 1 января 2011 г.»3.

22 марта 2013 г. Россия и КНР подписали Соглашение о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью. Документ определил условия расширения взаимодействия Сторон по увеличению объемов поставки сырой нефти в Китайскую Народную Республику: с 1 июля до 31 декабря 2013 г. - до 800 тыс. т; с 1 января до 31 декабря 2014 г. - 2 млн. т; с 1 января 2015 г. до 31 декабря 2017 г. -5 млн. т в год; с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2037 г. - до 15 млн. т в год; с 1 января 2038 г. до 30 июня 2038 г. - 7,5

1 http://minenergo.gov.ru/activity/co-operation/china/

2 http://mid.ru/bdorTip/spd_rTid.nsTO/25B4024000ADDAD0C3257DB9004732F2

3 http://mid.rU/bdomp/spd_md.nsf/0/61551F3C27D8DE0CC3257DB900473248

млн. т1. В соответствии с соглашением основной объем нефти из России в Китай должен поставляться по нефтепроводу «Сковородино-Мохэ».

22 марта 2013 г. между Россией и КНР также было заключено Соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти. Проектирование, строительство и эксплуатация Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) должны осуществляться совместным предприятием (СП) «Восток-нефтехимия», в котором российская «Нефтяная компания «Роснефть» владеет 49% акций, а Китайская национальная нефтегазовая корпорация - 51%. Согласно документу Китай предоставил СП «Восток-нефтехимия» право на импорт сырой нефти, на экспорт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, а также право на продажу внутри КНР нефтепродуктов и продуктов нефтехимии собственного производства с установлением оптимальных объемов переработки, технологической конфигурации и корзины производимой продукции2.

13 января 2014 г. стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проекта «Ямал СПГ». Целью соглашения является «создание благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества при реализации открытым акционерным обществом «Ямал СПГ» и его дочерними обществами проекта «Ямал СПГ», реализация которого предполагает: разведку и разработку Южно-Там-бейского газоконденсатного месторождения; строительство и эксплуатацию интегрированного комплекса по добыче, подготовке, сжижению и хранению природного газа; строительство и эксплуатацию портовой инфраструктуры в районе порта Сабетта; реализацию произведенного сжиженного природного газа и газового конденсата, включая долгосрочные и стабильные поставки в КНР сжиженного природного газа. Доля Китайской национальной нефтегазовой корпорации или ее дочерних обществ в проекте «Ямал СПГ» должна составить не менее 20% акций 3.

29 апреля 2016 г. в рамках проекта «Ямал СПГ» были подписаны кредитные соглашения с китайскими банками на

1 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/C8EE924250E52D04C3257DB9004733A1

2 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/48BB147E8B8895DDC3257DB90047351B

3 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/6BA1F672075B907FC3257DB90047378E

сумму более 12 млрд. долл. США. Два кредита сроком на 15 лет - 10,6 млрд. долл. США от Экспортно-импортного банка Китая и 1,5 млрд. долл. США от Банка развития Китая - полностью покроют потребности во внешнем финансировании проекта. Сделка является прорывом для проекта «Ямал СПГ»: его будущее ранее казалось неясным из-за санкционного перекрытия доступа к западным рынкам капитала и падения мировых цен на нефть; теперь же эти кредиты позволили начать производство сжиженного природного газа в рамках проекта уже в 2017 г. Кроме того, эти кредитные соглашения, видимо, позволят максимально нивелировать западные санкции против компании «Новатэк», 1

которая ведет проект .

В свою очередь, в сфере поставок природного газа из России в КНР по «восточному» маршруту Москва и Пекин 21 мая 2014 г. подписали Меморандум о взаимопонимании. В ноябре 2014 г. сторонам удалось зафиксировать рамочные договоренности по поставкам газа по «западному» маршруту, который должен был в обозримой перспективе соединить месторождения Западной Сибири (оттуда ранее шли поставки исключительно в Европу) с Китайской Народной Республикой по трубопроводу через Алтайские горы. Теоретически это позволяет России выбирать между покупателями на Востоке и на Западе, и это должно было стать первым проектом, реализующим намерение Газпрома по превращению «европейского» газового рынка в рынок «евразийский», который можно обслуживать в стратегически и тактически гибком порядке.

13 октября 2014 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. Данное соглашение определяет условия взаимодействия сторон в части поставок газа по «восточному» маршруту, в том числе по трансграничному участку газопровода через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе Благовещенска (Россия) и Хэйхэ (Китай). В данном документе определяется порядок проектирования и строительства подводного перехода трансграничного участка

1 Cm.: China: Russian Natural Gas Project Signs Major Loan Agreements With Chinese Banks // Stratfor Situation Reports, April 29, 2016 (https://www.stratfor.com/situation-report/china-russian-natural-gas-project-signs-major-loan-agreements-chinese-banks).

газопровода по реке Амур (Хэйлунцзян). Важно отметить, что соглашение фиксирует желательность использования «уполномоченными организациями (ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией) национальных валют Российской Федерации и Китайской Народной Республики при осуществлении расчетов в энергетической сфере» (ст. 11)1.

Касательно атомной отрасли принципы взаимодействия России и Китая отражены в Протоколе между Федеральным агентством по атомной энергии (РФ) и Комитетом по оборонной науке, технике и промышленности КНР о развитии среднесрочного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, подписанном в ноябре 2007 г. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя такие направления, как проектирование, строительство и эксплуатация АЭС, разведка месторождений и добыча урана, а также обеспечение ядерным топливом АЭС в Китае, утилизация отработанного ядерного топлива, развитие инновационных ядерных технологий, включая сотрудничество в области проектирования и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах2. Китайская Народная Республика ориентируется на пакетный, комплексный принцип при заключении контрактов в данной области, предусматривающий как поставку реакторов российского производства, так и новейшего оборудования для АЭС, топлива для загрузки строящихся реакторов, а также технологий по производству и переработке топлива3.

Важно отметить, что ещё 18 декабря 1992 г., т.е. через год после распада СССР, было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в сооружении на территории Китая газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики. Документ предусматривал продажу технологии, опыта и знания российской стороны в области проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации завода для обогащения урана центрифужным способом4. 27 декабря 1996 г. стороны подписали Протокол к Соглашению от 18 декабря 1992 г.

1 http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/292DA69127179A23C3257DB9004737D0

2 См.: http://www.ippe.ru/nd/exp-cont/sb1/docs/kitai5.htm

3 Бронников А.А. «Большой атомный скачок» Китая // Азия и Африка сегодня, 2014, №5, с.18.

4 CM.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/6DEF14536651AA57C3257DB900477B88

Документ предусматривал расширение производительности завода за счет сооружения в нем двух дополнительных (второй и третьей) очередей в Ланьчжоу1 .6 ноября 2007 г. состоялось подписание второго дополнительного Протокола к Соглашению от 18 декабря 1992 г. Согласно этому протоколу, предусмотренное Соглашением расширение производительности завода по обогащению урана должно было осуществляться путем строительства четвертой дополнительной очереди завода в г. Ханьчжуне2.

18 июля 2000 г. было подписано российско-китайское Соглашение о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации в Китае экспериментального реактора на быстрых нейтронах. Стороны договорились о взаимодействии в сооружении, вводе в эксплуатацию и эксплуатации в КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах (CEFR) тепловой мощностью 65 МВт (электрическая мощность - 20 МВт). В рамках данного соглашения Россия обязалась поставлять Китаю ядерные материалы, технологии, оборудование, установки, специальные неядерные материалы для осуществления опытной и промышленной эксплуатации CEFR3.

6 декабря 2012 г. был подписан Протокол между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков № 3 и № 4 Тяньваньской атомной электростанции. В состав сооружаемых энергоблоков вошли реакторные установки повышенной безопасности (ВВЭР-1000/428) и прекрасно зарекомендовавшие себя турбогенераторные установки, а также вспомогательные объекты, гарантированно обеспечивающие нормальную работу каждого энергоблока4.

Таким образом, энергетическое сотрудничество России и Китая строится на обширной и постоянно совершенствующейся договорно-правовой базе. В 2001-2015 гг. были подписаны десятки различных соглашений между правительствами двух стран и их отраслевыми ведомствами, а также между ведущими российскими и китайскими топливно-энергетическими компаниями, кроме того, выработаны эффективные механизмы реализации этих соглашений.

1 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/28D7F735A2901 D40C3257DB900476159

2 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/525CAA2BBF6E7778C3257DB9004732F5

3 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/E4AF4F3B4C01 B27AC3257DB9004761FA

4 См.:http://mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/C07BA6EFABBCC79FC3257DB9004734BC

Вместе с тем, динамика российско-китайских отношений в начале XXI в. представляется асимметричной вследствие различия в интересах и ожиданиях двух сторон. Так, для России хорошие отношения с Китаем - гарантия поддержки восточного соседа в текущих вопросах устойчивого развития и обеспечения занимаемых в мире геополитических позиций. Стабильность этих отношений гарантирует безопасность дальневосточных рубежей России, а также позволяет Москве во внешней политике оспаривать декларируемое Вашингтоном «американское превосходство»1. В этом отношении Китай является не только стратегическим партнером для России, но и мощным геополитическим противовесом Соединенным Штатам.

По-иному рассматривает свои отношения с Россией Китай. Он преследует более практичные и, на первый взгляд, менее амбициозные цели: поддержание безопасности на своём северо-востоке, что позволяет сосредоточиться на модернизации экономики и решении «проблемы Тайваня»; обеспечение бесперебойного и растущего импорта энергоресурсов; работа с Москвой и руководством других стран для стабилизации ситуации в Центрально-Азиатском регионе, включая Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (СУАР). Хотя коммунистическое правительство КНР и ценит российско-китайский союз за общность позиций сторон по ряду вопросов, евразийская Россия не рассматривается в качестве главного стратегического единомышленника, а видится тактическим партне-

2

ром для строго определенных геополитических «ниш» .

Такая асимметричность в российско-китайских отношениях вносит определенную долю энтропии в двустороннее сотрудничество, особенно в топливно-энергетической сфере, где реализация запланированных проектов часто сталкивается с множеством препятствий, а желаемое от взаимодействия на поверку временем оказывается не всегда действительным. Однако энергетическое сотрудничество России и Китая даже при высокой геополитической цене является взаимно стратегически необходимым, поскольку

1 См.: Гребениченко С.Ф., Токтамысов С.Ж. Как в России Вашингтон понимать? // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 5, с. 3-4, 24-25.

2 См.: Бобо Ло. Оси удобства. Москва, Пекин и новая геополитика. М., 2010, с. 15-19, 162-179.

должно рассматриваться компенсацией за уступки в других областях.

Энергетический курс КНР отличает единство планового управления и институциональной принадлежности (преимущественно госсектор), особое стремление к независимости, придающее яркую специфику пониманию национальных целей политики в сфере энергетической состоятельности и безопасности1. В этой связи глобальная экономическая экспансия Китая, в том числе в мировую энергетику, и его геополитический выход на роль новой сверхдержавы может означать определенную фрагментацию и дальнейшую регионализацию мирового рынка энергоресурсов.

Исторический опыт российско-китайского энергетического сотрудничества в начале XXI в. символизирует не только потенциал, но и недостатки партнерства. В этой связи в обозримом будущем видится необходимым переход на качественно новый уровень взаимодействия двух стран, что не только принесет политические и стратегические улучшения, но и окажет благотворное влияние на экономику. Поскольку уровень экономических связей между Россией и Китаем, очевидно, ниже уровня политических отношений, дальнейшее укрепление стратегического партнерства за счет развития топливно-энергетического сотрудничества положительно отразится, в первую очередь, на экономической взаимозависимости, а также на укреплении атмосферы доверия между двумя сторонами2.

Москва заинтересована в расширении энергетического сотрудничества с Пекином с целью смягчения социально-экономических и демографических проблем на отдельных территориях её Восточной Сибири и Дальнего Востока. Российской стороной могут быть предоставлены более доступные и надежные в плане безопасности маршруты поставок, чем те, по которым сегодня транспортируются в КНР углеводородные ресурсы из стран Персидского залива и Африки. Увеличение импорта нефти и газа из России позволит Китаю диверсифицировать источники обеспечения

1 См.: China Daily. 2007. July, 19, р. 1-2.

2 См.: Ли Цзинцзе. Китайско-российские отношения в новом веке // Элосы чжун я дун о яньцзю, 2007, №2, с. 62.

народного хозяйства углеводородами и, тем самым, укрепить энергобезопасность1.

Анализ перспективных потребностей Китая в энергоносителях показывает, что скоро он будет вынужден использовать все ныне известные в природе виды энергоресурсов для выполнения грандиозных планов своего социально-экономического развития2. Но если Россия в ближайшие годы не сможет организовать реально взаимовыгодное взаимодействие с Китаем в топливно-энергетической сфере и построить систему транспортировки энергоносителей в КНР, то её место на китайском рынке, видимо, займут другие страны и международные консорциумы.

Строительство магистральных газопроводов в Китай из бывших советских республик Центральной Азии рассматривается Пекином как аргумент в переговорной позиции с Москвой относительно условий поставок газа из Западной и Восточной Сибири3. Открытие в последние годы в КНР большого количества средних и мелких месторождений углеводородов (в СУАР и Шэньси, в прибрежной зоне провинций Сычуань, Шаньдун, Хэбэй и Ляонин), активная разработка сланцевого газа стимулируют развитие национальной инфраструктуры транспортировки и переработки, а также рост потребления нефти и газа внутри страны. Однако удовлетворить все энергетические потребности КНР ни сейчас, ни в будущем эти вновь открытые месторождения не смогут4.

Для Москвы в новых геополитических обстоятельствах стали возможны поставки сетевого и сжиженного газа не только из России, но и из других регионов мира, контролируемых российскими компаниями. Газпром уже прорабатывает варианты вхождения в различные проекты крупномасштабных поставок сжиженного газа в Китай, а создание соответствующей трубопроводной, газо-сжижающей и

1 См.: Skalamera M. The Sino-Russian Gas Partnership: Explaining the 2014 Breakthrough. Belfer Center for Science and International Affairs, 2014, November, р. 1-3.

2 См.: Buijs B. China and the Future of New energy Technologies. Trends in Global Competition and Innovation / Clingendael International Energy Programme, 2012, р.8.

3 См.: Ся Ишань. Ситуация в энергетике Китая и стратегия ее развития // Жэньминь жибао, 2004, 1 февраля.

4 См.: Чэнь Чэн, Гребениченко С.Ф. Повлияет ли «сланцевый бум» на энергодиалог Москвы и Пекина? // Социально-гуманитарные знания, 2016, № 3, с. 61-65.

транспортной инфраструктуры может позволить России занять доминирующие позиции на китайском рынке газа, контролируя там до 2/3 импорта голубого топлива1.

Однако резкое наращивание Россией энергетического экспорта в КНР не должно проходить за счет снижения поставок углеводородов в Европу, тогда это будет не диверсификация растущих энергопотоков, а переброска части ограниченных ресурсов, т. е. попросту вынужденное обстоятельствами перенаправление экспортных поставок. Необходимо, чтобы этот процесс сопровождался ростом объемов экспорта в том и другом направлении, для чего необходимо увеличение добычи энергетического сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Разворот России на Восток должен подкрепляться созданием необходимой геологоразведочной и ресурсной базы для внешних связей со странами Азии в сфере энергетики. Освоение запасов газа в восточных регионах страны должно быть увязано с развитием там транспортной и перерабатывающей инфраструктуры. Для этого реализуется Восточная газовая программа и программы создания в Сибири и на Дальнем Востоке новых добывающих и перерабатывающих производств и трубопроводов.

Таким образом, Москва и Пекин пытаются изменить двусторонний баланс отношений в сфере энергетики, каждая из сторон для достижения своей цели: Россия - для контроля и управления поставками ресурсов, КНР - чтобы получить большую свободу выбора в импорте углеводородов. Это привело к тому, что страны порой стали вести несогласованную и даже конкурирующую линию. Так, Москва хочет сделать Китай более зависимым, ограничивая его доступ к энергоресурсам Евразии; Пекин же в это время активно развивает отношения со странами Центральной Азии. Кремль надеется на возможность многовариантности своего энергоэкспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), налаживая связи, помимо КНР, с Японией и Южной Кореей. Правительство Китая, в свою очередь, стремится занять позицию главного покупателя российской энергии в АТР. Россия видит себя незаменимым поставщиком энергии для Ки-

1 Cm.: A Chronology of Russia's Rekindled Alliance with China // Stratfor Analysis, 2014, October 14 (https://www.stratfor.com/analysis/chronology-russias-rekindled-alliance-china)

тая. Китай же принимает все возможные меры, чтобы застраховать себя от роли углеводородного заложника России.

В начале XXI в. важным является не только наращивание торговли энергоресурсами, но и сотрудничество в сфере энергетических технологий и новейшего оборудования. Это имеет принципиальное значение в связи со стратегией российского руководства по модернизации экономики и повышению её энергоэффективности. Большую роль может сыграть поощрение взаимопроникновения финансово-экономических групп обеих стран, в том числе в сфере отраслей топливно-энергетического комплекса.

Крайне важно встроить в топливно-энергетический диалог Москвы и Пекина постоянное экспертное взаимодействие ведущих российских и китайских аналитиков в области нефти и газа. Это позволит создать творческую атмосферу в работе над межправительственными документами. Кроме того, назрела необходимость налаживания профессионального экспертного мониторинга двусторонних контрактов в энергетической сфере с целью эффективной реализации приоритетов российско-китайского партнерства, а также для решения технических вопросов и поиска способов взаимоприемлемого урегулирования противоречий, возникающих при ведении крупного бизнеса. Причем, экспертное взаимодействие должно охватывать все сферы энергетического сотрудничества: нефть, газ, мирный атом и электроэнергетику, а также транспортную составляющую.

Серьезное многоаспектное обсуждение энергетических проблем между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой - двумя государствами-гигантами, имеющими одну из самых протяженных в мире общих сухопутных границ, а также уникальный исторический опыт взаимодействия народов - должно активно продолжаться с целью поиска единой платформы для формирования более прочных экономических и технологических связей в уже осязаемой исторической перспективе.

Гребениченко С.Ф., Чэн Чэнь. Глобальная энергетика -горизонты стратегического партнерства России и Китая.

Статья посвящена анализу российско-китайских отношений в топливно-энергетической сфере. Авторы изучают договорно-правовую базу двухстороннего взаимодействия и механизмы реализации достигнутых соглашений. Особый упор делается на проб-

лемах, противоречиях и перспективах стратегии энергетического партнерства России и Китая.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, энергетическая дипломатия, внешняя политика, экономическая история, социология власти.

Grebenichenko S.F., Chen Cheng. Global energy - horizons of strategic partnership of Russia and China. The article is devoted to analysis of Russian-Chinese relations in the energy sector. The authors examine the legal base of bilateral cooperation and implementation mechanisms of the agreements. Special emphasis is placed on the problems, contradictions and prospects of the strategy for energy partnership between Russia and China.

Key words: russian-dimese relations, energy diplomacy, foreign policy, economic history, sociology of power.

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.