Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МОРАЛИ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МОРАЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРБАНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усманов Н.

В статье излагаются злободневные проблемы глобализации и морали, их взаимоотношение и влияние на нравственное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION THROUGH THE PRISM OF MORALITY

The article "Globalization through the prism of morality" outlines the topical problems of globalization and morality, their relationship and influence on moral education.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МОРАЛИ»

УДК. 1.14.2.

Усманов Н. доцент

кафедра "История Узбекистана и общественных наук" Ферганский политехнический институт Республика Узбекистан, г. Фергана

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МОРАЛИ

Аннотация: В статье излагаются злободневные проблемы глобализации и морали, их взаимоотношение и влияние на нравственное воспитание.

Ключевые слова: глобализация, мораль, нравственное воспитание, урбанизация, ценности, духовность, система образования.

Usmanov N. associate professor

department of "History of Uzbekistan and Social Sciences"

Ferghana Polytechnic Institute Republic of Uzbekistan, Ferghana

GLOBALIZATION THROUGH THE PRISM OF MORALITY

Annotation: The article "Globalization through the prism of morality" outlines the topical problems of globalization and morality, their relationship and influence on moral education.

Keywords: globalization, morality, moral education, urbanization, values, spirituality, education system, information society.

Сегодня мир и его развитие невозможно представить без глобализации. Одна из важных сторон этого сложного процесса-взаимосвязь глобализации с духовным содержанием человеческого бытия. За последние годы такой вопрос, как влияние и взаимосвязь глобализации с экономической, политической, социальной и духовной сферами общества довольно шире исследуется. Однако глобализация и её последствия в духовной жизни человека, на наш взгляд, должным образом не освещается в философской литературе. Исследования процессов глобализации через призму «маънавият» т.е. «духовность» приобрели бы свою актуальность в философской литературе.

Следует отметить, что глобализация эта не новое явление. Учёные отмечают, что новый мир, то есть открытие Америки и Австралии, объединение мира постоянными транспортными маршрутами благодаря

современным лайнерам, летающим от одного континента до другого без остановки, усиление миграционных процессов, развитие информационно -технологического потока и, наконец, становление английского языка как межнационального и научного языка в мировом масштабе считаются своеобразными стадиями глобализации. Этот процесс стремительно развивается и расширяется. Сегодня вне взаимосвязи немыслимо развитие любой страны мира. Когда-то великая китайская стена защитила китайцев от внешних врагов, но со временем она стало преградой на пути развития. Можно сделать вывод- сегодня развитие в одиночку немыслимо.

В условиях глобализации понятия «территория», «расстояние» и «принадлежность» потеряли свой подлинный смысл. В обиход вошли понятия «мир без границ», «гражданин мира», которые обязательно влияют на национальные ценности, духовное бытие человека. В этом смысле ждёт своих исследователей такая проблема как процесс аномии т.е. разложение системы ценностей в условиях глобализации.

Проблема глобализации и морали очень актуальна. Глобализация внесла своеобразные поправки в быт и образ жизни народов, причём живущих в различных регионах и различных социально -экономических условиях. Причём в данном процессе произошла своеобразная «ломка национальных перегородок». В данном процессе нельзя не оценить роль урбанизации.

Урбанизация навела порядок в моральных устоях общества. Сегодня не трудно догадаться, как молодёжь воспринимает старые обычаи и обряди, её отношения к бытовым проблемам, семейным обрядам и т.д. Образовался своеобразный разрыв между пожилым и молодым поколением в понимании моральных устоев общества. Молодежь, обладающая навыками и знанием информационно-коммуникационной технологии, образовала своеобразную прослойку в населении и на старое поколение смотрит как на представителя другого народа, порой чужой нации.

В появлении такой дисгармонии между молодёжью и старым поколением имеются следующие факторы:

-отсутствие надлежащего традиционного диалога между поколениями, неготовность старого поколения к бурным переменам в обществе;

-внедряемая национальная идея в сознание молодежи носит поверхностный характер, она не поднялась до уровня убеждения;

-многие идеи порой противоречивы, не имеют теоретического основания;

-чувствуется влияние идей так называемого «социализма», т.е. равенства всех и во всём, которые укоренились в сознании людей и не уступают новым;

-притупление сильных чувств, отсутствие должного осознания радости и горести, появление безразличия ко всему.

Таким образом, напрашивается вывод - глобализации идёт впереди нравственного. Чтобы поднять нравственное до уровня информационного развития надо начинать с образования. Следует пересмотреть всю систему образования.

Она должна воедино слиться с воспитанием. Система образования и воспитания должна преодолеть отсталость «гуманитарных знаний» и перенести центр тяжести на подготовку специалиста с развитым творческим мышлением, способного к непрерывному самообразованию. Для этих целей особую роль играет инициатива президента Узбекистана Ш.Мирзиёева о системной организации работы по повышению духовности молодёжи, широкой пропаганде чтения книг. Кстати в век глобализации, где есть интернет, мобильная связь, цифровое телевидение, многие люди отвыкли от чтения книг.

Глобализация от сегодняшнего специалиста требует более высокой технической подготовки. Однако эта нисколько не умоляет повышения качества гуманитарного образования, в конечном счете более направленного нравственного воспитания. Первая инициатива президента направлена на усиление интереса молодёжи к музыке, художественной литературе, театру и другим видам искусства. В этом плане необходимо разработать специальную программу развития искусства в стране.

На наш взгляд, тут несколько причин:

Во-первых, мир искусства является источником формирования и средством творческого мышления молодёжи. Именно здесь формируются навыки творческого мышления;

Во-вторых, недооценка роли духовного наследия народа оказывает сдерживающее влияние на нравственное воспитание молодёжи. Без духовного наследия невозможно сформировать нравственный потенциал личности;

В-третьих, нравы, обычаи и обряды, сформированные веками, являются важнейшим средством формирования и развития личности, которая сегодня находится в гуще пороков, встречающихся в обществе. Аномия ценностей напрямую повлияла на этот процесс;

Глубокие и качественные изменения во всех сферах жизни общества, величайшие достижения современной науки и техники являются бесспорными, что на Международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования ХХ1 век был принципиально назван «эрой знания, информации и коммуникации».

Многие авторы считают, что наступил духовно-нравственный кризис под влиянием глобализации. Однако, это отнюдь, не так? Для этого от философов требуется глубокое исследование информационной картины мира, только в этом случае можно будет сделан правильный вывод. Информационная картина мира является глобальной подструктурой,

означающей и объединяющей языковую, религиозную, национальную, научную и прочие стороны человеческого бытия.

В современных условиях обоснованы морально-этические проблемы современного информационного общества. Одним словом, требуются исследования основ духовно-нравственной сущности информации. В условиях глобализации произошли серьезные изменения в нравственных характеристиках современного общества. Общение человека утратило анонимность, непосредственное общение «человек - человек». В недалеком прошлом, как рассказывает старое поколение, в гости ездили в соседнюю деревню или на свадьбу к родственникам, оставались ночевать на несколько дней, при встречах родственников их беседы тянулись часами. Сегодня этого нет, но это не означает духовно -нравственный кризис. Тогда не было добротных автомобилей, цифрового телевидения, мобильной связи и т.д. Человек довольствовался тем, что есть. Сегодня положения в корне изменилось. На смену пришел новый вид коммуникативных связей -«человек-техника». В жизни человека произошел своеобразный переворот. На основании этого необходимо произвести сопоставительный анализ ценностей человеческого бытия и традиционной морали общества. Не трудно догадаться, что на этапе глобального развития общества выявилось противоречие между нравственностью и развитием техники. Этого следовало ожидать.

В узбекском обществе благодаря новым духовным ценностям нравственное воспитание приобрело новое содержание, формирование личности происходит на основании богатых традиции народа.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года.

2. Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. 29.12.2020

3. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.