А.И. Репинецкий
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассмотрены проблемы современного школьного исторического образования, связанные с формированием единого образовательного пространства в условиях глобализации.
Ключевые слова: всеобщая и отечественная история, единый государственный экзамен, интегрированные образовательные программы.
История - главное богатство любого народа, национальное достояние страны, фундамент, на котором строится будущее государства. Именно эта наука формирует нравственное состояние общества. Познание истории начинается в школе. И начинается оно со знакомства с учителем истории и учебником истории. Современное общество предоставляет школьнику огромный выбор источников познания, в том числе и исторического знания. Для подростков таким источником стали прежде всего глобальные поисковые сети. Но и наличие Интернета не умаляет роли школы и школьного учебника по истории. В то же время глобализация образовательных процессов требует новых подходов к школьному историческому образованию.
Проблема исторического образования волнует европейское сообщество. В 2007 г. предметом обсуждения Совета Европы стали учебники истории. В европейских странах действуют разные учебники, носящие общее название «История Европы». Совет Европы отметил, что в подавляющем большинстве они не удовлетворяют представлениям о современном интегрированном учебнике. Главным недостатком существующих учебников, отметила комиссия Совета Европы, является то, что они не представляют историю
© Репинецкий А.И., 2014
Европы в целом, а по-прежнему являются изложением истории отдельных европейских империй или отдельных европейских стран. Многие из них не соответствуют принципам единого европейского пространства. В связи с этим Совет Европы определил критерии, которым должны соответствовать современные учебники:
- уважать историческую правду;
- поддерживать демократические преобразования;
- защищать права человека, терпимость, понимание и многова-риативность;
- развивать критическое мышление и возможность отличать отклонение, предвзятость и стереотипы;
- поощрять такие отношения, как открытость, принятие многообразия, сочувствия, гражданское мужество1.
Современная Россия прочно вошла в мировое сообщество. Одним из показателей этого процесса является вступление страны в Болонский процесс. Глобализация образовательного пространства повысила требования к знаниям всеобщей истории у выпускников российских школ. Молодые люди должны знать историю зарубежных стран, закономерности и особенности исторического развития государств западной и восточной цивилизаций.
Необходимо помнить, что изучение всеобщей истории в высшей школе, за исключением специализированных факультетов, не предусмотрено, и это накладывает на школу особую ответственность за знание всеобщей истории. Современное изучение истории построено на концентрическом принципе. Таким образом, за два года старшеклассник должен изучить всеобщую историю от древности до современности.
Отвечая требованиям создания единого образовательного пространства, российскими историками и методистами были разработаны интегрированные программы изучения истории России и мировых цивилизаций. Программы, которые используются в настоящее время в школах, содержат шесть главных блоков:
- теоретико-методологические основы исторического процесса, особенности научного познания истории;
- обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
- важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;
- процессы, явления, структуры и события отечественной истории и их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
- историческое наследие эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;
- человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
В данном случае интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории. Содержание программ отвечает цели интегрированного изучения истории и позволит учащимся четко представить закономерности исторического развития и место России в мире.
К сожалению, практика преподавания истории в современной российской школе свидетельствует, что выпускники не обладают знаниями по всеобщей истории. Главное - не имеют возможности обладать ими, поскольку часто уроки по всеобщей истории заменяются уроками по отечественной истории. Как бы это ни показалось странным, но такая ситуация связана с появлением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по отечественной истории. Упор на изучение этого предмета и делается в школе.
В современной системе школьного образования от результатов сдачи ЕГЭ зависит не только поступление выпускника школы в вуз, но и положение учителя. Результаты сдачи ЕГЭ влияют на квалификацию (разряд) учителей, его репутацию в школьном коллективе, а следовательно, и заработную плату. Подготовка учащихся к ЕГЭ требует не только значительных умственных усилий как учащегося, так и учителя, но и времени. В условиях дефицита не только учебного времени, но и свободного времени старшеклассников вообще время для подготовки к ЕГЭ по отечественной истории восполняется часами, отведенными программой на изучение всеобщей истории. Об этом свидетельствуют первокурсники, поступившие на исторический факультет Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в последние несколько лет. Из бесед с ними (а это молодые люди, ориентированные на изучение истории) вырисовывается печальная картина, свидетельствующая, что всеобщая история изучается в старших классах или обзорно в больших объемах, что не способствует ее усвоению, или отдается на самостоятельное изучение. При этом проверка знаний учащихся или отсутствует, или проводится формально. Результатом подобного состояния дел стала ситуация, когда выпускники школы окан-
чивают ее с очень слабыми знаниями по всеобщей истории, а часто вообще без оных.
В современной системе образования преподаванию всеобщей истории отведена второстепенная роль, что выразилось в уменьшении часов на ее изучение. Не нуждается в доказательстве положение, что пренебрежительное отношение к всемирной истории противоречит процессу глобализации и вступлению страны в Болонскую систему образования. Во многом это объясняется тем, что школа стала местом, где ученики получают образовательные услуги, не образование, не воспитание, а именно образовательные услуги. В соответствии с этим изменилась и миссия современной школы: она должна воспитывать не образованных граждан своего Отечества, а успешных потребителей.
Только в последние годы руководители нашего образования поняли роль воспитания в системе образования в целом и в преподавании истории в частности. Новый федеральный Государственный стандарт отмечает, что одной из задач и функций исторического образования стала задача воспитания посредством исторических знаний.
История является одним из важнейших компонентов школьного образования. Историческое образование призвано не только дать учащимся представление об историческом развитии человечества, но вооружить его знанием фактов, чем способствовать интеллектуальному развитию молодежи. Не менее важной функцией изучения истории является ее воспитывающее значение. Суверенитет и патриотизм граждан страны являются неразрывными составными частями государства. Воспитывать патриотизм призваны все школьные предметы, но особая роль ложится на предметы гуманитарного цикла, а среди них совершенно исключительную роль занимает история (вряд ли это надо доказывать).
В современном обществе история выполняет еще одну функцию - она является той цементирующей основой, которая связывает современное российское общество.
Можно возразить, что изучение истории многими молодыми людьми продолжается и в высших учебных заведениях. Действительно, история России входит в перечень предметов федерального компонента, являясь предметом, обязательным для изучения. Но на ее усвоение в лучшем случае отводится три образовательные единицы, т. е. 108 часов, которые распределяются следующим образом: 36 часов на экзамен, столько же на самостоятельную работу и только 36 часов на аудиторные занятия. Естественно, вузовская программа предполагает изучение истории на более высоком по-
знавательном уровне и включает такие вопросы, как методология истории, характеристика основных источников по изучению отечественной истории, знание основных историографических трудов, понимание альтернатив исторического развития и вновь изучение в полном объеме отечественной истории. Выделенное количество часов является насмешкой над историческим образованием, так как освоить программу за это время невозможно.
Успешное изучение отечественной истории в вузе возможно только на основе глубокого усвоения школьного курса отечественной истории. Это позволит вузовскому преподавателю истории сосредоточиться на изучении проблем, не включенных в школьный учебный процесс изучения истории, а также важнейших основополагающих факторов развития исторического процесса, формирующих мировоззрение и воспитывающих чувство патриотизма.
Реформирование высшего образования на современном этапе ведет к снижению количества вузов, а следовательно, и численности студентов. Это приведет к увеличению численности молодежи, для которых изучение истории закончится вместе с окончанием школы. И это возлагает еще большую ответственность на школьное историческое образование.
Зададимся вторым вопросом - выполняет ли современная школа функцию скрепления нации на основе знания истории Отечества? И снова приходится констатировать, что эту функцию современное школьное историческое образование не выполняет. Попробуем разобраться почему.
Казалось бы, ответ лежит на поверхности и связан с недостаточным количеством часов, отводимых на изучение истории. В последние годы совершенно четко просматривается линия на уменьшение количества часов, отводимых на изучение гуманитарных предметов вообще и истории в частности (хотя подобные жалобы можно услышать практически от всех преподавателей-предметников). И ныне действующий федеральный Государственный стандарт, и проект его следующего поколения отводит на изучение истории в старших классах средней школы от 68 часов2 до 70 часов3. Много это или мало?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что изучение истории проходит на уровне двух концернов основной и средней школы. Второй концерн предполагает изучение истории России, начиная от истории первобытности до настоящего времени. Отведенное количество часов не позволяет организовать процесс обучения и воспитания на материале истории должным образом. Так, на изучение темы «Великая Отечественная война» отводится
5 часов, и те же 5 часов - на изучение темы «Вторая мировая война». Это приводит к тому, что величайшее событие нашей истории превращается в рядовой исторический факт. Об этом свидетельствуют материалы многочисленных социологических опросов. Все они дают примерно одну и ту же картину.
Сошлемся на один из них, проведенный среди студентов Самарского аэрокосмического университета. Вуз по своему статусу является научно-исследовательским, он сохранил высокий престиж в регионе, что дает возможность отбирать лучших абитуриентов. Опрос проводился в дни празднования 65-летия Великой Победы. Он показал, что чем моложе респондент, тем хуже он осведомлен о событиях Великой Отечественной войны. Даже точную дату начала войны назвали лишь две трети опрошенных.
Но самое удручающее впечатление произвел ответ на вопрос «Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?». 42% ответили - из средств массовой информации, 6% - из рассказов родственников и родителей, 3% - из школьных уроков истории4.
В условиях глобализации образовательного процесса выявилась еще одна тенденция школьного исторического образования. Выпускники школы не видят в отечественной истории ничего светлого и радостного. Опросы, проведенные на первых курсах преподавателями кафедры отечественной истории и археологии Поволжской социально-гуманитарной академии, показали, что вчерашние школьники не могут назвать период, когда развитие государства и состояние населения можно назвать благоприятным. В лучшем случае называют два периода - послесталинскую «оттепель» и годы, предшествующие Первой мировой войне. Во многом эта ситуация является отголоском периода гласности, когда в изучении истории преобладали разоблачительные тенденции, а главным направлением стало изучение «белых пятен».
Вместе с тем сложившаяся ситуация во многом связана и с современным состоянием ее изучения. Проверочные материалы ЕГЭ в основном обращают внимание на войны, революции и другие катаклизмы и социальные потрясения, т. е. периоды, когда и государство и население переживали трудности. Так, в демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ 2013 г. по истории в части «А» и «Б» таких вопросов более половины5. В результате у учащихся складывается искаженное впечатление о прошлом нашей страны.
Негативное восприятие российской истории оказывает двойственное влияние на молодежь страны. С одной стороны, негативное восприятие собственной истории формирует искаженный
облик мирового исторического развития в целом, с другой - отрицательным образом влияет на самоидентификацию молодежи. В условиях глобализации подобная тенденция может отрицательным образом повлиять на восприятие собственной страны и ее роли и месте в мировом пространстве.
В последнее время в обществе определенную тревогу вызывает процесс радикализации части российской молодежи. Появление молодых людей, отвергающих эволюционный путь развития и являющихся сторонниками революционных действий, также в определенной степени есть проявление незнания истории. Если бы учитель имел возможность подробно показать ученикам последствия социальных катаклизмов (Великой французской, английской, Ноябрьской революции 1918 г. в Германии, гражданской войны в России), возможно, сторонников революционного пути развития уменьшилось бы.
Таким образом, задачи изучения отечественной и всеобщей истории в условиях глобализации образовательного процесса требуют увеличения времени на изучение школьного курса истории, усиления воспитательного аспекта истории, создания условий, при которых изучение всеобщей и отечественной истории будет необходимым компонентом школьного образования.
Примечания
1 Анин О. На рынке школьных учебников // Преподавание истории в школе. 2007. № 5.
2 Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений: Всеобщая история. История России: 10-11-е классы / Авт.-сост. Л.Н. Алексушина. М.: Мнемозина, 2009.
3 История: Программа для 10-11-х классов (базовый уровень) / Под ред. А.В. Чудинова, А.В. Гладышева. М.: Академия, 2008.
4 Соснина Т.М. Курс отечественной истории в техническом вузе: размышления и предложения // Историческое образование в современной России: перспективы развития. М.: РГСУ, 2001. С. 174.
5 Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2013 г. по истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 3. С. 47-58.